С идеей тесно связан пафос (греч pathos - чувство, страсть) - вдохновение, страстное переживание душевного подъема, вызванное идеей или событием. В пафосе мысль и чувство составляют единое целое. Ари истотель под пафосом понимал страсть, которая побуждает к написанию произведения. По. Белинским, пафос - это"идея - страсть""Отсюда, - замечает. А. Ткаченко, - берет свое начало понятийная тавтология: идею вы определяют через пафос, а пафос - через идею. Апогеем ухода от первоначальной сути понятия пафоса можно считать утверждение, согласно которому все виды пафоса создаются противоречиями социальных характеров, я ки писатели осмысливают на основе идейных позиций. Эти позиции включают в себя партийность общественного мышления писателей и обусловлены. Классовость их мировоззрения"А. Ткаченко считает, что авторы учебник а"Введение в. Литературоведение"под редакцией. Г. Поспелова, называя такие виды пафоса, как героический, драматический, трагический, сатирический, юмористический, сентиментальный, романтичный, не соблюдают единство иних критериев классификации. Драматический, трагический, сатирический связан с жанрами, а сентиментальный и романтический - литературным направлениям. Пафос, по мнению. А. Ткаченко, - это чрезмерное риторическая театральность. Он предлагает использовать термин"тональность"Видом тональности является патетика. Кроме патетической тональности является лирическая с такими подвидами, как сентиментальность, романтичность, юмористы чнисть, меланхолия; драматическая с трагическим, сатирическим, саркастическим, сентиментальным, романтичным подвидами; эпическая с подвидами: героическая, описательная, фантастическихидами; епічна з підвидами: героїчна, описова, фантастична.

Каждый вид тональности имеет свои оттенки. Так, в лирике тональность может быть ностальгической, меланхоличной, математические. Положительные эмоции связаны с мажорной тональности. По мнению. А. Ткаченко, пафос более ри иторичний, умышленный, чем тональностьість.

Героический пафос

Предметом героического пафоса является героика самой действительности - деятельность людей, которые преодолевают стихию природы, борются с реакционными силами общества, отстаивающие свободу и независимость. Отечества. Героическое зай ймае важное место в мифологии. Древней. Греции, где наряду с образами богов действуют образы героев, осуществляющих величественные подвиги, вызывают восхищение и желание подражать им. Таковы. Ахилл,. Патрокл. Гектор из"Илиады"Гомера, герои мифов. Прометей,. Геракл,. Персейракл,. Персей.

Итальянский философ. Д. Вико в работе"Основы новой науки об общей природе наций"писал, что героизм характерен только для начального состояния развития человечества -"возраста героев"По его мнению, каждый народ проходит три стадии - теократическое, аристократическую и демократическую. Первой стадии соответствует"возраст богов", это период, когда люди связывают свою историю с мифологией, представляя, что ими управляют боги. Третья стадия -"возраст людей"Между"возрастом богов"и"возрастом людей"находится"век героев", которые царствуют в аристократических республиках. Вико считал, что эти герои - грубые, дикие, малокультурных, жестокие, с неограниченным ими страстямці герої - грубі, дикі, малокультурні, жорстокі, з необмеженими пристрастями.

По мнению. Гегеля, героика предусматривает свободное самоопределение личности, не подчинено законам. Общегосударственные задачи герой выполняет как свои личные. Гегель считал, что героическая деятельность присуща а людям, которые живут в"век героев", т.е. в догосударственный период. Когда государство достигает значительного развития, наступает, по его словам,"прозаически упорядоченная действительность","каждый индивид получает лишь определенную и ограниченную часть в работе целого"и"государство в целом не может быть доверена произволу, силе, мужественности, храбрости, и пониманию отдельной личностиі, хоробрості, і розумінню окремої особи".

Гегель прав, что"возраст героев"был исторической стадией развития национальных государств, когда можно было обнаружить героизм непосредственно и свободно. Но с возникновением государств героизм, вопреки утверждению. Гсгс сле, не исчезает, а меняет свой характер, становится осознанным и морально ответственным. Так, граф. Роланд"Песни о. Роланде"гибнет за свободу родной. Франции. Однако государство может быть не только прогрессивной, но и реакционной силой, которая препятствует национальному развитию, отсюда необходимость антигосударственной деятельности прогрессивных людей, направленной против отжившей власти. Эта борьба требует значительных героических ус илзначних героїчних зусиль.

Начиная с эпохи. Возрождения, национально-историческая героика тесно связана с формированием феодальных государств, а впоследствии - буржуазных наций

В социологии XX века есть две противоположные тенденции: одна заключается в мистификации героической личности, вторая исключает возможность героической личности в современном обществе. Англичанин. Реглен писал, что герои й является продуктом социальных мифов. По мнению американского социолога. Даниэла. Бурстин, сегодня герой превращается в знаменитость, который является антиподом героевоя.

Каждую эпоху характеризует свой тип героизма: либо освободительное порыв, или самопожертвование, или просто жертвенность во имя общечеловеческих ценностей. Героическое может проявляться через прекрасное, возвышенное, тра агичне и комическиее.

Пафос драматизма

Как и героика, драматизм порождают противоречия жизни. Драматизм возникает тогда, когда высоким стремлением людей, а иногда и жизни грозит поражение или гибель. Драматические события и ситуации могут быть обще ильно закономерными и случайными, но только первые являются темами произведений. Гегель отмечал, что искусство интересуется прежде всего общественно-исторической характерностью жизни изображенных индивидуальностетей.

Когда люди ведут острую политическую борьбу, становятся жертвами репрессий, сознательно готовятся к освободительных войн, возникает глубокий драматизм действий и переживаний людей. Писатель может сочувствовать персонажам, которые и оказались в драматической ситуации, такой драматизм является идейно утверждая пафосом. Он может и осуждать характеры, виновных в возникновении драматического состояния. В трагедии. Эсхила"Персы"описано поразит ку персидского флота в захватнической войне против греков. Для. Эсхила и. Древней. Греции переживания персами драматических событий является актом осуждения врага, посягнул на свободу греков. Пафосом драматизма. Прон икнуте"Слово о полку. Игореве"На примере. Игоря автор произведения показывает, к каким печальным последствиям приводят княжеских междоусобицприводять княжі міжусобиці.

В повести. М. Коцюбинского"Fata morgana", в романе. Бальзака"Отец. Горио"драматизм возникает вследствие социального неравенства. Драматизм событий и переживаний может иметь идейно утверждая характер. Таким д драматизмом характеризуется"Песнь о. Роланде", в которой изображена борьба франкских войск. Карла V с сарацинами и гибель. Роланда и. Оливера в. Ронсильванський ущелийОлівера в. Ронсільванській ущелині.

Часто драматизмом характеризуются личные отношения между людьми. Героиня романа. Л. Толстого"Анна. Каренина", которая не испытала счастья в семейной жизни, впервые узнала его с. Вронским, оставила мужа порвала с лицемерным миром, приняла на себя всю тяжесть сословного вигнанництва, но не выдержала этого и покончила жизнь самоубийствосамогубством.

Сентиментальность

Сентиментальность как пафос нужно отличать от сентиментализма как направления. Теоретик немецкого сентиментализма. Ф. Шиллер в статье

"О наивной и сентиментальной поэзии"(1796 г) учредителем сентиментальной поэзии назвал римского поэта. Горация, превозносит в своем. Тибуре"спокойную роскошь"Ф. Шиллер называет. Горация постом"освиче енои и испорченной эпохи"Шиллер писал, что сентиментальность возникла тогда, когда наивный жизни с его моральной целостностью и чистотой отходило в прошлое или видтиснялося на периферию социальных отношений. Дл я возникновения сентиментального мировосприятия необходимо было, чтобы в обществе появилось недовольство его недостатками и чтобы прогрессивные силы находили удовольствие в стремлении к морально чистой и цил исного жизни, уходит в прошлоесного життя, яке відходить у минуле.

Г. Поспелов считает, что говорить о сентиментальный пафос произведений. Горация,"Буколики"Вергилия, идиллий. Феокрита, повести. Жеребенок"Дафнис и. Хлоя"не стоит, потому что у них нет"эмоциональной рефлексии самих лицо ажив и еще больше - их авторов"Первые проблески сентиментальности он находит в произведениях провансальских трубадуров (XII в). Пафос сентиментальности ярко проявился в литературе XVIII века ее гер. ОЕМ была простая, скромная, искренний человек, которая сохранила пережитки патриархальности. Этот герой стал предметом художественной рефлексей став предметом художньої рефлексії.

Истоки сентиментального чувства в украинской литературе достигают XVII-XVIII вв, они зарождаются в эпоху барокко. Писатели-сентименталисты проникаются сочувствием к героям, которые не могут найти гарм. Моне в реальной жизни они далеки от социально-политических конфликтов, но близкие к природе, их чувствительность идет от"сердца"Для героев. И. Котляревского ("Наталка. Полтавка"),. Г. Квитки-Основьяненко. Есть. Гребенки ("Чайковский") характерны непреклонны нравственные убеждения, желание преодолеть свои страдания, внутренний стоицизма свої страждання, внутрішній стоїцизм.

На формирование украинских сентиментализма заметное влияние имел кордоцентрични характер украинской философии"В отличие от западноевропейской философской традиции, где"сердце"никогда не имело онтолого огичного аспекта, - отмечает. И. Лимборский, - в украинских мыслителей оно уже со времен. Г.. Сковороды выступает как источник всех чувств, так и инструментом познания, которому следует безоговорочно доверятьстережно довіряти".

В учебнике"Введение в. Литературоведение"под ред. Г. Поспелова есть такое определение сентиментального пафоса:"Это душевная трогательность, вызвана осознанием морального достоинства в характерах людей социал ально униженных или связанных с аморальным привилегированным средойаним середовищем".

Условия для возникновения сентиментального пафоса существуют и в литературе XIX-XX веков. Ярким примером является повесть. Ф. Достоевского"Бедные люди"его герой чиновник. Девушкин - бедный, маленький человек, который зн неважають сотрудники за то, что лишь переписывает бумаги. Но он гордится, что честно зарабатывает себе на кусок хлеба, считает себя добропорядочным гражданином, высоко ценит свою"амбицию", свою репутацию, г отов защищать себя от унижениящати себе від приниження.

Пафос сентиментальности присутствует в произведениях. Ю. Федьковича ("Люба-пагуба"),. П. Грабовского ("Швея")

Способность к эмоциональной рефлексии способствовала появлению не только сентиментальности, но и романтики

Романтика

Сентиментальность - это рефлексия умиления, зворушености, вызвана прошлой жизнью с его простотой, моральной совершенством отношений и переживаний. Романтика - это рефлективная увлеченность, обращенная д к возвышенному, к идеалу. Слово"романтический"(франц romantique) впервые появилось в английской поэзии и критике в середине XVIII в (Томсон,. Коллинз) для определения пафоса творчествефосу творчості.

Романтика чаще всего связана с идеей национальной независимости, гражданской свободы, равенства и братства народов, это приподнятое настроение

О. Веселовский называл романтических писателей энтузиастами. Романтика есть энтузиазмом эмоциональных стремлений и чувств. Она появилась в эпоху средневековья, ею проникнуты произведения о легендарных рыцарей, л любовная лирика. Петрарки, роман. Сервантеса"Дон. Кихот", трагедия. Шекспира"Ромео и. Джульетта"Романтический пафос присутствует в произведениях сентименталистов, романтиков, реалистов и. Неоромантикиеалістів і неоромантиків.

Ю. Кузнецов определяет романтический пафос как"мечтательно-приподнятое настроение, которому присущи вспышки чувств, обостренное переживание необычных событий, процесса деятельности, противопоставлен обыденности"

Юмор и сатира

Юмор (лат humor - влага) - это отражение смешного, забавного в жизненных явлениях и характерах, проявление оптимистического, жизнерадостного отношения к действительности, торжество здоровых сил над отсталыми, без перспективных. Юмор может быть мягким, доброжелательным, печальным, саркастичным, язвительным, вульгарным"Объектом юмора, - по наблюдению. Ю. Кузнецова, - предстает не целостное явление, предмет или лицо, а отдельны и огрехи в целом позитивных явлений, неадекватные конкретной ситуации человеческих поступковкі вчинки...

Юмор, включая противоречия и контрасты жизни, создается прежде метафорой, а не сравнением, что позволяет раскрывать возвышенное в ограниченном, мелком факте, поэтому он в художественном выражении част то приобретает не так критично, как оптимистического окраски.

Юмор - это в основном проявление оптимистического, гуманистического отношения к действительности, торжество здоровых сил над безрадостным, бесперспективным. По мнению. Вольтера, сатира должна быть колючей и одновременно в веселой. Жало сатиры направлено против социально значимых уродливых фактов. Объект сатиры - социально-комическое, опасное для общества и человека, объект юмора - элементарно-комическое. Смех в сатире и г умора имеет разную тональность, различные уровни социального и художественного осмысления жизненных явлений. В одном произведении порой сосуществуют юмористическая и сатирическая тональность. В юморе и сатире могут сочетаться такие виды комического, как остроумие, ирония, сарказм, и такие методы, как пафос, каламбур, карикатура, пародия, шутка, гиперболербола.

Пафос

Пафос

ПАФОС - см. Эстетика.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Па́фос

(от греч. pathos – страдание, воодушевление, страсть), эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя. В современном литературоведении термин употребляется в сочетании «пафос какого-либо произведения» – напр., пафос «Мёртвых душ» и «Ревизора» Н. В. Гоголя (по словам самого автора) – «видный миру смех сквозь незримые ему слёзы». В истории литературы термин «пафос» имел различные значения: в античной теории пафос – страсть как свойство души, её способность чувствовать что-либо. В немецкой классической эстетике пафос – совокупность страстей, определяющая содержание человеческого поведения. Для немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля пафос – сущностное содержание человеческого «я» (напр., пафос Ромео – его любовь к Джульетте). В. Г. Белинский впервые переносит акцент со свойств человека на свойства текста: пафос характерен не для писателя или его героя, но для произведения или творчества в целом. Современное литературоведение близко к трактовке Белинского. Иногда встречается употребление слова «пафосный» в значении «чересчур эмоциональный, слишком трагический».

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Пафос

ПАФОС . Буквальное значение слова (греч.) - страсть, страдание. Первоначально было введено в качестве специального термина в теорию красноречия. Из области ораторского искусства термин П. и производный от него - патетическое - перешли в теорию словесности или в поэтику. Приэтом основное заблуждение всех старых теорий литературы, за исключением новейших, состояло в том, что поэзия была недостаточно отличена от ораторства, и понятия, характеризующие последнее, целиком переносились в область теории поэзии. Так, напр., «эпитет украшающий» есть принадлежность риторики, а не поэзии, так как в поэзии эпитет имеет существенное, а не просто украшающее значение. Пафос в риторике, т.-е. в теории красноречия, имеет отношение, главным образом, к заключительной части речи, которою хотят особенно воздействовать на слушателей, пользуясь рядом направленных в эту сторону приемов. Применительно же к художественной литературе под пафосом разумеется вообще страстное воодушевление, проникающее произведение или отдельные части его. Приэтом художественное воодушевление можно отличать от художественного настроения следующим образом: в первом мы отмечаем силу, напряженность, во втором - глубину, возвышенность, утонченность. Но, конечно, здесь не может быть вполне точного разграничения и слова: художественный пафос - нередко употребляют в смысле даже вообще художественного вдохновения (см. это слово) безразлично в отношении к его оттенкам. Производное же от слова П. - патетическое - всегда сохраняет смысл страстного, кипучего волнения, обладающего приэтом известной силой и сосредоточенностью. Философы, писавшие по вопросам искусства, любили подробно исследовать признаки и свойства патетического, трогательного, возвышенного и других видов художественного переживания. Но вряд ли эта классификация имеет большое значение перед лицом основного и прямого вопроса философии искусства или эстетики о том, что такое есть художественность, - красота или прекрасное в искусстве, или - шире: художественное, - красота или прекрасное вообще (т.-е. и вне искусства).

Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Пафос" в других словарях:

    См. Патос. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ПАФОС … Философская энциклопедия

    - (греч. pathos страсть). Воодушевление, страстное проникновение идеею. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАФОС греч. pathos, от pascho, терпеть, испытывать чувство, страсть. Воодушевление;… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПАФОС, пафоса, мн. нет, муж. (греч. pathos) (книжн.). 1. Страстное воодушевление, одушевление. «Суровым пафосом звучал неведомый язык.» Некрасов. «Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее,… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    пафос - античное понятие, означающее страдание, к коему привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, то есть разрешение страсти через страдание. В учении Аристотеля пафос одно из основных понятий эстетики: смерть или иное трагическое … Большая психологическая энциклопедия

    - (греч. πάθος чувство, эмоция) риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. Категория впервые была полно разработана Аристотелем, который… … Википедия

    пафос - ПАФОС, ПАТОС а, м. pathos m. <гр. pathos страдание. Ложный пафос, напыщенность. Ганшина. 1. Чувство воодушевления, приподнятости. БАС 1. Пафос всегда есть страсть, возжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее. Белинский соч. А … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греч. pathos страдание) античное понятие, обозначающее страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, т.е. разрешение страсти в страдании. В учении Аристотеля пафос рассматривался как одно из основных… … Психологический словарь

    Пафос - ПАФОС. Буквальное значение слова (греч.) страсть, страдание. Первоначально было введено в качестве специального термина в теорию красноречия. Из области ораторского искусства термин П. и производный от него патетическое перешли в теорию… … Словарь литературных терминов

    пафос - ПАФОС, а, м. Право выступать в конце (или в др. наиболее выгодное время) концерта, когда зрители уже полностью подготовлены к восприятию исполнения. Кого ставим в пафос? Звезд на пафос ставь. Пошёл в начало, пафосом пожертвовал. Возм. из муз … Словарь русского арго

Книги

  • Пафос художественного произведения , Е. Г. Руднева. В книге рассматриваются проблемы идейной направленности художественного произведения, в методологическом и теоретическом аспекте освещается широкий круг вопросов - о специфике художественного…

Значение слова ПАФОС в Словаре литературоведческих терминов

ПАФОС

- (от греч. pathos - страсть, чувство) - эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности, эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность. Различают виды П.: героический, трагический, комический.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАФОС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАФОС в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    - дочь царя Кипра Пигмалиона и Галатеи, оживленной Афродитой статуи. По ее имени назван город на Кипре, являвшийся центром почитания …
  • ПАФОС в Литературной энциклопедии:
    см. « Эстетика …
  • ПАФОС в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (от греч. pathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление), 1) в античной эстетике - страсть, душевное переживание, связанное со страданием. П. …
  • ПАФОС в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. pathos - страдание страсть, возбуждение, воодушевление), 1) в античной эстетике - страсть, душевное переживание, связанное со страданием. Пафос …
  • ПАФОС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. pathos - страдание, чувство, страсть), воодушевление, восторженность, …
  • ПАФОС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Paphos) — имя двух древних городов на острове Кипре: старый П. — финикийская колония на западном берегу острова, в 10 …
  • ПАФОС в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПАФОС
    (от греческого pathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление), в античной эстетике страсть, душевное переживание, связанное со страданием. Пафос обычно противопоставляется …
  • ПАФОС в Энциклопедическом словарике:
    а, мн. нет, м. 1. Страстное воодушевление, подъем. П. борьбы. Говорить с пафосом.||Ср. ПАТЕТИКА. 2. Основная идея, смысл чего-нибудь …
  • ПАФОС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. (книжн.). Воодушевление, I подъем, энтузиазм. Говорить с пафосом. П. творческого труда. II прил. пафосиый, -ая, …
  • ПАФОС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АФОС (от греч. рathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление), в антич. эстетике - страсть, душевное переживание, связанное со страданием. П. …
  • ПАФОС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Paphos) ? имя двух древних городов на острове Кипре: старый П. ? финикийская колония на западном берегу острова, в 10 …
  • ПАФОС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    па"фос, па"фосы, па"фоса, па"фосов, па"фосу, па"фосам, па"фос, па"фосы, па"фосом, па"фосами, па"фосе, …
  • ПАФОС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, только ед. , м. 1) Страстное воодушевление, приподнятость, подъем. Говорить с пафосом. Ложный пафос. Мысль в поэтических созданиях - …
  • ПАФОС в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. pathos чувство, страсть) страстное воодушевление, …
  • ПАФОС в Словаре иностранных выражений:
    [ страстное воодушевление, …
  • ПАФОС в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПАФОС в словаре Синонимов русского языка:
    возбуждение, воодушевление, жар, остров, патетика, подъем, пыл, пылкость, страсть, экстаз, эмоция, …
  • ПАФОС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Страстное воодушевление, приподнятости. 2) Воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-л. 3) Воодушевляющий, творческий источник, основная идея, основная направленность …
  • ПАФОС в Словаре русского языка Лопатина:
    п`афос, …
  • ПАФОС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    пафос, …
  • ПАФОС в Орфографическом словаре:
    п`афос, …
  • ПАФОС в Словаре русского языка Ожегова:
    воодушевление, подъем, энтузиазм Говорить с пафосом. Революционный пафос. П. созидательного …

О том, что такое пафос, задумывается рано или поздно читатель любого жанра литературы. Подобное явление встречается достаточно часто, а потому людям важно знать о нем подробную информацию. Объяснение терминологии с историей возникновения и делением на разновидности можно найти в статье.

Терминология в давности

Если переводить, что такое пафос, дословно с греческого языка, то термин будет обозначать страсть, страдание или воодушевление. Аристотель первым дал правильное литературному приему. Это передача чувства страха или других сильных эмоций через мощный поступок героя. Чаще всего это трагические события, которые вводят читателя в состояние катарсиса, где случившееся можно переосмыслить. К страданию главного героя приводят его собственные поступки и череда событий, которая случается после них. Толкает на такие действия персонажа всегда сильная страсть или воодушевление, а потому сильные переживания для читателей или зрителей творения гарантированы. Современные писатели говорят о пафосе как об эмоциональном тоне произведения или настрое, откуда и пошли разновидности.

Первые применения

Что такое пафос, было неведомо до тех пор, пока этим приемом не начали активно пользоваться ораторы. Мастерство прекрасно говорить давалось далеко не всем, ведь доносить речи большой толпе людей было сложно. Именно потому были созданы основные понятия, на которые можно было ориентироваться. Термин «логос» обозначал все знания и идеи оратора, которыми он сможет пользоваться в ходе провозглашения речи. «Этос» является совокупностью личностных качеств человека и их использованием перед группой слушателей для пробуждения нравственных идеалов. В свою очередь понятие «пафоса» являлось второго термина. Это передаваемые эмоции с уст автора, которые должны задавать определенный тон настроения у слушателей. Не всегда они могут быть положительными, ведь все зависит от преследуемых целей оратором. Например, для негодования пафос должен быть использован в качестве указывания на определенные пороки, злобно высмеивать что-то, иметь полностью отрицательные черты.

Жертвенность героев

О том, что такое пафос героического стиля, знает каждый читатель произведений, где главные персонажи являются великими воинами, борцами за правое дело и другими типажами в этом роде. Центральный персонаж стремится совершить важный поступок, а потому обязательно идет на риск для себя или близких людей. Без этой важной черты героический пафос не может существовать. Эту же роль могут исполнять некоторые важные для человека ценности или моральные принципы. Вторым обязательным условием использования приема является необходимость действовать свободно. Идти на риск с возможными жертвами по чьему-то принуждению уже не будет геройством. Только мощный вольный позыв к изменению мира или созданию своих идеалов может дать точно ощутить читателю, что такое героический пафос. Яркими примерами такого приема являются большинство героев греческой мифологии. К этому списку относится Геракл, Ахилл, Гектор, Персей и другие, что запомнились своими рискованными подвигами ради достижения цели.

Драматическое повествование

Значение слова "пафос" можно понять на примере драматического стиля, где прием используется в большинстве случаев. В произведениях с его наличием автор старается максимально точно и эмоционально передать все душевные тревоги и страдания персонажей. Ориентации на главного героя в этом случае нет, ведь каждый человек на страницах книги может переживать внутреннюю борьбу, недоразумения в личной жизни, общее непонимание сокровенных идей. Эти проблемы рассматриваются под призмой детальности, чтобы читатель смог глубже понять всю суть. Нередко писатели применяют такой прием наряду с осуждением героев за их действия, неверный ход мышления или негативные стремления, которые привели к подобной проблематике. Бывают случаи, что драматизм возникает под давлением внешних факторов, которые могут даже расщепить личность на части. Тогда драма уже полноценно перерастает в трагедию, что прекрасно показал Булгаков в романе «Бег».

Трагедия на страницах

Трагический пафос в литературе далеко не редкость и применяется в самых разнообразных стилях. Он определяется полным осознанием своих утрат, которые уже нельзя вернуть назад. Эта потеря обязательно должна быть весомой, дабы показывать всю трагедию происходящих событий. Это могут быть жизненные ценности, распад моральных принципов, показ ложности идеологии, устарелость культурных веяний, а чаще всего просто уход из жизни. Это может быть один из центральных персонажей или же кто-то из близких людей. Подобные потери обязательно должны быть закономерными в ходе возникновения какого-то конфликта. Если этого не будет, тогда потеряется значение слова "пафос" в его главном виде. Еще одной важной чертой трагического стиля применения приема является обязательная развязка случившейся проблемы, но с вышеописанными потерями. Яркими примерами в этом случае могут служить повествования «Белая гвардия» Булгакова или «Гроза» Островского.

Высмеивание

Понять, что такое пафос в литературе, на примере сатирического стиля иногда бывает сложно. Все потому, что автор в негодовании высмеивает разные пороки людей, их существования в быту, разные идеологии и другие вещи. Чаще всего образцом для применения сатиры становится определенный типаж характера, которым обладает персонаж в сюжете. Такая личность ничего собой не представляет, но объективно пытается быть невероятно важной, умной, проницательной. Наделить себя другими свойствами, которые ей вовсе не присущи, является главным посылом к возникновению сатирического пафоса. Когда человек начинает эмоционально переосмысливать такого персонажа, то его будет чаще всего злить подобное противоречие или же вызывать смех. Гоголь отлично показал применение приема на лживом хвалебном тоне, которым описывал высшие слои общества столицы его времен. Ирония и сатира в этом случае призваны показывать парадокс, от которого обычному мыслящему человеку захочется смеяться. Часто сатира показывает абсурдность личности, что приводит к отвращению у читателей.

Прямые чувства

Виды пафоса в литературе бывают разными, и сентиментальный занимает среди них свое место. Этот прием используется авторами достаточно умело, ведь каждому человеку присуща чувствительность. Это слово в переводе на французский язык и обозначает название стиля. Прием часто изображают для показа сочувствия человеку с его бедами, но действий здесь никаких не предусмотрено. Сентиментальность играет роль психологического заменителя реальной физической помощи. Подобные переживания внутри себя может переживать даже одинокий персонаж, который расстроился по определенным причинам. Это можно увидеть в произведении Гете «Страдания юного Вертера», где главный герой молодой юноша стремился попасть в общество дворян. Когда же ему это удалось сделать, то он был ошеломлен теми принципами, по которым они живут. Чтобы как-то залечить эту рану, парень ищет себя в простоте сельской жизни, помощи бедным людям, любовании природой. К общим сентиментальным эмоциям прибавилась безнадежная любовь, что привело к самоубийству.

Романтика

Подъем гражданской свободы в своих действиях для романтической личности является напрямую связанным с одноименным стилем пафоса. Главный герой мечтает об определенных идеалах в свойственной манере, чем вызывает состояние восторга внутри себя. Персонажи, на которых показываются примеры романтического пафоса, всегда духовно богаты, но проявить эту черту им не удается. Жизнь всегда вставляет им палки в колеса, не позволяет полностью раскрыться, чем вносит нотки трагичности. Для общества романтические личности с характерным проявлением чувств всегда являются изгоями и их в ряды обычных людей не принимают. Возникает конфликт яркой романтической личности с социумом, который не хочет понимать стремление духовно богатого человека к идеалам.

С идеей тесно связан пафос (греч pathos - чувство, страсть) - вдохновение, страстное переживание душевного подъема, вызванное идеей или событием. В пафосе мысль и чувство составляют единое целое. Ари истотель под пафосом понимал страсть, которая побуждает к написанию произведения. По. Белинским, пафос - это"идея - страсть""Отсюда, - замечает. А. Ткаченко, - берет свое начало понятийная тавтология: идею вы определяют через пафос, а пафос - через идею. Апогеем ухода от первоначальной сути понятия пафоса можно считать утверждение, согласно которому все виды пафоса создаются противоречиями социальных характеров, я ки писатели осмысливают на основе идейных позиций. Эти позиции включают в себя партийность общественного мышления писателей и обусловлены. Классовость их мировоззрения"А. Ткаченко считает, что авторы учебник а"Введение в. Литературоведение"под редакцией. Г. Поспелова, называя такие виды пафоса, как героический, драматический, трагический, сатирический, юмористический, сентиментальный, романтичный, не соблюдают единство иних критериев классификации. Драматический, трагический, сатирический связан с жанрами, а сентиментальный и романтический - литературным направлениям. Пафос, по мнению. А. Ткаченко, - это чрезмерное риторическая театральность. Он предлагает использовать термин"тональность"Видом тональности является патетика. Кроме патетической тональности является лирическая с такими подвидами, как сентиментальность, романтичность, юмористы чнисть, меланхолия; драматическая с трагическим, сатирическим, саркастическим, сентиментальным, романтичным подвидами; эпическая с подвидами: героическая, описательная, фантастическихидами; епічна з підвидами: героїчна, описова, фантастична.

Каждый вид тональности имеет свои оттенки. Так, в лирике тональность может быть ностальгической, меланхоличной, математические. Положительные эмоции связаны с мажорной тональности. По мнению. А. Ткаченко, пафос более ри иторичний, умышленный, чем тональностьість.

Героический пафос

Предметом героического пафоса является героика самой действительности - деятельность людей, которые преодолевают стихию природы, борются с реакционными силами общества, отстаивающие свободу и независимость. Отечества. Героическое зай ймае важное место в мифологии. Древней. Греции, где наряду с образами богов действуют образы героев, осуществляющих величественные подвиги, вызывают восхищение и желание подражать им. Таковы. Ахилл,. Патрокл. Гектор из"Илиады"Гомера, герои мифов. Прометей,. Геракл,. Персейракл,. Персей.

Итальянский философ. Д. Вико в работе"Основы новой науки об общей природе наций"писал, что героизм характерен только для начального состояния развития человечества -"возраста героев"По его мнению, каждый народ проходит три стадии - теократическое, аристократическую и демократическую. Первой стадии соответствует"возраст богов", это период, когда люди связывают свою историю с мифологией, представляя, что ими управляют боги. Третья стадия -"возраст людей"Между"возрастом богов"и"возрастом людей"находится"век героев", которые царствуют в аристократических республиках. Вико считал, что эти герои - грубые, дикие, малокультурных, жестокие, с неограниченным ими страстямці герої - грубі, дикі, малокультурні, жорстокі, з необмеженими пристрастями.

По мнению. Гегеля, героика предусматривает свободное самоопределение личности, не подчинено законам. Общегосударственные задачи герой выполняет как свои личные. Гегель считал, что героическая деятельность присуща а людям, которые живут в"век героев", т.е. в догосударственный период. Когда государство достигает значительного развития, наступает, по его словам,"прозаически упорядоченная действительность","каждый индивид получает лишь определенную и ограниченную часть в работе целого"и"государство в целом не может быть доверена произволу, силе, мужественности, храбрости, и пониманию отдельной личностиі, хоробрості, і розумінню окремої особи".

Гегель прав, что"возраст героев"был исторической стадией развития национальных государств, когда можно было обнаружить героизм непосредственно и свободно. Но с возникновением государств героизм, вопреки утверждению. Гсгс сле, не исчезает, а меняет свой характер, становится осознанным и морально ответственным. Так, граф. Роланд"Песни о. Роланде"гибнет за свободу родной. Франции. Однако государство может быть не только прогрессивной, но и реакционной силой, которая препятствует национальному развитию, отсюда необходимость антигосударственной деятельности прогрессивных людей, направленной против отжившей власти. Эта борьба требует значительных героических ус илзначних героїчних зусиль.

Начиная с эпохи. Возрождения, национально-историческая героика тесно связана с формированием феодальных государств, а впоследствии - буржуазных наций

В социологии XX века есть две противоположные тенденции: одна заключается в мистификации героической личности, вторая исключает возможность героической личности в современном обществе. Англичанин. Реглен писал, что герои й является продуктом социальных мифов. По мнению американского социолога. Даниэла. Бурстин, сегодня герой превращается в знаменитость, который является антиподом героевоя.

Каждую эпоху характеризует свой тип героизма: либо освободительное порыв, или самопожертвование, или просто жертвенность во имя общечеловеческих ценностей. Героическое может проявляться через прекрасное, возвышенное, тра агичне и комическиее.

Пафос драматизма

Как и героика, драматизм порождают противоречия жизни. Драматизм возникает тогда, когда высоким стремлением людей, а иногда и жизни грозит поражение или гибель. Драматические события и ситуации могут быть обще ильно закономерными и случайными, но только первые являются темами произведений. Гегель отмечал, что искусство интересуется прежде всего общественно-исторической характерностью жизни изображенных индивидуальностетей.

Когда люди ведут острую политическую борьбу, становятся жертвами репрессий, сознательно готовятся к освободительных войн, возникает глубокий драматизм действий и переживаний людей. Писатель может сочувствовать персонажам, которые и оказались в драматической ситуации, такой драматизм является идейно утверждая пафосом. Он может и осуждать характеры, виновных в возникновении драматического состояния. В трагедии. Эсхила"Персы"описано поразит ку персидского флота в захватнической войне против греков. Для. Эсхила и. Древней. Греции переживания персами драматических событий является актом осуждения врага, посягнул на свободу греков. Пафосом драматизма. Прон икнуте"Слово о полку. Игореве"На примере. Игоря автор произведения показывает, к каким печальным последствиям приводят княжеских междоусобицприводять княжі міжусобиці.

В повести. М. Коцюбинского"Fata morgana", в романе. Бальзака"Отец. Горио"драматизм возникает вследствие социального неравенства. Драматизм событий и переживаний может иметь идейно утверждая характер. Таким д драматизмом характеризуется"Песнь о. Роланде", в которой изображена борьба франкских войск. Карла V с сарацинами и гибель. Роланда и. Оливера в. Ронсильванський ущелийОлівера в. Ронсільванській ущелині.

Часто драматизмом характеризуются личные отношения между людьми. Героиня романа. Л. Толстого"Анна. Каренина", которая не испытала счастья в семейной жизни, впервые узнала его с. Вронским, оставила мужа порвала с лицемерным миром, приняла на себя всю тяжесть сословного вигнанництва, но не выдержала этого и покончила жизнь самоубийствосамогубством.

Сентиментальность

Сентиментальность как пафос нужно отличать от сентиментализма как направления. Теоретик немецкого сентиментализма. Ф. Шиллер в статье

"О наивной и сентиментальной поэзии"(1796 г) учредителем сентиментальной поэзии назвал римского поэта. Горация, превозносит в своем. Тибуре"спокойную роскошь"Ф. Шиллер называет. Горация постом"освиче енои и испорченной эпохи"Шиллер писал, что сентиментальность возникла тогда, когда наивный жизни с его моральной целостностью и чистотой отходило в прошлое или видтиснялося на периферию социальных отношений. Дл я возникновения сентиментального мировосприятия необходимо было, чтобы в обществе появилось недовольство его недостатками и чтобы прогрессивные силы находили удовольствие в стремлении к морально чистой и цил исного жизни, уходит в прошлоесного життя, яке відходить у минуле.

Г. Поспелов считает, что говорить о сентиментальный пафос произведений. Горация,"Буколики"Вергилия, идиллий. Феокрита, повести. Жеребенок"Дафнис и. Хлоя"не стоит, потому что у них нет"эмоциональной рефлексии самих лицо ажив и еще больше - их авторов"Первые проблески сентиментальности он находит в произведениях провансальских трубадуров (XII в). Пафос сентиментальности ярко проявился в литературе XVIII века ее гер. ОЕМ была простая, скромная, искренний человек, которая сохранила пережитки патриархальности. Этот герой стал предметом художественной рефлексей став предметом художньої рефлексії.

Истоки сентиментального чувства в украинской литературе достигают XVII-XVIII вв, они зарождаются в эпоху барокко. Писатели-сентименталисты проникаются сочувствием к героям, которые не могут найти гарм. Моне в реальной жизни они далеки от социально-политических конфликтов, но близкие к природе, их чувствительность идет от"сердца"Для героев. И. Котляревского ("Наталка. Полтавка"),. Г. Квитки-Основьяненко. Есть. Гребенки ("Чайковский") характерны непреклонны нравственные убеждения, желание преодолеть свои страдания, внутренний стоицизма свої страждання, внутрішній стоїцизм.

На формирование украинских сентиментализма заметное влияние имел кордоцентрични характер украинской философии"В отличие от западноевропейской философской традиции, где"сердце"никогда не имело онтолого огичного аспекта, - отмечает. И. Лимборский, - в украинских мыслителей оно уже со времен. Г.. Сковороды выступает как источник всех чувств, так и инструментом познания, которому следует безоговорочно доверятьстережно довіряти".

В учебнике"Введение в. Литературоведение"под ред. Г. Поспелова есть такое определение сентиментального пафоса:"Это душевная трогательность, вызвана осознанием морального достоинства в характерах людей социал ально униженных или связанных с аморальным привилегированным средойаним середовищем".

Условия для возникновения сентиментального пафоса существуют и в литературе XIX-XX веков. Ярким примером является повесть. Ф. Достоевского"Бедные люди"его герой чиновник. Девушкин - бедный, маленький человек, который зн неважають сотрудники за то, что лишь переписывает бумаги. Но он гордится, что честно зарабатывает себе на кусок хлеба, считает себя добропорядочным гражданином, высоко ценит свою"амбицию", свою репутацию, г отов защищать себя от унижениящати себе від приниження.

Пафос сентиментальности присутствует в произведениях. Ю. Федьковича ("Люба-пагуба"),. П. Грабовского ("Швея")

Способность к эмоциональной рефлексии способствовала появлению не только сентиментальности, но и романтики

Романтика

Сентиментальность - это рефлексия умиления, зворушености, вызвана прошлой жизнью с его простотой, моральной совершенством отношений и переживаний. Романтика - это рефлективная увлеченность, обращенная д к возвышенному, к идеалу. Слово"романтический"(франц romantique) впервые появилось в английской поэзии и критике в середине XVIII в (Томсон,. Коллинз) для определения пафоса творчествефосу творчості.

Романтика чаще всего связана с идеей национальной независимости, гражданской свободы, равенства и братства народов, это приподнятое настроение

О. Веселовский называл романтических писателей энтузиастами. Романтика есть энтузиазмом эмоциональных стремлений и чувств. Она появилась в эпоху средневековья, ею проникнуты произведения о легендарных рыцарей, л любовная лирика. Петрарки, роман. Сервантеса"Дон. Кихот", трагедия. Шекспира"Ромео и. Джульетта"Романтический пафос присутствует в произведениях сентименталистов, романтиков, реалистов и. Неоромантикиеалістів і неоромантиків.

Ю. Кузнецов определяет романтический пафос как"мечтательно-приподнятое настроение, которому присущи вспышки чувств, обостренное переживание необычных событий, процесса деятельности, противопоставлен обыденности"

Юмор и сатира

Юмор (лат humor - влага) - это отражение смешного, забавного в жизненных явлениях и характерах, проявление оптимистического, жизнерадостного отношения к действительности, торжество здоровых сил над отсталыми, без перспективных. Юмор может быть мягким, доброжелательным, печальным, саркастичным, язвительным, вульгарным"Объектом юмора, - по наблюдению. Ю. Кузнецова, - предстает не целостное явление, предмет или лицо, а отдельны и огрехи в целом позитивных явлений, неадекватные конкретной ситуации человеческих поступковкі вчинки...

Юмор, включая противоречия и контрасты жизни, создается прежде метафорой, а не сравнением, что позволяет раскрывать возвышенное в ограниченном, мелком факте, поэтому он в художественном выражении част то приобретает не так критично, как оптимистического окраски.

Юмор - это в основном проявление оптимистического, гуманистического отношения к действительности, торжество здоровых сил над безрадостным, бесперспективным. По мнению. Вольтера, сатира должна быть колючей и одновременно в веселой. Жало сатиры направлено против социально значимых уродливых фактов. Объект сатиры - социально-комическое, опасное для общества и человека, объект юмора - элементарно-комическое. Смех в сатире и г умора имеет разную тональность, различные уровни социального и художественного осмысления жизненных явлений. В одном произведении порой сосуществуют юмористическая и сатирическая тональность. В юморе и сатире могут сочетаться такие виды комического, как остроумие, ирония, сарказм, и такие методы, как пафос, каламбур, карикатура, пародия, шутка, гиперболербола.