Викторина «Знаешь ли ты сказки?»

Цели и задачи:

Продолжать формировать интерес детей к русским народным сказкам.

Формировать «командный дух» учащихся, учить работать в команде.

Учить соотносить и анализировать.

Расширять кругозор учащихся.

Развитие речи детей.

Развитие логики, внимания, мышления.

Ход занятия

1.Орг. момент.

Здравствуйте дети! Отгадайте мою загадку:

Легенда, преданье народное, Ребята ее обожают. Родители, если свободные, Ее тебе на ночь читают. (Сказка.)

Правильно ребята, это сказка. И сегодня наша викторина посвящена сказкам.

Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо! Вы согласны со мной?

2 . Представление команд.

- Сегодня в сказочной викторине принимают участие команды

Капитаны, представьте свою команду.

(Название и девиз команды - это было домашнее задание).

: 1. “Знайки”

Девиз: “Кто много читает, тот много знает”;

2. “Читалкины”

Девиз: “Чтоб незнайкой не прослыть, с книгой мы должны дружить”

А судить конкурсы будет наше уважаемое жюри…. (школьный библиотекарь, педагог-организатор, зам директора по УВР в начальной школе).

Викторина состоит из 6 туров:

разминка

1-й тур – Блицтурнир;

2-й – Допиши словечко;

3-й – Узнай героя и название сказки;

4-й – Знаете ли вы?

5-й – Сказочная одежда;

6-й – Сказочная обувь.

Разминка:

Из какой сказки данный отрывок.

1.Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе- детей у них не было. (Снегурочка).

2. В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться. (12 месяцев)

3. И стала она день ото дня все печальнее, все молчаливее. От солнца прячется. Все бы ей тень, да холодок, а еще лучше- дождичек. (Снегурочка).

4. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела –еще до свету… ничем старухе не угодишь- все не так, все худо. (Морозко).

5. Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная? (Морозко).

6.А как свечерело, набрали они хворосту, разложи костери давай все друг за дружкой через огонь прыгать. (Снегурочка)

7. Вези, вези ее, старик,- говорит мужу, -куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз. (Морозко).

8. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (12 месяцев).

9. Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев. А у волшебного костра сидят братья-месяцы. (12 месяцев).

1 конкурс. Блицтурнир. (один правильный ответ - один балл)

1. Имя деревянного мальчика, выструганного из полена. (Буратино)

2. Название сказки, где кот носил обувь? (Кот в сапогах)

3. Добрый доктор... Он под деревом сидит. (Айболит)

4. Смерть этого персонажа - на конце иглы, спрятана в яйце. Кто это? (Кощей Бессмертный)

5. В какой сказке Волк переодевался в бабушку? («Красная Шапочка»)

6. Самая злая старушка во многих сказках? (Баба-Яга)

7. Девочка, которую хотели выдать замуж за жабу и крота? (Дюймовочка)

8. Кто сломал общее жилище в сказке «Теремок»? (Медведь)

9. У лисы избушка ледяная, а у зайца? (Лубяная)

11. «Я мужчина в самом расцвете сил!» Чьи это слова? (Карлсона)

10. Кто подарил Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)

11. Имя человеческого детеныша, выросшего в джунглях? (Маугли)

12. Какое животное старуха Шапокляк носила в своей сумочке? (Крысу)

16. Из какой сказки слова: «Не пей, братец, козленочком станешь». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

17. Похититель солнца в сказке Чуковского? (Крокодил)

18. Кто спас Муху-цокотуху от злодея Паука? (Комар)

19. Кем стал Иванушка, испив водицы из копытца? (козленком)

2 конкурс «Допиши словечко» (по командам).

1. Русская народная сказка «Царевна - _______________________». 2. Стихотворение К. Чуковского «Краденое __________________». 3. Сказка П. Ершова «Конек - ______________________________». 4. Сказка Г.-Х. Андерсена «Гадкий ___________________ _____». 5. Сказочная повесть А. Толстого «Золотой __________________ ». 6. Стихотворение К. Чуковского «Федорино __________________». 7. Сказка Ш. Перро «Спящая _______________________________». 8. Русская народная сказка «Курочка ________________________».

3 конкурс « Узнай героя и название сказки »

(по командам,1правильный ответ -1 балл)

1.В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. Красная Шапочка из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»

2.Он в Италии родился, Он своей семьёй гордился. Он не просто мальчик-лук, Он надёжный, верный друг. Чиполлино из сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

3.Над простым моим вопросом Не потратишь много сил. Кто мальчишку с длинным носом Из полена смастерил? Папа Карло из сказки А. Н. Толсто «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

4.На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок. Покатился …. Колобок из русской народной сказки «Колобок».

5.Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. Мышка из русской народной сказки «Репка».

6.Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же были эти маленькие дети? Семеро козлят из русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

7.Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».

8.Человек немолодой С усами и бородой. Любит ребят, Любит зверят. Симпатичный на вид, А зовется …. Айболит из сказки К.И. Чуковского «Айболит».

9.Он разбойник, он злодей, Свистом он пугал людей. Соловей-разбойник из былины «Илья Муромец».

10. Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём. (Жар-птица)

11.Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя)

12.Я родилась в цветке прелестном. И труден, к счастью, был мой путь. И каждый, видно, догадался – Меня … зовут. Дюймовочка из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

13.Болото – дом ее родной. К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)

14.Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. (Карлсон)

15.Человек немолодой Вот с такущей бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас Кто же это? (Карабас)

4 конкурс «Знаете ли вы?»

1. Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича?

а) Кольцо; в) ведерко;

б) веретено; г) прялку.

2. Кого позвал Петушок, когда нашел колосок?

а) Курицу с цыплятами; в) Круть и Верть;

б) Мурку и Бобика; г) хозяйку.

3. Где жил Джинн тысячу лет?

а) Во дворце; в) в бутылке;

б) в лампе; г) за границей.

4. Какой музыкальный инструмент был у Свинопаса?

а) Котелок с бубенчиками; в) музыкальная шкатулка;

б) флейта; г) шарманка.

5. Какой цветок больше всего любил Чудовище?

а) Тюльпан; в) колокольчик;

б) ромашку; г) аленький цветочек.

6. В кого превратилась Лягушка ночью?

а) В Василису Прекрасную; в) в Елену Прекрасную;

б) в Варвару Красу; г) в лебедя.

5 конкурс «Сказочная одежда»

1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)

2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)

3) Одет он был прелестно - в шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета этот кафтан: он отливал то синим, то зеленым, то красным, смотря куда он повернется. (Оле-Лукойе.)

4) Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)

5) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)

6) Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! (Снежная королева.)

6 конкурс «Сказочная обувь»

1) В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что эта за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка».)

2 ) Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах».)

3) Лихо мерили шаги

Две огромные ноги.

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги. (Дядя Степа.)

4) Какой герой «имеет вместо валенок перчатки натянул себе на пятки»? (Человек рассеянный, «Нот какой рассеянный».)

5) Кому принадлежали волшебные туфли-скороходы и тросточка, которая умела искать клады? (Маленькому Муку.)

6) «Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые

В них застежки золотые».

Кому их подарили? (Мухе-Цокотухе.)

3.Подведение итогов.

Жюри подводит итоги и награждает лучшую команду.

Тема: «Знаете ли вы….?»

Цель: расширить представление детей об экологической безопасности; формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре;

способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

формирование познавательных интересов.

Оформление:

на доске – эпиграф: Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

Оборудование: жетоны, листочки белой бумаги, ручки.

Ход игры-викторины.

Тема игры –викторины – «Знаете ли вы..». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Все мы с вами живем в великой огромной стране - Казахстан.

16.04.1962 г. Президиумом Верховного Совета Каз. ССР принят указ об охране природы Казахстана, в котором предписывалось взять под охрану государства полезные ископаемые, воды, леса, животных, птиц, атмосферный воздух, почвы. В дополнение к Указу была составлена специальная инструкция о правилах использования различных природных богатств, сохранение плодородия почвы, лесов, воздуха, воды, правилах охоты и рыболовства.

В декабре 2003 г. Президентом Р.К. был подписан Указ о концепции экологической безопасности Р.К. на 2004-2015 годы, в котором определен комплекс мер по устойчивому экологическому развитию.

Все мы очень любим нашу страну. Но, к сожалению, не все жители нашей страны берегут окружающую природу, красоту наших лесов и степей.

Природа всегда была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником ее существования и вдохновения.

Учёными подсчитано :

    За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;

    В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;

    Ежегодно количество чистого воздуха сокращается на 10 млрд. тонн;

    Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка- 90 лет, полиэтиленовый пакет- 200 лет, стеклянная посуда -2000лет.

По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

    70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

    Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

    Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

    Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

Поэтому не случайно сегодня мы провеём турнир Знатоков природы.

1конкурс Викторина

Каждому из вас будет предложено по 1 вопросу, ответивший на вопрос получает 1 балл. Если ответа нет, то этот балл может заработать другой участник турнира.

Птица – лесной доктор. (дятел)

Животное которое строит дом на реке. (бобр)

Самый трусливый лесной житель? (заяц)

Хозяин лесной, просыпается весной. А зимой под снежный вой спит в берлоге снеговой. (медведь)

Родилась в воде, а живет на земле. (лягушка)

Сколько крыльев у жука? (4)

Кто спиной яблоки собирает? (ёж)

Трава, которую на ощупь узнают даже слепые. (крапива)

2 конкурс «Устами младенца».

А теперь я предлагаю следующую игру «Устами младенца ». В каждом задании с помощью пяти признаков вам необходимо отгадать определённый вид отходов.

Задание 1.

    При попадании в реки и озёра это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться

    Иногда этого бывает слишком много, оно становится настоящим бедствием

    Это необходимо компостировать

    В небольших количествах это используется в качестве удобрения

    Его производит домашние животные (навоз)

    Это бывает разноцветным, можно купить в любом магазине

    Если её поджечь,то появится чёрный едкий дым

    У нас очень много игрушек из этого материала

    Предметы, сделанные из неё, очень легки на вес.

    Её нельзя выбрасывать, так как в природе она практически не разлагается(пластмасса )

Задание 3

    Его делают из песка

    Если нагреть, становится тягучим, как тесто

    Чаще всего оно прозрачное

    Частенько оно становится причиной пожара в лесах

    Легко разбивается на мелкие осколки (стекло )

Задание 4

    Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог

    Это получается, когда становится старым или ломается

    Это можно сдать и получить за это деньги

    Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое

    Это бывает цветным (металлом )

Задание 5

    Это изобрели китайцы

    У нас это получают из древесины

    Это легко горит

    Улицы завалены этим мусором

    На этом мы обычно рисуем или пишем (бумага)

Задание 6

    Его очень много в больших городах

    От него люди болеют, нервничают

    Особенно силён он в промышленных городах, где много фабрик и заводов

    Его издают различные приборы и машины

    Он вызывает загрязнение окружающей среды.(шум )

Задание 7

    1.Она образуется при горении.

    2.У этого бывает только черный цвет.

    3.Это считается очень вредным для легких и вообще для человека.

    4.От нее пачкается одежда человека, а в организме появляются болезни.

    5.Этого больше в городе, чем в деревне.

Ответ: сажа.

Задание 8

    1.Без этого человек не может обойтись.

    2.Этим люди пользуются ежедневно.

    3.Если это добавить в воду, то будет пена.

    4.От этого гибнет рыба, умирают растения.

    5.Это помогает нам бороться с грязью.

    Ответ: мыло-моющие средства.

    1.Оно очень легкое.

    2.Если попадет в воду, то будет плавать наверху и не утонет.

    3.Когда это попадает в реку, оно не дает дышать рыбам.

    4.Нельзя в реке мыть машину, потому что это загрязнит реку.

    5.С поверхности воды это надо убирать.

    Ответ: машинное масло.

3 конкурс: «Конкурс эрудитов».

    Что в переводе означает экология:
    А) наука о доме;
    B) наука о природе.

    Какое растение называют сосной сибирской:
    A) лиственницу;
    B) кедр.

    Где зимуют ласточки:
    A) в Австралии;
    B) в Африке.

    Кит – это:
    A) рыба;
    B) млекопитающее.

    Название «адмирал» носит:
    A) жук;
    B) бабочка

    С какой стороны дерева растет мох:
    A) с северной;
    B) с южной

    Хвоинки сосны:
    A) двухгранные;
    B) трехгранные

    Сколько пар ног у паука:
    A) три;
    B) четыре

    На стволе березы растет гриб:
    A) чага;
    B) подберезовик

    Какой газ используют для дыхания все живые существа:
    A) кислород;
    B) углекислый газ

ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.

(за правильные ответы учащиеся получают жетоны и определяется лучший эрудит)

4 конкурс «Лесная аптека».

Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых. (подорожник)

Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум (торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)

Отгадать загадки о лекарственных растениях.

Растет зеленый кустик,

Дотронешься - укусит. (Крапива)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него -

И не будет ничего. (Одуванчик)

Я - капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад наклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Весной зазеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая? (Черника)

На верхушке стебелька -

Солнышко и облака. (Ромашка)

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репей, или лопух)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (Ландыш)

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь - слюнки потекут,

А раскусишь - кисло. (Клюква)

Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его - сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Сидит Яшка, красная рубашка,

Брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель)

Воспитатель: Молодцы, ре6ята! В следующем конкурсе мы узнаем, кто из вас лучше всех сможет предсказать с помощью животных и растений погоду.


5. конкурс «Бюро прогнозов»

А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

    Рыба не клюет – она сыта;

    пчелы сидят в улье и громко гудят;

    ласточки и стрижи летают высоко;

    птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

    благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

    Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;

    раскрыты цветы кувшинки;

    одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

    поздно вечером сильно трещат кузнечики;

    крот нагребает высокие холмики;

    паук усиленно плетет паутину;

    голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

6. Конкурс «Знатоки законов».

Законов природы всего четыре. И мыс вами на предыдущем занятии знакомились с ними. Давайте вспомним эти законы.

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем»

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Воспитатель: Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Воспитатель: Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Молодцы ребята. . Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова НЕ. Запишите на листочках, что это за советы.

7 конкурс «Проблемный».

Всегда возникает вопрос «Что делать с мусором?». И этот вопрос становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
(Группа делится на 2 команды, ведущие знакомят участников викторины с правилами игры).
«Что мы знаем о мусоре и отходах»
1 ведущий: Сейчас каждая команда получит по три таблички-указателя с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос я буду давать три варианта ответа. По сигналу ведущего капитан команды будет поднимать табличку с номером ответа. На обдумывание дается 10 секунд.
Вопросы:
1. Что составляет большую часть мусора, который загрязняет Землю?
а) Стекло;
б) пластмасса;*
в) металл.
2. Жители какого города производят наибольшее количество бытовых отходов?
а) Нью-Йорка;*
б) Берлина;
в) Минска.
3. Назовите самую процветающую отрасль промышленности во Франции.
а) Производство бытовой техники;
б) автомобилестроение;
в) переработка мусора*.
4. Что нужно сделать перед утилизацией отходов?
а) Собрать в одном месте;
б) рассортировать;*
в) перемолоть.
5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
а) сжечь при специальных условиях;*
б) компостировать;
в) переплавить.
6. О чем необходимо в первую очередь думать, выбирая место свалки?
а) Об ограждении места свалки;
б) об укомплектование соответствующей техникой;
в) о защите поверхности земли и грунтовых вод*.
7. Что влечет за собой появление незаконных свалок?
а) Изменение климатических условий (температура, влажность)*;
б) разрушение почвы;
в) гибель животных.
8.Что является основой для разработки санитарных норм?
а) Присутствие тяжелых металлов в воздухе;
б) предельно допустимая концентрация вещества;*
в) государственный стандарт качества.
9. На какие регионы и территории оказывают влияние вредные выбросы?
а) Только на те, где загрязнение возникло;
б) на прилегающие территории;
в) даже на удаленные от места загрязнения территории*.
10.Наиболее опасным для человека является наличие в воде:
а) пестицидов;*
б) бытового мусора;
в) минеральных удобрений.
11. Какая страна является самой загрязненной в Европе?
а) Россия;
б) Великобритания;*
в) Италия.
12. На какую отрасль приходится большая часть общего количества отходов в странах ЕЭС?
а) легкая промышленность;
б) тяжелая промышленность;
в) сельское хозяйство*.
13. Какой вид радиоактивных отходов целенаправленно рассеивается в окружающей среде?
А) твердые вещества;
Б) газы;*
В) жидкости.
14. Какой метод борьбы с увеличивающимся количеством отходов является наиболее эффективным?
а) принятие правовых актов, регулирующих процесс;
б) захоронение;
в) вторичное использование отходов (рециркуляция)*.
15. Как называется поступление вредных веществ в среду обитания, которое приводит к сбоям в функционировании экологических систем?
а) Экологический кризис;
б) загрязнение;*
в) интродукция.
16. Какая отрасль промышленности лидирует по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу?
а) нефтегазоперерабатывающая отрасль;
б) автотранспорт;*
в) машиностроение.
17. Какой путь решения энергетической проблемы является оптимальным?
а) Экономия энергии;*
б) использование энергии солнечных батарей;
в) развитие ветровой энергетики.
18. Что такое гарбология?
а) Наука о путешествиях;
б) мусороведение;*
в) наука, которая изучает климат.
19. Какое время пролежит выброшенный в лесу предмет из пластмассы?
а) 5 лет;
б) 55 лет;
в) более 100 лет.*
20. За какое время выброшенная бумага будет уничтожена микробами?
а) 1-2 года;*
б) 3-5 лет;
в) более 10 лет.

8.Конкурс "По страницам Красной книги"

1 тур. "Встреча с Красной книгой"

1. Когда вышел первый том Красной книги Земли? (1963-1965 г.)

2. Из скольких томов состоит Красная книга? (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").

3. Когда вышло первое издание Красной книги в СССР? (1978 г.)

4. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)

5. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?

(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли.)

2 тур. "Они исчезли навсегда"

1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)

2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)

3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году. (Странствующий голубь).

4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу.

(Зебра-квагга).

И последний конкурс нашей игры –викторины.

9. Викторина о лесе.

1) Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)

2) Из какого дерева делают пианино? (Ель.)

3) Какие дрова самые жаркие? (Березовые, дубовые.)

4) Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

5) Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

6) Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)

8) У какой птицы самый длинный язык? (У дятла -15 см.)

9) Какая охота разрешается в любое время года? (Фотоохота.)

10) Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

2. Загадки.

1) Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы.)

2) Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

3) Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова.)

4) Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)

5) Зимой на ветке яблоки, скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это... (Снегири.)

(после каждого конкурса дети получают жетоны).

Подведение итогов.

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природ мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях осетра,

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Молодцы ребята. Вы все хорошо знаете природу своего края. И каждый из вас сделал для себя соответствующий вывод. И я думаю, что вы приложите все усилия, чтобы сохранить её для будущих поколений. А теперь подведём итоги нашей викторины. (подсчёт жетонов, награждение победителей).

Рефлексия.

Воспитатель: Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...

Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!

Вопросы викторины «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»

1. Знаете ли вы:

Эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания - почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.). Что это за наука?

Этнология

Геология

- экология*

2. Знаете ли вы:

Это определение ввёл австрийский геолог Эдуард Зюсс (XIX век). Учение о ней создал - выдающийся русский ученый. Вернадский определял её как, особую активную оболочку Земли. Она населена живыми организмами. В ней деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету. О чём идёт речь?

Ноосфера

Стратосфера

3. Знаете ли вы:

Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Она занесена в Красную книгу. Какое растение называют живым светофором?

- медуница*

Радиола розовая

Пролеска лесная

4. Знаете ли вы:

Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % неё. Она - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Она - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров её; 5 тысяч кубических километров её используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку её. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле?

- вода*

5. Знаете ли вы:

Когда этот металл впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 килограммов металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 килограммов, так как мы научились лучше их изготавливать. Этот металл заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно легко перерабатывать любое количество раз.

6. Знаете ли вы:

Впервые День заповедников и национальных парков отмечался в 1997 г. по инициативе Центра охраны дивой природы, всемирного фонда дикой природы и экоцентра «Заповедник». Этот день выбран не случайно, именно в этот день в 1916 г. впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Их общая площадь составляет около трёх процентов от площади Российской федерации. В какой день празднуется День заповедников и национальных парков?

7. Знаете ли вы:

так называется поступление вредных веществ в среду обитания. Оно оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Оно бывает: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое, антропогенное. Что это такое?

Наводнение

- загрязнение*

Землетрясение

8. Знаете ли вы:

Процесс начался в 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность этого моря стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море идёт речь?

- Азовское

- Аральское*

Каспийское

9. Знаете ли вы:

Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и окружающая среда. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. При авариях выливается такое её количество, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии, которые поедают её. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на пятно этого вещества. О каком веществе идёт речь

- нефть *

Кислота

10. Знаете ли вы:

Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы . Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди7

Соляные

Грибные

- кислотные*

11. Знаете ли вы:

К ним относят стиральный порошок, мыло, шампунь, сода. Они являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Они губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым они так богаты, способствует росту водорослей (вода цветет). Они изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде. Что это за вещества?

Поверхностно активные вещества

12 Знаете ли вы:

Это вещество состоит - из трех атомов кислорода. Оно образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др. Оно само образует вблизи поверхности Земли защитный слой, но для живых организмов это вещество вредно. Солнечные лучи, действуя на его оксиды, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению в его слое дыр. Доля его в некоторых местах уменьшается до 50 процентов. Впервые существование этих дыр установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи. Как называется это вещество?

- озон*

13 Знаете ли вы:

В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР - в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга?

Книга редких видов

Экзотическая книга

- Красная книга*

14. Знаете ли вы:

Этот материк считается самым большим заповедником. На его территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов) Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.). Какой заповедник считается самым большим?

- Антарктида*

Арктика

Австралия

15. Знаете ли вы:

Эти ядохимикаты используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия , болезни почек, печени, желудка).

Нитраты

Удобрения

Ирина Шелковникова
Викторина «А знаете ли вы сказки?» для детей старшей группы

Цель: продолжать прививать интерес к театральной деятельности.

Задачи:

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям через развитие интереса к сказкам;

Учить отвечать на вопросы, используя разные виды предложений;

Пополнять словарь детей новыми словами: лакеи; развивать память, воображение, мышление, связную речь;

Продолжать работу по формированию интереса к книге;

Воспитывать дисциплинированность.

Предварительная работа: знакомство со сказками, раскрытие основной идеи сказок; подготовка к разыгрыванию фрагментов сказок.

Оборудование: звукозапись для физ. минутки; эмблемы для команд (мышки, котята,разрезанные иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», «Красная шапочка», шапки-маски сказочных героев: волка, Красной шапочки, медведя, Маши.

Ход занятия

1. Орг. момент. Постановка целей занятия.

Ребята! Сегодня мы узнаем, кто же настоящий знаток сказок и сказочных героев. Для этого мы разбились на 2 команды «Котят» и «Мышек». Но прежде чем нам начать нашу игру ответьте на мои вопросы.

Вы любите сказки?

Какая сказка ваша самая любимая?

Какой герой сказок вам нравится больше всех?

Только давайте с вами договоримся, что отвечать на мои вопросы можно только с поднятой рукой, не выкрикивая. За правильный ответ я буду вам давать вот такие награды, а по окончанию мы посмотрим, у кого их больше, та команда и выиграла.

2. Основная часть.

Первое задание. Я буду показывать сказочных героев, а вы попробуйте отгадать, из какого же они произведения, выберите лишнего героя:

1)Кот, Петух, Осел, Пес, Мышь.

(Бременские музыканты).

2)Дед, Баба, Курочка, Мышка, Лягушка.

(Курочка Ряба).

Второе задание: А теперь, попробуйте вспомнить, как называется сказка, из которой эти строки:

1) “– Если ты опоздаешь хоть на одну минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице”. (“Золушка”.)

Ребята, а кто знает, что обозначает слово ЛАКЕИ? Лакей – это домашний слуга, так называли людей которые выполняли поручения хозяев.

2) «Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда, сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери…» (Гуси-лебеди)

3)«. Выросла сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошел дед … рвать: тянет - потянет, вытянуть не может.»

4)“-Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть, кот будет петь и на скрипке играть, собака – петь и на барабане играть, а я буду на гитаре играть. – Что ж, – говорит петух, – пойдем. Пошли они вместе”.

(“Бременские музыканты”.)

Третье задание:

Ответьте на вопрос:

1) Кто помог сбежать Дюймовочке от мыши? (Ласточка).

2) Кто помог бабе и деду разбить золотое яйцо? (Мышка).

3) Что потеряла Золушка?

4) Кто съел Колобка?

Физкультминутка: с музыкальным сопровождением.

Четвёртое задание : Отгадайте загадки:

1)Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

(Айболит)

2) На сметане мешён,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился…

(Колобок)

Пятое задание: многие художники иллюстрировали сказки, т. е. создавали иллюстрации-рисунки к самым ярким эпизодам, сценам. Вот и у меня есть 2 иллюстрации, поможете мне их собрать? Вот когда мы их соберём, тогда и узнаем какой фрагмент сказки подготовила для нас каждая команда. Какая команда первая соберёт картинку, та и покажет свой фрагмент из сказки первой.

3.Театрализованная постановка фрагментов из сказок.

Шестое задание :

Первыми покажут свой фрагмент из сказки команда «…».А вы внимательно смотрите и попробуйте угадать из какой же сказки этот фрагмент.

Маша: Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

Медведь : Нет,- ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.

Маша : Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Медведь: Ладно, давай короб!

Ребята, догадались, что это за сказка (Да, Маша и медведь).

А теперь покажет другая команда фрагмент из своей сказки.

Главная героиня этой сказки попала в интересную историю, она решила проведать свою бабушку, пошла через лес и вот что с ней приключилось…

Волк : куда ты идёшь, девочка?

Красная шапочка : Иду к бабушке и несу ей гостинцы.

Волк: А далеко ли живёт твоя бабушка?

Красная шапочка : В деревне, за мельницей, в первом домике с краю.

Волк: Я тоже хочу проведать твою бабушку…

Ребята, а теперь догадались о какой сказке идёт речь (Да, Красная шапочка).

4. Подведение итогов .

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Молодцы ребята, вы справились со всеми моими заданиями. Давайте сосчитаем сколько заработала наград каждая команда. У какой команды больше наград. Ребята нужно слушать, смотреть и читать много сказок. Давайте будем просить мам, бабушек, чтоб они вам читали новые и интересные сказки. Тогда мы будем начитанные, умные, будем знать много-много сказок.

Вам понравилось играть? И мне очень понравилось как вы играли, отвечали на вопросы, показывали нам фрагменты из сказок.

А какое задание понравилось больше всего?

А сейчас попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу, а вечером я расскажу вам новую сказку.

Вопросы к викторине

«Знаете ли Вы….».

    Цветами какого растения украшала свою причёску королева Франции?

Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, как известно, носила цветки картофеля в волосах, в качестве украшения.

    Что носили рыцари на груди как талисман?

В армиях Древней Греции и Рима в пищу солдатам клали очень много лука. Считалось, что лук возбуждает у людей силу, энергию и храбрость. В средние века рыцари, закованные в латы, носили на груди талисман - обыкновенную луковицу. Луку тогда приписывали чудесное свойство: предохранять воинов от стрел, от ударов мечей.

    Какое растение используют в Индии для ловли обезьян? Высохший плод тыквы, предварительно проделав в нем необходимой величины отверстие, размещают в нужном месте. А внутрь бросают орех. Обезьяна, увидев лакомство, просовывает в дыру руку и хватает орех. Но вот вытащить не может, так как ладонь + орех больше размера отверстия. И обезьяна не может отпустить добычу, даже видя, что ее сейчас поймает охотник.

    Какое растение в средние века считалось лакомством гномов?

С глубокой древности морковь была одной из самых распространённых овощных культур. В средние века её называли лакомством гномов. Бытовало даже поверье, что, если очень повезёт, можно обменять её у этих маленьких гурманов на золотой слиток.

    В какой стране огурцы растут в лесу, обвивая растения как лианы?

Огурцы известны как овощное растение около шести тысяч лет. Родина огурца - северо-западная Индия. Плод огурца, как и тыквы, - ягода. В Индии дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы.

    Какой овощ в России в старину называли «чёртовым яблоком»?

Крестьяне называли картофель «чёртовым яблоком» и считали большим грехом употребление его в пищу. В середине ХIX века по России прокатилась волна «картофельных бунтов». Особенно быстро стали увеличиваться площади под картофель в 1840-1842 годах. 24 февраля 1841 года вышло распоряжение российского правительства «О мерах к распространению разведения картофеля». Тиражом в 30 000 экземпляров по всей России разослали бесплатные наставления по правильной посадке и выращиванию картофеля. Ежегодно всю информацию о выращивании картофеля губернаторы отсылали в Петербург. К концу XIX века в России им было занято более 1,5 млн. га. В России в XIX - XX веках считался «вторым хлебом», то есть одним из основных продуктов питания

    Какой овощ был любимым у Наполеона?

Фасоль. Причём перепробовал Наполеон многие виды этого растения из семейства бобовых, широко распространённого в тропиках Америки, Азии и Африки. В России фасоль появилась во второй половине XVI века и вначале возделывалась как овощное и декоративное растение, позднее - как зерновая культура. Наполеон часто питался фасолью, заправленной маслом и зелеными овощами.

    Какой овощ приносили на золотом блюде в жертву богу Аполлону?

Особым почетом пользовалась редька в Древней Греции.
Есть легенда о том, что Аполлон, родственник бога врачевания Эскулапа, оценил редьку на вес золота, свеклу - на вес серебра, а морковь - на вес олова.
В Дельфийском храме редька считалась одним из изысканных кушаний, и ее подавали не иначе, как на золотом блюде. Желая поднести Аполлону приятный дар, греки всегда приносили ему золотую редьку, серебряную свеклу и оловянную морковь.

    Какой овощ называл Пифагор королём всех пряностей?

Чеснок известен с древнейших времен. Родиной его являются степи Средней Азии, откуда он распространился в Египет, Западную и Центральную Европу около 5000 лет тому назад. Пифагор назвал чеснок королем всех пряностей. В Древней Греции и Риме его использовали в жертвоприношениях, применяли в пищу и рекомендовали для лечения многочисленных болезней. Египетские фараоны приказывали своим рабам есть чеснок, чтобы они сохраняли силу и были выносливыми. В Древнем Риме чеснок входил в обязательный рацион воинов, так как, по мнению римлян, кроме целебных свойств он обладал способностью придавать мужество и отвагу. Древняя китайская медицина рекомендовала чеснок как целебное средство при заболеваниях органов дыхания, пищеварения, во время эпидемий чумы и холеры. В русском старинном травнике говорится о том, что этот овощ "почитается всеобщим предохранительным лекарством от яда, угрызения змей, прилипчивых и заразительных болезней, а наипаче от чумы". Славяне называли его "змеиной травой".

    Кто придумал слово «витамин»?

Фактически сложное слово витамин не придумал, а образовал учёный-биофизик Казимир Функ. Первая часть слова от латинского вита -- "жизнь", вторая -- химический термин амин, вещество амин, содержащееся в оболочке рисового зерна, недостаток которого, как заметил ученый, вызывает заболевание у голубей. Функ проделал множество опытов с голубями, скармливая им очищенный и неочищенный рис, чтобы раскрыть тайну рисовых отрубей. Он сумел выделить желтые кристаллики, обладающие великой жизненной силой. Ученый задумывается над названием, которое нужно дать этому "нечто", этому жизненно необходимому веществу. И вот он решает: пусть это очень ценное вещество называется витамин. Так появилось слово витамин

    В какое время года на Руси готовили студень и почему?

Его готовили только зимой, т.к. студень должен быть холодным, иначе он растечётся по тарелке, так что летом студень по понятным причинам не делали, его невозможно было хорошо охладить.

    Сколько видов щей умели готовить наши предки?

Свыше 60 видов: щи кислые с мясом, рыбой, головизной, грибами, снетками, щи суточные, ленивые, щи зеленые, щи из крапивы с говядиной и т.д.

    Что называли «ухой» в старину?

Название «уха» закрепилось исключительно за рыбным бульоном только с конца 17 – начала 18 вв. В 11 –12 вв. «ухой» называли также навар из мяса, в 16 – 17 вв. – из курицы.

    Какие каши любил употреблять в пищу Пётр I?

Любимым кушаньем у Петра I были ячневые каши.

    В русской кухне каши издавна делились на несколько видов, в зависимости от своей консистенции. Назовите эти виды каш.

1. кашицы – жиденькие кашки; 2. размазни – вязкие каши; 3. крутые, рассыпчатые каши.