5 234

Дед Мороз, Санта-Клаус, Пэр Ноэль, Святой Николай - зимние дарители подарков хорошим детям (на самом деле - всем подряд) заполонили весь околохристианский мир. Эти персонажи делают самое холодное и мрачное время года чуточку волшебным, помогают скрасить бесконечное ожидание весны. Но в самом начале своей древней истории они были такими же холодными и мрачными. Человечество прошло долгий путь, прежде чем начало отмечать победу над своими зимними страхами.

Чем севернее жили люди, тем сложнее у них были отношения с природой. И тем затейливее им представлялись персонификации стихийных сил, с которыми приходится бороться, чтобы выжить. Именно к воплощениям зимней стужи восходит образ бородатого добряка с мешком подарков. Только в древности он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму. Бесценный дар для времён, когда сорок лет считались преклонным возрастом.

Мороз, снег и лёд, зимняя глухая темень в сознании наших предков ассоциировались со смертью. В скандинавских мифах на обледенелом севере расположено царство мёртвых, где правит жуткая богиня Хель - прототип Снежной королевы из сказки Андерсена. Дома современных Дедов Морозов тоже помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, «полюс холода» Оймякон в Якутии… Российский Великий Устюг Вологодской области да белорусская Беловежская пуща - пожалуй, самые южные места, где поселяли этого дедушку. К счастью, современные Деды Морозы не хотят нас убить. А наших предков - хотели. И те хитрили как могли, откупаясь жертвами.

В самую длинную ночь в году - в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря - древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться. Люди украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.


Йольское полено - не только украшение, но и традиционный рождественский десерт (рулет с кремом)

Изображение Вотана-странника стало популярной иллюстрацией к истории Вечного Жида

У германцев Йоль был посвящён Вотану (он же Один), богу мудрости, владыке жизни и смерти. По легенде, впервые пересказанной Якобом Гриммом, Вотан скачет в эту ночь по небу во главе Дикой охоты, приобщая к своей свите неосторожных путников. Возможно, именно здесь коренится традиция «Рождество - семейный праздник»: в самую длинную ночь года все члены семьи должны сидеть у родного очага, а не шляться по дорогам. Вотана часто изображали длиннобородым стариком, опирающимся на копьё, в плаще и шляпе странника - узнаете Дедушку Мороза в тулупе и с посохом? Вотану на Йоль приносили жертвы - достоверно известно, что это были лошади и свиньи, но не исключено, что в самой глубокой древности жертвы были человеческими.

Славянский Мороз (Мраз) тоже требовал жертв. Отголосок церемонии человеческого жертвоприношения можно увидеть в сказке «Морозко». Помните девушку, которую едва не заморозили до смерти, но потом щедро одарили в награду за кротость? Так вот, юные девственницы, которых каждую зиму отправляли в лес в качестве жертвы зимнему богу, действительно замерзали насмерть. Но в языческом сознании такая смерть означала приобщение к той самой стихийной силе, которой все боялись. И если Морозко принял жертву - значит, в этом году он будет добрым.

В украинских и белорусских сёлах ещё в XIX веке ритуально «приглашали» Мороза на рождественскую кутью (сладкую пшеничную кашу с сухофруктами) - безобидный эквивалент человеческой жертвы. Если вспомнить, что кутья также была традиционным блюдом на славянских поминках, ритуал приобретает дополнительную глубину, превращаясь ещё и в способ связи с духами умерших предков.

Но как эти капризные и ненасытные стихии превратились в добрых и щедрых дарителей? Чтобы это произошло, в мировой мифологии должен был появиться другой, не языческий персонаж.

Санта-Чудотворец

В III веке нашей эры в римской провинции Ликия, что в Малой Азии, жил юноша Николай, который с детства решил посвятить себя религии. Когда умерли его родители, он раздал всё своё немалое наследство бедным, а сам отправился в обучение к дяде-епископу, который позднее рукоположил его в священники. Со временем Николай сделался епископом Мирликийским, любимым в народе за доброту и щедрость к нуждающимся. Причём эту щедрость он проявлял тайком - но всё равно почему-то становилось известно, что загадочным благодетелем был именно епископ.

Одна из легенд о Николае гласит, что он прослышал о трёх сёстрах-красавицах, чей отец был беден и не мог дать за ними приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом. Чтобы спасти девушек от этой участи, Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестёр - по разным версиям легенды, в окно или печную трубу. И мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки.

Изображение святого Николая в католической традиции. Кстати, как и Вотан, он считается покровителем путешественников.

В память о щедрости святого Николая - а святым он был назван ещё при жизни - день его памяти (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) стал праздником, в который положено дарить подарки и помогать бедным, ритуально приобщаясь к тому истинно христианскому образу жизни, который вёл епископ-бессеребренник. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой Николай - добрый седобородый старик в длиннополом епископском одеянии и высоком головном уборе (митре). Чтобы подарок оказался в детском носочке, который специально вешали у камина, святой Николай якобы поднимается на крышу каждого дома и спускается по печной трубе.

В эпоху Реформации, когда протестанты боролись с католическим обычаем почитания святых как с идолопоклонничеством, ритуал дарения подарков сместился на Рождество - в память о дарах, которые принесли младенцу Христу трое волхвов. Святой Николай впал в немилость, сохранившись в качестве главного рождественского благодетеля лишь в нескольких странах. Сейчас многие польские, украинские, австрийские, чешские, венгерские, хорватские и часть голландских детей получают главные подарки «за хорошее поведение в течение года» не на Рождество или Новый год, а в день памяти святого Николая - 18 декабря. Впрочем, некоторые умудряются выпрашивать у родителей по подарку на все зимние праздники. Если вы помните себя ребёнком, то должны знать, как это делается.

В Нидерландах и Бельгии Святого Николая сопровождает Чёрный Петер - слуга-мавр, ведущий свою родословную от одного из рождественских волхвов-дарителей.

Праздник к нам приходит

Из Голландии святой Николай переехал в Америку - вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Они называли его Синтерклаас - отсюда и произошло известное нам имя «Санта-Клаус». Правда, поначалу его так звали только в Нью-Йорке, который изначально принадлежал Голландии и назывался Новый Амстердам. Английские пуритане, делившие северо-восток нынешних Соединённых Штатов с голландцами, Рождество не отмечали - у них вообще были проблемы с весельем.

В 1821 году Синтерклаас впервые садится в сани, запряжённые оленем

Отец Рождество образца 1836 года больше напоминает бога вина и веселья Диониса (Бахуса)

Но в английском фольклоре был старинный персонаж по имени Отец Рождество (Father Christmas), символизировавший не христианский обычай бескорыстно делиться с ближним, а скорее языческую любовь к безудержному веселью во время праздников. Отца Рождество представляли толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии. В викторианскую эпоху, когда влияние протестантов в Англии ослабло (большинство успело эмигрировать в Америку), Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки. А в Америке его внешность и любовь к веселью («Хо-хо-хо!») достались Синтерклаасу, превратившемуся в Санта-Клауса. Красный цвет одежды - вот и всё, что осталось в Америке от епископа Николая.

В 1821 году Синтерклаас появился на страницах детской книжки неизвестного автора «Новогодний подарок детям от пяти до двенадцати лет», а в 1823-м - в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая», ныне известном американским детям как «Ночь перед Рождеством». Оно написано от лица отца семейства, который просыпается в рождественскую ночь и наблюдает, как по небу летят сани Санта-Клауса, запряжённые оленями, и как сам Санта спускается по каминной трубе, чтобы разложить подарки для детей в чулки, развешанные у камина.

В стихотворении Мура названы имена восьми оленей из упряжки Санты: Дэшер, Дэнсер, Прэнсер, Виксен, Комет, Кьюпид, Дондер и Блитцен. Шесть первых - английские (Стремительный, Танцор, Скакун, Резвый, Комета, Купидон), последние два - немецкие (Гром и Молния). Девятый и главный олень Рудольф появился больше ста лет спустя, в 1939 году, в стихотворении Роберта Л. Мэя. Особенность Рудольфа - огромный сияющий нос, которым он освещает дорогу всей упряжке.

Эта сцена с тех пор повторяется постоянно - на рождественских открытках, в кино и мультфильмах, а также в рассказах родителей, которые хотят, чтобы их дети верили в Санта-Клауса, а не в мучительные поиски подарков в суете предрождественских распродаж. Появилась традиция оставлять в рождественскую ночь у камина угощение для Санты: молоко с печеньем - в Америке и Канаде, рюмку хереса или бутылку пива с куском мясного пирога - в Англии и Австралии. Да, Санта-Клаус стал частью культуры всех англоязычных стран, вернувшись через океан на свою прародину Британию, а оттуда добравшись до Австралии. Кстати, в 2008 году ему было даровано канадское гражданство.

А в том, что Санта стал известен всему миру, винить надо божество ХХ века - Его Величество Маркетинг. В 1930-е годы весёлый румяный старик в красно-белых одеждах стал появляться в рекламе «Кока-колы». Тогда же актёры, изображающие Санту, начали в праздники работать в разукрашенных торговых центрах и на рождественских ярмарках - общаться с детьми, выслушивать их заветные желания и ненавязчиво продвигать товар.

Эта реклама уже тогда была настолько массовой, что породила устойчивую городскую легенду, будто канонический облик Санта-Клауса был изобретён «Кока-колой». На самом деле в XIX - начале XX века он частенько появлялся на иллюстрациях в таком виде. Да и в рекламе его облик впервые использовала не «Кока-кола» - Санте и до этого приходилось продвигать минеральную воду и имбирный эль.

Борода из ваты

История отечественного Деда Мороза в том виде, в каком мы его знаем, также насчитывает немного лет. Ещё в XIX веке он был персонажем русского фольклора и детских книжек (например, сказки Одоевского «Мороз Иванович»), время от времени заглядывал на публичные детские ёлки - но редко. Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами. Языческого Мороза не одобряла православная церковь, да и дети боялись бородатого старика - в их сознании Мороз был суровым зимним властелином из сказок. Когда в 1910 году такой Дед появился на празднике в одном детском саду, распевая песню на стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», малыши расплакались от страха. Воспитательнице пришлось снять с актёра фальшивую бороду, чтобы Мороз выглядел человечнее.

Встреча Морозко и кроткой падчерицы в исполнении Ивана Билибина

Революция 1917 года едва не поставила крест на зимнем празднике: Рождество, как и прочие даты церковного календаря, большевики решили списать в утиль. Ёлки и прочие ритуальные зимние увеселения были вычеркнуты из быта нового советского государства - в 1929 году Рождество официально стало обычным рабочим днём.

Но в 1930-е от «левых перегибов» начали отказываться. В ноябре 1935 года Сталин произнёс знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее». Пользуясь случаем, кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев, мечтавший вернуть детям праздник, в декабре выступил в газете «Правда» с предложением: организовать для советских детей праздничные ёлки, очистив их от религиозных атрибутов. Так ёлочная звезда Вифлеема превратилась в пятиконечную советскую, вместо Рождества было решено массово праздновать Новый год, Святки с традиционным ряженьем в костюмы стали новогодним карнавалом. Изменилась и атмосфера праздника: Рождество было тихим семейным торжеством, Новый год же полагалось отмечать шумно и весело.

Иллюстрация 1950-х годов к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

Проблема была только с Дедом Морозом: дети по-прежнему боялись старика в белых одеждах. Чтобы смягчить эффект, в сопровождение ему была выдана внучка Снегурочка, ласково называющая Мороза «дедушкой», и целая свита лесных зверюшек. Кроме того, в сказочных представлениях, которые разыгрывались на детских ёлках, Дед Мороз выступал добрым волшебником, этаким Гэндальфом, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Мало-помалу, в течение двух десятилетий, Дед Мороз в Советском Союзе стал таким же безобидным, хоть и могущественным добряком, как Санта-Клаус на Западе. Только одевается он обычно не в красное, а в белое и синее - оттенки заснеженных зимних сумерек. Лишь в последние годы Мороз иногда появляется в красном, а его головной убор приобретает черты митры святого Николая.

Если Снегурочка - внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка - это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны, а не внучкой), а одна из девушек, которых когда-то приносили Морозу в жертву. Внучкой он её называет лишь потому, что по возрасту она ему во внучки годится.

Новогодние ёлки - всё, что осталось в нашей культуре от древнего ритуала встречи Зимы и упрашиваний Мороза, чтобы он был действительно добрым. В этом празднике есть все нужные атрибуты и обрядовые действия: украшенная ёлка как воплощение мирового древа и символ бессмертия (потому что вечнозелёная), вождение хороводов (обрядовый танец, в индоевропейской культуре символизировавший солнце), разыгрывание мистерии о победе Света над Тьмой… Всё служит той же цели, с которой наши предки приносили жертвы Вотану или Морозу: бесстрашно встретиться с холодной Смертью лицом к лицу и в честном бою выиграть право пережить ещё одну зиму.

Как следует повеселитесь в новогоднюю ночь. От этого зависит, взойдёт ли весеннее солнце.

В канун Нового Года, практически каждый, от ребенка до пенсионера, ждут некого волшебства. Дети ждут подарки под елкой от Деда Мороза, а те, кто старше – от начальства, правительства и т.д. Но для одних Дед Мороз готовит что-то яркое и интересное, а другим… Сами понимаете. К слову, раньше Деда Мороза не очень-то любили.

Добрый Дедушка Мороз не всегда был добрым. Его боялись. Кто настоящий Дед Мороз? Как он связан с язычеством? Что он носил в мешке? Ниже мы расскажем кто он такой, откуда появился и почему современный Дед Мороз сильно отличается от преданий.

Настоящий Дед Мороз впервые упоминается там, где достаточно холодная зима. Считается, что Вологодская область стала местом появления легенд и первых преданий о седовласом старце. Дед Мороз в язычестве был достаточно жестоким божеством. О нём рассказывали детям и передавали друг другу в произведениях народного фольклора, также рассказывали о наблюдениях предков.

В языческой мифологии наших предков многие могли стать его прототипом. Рассмотрим несколько примеров, кто придумал Деда Мороза и каковы истоки этого «дедушки». Например, бог Позвизд управлял зимней непогодой. В преданиях говорится, что когда тряхнёт бородой, то падал снег. Зимние стихии были его свитой, которые сопровождали его в походах.

Следующее божество звали Зимник. Это был седой старик с бородой. На нём не было головного убора, ноги без обуви, в руках носил булаву. Люди верили, если видят его в деревне, то будет сильная стужа. Рассказывали детям о нём, чтобы те остерегались. Например, он мог рисовать на стекле узоры и морозил воду в водоемах.

Свирепее злой дух Карачун. Считалось, что он управлял подземельем, распоряжался холодом. Мог заморозить человека, лишить жизни. В прошлом считалось, что Дед Мороз связан с миром мёртвых. Доказательством является то, что в Новогоднее время духи возвращались в мир живых. Существовал обряд в период Нового года, согласно которому люди преподносили подарки духам. Это были традиционные колядки.

Молодёжь одевалась в вывернутые тулупы и маски, причем один из них не должен был разговаривать. Называли его Дедом. Остальные за песни и пожелания просили еду. Колядующие считали себя посланцами, которые помогали людям задобрить лютого Мороза. Жители оставляли на столе кисель в качестве оберега.

Свирепым был Мороз — Трескун. Он образовывал трескучие морозы и стал прообразом настоящего Деда Мороза нашего времени. На стёклах он также рисовал необычные рисунки, поверхность рек превращал в зеркала для неба, и место для детских забав.

Кто такой Дед Мороз в наше время?

В наше время с 19 века стали появляться произведения с таким добрым персонажем, как «Дедушка Мороз». Стало складываться впечатление положительного волшебника, который вручал ребятишкам щедрые подарки из своего широкого мешка. Кстати, о мешке мы поговорим немного ниже.

В начале 20 века представление о добром дедушке полностью вошло в жизнь. Герой стал традиционным для Нового года. Таким образом, история Деда Мороза в современном добром понимании начинается с 20-го века, т.е. сравнительно недавно. Сегодня любой ребенок знает, где живет Дед Мороз и готовы просить различные подарки. Кто бы мог представить насколько сильно может измениться взгляд на злого духа с течением времени.

Легенды: кто настоящий Дед Мороз

В древние времена все побаивались Деда Мороза. Рассказывали легенду, в которой он был вором детей, похищал их и переносил в мешке. Первоначально именно для этой цели нужен был мешок, а не для подарков.

кто настоящий Дед Мороз

Традиция дарить подарки появилась давно. Считается, что начало этой традиции было положено неким Николаем. Семья его была обеспеченной. Он сострадал бедным людям и помогал им. За добрые и бескорыстные дела его канонизировали и возвели в лик Святых. К слову, сейчас в честь него есть отдельный день.

Есть легенда, по которой Николай услышал разговор бедняка, о тяжёлой жизни, о том, что не прокормить дочерей и поэтому придётся их отдать. Не было выхода ввиду их бедности. Тогда Николай решил незаметно войти в дом, положить мешок монет. Утром девочки были очень рады от увиденного, их башмаки и носки были с золотыми монетами. Вот с того времени и появился обычай, прятать в чулках подарки детям и вешать на елку конфеты. Называли их раньше подарками от Николая. Также такие «николайчики» прячут под подушками.

Немного о Снегурочке

На Западе больше ценится Рождество. У нас в России Новый год считают главным зимним праздником. Дед Мороз посещает всех детей. С ним приходит Снегурочка, о которой впервые услышали в конце 19 века. Произведения многих отечественных писателей создали впечатление о доброй помощнице дедушки.

На самом деле Снегурочка была самостоятельным образом. Точного появления Снегурочки и Деда Мороза, как единого целого, не известно. Некоторые думают, что она сестра Купалы. Звали её Кострома. Ходила всегда в белом, в руках веточка дуба, любила водить хороводы. Она воскресла и стала духом.

Внешний вид Деда Мороза и «компании»

По внешним признакам его не сложно отличить. Настоящий наряд Деда Мороза состоит из: тёплой шубы синего, красного или белого цвета; на голове шапка, сияет кристалликами; носит посох, а также подарки в мешке. Запоминающимся был способ передвижения. Для этого использовал тройку белых лошадей с санями. Дед делал добрые дела, в этом ему помогала Снегурочка. В его силах было выполнить просьбу, исполнить желание, вручить подарок.

Современный наряд Деда Мороза включает в себя: тёплую шапку с мехом, без лишних украшений, очень длинная шуба, толстая и из меха. Шуба была белой, потом синей, сейчас красной. На руках большие рукавицы. На поясе нет ремня, хотя раньше был. На ногах носит тёплые валенки из шерсти. Нос у него красный, так как на севере холодно. Борода длинная, белого цвета, пушистая по объёму. С собой всегда носит мешок с подарками, предполагается, что он выбирает их не глядя, но всегда угадывает кому предназначен. Посох носит в руках чтобы легче перебираться через сугробы, чтобы морозить. Передвигается на лошадях, бывает по лесам ездит на лыжах и проверяет свои владения.

Дед Мороз и Санта Клаус

Теперь поговорим о конкуренте Деда Мороза. Дед Мороз имеет о себе информацию, его знают давно. Этим он и отличается от новогодних героев других стран. По основным признакам облика он тоже уникален. Его борода всегда считалась густой, седой и длинной до пола. Рубашки, брюки были орнаментом из геометрических фигур. Шуба всегда длинная, расшитая узорами серебряной нитью. Шапка обязательно таким цветом как шуба. Рукавицы трёхпалые. Пояс разрешается, но его не рекомендуют. Валенки белого цвета с узорами из серебра. Посох из хрусталя, или чтобы выглядело как их хрусталя. На лошадях всегда были колокольчики. Детям обычно рассказывали описание Деда Мороза, как он передвигается. Дети выходили на улицу, прислушивались ко звону колокольчиков.

Если сравнивать с Санта Клаусом, то Дед Мороз строгий, справедливый, в праздники он даёт шанс исправить поступки детям и получить подарки, а Санта нет. Он в чулки хороших детей положит подарок, а плохим уголь. Санта не выполняет зимние обязанности по сковыванию льдом речек, не рисует узоры на окнах.

Дед Мороз и Санта Клаус — различия

Санта-Клаус практически полностью состоит из личности бизнесмена, поэтому этот образ часто снимают в рекламе. Дед Мороз же дарит подарки всем. Оставляет под новогодними ёлками. Чтобы получить подарки дети рассказывают выученные стихи. С одной стороны, правильный посыл Санта-Клауса, чтобы дети стремились заслужить подарки. С другой, дети всегда шкодники.

Дети знают, что Дед Мороз является повелителем вод, так как превращает её в лёд, снег, иней, туман. Он умеет сковывать льдом различные водоёмы, снегом покрывает лес, поле. Иней использует в качестве украшения веток деревьев. Управляет ещё и сменой дня и ночи в зимнее время, на севере день короток, ночь длится больше. Так как именно в то время он совершает свои дела по заботе о природе. Подчиняется Луна и Звёзды, по его приказу они украшают небо. По его взмаху посоха появляется Северное Сияние. Этим и интересен добрый волшебник для детворы.

Что с Дедом Морозом в наше время?

Современный Дед Мороз собрал в себе всё. От Николая взял то, что дарит подарки. От божеств внешний вид, соответствие управляющему зимним царством. Таким его дети представляют. Считают его самым могучим и единственным волшебником, который приходит к ним в дом, читает их желания, оставляет подарок. Их забавляют поиски способов увидеть его у себя в доме.

В наше время с 1999 года в Великом Устюге существует проект под названием «Дед Мороз». Хотя первой родиной был Архангельск.

18 ноября основан проект. Сейчас в это время празднуют рождение зимнего волшебника. Открытие жилища Деда Мороза проходило в 1999 году, а именно 25 декабря. Город стали посещать туристы с разных городов страны. Стали приходить письма от детей. В проекте работает много людей.

В 2004 году построили почту для писем Деду Морозу. Через два года возвели ещё постройки, а именно тропу сказок. Для любителей зимних увлечений построен каток. Ботанический сад собрал редкие растения, а терем творчества, терем Снегурочки открыты для любознательных детей.

В 2008 году резиденция получила статус бюджетного учреждения. Весь год там проходят различные фестивали, концертные программы, экскурсии по городу, мастер-классы по ремёслам. Наибольшее веселье бывает в новогодние праздники. Дети участвуют в зимних забавах, любуются ледяными фигурами, посещают тропу сказок, возможно прокатиться на снегоходах, упряжке собак, оленях, лошадях. Действительно попадаешь в сказку, где всё возможно. Царит волшебная атмосфера. Можно увидеть настоящий наряд Деда Мороза, рассмотреть летний и зимний образ, побывать в его доме. Туристы вблизи волшебства вспомнят многих сказочных героев.

Новый год неразрывно связан с соответствующими атрибутами: ароматной елочкой, гирляндами и елочными игрушками, Снегурочкой, и, конечно же, ее дедушкой. Редко кто знает, как появился , и вряд ли кому известно, что поначалу он был отрицательным персонажем. Когда-то вместо теплой нарядной шубы он носил плащ, дубасил непослушных детей посохом, и был почти калекой, имея по три пальца на руках. Заинтригованы? Тогда перейдем к истории.

Страх перед Мороком

Русский Дед Мороз ассоциируется с добрым волшебством, весельем и подарками, которые дети находят под елкой и в новогодних сапожках, таких как этот.

Однако все не так просто: восточные славяне когда-то считали его злым зимним духом и называли Мороком, который также упоминается как бог холода и зимы. Ученые, изучающие жизнь древних славян, уверены, что именно от «морока» появилось слово «мороз».

Морок считался воплощением зла и ледяного холода и представлялся как горбатый неряшливый старик, обутый в лапти и одетый в рубаху изо льна. Там, где он проходил, земля, реки и леса превращались в ледяное царство: он все заковывал морозом. Именно свойства превращать живое в мертвое делало облик старца таким зловещим: славяне верили, что тот, кто попадется ему на пути, превратится в кусок льда. Вот откуда пошли выражения «заморочить голову» и «упасть в обморок».

Впоследствии страх уступил место любознательности, и люди выделили ряд примет, например, что снежные и холодные зимы оборачиваются урожайной летом и осенью. Чтобы получить больше урожаев, они стали завлекать Морока в Чистый четверг и святочную неделю, выставляя на крылечко кутью или блины. Говорят, приманка действовала «на ура»: утром еды на крыльце не оказывалось, а рождественские и святочные дни были трескуче морозны.

От злого бога к доброму волшебнику

Перемена отношения к старцу, несколько столетий слывшему злым духом, выразилась в изменении образа. Он «избавился» от лохмотьев и лаптей, и нарядился в валенки, добротную шубу и теплую шапку.

Новый посох украсился бычьей головой, олицетворявшей счастье и плодородие. Хотя его руки по-прежнему представлялись трехпалыми, теперь на них были теплые перчатки.

А вот с внешним видом пока было проблематично: божество оставалось сердитым и косматым, с прозвищем Студенца или Трескунца.

Не Морок, а Мороз Иванович!

Когда свершилось Крещение Руси и язычество всячески выкорчевывалось, о Мороке было забыто, но он никем не был заменен.

Первое упоминание о появилось только в 19 веке, и то это был не наш привычный русский Дед Мороз, а Николай Угодник (Чудотворец). Святой Николай – добрейший старец, прославившийся бескорыстием и готовностью помочь всякому, кто нуждается. При Александре II его образ впервые стал ассоциироваться с новогодними и рождественскими праздниками, но тогда о резиденции Деда Мороза в России еще и не упоминалось. Николай посещал дома и одаривал детишек подарками, которые они находили под елочкой или в рождественском сапожке.




Только ближе к началу 20 века Дед Мороз получил свой сегодняшний статус.

Его «нарядили» в длиннополую красную (синюю) расписную шубу, отороченную густым мехом, теплую шапку и валенки. Посох украсил наконечник – звезда.

Вот как появился Дед Мороз в России, живший тогда, по легенде, в огромном ледяном дворце и спавший на снежных перинах. Где именно стоял дворец старца, никто не знал.

Владимир Одоевский прозвал волшебника Морозом Ивановичем, ведь негоже называть взрослого человека просто по имени. Дед Мороз стал любимцем детей и взрослых, хотя его дары еще нужно было заслужить: их получали только те, кто хорошо вел себя в минувший год. Только послушные и прилежные дети получали конфеты и пряники. Лодырям и грязнулям доставалась ледяная сосулька, а злым кривлякам – удар посохом по лбу!

Когда свершилась революция, о добром волшебнике забыли и даже стали преследовать тех, кто не хотел отказываться от традиций. Но чуть погодя, в 1936 г он вновь появился на детских праздниках – уже в сопровождении внучки Снегурочки.

Наш обновленный русский Дед Мороз превратился в окончательного добряка, превратившего посох из орудия наказания в волшебный пульт управления елочными огнями!

Подарки стали более доступны: их мог получить и лодырь, и неряха, главное, чтобы он рассказал выученный наизусть новогодний стишок или спел песенку.

Ближе к 90-м годам в Росси появилась резиденция – поначалу в Архангельске, позже – в Великом Устюге, где она находится и сегодня. Многие российские дети пишут ему письма, указывая желаемые подарки, и каждый знает, что желание непременно сбудется, ведь Дед Мороз – воплощение доброго чуда, которого с замиранием ждут детские сердца!

Кто такой Дед Мороз на самом деле...

Кто такой Дед Мороз??? Вопрос о том, кто является прямым предком Деда Мороза очень спорный. В одних странах предками Деда Мороза считают местных гномов, в других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, в-третьих - бродячих продавцов детских игрушек. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Среди предков Дедушки Мороза был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке н. э. жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. Это был очень добрый человек, и за добрые дела Николая после его смерти объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай: в День Святого Николая, 19 декабря, дарить детям подарки, именно так и поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Деда Мороза везде называют по-разному.

А если говорить о происхождении нашего родного (отечественного) Деда Мороза, то его прямым предком значится восточнославянский дух холода Трескун (Студенец, Мороз). С тех пор, как в России начали отмечать Новый Год, в домах стал появляться старый дед, с бородой, в валенках. В одной руке он нес мешок с подарками, а в другой – палку. Тогда Дед Мороз не был веселым старичком, который распевал песенки. Подарки он, конечно же, дарил, но только самым умным и послушным, а остальным хорошенько доставалось палкой. Но годы шли, и старел и добрел Дед Мороз: перестал раздавать тумаки, а стал просто запугивать плохих детей страшными сказками. Но в наше врем я Дед Мороз уже никого не наказывает и не пугает, а только раздает подарки и веселит всех у новогодней елки. Палка превратилась в волшебный посох, который не только отогревает все живое в лютые морозы, но и помогает Дедушке Морозу играть с детишками в разные забавные игры. Со временем у Дедушки появилась внучка – Снегурочка, которая стала помогать разносить подарки и рассказывать сказки.

Костюм у Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его вообще стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. К концу того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. И вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка, который сегодня известен каждому: кому-то как Санта Клаус, а нам – как Дед Мороз.

Должность Деда Мороза почетна и не каждый Дед Мороз настоящий. Существуют даже Академии Морозного деда. В программе обучения: теоретический курс истории Деда Мороза, практика в творческих мастерских. После окончания обучения слушатели получают дипломы. Настоящий Дед Мороз знает много шуток и прибауток, загадок и игр, песен и танцев. За 12 ударов он успевает обойти все дома и засунуть подарки под подушки, под елки и в другие самые неожиданные места. Весь год до новогодней ночи Дед Мороз живет на Крайнем Севере, правда есть у него еще парочка домиков - в Лапландии и в Устюге. Но где бы он ни находился, он прилежно мастерит и готовит новые подарки к следующему Новому году.
И пусть не каждый верит, что Дед Мороз существует, но каждый радуется, когда видит этого румяного старика, который, несмотря на свой преклонный возраст, пляшет, танцует и веселится, превращая Новый год в настоящий праздник.

Возможно, кто-то удивится, но наш Дед Мороз никогда не состоял в родстве ни с христианскими святыми, ни с американскими пузотерами Сантами. Его генеалогическое древо уходит корнями в самое что ни на есть дремучее язычество. Славянский фольклор наградил этот неласковый зимний дух множеством характерных прозвищ - Морозко, Студенец, Трескунец, Карачун, Зимник. Поначалу никаким альтруизмом сей персонаж не страдал, святостью не отличался - морозил людишек почем зря, ну и подарков, естественно, не дарил. Наоборот, ЕГО задабривали. Накануне Рождества выходили на порог с ложкой кутьи или киселя и кричали: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес (или какое-нибудь другое посевное растение)!».

В общем, как понимаете, дядькой он был суровым, холодным и даже от его ледяной любви веяло смертью. Лучше всего этот образ оказался запечатлен в поэме Н. Некрасова «Мороз Красный Нос». Помню, что, впервые взявшись за нее, я ожидал встретить милого новогоднего старика…

«…Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…»
Мороз-воевода.

А теперь чуть далее:


«…Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

…Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснем».

Не стоит, наверное, говорить, что в детские сборники и хрестоматии попал именно первый отрывок, где Мороз выглядит солидным воеводой и волшебником без всяких там криминально-некрофильских замашек.

Начал смягчаться образ Деда Мороза и в сказках. Уже в народной сказке «Морозко» этот седобородый старик, хоть и издевается над одинокими девицами, устраивая им тест на морозостойкость, в итоге за терпение и вежливость вознаграждает, а за грубость - наказывает (наказание, правда, опять-таки чересчур уж строгое). Как говорится: «Строгий, но справедливый».

В 1840 г. князь В. Одоевский публикует еще одну этапную сказку – «Мороз Иванович». В ней образ нашего героя подвергается дальнейшей трансформации. Здесь снова участвуют две девицы-антагонистки, но события развиваются не в зимнем лесу, а на дне студеного колодца. Первая девица лезет в этот колодец за упавшим ведром, а в результате встречает там Мороза Ивановича - статного дедушку с белой бородой («Тряхнет головой - иней сыплется»). Живет дед в ледяном дворце, а спит на снежных перинах. Гостью он подарками одаривает, но не за красивые глаза и даже не за вежливость, а за добротное исполнение хозяйственных работ. Ленивая девица хоть подарков и не получает, но, в отличие от героини Морозко, домой добирается живой и невредимой.

Пока из грозного зимнего «терминатора» постепенно выкристаллизовался добрый дедушка, прошло немало лет. А к этому времени и новогодняя елка подоспела. Дело в том, что хотя Петр I и повелел в 1699 г. царской волей «счислять» новый год с 1 января (а не 1 сентября, как было до этого) и украшать дома елками, народ это нововведение принял не сразу. Сначала елочные торжества устраивали иностранцы, в основном немцы, а потом как-то и наши втянулись. Только в 1852 году в Петербурге была установлена первая публичная елка! Не удивительно, что на роль того, кто стоит под елкой и дарит подарки сначала претендовали западные персонажи - от дедушки Николая до немецкого старого Рупхерта. Вскоре святые и немцы отпали, и остался рядом с елкой наш человек – «истинный славянин с нордическим характером». Достойную конкуренцию ему составляли лишь рождественские ангелочки.
Впрочем, всероссийскую популярность Дед Мороз завоевал не сразу, оставаясь в начале ХХ в. участником только городских торжеств. Сельское население справляло Рождество по старинке, ограничиваясь церковью и колядками. А тут грянула революция! Но о советском Деде Морозе в следующий раз...

Дед Мороз. Он же:

В США – Санта Клаус
Финляндии – Йоулупкки
Нидерландах – Синтер Клаас
Японии – Сегацу-сан
Швеции – Юль Томтен
Франции – Пэр Ноэль
Италии – Боб Натале
Турции – Ноэль Баба
Карелии – Паккайне
Германии – Вайнахтсман
Казахстане – Колотун Ага
Румынии – Мош Джарилэ
Норвегии – Юлебукк
Дании – Юлетомте
Сербии, Хорватии – Дэда Мраз
Китае – Шаньдань Лаожен
Чехии, Словакии – Микулаш
Крите – Св. Василий
Бельгии – Св. Николай (приходит с помощником Черным Пиратом)
Австрии – Св. Николай (приходит с помощником Крампусом)
Узбекистане – Кербобо
Якутии – Дед Дыыл (Снегурочка – Харчаана)
Алтае – Соок Таадак
Калмыкии – Зул.

Вредные привычки: Любит тайком пробираться в чужие дома.
Социальный статус: Не женат.
Дети: Внучка Снегурочка.
Место рождения: Великий Устюг.

18 ноября в России официально отмечают день рождения Деда Мороза. Для самых маленьких Дедушка Мороз – добрый и веселый волшебник, способный исполнить любое желание. Для взрослых Дед Мороз – это воспоминание о детстве, которое уже не вернуть, о счастливых моментах, которых мы не забудем никогда. Все взрослые превращаются в детей в новогоднюю ночь! Ждут чуда и исполнения желаний!

Несомненно, что самые любимые персонажи новогоднего праздника - это Дед Мороз и Снегурочка. Образ Деда Мороза в русском фольклоре складывался на протяжении многих веков. Историки склонны считать, что прототипом нашего Деда Мороза был восточнославянский дух холода Трескун, или, как его еще называли, Студенец. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко, в более поздних версиях - Мороз Иванович, Мороз Елкич. Это Дух Зимы - строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом. К 1880-м годам в общественном сознании утвердился некий персонаж с мешком подарков у елки. Правда, звали его по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед. В литературной обработке Мороз Иванович появился в 1840 году в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. Этот добрый седой старик одаривает Рукодельницу за хорошую работу «горстью серебряных монет», а Ленивицу проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В поэме же Некрасова «Мороз Красный нос» главный герой злой, любящий «кровь вымораживать в жилах и мозг в голове леденить». В детской поэзии конца XIX века Дед Мороз - добрый волшебник. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков окончательно закрепился. Традиционно Дед Мороз одет в длинную, по щиколотки, красную шубу, отороченную белым мехом. Сначала шуба его была синей (указывая на северное, холодное происхождение персонажа), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме. Шапка его полуовальная в тон шубы. На руках у любимца ребятишек варежки. В одной руке он держит посох, а в другой - мешок с подарками.

Образ Снегурочки также оформился в XIX веке. В 1860 году Г.П.Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке. Официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда А.Н.Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана в «Вестнике Европы», затем появилась опера, музыку к которой написал Н.А.Римский-Корсаков. Интересно, что при первом прочтении поэтичная драматическая сказка Островского не вдохновила композитора. Через пять лет, зимой 1879 года, Римский-Корсаков «снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем...». Первое представление «Снегурочки» состоялось 29 января 1882 года в Мариинском театре в бенефис хора русской оперы. Вскоре «Снегурочка» была поставлена в Москве, в Русской частной опере С.И.Мамонтова, а в 1893 году - в Большом театре. Опера имела громадный успех.

Образ Снегурочки и как дочки, и как внучки Мороза разрабатывался в детской и взрослой литературе, в изобразительном искусстве. Но именно благодаря красивой сказке Островского Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения - из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам: Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем, маленькую меховую шубку. До революции Снегурочка на празднике елки никогда не выступала в роли ведущей.

В двадцатые годы прошлого века страна вступила на путь борьбы с «религиозными предрассудками». С 1929 года были отменены все церковные праздники. Рождественский выходной день стал рабочим, но «тайные» елки иногда устраивались. Дед Мороз стал «продуктом антинародной деятельности капиталистов» и «религиозным хламом». Праздник елки вновь был разрешен лишь под новый 1936 год, после того как Сталин произнес знаменательную фразу: «Жить стало хорошо, товарищи. Жить стало веселее». Новогодняя елка, лишившись религиозного контекста, стала символом праздника счастливого детства в нашей стране. С этого времени Дед Мороз был полностью восстановлен в правах. Советский Дед Мороз приносил в мешке пакеты с одинаковыми подарками для всех детей. В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов. Снегурочка стала бессменной спутницей Деда Мороза, помогающей ему во всем (традицию нарушали только в 1960-е годы, когда место Снегурочки на кремлевской елке несколько раз занимал космонавт). Так потом и повелось: девушка, то постарше, то помоложе, с косичками или без, в кокошнике или в шапочке, иногда в окружении зверюшек, иногда поющая, иногда танцующая. Она задает вопросы Деду Морозу, водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки. Вот уже много лет Дед Мороз и Снегурочка украшают любой новогодний праздник, будь то корпоративная вечеринка или детский утренник. Эти сказочные герои являются неотъемлемой частью Нового Года, точно такой же, как красиво наряженная елка и подарки.

Не так давно у российского Деда Мороза появилась собственная резиденция. Она находится в Великом Устюге, что в Вологодской области. К новому 2006 году была открыта усадьба Деда Мороза в Москве, в парке Кузьминки. В ноябре 2006 года в Кузьминках открылся терем Снегурочки. Деревянный двухэтажный терем выполнен по проекту костромских архитекторов в «луковичном» стиле. Внутри, на первом этаже, стоит прялка для Снегурочки-мастерицы. На втором устроена выставка подарков от детей. Это рисунки, поделки из глины, снежинки и другие сувениры, посвященные Новому году.