Тайны племени догонов


Сегодня мы познакомим вас с еще одной тайной, являющейся звеном в цепи вечных вопросов: «Кто мы? Откуда пришли? Куда уйдем?»


Во все времена на Земле существовали загадочные немногочисленные этносы, чье информационное и артефактное наследие приковывает к себе внимание человечества. Это шумеры, древние египтяне, ацтеки, майя, догоны и т. д. Характерны общие особенности этих народов, в частности, феномен их внезапного появления и такого же внезапного и быстрого исчезновения с Земли. Особенно ярким примером являются народы майя и догонов. По поводу последнего в настоящее время ученые едины только в одном: никто не может точно сказать, откуда взялись догоны. Некоторые из исследователей предполагают, что догонское племя появилось просто «ниоткуда», другие антропологи считают их версией египетской цивилизации, основываясь на схожести некоторых мифов, в частности, поклонение Сириусу.


В южной части Мали (Африка) расположены горы Гомбури. Здесь и обитает в пещерах и примитивных хижинах племя догонов. Изоляция от остального мира в течение многих веков позволила этому племени сохранить свою самобытность. В 1931 году два французских антрополога случайно натолкнулись на это дикое, но весьма миролюбивое племя. Вот с этого и началось изучение догонов. Ученые Марсель Гриоль и Жермен Дьетерлен, сделав эту уникальную «находку», какой для каждого антрополога является дикое племя, оставались в нем почти 10 лет. И было для чего! То, что они увидели и узнали в этом племени, было настолько необычно и интересно, что французы приезжали в Мали еще и в 40-е, и в 50-е годы, продолжая изучение обычаев, мифов, религии догонов. Вот со всем этим мы и хотим вас познакомить, а вы уже делайте выводы сами. Согласно историко-археологическим свидетельствам, догоны пришли на плато Бандиагара, которое сейчас также называется «Страной догонов», в самом начале XIII века. Но это племя хранит информацию, которую по любым стандартам современного мировоззрения они просто не могли иметь. Их информация разрушает все наши представления о себе, как о единственных разумных существах во Вселенной. Догоны утверждают, что знания были переданы им космическими пришельцами с Сириуса в лице рептоидного земноводного - Номмо, который должен вернуться в 2003 году. Если «оно» вообще куда-то улетало...


За десять лет активной работы среди туземцев французы раздобыли массу любопытного для историков и антропологов материала. Им дарили орудия труда, которые не встречались ранее ни в каком другом обособленном диком племени планеты, всевозможные статуэтки из камня, кости и дерева. Позднее оказалось, что многим из этих предметов не менее 4000 лет!


Ученых удивил также необычный способ обработки и орошения догонами земли. Но самое интересное еще впереди. В стране догонов есть пещера, уходящая вглубь, в горы, и в этой пещере есть настенные рисунки, которым более 700 лет. Особый человек, святой их племени, сидит у входа в пещеру, чтобы защитить ее. Это его пожизненная работа. Этого человека кормят, заботятся о нем, но никто не смеет к нему прикоснуться, или подойти близко. Когда он умирает, то другой святой занимает его место. Так вот, о рисунках на стенах пещеры - это, можно сказать история возникновения жизни на Земле. Существует гипотеза, согласно которой догоны пришли на Землю с Сириуса. Во всяком случае с этой, самой яркой звездой на небе, которая называется «Сириус-А» связаны все легенды и мифы догонов. Дружба французов с догонами привела к тому, что один из их колдунов раскрыл антропологам тайны, которые впоследствии произвели в ученом мире эффект разорвавшейся бомбы. Колдун нарисовал для французов прямо на песке карту звездного неба, в которой центральное место занимала звезда Сириус, а рядом с ней еще две неведомые науке звезды - колдун называл их По Толо и Эмме Йа (о существовании Эмме Йа в то время западные ученые даже не догадывались). Колдун отметил, что орбита По Толо вокруг Сириуса является эллипсообразной и звезда движется по ней в течение 50 лет.


Когда же скептически настроенные французы поинтересовались у туземца, откуда столь глубокие астрономические познания, тот сказал, что много-много лет назад с небесной земли По Толо к догонам прилетели посланцы небес. Они были необычайно высокого роста и «рыбами по натуре»: дышали водой и потому постоянно находились в прозрачных шлемах, наполненных жидкостью. Догоны называли пришельцев «номмо», что на языке туземцев означает «выпить воды».


Номмо пробыли в племени догонов сто лет. За это время они научили туземцев орошать землю, приручать животных, делать лекарства из растений, усовершенствовали земледелие, способы охоты на животных и показали, как правильно заготавливать фураж. А через сто лет они улетели на По Толо, пообещав обязательно вернуться. Затем колдун поднял мелкое семечко какого-то растения и сказал французам, что земля По Толо так тяжела, что даже такую частицу грунта далекой звезды не смогут поднять или сдвинуть с места все его соплеменники. Отсюда и название По Толо: по - самое мелкое семечко, а толо - звезда. По мнению догонов, По Толо обладает тремя характерными признаками: необычайно белая и яркая (как утверждал колдун, глядя на нее, можно ослепнуть), необычайно тяжелая и очень маленькая. На звездной карте, нарисованной туземцем был отмечен Сатурн и его кольца, а также Юпитер со спутниками. Колдун показал ученым четыре календаря, которыми пользуются в его племени: Солнца, Луны, Сириуса и Венеры.


Но это только часть информации догонов. Они также знали обо всех остальных планетах нашей Солнечной системы, включая Нептун, Плутон и Уран, которые мы обнаружили сравнительно недавно. На рисунках пещеры, выполненных около 700 лет назад, четко указана орбита и период вращения Сириуса Б, белого карлика (По Толо), существование которого астрономы установили только в 1862 году, и только пятнадцать или двадцать лет назад они смогли подтвердить остальную информацию по этой звезде. А вот существование Сириуса С (Эмме Йа) до сих пор астрономами еще не подтверждено, хотя и предполагается. В следующей нашей публикации мы продолжим знакомство с этим удивительным загадочным племенем.


Итак, звезда По Толо, известная науке под именем Сириус-Б (или Сириус Большой - первый обнаруженный белый карлик). О ее существовании западные ученые стали догадываться только в 1844 году, когда заметили некоторые особенности движения Сириуса по своей орбите. Астрономы поняли, что какое-то небесное тело оказывает сильное влияние на эту звезду и мешает ее равномерному движению. И только через восемнадцать лет удалось вычислить существование звезды, которая за счет своей необычно высокой плотности и огромного веса оказывает влияние на движение Сириуса. Впервые Сириус Б наблюдали в телескоп в 1928 году, а сделать его снимок удалось только в 1970 году. Ученых интересовало также, действительно ли вещество, из которого состоит белый карлик «самое тяжелое вещество во Вселенной», как утверждают догоны. Первоначальные вычисления, сделанные более 20 лет назад, определили его вес примерно в 2000 фунтов (907,2 кг) на один кубический дюйм (16,4 куб см). Это, несомненно, может быть квалифицировано как тяжелые вещество, но сейчас ученые уже знают, что это была чрезвычайно заниженная оценка. По новейшим данным, его вес составляет примерно 1,5 миллиона тонн на кубический дюйм.


Если оставить в стороне черные дыры, это действительно кажется самым тяжелым веществом во Вселенной. Это означает, что если взять кубический дюйм этого белого карлика, который будет весить около полутора миллиона тонн - то эта масса могла бы пройти абсолютно через все, что попадается на пути. Она бы направилась прямо к центру Земли, длительное время совершая колебательные движения взад и вперед в земном ядре, пока наконец трение не остановило бы ее в самом центре.


Кроме того, когда ученые проверили период обращения Сириуса Б вокруг большой звезды Сириуса А, то обнаружили, что он составляет 50,1 года, - то же самое у догонов. Каким же образом первобытное племя имело такую детальную информацию о звезде, параметры которой смогли измерить только в этом веке? Но это только часть информации догонов. Они также знали обо всех остальных планетах нашей Солнечной системы, знали точно, как эти планеты выглядят, когда приближаешься к ним из космоса, что мы тоже узнали совсем недавно. Они также знали о красных и белых кровяных тельцах, и обладали различного рода информацией о физиологии человеческого тела, которые мы получили не так давно. Все это в «первобытном» племени! Естественно, туда послали группу ученых, чтобы расспросить догонов, каким образом они все это узнали. Догоны ответили, что им это показали настенные рисунки в их пещере. На рисунках видна спускающаяся с неба и приземляющаяся на три ноги летающая тарелка - она очень похожа на знакомую нам форму; затем на рисунках видны существа с корабля, которые копают большую яму в земле и заполняют ее водой, затем выпрыгивают из корабля в воду и подходят к кромке воды. Эти существа выглядят очень похожими на дельфинов, может быть, они и были дельфинами, но мы не знаем наверняка. Затем эти существа начали общаться с догонами. Они описали, откуда они прибыли, и передали племени всю эту информацию.


Большинство людей, включая ученых, просто не знают, что делать с такого рода фактами. Поскольку мы не можем найти способа интеграции этой необычной информации с тем, что мы, по нашему мнению знаем, мы просто откладываем ее в сторону - потому что если мы ее примем, то наши теории, как вы понимаете, не работают.


Есть еще одна вещь, о которой знали догоны. Этот маленький рисунок был на стене пещеры (см. рис.), но ученые не знали, что же это такое, до тех пор, пока на компьютере не были вычислены орбиты Сириуса А и Сириуса Б. Схема из пещеры догонов (это вид с Земли) идентична модели вращения Сириуса Б вокруг Сириуса А для определенного времени - с 1912 по 1990 год. Дельфины, или кто бы ни были эти существа, передали догонам эту схему, относящуюся к настоящему времени, по меньшей мере 700 лет назад!


Как считают некоторые ученые, период между 1912 и 1990-м годом был, возможно, одним из наиболее важных периодов в истории Земли. В 1912 году начались эксперименты с путешествиями во времени. 1990-й год был первым годом после завершения работ по созданию «решетки Вознесения» для нашей планеты. И многие другие события произошли в этот период. Тот факт, что настенные рисунки догонов точно указали на этот период, явно можно рассматривать, как пророчество.


Интересно следующее. На другом континенте, в Перу, индейцы племени урос, проживающие возле озера Титикака, рассказывают историю, очень похожую на историю догонов.


Вот их история творения: летающая тарелка появилась в небе и приземлилась на озере Титикака, на острове Солнца. Дельфиноподобные существа (похожие на Номмо из рассказов догонов) спрыгнули в воду, подошли к людям и рассказали им о том, откуда они пришли. С самого начала эти существа вступили в интимные отношения с народом, предшествовавшим инкам. Именно этот контакт с Людьми Неба, согласно этому рассказу, положил начало империи инков. Вообще было обнаружено, что у разных культур по всему миру есть похожие легенды. Есть двенадцать различных культур, имеющих подобную легенду, в одном только Средиземноморье.


В догонских рекордах есть информация о том, что в момент пришествия Номмо на небе возгорелась новая звезда, которая была в пять раз ярче Венеры. В одной из гипотез речь идет об инопланетном корабле, в другой - о вспышке сверхновой звезды, возможно в системе Сириуса. Есть у догонов также указания на то, что Сириус когда-то был на месте нашего Солнца. Упоминается и о Сириусе С - «Звезде Женщины», которая должна стать новым центром мира.


По общему убеждению догонов, Номмо обязательно вернутся на землю, но на этот раз в образе людей, и будут править миром. Легенды о Номмо догоны рассказывают с большой любовью и уважением к этим «добрым и мудрым» пришельцам. Рассказы и звездные карты племени догонов кажутся невероятными. Во многих мировых религиях существуют упоминания о том, что «некто сойдет на землю», но сталкиваться с картами неба, где обозначены еще не открытые наукой звезды, приходится не часто. И это заставляет задуматься о многом.


Остановимся вкратце на эзотерике догонов. Мы уже упоминали об одной из гипотез, согласно которой догоны пришли на Землю с Сириуса. Высшие силы называют их Хранителями Кодов.


В священной пещере находятся артефакты с Сириуса: Мумия пришельца, Ларец Сириуса, Кристалл догонов и Священное озеро. Пещера эта находится в горе, а гора является Пирамидой. Миссия догонов - трансляция на Землю энергии Сириуса через свои тела, Мумию, Кристалл и Пирамиду. В Ларце Сириуса содержится, кроме всего прочего, информация о переполюсовке Земли.


Зеркало догонов - глубоководное подземное озеро в пещере - Пирамиде, является как бы зеркалом телескопа. В определенное время через этот «телескоп» можно наблюдать все три звезды системы Сириуса, их планеты и спутники! Есть также и другие задачи, выполняемые догонами. Конечно, в сознании общей массы они не знают о том, что делают. Их работа направляется их Высшим Сознанием и жрецами, главным из которых является Хогон (hogon).


Согласно имеющейся информации, миссия догонов близится к завершению. Они должны завершить свою задачу и вернуться на Сириус. Примечательно, что догоны никогда не были жителями Земли в полном смысле этого слова. По некоторым версиям их душа после физической смерти транспортируется непосредственно на Сириус. Однако это не значит, что на Сириусе все похожи на догонов. Догоны в своей земной форме выглядят так, потому что они находятся на Земле и выполняют определенную миссию. И когда их работа будет закончена, они должны исчезнуть с Земли, быстро и эффектно, подобно другим космическим десантам. Их уход будет молниеносным, скорее всего Страна догонов низринется под землю в результате мощного подземного землетрясения. Но прежде они должны завершить свою миссию. И без помощи людей Земли они этого сделать не могут.


Мы уже упоминали о том, что на поверхности Земли есть много сакральных мест, связанных прямыми энергоинформационными каналами. К их числу относится Крым. Недавно там под Чатыр-Дагом обнаружили подземное озеро, связанное с Ураном. В ночь зимнего солнцестояния (2001 г) на канале энергоинформационной связи Крыма была проведена определенная работа. Как выяснилось, Чатыр-Даг и догонская пирамида работают в спарринге. Их инфраструктуры идентичны! Ими выполняется часть единой программы по трансляции на Землю так необходимой ей энергии Сириуса.


Существует так называемый Кристалл Крыма, представляющий собой физико-тонкоматериальный предмет, состоящий из субстанции внеземного происхождения.


Связь нашей планеты Земли с Сириусом занимает и современную астрономию.


Посмотрите на рисунок - Вы находитесь здесь, и это то место в общей картине мира, откуда мы берем начало.


Там, где мы находимся, на третьей планете от Солнца, нелегко понять сокровенную связь Земли с Сириусом. Рассматривая характеристики галактической спирали, ученые пришли к следующему открытию. Они заметили, что наша Солнечная система движется в космосе не по прямой линии, а по геликондальной модели, по вытянутой спирали. Однако такая спираль не может возникнуть, если только гравитационно мы не связаны с другим большим телом - таким, как другая солнечная система или что-нибудь еще более крупное. Например, многие люди думают, что Луна вращается вокруг Земли, не правда ли? Но это не так, и так никогда не было. Земля и Луна вращаются вокруг друг друга, и между ними есть третья составляющая на расстоянии приблизительно одной трети от Земли до Луны, которая является центральной точкой, а Земля и Луна вращаются вокруг этой точки по спирали так же, как они движутся и вокруг Солнца. Это происходит потому, что Земля соединена с очень большим телом, Луной, которая и заставляет Землю двигаться по определенной модели. А так как вся Солнечная система таким же образом движется в космосе по спирали, то она должна быть гравитационно связана с каким-то другим очень большим небесным телом. Поэтому астрономы стали искать это небесное тело, вначале в определенной области неба, с которой мы были связаны, затем сужали ее все больше и больше до тех пор, пока всего несколько лет назад не остановились на определенной звездной системе. И это - звездная система Сириуса - Сириус А, Сириус Б и очень возможно, считают ученые, Сириус С.


И наша Солнечная система тесно связана с системой Сириуса благодаря гравитации. Мы движемся в космосе вместе, вращаясь по спирали вокруг общего центра. Наша судьба и судьба Сириуса сокровенным образом связаны. Мы - единая система!

Играющим роль лингва-франка для некоторых групп догонов, взаимопонимание между которыми затруднено или невозможно, и бамана . Французским , государственным языком Мали, владеют единицы.

Общая численность около 800 тысяч человек (2007, оценка). В основном мусульмане , в ряде районов сохраняются традиционные верования, около 10 % - христиане (католики и протестанты).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана, находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .

    Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
    южные догоны
    доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
    того тене-кан (того) 92 232
    тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
    восточные догоны
    дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
    торо-тегу торо-тегу 3654
    центральные догоны
    томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях центральнодогонского языка
    торо (бомму) торо-со 63 000
    доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
    западные догоны
    момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
    ампари ампари 6552
    северные догоны
    бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
    догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
    тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
    тебул-уре 3500
    нанга нанга(-дама) 3150
    янда янда(-дом) 2500
    буду буноге 882
    ана 500
    бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
    Всего 790 102

    История

    Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

    Традиционная культура

    Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства.

    (католики и протестанты).

    Этно-лингвистическое деление

    По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана , находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .

    Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
    южные догоны
    доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
    того тене-кан (того) 92 232
    тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
    восточные догоны
    дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
    торо-тегу торо-тегу 3654
    центральные догоны
    томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях центральнодогонского языка
    торо (бомму) торо-со 63 000
    доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
    западные догоны
    момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
    ампари ампари 6552
    северные догоны
    бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
    догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
    тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
    тебул-уре 3500
    нанга нанга(-дама) 3150
    янда янда(-дом) 2500
    буду буноге 882
    ана 500
    бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
    Всего 790 102

    История

    Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

    Традиционная культура

    Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства .

    Напишите отзыв о статье "Догоны"

    Литература

    • Beaudoin G. Les Dogon du Mali. P.,1997.
    • Calame-Griaule G. Ethnologie et langage: la parôle chez les Dogon. P., 1965
    • Desplagnes L. Le Plateau central nigerien. P., 1907
    • Griaule M. Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotemmêli. P., 1948
    • Griaule M. Masques dogons. P., 1938
    • Griaule M., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. 1948
    • Guerrier E. La cosmogonie des Dogon. L’arche du Nommo. P., 1975
    • Laude J. African Art of the Dogon: The Myths of the Cliff Dwellers. N.Y., 1973
    • Palau Marti M. Les Dogons. P., 1957
    • Paulme D. Organisation sociale des Dogons. P., 1940
    • Wanono N. & Renaudea, M. Les Dogon. P., 1996

    Ссылки

    • Статья из сборника «На суше и на море», 1978
    • Мириманов В. Б. Искусство тропической Африки
    • «» from The Skeptic’s Dictionary .
    • «» by James Oberg.

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Догоны

    Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
    Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
    – Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
    – Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
    – Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
    Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
    – Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
    – Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
    И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

    Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
    У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
    Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
    «Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
    – Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
    Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
    – Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
    Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
    «Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
    – Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
    – Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
    – Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
    – Скажите! – сказала графиня.
    – Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
    – Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
    – Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
    – Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
    – Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
    Но дамы невольно смеялись и сами.
    – Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
    – Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
    Гостья махнула рукой.
    – У него их двадцать незаконных, я думаю.
    Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
    – Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
    – Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
    – Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
    – Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
    – Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
    – Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
    И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

    Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
    Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
    – А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
    – Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
    – Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
    Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.

    Удивительное племя древней культуры живет к югу от Сахары в Республике Мали. Племя догонов до сих пор очаровывает своим знанием о звездах. Им были знакомы вещи, о которых они не могли знать, их познания в астрономии предвосхитили открытия ученых.

    Мифология догонов содержит ссылки на Сириус В – звезду, невидимую для человеческих глаз. Судя по легендам, информацию им передали Номмо – пришельцы из космических глубин. Многие считают знания африканского племени неопровержимым доказательством того, что в прошлом нас посещали инопланетяне.

    Догонов насчитывается от 400 до 800 тысяч с достаточно необычной культурой. Исследователи Африки восторгаются интересной архитектурой, искусством и интригующими обрядовыми масками здешних жителей. Но более захватывающим является не то что можно увидеть, а то, что можно услышать.

    Знания племени догонов продемонстрировали весьма развитую космологию. Роберт Темпл, автор опубликованной в 1976 году истории «Тайны Сириуса» писал, что уже во время первых контактов с антропологами члены племени поразили большими знаниями о «небесных сферах».

    Это не очень подходило цивилизационному этапу развития племени, на котором они находились, но догоны точно знали, что Земля вращается вокруг Солнца и оборот по орбите занимает год. Они хорошо знали о суточном вращении планеты вокруг своей оси и говорили, это «дает иллюзию, что небо кружится».

    «Догоны свободны от иллюзий, которые были у наших европейских предков, считавших, что небо и звезды вращаются вокруг Земли», — пишет Роберт Темпл в своей книге. Об этом мы знаем от французского антрополога Марселя Гриоля, который в 1934-1956 годах находился среди догонов.

    За время, прожитое среди догонов Марсель, завоевал доверие старейшин племени и один из шаманов, называемый Оготеммели, рассказал антропологу о мифах и верованиях своих людей. История шамана стала основой для ряда публикаций Марселя и другого антрополога Жермена Дитерлена.

    Записи антропологов скорее всего не обрели бы известность за узкими пределами круга специалистов, к счастью упомянутый Роберт Темпл осветил таинственное племя. Он обратил внимание на уникальные астрономические знания, и решил проверить, откуда у догонов такая информация. Жившие обособленно и по сути в одиночестве они знали намного больше, чем то, что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси.

    В племени знали о самых близких планетах, о кольцах Сатурна и лунах Юпитера, которые для европейцев открыл Галилей с помощью телескопа. Они различали типы звезд и были осведомлены о существовании других солнечных систем в галактике, и даже знали, что они бывают обитаемы. Кроме того, догоны издавна имели довольно хорошие знания о кровообращении и его роли в передаче кислорода. Это кажется удивительным, но похоже источник их знаний надо искать в далеком прошлом, а мы приобрели эти знания только в 18 веке.

    По мнению Роберта Темпла, «догоны сохранили традиции, которые выходят за рамки понимания земного мира». Мифология догонов очень детально рассказывает о созвездии Сириуса. Само по себе это может показаться не очень странным, поскольку Сириус яркая звезда небосклоне, привлекавшая внимание людей на протяжении веков. Но догоны знали о существовании не только видимого Сириуса А, но и Сириуса В – белого карлика, который с Земли без мощного телескопа невидим.

    Сами африканцы называют его «Сиги-толо», а антропологи для описания использовали слово «Дигитария». Более важным от названия является то, чего оно касается. Догоны говорят о теории Сириуса В, которая согласуется со всеми известными научными фактами. Они знали, что звезда не видна, но знали о её существовании.

    Задолго до открытия астрономов жрецы племени догонов знали продолжительность вращения в 50 лет и это действительно так. Они знают, что Сириус А не находится в центре своей орбиты, а Сириус В «построен» из специфического материала, который называется сагала, и на Земле его нет. И все это действительно правда!

    Откуда у африканского племени, развивавшегося «внутри себя» и в отчуждении от соседних цивилизаций могла появиться такая подробная информация о космосе? А вот это действительно волнующий вопрос в отношении знаний племени догонов. Если верить старой легенде от глубины появления племени, а не верить у нас никаких видимых причин, то и здесь события касаются популярной теории о древних космонавтах.

    ИНОПЛАНЕТЯНЕ И ДОГОНЫ.

    Все свои знания об окружающем мире и пространстве догоны получили от Номмо, прибывших на Землю в «ковчеге», который «приземлился в вихре, напоминающим движение коловорота». На планету ковчег приземлился на северо-востоке от современного жизненного пространства догонов, что указывает на Египет. Затем из корабля вышли земноводные существа, которые могли жить и в море, и пребывать на суше.

    Интересная легенда о появлении небесных гостей не является уникальной. Аналогичную историю мы узнаем из шумерской традиции, где появляются «те, кто пришел с небес», этот же мотив звучит и в египетской мифологии, которая имеет точки соприкосновения с догонской.

    Пришельцы дали догонам цивилизацию и социальную организацию, рассказали им несколько вещей о космосе и о своем мире. Инопланетяне прибыли из созвездия Сириуса, поэтому о нем рассказывали больше всего. Многое в памяти жрецов за минувшие тысячи лет вытерлось временем, однако важные моменты им удалось сохранить.

    Роберт Темпл не остановился на достигнутом и создал огромный клубок мифов, переводов и языковых сопоставлений. Идея должна была подтвердить, что Номмо были инопланетянами, посетившими не только догонов, а Древний Египет, где жили предки племени.

    В «Тайне Сириуса» автор книги среди египетских и шумерских сказаний находит доказательства, подтверждающие его идею. Он обращает внимание на важную роль Сириуса в Египте: восход звезды означал начало года. Темпл утверждает при этом, что «в прошлом Землю посетили разумные существа из планетной системы Сириуса».

    Автор интересно соединяет Шумер с Египтом, Египет с Мали, Ануннаков с Номмо, священников с инопланетянами, а в догонских ритуалах и искусстве он находит следы ракет, морского десанта и русалок. Все конечно в истории можно пояснить значительно проще и без космического вмешательства. Хотя в этом случае пропадает уверенность, что история будет правдивой, тем более мы говорим не о лженаучном, а об альтернативном развитии.

    Источников знаний догонов ищут в загрязнении культуры, якобы в одном из контактов с «западом» кто-то рассказал африканцам о Сириусе, а те тут же включили знания в свою систему верований. Среди теоретиков находится, например, Уолтер ван Бик, который в издании «Current Anthropology» описал свой визит к догонам.

    Ряд опросов провел ван Бик пристально расспрашивая людей о «сиги толе». Все ответы уверяли, что о звезде догоны впервые услышали от самого Марселя Гриоля. Впрочем, исследование Уолтера ван Бика наткнулось на серьезную критику – он не завоевал уважение и авторитет у африканцев, поэтому все ответы были однотипными.

    Несколько других исследователей пытались отыскать «внедрение» космической информации в раннем периоде. Ной Брош отмечает, что все могло случиться в 19 веке, когда контакт с догонами могли установить члены экспедиции Анри-Александра Деландера. Брош предполагает, что позже изучавший их легенды Гриоль взял за имеющиеся древние корни то, что несколько десятилетий ранее жители современного Мали слышали от другого француза.

    Да, подобные вещи иногда случаются. Однако теорию о внеземном происхождении знаний догонов не так просто разрушить. Прежде всего сторонники версии отмечают главное: Гриоль или Деландер не могли сказать о супертяжелой материи, поскольку астрономы установили, что Сириус В является белым карликом лишь в 20-е годы 20-ого столетия.

    К тому же, дело доходит и до пары других сомнений, например, 400-летние артефакты изображают ход Сириуса В вокруг своего большего соседа. Догоны регулярно отмечают праздники, связанные с этой звездой, и традиция идет по крайней мере, с 13 века. Иначе говоря, племя знало о Сириусе за столетия до прихода к ним первых европейцев.

    Местные верят, что рядом со звездами А и В есть еще маленький и абсолютно невидимый Сириус С. Астрономы пока не нашли любопытный объект, но многие исследователи к версии, что мифология догонов верна, и небесное тело будет обнаружено.

    Если Сириус С действительно будет обнаружен и подтвержден, то это станет окончательным подтверждением теории посещения Земли древними космонавтами. Сегодня еще не время делать вывод о существовании чужих цивилизаций. Говорят, прибывшие потерпели аварию и до прилета помощи погостили на у нас на планете. Именно так обстоит дело в отношении древних догонов и гостей с Сириуса.

    Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
    южные догоны
    доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
    того тене-кан (того) 92 232
    тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
    восточные догоны
    дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
    торо-тегу торо-тегу 3654
    центральные догоны
    томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях
    торо (бомму) торо-со 63 000
    доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
    западные догоны
    момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
    ампари ампари 6552
    северные догоны
    бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
    догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
    тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
    тебул-уре 3500
    нанга нанга(-дама) 3150
    янда янда(-дом) 2500
    буду буноге 882
    ана 500
    бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
    Всего 790 102

    История [ | ]

    Уступ Бандиагара

    Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (или) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

    Традиционная культура [ | ]

    Деревянная догонская статуя, возможно, фигура предка, XVII-XVIII век

    Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения.

    В современной культуре [ | ]

    Догоны упоминаются в приключенческом романе Алексея Санаева «Уругуру» . Есть упоминание в «Энциклопедии относительного и абсолютного знания », том 5 .

    Догоны и миф о фигурируют в романе Тома Роббинса «Сонные глазки и пижама в лягушечку».

    Также догоны и их космология упоминаются в романе Филипа Дика «ВАЛИС».

    Примечания [ | ]

    1. Подразумевается африканская лисица (лат. Vulpes pallida )
    2. Marcel Griaule et Germaine Dieterlen. Le Renard pâle: Le mythe cosmogonique
    3. М. Palau-Marti, La création du monde (compte-rendu). - «Revue de l’histoire des religions» за 1966 год, т. 170, N 1 с. 78-82.
    4. Marcel Griaule, Dieu d’eau: entretiens avec Ogotemmêli. Paris, Fayard, 1975
    5. Bernard R. Ortiz de Montellano. The Dogon Revisited (неопр.) . Проверено 13 октября 2007. Архивировано 15 февраля 2013 года.
    6. Philip Coppens (author).