1 круг — Лимб

Александр Литовченко

Первый круг ада — Лимб, где пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещеным. В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.
Страж: Харон.
Наказание: безбольная скорбь.

2 круг — Сладострастие


У входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной во веки вечные.
Страж: Минос.
Наказание: кручение и истязание бурей.

3 круг — Чревоугодие


В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.
Страж: Цербер.
Наказание: гниение под солнцем и дождем.

4 круг — Жадность


Гюстав Доре

Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская равнина, на которой стоят две толпы. Толкая грудью грузы, они идут навствечу друг другу, сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.
Страж: Плутос.
Наказание: Вечный спор.

5 круг — Гнев и Лень


Гюстав Доре

Гигантская река, а вернее Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до пятого — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.
Страж: Флегий.
Наказание: Вечная драка по горло в болоте.

6 круг — Для еретиков и лжеучителей



Фурии

Пламенеющий город Дит (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства), который сторожат сестры-Фурии с клубками змей вместо волос. Здесь царит неизбывная скорбь, а в раскрытых гробницах, словно в вечных печах, покоятся еретики и лжеучителя. Переход к седьмому кругу огражден зловонной пропастью.
Стражи: Фурии.
Наказание: быть призраком в раскаленной могиле.

7 круг — Для насильников и убийц всех мастей


Гюстав Доре

Степи, где вечно идет огненный дождь, и взгляду предстает одно и то же: страшные муки душ, запятнавших себя насилием. Сюда попадают и тираны, и убийцы, и самоубийцы, и богохульники, и даже игроки (которые бесмыссленно истребляли собственное имущество). Грешников раздирают собаки, на них охотятся гарпии, их варят в алом кипятке, превращают в деревья и заставляют бегать под струями пламени.
Страж: Минотавр.
Наказание: кипеть в кровавой реке, изнывать в знойной пустыне у горящего потока, быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.

8 круг — Для обманувших недоверившихся


Сандро Ботичелли

Пристанище сводников и обольстителей, состоит из 10 рвов (Злопазухи, Злые Щели), в центре которых лежит самый страшный девятый круг Ада. Поблизости мучаются прорицатели, гадатели, колдуньи, взяточники, лицемеры, льстецы, воры, алхимики, лжесвидетели и фальшивомонетчики. В этот же круг попадают священники, торговавшие церковными должностями.
Страж: Герион.
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и если высунется — черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай.

9 круг — Для отступников и предателей всех сортов


Гюстав Доре

В самом центре преисподней — ледяное озеро Коцит. Как в аду викингов, тут невероятно холодно. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники, и главный из них — Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера.
Стражи: гиганты Бриарей, Эфиальт, Антей.
Наказание: вечные терзания в ледяном озере.

Экспозицию составят 100 ксилографий Сальвадора Дали, выполненных специально для юбилейного издания «Божественной комедии» Данте Алигьери к 700-летию автора бессмертной книги, которое увидело свет в 1965 году. Работа над иллюстрациями была исключительно сложной и кропотливой. Сначала художник нарисовал акварели, по одному рисунку на каждую тысячу строк поэмы, на основании которых были созданы ксилографии.

Ксилография - самая сложная графическая техника. Для каждого изображения мастер-резчик создал от 20 до 37 досок, с которых были сделаны оттиски. Каждой доске соответствовал свой цвет и форма. Доски были вырезаны вручную резчиком граверной мастерской Раймона Жаке под неусыпным контролем Сальвадора Дали. В общей сложности мастер-резчик изготовил 3500 досок. Процесс печати занял более пяти лет.

Специфика ксилографии состоит в том, что количество качественных оттисков сильно ограничено, поскольку дерево является мягким материалом. После выхода юбилейного издания «Божественной комедии» Сальвадор Дали настоял, чтобы все ксилографические доски были уничтожены. Так что новых ксилограмм не будет уже никогда, а иллюстрации, качество которых превышает представленные на выставке в Москве, не существует.

Оригинальность представленных работ подтверждена сертификатом подлинности и автографом Сальвадора Дали шариковой ручкой и рисунком прекрасного ангела, датированным 1965 годом. Этот артефакт на титульном листе «Божественной комедии» в шести томах, также покажут на экспозиции в Москве. Он же является самым ценным артефактом выставки.

Сальвадор Дали был настолько увлечен созданием юбилейного выпуска книги и иллюстраций к ней, что на целых восемь лет он был даже вынужден отказаться от любимого шампанского, полностью погрузившись в работу. Иллюстрации к книге Данте ознаменовали принципиально новый этап в творчестве испанского живописца. Если раньше он бесстрастно фиксировал в своих работах распад человеческого естества, то теперь в его картинах возобладало божественное начало, а сам он начал позиционировать себя как глубоко верующий человек и продолжатель классических традиций других иллюстраторов поэмы Данте - Сандро Ботичелли, Уильяма Блейка и Гюстава Доре. Сальвадор Дали был признан лучшим иллюстратором поэмы среди великих прошлого.

Но Дали не был бы собой, если бы не позволил себе и в этом ответственном деле проявить своё фантастическое видение мира. В частности он полемизирует с Гюставом Доре, изображая Ад не угольно черным, а залитым медовым солнцем Средиземноморья. Этим он отнюдь не пытался романтизировать темные силы, а, напротив, шокировал ценителей искусства «ангельским коэффициентом вязкости своего ада».

«На моих иллюстрациях можно впервые при ярком свете наблюдать пищеварительную суперэстетику двух существ, взаимно пожирающих друг друга. Это безумный день, исполненный мистической, аммиачной радости» , - не без фирменного позёрства комментировал свое видение «Божественной комедии» Дали.

Каждая представленная на выставке работа будет сопровождаться отрывком из текста «Божественной комедии», к которому отсылает изображение. Персональное аудио-сопровождение даст возможность углубиться в смысл и содержание поэмы, аудио-гид услышать мнение и взгляд искусствоведа. В рамках выставки пройдут лекции по «Божественной комедии», о Данте и итальянской культуре, поэзии, ксилографии, Савальдоре Дали, и его взаимоотношениях с итальянской культурой и сюрреализмом.

Для зрителей у организаторов подготовлено интернет-приложение к экспозиции на русском языке.

Открытие выставки «Божественная комедия Дали» состоится 28 сентября в АРТ-Центре «Ветошный» (ГУМ, напротив Гастронома № 1) по адресу: Ветошный пер.,13.

1 марта в Национальном историческом музее Республики Беларусь появится новая экспозиция. На выставке будут представлены иллюстрации к , созданные Сальвадором Дали к празднованию 700-летия Данте Алигьери.

В 1965 году юбилейное издание «Божественной комедии» Данте с иллюстрациями Сальвадора Дали увидело свет. В течение пяти с лишним лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную вырезали до 3,5 тысячи досок, которые были уничтожены после печати тиража. Сальвадор Дали лично контролировал процесс создания пластин, проверяя и утверждая каждую из них. Работа над ксилографиями была окончена в 1963 году, а годом позже «Божественная комедия» с иллюстрациями Дали была сдана в печать.

Появлению графических работ предшествовала серия акварелей, которую итальянское правительство заказало Дали в 1951 году, к празднованию 700-летия Данте. Художник работал девять лет и создал по одной иллюстрации к каждой тысяче строк поэта. Верный своей манере, Дали не следует за текстом «Божественной комедии», но в описаниях ада, чистилища и рая его больше всего привлекает фантастическое. Отреагировав в конце 1930-х годов на общий поворот в сторону классики, художник все же сохранил верность сюрреалистической образности и не отказался от приемов, принесших ему известность.


Сто оригинальных графических работ происходят из частной итальянской коллекции. Гравюры обладают качеством цвета, максимально приближающим графику к живописи. Иллюстрации Дали к «Божественной комедии» признаны лучшими произведениями художника в области книжной графики и лучшими иллюстрациями книги Данте. Ценным дополнением выставки и коллекции является титульный лист «Божественной комедии» 1965 года с рисунком шариковой ручкой и подписью Сальвадора Дали.

Кроме того, к выставке подготовлена программа образовательного характера, где специалисты расскажут о наследии Данте, состоятся чтения «Божественной комедии», просмотры фильмов и лекции, посвященные интерпретации книги в других видах искусства, а также личности Сальвадора Дали и процессу создания иллюстраций.

Выставка в Минске будет работать ежедневно с 11.00 до 19.00.

Стоимость билетов: взрослые 10 руб., студенты дневной формы обучения 8 руб., школьники и пенсионеры 5 рублей.

Напомним, для пользователей своего приложения сайт проводит — можно получить бесплатно билеты на концерт . Мероприятие состоится 13 февраля на сцене , а пока участвуйте в розыгрыше, который продлится до 9 февраля.

С 1 марта в Национальном историческом музее Республики Беларусь начинает работу выставка графики Сальвадора Дали «Божественная комедия».

Значение «Божественной комедии» Данте Алигьери для мировой культуры переоценить невозможно. При этом не многие могут похвастаться знанием книги и прочтением текста. На выставке представлены иллюстрации «Божественной комедии», созданные Сальвадором Дали к празднованию 700-летия Данте Алигьери. Эти иллюстрации - уникальная возможность познакомиться с бессмертной книгой Данте.

Иллюстрации — это уникальная возможность познакомиться с бессмертной книгой Данте.
В 1965 году юбилейное издание «Божественной комедии» Данте с иллюстрациями Сальвадора Дали увидело свет. В течение пяти с лишним лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную вырезали до 3,5 тыс. досок, которые были уничтожены после печати
тиража. Сальвадор Дали лично контролировал процесс создания пластин, проверяя и
утверждая каждую из них. Работа над ксилографиями была окончена в 1963-м году, а
годом позже «Божественная комедия» с иллюстрациями Дали была сдана в печать.

Появлению графических работ предшествовала серия акварелей, которую итальянское правительство заказало Дали в 1951 году, к празднованию 700-летия Данте. Художник работал девять лет и создал по одной иллюстрации к каждой тысяче строк поэта. Верный своей манере Дали не следует за текстом «Божественной комедии», но в описаниях ада, чистилища и рая его больше всего привлекает фантастическое.

Отреагировав в конце 1930-х годов на общий поворот в сторону классики, художник все
же сохранил верность сюрреалистической образности и не отказался от приемов принесших ему известность. Он опять пользуется сюрреалистическим словарем, к
созданию которого приложил свою руку.

Сто оригинальных графических работ происходят из частной итальянской коллекции. Гравюры обладают цветом непревзойденного качества, максимально приближающим графику к живописи. Иллюстрации Дали «Божественной комедии» признаны лучшими произведениями художника в области книжной графики и лучшими иллюстрациями бессмертной книги Данте. Ценным дополнением выставки и коллекции является титульный лист «Божественной комедии» 1965 года выпуска с рисунком шариковой ручкой и подписью Сальвадора Дали.

К выставке подготовлена сопроводительная программа образовательного характера, где специалисты расскажут о наследии Данте, состоятся чтения «Божественной комедии», просмотры фильмов и лекции, посвященные интерпретации книги в других видах искусства, а также личности Сальвадора Дали и процессу создания иллюстраций и другие встречи.

17 марта в 14.00 - Данте и его "Божественная комедия" Часть 1. Рассказывает Сергей Васильевич Логиш, заведующий кафедрой романского языкознания БГУ, кавалер Италии.

24 марта в 14.00 - Ксилография и другие техники печатной графики. Тайны производства. Рассказывает Андрей Басалыга, художник, график-практик, член Союза художников.

14 апреля в 14.00 - Сюрреализм и психоанализ. Краткий экскурс в проблематику стиля. Рассказывает Алина Стрелковская, искусствовед, лингвист, секретарь Международного совета музеев Беларуси.

21 апреля в 14.00 - (Уже не) тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная визуальным текстом. Рассказывает Алина Стрелковская.

Вход на мероприятия по билетам на выставку.

Музей работает: с 11:00 до 19:00
Касса работает: 11:00 - 18:30
Без выходных

В первый день весны в Национальном историческом музее открывается выставка иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Мы сходили на монтаж и узнали у куратора, почему этой весной стоит прийти и посмотреть на творения великого испанца.

«Читать Божественную комедию - то же самое, что читать Библию»

Выставка продлится два месяца - до 1 мая. Она занимает целый павильон на втором этаже Национального исторического музея на Карла Маркса, 12. Большое пустое пространство разделили высокими перегородками, вдоль которых и надо идти, если хотите смотреть иллюстрации в том порядке, в котором они расположены в книге.

На каждой иллюстрации есть пометка с цитатой из «Божественной комедии», чтобы лучше понять, о чем рисунок.

У выставки стоит возрастное ограничение 16+, потому что многие иллюстрации поистине жуткие. Хотя кураторка и главная инициаторка создания выставки Ольга Клип с этим не согласна: «Знаете, это так красиво, это так качественно, что, мне кажется, вкус надо воспитывать с детства. Не думаю, что здесь есть настолько пугающие сцены. От детей все равно все не скроешь, поэтому лучше учить их на хорошем примере».

Всего на выставке 100 иллюстраций стоимостью около $350 тысяч долларов. Иллюстрации предоставил итальянский коллекционер, который в свое время купил все собрание у галеристов в Париже.

Раньше иллюстрации в Беларуси никогда не выставлялись. «Лишь несколько раз фрагментарно, хотя их аутентичность вызывает сомнения».

В нашей коллекции только оригиналы - и это заключение экспертов. Также как доказательство - титульный лист, на котором Дали небрежно оставил шариковой ручкой подпись и рисунок, - объясняет Ольга.

В Италии дети в школе целый год изучают «Божественную комедию» как кладезь знаний об античной и средневековой культуре.

Я считаю, что наша выставка - это хороший прецедент начать знакомство с культурой, на которой зиждется и наша нынешняя. Понятно, что эта книга крайне сложная. По сути, читать «Божественную комедию» - то же самое, что читать Библию. А посещение этой выставки обязательно облегчит восприятие того, что написал Данте.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

В 1951 году итальянское правительство заказало у Сальвадора Дали иллюстрации к «Божественной комедии». Особое издание этой книги хотели выпустить в год 700-летия Данте Алигьери. Художник за несколько лет нарисовал 100 акварелей.

Итальянцы возмутились тому факту, что книгу их великого поэта будет иллюстрировать испанец. В итоге правительству пришлось отозвать свой заказ.

Дали как дебошира мало беспокоило мнение итальянской общественности. Так что даже после снятия заказа он продолжил работу, но уже с типографией в Париже, - рассказывает Ольга. В начале выставки висит обложка как раз французской версии «Божественной комедии».

Затем в течение четырех с половиной лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную под контролем Дали переводили акварели на печатные пластины (ксилография). Они потратили на это 3500 специальных деревянных досок. В 1963 году работа над ксилографиями закончилась, а через два года увидело свет юбилейное издание «Божественной комедии».

Дали подготовил по картине к каждой тысяче строк

Просматривая эти иллюстрации, мы как будто читаем «Божественную комедию» - Дали подготовил по картине к каждой тысяче строк. А книга полна персонажей из античной мифологии, средневековой культуры, древневосточной философии, что не могло не отразиться на иллюстрациях художника.

Вот, например, Герион - страж восьмого круга ада. По сути, это тот же знакомый нам Змей Горыныч из русского фольклора. Если углубляться, то можно понять, насколько фольклоры переплетаются и как много они берут друг у друга.

На последнем, девятом, круге ада в «Божественной комедии» томились предатели. Вмерзший в льдину Люцифер терзает в своих трех пастях Иуду, Марка Юния Брута (организатор заговора против Цезаря) и Кассия (также заговорщик против Цезаря). Дали изобразил это весьма специфично.

Это сильно отличается от тех же сюрреалистических трактовок ада у Дали. Глядя на райские сцены, этого метода практически и не найдешь. Здесь он больше художник-романтик.

Любопытно, что при трактовке именно ада Сальвадор Дали прибегает к сюрреалистическому методу. Определенное представление об аде у художников сложилось во времена эпохи Возрождения и XIX века. Испанец же использует совсем другую цветовую гамму, часто ад вовсе не мрачный. Но даже в ярких цветах он находит адскую составляющую.

В иллюстрациях встречается множество известных мифических персонажей. Из реально живших людей - персонажей книги - нарисованы совсем немногие. Но, конечно, есть изображение самого Данте Алигьери.

Самая последняя иллюстрация в книге - Данте видит Христа и Деву Марию, ангелов, и в итоге перед главным героем раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных.

ЧТО БУДЕТ ЕЩЕ? КИНОПОКАЗЫ И ЛЕКЦИИ

На выставке кроме иллюстраций покажут кино и проведут несколько лекций. Их прочитает доцент кафедры романских языков филфака БГУ.

В общем-то, главный романист в стране и эксперт по Данте. Он будет рассказывать подробности «Божественной комедии». Книга Данте - энциклопедия в шести томах, так что там всегда есть о чем поговорить.

На лекциях расскажут еще о самом Сальвадоре Дали, о психоанализе в его сюрреализме. Готовится лекция о том, как «Божественная комедия» изображалась художниками на протяжении семи столетий, заканчивая Дали.

Кинопоказы также пройдут прямо в этом павильоне. А весной, когда распогодится, хотим устроить театральные представления и кинопоказы во дворике музея. Но с этим мы пока еще определяемся.

Посетить выставку можно ежедневно с 1 марта по 1 мая в Национальном историческом музее (К. Маркса, 12). Входной билет для взрослых стоит 10 рублей, для студентов - 8 рублей, а для школьников и пенсионеров - 5 рублей. Музей работает с 11:00 до 19:00.

Фото: сайт.