Меценат – это человек, который из личных побуждений и на добровольной основе способствует развитию науки и искусства, а именно спонсирует деятельность выдающихся личностей и в материальном плане покровительствует музеям, галереям, исследовательским центрам и аналогичным им заведениям. Мировая и отечественная история знает немало примеров таких бескорыстных личностей. Однако отдельного внимания заслуживает временной отрезок с 19 по 20 век, ведь в этот период в России произошел настоящий расцвет меценатства.

О причинах возникновения явления

Традиция брать под свою опеку храмы, больницы, театры, школы или проявлять милосердие по отношению к отдельно взятым художникам, ученым, танцорам и пр. начала свое стремительное возрождение в Российской империи в 17 веке, достигнув ко 2-ой половине 19 века невиданного ранее подъема. Главными представителями течения были зажиточные купцы, в которых, в отличие от их западных коллег, было меньше коммерческой жилки, но больше веры – в миссию, судьбу и Бога.

Свое дело, которое в современности назвали бы «бизнесом», человек 1800-х годов расценивал как предназначение, предписанное свыше, а потому исполнял его добросовестно и честно (хотя и из этого правила, конечно, порой находились исключения). Меценатство же стало рассматриваться в предпринимательской среде едва ли не обязанностью – тогда это не столько придавало статусности, сколько помогало обрести душевную гармонию и отдать дань благодарности Господу за то, что он помог заработать столь внушительные суммы. Копить деньги для себя считалось нормальным, но куда более достойным почитали использование богатств в практических целях, направленных на пользу всего общества.

Интересный факт! Известные меценаты мира не получили бы свое название, если бы не один римлянин, живший с 70 года до н.э. по 8 год н.э. и занимавший должность покровителя искусств. Имя этому мудрому и прямолинейному мужчине, некогда приближенному к самому императору Октавиану Августу, – Гай Цильний Меценат. Именно в его честь позднее начали именовать всех милосердных жертвователей на Земле.

Александр Людвигович (1814-1884), принадлежавший к «касте» банкиров и имевший состояние в 100 000 000 рублей, отдал на благотворительные мероприятия различного рода свыше 6 000 000. Он происходил из семьи обрусевших немцев, имел трудолюбивого и порядочного отца, чьи заслуги были отмечены лично императором России Николаем I. Правитель наградил мужчину титулом барона. Достижения родителя Александр смог укрепить, развить и продолжить. Так, приняв обязанности первого управляющего Государственного банка, он начал вкладываться в строительство железных дорог (Петергофской, Николаевской, позже переименованной в Октябрьскую, и Балтийской) и даже основал посвященное им Главное общество. Однако это были только первые штрихи, «пробы пера».

Сначала он пожертвовал по 5000 рублей Чесменской военной богадельне и морским служащим, потерявшим в Севастополе свою собственность. Затем, когда Штиглиц отошел от дел и продолжил жизнь на причитающиеся ему проценты, он дал своей скромной, но добродетельной натуре полный размах. Прядильный и суконный заводы в Нарве, поселение для трудящихся, библиотека, церковь, поликлиника, содержание коломенского детского интерната и глазной лечебницы в Мохове – все это было бы невозможно без материальной помощи Александра Людвиговича. Однако главным его делом стало возведение в 1876 году Санкт-Петербургского Центрального училища технического рисования для мужчин и женщин (ныне «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица»), которому филантроп выделил сначала 1 000 000 рублей серебром на строительство, а затем – еще около 5 000 000-7 000 000 в качестве завещания. Учреждение такого заведения на долгие годы вперед разрешило проблему отсутствия в стране профессиональных инженеров, необходимых для движения промышленности вперед.

Барон Штиглиц ушел из жизни из-за воспаления легких. Это был настоящий патриот, никогда не изменивший принципу хранить деньги исключительно в отечественных банках, и, вместе с тем, один из тишайших людей России, который не имел привычки говорить хоть сколько-нибудь лишнего. Обустройство его главного детища, училища, завершил зять – дворянин и представитель Сената Александр Половцев, муж приемной дочери четы Штиглиц Надежды.

Следующий известный меценат России, Савва Иванович (1841-1918), был потомком древнего купеческого рода. Если говорить о его предпринимательской деятельности, то здесь речь пойдет снова о рельсовых полотнах, но в этот раз – только о них. Савва, так же, как и Штиглиц, продолжил дело отца, некогда являвшегося директором общества Московско-Ярославской железной дороги. Мамонтову-младшему любые «капиталистические» и «бюрократические» занятия давались непросто, однако благодаря умению быстро увлечься он смог не только занять пост вышеозначенного объединения, но и стать гласным Городской думы, и членом Общества любителей коммерческих знаний, и виднейшим представителем столичного купечества.


Как это часто бывало, один из самых известных меценатов в России отличался творческим характером и тонкой душевной организацией. Он любил лепить (скульптор Матвей Антокольский даже находил поделки Саввы Ивановича интересными и заслуживающими внимания), петь (красивый бас вполне мог сделать филантропа певцом, что доказало успешное выступление в миланской опере), выступать с театральными этюдами. Т.к. ни одно из этих занятий у Мамонтова не получилось сделать делом своей жизни, он превратил их в хобби, во-первых, учредив Частную русскую оперу на сцене театра Солодовникова, и, во-вторых, основав в подмосковном имении Абрамцеве неизменное место встречи мамонтовского кружка. Богатый мужчина учредил в своей резиденции настоящую театрально-художественную студию, где начал обучать крестьян, принимать актеров, танцоров, писателей и других культурных деятелей.

Именно в одном из кабинетов поместья этого мецената писал своего «Демона» (картину, известную и любому современному человеку) Михаил Александрович Врубель.

Помощь творцам настолько увлекла Мамонтова, что он не заметил, как начал влезать в долговую яму. Частично виной этому оказался неразумно взятый кредит на 5 000 000 рублей для строительства новой железной дороги, который Савве уже нечем было погашать, частично – интриги финансовых и государственных деятелей (А.Ю. Ротштейна, директора Международного банка, и Н.В. Муравьева, министра юстиции). Купец оказался за решеткой Таганской тюрьмы. Несмотря на то, что Мамонтова освободили от наказания спустя несколько месяцев в зале суда под оглушительные аплодисменты, от него отвернулись многие бывшие приятели, а сам он уже никогда не вернул себе ни деньги, ни репутацию, ни возможность заниматься предпринимательством.

Братья Третьяковы

Заслуги последних великих меценатов России 19 века порой недооцениваются и несправедливо сводятся к упоминанию сбора одних лишь картин, хотя и это, разумеется, крайне значительно. Речь идет про Павла Михайловича (1832-1898) и Сергея Михайловича (1834-1892) Третьяковых, происходивших из семьи купца 2 гильдии и владельца 5 торговых лавок. Братья вели дела вместе – например, в принадлежащей им Большой Костромской льняной мануфактуре им не составило труда честно разделить обязанности друг с другом.

Более замкнутый и необщительный по натуре Павел распоряжался внутренней политикой фабрики, в то время как младший, Сергей, устраивал встречи с партнерами и налаживал полезные связи на выходах и раутах. Сбором произведений искусства родственники занялись также вдвоем – сначала в 1851 году приобрели здание в Лаврушинском переулке, ставшее основной для создания галереи, а затем начали покупать картины и создавать собственную коллекцию. При этом Павел больше тяготел к отечественной живописи, а Сергей – к зарубежной и, в частности, французской.

Аника Строганов в годы правления Ивана Грозного был самым влиятельным русским предпринимателем. Он контролировал северную торговлю с Англией, осваивал земли, торговал пушниной, развивал солевую промышленность и был одним из организаторов экспедиции Ермака.

2. Акинфий Демидов (1678-1745)

Акинфий Демидов был самым успешным промышленником своего времени, меценатом, основателем горнозаводской промышленности на Урале и в Сибири. К концу жизни Акинфий Никитич имел 25 заводов, на которых было занято 23755 душ мужского пола (в среднем по 1000 человек на 1 завод). Нижнетагильский завод, главное детище Демидова, работает и сегодня.

3. Савва Яковлев (1712-1784)

Савва Яковлев, урожденный Собакин, был сыном мещанина, но добился своей деятельностью дворянства. Начинал он с продажи телятины у Летнего сада, где был замечен Елизаветой Петровной. В итоге он стал поставщиком двора, а благодетельство императрицы открыло ему дорогу в бизнес. Уже при Екатерине, с 1766 по 1779 годы Яковлев покупает 16 и строит 6 заводов на Урале. Его обогащение по темпам и методам не имело аналогов в русской истории.

4. Григорий Потемкин (1739-1791)

Григорий Потемкин был не просто фаворитом Екатерины Второй, но и её тайным мужем. При этом Потемкина нельзя назвать альфонсом. Он успешно командовал русской армией во время войны с Турцией 1787 — 1791 годах, осуществлял присоединение к России и освоение Крыма, основал там несколько городов и фактически создал российский Черноморский флот. Императрица пожаловала Потёмкина колоссальными земельными владениями в Новороссии, которые сделали его богатейшим человеком России.

5. Григорий Орлов (1737-1808)

Участник госпереворота по свержению Петра III, Григорий Орлов сразу после воцарения императрицы Екатерины II получил щедрую награду — богатые поместья, деньги, графский титул. Его называли первым из «орлов» Екатерины, но к 1771 году он перестал быть первым. В этом же году он был послан в охваченную эпидемией чумы и бунтом Москву и хорошо справился с организацией мер по урегулированию ситуации.

6. Василий Перлов (1784 - 1869)

Перловы — «чайные короли» России. Самому успешному из них, Василию, удалось завоевать не только российский чайный рынок, но и покорить Европу. Он был одним из первых, кто начал фасовать сортовой чай, а доставку его из Китая осуществлять сухопутным путем, отчего качество продукта всегда было на высоте.
В 1860 году Василий Алексеевич открыл под своим именем фирму — Товарищество чайной торговли «Василий Перлов с сыновьями». Фирмой были открыты чайные магазины торгового дома в Вене, Берлине, Париже и Варшаве.

7. Самуил Поляков (1837-1888)

Промышленник и меценат, Поляков сделал себе состояние во время раздачи железнодорожных концессий. По отзыву Сергея Витте, Самуил Соломонович Поляков был «наиболее прославившимся из железнодорожных тузов». Он активно строил железные дороги, открывал училища и щедро жертвовал на развитие образования. Состояние братьев Поляковых на 1913 год оценивалось в 49,5 млн золотых рублей ($544 миллиона по курсу 2000 года).

8. Павел Третьяков (1832-1889)

Меценат, предприниматель и коллекционер живописи Павел Третьяков осуществил свою мечту - составил коллекцию произведений русской школы, чтобы «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях». Его картинная галерея, открытая для всех горожан «без различия рода и звания» стала одним из крупнейших музеев Европы. Состояние Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн рублей.

9. Лев Кноп (1821-1894)

В России XIX века была присказка «Где церковь, там и поп, где фабрика — там и Кноп». Появилась она не на пустом месте - основатель торгового дома «Л. Кноп» был пайщиком более 100 предприятий. «Хлопчатобумажный король», как называли Льва Кнопа, по мнению современников, добился больших успехов отчасти «благодаря своему желудку и способности пить, сохраняя полную ясность головы». Состояние Кнопа в 1913 году оценивалось в 15-120 млн рублей ($187 млн по курсу 2000 года).

10. Петр Смирнов (1831-1898)

Петр Арсеньевич Смирнов, основавший свой завод в 1862 году, был настоящим «водочным королем» России. Налог, который поступал в казну с его предприятия, равнялся половине довоенного бюджета российской армии. Cтоимость произведенной за год продукции достигала 17-20 млн. рублей. Состояние самого водочного магната оценивалось в 8,7 млн рублей ($ 95,7 млн по курсу 2000 года).

11. Козьма Солдатёнков (1818-1901)

Старообрядец, фабрикант и предприниматель Козьма Солдатёнков был одним из самых ярких и неординарных людей своего времени. За богатое и щедрое покровительство искусствам он получил прозвище «Козьма Медичи». Его состояние в 1901 году равнялось 8 миллионам рублей ($88 по курсу 2000 года).

12. Гаврила Солодовников (1826-1901)

Московский купец и домовладелец, владелец универсама «Пассаж» на Кузнецком мосту, Гаврила Гаврилович Солодовников больше 95% своего многомиллионного наследства отдал на общественные нужды. Не умевший толком писать, он щедро жертвовал на искусство. На церемонии закладки Московской консерватории с криком «Да будет музыка!» Солодовников бросил в бетон 200 серебряных рублей. Его состояние в 1901 году оценивалось в 21 млн рублей ($231 млн по курсу 2000 года).

13. Алексей Алчевский (1835-1901)

За 40 лет работы Алексей Кириллович Алчевский создал крупнейшие горнопромышленные предприятия на Донбассе и несколько банков, например, одно из первых в стране Общество взаимного кредита, а в 1871-м — первый российский акционерный ипотечный банк. В кризис 1901 года, получив от правительства отказ в ссуде, Алчевский бросился под поезд (по одной из версий, он был убит). Его состояние на тот момент оценивалось в 12-30 млн рублей ($187 млн по курсу 2000 года).

14. Савва Морозов (1862-1905)

Савву Морозова называли «купеческим воеводой», но он стал известен благодаря меценатской деятельности. Морозов строил театры, поддерживал художников, писателей, студентов и рабочих. Одному только МХАТу он пожертвовал около полумиллиона рублей. Умер Савва Морозов 26-го мая 1905-го года. По официальной версии, причина смерти - самоубийство: Морозов покончил с собой выстрелом в грудь. Состояние династии Морозовых в 1914 году оценивалось в 40 млн рублей ($440 млн по курсу 2000 года).

15. Гораций Гинцбург (1833-1909)

Благодаря связям с крупнейшими финансистами Европы (Гинцбурги породнились с самими Ротшильдами), их банк к 1860-му стал одним из крупнейших в России. Его глава Гораций Гинцбург инвестировал в страховое дело, золотые прииски, железные дороги, пароходство, сахарные заводы. После 1892 года Гораций Гинцбург стал заниматься золотодобычей. Он возглавил, а затем установил контроль над богатейшим Ленским золотопромышленным товариществом. Состояние Гинцбургов в 1914 году оценивалось в 25 млн рублей ($275 млн по курсу 2000 года).

16. Александр Манташев (1842-1911)

Тифлисский армянин Александр Манташев был одним из «нефтяных королей» Закавказья, крупным акционером ведущих нефтяных компаний. В 1897-1909 годах он финансировал строительство самого длинного в мире 835-километрового нефтепровода Баку — Батум. На начало ХХ века состояние Мантшева оцнивалось в 10 млн рублей ($110 млн по курсу 2000 года).

17. Илларион Воронцов-Дашков (1837-1916)

Личный друг Александра III, создатель тайной монархической организации «Священная дружина», герой войн, генерал-адъютант Воронцов-Дашков был одним из крупнейших российских землевладельцев (около 485 000 десятин земли) и успешным промышленником. Среди прочего он занимался и нефтью. Его состояние на начало ХХ века оценивалось в 15 млн рублей ($165 млн по курсу 2000 года).

18. Семен Абамалек-Лазарев (1857-1916)

Князь, промышленник, археолог, крупный землевладелец, горнозаводчик, Семен Абамалек-Лазарев был очень разносторонним человеком, и одним из самых богатых людей России начала ХХ века. Ему принадлежало несколько вилл в Италии и особняк в Санкт-Петербурге. Состояние магната в 1914 году оценивалось в 50 млн рублей (550 млн по курсу 2000 года).

19. Савва Мамонтов (1841-1918)

История Саввы Мамонтова показательна, высока и трагична. Наследник большого состояния, Савва Мамонтов предпринимательством интересовался мало - его больше влекло искусство. После неудач с ведением «железнодорожного бизнеса» Савва Мамонтов оказался в Таганской тюрьме. Его имущество было распродано почти полностью. Злополучная железная дорога ушла за бесценок в государственную собственность, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе родственникам Сергея Витте.

20. Николай Второв (1866-1918)

Состояние иркутянина Николая Второва в 1914 году составляло 60 млн рублей ($ 650 млн по курсу 2000 года). Его называли «сибирским американцем» и «русским Морганом». Он скупал банки и строил заводы. Им были основаны первые в России фабрики химических красителей, завод «Электросталь», Московское товарищество автомобильного завода «АМО» (совместно с Рябушинскими, ныне ЗИЛ). В войну заводы Второва работали на «оборонку». В мае 1918-го Николай Второв был убит при невыясненных обстоятельствах. В его московском особняке сделали резиденцию американского посла («Спасо-Хаус»).

21. Павел Рябушинский (1871-1924)

Представитель знаменитой династии Рябушинских, Павел Павлович занимался предпринимательством и банковской деятельностью, строил фабрики и активно участвовал в политической жизни России. В 1920 году он эмигрировал во Францию. В 1914 году состояние Рябушинских оценивалось в 25-35 млн рублей ($330 млн по курсу 2000 года).

22. Николай Балашов (1840-1931)

К началу XX века обер егермейстер и член Государственного совета Николай Петрович Балашов с сыновьями Петром и Игорем обладал одной из крупнейших в стране земельной собственностью — 526 000 десятин земли. Они могли бы жить безбедно, ничего не делая, но у них ещё были десятки предприятий по всей стране. Их состояние на начало ХХ века оценивалось в 15 млн рублей ($165 млн по курсу 2000 года).

23. Борис Каменка (1855-1942)

Банкир Борис Каменка с 1910 года возглавлял Азовско-Донской банк, который при нем стал четвертым в рейтинге коммерческих банков Российской империи. Также Каменка активно участвовал в деятельности Еврейского колонизационного общества, созданного для организации переселения евреев в Америку. В 1914 году состояние банкира оценивалось в 40 млн рублей ($440 млн по курсу 2000 года).

24. Степан Лианозов (1872-1949)

Армянин Степан Лианозов был российским промышленником, меценатом и политическим деятелем, а также крупнейшим нефтяным магнатом России XX века. В 1912 году Степаном Лианозовым в Лондоне была создана «Русская генеральная нефтяная корпорация» («Russian General Oil Corporation», сокращенно «Ойль») с основным капиталом в 2,5 млн фунтов стерлингов. Благодаря действиям Лианозова, нефтяной сектор Баку стал привлекательным для иностранцев. В 1915 году состояние магната оценивалось в 10 млн рублей ($110 млн по курсу 2000 года).

25. Феликс Юсупов (1887-1967)

Феликс Юсупов был одним из самых богатых людей в России в начале ХХ века. В 1900 году стоимость имений, дач и домов Юсуповых составляла 21,7 млн рублей, антрацитового рудника - 970 000 рублей, сахарного завода - 1,6 млн рублей, картонной и бумажной фабрик - 986 тысяч рублей. К 1914 г. Юсуповы имели на 3,2 млн рублей ценных бумаг. Однако Феликс Юсупов остался в истории не как богач, а как убийца Распутина.

В развитии отечественной культуры XIX − начала XX веков значительную роль сыграли такие меценаты и собиратели как Савва Мамонтов, Алексей Бахрушин, братья Третьяковы, Рябушинские, Морозовы. Но и в настоящее время не перевелись благотворители среди российской бизнес-элиты. Вот список наиболее известных меценатов нашей страны, составленный по материалам изданий «Forbes Russia», «КоммерсантЪ», РИА «Новости» и других открытых источников:

Владимир Потанин

Президент компании «Интеррос» Владимир Потанин основал «Фонд развития Эрмитажа» и внес в него пять миллионов долларов. Бизнесмен считается одним из самых последовательных российских меценатов. Среди его наиболее значимых спонсорских и благотворительных начинаний – музейные проекты «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Первая публикация», фестиваль «Музейный гид», гранты сотрудникам Эрмитажа, создание Русской гостиной в Кеннеди-центре. Потанин известен также тем, что пожертвовал один миллион долларов на покупку государством знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича, находившегося в коллекции «ИНКОМ-банка».

Виктор Вексельберг

Виктор Вексельберг – большой поклонник фирмы Фаберже – создал в Санкт-Петербурге музей прославленной ювелирной мастерской, где хранятся одиннадцать пасхальных яиц императорской серии, которые глава компании «Ренова» приобрел у потомков миллиардера Малкольма Форбса за сто миллионов долларов и вернул в Россию. В 2014 году фонд Вексельберга «Связь времен» выкупил на аукционе предметы из личного архива князей Юсуповых и подарил Государственному архиву.

Роман Абрамович

Владелец компании «Millhouse Capital» Роман Абрамович в 2010 году спонсировал гастроли театра «Современник» в Лондоне. Бывший губернатор Чукотки, известный своим пристрастием к искусству, стал основателем культурного центра «Гараж», который, по некоторым оценкам, обошелся бизнесмену в пятьдесят миллионов евро. А в 2017 году должна закончиться реконструкция территории острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге, в которую Абрамович вложил четыреста миллионов долларов, чтобы превратить местные склады и другие постройки XVIII века в комплекс музеев и художественных галерей.

Роман Троценко

В 2007 году владелец «AEON Corporation» Роман Троценко создал культурный центр «Винзавод», реконструкция производственных помещений которого обошлась в двенадцать миллионов долларов. Жена Романа Троценко − Софья Сергеевна − известный российский арт-продюсер, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод», советник министра культуры РФ.

Андрей Скоч

Бизнесмен Андрей Скоч финансирует литературную премию «Дебют», призванную поддерживать молодых авторов. Призовой фонд – шесть миллионов рублей.

Шалва Бреус

В 2007 году владелец Балахнинского целлюлозно-бумажного комбината Шалва Бреус основал ежегодную художественную премию имени Кандинского, которая вручается за лучшие художественные достижения последних двух лет. Призовой фонд премии оценивается в пятьдесят семь тысяч евро. В ближайших планах Бреуса – создание нового музея современного искусства. Вполне вероятно, что разместится он в здании кинотеатра «Ударник», которое Шалва Бреус арендует у города. По оценкам бизнесмена, для реализации этого проекта понадобится около тридцати миллионов долларов.

Александр Мамут и Сергей Адоньев

Один из самых масштабных отечественных проектов в области искусства – Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» существует на деньги главы «SUP Media» Александра Мамута и владельца компании Yota Сергея Адоньева. Годовой бюджет «Стрелки» составляет порядка десяти миллионов долларов. Сергей Адоньев известен также масштабной реконструкцией электротеатра «Станиславский», после которой в театре появились универсальный зал на двести мест с трансформируемой сценой, многофункциональное фойе, шесть репетиционных залов, мастерские и цеха, склад декораций с подъемником и пошивочный цех. Реконструкция была проведена полностью за счет средств Сергея Адоньева, который, по словам мэра Сергея Собянина, вложил в восстановление театра несколько сотен миллионов рублей.

Михаил Прохоров

Бизнесмен и политик Михаил Прохоров финансировал фестиваль русского искусства «Неизвестная Сибирь» в Лионе, на котором выступал Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, вложив в это предприятие около двух миллионов евро, а также выступил спонсором постановки спектакля «Рассказы Шукшина» в Театре наций. В год двухсотлетия Н. В. Гоголя Михаил Прохоров учредил литературную премию НОС «для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке». Призовой фонд в размере одного миллиона рублей ежегодно распределяется между победителями и финалистами конкурса.

Владимир Кехман

Один из самых колоритных меценатов – председатель совета директоров компании «JFC» Владимир Кехман совмещает благотворительную деятельность с руководством двумя театрами – Михайловским и Новосибирским. В 2007 году, став директором Михайловского театра, Кехман вложил пятьсот миллионов рублей в реконструкцию здания, организовал несколько гастрольных туров и гала-концертов. (Однако, при этом Владимир Кехман признан банкротом и проходит обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах).

Алишер Усманов

Расходы на благотворительность Алишера Усманова в 2012 году составили сто восемьдесят миллионов долларов. Он лично учредил фонды «Искусство, наука и спорт», поддерживает театры, музеи, участвует в социальных проектах и в помощи тяжелобольным детям. В 2007 году глава «USM Holdings» Алишер Усманов еще до начала торгов выкупил за сто одиннадцать с лишним миллионов долларов выставленную на аукцион Sotheby’s коллекцию искусства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, состоящую из четырехсот пятидесяти лотов. Примечательно, что по предварительной оценке, стоимость коллекции оценивалась экспертами всего лишь в диапазоне от двадцати шести до сорока миллионов долларов. После покупки Усманов безвозмездно передал коллекцию российскому правительству, в данный момент она экспонируется в Константиновском дворце Санкт-Петербурга. За две недели до этого Алишер Усманов совершил еще один поступок, достойный уважения: приобрел у американской компании «Films by Jove» коллекцию классических анимационных фильмов «Союзмультфильма» и подарил ее российскому детскому телевизионному каналу «Бибигон». Сумма сделки оценивается в пять-десять миллионов долларов. На счету Алишера Усманова также выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард» и выставка Уильяма Тёрнера в ГМИИ им. А. С. Пушкина, финансирование издания журнала «Мурзилка», поддержка проектов Владимира Спивакова, организация Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти.

Алексей Ананьев

Председатель совета директоров «Промсвязьбанка» Алексей Ананьев, известный своей приверженностью традиционным православным ценностям, основал Институт русского реалистического искусства, для чего был приобретен один из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики, построенной в Замоскворечье в конце XIX века. Бизнесмен постоянно пополняет коллекцию музейно-выставочного комплекса. Сейчас в его собрании около пятисот произведений русского и советского искусства.

Леонид Михельсон

Председатель правления ОАО «Новатэк» Леонид Михельсон решил нести москвичам свет культуры и купил у Мосэнерго ГЭС-2, что на Болотной площади, дабы превратить электростанцию в Музей искусств. Ранее бизнесмен создал фонд V-A-C (Victoria – the Art of being Contemporary), названный в честь его дочери Виктории. Организация оказывает поддержку музеям современного искусства, спонсирует молодых художников и их кураторов.

Олег Дерипаска

Генеральный директор компании «РусАл» Олег Дерипаска активно курирует Кубанский казачий хор и Школустудию МХАТ, которая при поддержке предпринимателя гастролировала по Кубани, Сибири и Поволжью. Дерипаска возглавляет благотворительный фонд «Вольное дело», оказывающий спонсорскую помощь детям с ограниченными возможностями, системе образования МГУ, Российской шахматной федерации и Фанагорийской археологической экспедиции.

Михаил Абрамов

Бизнесмен Михаил Абрамов в 2011 году создал в Москве Музей русской иконы. Он существует исключительно на деньги мецената и не ведет никакой коммерческой деятельности, не взимает плату за посещение и экскурсии. В великолепном музейном собрании – пять тысяч экспонатов, среди которых уникальные памятники XV–XVI веков. Музей, располагающий собственными реставрационными мастерскими и научным отделом, был принят в Международный совет музеев при ЮНЕСКО.

Петр Авен

Председатель совета директоров банковской группы «Альфа-Банк», известный коллекционер Петр Авен выступил инициатором создания некоммерческой организации «Russian Avant-Garde Research Project», которая ставит своей целью борьбу с подделками произведений русского искусства. Он известен как ценитель искусства и меценат, член совета попечителей Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, коллекционер картин художников «серебряного века».

Борис Минц

Председатель совета директоров «О1 Group» Борис Минц сладкой жизни миллиардера предпочел хлопотные будни музейного работника – выкупил здание кондитерской фабрики «Большевик» на Ленинградском проспекте и решил сделать из нее Музей русского импрессионизма, вложив в реконструкцию десять миллионов долларов. Основу экспозиции составила личная коллекция живописи Бориса Минца, который на протяжении нескольких лет по крупицам собирал картины русских художников.

Сергей Попов

Заместитель председателя совета директоров «МДМ Банка» Сергей Попов на протяжении многих лет спонсирует музыкальные фестивали Юрия Башмета и Валерия Гергиева, однако старается не распространяться об этом. Удивительный факт: предприниматель даже заключил договор с пиар-агентством, одной из главных задач которого – свести к минимуму упоминания в прессе о Сергее Попове и его бизнесе. Такой вот пиар наоборот!

Данил Хачатуров

Генеральный директор «Росгосстраха» Данил Хачатуров свои несбывшиеся юношеские мечты стать кинорежиссером сублимировал в финансирование кинематографа. «Росгосстрах» оплатил съемки таких фильмов, как «Яйца судьбы», «Каникулы строгого режима», «Выкрутасы», лично спродюсировал картины «Вдох-Выдох» и «Generation P».

Само появление меценатства на Западе и у нас складывалось по-разному. В Европе и в Америке материальное благополучие считалось признаком богоугодности и праведности (спасибо протестантству и капитализму). У нас же долгое время существовал настоящий антикульт богатства. Еще Марина Цветаева отметила, что в душе русского человека присутствует невытравляемое чувство неправды больших денег. Бедность у нас привыкли не считать пороком, а купцов и банкиров считали кровопийцами и процентщиками.

Несмотря на негативное в целом отношение общества российские богачи все же делились своими капиталами, продвигая науку, культуру и искусство. Появление меценатов в России неслучайно, ведь многие миллионеры вышли из крестьянства, являясь глубоко верующими. Такие богачи жили по принципам христианской морали, чистосердечно желая помочь «сирым и убогим». Хотя некоторые меценаты в глубине души и лелеяли мечту получить за свои деяния государственную награду или засветить свое имя. Сегодня благотворительно в России переживает возрождение, так что уместно будет вспомнить о самых известных наших меценатах.

Гаврила Гаврилович Солодовников (1826-1901). Этот купец стал автором самого крупного в истории России пожертвования. Его состояние составляло около 22 миллионов рублей, 20 из которых Солодовников потратил на нужды общества. Родился Гаврила Гаврилович в семье бумажного торговца. Будущего миллионера с детства приобщили к делу, поэтому он так и не научился толком ни писать, ни излагать свои мысли. Зато в 20 лет Солодовников уже стал купцом первой гильдии, а в 40 лет заработал свой первый миллион. Бизнесмен прославился своей крайней расчетливостью и бережливостью. Говорят, что он не гнушался есть вчерашнюю кашу и ездить в экипаже без резины на колесах. Дела свои Солодовников вел пусть и не совсем чисто, но совесть свою успокоил, составив известное завещание - почти все состояние купца пошло на благотворительность. Первый взнос меценат сделал на строительство Московской консерватории. Вклада в 200 тысяч рублей хватило на сооружение роскошной мраморной лестницы. Усилиями купца на Большой Дмитровке был построен концертный зал с театральной сценой, где можно было ставить балеты и феерии. Сегодня он стал Театром оперетты, а тогда там разместилась Частная опера другого мецената, Саввы Мамонтова. Солодовников захотел стать дворянином, для этого он решил построить в Москве полезное заведение. Благодаря меценату в городе появилась Клиника кожных и венерических болезней, оснащенная всем самым интересным. Сегодня в ее помещении располагается Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова. Тогда же в название клиники имя благодетеля отражено не было. По завещанию купца его наследникам осталось около полумиллиона рублей, оставшиеся же 20147700 рублей были пущены на благие дела. А ведь по нынешнему курсу эта сумма составляла бы около 9 миллиардов долларов! Треть капитала пошла на обустройство земских женских училищ в ряде губерний, другая треть - на создание профессиональных школ и приюта для бездомных детей в Серпуховском уезде, а оставшаяся часть - на строительство домов с дешевыми квартирами для бедных и одиноких людей. Благодаря завещанию мецената в 1909 году на 2-й Мещанской улице появился первый дом «Свободный гражданин» с 1152 квартирами для одиноких людей, там же был построен дом «Красный ромб» с 183 квартирами для семей. С домами появились черты коммун - магазин, столовая, прачечная, баня и библиотека. На первом этаже дома для семейных работали ясли и детский сад, комнаты предлагались уже с мебелью. Только вот в такие удобные квартиры «для бедных» первыми въехали жить чиновники.

Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884). Этот барон и банкир смог из своего состояния в 100 миллионов рублей пожертвовать на благие дела 6 миллионов. Штиглиц являлся самым богатым человеком в стране во второй трети XIX столетия. Свой титул придворного банкира вместе с капиталом он получил в наследство от отца, обрусевшего немца Штиглица, получившего за заслуги титул барона. Свое положение Александр Людвигович укрепил, выступив посредником, благодаря которому император Николай I смог заключить договора о внешних займах на 300 миллионов рублей. Александр Штиглиц в 1857 году стал одним из основателей Главного общества российских железных дорог. В 1860 году Штиглица назначили директором вновь созданного Государственного банка. Барон ликвидировал свою фирму и стал жить на проценты, заняв роскошный особняк на Английской набережной. Сам по себе капитал приносил Штиглицу 3 миллиона рублей в год. Большие деньги не сделали барона общительным, говорят, что даже стригший его 25 лет парикмахер так и не услышал голоса своего клиента. Скромность же миллионера принимала болезненные черты. Именно барон Штиглиц стоял за строительством Петергофской, Балтийской и Николаевской (позже Октябрьской) железных дорог. Однако банкир остался в истории не своей финансовой помощью царю и не строительством дорог. Память о нем осталось во многом благодаря благотворительности. Барон выделил внушительные суммы на строительство Училища технического рисования в Петербурге, его содержание и музей. Сам Александр Людвигович был не чужд искусству, но его жизнь оказалась посвящена зарабатыванию денег. Муж приемной дочери, Александр Половцев, сумел убедить банкира, что растущей промышленности страны нужны «ученые рисовальщики». В итоге благодаря Штиглицу появилось училище его имени и первый в стране музей декоративно-прикладного искусства (лучшая часть его коллекций со временем была передана Эрмитажу). Сам Половцев, являвшийся статс-секретарем Александра III, считал, что страна будет счастливой тогда, когда купцы начнут жертвовать деньги на образование без корыстной надежды получить правительственную награду или преференции. Благодаря наследству жены, Половцев смог издать 25 томов «Русского биографического словаря», однако из-за Революции эта благое дело так и не было закончено. Теперь бывшее училище технического рисования Штиглица зовется Мухинским, а мраморный памятник барону-меценату из него давно выкинули.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834-1913). Этот дворянин пожертвовал в общей сложности около 3 миллионов рублей. В 46 лет он неожиданно для самого себя стал хозяином целой сети стекольных заводов. Их он получил от своего дяди-дипломата Ивана Мальцева. Тот оказался единственным, кто выжил во время памятной резни в русской посольстве в Иране (тогда же был убит Александр Грибоедов). В итоге дипломат разочаровался в своей профессии и решил заняться семейным бизнесом. В местечке Гусь Иван Мальцев создал сеть стекольных заводов. Для этого в Европе был раздобыт секрет цветного стекла, с его помощью промышленник стал выпускать весьма выгодные оконные стекла. В итоге вся эта стекольно-хрустальная империя вместе с двумя богатыми домами в столице, расписанными Айвазовским и Васнецовым, по наследству получил немолодой уже холостой чиновник Нечаев. Вместе с богатством ему досталась и двойная фамилия. Годы, прожитые в бедности, наложили на Нечаева-Мальцева свой неизгладимый отпечаток. Он прослыл весьма скупым человек, позволяя себя тратиться только на изысканную еду. Другом богача стал профессор Иван Цветаев, отец будущей поэтессы. Во время богатых застолий он с грустью подсчитывал, сколько стройматериалов можно было бы купить на потраченные гурманом деньги. Со временем Цветаев сумел убедить Нечаева-Мальцева выделить 3 миллиона рублей, требуемые для окончания строительства Музея изящных искусств в Москве. Интересно, что сам меценат славы не искал. Напротив, все 10 лет, что шло строительство, он действовал анонимно. Миллионер шел на немыслимые траты. Так, 300 нанятых им рабочих добывали особый белый морозоустойчивый мрамор прямо на Урале. Когда же оказалось, что в стране никто не может изготовить 10-метровые колонны для портика, то Нечаев-Мальцев оплатил услуги норвежского парохода. Благодаря меценату из Италии были привезены искусные каменотесы. За вклад в дело строительства музея скромный Нечаев-Мальцев получил звание обер-гофмейстера и бриллиантовый орден Александра Невского. Но не только в музей вкладывал средства «стекольный король». На его деньги во Владимире появилось Техническое училище, на Шаболовке - богадельня, а на Куликовом поле церковь в память убиенных. К столетнему юбилею Музея изящных искусств в 2012 году фонд Шуховская башня предложил дать заведению имя Юрия Степановича Нечаева-Мальцова вместо Пушкина. Однако переименование так и не состоялось, зато на здании появилась памятная доска в честь мецената.

Кузьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Богатый купец пожертвовал на благотворительность более 5 миллионов рублей. Солдатенков торговал бумажной пряжей, он являлся совладельцем текстильных Цинделевской, Даниловской, а также Кренгольмской мануфактур, кроме того на паях владел Трехгорный пивоваренным заводом и Московским учетным банком. Удивительно, но сам Кузьма Терентьевич рос в невежественной старообрядческой семье, не приучаясь к грамоте. С ранних лет он уже стоял за прилавком в лавке своего богатого отца. Зато после смерти родителя никто уже не мог остановить Солдатенкова в утолении жажды знаний. Курс лекций по древнерусской истории ему читал сам Тимофей Грановский. Он же ввел Солдатенкова в кружок московских западников, приучив творить добрые дела и сеять вечные ценности. Богатый купец вложился в некоммерческое издательство, став себе в убыток печатать книги для простого народа. Еще за 4 года до Павла Третьякова купец стал скупать картины. Художник Александр Риццони говорил, что если бы не эти два крупных мецената, то русским мастерам изобразительного искусства попросту некому было бы продавать свои работы. В итоге в собрании Солдатенкова оказалось 258 картин и 17 скульптур, а также гравюры и библиотека. Купца даже прозвали Кузьмой Медичи. Все свое собрание он завещал Румянцевскому музею. На протяжении 40 лет Солдатенков ежегодно жертвовал этому публичному музею по 1000 рублей. Передавая в дар свою коллекцию, меценат просил только разместить ее в отдельных залах. Непроданные же книги его издательства и права на них были переданы в дар городу Москве. Еще миллион рублей меценат выделил на строительство ремесленного училища, а два миллиона отдал на создание бесплатной больницы для бедных, где не обращали бы внимания на звания, сословия и религии. В итоге лечебницу достраивали уже после смерти спонсора, ее назвали Солдатенковской, но в 1920 году переименовали в Боткинскую. Сам благодетель вряд ли бы расстроился, узнав этот факт. Дело в том, что с семьей Боткина он был особенно близок.

Братья Третьяковы, Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892). Состояние этих купцов составляло более 8 миллионов рублей, 3 из которых они пожертвовали на искусство. Братья владели Большой Костромской льняной мануфактуры. При этом Павел Михайлович вел дела на самих фабриках, а вот Сергей Михайлович контактировал непосредственно с зарубежными партнерами. Такое разделение отлично гармонировало с их характерами. Если старший брат был замкнутым и нелюдимым, то младший обожал светские встречи и вращаться в публичных кругах. Оба Третьякова собирали картины, при этом Павел предпочитал русскую живопись, а Сергей - иностранную, главным образом современную французскую. Когда он оставил пост московской городской главы, то даже обрадовался, что исчезла необходимость проводить официальные приемы. Ведь это давало возможность тратить больше на картины. Всего Сергей Третьяков потратил на живопись около миллиона франков, или же 400 тысяч рублей. Уже с юности братья испытывали потребность сделать дар своему родному городу. В 28 лет Павел решил завещать свое состояние на создание целой галереи русского искусства. К счастью, жизнь его оказалась довольно долгой в результате бизнесмен смог потратить на приобретение картин более миллиона рублей. А галерея Павла Третьякова стоимостью в 2 миллиона, да еще и недвижимость, была передана в дар городу Москва. Коллекция же Сергея Третьякова была не столько велика - всего 84 картины, однако оценивалась она в полмиллиона. Свое собрание он успел завещать старшему брату, а не жене. Сергей Михайлович опасался, что супруга не захочет расставаться с ценной коллекцией. Когда в 1892 году Москве достался художественный музей, то его назвали Городской галереей братьев Павла и Сергея Третьяковых. Интересно, что после посещения собрания Александром III тот предложил старшему брату дворянство. Однако Павел Михайлович от такой чести отказался, заявив, что хочет умереть купцом. Зато Сергей Михайлович, успевший стать действительным статским советником, это предложение бы явно принял. Третьяковы помимо собрания галереи содержали училище для глухонемых, помогали вдовам и сиротам живописцев, поддерживали Московскую консерваторию и художественные училища. На свои деньги и на своем участке в центре столицы братья создали проезд, чтобы улучшить транспортное сообщение в Москве. С тех пор название Третьяковская сохранилось в названии и самой галереи и созданного купцами проезда, что оказалось редкостью для страны с бурной историей.

Савва Иванович Мамонтов(1841-1918). Эта яркая личность в истории отечественной культуры оказала весомое на нее влияние. Сложно сказать, что именно пожертвовал Мамонтов, да и подсчитать его состояние довольно трудно. У Мамонтова была пара домов в Москве, имение Абрамцева, земля на Черноморском побережье, дороги, заводы и миллионный капитал. Савва Иванович вошел в историю не просто, как меценат, но и как настоящий строитель русской культуры. А родился Мамонтов в семье винного откупщика, возглавившего Общество Московско-Ярославской железной дороги. Свой капитал промышленник составил на строительстве железных дорог. Именно благодаря ему появилась дорога от Ярославля до Архангельска, а потом еще и до Мурманска. Благодаря Савве Мамонтову в этом городе появился порт, а дорога, связавшая центр страны с Севером, спасала Россию дважды. Сперва это произошло во время Первой мировой войны, а потом и при Второй. Ведь практически вся помощь союзников поступала в СССР через Мурманск. Искусство было не чуждо Мамонтову, сам он неплохо лепил. Скульптор Матвей Антокольский даже считал его талантливым. Говорят, что благодаря прекрасному басу Мамонтов смог бы стать певцом, он даже сумел дебютировать в миланской опере. Однако ни на сцену, ни в училище Савва Иванович так и не попал. Зато он смог заработать столько денег, что сумел устроить свой собственный домашний театр и учредить частную оперу, первую в стране. Там Мамонтов выступал и режиссером, и дирижерам, и декоратором, а также ставил своим артистам еще и голос. Купив имение Абрамцево, бизнесмен создал знаменитый мамонтовский кружок, чьи члены постоянно и проводили время в гостях у своего богатого покровителя. На рояле Мамонтова учился играть Шаляпин, в кабинете мецената своего «Демона» писал Врубель. Свое подмосковное имение Савва Великолепный сделал настоящей художественной колонией. Тут были построены мастерские, специально обучены крестьяне, а в мебели и керамике насаждался «русский» стиль. Мамонтов полагал, что народ надо приучать к красивому не только в храмах, но и на вокзалах, и на улицах. Спонсировал миллионер и журнал «Мир искусства», а также Музей изящных искусств в Москве. Только вот поклонник искусства так увлекся благотворительностью, что умудрился влезть в долги. Мамонтов получил богатый заказ на строительство очередной железной дороги и под залог акции взял большой кредит. Когда оказалось, что 5 миллионов погашать нечем, Савва Иванович оказался в Таганской тюрьме. От него отвернулись былые друзья. Чтобы хоть как-то погасить долги Мамонтова его богатая коллекция картин и скульптур была распродана за бесценок на аукционе. Обнищавший и постаревший меценат стал жить при керамической мастерской за Бутырской заставой, где незаметно для всех скончался. Уже в наше время знаменитому меценату поставили памятник в Сергиевом Посаде, ведь сюда Мамонтовы проложили первую короткую железнодорожную ветку специально для перевозки богомольцев в Лавру. Планируется возведение еще четырех памятников великому человеку - в Мурманске, Архангельске, на Донецкой железной дороге и на Театральной площади в Москве.

Варвара Алексеевна Морозова (Хлудова) (1850-1917). Эта женщина владела состоянием в 10 миллионов рублей, пожертвовав на благотворительность более миллиона. А ее сыновья Михаил и Иван стали известными коллекционерами предметов искусства. Когда у Варвары умер муж, Абрам Абрамович, от него она унаследовала в 34 года Товарищество Тверской мануфактуры. Став единоличной владелицей крупного капитала, Морозова занялась обеспечением несчастным. Из тех 500 тысяч, что супруг ей выделил на пособия бедным и содержание школ и церквей, 150 тысяч пошло на клинику для душевнобольных. После революции клиника имени А.А.Морозова была названа в честь психиатра Сергей Корсакова, еще 150 тысяч было пожертвовано Ремесленному училищу для бедных. Оставшиеся вложения были не столь велики - 10 тысяч получило Рогожское женское начальное училище, шли суммы на сельские и земные школы, на приюты для нервнобольных. Раковый институт на Девичьем поле получил имя своих меценатов, Морозовых. А было еще благотворительное заведение в Твери, санаторий в Гаграх для больных туберкулезом. Варвара Морозова состояла во многих учреждениях. Ее именем в итоге были названы ремесленные училища и начальные классы, больницы, родильные приюты и богадельни в Твери и Москве. В благодарность за пожертвование в 50 тысяч рублей имя мецената было выбито на фронтоне Химического института Народного университета. Для Пречистенских курсов для рабочих в Курсовом переулке Морозова купила трехэтажный особняк, она же оплатила переезд в Канаду духоборов. Именно Варвара Алексеевна профинансировала строительство первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени Тургенева, открытой в 1885 году, а затем еще и помогла приобрести нужную литературу. Финальной точкой благотворительной деятельности Морозовой стало ее завещание. Фабрикантша, выставленная советской пропагандой образцом стяжательства, приказала перевести все свои активы в ценные бумаги, положить их в банк, а полученные средства отдавать рабочим. К сожалению, те не успели оценить всю доброту своей хозяйки - через месяц после ее смерти случилась Октябрьская революция.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905). Этот меценат пожертвовал около 500 тысяч рублей. Морозов сумел стать образцом современного бизнесмена - он учился химии в Кембридже, а текстильное производство изучал в Ливерпуле и Манчестере. Вернувшись из Европы в Россию, Савва Морозов возглавил Товарищество Никольской мануфактуры, названное его в честь. Директором-распорядителем и главным пайщиком этого предприятия оставалась мать промышленника, Мария Федоровна, чей капитал составлял 30 миллионов рублей. Передовое мышление Морозова говорило о том, что благодаря революции Россия сможет догнать и перегнать Европу. Он составил даже свою собственную программу социальных и политических реформ, которые ставили цель переход страны к конституционному режиму правления. Морозов застраховал себя на сумму в 100 тысяч рублей, а полис оформил на предъявителя, передав его любимой актрисе Андреевой. Там в свою очередь передала большую часть средств революционерам. Из-за любви к Андреевой Морозов поддерживал Художественный театр, ему была оплачена 12-летняя аренда помещения в Камергерском переулке. При этом вклад мецената равнялся взносам основных пайщиков, в число которых входил и владелец золото-канительной мануфактуры Алексеев, известный, как Станиславский. Перестройка здания театра обошлась Морозову в 300 тысяч рублей - огромную по тем временам сумму. И это еще при том, что архитектор Федор Шехтель, автор мхатовской чайки, сделал проект совершенно бесплатно. Благодаря деньгам Морозова за границей было заказано самое современное сценическое оборудование. Вообще, осветительное оборудование в российском театре впервые появилось именно тут. Всего на здание МХТ с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца меценат потратил около 500 тысяч рублей. Как уже было сказано, Морозов сочувствовал революционерам. Среди его друзей был Максим Горький, во дворце промышленника на Спиридоновке прятался Николай Бауман. Морозов помогал доставлять нелегальную литературу на фабрику, где инженером служил будущий нарком Леонид Красин. После волны революционных выступлений в 1905 году промышленник потребовал от матери передать фабрики в его полное подчинение. Однако та добилась отстранения строптивого сына от дел и отправила его с женой и личным доктором на Лазурный берег. Там Савва Морозов и покончил с собой, правда, обстоятельства гибели оказались странными.

Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928). Происхождение этой княгини остается загадкой. По одной из легенд ее отцом мог являться сам император Александр II. Тенишева в молодости пыталась найти себя - она рано вышла замуж, родила дочь, стала брать уроки пения с целью попасть на профессиональную сцену, начала рисовать. В итоге Мария пришла к выводу, что целью ее жизни является благотворительность. Она развелась и повторно вышла замуж, на этот раз за видного предпринимателя, князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Его за бизнес хватку прозвали «русским американцем». Скорее всего брак был по расчету, ведь только так выросшая в аристократический семье, но незаконнорождённая, девочка могла получить твердое место в обществе. После того, как Мария Тенишева стала супругой богатого предпринимателя, она отдалась своему призванию. Сам князь также был известным меценатом, основав Тенишевское училище в Петербурге. Правда он все же принципиально помогал самым культурным представителям общества. Еще при жизни мужа Тенишева организовала рисовальные классы в Петербурге, где одним из преподавателей был Илья Репин, также она открыла рисовальную школу в Смоленске. В своей усадьбе Талашкино Мария открыла «идейное имение». Там была создана сельскохозяйственная школа, где воспитывались идеальные фермеры. А в кустарных мастерских готовились мастера декоративно-прикладного искусства. Благодаря Тенишевой в стране появился музей «Русская старина», ставший первым в стране музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства. Для него в Смоленске было даже построено специальное здание. Однако крестьяне, о чем благе пеклась княгиня, отблагодарили ее по-своему. Тело князя, забальзамированное на сто лет и похороненное в трех гробах, было просто выброшено в яму в 1923 год. Сама же Тенишева, содержавшая с Саввой Мамонтовым журнал «Мир искусства», дававшая средства Дягилеву и Бенуа свои последний годы доживала в эмиграции во Франции. Там она, еще не будучи старой, занялась эмальерным искусством.

Маргарита Кирилловна Морозова (Мамонтова) (1873-1958). Эта женщина приходилось родней и Савве Мамонтову и Павлу Третьякову. Маргариту называли первой красавицей Москвы. Уже в 18 лет она вышла замуж за Михаила Морозова, сына другой известной меценатки. В 30 лет Маргарита, будучи беременной четвертым ребенком, стала вдовой. Сама она предпочитала не заниматься делами фабрики, чьим совладельцем являлся ее муж. Морозова дышала искусством. Она брала уроки музыки у композитора Александра Скрябина, которого долгое время финансово поддерживала, чтобы дать возможность ему творить и не отвлекаться на быт. В 1910 году Морозова подарила художественное собрание своего умершего мужа Третьяковской галерее. Всего было передано 83 картины, в том числе работы Гогена, Ван Гога, Моне, Мане, Мунка, Тулуз-Лотрека, Ренуара, Перова. Крамского, Репина, Бенуа, Левитана и других. Маргарита финансировала работу издательства «Путь», которое до 1919 года выпустило около полусотни книг, в основном на тему религии и философии. Благодаря меценатке выходил журнал «Вопросы философии» и общественно-политическая газета «Московский еженедельник». В своем имении Михайловское в Калужской губернии Морозова передала часть земель педагогу Шацкому, организовавшему тут первую детскую колонию. И это заведение помещица поддерживала материально. А во время Первой мировой войны Морозова превратила свой дом в больницу для раненых. Революция разбила и ее жизнь, и ее семью. Сын и двое дочерей оказались в эмиграции, в России остался только Михаил, тот самый Мика Морозов, чей портрет написал Серов. Сама фабрикантка доживала свои дни в бедности на летней даче в Лианозово. Отдельную комнату в новостройке персональный пенсионер Маргарита Кирилловна Морозова получила от государства за несколько лет до смерти.

Всем известно, что меценаты – это выдающиеся личности,очень богатые и интересные люди, жертвующие большие деньги на развитие искусства и науки. Но каково происхождение слова "меценат" и кто входит в список самых щедрых меценатов России?

В первом веке до нашей эры, во времена правления римского императора Октавиана Августа, жил Гай Цильний Меценат. Он был высокопоставленным чиновником и очень любил искусство. Этот человек очень много сделал для его развития в Древнем Риме. Его считали другом Августа, способным высказать тому свое мнение и добиться принятия нужных решений. Это был человек очень добрый и великодушный, много раз сдерживающий жестокого и порывистого Октавиана. Еще Меценат был очень начитанным и образованным человеком, который видел, что многие римские поэты, художники и музыканты были людьми нуждающимися. Он всю свою жизнь пытался им помочь материально – давал деньги, дарил поместья и многое – многое другое. Именно благодаря этим бескорыстным делам он запомнился в истории, а его имя стало нарицательным. Его примеру следовали и другие люди, жившие позже. Кто же был самыми известными меценатами России? Сергей Строганов

Сергей Строганов (1794 – 1882) – князь, государственный деятель, археолог, генерал, московский губернатор. Он создал бесплатную школу, где учили рисованию талантливых детей (ныне – Строгановское училище), собрал богатую коллекцию картин. Еще Строганов, будучи увлеченным историей, долгие годы финансировал различные археологические экспедиции, благодаря которым были найдены керченские клады в Крыму и скифское золото. Гаврила Солодовников

Гаврила Солодовников (1826 – 1901) – мультимиллионер, самый богатый купец Москвы, владелец магазинов. Он построил театр (ныне театр оперетты), клинику при МГУ, дома для бедняков, приюты для беспризорных детей, школы. Всего на благие дела он потратил 20 миллионов собственных денег. Александр Штиглиц

Александр Штиглиц (1814 – 1884) – банкир, промышленник, жертвовавший немалые средства на поддержку российских военных, на содержание школ Москвы и приюта в Коломне, на пособия вдовам и сиротам, на возведение памятника Николаю I. На его деньги было построено Центральное училище рисования в Санкт-Петербурге, с большой библиотекой и музеем. Изначально он вложил в это заведение миллион рублей, а затем спонсировал его всю свою жизнь. Юрий Нечаев – Мальцов

Юрий Нечаев – Мальцов (1834 – 1913) – фабрикант, хозяин стекольных заводов, член Императорской академии художеств, попечитель Морского благотворительного общества в Санкт-Петербурге, женской больницы в Николаеве. Он спонсировал создание ремесленных школ для бедных детей и медицинских учреждений, был председателем и главным спонсором журнала «Художественные сокровища России», основал Московский музей изящных искусств, владимирское техническое училище (ныне – авиамеханический колледж), возвел храм Святого Георгия, богадельни. Козьма Солдатенков

Козьма Солдатенков (1818 – 1901) – купец, владелец нескольких мануфактур, пивоваренного завода и банка, хозяин галереи художеств. На меценатство потратил более пяти миллионов рублей. Козьма Солдатенков скупал картины талантливых художников (258 штук), скульптуры (17 штук), по его завещанию все было передано румянцевскому музею. Он печатал книги в своем издательстве и передавал их Москве, построил ремесленное училище, лечебницу для бедняков (ныне Боткинская больница). Братья Третьяковы

Третьяковы Павел Михайлович (1832 – 1898) и Сергей Михайлович (1834 – 1892) – купцы, хозяева льняной мануфактуры, пожертвовавшие на развитие искусства более трех миллионов рублей. Они собирали картины, создав очень хорошую коллекцию, которую завещали Москве, как и свою недвижимость. В итоге московская картинная галерея получила их имя. Кроме этого братья финансировали школу для глухонемых, художественные училища и консерваторию, помогали семьям художников, создали проезд в центре Москвы (ныне – Третьяковский проезд). Савва Мамонтов