Понятие культурной картины мира

В ходе своего развития человечество породило множество различных национальных культур. В каждой отразилось своеобразное мировидение. Определенная нация или этническая группа по-своему видит человека и его место в мире.

Таким образом,

Культурная картина мира — понятие

культурной картиной мира называется совокупность специфических взглядов, понятий, воззрений, знаний о мироустройстве, ментальности народа, его отношения к явлениям реальности.

Из чего складывается картина мира?

Фундамент каждой культуры составляют пласты, которые связаны, прежде всего, с первоначальными ощущениями нации – архетипами, мифологией, образной системой, способом восприятия хронотопа и т.д.

  • При узком понимании в культурную картину мира входят эти самые «ненаучные» знания, которые нельзя полноценно рассмотреть с точки зрения рациональности.
  • При широком понимании в культурную картину мира включаются также и научные знания.

Где и как формируется культурная картина мира?

Культурная картина мира формируется в двух слоях жизнедеятельности:

  • практический (трудовой и т.д.) — слой, на котором непосредственно осуществляется жизненный процесс
  • рефлектирующий (интеллектуальный, эмоциональный и т.д.) — слой, на котором человек проводит самоанализ, утверждаясь в мире.

При этом в состав культурной картины мира входят те жизненные смыслы (моральные понятия, ценности, символы и т.д.), которые являются фундаментом культуры человека.

Строение культурной картины мира

Человек всегда строит картину мира исходя из того, что для него значит мир. При этом значения не всегда осознаются и поддаются волевому изменению. Культура – это не только трудовые отношения между людьми, это нечто иное, стоящее как бы «над миром» и объединяющее людей именно по этому «надмирному» признаку.

Создавая предмет, человек непроизвольно закладывает в него не только «пользу», но и свой опыт, способности, особенности бытия.

Кроме того, он придает объектам предметного мира конкретное место в мироустройстве. Именно таким образом все предметы и обретают значение. Они имеют ценность (значит, и место в культурной картине мира) не просто как абстрактные объекты, но как объекты, выполняющие определенную функцию в миропорядке, способствующие структуризации мира и целостности практики.

Все, что делают люди на протяжении своей жизни, постепенно приобретает для них символическое значение. Обычные, часто повторяющиеся действия – трапеза, обмен приветствиями, инициация, заключение брака, смерть – приобретают форму ритуалов, обрядов, обрастают сотнями норм и предписаний, регламентирующих порядок всех темпоральных и пространственных сторон человеческой деятельности. Все это ложится впоследствии в основу культурной картины мира, закрепляясь

А язык, как известно, прямым образом воздействует на психику, формируя мировосприятие и подкрепляя картину мира образной системой, усложняя и развивая ее.

Культурная картина мира наследуется каждым поколением, служа одновременно и основой для человеческого поведения, и хранителем ментальности народа. Вместе с ее развитием, включающим в себя со временем большее количество культурных слоев, понятий, образов, ценностей, символов и т.д., развиваются и представления о ней.

Античная картина мира

Она представляла собой универсальную смысловую систему мироустройства, в которой ведущую роль выполняли многочисленные боги и герои.

Картина мира в средние века

Она включила в себя парадигму христианского мировоззрения: мир создан Богом, Земля — центр мира, ангелы и черти, Рай и Ад реальны и пр.

Новое время

В картину мира этого исторического отрезка включились научные представления, что связано с усилием позиций естественных наук и т.д.

Темпоральная (временная) и пространственная культурная картина мира

«Узловыми» представлениями в культурной картине мира вполне резонно считать «время» и «пространство», ведь именно они являются первыми абстрактно осознаваемыми категориями.

Для немца пространство связано с понятием «пусто», а для француза пространство — растягивание. Декарт, вслед за Платоном считал пространство заполненным полностью – это идеальная культурная картина мира. Для Ньютоновской физики пространство – «полое», абсолютное, геометризированное. Это отвечает культурной картине мира Нового времени как «бездушной», механической.

Восприятие времени также наложило свой отпечаток на языки мира.

Термин tempus («время») произошел от латинского tendo – «натягивать».

Т.е. в латинском языке время тянется, оно вечно. Для немцев же время – определенный отрезок, а вечность – это то, что тянется, то, что бесконечно.

Все эти ощущения хронотопа в различных языковых культурах, развиваясь в языке, наложили свой отпечаток и на научную картину мира.

Различные подходы к пониманию и виды картины мира

Человек воспринимает окружающий мир с точки зрения структурированности, т.е. соотносит предметы и их функции со своим жизненным опытом и находит им место в определенной системе взаимоотношений предметов. Таким образом он формирует предметный мир, который впоследствии, складываясь с предметным миром других людей, расширяется и включает в свою сферу незнакомые ранее предметы и понятия и трансформируется в особую культурную картину мира, которую Э. Гуссерль именовал «жизненным миром». Предметы в него включаются не сами по себе, а в единстве с их значением, поэтому в рамках жизненного мира они разумны и логичны.

Инструменталистский подход к понятию культурной картины мира подразумевает включение в жизненный мир сугубо рационализированных очевидностей, то есть того, существование чего не подвергается сомнению по причине возможности непосредственно это ощутить (потрогать, понюхать и т.д.). Но такой подход, во-первых, очень узок, во-вторых, лишает предметы и их значение индивидуальности, стирая различия между картинами мира отдельных людей.

Французский философ П. Рикёр считал, что человеческое бытие – полифонично. Человек стремится не только познавать предметный мир, но и «понимать совокупность, устремляться» к пониманию всего мироустройства. В мир рационализированных очевидностей Рикёр включает также способы познания бытия: уровни прогресса, многосмысленности, надежды.

В ХХ веке появились более фундаментальные исследования в области культурологии, которые и определили современное понимание культурной картины мира с содержательно-тематической точки зрения как единства очевидных тематических (артефактов) и нетематических содержаний и личностного восприятия мира (личного опыта, оценок, переживаний и т.д.).

В связи с этим можно выделить картины мира, которые сводятся к единообразной матрице:

  • эстетическую,
  • научную,
  • религиозную,
  • этическую,
  • правовую
  • философскую и множество других.

Однако перед построением этих картин человеку необходимо сформировать другую картину, наполненную интуитивными смыслами и значениями, которые различными способами передают универсальность мира.

Глобализация и индивидуальность как противоположности в картине мира

Каждая культура – индивидуальна. Она формировалась в определенных условиях – климатических, этнических, языковых, исторических. Некоторые культуры развивались обособлено, но большинство вступали в контакт между собой.

В ХХ веке под влиянием тенденций, единых для всего человечества, с развитием современных средств связи и возможностью оперативного обмена информацией процесс сближения культур достиг своего пика. В культурологии он получил название .

Развитие межкультурных связей приводит не только к взаимопроникновению и взаимообогащению культур, но и к их некоторой унификации. Это отражается и в быту, и в когнитивной сфере. Яркий тому пример – компьютеризация, приводящая к тому, что люди, работающие с компьютером, обретают схожую логику мышления и единые поведенческие нормы, хотя и принадлежат к разным культурам.

Предлагаем презентацию темы:

Культурная картина мира как инструмент описания и понимания истории

Российский академик, член РАН России, призывал относиться к понятию «культурной картины мира» как очень условному термину, почти как к метафоре. Поскольку данное понятие претендует на целостную объединенную характеристику всей системы и миропредставлений, и религиозных верований, и рациональных и мифологических взглядов и т.д., постольку ее научно доказуемая репрезентативность становится «сомнительной» Мы не можем реконструировать прошлое нашей и чужих культур полностью, мы делаем это на основании данных археологии, фольклора и т.д.

Важно помнить, что в большинстве случаев под культурной картиной мира понимают описание элитарной субкультуры того или иного общества

Однако мы можем аналитически моделировать историю культуры , в частности в ее структурно-смысловой и образной конфигурации. Это является задачей исторической культурологии, а картина мира здесь здесь как раз и является «инструментальной моделью».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

культурная картина мира – есть мир представленный в смысловом значении для определенной социальной общности и индивида. СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРНОЙ КАТРИНЫ МИРА 1) Онтологические категории- в которых выражается представление о самых общих атрибутах окружающего объективного мира (пространство, время,движение. Причина, следствие, изменение, свойство, количество, качество, случайность. закономерность.) 2) Социальные категории- характеризующие человека в обществе важнейшее обстоятельства жизни людей их взаимоотношение, духовный мир (труд, собственность, власть, церковь, деньги, справедливость, равенство, доброта, совесть, долг) 3) Система ценностных отношений и ценностных ориентаций. В каждой культурной картине мира. Личности. народа или исторической эпохе складывается своя иерархия ценностей и ценностных измерений (семья. любовь. дружба. деньги). В средние века –ценностями были нравственность, религиозность. В Новое время –ценности- рациональность, наука. Новейшее время наблюдается Жестко прагматический подход ко всему. ККМ в развитых культурах (особенно в современную эпоху) многослойна и поливариантна. Она Включает в себя самые различные знания и представления. научные, философские, научные,обыденные, психологические. В соответствии с доминированием того или иного из перечисленных компонентов выделяются следующие типы и виды. Существуют различные картины мира: 1) научная к.м.(к примеру когда человек болеет. он идет ко врачу.) 2) Философская к.м. 3) Художественная К.м. 4)религиозная к.м.(Вера в сверхестественное) 4)Обыденная к.м. 5) Мифологическая к. м. (наличие обряда)

10. Понятие культурной динамики и типы культурных изменений.

1. Культура есть процесс постоянной адаптации человека к меняющимся условиям его существования путем преобразования этих условий в процессе человеческой деятельности.

Одним из разделов культурологии, изучающий происхождение культур, является культурогенез. Это понятие используется для анализа процессов устойчивости и развития культуры. Культурогенез представляет собой вид социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы. (В узком смысле под культурогенезом понимают процесс становления, происхождения культуры.)

Культурогенез заключается в процессе постоянного самообновления культуры как посредством обновления и взаимодополнения уже существующих форм культуры, так и через создание новых, отвечающих культурной динамике времени направлений и феноменов. Культурогенез, как процесс порождения новых форм культуры, протекает постоянно, а не только на этапе зарождения культуры. В генезисе культурных форм можно выделить три фазы:

а) инициирование, выработка новаций,

б) создание на их основе новых культурных форм,

в) их внедрение в социальную практику, замещение ими старых культурных форм или сосуществование старых и новых.

Типы культурных изменений

Под культурной изменчивостью понимают свойство самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десемантизацию (утрату смысла) отдельных ее черт или целых комплексов. Причинами культурной изменчивости являются:

Адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ;

Необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий;

Творческая инициатива отдельных личностей.

Изменчивость может иметь прогрессивную направленность, а может быть и деградирующей. Последняя связана со снижением функциональной эффективности тех или иных объектов и структур. Десемантизация объекта есть утрата его первоначального смысла, перемена этого смысла или переинтерпретация данного содержания объекта в общественном сознании. Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою. Правда, разрушительные кризисы не проходили даром - культура регрессировала, упрощалась.

Культурный застой - это состояние длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения. Нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизмененном виде. Общество «консервируется», ограждаясь от внешних воздействий «китайской стеной» изоляционизма, а от внутренних изменений - при помощи жесткого контроля со стороны различных социальных институтов - государства, церкви, системы образования и т.д. В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени. Конечно, здесь происходят некоторые культурные изменения, однако они не выходят за рамки существующих культурных традиций.

Тенденции к самоизоляции, консервации традиций и культурных норм проявляются прежде всего в маленьких, локальных этнических или религиозно-сектантских группах. До сих пор в тропической Африке или в южно-американских джунглях находят племена, не имеющие контактов с «большим миром» и остановившиеся в своем социальном и культурном развитии на уровне каменного века. Но в состоянии застоя могут оказаться и высокоразвитые цивилизации - вспомним Древний Египет эпохи фараонов или культуры майя и ацтеков. Культурный застой опасен деградацией общества. Возникновение аномии (состояния разложения системы ценностей, апатии и разочарования) в условиях социокультурного кризиса ведет к варваризации общества. Французский историк Э.Ладюри утверждал, что хаотизация общественной жизни приводит к крайней неустойчивости настроений масс, которые склонны к ирра­циональным взрывам возмущения, жестокости. В этот период место разрушенных норм и ментальных установок занимает примитивный пласт сознания. Социокультурная деградация выражается в подмене сословного мышления или мышления устойчивых социальных групп с их определенными ценностными ориентирами, примитивизированным сознанием не­классических или негрупповых типов человеческих общностей. В этих условиях активны, как правило, низшие, люмпе­низированные слои общества, объединенные в толпу. «Эффект толпы» исследовали еще Лебон, Тард и Сигеле, которые показали примитивный и даже патологический уровень психики всякой толпы и массы. Г. Тард считал, что толпа - это негативное и активно действующее сплоченное множество индивидов. В ней критическое отношение личности к действительности, к происходящим событиям снижается. Толпа заряжена прежде всего разрушительной энергией против кого-либо, в ней преобладают примитивные реакции подражания и психического зараже­ния. Эта имитационная реакция, как показал Б.Ф. Поршнев, присуща в первую очередь стадным животным и представляет атавизм у человека.

Не всякие культурные изменения ведут к выходу из состояния культурного застоя. Культурная динамика - это всегда целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Его не следует путать с понятием «культурные изменения», которые предполагают любые трансформации в культуре. Если брать историю развития общества, то культурная динамика может реализоваться в следующих основных видах: поступательно-линейном и циклическом. Циклические изменения отличаются, например, от эволюционных тем, что они повторимы. Если исследовать культурную динамику внутри общества, то можно говорить о возникновении культурных явлений, их распространении, функционировании.

^ 2. Слово «динамика» (от гр. dinamie} переводится как сила. В физике это раздел механики, где изучается движение тел под воздействием приложенных к ним сил. В культурологии под культурной динамикой подразумеваются изменения, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил. Термин «изменение» многозначен. Он подразумевает всякое преобразование, происшедшее в той или иной культурной системе. Поэтому для оценки характера происходящих изменений используется термин «развитие». Культурное развитие - это изменение материальных и духовных компонентов культуры, в результате которого происходит изменение состава или структуры, возникновение, трансформация или исчезновение каких-либо культурных элементов и связей, переход в новое качественное состояние. Культурное развитие характеризуется одновременным наличием трех основных свойств динамики: необратимостью,направленностью, закономерностью. Поскольку обратимость характеризует циклические процессы, воспроизведение постоянной системы функций, отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс изменении лишается характерной для развития единой внутренне связанной линии.

Развитие включает в себя как восходящую линию - прогресс, так и нисходящую линию - регресс. Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) - тип направленного развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. В культурологии существует два основных подхода к проблеме прогресса культуры.

Первый подход опирается на очевидность смены этапов развития культуры, как обогащения системы ее ценностей, развития всех форм жизнедеятельности человека. В рамках этого подхода множество форм и типов культуры при всем их разнообразии образуют единую линию духовного и материального производственного развития человечества и рассматривают прогресс культуры как выражение целостности ее природы и единства культурного многообразия.

Другой подход ставит под сомнение наличие культурного прогресса как поступательного развития единой культуры, исходит из понимания ее различных типов как локальных, автономных, имеющих свой жизненный цикл (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин), как разных вариантов культурных систем, не сводимых друг к другу. Это, естественно, сужает возможности их сравнения, что существенно ограничивает понимание прогресса рамками «своей культуры», цикличности ее развития, причем преимущественно в духовной сфере.

Следует также отметить, что культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств и отношений. Состояние покоя, неизменности культуры выражается понятием «статика»; а те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием «динамика».

Поэтому культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре - это прежде всего традиция.

Традиции - это элементы культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д.), которые сохраняются и передаются от поколения к поколению в неизменном виде. Традиции существуют во всех формах культуры. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях. Система традиций отражает целостность, устойчивость, статику общественного организма. В нее нельзя грубо, «топорно» вмешиваться, так как это нарушает важные механизмы культуры. В частности, не следует «улучшать» духовную жизнь, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память. В этой ситуации «новатор» окажется в роли Чингис хана, захватившего земледельческую область Кан Су. Его военачальники заявили, что не знают, что им делать с обработанными землями. Лучше всего, по их мнению, с «плодами победы» поступить так: сельское население уничтожить, тогда и поля, предоставленные самим себе, снова бы стали степью, вернулись бы к благородному состоянию пастбища. (Ныне такое историческое беспамятство демонстрируется в отношении к советской культуре.)

Культура не может существовать не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Новация (от лат. novatio - обновление, изменение) является способом обновления культуры. Единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры. Человек является субъектом творческой деятельности в культуре. Однако далеко не всякое новаторство становится фактом культуры. Новизна ради новизны не несет в себе действительного творческого содержания, превращается в бессмысленное кривляние. Творение культурных ценностей всегда носит общезначимый характер. Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзыв в умах и сердцах людей. Конечно, речь идет не о сиюминутном признании. В свое время «королем поэтов» был провозглашен И.Северянин, а не его современники А.Блок или С.Есенин. Однако история все расставила на свои места. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.

Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дает основание для классификации обществ на традиционные и современные. В традиционных обществах традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде. Изменения вносятся в рамках традиции бессистемным и случайным образом. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются или отрицаются. Например, в средневековом обществе главная задача художника состояла в отражении того, что уже произошло - священной истории, истории пришествия Христа на землю, его мук и смерти во искупление грехов человеческого рода, - того, что было зафиксировано в Библии. Так, образцом для известного иконописного сюжета «Спас Нерукотворный» (изображение лица Христа) послужил описанный в легенде отпечаток лика Спасителя на полотенце. Для художника важно здесь не самовыражение своего творческого «я», а следование традиционному образу - канону. Отсюда становится понятным равнодушие средневековых мастеров к проблеме индивидуального авторства, когда целые куски литературного текста (музыкальных пьес, опер и т.п.) переходили из произведения в произведение без всякого указания на источник цитирования.

В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Здесь действует принцип «запрета на плагиат». Всякая новация - научная, художественная, технологическая - имеет индивидуального автора. Повтор, копирование оцениваются обществом очень невысоко. Истинный художник или ученый - это всегда создатель нового. Современное общество пронизано гонкой за новизной. Это дает значительный эффект. Опытная наука за 300 лет своего существования в странах, охваченных научно-технической революцией, дала возможность повысить уровень жизни в 15-20 раз. Однако эта гонка ведет к тому, что социальные и культурные под­системы подвергаются постоянному давлению, что порождает кризисные явления. Поэтому стабилизация и устойчивое развитие являются чрезвычайно актуальными для современного общества.

Стабильность понимается как естественное, нормальное развитие общества в противовес нестабильности, часто отождествляемой с кризисом. Однако эти понятия необходимо отделить и отличать друг от друга, поскольку каждое из них имеет свое, определенное содержание. Одной из главных черт стабильного и устойчивого развития общества является отсутствие несанкционированного государством насилия и способность государства и его органов быстро и эффективно реагировать на социальные проблемы, подавлять возникающие очаги нелегитимного насилия. Тем самым общество самосохраняется.

Существует классификация форм стабильности по признаку способов ее достижения. Выделяются минимальная и демократическая стабильность. Минимальная стабильность может быть достигнута за счет тотальных, принудительных, насильственных методов управления, с помощью которых подав­ляется сверху возможность национальных и гражданских войн, вооруженных конфликтов. В демократическом обществе формируется демократическая стабильность, при которой угроза стабильности устраняется за счет быстрого реагирования де­мократических структур на угрозу возникновения нелегитимных форм насилия. Конституционный порядок при этом является одним из определяющих факторов стабильности. По мнению С.Хангтингтона, стабильность определяется как «порядок плюс преемственность». Легитимность существующего строя во многом зависит от уровня политической культуры населения, от поддержки со стороны избирателей данной системы власти и представляемых ею ценностей. При этом активность и вовлеченность населения в политический процесс, значимость общественного мнения являются необходимыми условиями стабильности в рамках демократии. Социокультурные институты функционируют стабильным образом, если они основываются на тех же ценностях и установках, которые господствуют в семье, в системе образования, в сфере обыденной жизни. Кроме того, важнейшей чертой стабильного общества выступают определенные модели поведения, обладающие статусом психологической привычки и соци­ального стандарта.

Понятие нестабильности связано с несоблюдением условий и нарушением параметров, о которых говорилось выше. Нестабильное общество не справляется с изменениями и новациями, с неизбежностью возникающими в развитии его культуры. В частности, в современной России главной причиной нестабильности (по мнению А.Флиера) является отсутствие условий и культурных навыков для равного участия всех граж­дан в свободной социальной конкуренции на рынке труда и капитала, что приводит к обесцениванию культурных норм, ценностей, обеспечивающих устойчивое развитие страны.

Таким образом, вопрос о прогрессе культуры - это вопрос о преемственности элементов и ценностей культуры в поступательном историческом развитии общества, во взаимоотношении различных исторических эпох и периодов развития человека, отдельных стран, народов и сообществ.

Выделение единства и целостности культуры, выступающей способом организации человеческой деятельности в процессе ее прогрессивного преобразования, преемственности ее непреходящих ценностей на различных этапах развития общества, может быть осуществлено через осмысление сущностных родовых характеристик, связанных с практически-преобразовательным отношением человека к окружающему миру, безграничностью его познавательных и практических возможностей, его способностью действовать по логике всех вещей и предметов.

Поэтому важнейшей сущностной родовой характеристикой человека выступают его потенциальная универсальность, бесконечность и всеобщность. Конечно, в каждый конкретный исторический период человек ограничен всей совокупностью природных и социальных условий. Однако, место и роль человека в познании и практике задаются его сущностной родовой универсальностью и всеобщностью.

Исследование процесса культурогенеза однозначно показывает, что человечество, единое по своим корням, в процессе развития «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Поэтому, рассматривая культуру как сложную систему, следует помнить, что каждая из культур, вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формируетсвое мировидение. Результатом этого специфического видения мира, в котором обитает человек, является культурная картина мира — система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

Понятие культурной картины мира

В самом общем виде представляет собой продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п. Ее возникновение обусловлено тем, что при продолжительном совместном проживании людей на одной территории их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формируют у них общее , единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды и т.д. Однако при этом каждая группа существует в своих специфических условиях — климатических, географических, исторических и др. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле. В исторической практике культура предстает как множество культур разных эпох и регионов, а внутри них в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными (или этническими) культурами. Одни локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Другие культуры различаются настолько, насколько различаются породившие их условия. Во всем многообразии локальных культур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая отдельная культура воплощает специфический жизненный опыт какого-либо конкретного народа или сообщества людей. Этот опыт придает культуре каждого народа неповторимые черты, определяет ее уникальность.

Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности — в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Так, по наблюдениям этнографов. народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице горном, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много вековживут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двух- этажные, а третьи — деревянные. Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.

Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая является выражением того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире. По своему содержанию культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира не является синкретической целостностью, а складывается из частных картин — научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др.

Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство и время, а также движение, изменение, свойство, качество, количество, причина, следствие, случайность, закономерность-онтологические категории культуры. Эти категории тесно связаны с социальными категориями, такими, как труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость и др.

Они вплетены в структуру языка, на котором люди разговаривают, охватывают все культурное пространство, образуя в совокупности своего рода «сетку координат», через которую носители той или иной культуры воспринимают окружающий мир и создают свои «национальные образы мира». На их основе складывается свойственная данной культурементальность — общее умонастроение, склад ума людей, принадлежащих одной культуре. Ментальность включает в себя как осознанные моменты, так и неосознанные, поэтому понятия «ментальность» и культурная «картина мира» можно рассматривать как синонимы.

Ментальность всегда отражает специфические особенности конкретной культуры, иными словами, она всегда культурно зависима, ее содержание целиком определяется культурой данного народа. Это исторически обусловленный феномен, поэтому ментальность, являясь в целом устойчивой и консервативной, все же меняется, хотя и очень медленно. Ментальность формируется у каждого человека в детстве, в процессе инкультурации, и входит в структуру индивидуальной психики, укореняясь в бессознательном. Можно утверждать, что менталитет народа — это одновременно и ментальность отдельною человека. Поэтому ментальность личности определяется типом общества, особенностями этнической и национальной культуры, а также тех субкультур, в которые входит этот человек.

Введение
Глава 1. «Культурная картина мира», как категория культурологии
Глава 2. Сущность понятий «менталитет» и «архетип», их влияние на культурную картину мира
Глава 3. Нормы и ценности культуры
Заключение
Литература

Введение

В данной контрольной работе рассматривается «культурная картина мира».
Актуальность данной темы состоит в том, что картина мира является фундаментом в оценке жизни и понимании мира, отражает особенности мышления представителей той или иной культуры. Она представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой.
Исследование данной темы поможет ответить на такие вопросы как: Культурная картина мира как категория культуры. Что есть культурная картина мира? Каковы её особенности? В чём сущность понятий «менталитет» и «архетип» и их влияние на культурную картину мира? Каковы нормы и ценности культуры?
Соответственно задача данного исследования – нахождение ответов на поставленные выше вопросы.
Логика исследования обусловила структуру контрольной работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и литературы. 1 глава рассматривает культурную картину мира, как категорию культурологии, её сущность, особенности. Во 2 главе рассматриваются понятия «менталитет» и «архетип» и их влияние на культурную картину мира. 3 глава посвящена нормам и ценностям культуры.

Глава 1. «Культурная картина мира», как категория культурологии

Культурология – это наука о закономерностях существования и развития культуры, о взаимосвязях культуры и других областей человеческой деятельности.
Культурология сложилась как гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры. В ее структуре выделяют следующие составляющие:
-Объект;
-Предмет;
-Содержание;
-Категории;
-Принципы;
-Методы;
-Законы;
-Функции .
Категории культурологии. Категории - это основные логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи и отношения предметов явлений действительности.
Среди категорий культурологи выделяют следующие:
-категории социальных и гуманитарных наук;
-категории наук, находящиеся на стыке с культурологией;
-собственные категории (культура, цивилизация, культурная картина мира, менталитет, ментальность и т.д.)
Рассмотрим культурную картину мира более подробно.
Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, это система согласованных способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм, правил. Данная система формируется в результате совместного длительного проживания людей на определенной территории, их хозяйственной деятельности, обороны от внешних врагов. Все это формирует у людей общее миропонимание, единый образ жизни, манеру общения, специфику одежды, особенности кулинарии и т.д.
Но каждая этническая культура не является механической суммой всех актов жизнедеятельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет «набор правил», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования. В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посредством обучения. По этой причине невозможна единая универсальная культура, объединяющая всех людей на Земле.
Уже древние мыслители (Геродот, Фукидид), занимавшиеся историческими описаниями, замечали, что каждая культура имеет специфические черты, отличающие ее от культур других народов. Вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), культура разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение. Все богатство бытия культуры, вся целостность существования народа определяет способ осознания мира и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, и есть культурная картина мира.
Культурная картина мира – совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов, система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.
Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры, включает в себя представления о личности, о ее отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, добре и зле, о праве и труде, о семье, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Культурная картина мира передается из поколения в поколение, трансформируется в ходе развития общества, она неисчерпаема по содержанию и служит основанием человеческого поведения.
Особенности культуры того или иного народа могут проявляться в различных аспектах человеческой жизни: в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.
Культурная картина формируется в зависимости от значения мира для человека, живущего в нем. И даже самые примитивные жизненные потребности и побуждения человек удовлетворяет строго определенным образом.
Серьезные культурные отличия у разных народов наблюдаются в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, форм проявления внимания к гостю и т.д. Утоляя голод или жажду, человек следует устоявшимся традициям, характерным для его культуры: он использует определенную утварь, определенные процедуры приготовления и ритуалы приема пищи. Трапеза, таким образом, обретает для человека особое обрядовое и символическое значение.
Так, русские, по традиции сразу ведут приглашенного гостя к столу, что удивляет американцев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяйки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для американцев, поскольку в их культуре это не принято.
Все жизненные проявления человека как субъекта определенной культуры фиксируются теми или иными обрядами, ритуалами, нормами, правилами, являющимися значимыми компонентами культуры, регулирующими временные и пространственные процессы человеческой жизнедеятельности.
Часто народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые двухэтажные, а третьи – деревянные дома.
Человеческая жизнь неисчерпаемо богата, разнопланова и многослойна. Некоторые из ее моментов, особенно те, что связаны с первичными ощущениями, первыми попытками рождающегося человечества реализоваться в этом мире, не подлежат рациональному контролю и возникают неосознанно. Поэтому и понятие «культурная картина мира» употребляется в широком и узком смысле слова.
В узком смысле в культурную картину мира обычно включают первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, «самоочевидные», но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, в культурную картину мира включают и научные знания.
Культурная картина мира специфична и отличается у разных народов. Это обусловлено целым рядом факторов: географией, климатом, природными условиями, историей, социальным устройством, верованиями, традициями, образом жизни и т.п. Кроме того, каждая историческая эпоха имеет свою картину мира, причем все они не похожи одна на другую.
В то же время можно выделить универсальную картину мира, свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому, характерна бинарная оппозиция белого и черного, но у одних групп белое будет соответствовать положительному началу – жизни, а черное – отрицательному началу – смерти, а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет свое представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представления будут различными.
Картина мира у каждой личности тоже будет своя, и зависеть она будет прежде всего от характера: у сангвиника она одна, у флегматика – совершенно другая.
Следует также иметь в виду, что картина мира зависит от языка, на котором говорят его носители, и, наоборот, основные моменты картины мира всегда закрепляются в языке. Конечно, культурная картина мира полнее, глубже и богаче языковой картины мира. К тому же, культурная картина мира первична по отношению к языковой, но, именно в языке вербализуется, реализуется культурная картина мира, хранится и передается из поколения в поколение. Язык способен описать все, что есть в культурной картине мира: особенности географии, климата, истории, условий жизни и т.д.
Вот типичный пример из области взаимодействия языков. Как в разных языках обозначаются цвета? Известно, что сетчатка человеческого глаза, за исключением индивидуальных патологических отклонений, фиксирует цвет совершено одинаково, независимо от того, чей глаз воспринимает цвет – араба, еврея, чукчи, русского, китайца или немца. Но каждый язык установил свою цветовую систему, и эти системы нередко разнятся между собой. Так, например, в языке эскимосов для обозначения разных оттенков и видов снега существует 14-20 (по разным данным) синонимов слова белый . Говорящий по-английски человек не различает цветов голубой и синий, в отличие от говорящего по-русски, и видит только blue.
Но такие различия касаются, естественно, не только цветовой гаммы, но и других предметов и явлений окружающей действительности. В арабском языке существует несколько обозначений для слова верблюд: есть отдельные наименования для уставшего верблюда, беременной верблюдицы и т.п.
Язык навязывает человеку определенное видение мира. Усваивая родной язык, англоязычный ребенок видит два предмета: foot и leg там, где русскоязычный видит только один – ногу.
В русском языке, по вполне очевидным причинам, есть и пурга, и метель, и буран, и снежная буря, и вьюга, и поземка, и все это связано со снегом и зимой, а в английском это разнообразие выражается словом snowstorm, которого вполне достаточно для описания всех снежных проявлений в англоязычном мире.
Практически в каждой культуре есть подобные примеры. Так, в языке хинди существуют многочисленные наименования определенного вида орехов. Объясняется это той ролью, которую в общей культуре и субкультурах Индостанского полуострова играют плоды арековой пальмы (areca catechu), твердые орешки «супари».
Индия ежегодно потребляет более 200 тысяч тонн таких орешков: арековые пальмы произрастают в жарком влажном климате, прежде всего вдоль Аравийского моря, в Конкане. Плоды собирают недозрелыми, зрелыми и перезревшими; их высушивают на солнце, в тени или на ветру; отваривают в молоке, воде или поджаривают на масле, выжатом из других орехов, – изменение технологии влечет немедленное изменение вкусовых качеств, а каждый новый вариант обладает своим названием и имеет свое предназначение. Среди индусских ритуалов – регулярных, календарных и экстраординарных – не существует такого, где можно было бы обойтись без плодов арековой пальмы».
Наличие теснейшей связи и взаимозависимости между языком и его носителями не вызывает сомнений. Язык неразрывно связан с жизнью и развитием того речевого коллектива, который им пользуется как средством общения.
Общественная природа языка проявляется как во внешних условиях его функционирования в данном обществе, так и в самой структуре языка, в его синтаксисе, грамматике. Между языком и реальным миром стоит человек. Именно человек воспринимает и постигает мир с помощью органов чувств и на этой основе создает систему представлений о мире. Пропустив их через свое сознание, осмыслив результаты этого восприятия, он передает их другим членам своего речевого коллектива с помощью языка.
Язык как способ выразить мысль и передать ее от человека к человеку теснейшим образом связан с мышлением. Путь от реального мира к понятию и далее к словесному выражению неодинаков у разных народов, что обусловлено отличиями истории, географии, особенностями жизни этих народов и, соответственно, различиями развития их общественного сознания. Поскольку наше сознание обусловлено как коллективно (образом жизни, обычаями, традициями и т.п.), так и индивидуально (специфическим восприятием мира, свойственным данному конкретному индивидууму), то язык отражает действительность не прямо, а через два зигзага: от реального мира к мышлению и от мышления к языку. Культурная и языковая картины мира тесно взаимосвязаны, находятся в состоянии непрерывного взаимодействия и восходят к реальной картине мира, а вернее, просто к реальному миру, окружающему человека 1 .
Но язык – это не единственная составляющая культурной картины мира, она формируется также из тематически понятных, осознанных и несомненных содержаний артефактов и бессознательных смыслов и личностных значений, а также опытов, переживаний, оценок. Вследствие этого с содержательно-тематической точки зрения обычно выделяются научная, эстетическая, религиозная, этическая, правовая и другие аналогичные картины мира, с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Появлению этих картин предшествует появление другой картины мира – картины интуитивных представлений, значений и смыслов как выражения особенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди.
Развитие связей между культурами приводит к исчезновению уникальных особенностей каждых из них. Так, в XX в. народы и страны начинают унифицироваться в быту и в мышлении. Об этом особенно наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. И тем не менее в ядре каждой культуры сохраняется то, что «выкристаллизовано» под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, этнического типа, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры.

2. Сущность понятий «менталитет» и «архетип»
и их влияние на культурную картину мира

В 20-х гг. ХХ века в изучение «картины мира» было внесено понятие «менталитет ». Его разработкой занимались представители историко-психологического и культурно-антропологического направлений: Л. Леви-Брюль, Л. Февр, М. Блок. В первоначальном контексте «менталитет» означал наличие у представителей того или иного общества, трактуемого как национально-этническая или социально-культурная общность людей, некоего определенного «умственного инструментария», своего рода «психологической оснастки», которая дает возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя.
В настоящее время обнаруживаются две основных тенденции в понимании сущности менталитета: с одной стороны, менталитет включает в себя уклад жизни, особенности народных реалий, обрядов, стиль поведения, нравственные заветы народа, самоидентификацию человека в социальном мире. В узком смысле менталитет – это то, что позволяет единообразно воспринимать окружающую действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с определенными установившимися в обществе нормами и образцами поведения, адекватно воспринимая и понимая при этом друг друга.
Менталитет – склад ума, мироощущение, мировосприятие, духовная самобытность мирочувствования, миропереживания и мироотношения сообщества и индивида, представляющих ту или иную культуру. Менталитет содержит неосознаваемые, естественные для данного народа ценностные ориентации, архетипы, лежащие в основе коллективных представлений о мире и о месте человека в нем, а также национальные образы культуры, бессознательные и поведенческие реакции, которые не могут быть осмыслены никак иначе, как только в слове национального языка. Менталитет отличается от общественных настроений, ценностных ориентаций и идеологии более устойчивым характером. Менталитет всегда есть некая целостность «мировидения», единство противоположных начал – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного.
Менталитет – это некоторый набор символов, сформированных в рамках каждой исторической и культурной эпохи и национальности. Этот набор символов зафиксирован в сознании людей в ходе диалога с другими людьми. Эти символы (понятия, образы, идеи) служат в обыденной жизни пояснением, путем выражения знаний о мире и месте человека в нем.
Менталитет включает основные представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание природы и Бога как создателя всего. Это эмоциональные и ценные ориентации, коллективная психология, образ мышления и человека, и коллектива;
Менталитет, как специфика психологической жизни людей раскрывается через:
- систему взглядов и оценок, норм умонастроений, базирующуюся на существующих в данном обществе знаниях и верованиях;
- язык. Анализ языка позволяет весьма точно выявить культурную специфику отношения людей к окружающему миру и представляет внутренний мир человека. Можно узнать через язык стиль мышления;
- господствующие в данной группе мотивы, через иерархию ценностей, которые проявляются в убеждениях, идеалах и интересах. Все это позволяет выявить социальные установки, обеспечивающие готовность действовать определенным образом. Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении людей, представителей данной культуры, выражаясь прежде всего в стереотипах поведения и принятия решения, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив;
- эмоциональную сферу, через господство каких-либо чувств;
- анализ основных социально-политических и этнических категорий, которыми оперирует обыденное сознание: «свобода», «труд», «время», «пространство», «семья».
Близкое по значению понятию «менталитет» можно встретить у представителей психологических концепций Э. Фромма, К.Г. Юнга, З. Фрейда и др. Так, швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг, пытаясь постичь глубинные основы коллективной психологии, употребил понятие «архетип».
Архетип представляет психические структуры коллективного бессознательного, которое является не личным приобретением человека, а унаследовано от наших далеких предков. Архетипы – это своеобразные формы постижения мира, в соответствии с которыми формируются мысли и чувства людей, обусловливают все психические процессы, связанные с их поведением.
Французский этнограф и психолог Л. Леви-Брюль таким образом обозначает ряд символических форм, существующих в первобытном мышлении. Наибольшее развитие понятие «архетип» получило в аналитической психологии К.Г. Юнга, который, исследуя, под влиянием З. Фрейда, «индивидуальное бессознательное», постепенно пришел к выводу о существовании в психике человека более глубокого слоя – «коллективного бессознательного», представляющего собой отражение опыта прежних поколений, «отпечатавшегося» в структурах мозга.
В отличие от менталитета, ограниченного пространственно-временными и социокультурными рамками, архетип носит всеобщий характер независимо от времени и места. Если менталитет зависит от социокультурного контекста, с присущими ему аксиологическими представлениями, то архетип – аксиологически нейтрален. Он представляет собой основание культурно-исторических процессов, определенную форму которым придает менталитет. Таким образом, архетип – глубинно-абстрактная категория, а менталитет – историческая. Именно архетип коллективного бессознательного формирует, согласно Юнгу, определенный образ мира, который затем находит отражение в менталитетах различных типов обществ.
Таким образом, культурные архетипы – базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание культурных архетипов составляет типическое в культуре, и в этом отношении архетипы объективны и трансперсональны. Формирование культурных архетипов происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В силу этого сопричастность к культурным архетипам отдельным индивидом отчетливо не осознается и воспроизведение архетипа конкретной личностью выступает рационально непреднамеренным актом.
Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные культурные архетипы и этнические культурные архетипы (этнокультурные архетипы).
В культуре, понятой как «ненаследственная память коллектива» (Б.А. Успенский), культурные архетипы выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта. Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные культурные архетипы обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития. Этнические архетипы (этнокультурные архетипы) представляют собой константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа.
Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть «шаг в прошлое», возвращение к архаическим качествам духовности, однако усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, ибо этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности национальной культуры.
Культурные архетипы, оставаясь неизменными по существу, диахронически и синхронически проявляются в самых разнообразных формах (мифологических образах и сюжетных элементах, религиозных учениях и ритуалах, в национальных идеалах и т.д.).
Возвращаясь к рассмотрению менталитета, остановимся на русском менталитете , вокруг которого уже много веков существует ореол загадочности, таинственности, непостижимости.
Современные исследователи русского менталитета отмечают столкновение в сознании русских людей противоречивых установок и стереотипов поведения, объясняется это срединным по отношению к западному и восточному положением культуры. «Западные» и «восточные» черты в русской ментальности не строго противоречат друг другу, а скорее соединяются и взаимодополняются. Попытаемся разобраться в особенностях менталитета русского человека и причинах их возникновения.
Российский этнос пустил свои корни в центре Евразии, на равнине, не защищенной с запада и востока ни морями, ни горами и доступной для военных вторжений как из Восточной Азии, так и из Западной Европы, и был исторически, географически и психологически обречен на противостояние жесточайшему нажиму извне. Единственный способ сохранить в таких условиях самостоятельность – занять как можно большую территорию, в которой увязали бы любые вражеские армии.
Огромная, редконаселенная территория требовала для своего освоения особого типа людей, способных к решительным действиям, дерзких и отважных. Расселяясь по обширной территории, русские создавали сеть поселений-крепостей, игравших также роль экономических центров освоения территории. Население таких острожков отличалось предприимчивостью, необычайным свободолюбием и бунтарством.
Колоссальные пространства, суровый климат и необходимость противостоять объединенным силам одновременно многих народов с запада и с востока породили преобладающий тип подсознательных и сознательных психологических установок, отразившись на складе ума русских, на манере их мышления.
В целом все многообразие черт русского человека можно свести к пяти основным поведенческим ориентациям:
- на коллективизм (гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, доверчивость и т.д.);
- на духовные ценности (справедливость, совестливость, мудрость, талантливость и т.д.);
- на власть (чинопочитание, сотворение кумиров, управляемость и т.д.);
- на лучшее будущее (надежда на «авось», безответственность, беспечность, непрактичность, неуверенность в себе и т.д.);
- на быстрое решение жизненных проблем
и т.д.................

Следовательно, культурная картина мира непосредственно связана с менталитетом. И если последний представляет собой способ восприятия и видения окружающей человека действительности, то картина мира есть результат этого восприятия. Их взаимосвязь можно также представить в виде соотношения содержания (картина мира) и формы (менталитет). «Культурная картина мира», или «культурная модель мира», «культурный образ мира» (здесь эти понятия будут применяться как тождественные) существенно отличается как от научной и философской картин мира, так и от картины мира религиозной. Хотя культурная модель мира и близка художественной картине мира, тем не менее она не совпадает с последней. Под научной картиной мира понимается некая идеальная модель действительности, созданная на основе научных идей и принципов и выступающая базой построения научных теорий. Она воплощает в себе последние достижения науки, и ее изменения обусловлены процессом развития познания. По своему содержанию научная картина мира объективна и лишена (или почти лишена) ценностного отношения к миру. Философская картина мира, как и научная модель мира, основывается на научных знаниях, но, в отличие от последней, философский взгляд на мир сливается с его оценкой. Следовательно, философская картина мира - это синтез научных и ценностных представлений о мире и человеке. Религиозная же картина мира есть модель действительности, выраженная в виде фантастических, иллюзорных образов. Каждая религиозная система создает свой образ мира. Основу ее составляет вера в некий Абсолют - в Бога или Будду, превращенного в объект религиозных эмоций и преклонений. Своеобразны отношения между культурной и художественной картинами мира. Следует заметить, что культурная картина мира в немалой степени обнаруживает сходство с художественной картиной мира, а на начальных этапах человеческой истории можно говорить об их тождестве. Их родство обусловлено тем, что в той и другой мир выражается не в его значимом, а в его смысловом аспекте, то есть реальность в художественной и культурной модели представлена не такой, какой она есть сама по себе, не в ее объективном значении, а такой, какой она видится социальной общности или художнику - в ее смысловом значении. На основе сказанного можно сформулировать рабочие определения этих двух картин мира. Художественная картина мира - это его образ в смысловом значении для художника. Культурная же модель мира есть мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Из приведенных дефиниций становится очевидным, что мифологическая модель мира будет одновременно и художественной, и культурной картиной мира. Размежевание между этими типами моделей мира связано с дифференциацией синкретического художественного комплекса на художника и публику, с профессионализацией художественной деятельности, с выделением художника из коллектива и обретением им относительной творческой самостоятельности. Как фольклор отличается от профессионального искусства синктерическим коллективным характером творчества, так и культурная модель мира отличается от картины мира, созданной художником-Профессионалом своим «соборным» видением мира. Хотя художественная, религиозная, научная и философская картины мира генетически связаны с культурной моделью мира и оказывают определенное влияние на процесс ее формировании, тем не менее культурная модель мира представляет собой специфическое образование. Если научная картина мира стремится представить действительность такой, какая она есть, дав наиболее адекватный ее образ, лишенный субъективных оценок, то культурная модель мира немыслима без подобного субъективного начала; она никогда не была и не может стать «верным слепком» с действительности. Следует указать еще на одну отличительную особенность этих картин мира. Научная картина предполагает логическое объяснение, так как ее положения осознаны и теоретически обоснованы, а выводы мотивированы с научной строгостью. Принципиально иначе обстоит дело с объяснением культурной картины мира. Хотя каждый человек и обладает своей картиной мира, он тем не менее не может ее точно описать, поскольку большая ее часть находится вне его сознания, ПОэтому не поддается анализу ее носителем. Система ценностных отношений и ориентации социальной общности (понимание ею добра, зла, счастья, справедливости, эстетического совершенства), ее представления о времени и пространстве, мироздании и т.д. являются содержательной основой культурной картины мира и придают ей те черты самобытности, которые позволяют отличать одну культуру от другой. В самом деле, в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, или картину мира. Потому культурная модель мира может быть принята в качестве классификационного основания в историко-культурной типологии, что и предлагают, например, авторы коллективного исследования «Художественная культура в докапиталистических формациях» (1984). Поскольку в культурной модели мира отражается действительность в ее ценностном аспекте, то одно и то же явление в научной и культурной картинах мира обретает различный смысл. Так, в научной картине мира свет и цвет представлены как физические явления, в культурной же модели мира они выражены как ценности. В европейской средневековой культурной картине мира, которая тесно переплетается с религиозной картиной мира того времени, семантикой белого света, например, является духовная чистота, святость, а красного цвета - милосердие, жертвенность. Как научная, так и культурная картины мира нередко оперируют одними и теми же понятиями, но смысловое значение последних в них различно. К таким понятиям можно отнести, к примеру, пространство и время. В этой связи следует обратить внимание на факт существования трех типов пространства и времени. Речь идет о реалъном, концептуальном и перцептуальном пространстве и времени. Реальное пространство и время - это то физическое пространство и время, в котором живет человек, существуют предметы, вещи, протекают различные процессы. С концептуальным пространством и временем мы имеем дело только в теории: концептуальными моделями пространства и времени оперируют в научной картине мира. Перцептуальное же пространство и время есть то пространство и время, каким оно представляется воспринимающему субъекту. Если научная картина мира обращается к концептуальному пространству и времени, то культурная модель мира и художественное творчество имеют дело с перцептуальным пространством и временем, то есть с тем пространством и временем, каким его воспринимают и переживают люди определенной эпохи. Если философские и естественно-научные понятия пространства и времени (как и любые другие понятия) субъективны по форме, но объективны по содержанию, то культурное пространство и время субъективны как по форме, так и по содержанию. В культурной картине мира пространство и время никогда не выступают в форме абстрактных феноменов; здесь они всегда конкретны, наполнены предметным содержанием и носят «местный» характер. Например, каждая культурно-историческая общность людей имеет свои представления о пространстве и времени, обусловленные условиями ее жизнедеятельности. Так, скотоводческие и земледельческие народы в силу естественной зависимости от природы связывают свое восприятие времени со сменой времен года. Поэтому время представляется ими в виде «кругового» времени. Своеобразны и их представления о пространстве. В этой связи любопытны выводы Г.Д.Гачева, исследовавшего специфику образа мира киргизского народа как народа Koro. Поскольку этот народ, отмечает он, ведет кочевой образ жизни, постольку представления о движении, изменении у ппо связываются с пространством (смена мест), а не со временем (смена поколений на одной земле), как это имеет место у земледельцев. Если понятие пространства в картине мира пастушеских народов, как утверждает ученый, превалирует над понятием ирсмени, то у земледельцев - наоборот: доминирующую роль в их мировосприятии занимает время. Иными словами, если в представлении первых события разворачиваются прежде всего в пространстве, то в представлении вторых - во времени. Свои особенности обретает время и в античной культурной картине мира. Для древнего грека не существует времени как единицы измерения; оно всегда у него связано с конкретными событиями: это может быть «счастливое» время - время успехов и «несчастливое» время - время поражений и потерь. Греки всегда были внимательны к настоящему времени и равнодушны, в отличие от римлян, ко времени прошедшему, что, кстати, явилось основанием для О.Шпенглера назвать эллинов народом неисторическим. Такое отношение ко времени породило у них желание «остановить мгновенье», что в свою очередь стало одним из стимулирующих факторов развития греческой скульптуры. Представления греков о направленности течения времени так же обусловлены родом их занятий. Поскольку это были представления виноградарей и пахарей, связанные с природным циклом, то движение времени в их картине мира приобрело форму круга, то есть было временем циклическим. Таким образом, время в культурной картине мира пастушеского и земледельческого народа - это циклическое время. Циклическое восприятие времени, наполненное жизненным содержанием, остается господствующим и в аграрном средневековом обществе. Но в средневековой культурной картине мира появляется и иное представление о времени - как линейном, однонаправленном. Правда, «выпрямленное» время сразу обретает здесь мистифицированную форму сакрально-исторического времени. Доминирующее положение линейное время займет лишь в культурной картине Нового времени. Представление людей о времени играет важную роль в куль-rypi юй картине мира, поскольку определяет их отношение к проходящему. Так, если время, наполненное конкретными событиями, движется только по кругу, то из этого следовал вывод, что в мире нет ничего нового - события повторяются, пройдя свой круг. «Не изменения, а повторение,- пишет А.Я.Гуревич о культурной картине мира людей средневековья, - являлось определяющим моментом их сознания и поведения. Единичное, никогда не случавшееся не имело для них самостоятельной ценности». Нетождественны в различных культурах представления людей и о пространстве. Если пастушеским народом, например, оно воспринимается как нечто бескрайнее, безграничное, то древним греком-земледельцем и ремесленником оно мыслится в виде ограниченного ощущаемого пространства. Пространство эллина - это прежде всего полис, в котором он живет, окружающий его предметный мир и видимое космическое пространство. Идея бесконечности пространства, безграничности космоса не могла стать элементом картины мира эллина. Потому гипотеза А. Самосского о множестве миров и безграничности мироздания, высказанная им в III веке до н.э., не была воспринята его современниками. Она противоречила их представлениям о мире и пространстве и вскоре была забыта. Гениальная догадка античного натурфилософа будет высоко оценена значительно позже - в учении польского астронома и мыслителя Н.Коперника. Мировое пространство в целом для грека представляло собой гармонию и совершенство и было заполнено конкретными существами и предметами. И если в европейской средневековой культурной картине мира центром мироздания являлся Бог, то в центре греческого космоса стоял человек с созданными им богами, которые были для него не чем иным, как идеальными образами людей. В древних цивилизациях картина вселенной находила отражение и в числовых выражениях. Наиболее совершенными и основополагающими среди них считались числа «три», «четыре» и «семь». Логика подобной избирательности заключалась в том, что число «три» связывалось с «мировой осью», которая соединяет три стихии - небо, землю и подземный мир; стороны света обозначались числом «четыре». Совокупность вертикали и горизонталь ной плоскости, выраженная в числовой величине, дает в сумме число «семь». Но число здесь выступает как нечто большее, чем количествен пая величина: ему в этой культуре придается символический и магический смысл. Так, «три» является символом мужского, положительного, а «четыре» - женского, отрицательного начал. Адекватно им заменой служат соответствующие геометрические фигуры - треугольник и квадрат. Согласно смыслу существующей здесь символики, единство мужчины и женщины можно выразить как числом семь, так и соединением треугольника с квадратом. Люди этой культурной эпохи были также убеждены в том, что в неделе, состоящей из семи дней, три дня мужских (хороших, добрых) и четыре дня женских (плохих). Известно, что особым, магическим смыслом наделялось число и во всевозможных предсказаниях и гаданиях. Содержательным моментом образа мира наряду с представлениями людей о пространстве, времени и числе являются и их эстетические оценки окружающей действительности и себя. В отдельных культурных картинах мира эстетическое начало может играть определяющую роль. Так, у А-ФЛосева, например, все основания назвать отношение древних греков к миру эстетическим, поскольку эллин смотрел на природу, космос, общество и человека через своеобразную эстетическую призму. В этой культуре даже философия представляла собой синтез философского сознания и эстетических оценок. В эстетическом аспекте культурные модели мира отличаются, с одной стороны, тем, какой эстетический образ (прекрасного, возвышенного или трагического) является господствующим, а с другой стороны, - представлением о красоте. Известно, например, что в культуре Древнего Египта, где доминантой социальной жизни выступала идея божественной сущности фараона, вечности и безграничности его власти, а пирамиды и скульптурные портреты были выражением, символами такого величия господствует образ возвышенного. В культуре же античной Греции, ориентированной не на возвеличивание власти правителя, а на прославление человека, доминантой были образы прекрасного. Вот почему греческая архитектура не подавляет своим величием, а скульптурные образы (даже богов) вызывают положительные эстетические эмоции. В кризисные периоды культурной истории человечества (например, канун падения Рима, начало XX в. в Европе) в картине мира господствует трагическое начало. Вопрос об эстетических оценках в картине мира, как уже отмечалось, имеет и другую сторону: что принимать за эстетическое совершенство, красоту Если для древнего грека периода классики красота есть преимущественно красота чувственная, телесная (красота человеческого тела, красота материального космоса), то в средневековом образе мира красота понимается как красота духовная. Эти представления о красоте находят адекватное выражение в Греции - в скульптурных и зданиях, где доминирует телесное совершенство; в средневековой культуре - в иконе, церковной фреске и мозаике; в ренессансной же картине мира красота выступает как единство и равновесие материального и духовного, и уже поэтому скульптура и живопись Возрождения не являются адекватным воспроизведением античных эстетических принципов. С иными представлениями о красоте мы встречаемся в картине мира современной Японии. Мерами красоты в ней выступают такие понятия, как «саби», «ваби», «сибуй» и «югэн». Здесь саби означает прелесть старины, и поэтому японца привлекает все то, где он находит следы возраста - старый сервиз, замшелый камень. Ваби есть красота простоты и практичности и броское воспринимается как вульгарное. Сибуй - воплощение в одном предмете того и другого, то есть сибуй - это красота естественности, простоты и практичности. Согласно эстетическому принципу югэн красота состоит в недосказанности, намеке. Положенный в основу японской поэзии, он во многом определил ее самобытность, внес в нее то странное с точки зрения другой культуры начало, которое порождает для человека иной ментальности не только трудность в обнаружении в ней эстетической привлекательности, но и сложность в понимании ее художественного смысла. Вот, например, в какой поэтической форме выражает чувства скорби и печали японский поэт Басе, отцу, потерявшему сына Поник головой до земли, Словно весь мир опрокинут вверх дном, Придавленный снегом бамбук. В том же стиле, в стиле «хокку» (трехстишие) и в соответсвии с художественным принципом юген передается и поэтика пейзажа: Вершина в снегу, Но дымкой овеяны склоны. Вечер померк. (Соги) Символизм, намек, недосказанность этих поэтических строк придают им своеобразный художественный колорит, делая их особенно привлекательными для японского читателя и загадочными для европейца. Особенности культурной картины мира находят выражение в специфике языка. Так, мифологической картине мира, сложившейся на той стадии культурного развития, когда человек еще не выделял себя из природы и последняя переживалась им и представлялась ему как нечто живое, соответствует образный язык. До сих пор в памятниках народной словесности слышатся слова и выражения, воплотившие наглядную пластическую образность мифологической картины мира: «поползуха» - метель, стелющаяся низко по земле, «листодер» - осенний ветер. Вязыке находит соответствующие выражения и олицетворенные явления природы. Сегодня мы, например, говорим: «солнце садится», «ветер воет», не задумываясь над тем, что когда-то это были выражения, которые понимались людьми в прямом, а не в переносном (как irpb) смысле. Позже, когда человек отделяет себя от природы и обретает свое «Я», его картина мира меняется, а слово утрачивает свой образный, живописующий характер и становится абстрактным понятием, знаком, указывающим на обозначаемый предмет. Как уже отмечалось при рассмотрении сущности менталитета, одна из сторон русской ментальности обусловлена тем, что русский народ сохранил некую первозданную связь с природой, идеалом которой выступают степные просторы и безбрежные леса. Особенность восприятия русским человеком «контранства находит воплощение в представлениях и понятиях, которые отсутствуют в словах и выражениях других народов. Так, например, европеец применяет понятие «свобода», .|>к ловое значение которого для него состоит в том, что это I >,i 1 ггированное ему государством право делать собственный | г к >р и нести за него ответственность. Для русского человека лес адекватным выражением его представлений о свободе лнстся понятие «воля». Русская же «воля», - как тонко под- ч.к.-г Д.С-Лихачев в «Заметках о русском», - это свобода, Всдиненная с простором, с ничем не ограниченным про-JP.IHCTBOM. К сказанному следует добавить, что воля, или, как "?||сдко о ней говорят, «воля вольная» в русском образе мира клится также и как безграничная свобода, что никак не | ладывается» в европейскую культурную картину мира. Такое "ипмание русским человеком свободы удачно выразил, на-ример, в своем стихотворении А.В.Кольцов: Снаряжу коня, Полечу в леса, Стану в тех лесах Вольной волей жить. Поэзия стихийного простора как элемент русской культур-||)| к;1ртины мира звучит и в русских былинах, и в русской на-ЮД1 и)й песне. Не может обойтись без нее и казацкая дума. Яркое н) ижсние она находит в творчестве русских писателей и поэтов. |к, например, видение и переживание простора выразил в своей прозе И.А.Бунин: «Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная засохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль». «...Куда бы ни забросила его (русского человека. - Авт.) доля, все будет над ним родное небо, а вокруг - беспредельная родная Русь» (И.А.Бунин. Косцы). М-ЮЛермонтов любит в России - Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям. Такая поэзия и проза наиболее близка и понятна русскому читателю, поскольку она удачно «накладывается» на его менталитет, находится в соответствии с его культурной картиной мира. Этот феномен понятности образной ткани искусства находит любопытное объяснение в литературоведческой статье Д-С-Мережковского", посвященной анализу творчества В.Г.Короленко. В глубине русского национального темперамента, говорит он, осталась «отзывчивость на поэзию стихийной воли, которая таится в нашей душе, как неясный, бессознательный инстинкт, как ощущение, по наследственности переданное от далеких предков, как смутный атавизм, - быть может, связывающий нас с древней народной вольницей. Вот почему в искусстве поэтические мотивы, в которых звучит чувство степной свободы, не могут не найти отголоска в сердце русских читателей»"12. Итак, здесь были рассмотрены лишь отдельные элементы культурной картины мира и сделана попытка показать, как меняется их содержание в различных моделях мира. Тем самым была подтверждена главная мысль о неповторимости каждой культурной картины мира. Охватить же теоретическим анализом весь ряд элементов, составляющих содержание культурного образа мира, практически невозможно не только в учебном пособии, но даже и в специальном монографическом исследовании. В заключение необходимо отметить, что для культурологии и истории культуры категория «культурная картина мира» имеет важное познавательное и методологическое значение - скажем, воспроизведение картины мира определенного культурно» * Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865 - 1941 гг.) - русский писатель, Поэт, литературный Критик, религиозный мыслитель, один из основоположников русского символизма. Конфронтация с советской идеологией и политикой закончилась для него «исходом на Запад».