Рабочая программа

непосредственно организованной деятельности

по художественно - эстетическому развитию детей

4 - 5 лет

ИЗО - студии "Я рисую мир"

(с использованием нетрадиционных техник)

срок реализации программы: 1 год

Составила: воспитатель МКДОУ "Детский сад №1"

Логвянкова Татьяна Петровна

Цель программы - развитие интересов и творческих способностей детей в сфере художественно - эстетической посредством нетрадиционных техник рисования и ручного труда

Задачи программы:

    Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Формировать практические навыки.

    Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма.

    Развить общие интеллектуальные способности: выполнять инструкцию взрослого, действовать по образцу.

    Развивать художественно - образныепредставления, эмоционально чувственного отношения к предметам и явлениям природы.

    Формировать конструктивные умения и навыки.

    Развивать твёрдость руки, технические навыки.

    Развивать и укреплять мелкую моторику рук.

    Развивать зрительно-двигательную координацию.

    Привитие любви к искусству, привитие трудолюбия и усидчивост.

    Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.

    Воспитывать эмоциональую отзывчивость к прекрасному.

Направленность программы: Художественно - эстетическая.

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 4-5 лет

Место проведения: групповая комната, музыкальный зал.

Количество НОД: 1 раз в неделю

Продолжительность занятия: 20 мин.

Ожидаемые результаты:

Развитие мелкой моторики соответствует возрасту;

Ребенок владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

Проявляет интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

Различает виды декоративной росписи, составляет узор.

Осуществляет творческий подход к каждой работе.

Материал:

Бумага, бумажные салфетки, ножницы, природный материал, нитки, клей, спички, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, краски "акварель", "гуашь", кисточки, зубная щётка, ватные палочки, восковые карандаши.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3. Конструирование из бумаги способом оригами.

4. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

5.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

6.Наклеивание нарезанных ниток на плоскостное изображение.

7.Скрепление различных деталей.

8.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков и т.д.

9.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

10.Лепка предметов из теста - "Тестопластика"

11.Рисование пластилином и пальчиком - "Пластилинография"

12.Наклеивание готовых форм из пластилина на плоскость.

13.Рисование кистями всем ворсом, кончиком, зубной щёткой, ватными палочками, листьями, ладошками.

14.Смешивание красок.

15.Составление декоративного узора: использование элементов орнамента, подбор цвета, расположение.

Структура НОД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.

Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.

Принципы :

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).

В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.

Данная программа интегрируется с образовательными областями:

Позновательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно - эстетическое развитие;

Социально - коммуникативное развитие;

Физическое развитие основной образовательной программы ДОУ.

Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка

Актуальность: процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

От степени развития моторики руки зависит как уровень изобразительного творчества, так и всестороннее развитие ребенка в целом.

Изобразительная деятельность - одно из любимых занятий детей дошкольного возраста. Дошкольники готовы часами рисовать, клеить, лепить. Первоначальные замыслы детей могут меняться в зависимости от оттого, какой новый образ разглядит ребенок в своем творении, но интерес к творческой деятельности не пропадает. Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить. Она включает в работу оба полушария мозга: левое (рациональное, анализирующее, логическое); правое (эмоциональное, образное, творческое). Не случайно психологи говорят о том, что на кончиках пальцев малыша находится его ум, а развитие мелкой моторики ведет за собой развитие речи ребенка. Учитывая приоритетную направленность ДОУ, педагог должен предоставить детям возможность реализовать потребности и интересы в сфере художественно - изобразительной деятельности. Как показывает диагностика, наибольший интерес у детей вызывает лепка (образная, сюжетная, декоративная). Привлекательность данного вида деятельности связана с тем, что ее продукты - образы, с которыми можно действовать (играть, вести диалог, представлять сюжетные линии...)

Пробуждения у детей собственного интереса к теме изобразительной деятельности, создания условий использования детьми различных вариантов изображения, предоставления ребенку свободного выбора образа, сюжета, изобразительных средств - вот главные задачи которые должен ставить перед собой воспитатель. При этом, освоение технических приемов не доминирует и не подменяет создания художественно выразительного образа. Отдается приоритет желаниям и собственной инициативе детей, вовлечению их в коллективные формы изодеятельности. Предполагается создание условий для самореализации каждого ребенка, знакомство с различными средствами воплощения художественного замысла. Коллективная деятельность направляется на создание многофигурных, сюжетных композиций.

ИЗО - студия, в условиях которой возможно более свободное общение, взаимодействие и творчество, среда развития творческих изобразительных способностей детей. В состав творческого объединения на добровольной основе включаются дети, обладающие интересами и способностями в сфере изобразительной деятельности. Задача педагога - вовлечь этих детей в деятельность художественной студии и поддерживать их интерес в течение года.

Перспективное планирование изостудии с детьми 4-5 лет

месяц

п/п

Наименование мероприятия

Программные задачи

Сентябрь

"Путешествие по радуге "

рисование

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

" Ёжик"

лепка из пластилина с использованием семечек подсолнуха

Учить детей отрывать от большого куска комочек пластилина, раскатывать его между ладонями, придавая ему овальную форму, пользоваться приёмом оттягивания. Развивать умение соединять пластилин с природным материалом.

"Разноцветные шарики"

рисование овальных предметов

Учить создавать контурные рисунки, замыкать линии в кольцо и раскрашивать, повторять очертания нарисованной фигуры. Дополнять изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках).

Коллективная работа "Осеннее дерево"

Рисование ладошкой

Познакомить детей с новой техникой рисования. Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и ладошкой. Развивать эстетическое восприятие.

Октябрь

"Дерево"

Моделирование из веточек и пластилина.

Учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук.

"Дерево в осеннем наряде"

Рисование методом тычка

Закреплять умение рисовать дерево (ствол, сучки, тонкие ветви). Учить различать различные породы деревьев их признаки, особенности (цвет строение). Закреплять умение рисовать гуашевыми красками, учить накладывать цвет на цвет. Развивать чувство цвета. Познакомить детей со способом рисования жесткой кистью.

" Букет из осенних листьев"

Печатание листьями.

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

"Праздничный наряд осенних березок"

Обрывная аппликация.

Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги и наклеивать их имитируя осенние листья берёз.

Ноябрь

"Грустная картина- дождик без конца"

Рисование с элементами аппликации.

Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветным карандашом. Листы бумаги голубого цвета, силуэты туч, полоски бумаги, клей, цветные карандаши.

"Грибочек"

Моделирование из природного материала.

Учить детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.

"Дымковский конь"

Декоративное рисование.

Познакомить детей с дымковской игрушкой, особенностями ее росписи колоритом дымковского узора, способами рисования. Учить рисовать узор, состоящий из колечек, точек, кругов с помощью ватных палочек, квачей и кисти. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, творческую активность.

"Пёс Дружок"

Учить детей складывать из квадрата пса. Продолжать учить детей ориентироваться на квадрате, находить правую левую стороны, углы.

Декабрь

"Волшебные снежинки"

Рисование.

Учить детей передавать узор снежинки. Закреплять умение рисовать прямые линии в разных направлениях, симметрично, придумывая разные интересные сочетания линий. Совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании; Упражнять в смешивании и разведении гуаши.

"Дед Мороз" Аппликация с использованием салфеток

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

"Платье Снегурочки" Декоративное рисование.

Знакомить детей с элементами гжельской росписи. Учить подбирать цвет, украшать платье снегурочки росписью.

«Елочные шары»

Рисование восковым мелком, акварелью.

Упражнять в рисовании предмета круглой формы. Познакомить с приемом сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие. Упражняться в нанесении узора, при помощи оттиска, на круглую форму. Развивать чувство ритма.

Январь

"Снег, снег кружится, белая вся улица…"

Рисование тычком и набрызгом.

Продолжать знакомить детей с разными способами рисования кистью; Совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании; Упражнять в смешивании и разведения гуаши.

"Рождественские колокольчики" Аппликация с использованием пластилина.

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

"Котёнок с клубком" Аппликация из ниток.

Продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

Февраль

" Подводное царство " Тестопластика.

Учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы)

Аппликация.

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

"Весёлые матрёшки" Декоративное рисование. Ватные палочки, «тычки», рисование пальчиками.

Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.

" Сова"

Моделирование из шишек.

Развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Март

"Красивые цветы для всех женщин" Аппликация. Коллективная работа.

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка. Развивать чувство прекрасного.

"Мимоза"

Рисование тычками.

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

"Подснежник".

пластилинография

Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе.

"Жар – птица"

Рисование ладошкой

Учить рисовать сказочную птицу с помощью ладони и гуаши. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой. Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание. Обогащать словарь словами, обозначающими оттенки красного цвета. Воспитывать творчество, радость игр с красками, чувство красоты.

Апрель

"Ракета"
Пластилинография.

Заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.

"Верба"

Аппликация из семян тыквы.

Учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

" Узор на тарелочке" Декоративное рисование.

Познакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора; учить составлять узор;развивать творчество детей.

"Бабочки"

Монотипия предметная.

Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире. Познакомить детей с понятием симметрия. Воспитывать самостоятельность при выборе цветовой гаммы.

"Вазочка" Поделка из папье-маше.

Знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в клей, приклеивать

на форму (баночка.)

"Вазочка" Продолжение. Разукрашивание

готового изделия.

Учить аккуратно, раскрашивать подсохшее изделие гуашью.

"Вазочка" Продолжение.Поделка из косточек.

Учить составлять композицию из арбузных косточек, аккуратно приклеивать на работу. Раскрасить

Косточки гуашевой краской

Критерии и нормы оценивания

Навыки и умения

Критерии оценивания

Умение составлять из частей целое, наклеивать изображение.

3 балла - Ребёнок умеет составлять изображение из нескольких частей, располагает точно, совмещая по смыслу, соблюдает пропорции. Изображение наклеивает на середину листа, самостоятельно дополняя его мелкими деталями по логике содержания работы.

2 балла - Ребёнок умеет составлять изображение, но имеются незначительные искажения, смещения; изображаемый предмет располагается в основном в середине листа. Мелкими деталями свою работу дополняет после напоминания взрослого.

1 балл - Изображение составляет после того, как несколько раз проговорили инструкцию (что сначала, что потом). Необходимо раза два три повторить с ребёнком последовательность выполнения работы (но в дальнейшем делает сам). Изображение имеет существенные искажения в пропорциях частей.

Умение работать с клеем.

3 балла - Имеет навык работы с клеем. Аккуратно набирает его на кисть, убирает лишнее о край розетки. Намазывает всю форму, промакивает лишний клей, оставшийся на работе, салфеткой.

2 балла - Умеет работать с клеем. Правильно держит кисть. Набирая клей, почти никогда не забывает убирать лишний о край розетки. Намазывает форму на клеёнке. Форма промазывается практически вся, но порой остаются сухие места, которые подмазывает уже на самой работе (или наоборот, форма в некоторых местах очень сильно промазана клеем). Салфеткой пользуется, но иногда необходимо напоминание взрослого. В ходе работы забывает ставить кисть на подставку, в результате она лежит на столе и марает рабочее место.

1 балл - Умение работать с кистью закреплено слабо, необходимо периодически напоминать о том, что лишний клей необходимо убирать о край розетки. Клеёнкой пользуется не регулярно. Форму намазывает, оставляя сухие места или наоборот, большое количество клея. Салфетку в работе использует, однако не промакивает, а вытирает или растирает место, где наклеено. Кисть во время работы редко ставит на подставку.

Умение пользоваться ножницами.

3 балла - Выработан навык пользования ножницами. Умеет правильно их держать и пользоваться. Соблюдает технику безопасности (ножницы держит от себя, заканчивая работу, кладёт их на поднос)

2 балла - Умеет пользоваться ножницами. В основном правильно их держит, но иногда бывают ошибки, требуется напоминание («Возьми ножницы правильно»). Случаются незначительные нарушения техники безопасности работы с ножницами (оставляет их на столе после работы, при напоминании исправляется.

1 балл - Умение работать с ножницами развито слабо (плохо развита мелкая мускулатура пальцев, но ребёнок старается и при напоминании, показе исправляет ошибки (напоминать приходится часто, редко берёт ножницы правильно) .

Умение работать с бумагой, изготовлять поделки в технике оригами.

3 балла - Ребёнок умеет сгибать лист пополам, вчетверо, в разных направлениях, при этом аккуратно и точно совмещает углы и стороны (где это необходимо по инструкции, вся работа выполняется на столе. Чётко ориентируется на листе бумаги (правая сторона, левая, верхний правый угол и т. д.) . Знает понятие «линия сгиба», без напоминания проглаживает её. Мелкая моторика развита хорошо. Понимает инструкцию взрослого без дополнительных повторений. Полученную в результате складывания форму самостоятельно украшает соответствующими по смыслу элементами аппликации, подбирая цвета и оттенки. Проявляет творчество и фантазию.

2 балла - Ребёнок умеет сгибать предложенную форму пополам, вчетверо, в разных направлениях, но с незначительными погрешностями (один край листа чуть-чуть выглядывает из–под другого, углы немного расходятся, вся работа в основном выполняется на столе. Ориентируется на листе бумаги (правая сторона, левая, верхний правый угол и т. д., но иногда бывают ошибки, которые он сам же и исправляет после дополнительной инструкции. Знает понятие «линия сгиба», может показать, проглаживает её, редко, но может забыть об этом в спешке или по невниманию. Мелкая моторика развита не плохо. Слушает инструкцию взрослого внимательно, понимает, но все действия выполняет медленно, не всегда уверен в своих силах. Полученную в результате складывания форму украшает элементами аппликации, опираясь на предложенный образец взрослого. Творчество и фантазию проявляет редко.

1 балл - Ребёнок очень старается складывать лист пополам, вчетверо, в разных направлениях, но получается не всегда точно. Приходится по несколько раз исправлять ошибки под контролем взрослого. В основном умеет ориентироваться на листе бумаги (показывает названные углы и стороны, но при непосредственном выполнении указаний по изготовлению поделки часто испытывает затруднения. Линию сгиба показать может, но во время работы, получив указание: - «Возьмите деталь за линию сгиба», путается, требуется соответствующая корректировка взрослого. Словесные инструкции по изготовлению поделок для него требуется повторить (или показать) несколько раз, чтобы он понял и сделал. Мелкая моторика развита не достаточно. Основу заполняет аппликацией после напоминания

Умение использовать нетрадиционные техники в рисовании.

3 балла - Ребёнок заинтересован в усвоении новых способов изображения и хочет научиться им. При показе и рассказе о новом способе изображения внимательно слушает взрослого и по необходимости переспрашивает с целью уяснить непонятные ему детали данной техники изображения. В силу хорошо развитой мелкой мускулатуры пальцев рук, изображения получаются достаточно удачно. Цветовые пятна, выполненные руками, печатками, штампами или другими материалами, расположены в разных направлениях, в соответствии с логикой изображаемого предмета, явления природы или узора. Самостоятельно подбирает цветовое решение своей работы, если занятие имеет соответствующие задачи. Ребёнок применяет полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

2 балла - Ребенок охотно интересуется новыми способами изображения предметов и явлений окружающего мира. Инструкцию воспитателя в основном понимает, но для большей ясности требуется дополнительный повтор, уточнение, показ способа изображения, так как он (ребёнок) не совсем уверенно владеет ориентацией в пространстве и на плоскости (затрудняется в расположении кистей рук, пальцев при рисовании руками, штампами и т. д.) . цветовое решение в основном идёт по подражанию образцу взрослого, инициативу в выборе цвета проявляет не часто. Пытается применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

1 балл - Ребёнок охотно слушает и наблюдает за показом новых, нетрадиционных способов изображения, которые демонстрирует воспитатель. Однако, повторить показанное приёмы самостоятельно затрудняется (плохо развито умение ориентироваться, мелкая и общая моторика). Плохо понимает инструкцию. Изобразительные навыки и умения с использованием нетрадиционных технологий требуют дальнейшего закрепления. В работе почти не проявляют самостоятельности, подражают в основном образцу и показу взрослого, это касается и цветового решения рисунка. Творчество проявляют редко.

Навыки ритмичного повторения однородных движений.

3 балла - При рисовании декоративных узоров ритмично повторяет однородные движения, внимательно следит за последовательностью элементов, их чередованием, как по цвету, так и по форме. Ошибок не допускает.

2 балла - При рисовании, как декоративных узоров, так и другого рода изображений (например, чешуи у рыбы, печатание листьями), требующих ритмично повторяющихся движений, этот ритм в основном соблюдает (не зависимо от количества различных элементов в одном узоре). Однако в рисунке имеются частичные искажения или перемена местами элементов узора

1 балл - Допускает большое количество ошибок при повторении однородных движений, но старается и при повторном разборе и объяснении со стороны взрослого выполнить задание правильно. Путается, если необходимо повторить узор или рисунок, состоящий из нескольких различных элементов. А когда идёт чередование однородных элементов, ребёнок справляется легче.

Умение рисовать по представлению

3 балла - Ребенок проявляет устойчивый и постоянный интерес и потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности. Испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Самостоятельно может придумать сюжетную композицию на предложенную тему. Изображение располагается на всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между изображаемыми предметами. Цветовое решение соответствует замыслу рисунка, богатая цветовая гамма.

2 балла - ребёнок проявляет устойчивый интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире. Испытывает радость от встречи с ним. Сюжет и тема рисунка предварительно обговаривается с воспитателем. Изображение чаще всего располагается на одной полосе внизу листа, но может быть и по всей его поверхности. По величине предметы изображаются в основном точно, но имеются незначительные искажения.

1 балл - Ребёнок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире, не всегда замечают общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Затрудняется в выборе сюжета своего рисунка, приходится наводящими вопросами подводить ребёнка к выполнению работы. Изображение располагается на линии внизу листа. Ребёнок путается в передаче соотношения предметов по величине (дерево и цветок могут быть одинаковыми по величине). Используемая цветовая гамма однообразна, отсутствуют оттенки цветов.

В этой статье мы хотим рассказать о рисовании с детьми от трех до четырех лет. О чем нужно помнить, когда занимаешься с детьми рисованием? Как сделать занятие веселым и увлекательным? Как и чем можно рисовать?

Давайте попробуем вместе найти ответы на эти вопросы.

Как организовать урок рисования для детей 3-4 лет?

  • Продумайте занятие. Проиграйте в уме всю последовательность того, что вы и ребенок будете делать. Запаситесь влажными салфетками, тряпочками, чтобы в случае необходимости они были под рукой.
  • Сделайте пример того, что должно получиться в результате занятия. Это может очень облегчить объяснение материала.
  • Возьмите куклу, животное или героя мультфильма и проведите занятие с его помощью. Дети с удовольствием будут поддерживать кукольного учителя и помогать ему.
  • Продумайте, какие фотографии, картинки, видео и аудио материалы вы можете использовать на занятии. Это сделает ваш урок веселым и интересным.

Лучшие техники рисования в 3-4 года

Давайте рассмотрим некоторые техники рисования для детей 3-4 лет.

Штриховки

Смысл этой техники в том, чтобы закрасить какую-либо область, не вылезая за границы рисунка. Штриховки лучше делать карандашом или ручкой.

Предложите ребенку раскрасить зайчика в серый цвет.

раскраска «зайчик»

раскраска «рыбка»

Лисичку раскрашиваем в рыжий.

Закраска

Закраска похожа на штриховку, но выполнятся красками. Смысл тот же – закрасить определенную область. Например, очень интересно нарисовать разноцветные круги с помощью пластиковых стаканчиков, а потом раскрасить их в подходящий цвет.

Линии

Прямые, волнистые, прерывающиеся, по спирали и т.д. Вот пример того, как можно нарисовать разными линиями небо, травку и солнышко.

Точки

Это одна из первых техник, которые осваивают дети и наиболее любимая. Детки могут рисовать этой техникой песок, дождик, снег, мух и др. Например, можно украсить точками ананас с помощью кисточки.

Или нарисовать клевер ватными палочками.

Брызги и кляксы

Если обычно за брызги и кляксы считается чем-то не аккуратными, то в этой технике все как раз наоборот. Вот пример красивой бабочки из кляксы. Мы нанесли кляксу разными красками на бумагу, а потом просто сложили ее вдвое. Однако, чтобы получился узор бабочки, надо немного потренироваться в нанесении краски.

А вот такого монстра можно сделать, если нанести краску с большим количеством воды на лист бумаги, а затем подуть на капли краски в трубочку. Под давлением воздуха капля потечет, оставляя след на листе бумаги.

Интересная картина-размазня получается, если нанести пальчиковые краски или гуашь на лист бумаги.

Потом прижимаем их прозрачной пленкой.

Надавливая на краски пленкой, можно увидеть, как краски растекаются и смешиваются. А в результате у нас получается интересный узор!

Акварель поверх рисунка из мелка

Смысл техники в том, чтобы нарисовать рисунок белым восковым мелком или свечой на белой бумаге. Его видно не будет. Затем, когда сверху наноситься слой акварели, то рисунок начинает волшебным образом «проявляться».

Малышам наверняка будет под силу нарисовать горизонтальными линиями дождик.

Рисунок мелками «Дождь»

Настоящее чудо, когда нарисованные мелком спиральки начнут проявляться.

Рисунок мелками «Спиральки»

Можно таким же образом нарисовать рыбок, а затем вырезать их.

Рисунок мелками «Рыбки»

Печати и штампы как техника рисования

Смысл техники в том, что рисунок на лист бумаги наноситься не кисточкой, а печатью. Давайте посмотрим из чего можно сделать печать для ребенка: Изумительный цветок может получиться, если для его нанесения будут использоваться сложенные листья сельдерея.

Из отпечатка сельдерея получается очень красивая роза.

Из картошки можно вырезать удобный штамп, например, в форме листочка.

Природа сама подсказывает нам идеи. Если нанести на веточку цветной капусты зеленую и коричневую краски, то отпечаток цветной капусты очень похож на раскидистое дерево.

Штамп с помощью губки для мытья посуды. Для этого обмакиваем губку в краску и наносим рисунок на бумагу.

Отпечаток резинового мячика с колючками. Так же, как и при работе с губкой, опускаем мячик в краску и проводим им по листу бумаги, получая забавный точечный отпечаток.

Оживить наш рисунок помогут ротик, глазки и ушки из бумаги.

Рисунки пальчиками

Пальчиками можно наносить точки, линии, замазывать определенную область. Вот мы украсили точечными движениями осеннее дерево.

Пальчиками краску можно просто размазывать, заполняя выбранный контур.

Рисунок из отпечатка ручки

Смысл техники в том, чтобы из отпечатка ручки сделать удивительную картину, добавив к отпечатку несколько дополнительных штрихов. Например, мы можем сделать зеленые отпечатки и дорисовать к ним оранжевые прямоугольники – получиться морковка.

Рисунок из отпечатков «Морковка»

Или же приклеить к отпечатку игрушечные глазки и дорисовать ротик – получается настоящая золотая рыбка.

Рисунок из отпечатка «Рыбка»

Очень трогательная картинка, нарисованная ладошками и пальчиками «гнездо». Детки смогут нарисовать птичек, а так же узнать с какой любовью мама-птица высиживает яички и кормит своих деток.

Рисунок ладошками и руками «гнездо»

Очень интересный способ рисования – это рисовать что-нибудь объемное на большом плакате или обратной стороне ненужных обоев. Так можно выполнить групповую работу.

Мы рассмотрели несколько техник рисования для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Однако, все может пойти не так. Может разлиться краска, перевернуться вода, испачкаться одежда. Постарайтесь не расстраиваться и не расстраивать ребенка. Верьте – в следующий раз все обязательно получиться! Многое просто приходит с опытом.

Посмотрите, как можно нарисовать с ребенком ежика:

План-конспект занятия ИЗО на тему: «Полосатый кот»

Рауш Екатерина Леонидовна. Педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДЮЦ «Радуга», г. Нижний Тагил

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники (с использованием гречневой и пшённой крупы) на тему: «Полосатый кот» (я использую именно полосатого кота, так как название студии «Полосатый кот», так же этот кот является логотипом моей художественной студии, вы можете использовать любого другого животного для этого занятия) занятие рассчитано для детей 5-6 лет.

Программное содержание:

Цель: научиться делать котика из круп и привить любовь к искусству работы с крупами с использованием различных элементов.

Образовательные задачи : учить детей нетрадиционным способам изобразительного искусства (рисование крупами); учить ориентироваться на плоскости.

Развивающие задачи : развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов, тактильные ощущения, развивать чувство уверенности, выдержку;

Воспитательные задачи : воспитывать бережное отношение к животным и природе.

Словарная работа : пополнять лексический запас, учить слушать, понимать.

Методы и приемы : игровой –проведение пальчиковой игры, словесный – беседа, вопросы к детям, демонстрация;

Оборудование (рис. №1):

Бумага белая А4

Бумага красная А4

Клей ПВА

Ножницы

Черный фломастер

Кисть (для клея)

Крупа гречневая

Крупа пшённая

Лак для волос (для закрепления)

Начать занятие можно с проведения 2 загадок про кошку (кота).

Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой?
Потянулся сладко -
Вот и вся загадка.

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)

Затем продолжить пальчиковой гимнастикой, предложив детям выполнить соответствующие тексту движения:

У кота четыре лапки.

поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках

Когти могут поцарапать.

пальцы двигаются как коготки

Не лицо у них, а морда.

соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз

Хвост, усы, а носик мокрый.

волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа

И, конечно, ушки

растираем ладонями уши

Только на макушке.

массажируем две точки на темени

Ребята, прежде чем приступить к заданию, вы должны угадать, что у нас в в 2-х баночках на столе? Дети на ощупь должны угадать, что за крупа (гречка и пшено)

А что это за семена?

Гречка и пшено

А где растут?

На полях.

А ЧТО ДЕЛАЮТ ИЗ ГРЕЧКИ И ПШЕНА?

Вкусные каши.

А мы с вами сделаем котика из круп.

Как выполняется техника изготовления котика из круп, давайте с вами посмотрим! Дети наблюдают за педагогом и повторяют поэтапно вместе с ним.

Этапы работы:

Шаг 1. Берем рисунок (заготовка) котика (Рис.2)

Шаг 2. Заготавливаем необходимые крупы (гречка и пшено). У каждого ребенка должна стоять баночка с гречкой и пшеном.(Рис.1)

Шаг 3. Начинаем поэтапно заполнять контур клеем ПВА довольно

густо, чтобы крупа хорошо наклеилась

Шаг 4. Заполняем крупой жёлтого цвета все, что у котика белым цветом (Рис. 3)

Шаг 5 . Заполняем крупой черного цвета (гречка) все, что у нашего котика черное (глазки,рот, носик, ушки, полоски)(Рис.4)

Шаг 6. После высыхания клея лишнюю крупу аккуратно смахнуть

Шаг 7. Берем вырезанный ротик и приклеиваем его котику(Рис.7)

Шаг 8. Когда все слои просохли, побрызгать лаком для волос для закрепления

А теперь ребята,

Посмотрите как много у нас котиков, какие они получились красивые и разные. Что можно делать с нашими котиками?

Вставить в рамку и украсить дома комнаты, подарить другу на день рождения, на новый год.

А сейчас они подружатся и будут играть вместе. Давайте тоже поиграем. Мы сейчас превратимся в котиков и скажем:

МЯУ,МЯУ, МЯУ!!!

Все сегодня молодцы!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии

План-конспект открытого занятия по гребле на байдарках и каноэ

План-конспект открытого занятия по гребле на байдарках и каноэ для группы начальной подготовки 3 года обучения...

1. Тема: «Осенние бабочки»

Цель: Знакомство с флористикой

Задачи:

  • Учить наклеивать засушенные цветы и листья на силуэт.
  • Развивать мелкую моторику
  • Воспитывать интерес к флористике, любовь к природе

Материал: Силуэты бабочек из двусторонней цветной бумаги, засушенные листья и цветы, оборудование для аппликации.

Ход занятия:

Сказка.

Жила – была царица Осень. Многое она знала, многое повидала, но никогда не видела веселых, разноцветных бабочек. Ведь они порхают только летом, а осенью их не встретишь. И тогда царица Осень придумала вот таких осенних рыбок (показать образец).

Рассмотрите их (обследование). Давайте сделаем таких же бабочек.

Предложить детям на выбор силуэты бабочек, а так же засушенные цветы и листья.

П.г. Желтые листья в небе окружаться.

Тихо на землю падают, ложатся.

(Вращательные движения кистями рук).

Напомнить правила и последовательность выполнения аппликации.

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что сухие цветы и травы очень вкусно пахнут. Спросить детей, запах каких трав им больше всего нравится. Знают ли они как называются эти травы.

Обсуждение:

Рассматривая работы обратить внимание детей на то, как красиво расположены цветы и листья на некоторых работах. В дальнейшем такие работы собирают в гирлянды и ими можно украсить стены спальной комнаты, т.к. сухие цветы и травы источают приятный успокаивающий аромат и способствуют более спокойному сну детей. Психофизическая разгрузка: «Летите, листочки» - снимаем напряженность, агрессию, тревожность (хорошо для гиперактивных, импульсивных, скованных и застенчивых). Педагог берет тонкую бумагу и рвет на мелкие кусочки; дети тоже рвут и бросают в кучу; подбрасывают эти бумажки вверх 5 – 7 минут; убирают, все вмести.

2. Тема: «Корона Царицы Осени»

Цель: Знакомство с флористикой.

Задачи:

  • Учить наклеивать засушенные листы и цветы на силуэт короны (выполнять аппликацию), создавать узор.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Воспитывать интерес к флористике, любовь к природе.

Материал: Силуэты корон из цветной бумаги, засушенные листья и цветы, оборудование для аппликации.

Ход занятия:

Сказка.

Закончилось лето, и в лес пришла золотая осень. Осень принесла с собой яркие краски – желтую, оранжевую, красную и с удовольствием принялась за работу. Листья березок она раскрасила желтым, рябинки – красным.

Как красиво, как радостно вокруг,- восхищались лесные жители.

Эта Осень, просто какая то волшебница,- пропищал зайчик, - или даже самая настоящая царица!

Осень сделала нам такой замечательный подарок, она разукрасила весь наш лес,- прочирикал воробей,- давайте, и мы сделаем осени подарок.

Сделаем корону Царице Осени!- выкрикнул зайчик.

И все звери пошли собирать красивые листья для короны. Зайчик принес красные осиновые листья, белочка – желтые кленовые, а медвежонок – зеленые ивовые и алые рябиновые. Звери все вместе трудились, делая подарок Осени – красивую корону из осенних листьев.

Милая Осень, как рады мы твоему приходу, прими наш подарок,- дружно сказали звери,- носи его, дорогая Осень. Радуй нас своей красотой!

Педагог предлагает детям самим сделать корону для Царицы Осени.

Объяснить технику выполнения работы. На силуэт короны наклеить засушенные цветы и листья.

П.г. Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо…

Жил-был серый еж и ежиха,

Серый еж был очень тих, и ежиха тоже,

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек

Еж – отец, ежиха – мать и ребенок ежик.

(Дети имитируют ходьбу ежиков двумя пальцами на массажной карточке)

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, как красиво можно составить узор из листьев разного цвета.

Обсуждение:

Предложить примерить короны друг друга, рассказать о том, что они чувствуют, надев корону Царицы Осени.

Психофизическая разгрузка : Ароматерапия. Зажигаем ароматическую палочку, накидываем на себя шифоновую ткань и под музыку начинаем кружиться

3. Тема: «Денежное дерево»

Цель: Знакомство с техникой коллаж (из монет)

Задачи:

  • Учить рисовать дерево и наклеивать монеты в виде листьев.
  • Воспитывать интерес к сказкам.

Материал: Лист цветного картона, гуашь, оборудование для работы красками, клей, клеевая кисть, мелкие монеты.

Ход занятия:

Сегодня мы снова встретимся со сказкой. Знаете почему? Потому что к нам пришло письмо из сказки от Буратино. Вы помните Буратино и то как он хотел посадить денежное дерево, но у него ничего не вышло, потому что Лиса Алиса и Кот Базилио его обманули. Давайте прочитаем письмо.

Письмо.

Здравствуйте дети. Пишет вам ваш друг – Буратино. У нас, в сказочном городе все хорошо. Я и Мальвина и Пьеро выступаем в кукольном театре. Недавно я встретил одного волшебника, который выращивает красивые, сказочные цветы и деревья. Он сказал мне волшебные слова, которые надо произнести, чтобы появилось денежное дерево.

Помните, как я хотел его вырастить для Папы Карло? Нужно сказать: Караки - таракуда, трум - барабум, трем - барабем, расти дерево на радость всем. И загнуть по одному все пальцы на руках. И мое дерево выросло! Вот оно какое, рассмотрите его (показать, обследование). Желаю вам удачи, друзья. Буратино.

Ребята, давайте, и мы произнесем волшебные слова и вырастим денежные деревья.

П.г Нужно сказать: Караки - таракуда, трум - барабум, трем - барабем, расти дерево на радость всем. И загнуть по одному все пальцы на руках.

Объяснить технику выполнения работы. На листе картона нарисовать дерево, а вместо листьев наклеить монеты.

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что монеты должны располагаться равномерно по всей кроне.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга. Спросить помогли ли детям волшебные слова в работы.

Развитие сенсорной системы (зрение): Смотрим на свои работы с некоторого расстояния, прищурив глаза, широко раскрыв глаза, поочередно прикрывая один из глаз.

4. Тема: «Маски»

Цель: Знакомство с техникой – восковые мелки + акварель.

Задачи:

  • Учить рисовать различные узоры цветными восковыми мелками, закрашивать весь силуэт акварельными красками.
  • Развивать мелкую моторику, воображение.

Материал: Силуэты масок из белой бумаги, восковые мелки, акварель, оборудование для работы красками.

Ход занятия:

Сказка.

Приближался Новый год. Все жители сказочной страны собирались на праздник, готовили костюмы и праздничные маски. Всех пригласил Дед Мороз. И кота в сапогах, и Буратино, и Красную шапочку, и 3 медведей…, только злых, да вредных не позвал. Вот и решили Баба-Яга, Соловей разбойник и Кощей бессмертный проникнуть на праздник, сделав себе новогодние маски.

Ведь под масками нас никто не узнает,- подумали они и принялись за работу.

Наступил праздник, все гости пришли нарядные, красивые в ярких радостных масках. (показ, обследование)

А кто же это в таких мрачных, черных, злых масках,- удивлялись все.

Да это же Баба-Яга, Соловей разбойник и Кощей бессмертный,- догадался Дед Мороз.

Как вы нас узнали? - завыл Соловей разбойник. - Мы же в масках были?

Это очень просто,- сказал Дед Мороз,- посмотрите, какие маски вы сделали. (показ, обследование) Они темные, злющие, а у других гостей радостные, добрые. Вот мы вас и узнали, даже в масках.

Ладно,- сказала добрая Красная шапочка, - раз вы так хотите на праздник, то оставайтесь. Только никого не обижайте. И все стали веселиться.

Педагог предлагает детям сделать маски для Нового года.

Объяснить технику выполнения работы. Поверхность маски заполняется разными узорами. Цвет маски зависит то того, добрый это герой или нет. Далее маска покрывается акварельной краской.

П.г. По тропинке шел король,

по дорожке шел король,

шел король по горам

и пришел он в гости к нам.

(Дети имитируют ходьбу короля двумя пальцами на массажной карточке).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что если маска доброго героя, то цвета яркие, линии плавные, а если злого, то цвета мрачные, линии ломанные.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе, предложить угадать у кого добрая маска, а у кого нет. Почему?

Игра: «Мозаичный дворец». На ватман дети накладывают геометрические фигуры, строя дворец. У каждого только одна геометрическая фигур.

5. Тема: «Чудесная выпечка»

Цель: Знакомство с техникой рисования жидким тестом.

Задачи:

  • Учить украшать силуэт торта жидким тестом, выдавливая его.
  • Развивать мелкую моторику, воображение, внимание.

Материал: Емкости (мягкие тюбики из под клея) с жидким тестом разных цветов, силуэты из картона.

Ход занятия:

Сказка.

Давным-давно в одном городе жил пекарь. Он жил в своем домике и целыми днями пек хлеб, булочки, рогалики пирожки. Они, конечно, были очень вкусные, но пекаря, почему- то не радовали. А рядом, по соседству, в своем ярком и красочном домике жил художник. Он был очень веселый и когда рисовал, всегда пел:

«Красим, красим все вокруг. Улыбнись скорее друг!»

Ты, почему такой грустный, пекарь?- спросил его однажды художник. - Почему ты не поешь?

Целыми днями я пеку хлеб, каждый день одно и тоже, мне это так надоело, - со вздохом ответил пекарь,- я хочу как ты, рисовать.

Я могу тебе помочь,- сказал художник и научил пекаря украшать выпечку красивыми узорами: цветами, завитушками, яркими как радуга полосками. (показ, обследование) Теперь пекаря не огорчало, что он печет одни и те же булки. Нет. Ведь каждый день он рисовал на них самые сказочные узоры и пел.

«Я пеку, пеку, пеку. Всем на удивленье. Пирожки мои теперь – просто загляденье!»

И всем вокруг становилось весело от его песенки и удивительной выпечки.

Педагог предлагает детям научиться украшать выпечку, как веселый пекарь.

Объяснить технику выполнения работы. В тюбики с жидким соленым тестом добавить краску, хорошо перемешать, осторожно выдавливать жидкое тесто, украшая силуэт (торт) по предварительному рисунку (сохнет сутки).

П.г. Если стало почему-то очень грустно вдруг кому-то, и не знаешь, как же быть, чтоб его развеселить, ты возьми стакан смешинок, громкий хохот из корзинок, рассыпного смеха ложку и хихиканья немножко. Их веселкой размешай, в тонкий юмор раскатай, обваляй все в прибаутках, запекай в горячих шутках. Кто попробует кусочек, непременно захохочет! (дети изображают движения руками)

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что плавность линии зависит от того, как нажимать на тюбик.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга. Спросить,как называется их торт, какая у него начинка, из чего он сделан…

Психофизическая разгрузка : Разговор на тарабарском языке.

6. Тема: «Море»

Цель: Знакомство с работой фигурными ножницами.

Задачи:

  • Учить выполнять прямые разрезы фигурными ножницами, наклеивать детали (выполнять аппликацию).
  • Развивать мелкую моторику, воображение.
  • Воспитывать интерес к аппликации.

Материал: Фигурные ножницы, полоски голубой, синей, фиолетовой бумаги, оборудование для аппликации, фломастеры.

Ход занятия:

Сказка.

Жил – был морской царь. Целыми днями он ничего не делал: качался на волнах да распугивал чаек. И вот однажды попал к нему на морское дно Иван-дурак на все руки мастак. Обрадовался морской царь, что будет ему хоть с кем поговорить, да и в хозяйстве помощь. А Иван ему и дом починил, и порядок среди рыб да морской живности навел.

Морской царь,- говорит Иван,- отпусти меня домой.

А морскому царю ох, как не хочется с ним расставаться. Вот и задумал он задать Ивану такие поручения, чтоб тот ни за что не справился.

Хорошо, Иван,- говорит морской царь,- отпущу я тебя, да еще и награжу, но сначала выполни мое желание. Хочу картину. Да чтоб море на ней было нарисовано, но не красками, не мелками, не фломастерами, а ножницами.

Ну что же,- говорит Иван-дурак на все руки мастак,- будет тебе картина. И сделал вот такую картину (показ, обследование).

Морской царь, как увидел картину, удивился и огорчился. Не хотел он Ивана отпускать, да делать нечего. А Иван-дурак на все руки мастак получил награду и довольный отправился к себе домой.

Педагог предлагает детям самим выполнить такую же картину.

Объяснить технику выполнения работы. Полоски бумаги разрезать на «волны», наклеить в виде моря. Корабль, чайки, солнце, облака дорисовать.

П.г. Наши рыбки – непоседы в догонялки разыгрались.

В догонялки разыгрались и уже проголодались.

(изобразить, как кормят рыбок левой и правой рукой).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что волны разного цвета и если наклеить больше фиолетовых волн, то море будет мрачным, будет шторм.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе, чтоб получилась панорама моря. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга. Спросить у кого море темное, штормовое, а у кого нет. Почему?

Игра:

7. Тема: «Цветная изолента»

Цель: Знакомство с аппликацией из изоленты.

Задачи:

  • Учить выполнять аппликацию из цветных полосок изоленты, разрезать их.
  • Воспитывать интерес к искусству.

Материал: Лист бумаги, цветная изолента, ножницы.

Ход занятия:

Сказка.

В Солнечном городе, где жил Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Самоделкин и их друзья. Однажды случилась вот такая история.

Как- то утром Незнайка слонялся по улице и не знал чем заняться и тут он увидел Самоделкина, который ремонтировал автомобиль. Он смазывал детали маслом, накачивал шины, обматывал изолентой провода…

Я ремонтирую машину,- спокойно сказал Самоделкин.

Ха, ты только ремонтируешь, закручиваешь винтики, болтики и больше ничего не умеешь,- Засмеялся Незнайка - А что я должен уметь,- пробубнил Самоделкин.

Ну, например…, например…, например, рисовать! Рисовать у тебя никогда не получится! Ты можешь нарисовать картину прямо сейчас,- воскликнул Незнайка.

Конечно, могу,- спокойно ответил Самоделкин.

Ха! Ты что будешь рисовать винтиками и шпунтиками,- засмеялся Незнайка.

Нет, я нарисую картину цветной изолентой,- загадочным голосом произнес Самоделкин.

И нарисовал для незнайки вот такую картину (показать). Давайте рассмотрим ее (обследование).

Когда Самоделкин показал Незнайке картину, тот очень удивился.

Да…,-протянул Незнайка,- во всем нужна смекалка, и если немного пофантазировать, то все получится!

Педагог предлагает детям сделать картину из цветной изоленты.

Объяснить технику выполнения работы. Ножницами отрезать от цветной изоленты полоски разной длинны, наклеить их на лист. В работе можно использовать фигурные ножницы.

П.г. Пальчик наш привык к порядку, утром делает зарядку: раз наклон и два наклон – вот как ловко скачет он. (Загнуть по одному все пальцы на руках.)

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что отрезки могут быть разной величины.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга, рассказать, что на них изображено.

Игра: «Отправь в свое царство» На столе кружочки разных цветов, дети их берут, подходят к любой емкости – с холодной, теплой или горячей водой – и со словами: «Синий цвет живет в Холодном царстве, потому что…» опускают кружочек и.т.д. все цвета.

8. Тема: «Прозрачный скотч»

Цель: Знакомство с аппликацией из скотча.

Задачи:

  • Учить выполнять аппликацию из прозрачного скотча, разрезать его, закрашивать всю поверхность листа краской.
  • Развивать мелкую моторику, воображение, глазомер.
  • Воспитывать интерес к искусству.

Материал: Лист белой бумаги, прозрачный скотч, ножницы, оборудование для работы красками, краски.

Ход занятия:

Сказка.

Вся эта история произошла на обычном письменном столе, ночью, когда все спали. На столе в подставке стояли простые и цветные карандаши, фломастеры, ручки, маркеры. Разговорились они между собой, кто лучше рисует.

Я рисую самые яркие картинки,- сказал фломастер.

Зато мы рисуем самые нежные картинки,- сказали цветные карандаши.

Ничего подобного, я рисую лучше всех. Без меня ни одна работа не обходится. Везде наброски выполняют простым карандашом, - важно высказался простой карандаш.

О чем мы спорим, - закричала ручка, - вот лежит скотч, он вообще не умеет рисовать. Ха!

Скотч расстроился и даже хотел заплакать, но тут к нему подошла канцелярская кнопка и говорит: «Не переживай, мы с тобой такое придумаем, что они удивятся и перестанут хвастаться»

И вот что они придумали (показать картину, обследование).

Когда увидели эту картину ручка, фломастеры и карандаши они просто ахнули.

Ах! Прости нас, скотч, мы больше никогда не будем смеяться над тобой. Ты гораздо талантливее и изобретательнее нас. Давай с тобой дружить!

Педагог предлагает сделать такую картину.

Объяснить технику выполнения работы. Ножницами или специальным устройством отрезаем полоски скотча, наклеиваем на лист бумаги по предварительно нанесенному рисунку. Покрываем весь лист голубой, фиолетовой, синей гуашью.

П.г. Восемь ног у Осьминога. Говорит Улитка: - Много! Восемь ног ему зачем? Я б запуталась совсем! (Каждым пальцем правой руки обводим кисть левой руки на массажной карточке и наоборот).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что в работе можно использовать комочки мятого скотча. Можно предложить детям покрыть краской работы друг друга.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга, придумать рассказ о том, куда плывут медузы.

Игра: «Вода в ущелье» (ребенок должен проползти по узкому ущелью – под задрапированными стульями).

9. Тема: «Пластилиновая тарелка»

Цель: Знакомство с пластилиновой живописью

Задачи:

  • Учить украшать пластилиновым рисунком (пейзаж, натюрморт, декоративный рисунок) одноразовую бумажную тарелку.
  • Развивать мелкую моторику, воображение.
  • Воспитывать интерес к работе дизайнера.

Материал: Пластилин, одноразовая бумажная тарелка.

Ход занятия:

Сказка.

Вся эта история произошла в одной обычной городской квартире. Вот там то и жила обычная одноразовая бумажная тарелочка. И очень она хотела стать картиной. Она мечтала, что повесят ее на стену, будут любоваться ей…

Я так хочу быть красивой,- прошептала тарелочка.

А ты обратись к краскам, живущим на письменном столе,- пробубнил чайник.

Тарелочка так и сделала.

Дорогие, глубокоуважаемые краски,- вежливо проговорила бумажная тарелочка,- разукрасьте меня, пожалуйста.

Мы не рисуем, на каких то бумажных тарелочках, мы рисуем только в альбоме,- гордо заявили они,- спроси у фломастеров.

Милые фломастеры,- обратилась тарелочка,- не могли бы вы меня разрисовать, чтобы я стала красивая, как картина.

Но фломастеры в ответ промолчали и недовольно отвернулись. Совсем расстроилась тарелочка.

Не печалься,- сказал пластилин,- хочешь, я тебя разрисую?

Но из пластилина только лепят,- удивилась тарелочка.

А вот и не угадала, посмотришь, как красиво получится.

И пластилин украсил тарелочку красивым узором. А когда наступило утро, все проснулись и увидели красивую тарелочку и решили повесить ее на стену для красоты.

Педагог предлагает детям самим придумать и выполнить пластилиновый рисунок для тарелочки.

Объяснить технику выполнения работы. Поверхность тарелочки заполняется тонким слоем пластилина в соответствии с рисунком. В дальнейшем работы можно покрыть лаком для большей сохранности.

П.г.

Во время выполнения работы обратить внимание детей на различные приемы используемые в лепке, которые можно применять и в данной работе. (раскатывание, расплющивание, примазывание…)

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга. Спросить, почему именно этими рисунками дети решили украсить тарелочку.

Развитие цветовосприятия: игра «Дотронься до …» (Вопросы о цвете).

10. Тема: «Мыльные пузыри»

Цель: Знакомство с техникой рисования мыльными пузырями

Задачи:

  • Воспитывать интерес к изо деятельности.

Материал: Не большие баночки, наполненные жидкостью состоящей из воды, краски и жидкости для мытья посуды; трубочки для коктейля, бумага, оборудование для работы красками, акварель.

Ход занятия:

Сказка.

Жил – был мыльный пузырь. Был он очень важный, большой и прозрачный. Ни с кем он не хотел дружить, только все больше и больше раздувался и важничал. Раздувался, раздувался и… лопнул! Хлоп! Только мокрое место от него осталось, и никто о нем не вспомнил. Посмотрели на него другие мыльные пузыри и подумали: «Мы не хотим быть такими как он. Ни с кем не дружить, а потом вот так лопнуть».

И решили они подружиться с красками.

Они такие веселые и такие выдумщицы,- говорили мыльные пузыри.

И действительно, краски очень обрадовались новым друзьям и сразу предложили нарисовать радостную картину.

Мы не умеем рисовать,- пробулькали мыльные пузыри.

Конечно же, умеете,- засмеялись краски,- только вы об этом еще не знаете!

И тогда краски и мыльные пузыри нарисовали вот такую картину (показ, обследование). И с тех пор краски и мыльные пузыри стали неразлучными друзьями.

Педагог предлагает детям нарисовать такую картину «Букет цветов».

П.г. Шевелились у цветка все 4 лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

(Дети шевелят пальцами)

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что цветок может быть нескольких оттенков.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга, похвалить друг друга.

Развитие сенсорной системы (обоняние): Игра «Волшебный запах»: педагог зажигает ароматическую палочку, дети вдыхают аромат и по нему пытаются представить внешний вид волшебных цветов.

11. Тема: «Зверята»

Цель: Знакомство с техникой рисования мыльными пузырями.

Задачи:

  • Учить рисовать цветочки разноцветными мыльными пузырями (надувать их через трубочки и накрывать листом бумаги), дорисовывать детали.
  • Развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений, дыхание.
  • Воспитывать интерес к изо деятельности.

Материал: Не большие баночки наполненные жидкостью состоящей из воды, краски и жидкости для мытья посуды; трубочки для коктейля, бумага, оборудование для работы красками, акварель.

Ход занятия:

Сказка.

Вы помните сказку о том, как подружились краски и мыльные пузыри? Так вот, с тех пор они никогда не расставались.

Однажды к ним в гости пришли зверята: цыпленок, зайчик, котик… и попросили нарисовать их.

Посмотрите, какие мы пушистые, кругленькие, мягкие. Нарисуйте нас, пожалуйста,- пропищали зверята.

Мыльные пузыри и краски очень удивились такой просьбе. Они еще никогда не рисовали животных.

Мы попробуем, - растерянно ответили они.

И нарисовали вот такую картинку. Уж постарались на славу! (показ, обследование)

Как здорово у вас получилось!- закричали зверята. - Вы настоящие художники.

А краски и мыльные пузыри так обрадовались, что нарисовали еще много разных портретов обитателей леса.

Педагог предлагает детям нарисовать маленьких пушистых зверей.

Объяснить технику выполнения работы. Кончик трубочки для коктейля опустить в емкость с раствором, надуть «шапку» из мыльных пузырей, накрыть «шапку» листом бумаги так, чтобы отпечатался круг из пузырей, дорисовать детали.

П.г. Пальцы в гости приходили, тук, тук, тук – стучали в дверь. Только дверь им не открыли: думали, тамстрашный зверь. (Самомассаж каждого пальца).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что детали надо рисовать, когда круги из мыльных пузырей подсохнут.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга. Рассказать каких зверей они нарисовали.

Психофизическая разгрузка : Каждый получает карточку с изображением животного, далее всем завязывают глаза. Обладатели карточек с одинаковыми животными должны собраться в группу, прибегая только к одному средству – издавать звуки соответствующие их животному.

12. Тема: «Рамка для фото»

Цель: Знакомство с тестопластикой.

Задачи:

  • Учить лепить из соленого теста при помощи формочек для печенья.
  • Развивать мелкую моторику, воображение.
  • Воспитывать интерес и желание заниматься тестопластикой.

Материал: Соленое тесто, формочки для печенья, скалка, стеки, штампы.

Ход занятия:

Сказка.

Вы помните сказку о пекаре, которого художник научил разрисовывать свою выпечку? Так вот, сказка на этом не закончилась. Жила – была в те времена капризная принцесса. Она ничего не делала и только смеялась над теми, кто работает

Подумаешь, лепят горшки,- говорила принцесса,- подумаешь, шьют одежду…

Она очень любила свои портреты и развешивала их по всему замку. Но для этого необходимо было множество всевозможных рамок. У нее уже были и деревянные, и золотые, и медные, и хрустальные рамки и еще множество других. А для нового портрета ей хотелось необычную рамочку. И она объявила на все королевство царский указ: «Кто изготовит самую необычную рамку для моего нового портрета, за того я выйду замуж».

А почему бы и мне не попробовать,- подумал пекарь, услышав это, - может мне повезет.

Пошел он к себе, достал тесто, запел веселую песенку, и работа закипела. Пекарь решил сделать рамку для портрета из теста. Вот такую (показ, обследование). Сделал пекарь рамку и принес во дворец.

Какая прекрасная рамочка,- воскликнула принцесса и захлопала в ладоши. – Я больше никогда не буду смеяться над теми, кто работает,- виновато произнесла принцесса,- я и сама хочу научиться делать все своими руками.

Вот так пекарь стал мужем принцессы, а сама принцесса стала очень трудолюбивой.

Педагог предлагает детям сделать такие же красивые рамочки для фотографий.

Объяснить технику выполнения работы. Соленое тесто раскатать скалкой, формочками для печенья вырезать цветы, листья…, составить из них красивую рамку.

П.г. Раз, два, три, четыре – тесто мы замесили. Пять, шесть, семь и восемь – угощаться пирогами, просим. Девять, десять – наелись на месяц! (Самомассаж каждого пальца).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на толщину раскатанного теста. Оно не должно быть слишком тонким и слишком толстым. Для соединения деталей использовать воду.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга, рассказать, как они собираются раскрасить рамки.

Игра на развитие внимания: «Ветер дует на …» -

Ребенок в роли ведущего произносит слова: «Ветер дует на Ваню», - и все дети, изображая ветер, дуют на Ваню, и т.д.

Рабочая программа

« Изобразительная деятельность и

эстетическое развитие дошкольников » в старшей группе

составлена на основе программы познавательное развитие детей 5 лет

« Из детства – в отрочество » Гризик Т.И.

Пояснительная записка

Данная программа разработана на 20014 -2015 учебный год.

Программа разработана на основе методических рекомендаций для воспитателей Т.Н Дороновой. Программа учитывает индивидуальные, возрастные особенности детей группы, с учетом показателей усвоения программного материала по итогам прошлого года.

В программе отразились:

    новая стратегия образования в России, направленная на расширение возможностей развития личности ребёнка;

    новые подходы к содержанию, организации и методике работы с детьми в контексте личностно ориентированной модели воспитания;

В планировании использованы разработки отечественных и зарубежных педагогов и психологов, учтены рекомендации видных деятелей культуры и искусства, а также использован личностно -ориентированный подход воспитателя, как способ формирования творческих способностей дошкольников.

Реализация программы осуществляется в рамках непосредственно образовательной деятельности с детьми 2 раза в неделю по 25 минут. Закрепление пройдённого материала происходит в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.

Литература: Т.Н. Доронова. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. Москва «просвещение 2008.

Планирование занятий на 20014-2015 учебный год

СЕНТЯБРЬ

Мы рисуем

ОКТЯБРЬ

Мы рисуем

НОЯБРЬ

Мы рисуем

ДЕКАБРЬ

Мы рисуем

ЯНВАРЬ

Мы рисуем

ФЕВРАЛЬ

Мы рисуем

Мы рисуем

МАРТ

Мы рисуем

АПРЕЛЬ

МАЙ

Мы рисуем