Что на самом деле нарисовано на известных русских картинах.

Николай Неврёв. «Торг. Сцена из крепостного быта». 1866 г.

Один помещик продает другому крепостную девку. Вальяжно показывает покупателю пять пальцев - пять сотен рублей. 500 рублей – средняя цена русского крепостного в первой половине 19 в. Продавец девки – европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Девка покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг. Тоска.

Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861 г.

Русская деревня 19 в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет. Некоторые уже упали. Весело! Суть картины – приверженность русского народа к Православию преувеличена. Приверженность к алкоголю явно сильнее. Перов был признанный мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина в царской России была запрещена к показу и воспроизведению. Цензура!

Григорий Мясоедов. «Земство обедает». 1872 г.

Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное самоуправление - земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между ними и более высокими сословиями - пропасть. Поэтому - обеденный апартеид. Господа - в доме, с официантами, крестьяне - под дверью.

Федор Васильев. «Деревня». 1869 г.

1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая. Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.

Ян Хендрик Верхайен. «Голландская деревня с фигурами людей». 1-я пол. 19 века.

Ну это так, для сравнения

Алексей Корзухин. «Возвращение из города». 1870 г.

Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок, дочке постарше папа привез из города скромный гостинец - связку баранок. Правда, в семье много детей - только на картине их трое плюс возможно еще один в самодельной люльке.

Сергей Коровин. «На миру». 1893 г.

Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось расслоение - кулаки. На сельском сходе - какой-то спор между бедняком и кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он чуть ли не рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на заднем плане тоже хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ справа от бедняка проникся его словами. Два готовых члена комбеда уже есть, осталось дождаться 1917.

Василий Максимов. «Аукцион за недоимки». 1881-82 гг.

Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми налогами на крестьян были выкупные платежи. Александр II «Освободитель» на самом деле освободил крестьян за деньги - они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей. Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений, пока были крепостными. Но когда стали свободными - их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.

Владимир Маковский. «На бульваре». 1886-1887 г.

В конце 19 в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна. А этому молодому работяге - не интересна даже и его жена-крестьянка, приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая. Девушка в ужасе. Пролетарию с гармошкой - все по фиг.

Владимир Маковский. «Свидание». 1883 г.

В деревне нищета. Пацана отдали «в люди». Т.е. послали в город работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно ест привезенную булку.

И еще Владимир Маковский. «Крах банка». 1881 г.

Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир (справа) по-тихому сваливает с баблом. Полицейский смотрит в другую сторону, типа не видит его.

Павел Федотов. «Свежий кавалер». 1846 г.

Молодой чиновник получил первый орден. Обмывали всю ночь. Наутро, одев крест прямо на халат, демонстрирует его кухарке. Безумный взгляд полный спеси. Кухарка, олицетворяющая народ, смотрит на него с иронией. Федотов был мастер таких психологических картин. Смысл этой: мигалки не на машинах, а в головах.

Еще Павел Федотов. «Завтрак аристократа». 1849-1850.

Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости. Свой завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским романом. Дворяне (3% населения) были привилегированным сословием в старой России. Владели огромным количеством земли по стране, но хороший фермер из них получался редко. Не барское дело. Как результат - бедность, долги, все заложено и перезаложено в банках. У Чехова в «Вишневом саде» имение помещицы Раневской продают за долги. Покупатели (богатые купцы) дербанят поместье, а одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб перепродать под дачи). Причина проблем семейства Раневских - безделье в нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.

Борис Кустодиев. «Купец». 1918 г.

Провинциальное купечество - любимая тема у Кустодиева. Пока дворяне в парижах проматывали имения, эти люди поднимались из низов, делая деньги в огромной стране, где было куда приложить руки и капитал. Примечательно, что картина написана в 1918 году, когда кустодиевских купцов и купчих по всей стране уже вовсю ставили к стенке борцы с буржуями.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-1883 гг.

На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним - икону, потом идут лучшие люди - чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы, дворяне. По бокам - охрана (на лошадях), дальше - простой народ. Народ на обочинах периодически огребает, чтоб не подрезал начальство и не лез на его полосу. Третьякову на картине не понравился урядник (справа, в белом, со всей дури лупит нагайкой кого-то из толпы). Он просил художника убрать этот ментовский беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину Третьяков все равно купил. За 10 000 рублей, что было просто колоссальной суммой на тот момент.

Илья Репин. «Сходка». 1883 г.

А вот эти молодые ребята на другой картине Репина - больше не ходят с толпой на всякие крестные ходы. У них свой путь - террор. Это «Народная Воля», подпольная организация революционеров, которые убили царя Александра II.

Николай Богданов-Бельский. «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского». 1895 г.

Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться - есть. Учитель - в европейском костюме с бабочкой. Это реальный человек - Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского Университета. На добровольной основе преподавал в сельской школе в дер. Татево (ныне Тверская обл.), где у него было поместье. Великое дело. Согласно переписи населения 1897 г. уровень грамотности в России был всего 21%.

Ян Матейко. «Закованная Польша». 1863 г.

По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов - 44% . Империя! Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со злобными рожами заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву. Её грязно лапает другой русский. Поляк справа, сидящий лицом к зрителю – вылитый Дзержинский.

Николай Пимоменко. Жертва фанатизма. 1899 г.

На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец (Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители (справа на картине) отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним - обеспокоенная общественность с дубинами.

Франц Рубо. «Штурм аула Гимры». 1891 г.

Кавказская война 19 в. Адский замес дагов и чеченов царской армией. Аул Гимры (родовое село Шамиля) пал 17 октября 1832 г. Кстати, с 2007 г. в ауле Гимры опять действует режим контртеррористической операции. Последняя (на момент написания этого поста) зачистка ОМОНом была 11 апреля 2013 г. Первая - на картине ниже:

Василий Верещагин. «Опиумоеды». 1868 г.

Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была присоединена к России. Какими увидели участники походов предков нынешних гастарбайтеров - об этом Верещагин оставил картины и мемуары. Грязь, нищета, наркота…

Петр Белоусов. «Мы пойдем другим путем!». 1951 г.

Ну и наконец главное событие в истории России 19 в. 22 апреля 1870 г. в г. Симбирске родился Володя Ульянов. Старший брат его, народоволец, попробовал себя, было, в сфере индивидуального террора – готовил покушения на царя. Но покушение сорвалось и брата повесили. Вот тогда молодой Володя по легенде сказал матери: «Мы пойдем другим путем!». И пошли.

Главная » Зарубежные художники

Великие зарубежные художники

XIV (14 век) XV (15 век) XVI (16 век) XVII (17 век) XVIII (18 век) XIX (19 век) XX (20 век)

Зарубежные художники


Лоренцетти Амброджо
(1319-1348)
Страна: Италия

В картинах Лоренцетти гармонично соединились традиции сиенской живописи с ее лиризмом и свойственные искусству Джотто обобщенность форм и перспективность пространственного построения. Хотя художник использует религиозные и аллегорические сюжеты, в картинах явственно проступают черты современной ему жизни. Условный пейзаж, характерный для полотен мастеров XIV в., у Лоренцетти заменяется узнаваемыми тосканскими ландшафтами. Очень реалистично он пишет виноградники, поля, озера, морские гавани, окруженные неприступными скалами.

Эйк Ван
Страна: Нидерланды

Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. Бавона в Генте начал именно он. Вероятно, и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря - «Поклонение агнцу» , фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя , - Губерта можно назвать мастером переходного периода. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека).

Зарубежные художники


Альбрехт Дюрер
(1471-1528)
Страна: Германия

Альбрехт Дюрер, великий немецкий художник, крупнейший представитель культуры Возрождения в Германии. Родился в Нюрнберге в семье золотых дел мастера, выходца из Венгрии. Первоначально учился у отца, затем у нюрнбергского живописца М. Вольгемута (1486-89). В годы учебы и в годы странствий по Южной Германии (1490- 94), во время поездки в Венецию (1494-95) впитывал наследие XV века, но главным его педагогом стала природа.

Босх Иероним
(1450-1516)
Страна: Германия

Босх Иероним, великий нидерландский живописец. Родился в Герцогенбоше. Его дедушка, брат дедушки и все пятеро дядей были художниками. В 1478 Босх женился на богатой патрицианке Алейд ван Мерверме, семья которой принадлежала к высшей аристократии. Детей от этого брака не было, и он не был особо счастливым. Тем не менее он принес художнику материальное благополучие, и, еще не став достаточно известным, Босх мог себе позволить писать так, как хочет.

Боттичелли Сандро
(1445-1510)
Страна: Италия

Настоящее имя - Алессандро да Марианно ди Ванни ди Амедео Филипепи , великий итальянский живописец эпохи Возрождения. Родился во Флоренции в семье кожевника. Первоначально его отдали в обучение к некоему Боттичелли, золотых дел мастеру, от которого Алессандро Филипепи и получил свою фамилию. Но стремление к живописи заставило его в 1459-65 учиться у известного флорентийского художника Фра Филиппе Липпи. Ранние произведения Боттичелли ( «Поклонение волхвов», «Юдифь и Олоферн» и особенно мадонны - «Мадонна Корсини», «Мадонна с розой», «Мадонна с двумя ангелами» ) написаны под влиянием последнего.

Вероккьо Андреа
(1435-1488)
Страна: Италия

Настоящее имя - Андреа ди Микеле ди Франческо Чони, выдающийся итальянский скульптор. Родился во Флоренции. Был известным скульптором, живописцем, рисовальщиком, архитектором, ювелиром, музыкантом. В каждом жанре утвердил себя как мастер-новатор, не повторяющий сделанного предшественниками.

Карпаччо Витторе
(ок. 1455 / 1465 - ок. 1526)
Страна: Италия

Карпаччо Витторе (ок. 1455 / 1465 - ок. 1526) - итальянский живописец. Родился в Венеции. Учился у Джентиле Беллини, испытал сильное воздействие Джованни Беллини и отчасти - Джорджоне. Внимательно наблюдая за событиями современной жизни, этот художник умел насыщать свои религиозные композиции живым повествованием и множеством жанровых деталей. По сути, он создавал энциклопедию быта и нравов Венеции XV века. Про Карпаччо говорят, что этот мастер «до сих пор дома, в Венеции». И даже само представление о Венеции нераздельно связано с воспоминанием о зеленоватых, точно видимых сквозь морскую воду картинах блистательного рисовальщика и колориста.

Леонардо да Винчи
(1452 - 1519)
Страна: Италия

Один из величайших итальянских художников эпохи Возрождения Леонардо да Винчи был и выдающимся ученым, мыслителем и инженером. Он всю жизнь наблюдал и изучал природу – небесные светила и законы их движения, горы и тайны их возникновения, воды и ветры, свет солнца и жизнь растений. Как часть природы Леонардо рассматривал и человека, тело которого подчинено физическим законам и в то же время служит «зеркалом души». Свою пытливую, деятельную, беспокойную любовь к природе он проявлял во всем. Именно она помогала ему открывать законы природы, ставить ее силы на службу человеку, именно она сделал Леонардо величайшим художником, с одинаковым вниманием запечатлевавшим распускающийся цветок, выразительный жест человека и туманную дымку, заволакивающую далекие горы.

Микеланджело Буонарроти
(1475 - 1564)
Страна: Италия

«Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей»,- писал о себе великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело. Он создал гениальные, титанические произведения и еще более значительные мечтал создать. Однажды, когда художник был на мраморных разработках в Карраре, он задумал высечь статую из целой горы.

Рафаэль Санти
(1483 - 1520)
Страна: Италия

Рафаэль Санти, великий итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения и архитектор. Родился в Урбино в семье Дж. Санти - придворного художника и поэта герцога Урбинского. Первые уроки живописи получил у отца. Когда он умер, Рафаэль перешел в студию Т. Вити. В 1500 переехал в Перуджо и поступил в мастерскую Перуджино сначала как ученик, а потом - как помощник. Здесь усвоил лучшие особенности стиля умбрийской школы Живописи: стремление к выразительной трактовке сюжета и благородство форм. Вскоре довел свое мастерство до того, что отличить копию от оригинала стало невозможно.

Тициан Вечеллио
(1488- 1576)
Страна: Италия

Родился в Пьеве-ди-Кадоро - маленьком городе на границе венецианских владений в Альпах. Происходил из семьи Вечелли, весьма влиятельной в городке. Отец художника во время войны Венеции с императором Максимилианом оказал большие услуги республике Св. Марка.

Зарубежные художники


Рубенс Питер Пауль
(1577 - 1640)
Страна: Германия

Рубенс Питер Пауль, великий фламандский живописец. «Королем живописцев и живописцем королей» называли современники фламандца Рубенса. В одном из красивейших уголков Антверпена до сих пор находится «Рубенс-хьюз» - дом художника, построенный по его собственному проекту, и мастерская. Отсюда вышло около трех тысяч картин и много замечательных рисунков.

Гойен Ян ван
(1596-1656)
Страна: Голландия

Гойен Ян ван - голландский живописец. Увлечение живописью проявилось очень рано. В возрасте десяти лет Гойен начал учиться рисунку у лейденских художников И. Сванен-бурга и К. Схильперорта. Отец хотел, чтобы сын стал живописцем по стеклу, но сам Гойен мечтал быть пейзажистом, и его определили в обучение к посредственному художнику-пейзажисту Виллему Гер-ритсу в городе Гоорн.

Сегерс Геркулес
(1589/1590 - ок. 1638)
Страна: Голландия

Сегерс Геркулес - голландский художник-пейзажист, график. Учился в Амстердаме у Г. ван Конинкслоо. С 1612 по 1629 г. жил в Амстердаме, где был принят в гильдию художников. Посетил Фландрию (ок. 1629-1630). С 1631 г. жил и работал в Утрехте, а с 1633 г. - в Гааге.

Франс Хальс
(ок. 1580-1666)
Страна: Голландия

Решающую роль в сложении национального искусства на ранней стадии развития голландской художественной школы сыграло творчество Франса Хальса, ее первого великого мастера. Он был почти исключительно портретистом, но его искусство много значило не только для портретной живописи Голландии, но и для формирования других жанров. В творчестве Хальса можно выделить три вида портретных композиций: групповой портрет, заказной индивидуальный портрет и особый тип портретных изображений, близкий по характеру жанровой живописи, культивируемый им в основном в 20-х - начале 30-х годов.

Веласкес Диего де Сильва
(1559-1660)
Страна: Испания

Родился в Севилье, одном из крупнейших художественных центров Испании конца XVI – начала XVII века. Отец художника происходил из португальского семейства, перебравшегося в Андалузию. Он хотел, чтобы сын стал юристом или писателем, однако не мешал Веласкесу заниматься живописью. Первым учителем его был Фр. Эррера Старший, а потом - Ф. Пачеко. Дочь Пачеко стала женой Веласкеса. В мастерской Пачеко Веласкес занимался писанием голов с натуры. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Карьера молодого живописца складывалась успешно.


Страна: Испания

Эль Греко
(1541-1614)
Страна: Испания

Эль Греко, настоящее имя - Доменико Теотокопули , великий испанский живописец. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Крит в те времена был владением Венеции. Учился, по всей вероятности, у местных иконописцев, еще сохранивших традиции средневекового византийского искусства. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана.

Караваджо Микеланджело Меризи
(1573-1610)
Страна: Италия

Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский живописец. С именем Караваджо связано возникновение и расцвет реалистического направления в итальянской живописи конца XVI - начала XVII века. Творчество этого замечательного мастера сыграло огромную роль в художественной жизни не только Италии, но и других стран Европы. Искусство Караваджо привлекает нас большой художественной выразительностью, глубокой правдивостью и гуманизмом.

Карраччи
Страна: Италия

Карраччи, семья итальянских живописцев из Болоньи начала XVII, основоположников академизма в европейской живописи. На рубеже XVI - XVII веков в Италии как реакция на маньеризм складывалось академическое направление в живописи. Основные его принципы были заложены братьями Карраччи - Лодовико (1555-1619), Агостино (1557- 1602) и Аннибале (1560-1609).

Брейгель Питер Старший
(между 1525 и 1530-1569)
Страна: Нидерланды

Тот, кто читал замечательный роман Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле», знает, что в нидерландской революции, в борьбе с испанцами за свою независимость, борьбе жестокой и беспощадной, участвовал весь народ. Так же как и Уленшпигель, свидетелем и участником этих событий был и крупнейший нидерландский художник, рисовальщик и гравер, один из основоположников реалистического голландского и фламандского искусств Питер Брейгель Старший.

Ван Дейк Антонис
(1599- 1641)
Страна: Нидерланды

Ван Дейк Антонис, выдающийся фламандский живописец. Родился в Антверпене в семье богатого коммерсанта. Первоначально учился у антверпенского живописца Хендрика ван Балена. В 1618 поступил в мастерскую Рубенса. Начал свою работу с копирования его картин. А вскоре стал главным помощником Рубенса при выполнении больших заказов. Получил звание мастера гильдии Св. Луки в Антверпене (1618).

Пуссен Никола
(1594-1665)
Страна: Франция

Пуссен Никола (1594-1665), выдающийся французский живописец, ведущий представитель классицизма. Родился в деревушке Андели в Нормандии в семье мелкого землевладельца. Первоначально учился у себя на родине у малоизвестного, но довольно талантливого и грамотного странствующего художника К. Варена. В 1612 Пуссен отправился в Париж, и там его учителем стал Ж. Ааллеман. В Париже он подружился с итальянским поэтом Марине.

XVII (17 век)

Зарубежные художники


Кейп Альберт Герритс
(1620-1691)
Страна: Голландия

Кейп Альберт Герритс - голландский живописец и офортист.

Учился у своего отца, художника Я. Кейпа. Его художественный стиль формировался под влиянием живописи Я. ван Гойена и С. ван Рейсдала. Работал в Дордрехте. Ранние произведения Кейпа, близкие картинам Я. ван Гойена, монохромны. Он пишет холмистые ландшафты, бегущие вдаль проселочные дороги, бедные крестьянские хижины. Картины чаще всего выполнены в единой желтоватой тональности.

Рейсдал Якоб ван
(1628/1629-1682)
Страна: Голландия

Рейсдал Якоб ван (1628/1629-1682) - голландский художник-пейзажист, рисовальщик, офортист. Учился, вероятно, у своего дяди, художника Саломона ван Рейсдала. Посетил Германию (1640-1650-е). Жил и работал в Харлеме, в 1648 г. вошел в состав гильдии живописцев. С 1656 г. жил в Амстердаме, в 1676 г. в Казне получил ученую степень доктора медицины и вошел в список амстердамских врачей.

Рембрандт Харменс ван Рейн
(1606-1669)
Страна: Голландия

Родился в Лейдене в семье мельника. Дела отца в этот период шли хорошо, и он смог дать сыну лучшее, чем у других детей, образование. Рембрандт поступил в Латинскую школу. Учился плохо и хотел заниматься живописью. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. Через год начал брать уроки живописи. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Пробыв в его мастерской более трех лет, Рембрандт отправился в Амстердам к историческому живописцу П. Ластману. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую.

Терборх Герард
(1617-1681)
Страна: Голландия

Терборх Герард (1617-1681), известный голландский живописец. Родился в Зволле в состоятельной бюргерской семье. Его отец, брат и сестра были художниками. Первыми учителями Терборха стали отец и Хендрик Аверкамп. Отец заставлял его много копировать. Первое произведение создал в девять лет. В пятнадцать лет Терборх отправился в Амстердам, потом - в Харлем, где он попал под сильное влияние Фр. Хальса. Уже в это время пользовался известностью как мастер бытового жанра, охотнее всего писал сцены из жизни военных - так называемые «караульни».

Каналлетто (Канале) Джованни Антонио
(1697-1768)
Страна: Италия

Первым учителем Каналетто был его отец, театральный декоратор Б. Канале, которому он помогал оформлять спектакли в театрах Венеции. Работал в Риме (1717-1720, начало 1740-х), Венеции (с 1723), Лондоне (1746-1750, 1751-1756), где выполнял произведения, составившие основу его творчества. Писал ве-дуты - городские пейзажи, изображал улицы, здания, каналы, скользящие по морским волнам лодки.

Маньяско Алессандро
(1667-1749)
Страна: Италия

Маньяско Алессандро (1667-1749) - итальянский живописец, жанрист и пейзажист. Учился у своего отца, художника С. Маньяско, затем у миланского живописца Ф. Аббиати. Его стиль сформировался под влиянием мастеров генуэзской школы живописи, С. Розы и Ж. Калло. Жил и работал в Милане, Флоренции, Генуе.

Ватто Антуан
(1684-1721)
Страна: Франция

Ватто Антуан, выдающийся французский живописец, с творчеством которого связан один из значительных этапов развития бытовой живописи во Франции. Судьба Ватто необычна. Ни во Франции, ни в сопредельных странах не было в годы, когда он писал лучшие свои вещи, ни одного художника, способного с ним соперничать. Титаны XVII столетия не дожили до эпохи Ватто; те же, кто вслед за ним прославили XVIII век, стали известны миру лишь после его смерти. В самом деле, Фрагонар, Кантен де Ла Тур, Перронно, Шарден, Давид во Франции, Тьеполо и Лонги в -Италии, Хогарт, Рейнолдс, Гейнсборо в Англии, Гойя в Испании - все это середина, а то и конец XVIII века.

Лоррен Клод
(1600-1682)
Страна: Франция

Лоррен Клод (1600-1682) - французский живописец.В раннем возрасте работал в Риме слугой у А. Тасси, затем стал его учеником. Крупные заказы художник начал получать в 1630-х гг., его заказчиками были папа Урбан VIII и кардинал Бентивольо. С этого времени Лоррен становится популярным в римских и французских кругах ценителей искусства.

XVIII (18 век)

Зарубежные художники


Гейнсборо Томас
(1727- 1788)
Страна: Англия

Гейнсборо Томас, выдающийся английский живописец, создатель национального типа портрета. Родился в Садбери, в Суффолке, в семье торговца сукном. Живописные окрестности городка, расположенного на реке Стур, с детства привлекали Гейнсборо, без конца изображавшего их в своих детских набросках. Страсть мальчика к рисованию была настолько велика, что его отец, не раздумывая долго, отправил своего тринадцатилетнего сына на выучку в Лондон, который в это время уже сделался центром художественной жизни.

Тернер Джозеф Мэллорд Уильям
(1775-1851)
Страна: Англия

Тернер Джозеф Мэллорд Уильям - английский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер. Брал уроки живописного мастерства у Т. Молтона (ок. 1789), в 1789-1793 гг. учился в Королевской Академии в Лондоне. В 1802 г. Тернер - академик, а в 1809 г. - профессор в академических классах. Художник много путешествовал по Англии и Уэльсу, посещал Францию и Швейцарию (1802), Голландию, Бельгию и Германию (1817), Италию (1819, 1828). Его художественная манера сформировалась под влиянием К. Лоррена, Р. Уилсо-на и голландских маринистов.

Ян Вермеер Дельфтский
(1632-1675)
Страна: Голландия

Ян Вермеер Дельфтский – великий голландский художник. Сведений о художнике почти не сохранилось. Родился в Дельфте в семье бюргера, владевшего гостиницей. Он также занимался производством шелка и приторговывал картинами. Возможно, поэтому мальчик рано заинтересовался живописью. Его наставником стал мастер Карель Фабрициус. Вермеер вскоре женился на Катерине Больнее - дочери богатого бюргера и уже в 1653 был принят в гильдию Св. Луки.

Гойа-и-Лусиентес Франсиско Хоссе
(1746-1828)
Страна: Испания

Однажды маленький Франсиско, сын бедного позолотчика алтарей из селения близ испанского города Сарагосы, нарисовал на стене своего дома свинью. Проходивший мимо незнакомец разглядел подлинный талант в детском рисунке и посоветовал мальчику учиться. Эта легенда о Гойе подобна тем, что рассказывают о других мастерах Возрождения, когда подлинные факты их биографии неизвестны.

Гварди Франческо Лаццаро
(1712-1793)
Страна: Италия

Гварди Франческо Лаццаро - итальянский живописец и рисовальщик, представитель венецианской школы живописи. Учился у своего старшего брата, художника Джованни Антонио, в мастерской которого работал вместе с младшим братом Никколо. Писал пейзажи, картины религиозной и мифологической тематики, исторические композиции. Работал над созданием декоративных украшений интерьеров театров Манин и Фениче в Венеции (1780-1790).

Верне Клод Жозеф
(1714-1789)
Страна: Франция

Верне Клод Жозеф - французский художник. Учился сначала у своего отца А. Верне, затем у Л. Р. Виали в Эксе и у Б. Ферджиони, с 1731 г. - в Авиньоне у Ф. Сована, а позднее - в Италии у Манглара, Паннини и Локателли. В 1734-1753 гг. работал в Риме. В римский период много времени посвящал работе с натуры в Тиволи, Неаполе, на берегах Тибра. Писал пейзажи и морские виды («Морской берег около Анцио», 1743; «Вид моста и замка св. Ангела», «Понте Ротто в Риме», 1745 - обе в Лувре, Париж; «Водопад в Тиволи», 1747; «Утро в Кастелламаре», 1747, Эрмитаж, Санкт - Петербург; «Вилла Памфили», 1749, ГМИИ, Москва; «Итальянская гавань», «Морской берег со скалами», 1751; «Скалы у берега моря», 1753 - все в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Эти работы поражают виртуозностью в передаче световоздушной среды и освещения, достоверностью и тонкой наблюдательностью.

Верне Орас
(1789-1863)
Страна: Франция

Верне Орас - французский живописец и график. Учился у своего отца, Карла Верне. Пишущий в эпоху расцвета искусства романтизма художник использует в своих работах средства, присущие романтикам. Его интересует человек во власти природных стихий, в экстремальных ситуациях. Верне изображает ожесточенно сражающихся в битвах воинов, ураганы и кораблекрушения («Битва на море», 1825, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Делакруа Эжен
(1798 - 186)
Страна: Франция

Родился в Шарантоне в семье префекта. Получил блестящее образование. Живописи обучался вначале в Школе изящных искусств в Париже, затем в мастерской П. Герена (1816-22), чье холодное мастерство оказало на него меньшее влияние, чем страстное искусство романтика Т. Жерико, с которым он сблизился в Школе. Решающую роль в формировании живописного стиля Делакруа сыграло копирование работ старых мастеров, в особенности Рубенса, Веронезе и Д. Веласкеса. В 1822 дебютировал в Талоне картиной «Ладья Данте» («Данте и Верги¬лии») на сюжет из первой песни «Ада» («Божественная комедия»).

Жерико Теодор
(1791-1824)
Страна: Франция

Родился в Руане в зажиточной семье. Учился в Париже в Императорском лицее (1806-1808). Его учителями были К. Ж. Берне и П.Н. Герен. Но они не оказали влияния на формирование его художественного стиля - в живописи Жерико прослеживаются тенденции искусства А. Ж. Гро и Ж. Л. Давида. Художник посещал Лувр, где делал копии с произведений старых мастеров, особенно восхищала его живопись Рубенса.

Картинная галерея Артведия - биография современных художников. Купить, продать современные картины художников различных стран.

Хиросигэ Андо
(1797-1858)
Страна: Япония

Родился в Эдо (ныне Токио) в семье мелкого самурая Андо Гэнэмона. Его отец занимал должность бригадира городских пожарных, и жизнь семьи была вполне обеспеченной. Благодаря раннему обучению быстро научился разбираться в свойствах бумаги, ки¬сти и туши. Общий уровень образованности того вре¬мени был достаточно высок. Театры, гравюры, икэба-фа были частью повседневной жизни.

Хокусай Кацусика
(1760-1849)
Страна: Япония

Хокусай Кацусика - японский живописец и рисовальщик, мастер цветной ксилографии, писатель и поэт. Учился у гравера Накаямы Тэцусона. Испытал влияние художника Сюнсё, в мастерской которого работал. Писал пейзажи, в которых жизнь природы, ее красота тесно связаны с жизнью и деятельностью человека. В поисках новых впечатлений Хокусай много путешествовал по стране, делая зарисовки всего, что видел. Художник стремился отразить в своем творчестве проблему взаимоотношений человека и окружающей его природы. Его искусство пронизано пафосом красоты мира и осознанием одухотворенного начала, вносимого человеком во все, с чем он соприкасается.

Зарубежные художники


Бонингтон Ричард Паркс
(1802-1828)
Страна: Англия

Бонингтон Ричард Паркс - английский живописец и график. С 1817 г. жил во Франции. Учился живописи в Кале у Л. Франсиа, с 1820 г. посещал Школу изящных искусств в Париже, где его учителем был А. Ж. Гро. С 1822 г. начал выставлять свои картины в парижских Салонах, а с 1827 г. принимал участие в выставках Общества художников Великобритании и Королевской Академии художеств в Лондоне.

Энсор Джеймс
(1860-1949)
Страна: Бельгия

Энсор Джеймс (1860-1949) - бельгийский живописец и график. Художник родился и вырос в портовом городе Остенде, где и провел почти всю свою жизнь. Облик этого приморского города с узкими улицами, населенными рыбаками и моряками, с ежегодными масленичными карнавалами и неповторимой атмосферой моря часто появляется во многих его картинах.

Ван Гог Винсент
(1853- 1890)
Страна: Голландия

Ван Гог Винсент, великий голландский живописец, представитель постимпрессионизма. Родился в брабантской Деревушке Гроот Зюндерт в семье пастора. С шестнадцати лет работал на Фирме по продаже картин, а затем помощником учителя в частной школе в Англии. В 1878 устроился проповедником в шахтерский район на юге Бельгии.

Анкер Микаэль
(1849-1927)
Страна: Дания

Анкер Микаэль – датский художник. Учился в Академии художеств в Копенгагене (1871-1875), а также в мастерской датского художника П. Крейера. Позднее в Париже занимался в мастерской Пюви де Ша-ванна, но этот период не отразился в его творчестве.Вместе с женой Анной работал в Скагене, в маленьких рыбацких деревушках. В его произведениях море неразрывно связано с образами ютландских рыбаков. Художник изображает людей в минуты их нелегкого и опасного труда.

Модильяни Амедео
(1884-1920)
Страна: Италия

Как тонко, элегантно рассказала об Амедео Модильяни Анна Ахматова! Еще бы - она была поэтом! Амедео повезло: они встретились в 1911 году, в Париже, влюбились друг в друга, и эти чувства стали достоянием мира искусств, выразившись в его рисунках и ее стихах.

Икинс Томас
(1844-1916)
Страна: США

Учился в Академии художеств в Филадельфии (Пенсильвания) и в Школе изящных искусств в Париже (1866-1869). На формирование его художественного стиля большое влияние оказало творчество старых испанских мастеров, которое он изучал в Мадриде. С 1870 г. живописец жил на родине, в Филадельфии, где занимался педагогической деятельностью. Уже в первых самостоятельных работах Икинс проявил себя как реалист («Макс Шмит в лодке», 1871, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «На паруснике», 1874; «Парусные лодки на Делаваре», 1874).

Кент Рокуэлл
(1882-1971)
Страна: США

Кент Рокуэлл - американский пейзажист, рисовальщик, график, писатель. Учился у представителя пленэрной школы художника Уильяма Меррита Чейса в Шиннекоке на Лонг-Айленде, затем у Роберта Генри в школе искусств в Нью-Йорке, где посещал также классы Кеннета Миллера.

Хомер Уинслоу
(1836-1910)
Страна: США

Хомер Уинслоу - американский живописец и рисовальщик. Систематического образования не получил, освоив лишь ремесло литографа в юношеском возрасте. В 1859-1861 гг. посещал вечернюю рисовальную школу при Национальной Академии художеств в Нью-Йорке. С 1857 г. делал рисунки для журналов, в гражданскую войну (1861-1865) сотрудничал в иллюстрированном еженедельном издании «Харперс уикли», для которого делал реалистичные рисунки со сценами сражений, отличающиеся выразительными и строгими формами. В 1865 г. стал членом Национальной Академии художеств.

Боннар Пьер
(1867-1947)
Страна: Франция

Боннар Пьер - французский живописец, рисовальщик, литограф. Родился в окрестностях Парижа. В юности изучал право, одновременно занимаясь рисунком и живописью в Школе изящных искусств и в академии Жюлиана. Увлекался японской гравюрой. Вместе с художниками Э. Вюйаром, М. Дени, П. Серюзье образовали ядро группы, которая называла себя «Наби» - от древнееврейского слова «пророк». Члены группы были сторонниками символизма менее сложного и литературного, нежели символизм Гогена и его последователей.

Брак Жорж
(1882-1963)
Страна: Франция

Брак Жорж - французский живописец, гравер, скульптор. В 1897-1899 гг. учился в Школе изящных искусств в Гавре, затем в академии Эмбера и в Школе изящных искусств в Париже (1902-1903). Его раннее творчество отмечено влиянием фовистов, особенно А. Дерена и А. Матисса. Именно в этот период художник чаще всего обращается к пейзажному жанру: пишет гавани, морские заливы с лодками, прибрежные постройки.

Гоген Поль
(1848-1903)
Страна: Франция

Гоген Поль (1848-1903), выдающийся французский художник. Представитель импрессионизма. Родился в Париже. Его отец был сотрудником газеты «Насьональ» умеренно-республиканского толка. Изменение политического курса заставило его в 1849 покинуть родину. На корабле, направлявшемся в Южную Америку, он внезапно умер. Первые четыре года жизни Гоген провел в Лиме (Перу) у родных матери. В возрасте 17-23 лет служил матросом, кочегаром, рулевым на торговом и военном флоте, плавал в Рио-де-Жанейро и другие далекие города.

Дега Эдгар
(1834-1917)
Страна: Франция

Эдгар Дега был противоречивым и странным на первый взгляд человеком. Родился в семье банкира в Париже. Отпрыск аристократического семейства (его настоящая фамилия была де Га), он смолоду отказался от дворянской приставки. Интерес к рисованию проявил еще в детстве. Получил хорошее образование. В 1853 сдал экзамены на степень бакалавра и начал изучать юриспруденцию. Но уже в то время он занимался у живописца Барриаса, затем у Луи Ламота. Как и Эдуарда Мане, его готовили к блестящей карьере, но он бросил юридическую школу ради Школы изящных искусств.

Дерен Андре
(1880-1954)
Страна: Франция

Дерен Андре - французский живописец, книжный иллюстратор, гравер, скульптор, один из основателей фовизма. Заниматься живописью начал в Шату в 1895 г., его учителем был местный художник. В 1898-1900 гг. учился в Париже в академии Карьера, где познакомился с А. Матиссом, Ж. Пюи и А. Марке. Очень скоро Дерен оставил академию и начал учиться самостоятельно.

Добиньи Шарль Франсуа
(1817-1878)
Страна: Франция

Добиньи Шарль Франсуа - французский живописец-пейзажист, график, представитель барбизонской школы. Учился у своего отца, художника Э. Ф. Добиньи, затем у П. Делароша. Испытал влияние Рембрандта. В Лувре копировал живопись голландских мастеров, особенно привлекали его произведения Я. Рейсдала и Хоббемы. В 1835-1836 гг. Добиньи посетил Италию, а в 1866 г. отправился в Голландию, Великобританию и Испанию. Но эти поездки практически не нашли отражения в творчестве художника, почти все его работы посвящены французским ландшафтам.

Дюфи Рауль
(1877-1953)
Страна: Франция

Дюфи Рауль - французский живописец и график. Учился в Гавре, в вечерних классах Муниципальной художественной школы, где преподавал Люйе (1892-1897). Здесь Дюфи познакомился с О. Ж. Браком и О. Фриезом. В этот период писал портреты членов своей семьи, а также пейзажи, похожие на живопись Э. Будена.

Изабе Луи Габриель Жан
(1803-1886)
Страна: Франция

Изабе Луи Габриель Жан (1803-1886) - французский живописец романтического направления, акварелист, литограф. Учился у своего отца - миниатюриста Ж.-Б. Изабе. Испытал влияние живописи английских художников-маринистов и малых голландцев XVII в. Работал в Париже. В поисках новых впечатлений Изабе посетил Нормандию, Овернь, Бретань, Южную Францию, Голландию, Англию, в качестве художника сопровождал экспедицию в Алжир.

Курбе Гюстав
(1819-1877)
Страна: Франция

Курбе Гюстав - выдающийся французский живописец, замечательный мастер реалистического портрета. «...никогда не принадлежал ни к какой школе, ни к какой церкви... ни к какому режиму, как только к режиму свободы».

Мане Эдуард
(1832-1883)
Страна: Франция

МАНЕ Эдуард (1832-1883), выдающийся французский художник, переосмысливший традиции сюжетной реалистической живописи. «Краткость в искусстве - это и необходимость, и элегантность. Человек, кратко выражающийся, заставляет думать; человек многословный надоедает».

Марке Альбер
(1875-1947)
Страна: Франция

Марке Альбер (1875-1947) - французский живописец и график. В 1890-1895 гг. учился в Париже в Школе декоративных искусств, а с 1895 по 1898 г. - в Школе изящных искусств в мастерской Г. Моро. Писал портреты, интерьеры, натюрморты, пейзажи, среди которых - виды моря, изображения гаваней и портов. В созданных художником пейзажах конца 1890 - начала 1900-х гг. заметно сильное влияние импрессионистов, в частности А. Сислея («Деревья в Бийанкуре», ок. 1898, Музей Искусств, Бордо).

Моне Клод
(1840-1926)
Страна: Франция

Моне Клод, французский живописец, основоположник импрессионизма. «То, что я пишу, - мгновение». Родился в Париже в семье бакалейщика. Детство провел в Гавре. В Гавре начал делать карикатуры, продавая их в писчебумажной лавочке. На них обратил внимание Э. Буден и дал Моне первые уроки пленэрной живописи. В 1859 Моне поступил в Парижскую школу изящных искусств, а затем в ателье Глейера. После двухлетнего пребывания в Алжире на военной службе (1860-61) вернулся в Гавр и познакомился с Ионкиндом. Пейзажи Ионкинда, полные света и воздуха, произвели на него глубокое впечатление.

Пьер Огюст Ренуар
(1841-1919)
Страна: Франция

Пьер Огюст Ренуар родился в семье многодетного бедняка портного и с самого раннего детства учился «жить припеваючи» даже тогда, когда в доме не бывало куска хлеба. Тринадцати лет он уже владел ремеслом - расписывал чашки и блюдца на фарфоровом заводе. Перепачканная красками рабочая блуза была на нем и тогда, когда он пришел в Школу изящных искусств. В ателье Глейра он подбирал пустые тюбики из-под красок, брошенные другими учениками. Выжимая их до последней капли, он мурлыкал под нос что-то беззаботно веселое.

Редон Одилон
(1840-1916)
Страна: Франция

Редон Одилон - французский живописец, рисовальщик и декоратор. В Париже обучался архитектуре, но курса не окончил. Некоторое время посещал Школу скульптуры в Бордо, затем учился в Париже в мастерской Жерома. Как живописец сформировался под влиянием искусства Леонардо да Винчи, Ж. Ф. Коро, Э. Делакруа и Ф. Гойи. Большую роль в его жизни сыграл ботаник Арман Клаво. Имевший богатую библиотеку, он познакомил молодого художника с произведениями Бодлера, Флобера, Эдгара По, а также с индийской поэзией и немецкой философией. Вместе с Клаво Редон изучал мир растений и микроорганизмов, который позднее отразился в его гравюрах.

Сезанн Поль
(1839-1906)
Страна: Франция

До сих пор в тени оставался один из участников первой выставки на бульваре Капуцинок, молчаливейший из посетителей кафе Гербуа, - Поль Сезанн. Настало время приблизиться к его картинам. Начнем с автопортретов. Вглядимся в лицо этого скуластого бородача, похожего то на крестьянина (когда он в картузе), то на мудреца-книжника (когда виден его крутой могучий лоб). Сезанн был одновременно и тем и другим, соединяя в себе крестьянское упорное трудолюбие с испытующим разумом ученого-исследователя.

Тулуз Лотрек Анри Мари Раймон де
(1864-1901)
Страна: Франция

Тулуз Лотрек Анри Мари Раймон де, выдающийся французский художник. Родился в Альби на юге Франции в семье, принадлежавшей к крупнейшему аристократическому роду, некогда возглавлявшему крестовые походы. У него с детства проявился талант художника. Однако живописью он занялся после падения с лошади (в четырнадцать лет), в результате которого стал инвалидом. Вскоре после того как отец познакомил его с Пренсто, Анри стал постоянно сам приходить в мастерскую на улице Фобур-Сент-Оноре. Часами он мог смотреть, как художник рисует или пишет.

Зарубежные художники


Дали Сальвадор
(1904-1989)
Страна: Испания

Дали Сальвадор , великий испанский художник, крупнейший представитель сюрреализма. Родился в Фигерасе (Каталония) в семье известного адвоката. Шестнадцати лет Дали отдали в католический колледж в Фигерасе. На становление его личности громадное влияние оказало семейство Пичотов. Все члены семьи владели музыкальными инструментами, устраивали концерты. Рамон Пичот - живописец, работал в Париже и близко знал П. Пикассо. В доме Пичотов Дали занимался рисунком. В 1918 состоялась его первая выставка в Фегерасе, благосклонно отмеченная критикой.

Калныньш Эдуардас
(1904-1988)
Страна: Латвия

Калныньш Эдуардас - латышский живописец-ма¬ринист. Родился в Риге в семье просто¬го ремесленника, рано начал рисо¬вать. Первым учителем Калниньша был художник Евгений Мошкевич, открывший в Томске, куда перееха¬ла семья мальчика в начале Первой мировой войны, студию для начина¬ющих живописцев. После 1920 г. вместе с родите¬лями Калниньш вернулся в Ригу и в 1922 г. поступил в Латвийскую Академию художеств. Его учителем стал Вильгельме Пурвитис, ученик А. И. Куинджи.

Следует с представителей западноевропейской живописи 19 века, мировым культурным центром в это время по-прежнему (еще начиная с 17 века) считалась Франция, а художественным стилем, открывающим эпоху, – романтизм. Как ни странно, на просторах интернета гораздо проще найти информацию о представителях романтизма в целом, чем о французских 19 века. К примеру, можно к информации, представленной на сайте smollbay.ru, где указаны художники-романтики не только Франции, но и других стран. Кстати, начать список представителей романтизма в живописи 19 века следует с одного из ее родоначальников – испанца Франсиско Гойи. Также сюда можно включить имена Жака Луи Давида, чье творчество занимает пограничное состояние между классицизмом и романтизмом, и «истинных романтиков» Теодора Жерико и Эжена Делакруа.

На смену романтизму приходит реалистическая живопись, также зародившаяся во Франции. Довольно емкая об этом направлении содержится в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», в сети интернет ее текст можно на сайте dic.academic.ru. К представителям реализма в изобразительном искусстве Франции, в первую очередь, следует отнести Оноре Домье, Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле.

Одна из самых ярких в истории французской живописи – возникновение и развитие . Информацию о художниках-импрессионистах найти довольно легко, обратившись к сайтам hudojnik-impressionist.ru, impressionism.ru, а также к многочисленным печатным изданиям по данной тематике, например, «Импрессионизм. Иллюстрированная энциклопедия» Ивана Мосина, «Импрессионизм. Очарованное мгновение» Натальи Синельниковой, «История мировой живописи. Импрессионизм» Натальи Скоробогатько. Ведущими мастерами здесь являются Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Эдгар Дега.

Не менее распространенной является информация о представителях неоимпрессионизма и постимпрессионизма. Найти ее можно на уже упоминавшемся сайте smollbay.ru или в книге Елены Зориной «История мировой живописи. Развитие импрессионизма». Прежде всего, список должен пополниться именами Жоржа Сера, Поля Синьяка, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри де Тулуз-Лотрека.
Все большую популярность приобретает направление в английской живописи второй половины 19 века, как прерафаэлизм. С именами его представителей можно ознакомиться на сайтах dic.academic.ru, restorewiki.ru или в книгах «Прерафаэлизм» Ивана Мосина, «История мировой живописи. Викторианская живопись и прерафаэлиты» Натальи Майоровой и Геннадия Скокова. Ведущими мастерами этого направления являются Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Уильям Моррис, Эдуард Берн-Джонс.

Мастера русской живописи 19 века

Список русских художников 19 века составить значительно проще, обратившись за информацией к таким сайтам, как www.art-portrets.ru, art19.info или одной из многочисленных энциклопедий . Здесь следует выделить представителей романтизма (Орест Кипренский, Василий Тропинин, Карл Брюллов), художников, чье творчество представляет собой переход от романтизма к реализму (Александр Иванов, Павел Федотов) и наконец – знаменитых передвижников (Илья Репин, Иван Крамской, Василий Перов, Василий Суриков, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Виктор Васнецов и многие другие).

Составить список художников 19 века – не такая уж трудная задача, нужно лишь приложить немного усилий для поиска и систематизации информации.

Направления в живописи 19 века достаточно тесно перекликаются с направлениями века предшествующего. В начале столетия ведущим направлением во многих странах был . Зародившийся в 18 веке, этот стиль продолжал развиваться, при том в разных странах его развитие имело индивидуальные особенности.

Классицизм

Художники, работавшие в этом направлении, вновь обращаются к образам античности. Однако через классические сюжеты они пытаются выразить революционные настроения - стремление к свободе, патриотизм, гармонию между человеком и общество. Ярким представителем революционного классицизма был художник Луи Давид. Правда, со временем классицизм перерос в консервативное направление, которое поддерживалось государством, а значит, стало безликим, прилизанным цензурой.

Особенно яркий расцвет живописи в 19 веке наблюдался в России. В это время здесь образовалось множество новых стилей и направлений. Аналогом классицизма в России являлся академизм. Этот стиль обладал чертами классического европейского стиля - обращение к образам античности, возвышенная тематика, идеализация образов.

Романтизм

В начале 30-х годов 19 века в противовес классицизму появился романтизм. В обществе того времени происходило множество переломных моментов. Художники стремились абстрагироваться от неприглядной реальности, создавая свой, идеальный мир. Тем не менее, романтизм считается прогрессивным течением своего времени, потому что стремлением художников романтиков было донесение идей гуманизма и духовности.

Это емкое направление, отразившееся в искусстве многих стран. Смысл его - возвеличивание революционной борьбы, создание новых канонов красоты, написание картин не только кистью, но и сердцем. Эмоциональность здесь ставится во главу угла. Для романтизма характерно введение во вполне реальный сюжет аллегорических образов, искусная игра светотени. Представителями этого направления были Франциско Гойя, Эжен Делакруа, Руссо. В России к романтизму относят работы Карла Брюллова.

Реализм

Задачей этого направления стало изображение жизни такой, как он есть. Художники реалисты обращались к образам простого народа, основные черты их произведений - критичность и максимум правдивости. Они изображали в деталях лохмотья и дыры одежды простых людей, искаженные страданием лица простого народа и толстые телеса буржуа.

Интересным явлением 19 века стала Барбизонская школа художников. Этот термин объединял нескольких французских мастеров , которые выработали свой собственный, непохожий стиль. Если в направлениях классицизма и романтизма природа разными способами идеализировались, то барбизонцы стремились изображать пейзажи с натуры. На их картинах - образы родной природы, и простые люди на этом фоне. Самые известные художники Барбизонцы - это Теодор Руссо, Жюль Депре, Вержиль ля Пенья, Жан-Франсуа Милле, Шарль Добиньи.


Жан-Франсуа Милле

Творчество барбизонцев повлияло на дальнейшее развитие живописи 19 века. Во-первых, у художников этого направления появились последователи в ряде стран, в том числе и в России. Во-вторых, барбизонцы дали толчок для возникновения импрессионизма. Они первыми стали писать картины на пленере. В дальнейшем традиции изображения реальных пейзажей подхватили импрессионисты.

Стала завершающим этапом в живописи 19 века, и пришлась на последнюю треть столетия. Художники импрессионисты подошли к изображению реальности еще более революционно. Они стремились передать не саму природу, и не образы в деталях, а то впечатление, которое производит то или иное явление.

Импрессионизм был прорывом в истории живописи. Этот период подарил миру множество новых техник и уникальные произведения искусства.

Главная » Русские художники » XIX (19 век)

Русские художники

В пестрой веренице лет далекого детства особенно ярко остался в памяти Владимира Александровича Васильева один чудесный летний день. «Я считаю этот день решающим в моей жизни художника. Я впервые пережил тогда то чувство особого счастья, полноты жизни, которое так часто охватывало меня позднее, когда я стал художником, в те мгновения, когда остаешься один на один с природой и постигаешь ее всегда с каким-то новым и радостным изумлением.

Коровин Константин Алексеевич, известный русский живописец и театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - на архитектурном отделении (1875), а затем (с 1876) на живописном у И. Прянишникова., В, Перова, Л. Саврасова! и В. Поленова. Несколько месяцев (1882-83) учился в петербургской Академии художеств. Заканчивал художественное образование в Училище (1883-1886).

Крамской Иван Николаевич
(1837-1887)

Крамской Иван Николаевич, выдающийся русский живописец и прогрессивный художественный деятель. Родился в Острогожске Воронежской губернии в бедной мещанской семье. Первоначальные знания получил в уездном училище. Рисованием занимался с детства самостоятельно. В шестнадцать лет поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу

Куинджи Архип Иванович
(1842-1910)

А.И. Куинджи был сыном бедного сапожника-грека из Мариуполя, рано осиротел, и всего в жизни ему приходилось добиваться самому. В начале 1860-х годов страсть к рисованию привела его в Петербург, где он дважды пытался поступить в Академию художеств, но безуспешно. Не хватало подготовки, ведь весь свой живописный опыт он приобрел, будучи ретушером в фотографической мастерской.

Кустодиев Борис Михайлович
(1878 - 1927)

Кустодиев Борис Михайлович, выдающийся русский советский живописец, график, театральный художник, скульптор. Родился в Астрахани, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. Впоследствии, будучи уже известным живописцем, он подолгу жил в Деревеньке под Кинешмой, построил там дом-мастерскую, названную им «терем». На Волге Кустодиев вырос и возмужал как художник. Волге и волжанам посвятил многие из своих полотен. Родной край дал ему глубокое знание русской жизни и народного быта, любовь к шумным многолюдным ярмаркам гуляньям, балаганам, тем ярким и радостным краскам, которые вошли с ним в русскую живопись.

Лагорио Лев Феликсович
(1827-1905)

Лагорио Лев Феликсович - русский живописец-пейзажист, маринист. Родился в семье неаполитанского консула в Феодосии. Его учителем был И. К. Айвазовский. С 1843 г. Лагорио занимался в Петербурге в Академии художеств у А. И. Зауервейда и М. Н. Воробьева.

Левитан Исаак Ильич
(1861-1900)

Родился в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-74) у А. Саврасова и В, Поленова. С 1884 выступал на выставках Товарищества передвижников; с 1891 - член Товарищества. С 1898 - академик пейзажной живописи. Левитан создал множество замечательных, проникновенных образов русской природы. В его творчестве получило развитие то лирическое начало, которое присуще живописи его учителя и наставника А. Саврасова.

Малевич Казимир Северинович
(1878-1935)

Имя Казимира Малевича стремительно обрело подобающее ему место в истории русского искусства, как только рухнула официальная советская идеология. Произошло это с тем большей легкостью, что великий художник давно завоевал прочную славу за пределами Отечества. Посвященную ему библиографию впору издавать отдельным изданием, и на девять десятых она состоит из книг и статей на иностранных языках: многочисленные исследования на русском стали публиковаться с конца 1980-х годов, когда состоялась первая большая выставка Малевича на родине после десятилетий замалчивания и хулы.

Малютин Сергей Васильевич
(1859-1937)

Родился будущий художник 22 сентября 1859 года в московской купеческой семье. Оставшись трех лет круглым сиротой, он воспитывался в доме тетки, жены мелкого чиновника. Мальчика отдали в коммерческое училище, а затем на бухгалтерские курсы, после окончания которых определили служить конторщиком в Воронеж. Художественные наклонности проявились у него рано. Но окружающая обстановка мало способствовала их развитию. Только в конце 1870-х годов, попав на открывшуюся в Воронеже передвижную выставку, Малютин впервые увидел подлинную живопись. Давние неопределенные мечтания обрели конкретность: пришло решение, несмотря ни на какие трудности, стать художником.

Нестеров Михаил Васильевич
(1862- 1942)

Нестеров Михаил Васильевич, выдающийся русский советский художник. Родился в Уфе в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877- 86) и в Академии художеств у В. Перова, И. Прянишникова и П. Чистякова. Первоначально пробовал себя в бытовом жанре: «Жертва приятелей» (1881), «Экзамен в сельской школе» (1884). В 1882 он женился на Марии Мартыновой, которая умерла в 1885 от родов. Эта трагедия сильно повлияла на все дальнейшее творчество художника. Он бросил легковесные жанры и обратился к историко - религиозной тематике.

Перов Василий Григорьевич
(1834-1882)

Одним из зачинателей реалистической живописи 60-х годов был Василий Григорьевич Перов - продолжатель обличительных тенденций Федотова. В волнениях и тревогах российской жизни находит он почву для своего творчества, ту питательную среду, без которой не может существовать художник. Перов смело и открыто бросается в бой, обличая фальшь и лицемерие церковных обрядов ( «Сельский крестный ход на пасхе» , 1861), тунеядство и порочность попов и монахов ( «Чаепитие в Мытищах» , 1862; обе в Третьяковской галерее в Москве).

Поленов Василий Дмитриевич
(1844- 1927)

Родился в Петербурге в художественной семье. Мать - художница, отец - знаменитый археолог и библиограф, член Академии наук, знаток и любитель искусств. В детстве обучался музыке. Окончил гимназию в Петрозаводске и поступил в Академию художеств (1863) в класс исторической живописи и одновременно на юридический факультет Петербургского университета. Однако он не бросил и занятий музыкой и некоторое время пел в Академическом хоре. Еще в годы учебы посетил Германию и Францию, восхищаясь Р. Вагнером и Ж. Оффенбахом.

Репин Илья Ефимович
(1844-1933)

Репин Илья Ефимович, выдающийся русский художник, представитель демократического реализма. Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. В тринадцать лет начал учиться живописи в Чугуеве у художника Н. Бунакова. Работал в иконописных артелях. В 1863 приехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Встретился с И. Крамским, который стал наставником молодого художника на долгие годы.

Рерих Николай Константинович
(1874- 1947)

Рерих Николай Константинович , выдающийся русский художник, искусствовед, археолог и общественный деятель. Родился в Петербурге. Учился в Петербурге в гимназии Мея (1883-93). Брал уроки рисования у М. Микешина. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1893-96) и живописное отделение Академии художеств (1893-97) по классу А. Куинджи. Последний стремился развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был вынашивать замысел картины.

Савицкий Константин Аполлонович
(1844-1905)

Савицкий Константин Аполлонович, русский живописец и жанрист. Родился в Таганроге в семье военного врача. В 1862 поступил в Академию художеств в Петербурге, но вследствие недостаточной подготовленности был вынужден уйти и после двух лет усиленной самостоятельной работы в 1864 снова поступил в Академию. В 1871 получил малую золотую медаль за картину «Каин и Авель». Уже в академические годы был близок к Художественной артели И. Крамского, а позднее к Товариществу передвижных художественных выставок и экспонировался на 2-й передвижной выставке (1873). Это возбудило недовольство администрации Академии, которая, придравшись к первому попавшемуся поводу (не сданный в срок из-за женитьбы экзамен), исключила Савицкого из Академии (1873).

Саврасов Алексей Кондратьевич
(1830-1890)

Есть картины, без которых немыслимо представить русское искусство, так же как нельзя представить русскую литературу без «Войны и мира» Толстого, «Евгения Онегина» Пушкина, И это не обязательно должно быть большое и сложное произведение. Такой подлинной жемчужиной русской пейзажной живописи стала маленькая скромная картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели». Она появилась на первой выставке Товарищества передвижников 1871 года.

Серов Валентин Александрович
(1865-1911)

Еще при жизни В. А. Серова, а тем более после его смерти историки искусства и художники спорили - кто же Серов: последний живописец старой школы XIX в. или представитель нового искусства? Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Серов традиционен; в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Серов искал больше, чем другие. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Он был все время в пути. Поэтому он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий.

Суриков Василий Иванович
(1848-1916)

Суриков Василий Иванович, выдающийся русский исторический живописец и жанрист. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь». Родился в Красноярске в семье казачьего офицера. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска. Мать была прекрасной вышивальщицей.

Федотов Павел Андреевич
(1815-1852)

Павел Андреевич Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года. Отец служил чиновником и каждое утро уходил на службу. Семья Федотовых была большая, жили небогато, но особой нужды не испытывали. Соседи кругом были люди простые - мелкие чиновники, отставные военные, небогатые купцы. Особенно дружен был Павлуша Федотов с сыновьями капитана Головачева, которые жили напротив, а маленькая сестренка, «востроглазая Любочка», как он ее называл, дружила с Катенькой Головачевой, своей ровесницей.

Шишкин Иван Иванович
(1832-1898)

Войдите в зал Третьяковской галереи, где висят картины Ивана Ивановича Шишкина, и вам покажется, будто повеяло влажным дыханием леса, свежим ветром полей, стало солнечнее и светлее. На картинах Шишкина мы видим то раннее утро в лесу после ночной бури, то бескрайние просторы полей с убегающей к горизонту тропинкой, то таинственный полумрак лесной чащи.

Юон Константин Федорович
(1875-1958)

Судьба всячески благоволила К. Ф. Юону . Он прожил долгую жизнь. У него был на редкость счастливый брак. Окружающие любили его. Ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. После революции почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами. Невзгод было меньше - это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей.