Есть писатели, в мир книг которых входишь легко, «без приглашения». Среди таких художников слова можно выделить Пушкина, Есенина, Тургенева. А есть такие, чьи книги читать совсем не просто, для них нужен особенный настрой и даже предварительная подготовка. Для меня таким писателем явился М.А. Булгаков.

Роман «Мастер и Маргарита», написанный Булгаковым, вошел в ряд подлинных шедевров русской литературы. Михаил Афанасьевич писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многосмысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует и высочайшая художественность.

Среди наших писателей послевоенной эпохи Михаил Афанасьевич Булгаков теснее других связан с поисками истины.

Истина... Какое глубокое и емкое слово! Стараясь осмыслить его, мы говорим «истинная любовь, истинное великодушие, истинная доброта». Каждому человеку, хоть немного приобщенному к духовному опыту предшествующих поколений, свойствен поиск и осознание этой истины. Люди совестливые, считающие себя ответственными за все происходящее па земле, всю жизнь старались найти правду, благодаря которой можно изменить себя и окружающий мир.

В поисках истины провел свою жизнь Лев Николаевич Толстой, анализируя каждый прожитый час. Страдал и мучился Федор Михайлович Достоевский, отыскивая в истине пути совершенствования души человека.

Для Михаила Афанасьевича Булгакова основным источником истины стала религия. Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек обретает духовное пристанище, веру, без которой невозможно жить. Духовно-религиозные искания для людей творческих - это знак, которым отмечены их творения. У писателя носителями этого знака являются герои его книг.

Герои произведений Михаила Булгакова реалистичны и современны. Именно они помогают читателю осознать позицию автора, его отношение к добру и злу, его глубокое убеждение в том, что человек должен сам принимать решения и отвечать за свои поступки. Проблема нравственного выбора, ответственности и наказания становится главной проблемой романа.

Роман «Мастер и Маргарита» начинается со спора двух литераторов Берлиоза и Бездомного - со встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. Они спорят о том, есть ли Бог или нет. На утверждение Берлиоза о невозможности существования Бога Воланд возражает: «Кто же управляет жизнью человеческой и всем распорядком на земле?» Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос: «Сам человек и управляет»

Ho развитие сюжета романа Михаила Булгакова опровергает этот тезис, раскрывает зависимость человека от тысячи случайностей. Например, нелепая смерть Берлиоза. А если жизнь человека зависит от тысячи случайностей, то можно ли ручаться за будущее? Что же является истиной в этом хаотичном миро? Этот вопрос и становится главным в романе. Ответ на него читатель находит в «евангельских» главах, где автор размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земле, за собственный выбор человеческих путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и бесчеловечности.

«В белом плаще, с кровавым подбоем» появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Перед ним стоит трудная задача. Он должен решить судьбу другого человека. В душе Понтий Пилат осознает, что Иешуа невиновен. Ho Михаил Булгаков показывает зависимость прокуратора от государства, он не имеет права руководствоваться нравственными принципами. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив на смерть Иешуа, он губит свою душу. Вынося приговор, он восклицает: «Погибли!». Это означает, что он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Ho в споре между Понтием Пилатом и Иешуа об истине и добре побеждает последний, потому что он идет на смерть, но не отказывается от своих убеждений, оставаясь истинно свободным.

Иешуа у Булгакова - обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Ho он - воплощение чистой идеи. Ни страх, ни наказание не могут заставить изменить идее добра, милосердия. Он утверждает «царство истины и справедливости», где не будет «ни власти, ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в преобладание доброго начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно наступит.

В романе Михаила Булгакова Иешуа - прообраз Христа, но это не богочеловек, а тот, кто знает и несет истину. Он проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви, милосердию.

Ho в мире булгаковского романа появляется и Сатана - Боланд - со своей свитой, которому окружающий мир открыт без прикрас, и этот иронический взгляд Боланда на окружающее близок автору. Всего на три дня Боланд и свита остаются в Москве, но спадает покров серой повседневности, и человек предстает перед нами в своей наготе: «Они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги».

Меру зла, порока и корысти Воланд определяет мерой истины, красоты и добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Всевидящий Воланд утверждает, что никакой ход истории не меняет человеческой природы. Именно эти страницы романа заставляют читателя задуматься над вопросом: человек полностью зависит от случая и все в нем предсказуемо? Что же может противостоять стихии жизни, и можно ли изменить этот мир? На эти вопросы автор отвечает, рассказывая нам романтическую историю Мастера и Маргариты.

Поведение романтических героев определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору. Мастер устанавливает историческую истину, написав роман об Иешуа и Понтии Пилате. Читая этот роман Мастера, мы понимаем, почему «рукописи не горят». Мастер в своем романе вернул человеку веру в высокие идеалы и в возможность восстановить истину, вопреки тем, кто не хочет с нею считаться. Ho Мастер не герой, он лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства, от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа, сжигает его.

Подвиг совершает Маргарита, она умеет бороться. Она преодолевает страх во имя жизни, собственный страх во имя веры в талант Мастера: «Я погибаю вместе с тобой». Она идет нa самопожертвование, закладывая душу дьяволу. Так Маргарита сама творит свою судьбу, руководствуясь высокими нравственными принципами.

Прочитав роман, я еще долго размышляла над тем, что человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты.

Так что же такое истина, по Булгакову? Истина - это ответственность человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, это собственный выбор жизненных путей. Истина - это всепобеждающая сила любви и творчества, возносящая душу к высотам настоящей человечности.

Аргументы к итоговому сочинению 2016-2017 года по произведению "Мастер и Маргарита"

Итоговое сочинение 2016-2017: аргументы по произведению "Мастер и Маргарита" для всех направлений

Честь и бесчестие.

Герои: Воланд, Мастер, Маргарита

Литературный пример. Ложь, страх и бесчестие пронизывают роман насквозь. Все лгут, страшатся и лукавят. Воланд и его свита выводят «на чистую воду» завравшихся горожан, но тут же обманывают всех собравшихся в варьете, мастерски играя на их страстях. Обманывает он и Мастера с Маргаритой, не дав им прожить и дня обещанной счастливой жизнью в подвальчике. Сделка с дьяволом -грандиозный обман, увенчанный гибелью. Оба героя, сослужив службу нечистому и получив от него обещание исполнения желаний, отравлены по его указанию в тот же день, они так и не успели насладиться свободой.

Победа и поражение.

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Во сне прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека. Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе. Прокуратор перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса.
Стоит человеку обрести богатство, как сразу же он начинает бояться его потерять.
Сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни. Зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по «лунной дороге» как высшую победу человека над самим собой.

Ошибки и опыт.

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе. После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: "Бессмертие... Пришло бессмертие... Чье бессмертие пришло?" Героя обрекли на вечные страдания. После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести. Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: "Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями".

Разум и чувства.

Герои: Мастер, Маргарита

Литературный пример: Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!». Героиня любит мастера всем своим сердцем, вдыхает жизнь в его квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного. Герои очень разные. Мастер спокоен, задумчив. Маргарита же сильная и резкая. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита – действие. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.

Произведение «Мастер и Маргарита» по праву можно назвать итоговым в жизни Булгакова. Автор работал над ним на протяжении 12 лет. Не случайно этот роман является любимой книгой многих людей. В нем сочетаются представления автора о добре и зле, справедливости и любви. Однако, безусловно, тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» - основная.

Начало романа. Знакомство с представителями пишущей братии

В самом начале своего произведения автор знакомит нас с главой объединения литераторов МАССОЛИТ, Михаилом Александровичем Берлиозом, и поэтом Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова поднимается уже на первых страницах романа. Автор показывает читателю свое ироничное отношение к Берлиозу, однобокость его образования и узость кругозора. Именно он главный противник издания романа, созданного Мастером.

Истинное и ложное творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (сочинение с таким названием часто пишут школьники) является одной из самых главных. Произведение содержит в себе конфликт истинного и ложного творчества. Автор относился к этому вопросу очень болезненно. Не случайно исследователи полагают, что Мастер - прототип самого Булгакова.

Главной достопримечательностью Москвы был огромный ресторан, в котором подавали судачков, стерлядь, яйца-кокот. Члены МАССОЛИТа заботились главным образом о своей сытости, а не о качестве духовной пищи.


Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Образ мастера

Мастер изображен автором как истинный творец, который, как это обычно бывает, не может найти понимания среди заурядных писателей, поэтов и редакторов. Произведение Мастера очень психологично, оно показывает тонкости взаимоотношений карающей стороны и осужденного человека, который невиновен, прокуратора. Гениальный роман Мастера не встретил поддержки со стороны МАССОЛИТа. Гонители автора, движимые завистью, пишут обличительные статьи. Критика доводит Мастера до сумасшедшего дома.

Вмешательство высших сил в судьбу Мастера

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита», а если быть точнее, тема истинного творчества, связана с образом Мастера. Произведение, созданное им, находит поддержку помогает восстановить справедливость. Они расправляются с Берлиозом, в конце произведения горит дом Грибоедова.

Любовь и творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» связана с темой любви. Чувство Маргариты помогает побороть разочарование в жизни, придает силы. Она верит в то, что роман Мастера - действительно гениальное творение.

Встреча с Воландом превращает Маргариту в ведьму. Чтобы спасти Мастера, она летит на бал Сатаны, который предстает перед читателями как справедливый судья. Он помогает Маргарите вернуть возлюбленного и делает все, чтобы жизненные невзгоды последних дней не волновали их: Мастер больше не числится в клинике, их гнездышко, подвал, снова свободно, пять сгоревших экземпляров рукописи теперь у него в руках.

Кроме того, наверху было решено подарить влюбленным вечный покой и возможность наслаждаться жизнью.

Завершение романа

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» пронизывает все произведение. Книга заканчивается очень счастливо для Мастера и его возлюбленной. Подлинное творчество одерживает победу над ложным. Мастер и Маргарита покидают то время, в котором они жили, и обретают вечный покой. Мастер находит то, что очень важно для истинного художника, - свободу, не ограниченную рамками политического строя.

Итак, освещена тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Кратко в этой статье мы уже рассказали, как она прослеживается в этом произведении. Теперь обратимся к истории создания романа.

Об истории создания романа

Знаменитое было опубликовано лишь в шестидесятые годы. Временем начала работы над романом следует считать 1928-1929 годы, так как сам автор датировал первые рукописи то одним, то другим годом. Первоначально произведение получило несколько вариантов названий: «Копыто инженера», «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом», «Гастроль».

Булгаков сжег свой роман весной 1930 года, оповестив об когда получил известие о том, что была запрещена пьеса «Кабала святош». Работа над произведением была возобновлена в 1931 году. Именно тогда в книге появились Маргарита и её спутник, который в последующем был назван Мастером. У Воланда появилась свита. Редакция 1936 года, вторая по счету, была озаглавлена как «Фантастический роман».

Третья редакция изначально носила название «Князь тьмы». Произведение было озаглавлено как «Мастер и Маргарита» в 1937 году. В начале лета 1938 года впервые был полностью напечатан текст романа, который редактировался практически до последних дней жизни писателя.

Герой Мастера очень автобиографичен, что лишний раз подтверждается информаций о его возрасте, сообщенной в романе. Согласно тексту произведения Мастер был человеком примерно тридцати восьми лет. Столько же было Булгакову, когда он начал работать над этой книгой.

Считается, что на создание образа сатаны автора вдохновила опера Шарля Гуно, сильно впечатлившая его еще в детстве, а также поэма И.В. Гете «Фауст». Интересно, что на Булгакова произвел сильное впечатление роман Чаянова А.В., главный персонаж которого носит фамилию Булгаков. На страницах книги он сталкивается с дьявольской силой. Совпадение фамилий сильно взволновало писателя.

Примечательно, что Воланд в первых редакциях носил имя Астарот, но в последующем это имя было заменено.

Как сообщила вдова писателя, последние слова Булгакова о произведении «Мастер и Маргарита» были: «Чтобы знали…»

Сейчас в Москве на Большой садовой есть «Булгаковский дом». Это музей, который рассказывает о творчестве и жизни писателя. Довольно часто там проходят небольшие театральные постановки, импровизации на произведения писателя.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (аргументы для этого были приведены выше) является главной. Кроме того, первоначально автор планировал поднять в романе множество общественных проблем, среди них и вопрос о сложностях работы русских писателей в России, которые подвергались настоящей травле со стороны государства. В известной нам редакции автор пишет о судьбе одаренного человека в условиях господства тирании, что, впрочем, сильно перекликается с первоначальным замыслом.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» - ключевая, ведущая. Она тесно переплетается с темой любви героев этого великолепного произведения. Чувство Маргариты спасает Мастера. Творение, созданное Булгаковым, впечатляет современников, как ни одно другое. Роман пользуется дурной репутацией у кинематографистов, однако находятся смельчаки, в которых желание снять фильм по этому произведению побеждает суеверный страх. Последняя экранизация романа в 2005 году потрясла зрителя подробностью, количеством спецэффектов, мастерством актерского состава.

1. Месть сатаны в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», представлена, как правосудие. Гуляя по столице, поэт Иван Бездомный рассуждал с литератором Михаилом Берлиозом об антирелигиозной поэме. Они присели на скамейку и к ним вскоре присоединился незнакомец, напоминающий иностранца. От случайных знакомых он услышал, что дьявола не существует, а каждый человек сам управляет собственной жизнью. Случайный знакомый рассказал историю о прокураторе Понтий Пилате, отправившем на смерть Иешуа за высказывания против власти. Затем незнакомец предсказал Берлиозу, что ему комсомолка отрежет голову. В этот же вечер предсказание сбылось: литератор попал под трамвай и лишился головы. Иван Бездомный заподозрил в этой трагедии незнакомца, решил его выследить и разоблачить, но оказался в психиатрической больнице с диагнозом шизофрения. Таким жестоким способом Воланд отомстил людям, усомнившимся в существовании дьявола. Однако к ним нет жалости, поскольку эти люди творчество превратили в нескончаемую пропаганду. Правосудие представляет собой процесс, где наказываются лишь преступники, а не те люди, которые проявили неуважение суду.

2. Месть, которую в некоторой степени можно оправдать, идеально представлена в романе Михаила Булкакова. Незнакомец, представившийся Воландом, стал проживать в квартире умершего Берлиоза, предварительно отправив в Ялту Лиходеева, директора театра Варьете. Теперь председателя жилищного товарищества, принялись донимать граждане, желавшие получить в личное пользование комнату погибшего человека. Никанор Иванович Босой получил от Коровьева (переводчик Воланда) определенную сумму рублей в качестве взятки. Однако рубли превратились в доллары и председателя жилищного товарищества арестовали за спекуляцию валютой. Это случилось благодаря звонку Коровьева в милицию. Таким способом сатана наказал Никанора Босого за корыстолюбие. Он всегда пользовался служебным положением ради получения выгоды. Собирая взятки с просителей, он их презирал. Такая месть оправдывается, поскольку она пошла взяточнику на пользу.

3. Нередко месть застает человека неожиданно, причем безо всякого повода. Подобный случай описывает в своем бессмертном романе Михаил Булгаков. Как известно, сатана отправил из столицы Степана Лиходеева в Ялту, откуда тот стал отправлять телеграммы с просьбой подтверждения его личности и, что он является сотрудником театра. Однако администрация сочла это неуместной шуткой, поскольку Лиходеева буквально час назад видели в Москве. Помощник финдиректора Варенуха решил все это объяснить в милиции, но был звонок и по телефону незнакомый голос приказал,что никуда ходить не нужно. Мужчина проигнорировал данный приказ, был схвачен и доставлен в «нехорошую квартиру». Здесь его сделали вампиром, после чего Лиходеев примкнул к шайке Воланда. Данный пример подтверждает, что мести избежать невозможно, даже прибегая к разным ухищрениям. Она может заявиться в любое время и не спасут никакие контрмеры. Миновать расплату можно единственным способом – не делать ничего, что может повлечь возмездие.

4. В книге «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков описывает мнимое великодушие, но главное то, что люди в него верят. Примером стал сеанс черной магии,проведенный Воландом. Он сделал вывод, что человечество внешне заметно изменилось, но решил проверить, насколько осталась неизменной внутренняя сущность людей. Сначала на них посыпались деньги, затем кот лишил головы конферансье за то, что он назвал все происходящее обычным фокусом. Затем кот вернул голову на место. Далее Воланд наколдовал появление магазина, в котором предлагалось обменять свою старую одежду на новые дорогостоящие вещи иностраного производства. Затем маг со своей свитой исчез под звуки марша и общий переполох. Новая одежда, в которую были облачены женщины, исчезла в один миг в присутствии многочисленной публики, а деньги превратились в обычную бумагу. Зрители поздно поняли, что настоящее великодушие преподносится скромно. Это делается для того, чтобы человек, принимающий дары, не чувствовал себя чем-то обязанным, а тем более сконфуженным.

5. Настоящее благородство проверяется в беде. Это хорошо описывает русский писатель в своей книге «Мастер и Маргарита». Одного из героев помещают в психиатрическую больницу. Его коллеги признают помешательство сослуживца и спешат поскорее разорвать с ним всякие отношения.Никто из них даже не усомнился в правомерности принятых мер. Никто не пришел на помощь здоровому человеку, кроме незнакомца, душа которого по-настоящему добрая и бескорыстная. Сидя на больничной койке, Иван Бездомный увидел, как в окно протиснулся незнакомец, а затем представился Мастером. Поэт, лечащийся в психиатрической больнице поведал незнакомцу, что украл у фельдшера ключи, но все равно остается здесь, поскольку ему негде жить. После рассказа своей истории, Мастер сообщил Бездомному, что это происки сатаны. Затем посетитель поведал поэту свою историю, в которой рассказал, что писал роман о человеке, влюбившемся в замужнюю женщину. Благодаря непринужденной беседе с понимающим человеком, у Бездомного появилось настроение и поэт перестал переживать о своем забвении. Мастер, невзирая на потенциальную опасность, пришел на помощь незнакомому человеку, заточенному в психбольнице. Именно такой поступок можно назвать настоящим примером великодушия и мужества.

6. Подлинную благородность души и бескорыстия, не каждый человек способен оценить по достоинству. Иногда люди из-за великодушия даже страдают. В частности, такой пример описывает в своей книге Михаил булгаков. Здесь к смертной казни приговорил Понтий Пилат философа Иешуа, который предварительно избавил прокуратора от головной боли. Римский правитель понимал, что святой ни в чем не виноват, но он говорил, что Бог выше Кесаря и лишь ему нужно молиться и просить прощения за грехи. Понтий Пилат не рискнул противостоять местному духовенству, тем самым, позволив свершиться чудовищной несправедливости. Иешуа казнили вместе с двумя разбойниками, свидетелями чего стала толпа людей, с удовольствием наблюдавшая за казнью. Никому из них святой ничего плохого не сделал, а даже помогал. Нашелся лишь один ученик Иисуса, который выкрал тело своего учителя и захоронил. Толпа глуха к настоящей добродетели, а великодушие одного человека нередко обезоруживает.

7. Иногда щедрость души возникает под воздействием любви. Это хорошо описывает в своем бессмертном романе Михаил Булгаков. Потеряв любимого, героиня не знала, как и где его найти. На помощь пришел Азазелло, пообещав помочь разыскать Мастера. Демон пригласил Маргариту к Воланду, предварительно предложив ей волшебный крем. Она, преодолевая страх, покрыла себя этим зельем и стала невесомой. Девушка вместе с Азазелло полетела на бал к Воланду, который вернул ей Мастера вместе с квартирой. Но чего стоил Маргарите этот бал? Страх и отвращение испытывала девушка. Она даже решила облегчить загробную жизнь своей знакомой. Воланд по достоинству оценил великодушие Маргариты. Так любовь к Мастеру идеально раскрыла в девушке ее добродетель.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» перед выбором стоит прокуратор Понтий Пилат: сохранить свою карьеру, а может быть, и жизнь, над которыми нависла тень дряхлеющей империи, казнив Иешуа, или пойти против власти кесаря и спасти философа Га-Ноцри. Он побоялся спасти Иешуа от смертной казни. Но только потом он понимает, что мог бы пожертвовать всем. Прокуратору снится сон, где казни, как ему кажется, вовсе не было. Здесь, во сне, он готов пойти на все, чтобы спасти ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. Очень и очень долго ждал Пилат прощения, страдая от мук совести «двенадцать тысяч лун», за свою трусость, но в результате, прощенный, он идет по лунной дороге вместе с Иешуа Га-Ноцри.

В романе М.Булгакова «Белая гвардия» Най-Турс – «отец солдатам». Он не просто заботится о своих подчиненных, обеспечив их валенками, он совершает подвиг: спасает юнкеров в бою с петлюровцами на «мертвенном» перекрёстке Города, прикрывая их и сознательно принимая смерть. Для булгаковского героя нет иного выбора, чем сохранить жизни безусых юнцов, которые – и Най в этом уверен! – будут биться до последнего. Но никакая идея не способна оправдать гибель людей! В романе М.Булгакова «Белая гвардия» полковник Малышев распускает защитников города, чтобы сохранить их жизни – таков его нравственный выбор. Ничего нет бесценнее человеческой жизни; вот почему с болью и трепетом воспринимаются слова полковника, по возрасту годившегося своим подчиненным в старшие братья: «Дети мои!.. на свою совесть беру и ответственность!.. Вас посылаю домой!!» За этим поступком – мужество человека и трагедия офицера.

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих», по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах.

Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком. В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» на берегу Ангары власти собрались строить плотину, которая затопит близлежащий остров, поэтому население должно было переехать в другое место. Главной героине Дарье представляется право нравственного выбора: уехать или же отстаивать свое право на счастье, на жизнь на родной земле.


Яркий пример нравственного выбора можно найти в повести Василя Быкова «Сотников». Партизан Сотников, оказавшись перед выбором между жизнью и смертью, не побоялся казни. Движение к нравственной высоте важнейший мотив биографии и творчества Л.Н. Толстого. В способности самосовершенствования писатель видел начало преобразования мира. По пути духовного преображения шел и герой «Войны и мира», Андрей Болконский, от ошибок и разочарований к евангельским истинам.

А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником).

А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов).

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

М. Шолохов. «Тихий Дон».

А. Геласимов. «Жанна».

Л. Петрушевская. «Глюк».

Л. Улицкая. «Бедные родственники».

Возможный вариант вступления/заключения

Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь - коня потеряешь…», «Налево пойдёшь - себя потеряешь…», «Прямо пойдешь - и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных.