Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья, Живёшь в том светлом доме ТЫ И все твои друзья. Куда б дороги не вели Всегда ты будешь в нём. ПРИРОДОЮ родной земли Зовётся этот дом.

(Л.Дайнеко)

Ведущий 2

Добрый день, дорогие друзья! Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа!

Ведущий 1

Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некогда красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие виды животных и растений.

Хотите ли вы спасти свою планету?

(участники отвечают)

Ведущий 2

А знаете ли вы главные беды Земли?

(участники отвечают)

Ведущий 1

Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология.

Ведущий 2

Сейчас мы проведем экологическую игру – викторину «Знаете ли вы?»

Ребята, вы должны разделиться на команды с одинаковым количеством участников.

(участники делятся на две-три команды)

Ведущий 1

Первый наш конкурс - это «Разминка». Командам по очереди будут задаваться вопросы. За правильный ответ будет даваться жетончик. Кто ответит на большее количество вопросов, та команда и победила.

Вопросы РАЗМИНКИ

    Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб)

    Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)

    Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)

    Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги)

    В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж)

    От чего утки плавают? (от берега)

    Сколько ног у паука? (8)

    Первые весенние птицы (грачи)

    Что делает ёж зимой? (спит)

    Каркуша - это: (ворона)

    Какая змея самая большая? (анаконда)

    Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)

    Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)

    Какие камни в море? (мокрые)

    Целый день летает, всем надоедает (муха)

    В пруду купался, а сух остался. (Гусь)

    Какие животные вылезают из кожи вон (змея)

    Рыжая плутовка (лиса)

    Он начинает неделю (понедельник)

    Первый весенний цветок (подснежник)

    Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк)

    Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения)

Ведущий 2

В первом туре «Разминка» победила команда …, второе место заняла команда…, ну а третьими стали команда…

Ведущий 1

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля,

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Ведущий 2

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Ведущий 1

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

Ведущий 2

Следующий наш конкурс - это викторина «Знаете ли вы?». Командам будут по очереди задаваться вопросы. Номер вопроса, на который должна ответить команда, определяется путём выбора жетончика с номером вопроса. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответить на него получает другая команда.

Вопросы викторины «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»

    Знаете ли вы:

Эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания - почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.). Что это за наука?

Этнология

Геология

- экология*

    Знаете ли вы:

Это определение ввёл австрийский геолог Эдуард Зюсс (XIX век). Учение о ней создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Вернадский определял её как, особую активную оболочку Земли. Она населена живыми организмами. В ней деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету. О чём идёт речь?

- биосфера*

Ноосфера

Стратосфера

    Знаете ли вы:

Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Она занесена в Красную книгу. Какое растение называют живым светофором?

- медуница*

Радиола розовая

Пролеска лесная

    Знаете ли вы:

Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % неё. Она - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Она - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров её; 5 тысяч кубических километров её используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку её. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле?

Лава

Нектар

- вода*

    Знаете ли вы:

Когда этот металл впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 килограммов металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 килограммов, так как мы научились лучше их изготавливать. Этот металл заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно легко перерабатывать любое количество раз.

Железо

- алюминий*

Олово

    Знаете ли вы:

Впервые День заповедников и национальных парков отмечался в 1997 г. по инициативе Центра охраны дивой природы, всемирного фонда дикой природы и экоцентра «Заповедник». Этот день выбран не случайно, именно в этот день в 1916 г. впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Их общая площадь составляет около трёх процентов от площади Российской федерации. В какой день празднуется День заповедников и национальных парков?

    Знаете ли вы:

так называется поступление вредных веществ в среду обитания. Оно оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Оно бывает: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое, антропогенное. Что это такое?

Наводнение

- загрязнение*

Землетрясение

    Знаете ли вы:

Процесс начался в 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность этого моря стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море идёт речь?

- Азовское

- Аральское*

Каспийское

    Знаете ли вы:

Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и окружающая среда. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. При авариях выливается такое её количество, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии, которые поедают её. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на пятно этого вещества. О каком веществе идёт речь

- нефть *

Кислота

Щёлочь

    Знаете ли вы:

Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди7

Соляные

Грибные

- кислотные*

    Знаете ли вы:

К ним относят стиральный порошок, мыло, шампунь, сода. Они являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Они губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым они так богаты, способствует росту водорослей (вода цветет). Они изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде. Что это за вещества?

- синтетические моющие средства*

Антибиотики

Поверхностно активные вещества

12 Знаете ли вы:

Это вещество состоит - из трех атомов кислорода. Оно образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др. Оно само образует вблизи поверхности Земли защитный слой, но для живых организмов это вещество вредно. Солнечные лучи, действуя на его оксиды, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению в его слое дыр. Доля его в некоторых местах уменьшается до 50 процентов. Впервые существование этих дыр установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи. Как называется это вещество?

Неон

- озон*

Азот

13 Знаете ли вы:

В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР - в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга?

Книга редких видов

Экзотическая книга

- Красная книга*

14. Знаете ли вы:

Этот материк считается самым большим заповедником. На его территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов) Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.). Какой заповедник считается самым большим?

- Антарктида*

Арктика

Австралия

15. Знаете ли вы:

Эти ядохимикаты используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка).

Нитраты

Удобрения

- пестициды*

Ведущий 1

В этом конкурсе победила команда …, второе место заняла команда…, ну а третьими стали команда…

Ведущий 2

Третий конкурс - это эстафета «Собери мусор»

Ведущий 1

Правила нашей эстафеты очень просты. Команды выстраиваются цепочкой, и по сигналу стартует первый участник команды. Добегает до обозначенной линии, поднимает бумажный комок и бросает его в мусорную корзину, которая расположена на определенном расстоянии. Потом обежав корзину, возвращается на линию старта и передаёт эстафету следующему участнику команды.

Ведущий 2

Побеждает та команда, которая быстрее всех и, главное, точнее уберёт мусор в корзину.

Команды готовы?

Внимание на старт. Эстафета началась!

(эстафета «Собери мусор»)

Ведущий 1

Жили люди на планете,

Мамы, папы и их дети.

Бросят люди по бумажке,

Планета станет замарашкой....

Ведущий 2

Люди, не нужно сорить на планете, Она ведь жизнь нам дает. Планета такая одна на всем свете, Давайте ее сбережем.

Ведущий 1

Следующий наш конкурс - это викторина «Пентонимы». Командам будут зачитываться по порядку пять фактов об одном виде мусора. Та команда, которая быстрее всех правильно определит, о чём идёт речь, получает один жетончик. Побеждает в этом конкурсе та команда, которая наберёт больше всех жетончиков.

Вопросы викторины «ПЕНТОНИМЫ»

1.Его производит обыкновенная корова.

2.В небольших количествах он очень полезен.

3.Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4.При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

5.Его необходимо компостировать.

(Навоз)

1. Из нее делают очень много игрушек.

2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.

3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

1.Ее изобрели китайцы.

2.У нас ее получают из дерева.

3.Она легко горит.

4.Из нее получается очень много мусора.

5.На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

1.Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3.Когда падает, оно разбивается.

4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

1.Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2.Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3.От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.

4.Его издают разные приборы, машины.

5.Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

(Шум)

1.Этого почти не видно.

2.Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3.От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4.Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5.В городе, где этого много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

1.Это получается, когда что-то становится старым или ломается.

2.Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3.Это можно сдать и получить деньги.

4.Из этого можно сделать что-то новое.

5.Это бывает цветным и за него можно получить деньги.

(Металлолом)

    Всегда черного цвета.

    Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

    Это очень вредно.

    У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

    Этого много при горении.

(Сажа)

1.Это легче воды.

2.Это может плавать на воде и не тонет.

3.В речке этого много, когда в ней моют машины.

4.Это мешает дышать рыбам.

5.Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло)

Ведущий 2

Подведём итоги четвёртого тура. В четвёртом конкурсе «Пентонимы» победила команда …, второе место заняла команда…, ну а третьими стали команда…

Ведущий 1

Наша следующая эстафета называется «Дед Мазай и зайцы»..

Ведущий 2

Вся команда кроме одного участника садится на корточки в кружок. Один участник находится на линии старта. По команде он бежит к остальным участникам команды – «зайцам», берет за руку одного из них, и, не разжимая рук, они обегают сидящих на корточках и бегут к линии старта. Далее, не разжимая рук, они бегут за следующим участником команды и так далее, пока вся команда, взявшись за руки не закончит эстафету.

Ведущий 1

Побеждает команда, которая первая переправит всех участников команды, т. е. «спасёт всех зайцев».

Итак, команды на старт!

Ведущий 2

Наш последний конкурс называется «Экологическая страничка». Ваша задача за 5 минут нарисовать правила экологического поведения.

Ведущий 1

Побеждает та команда, которая изобразит больше экологических правил поведения.

Ведущий 2

Подведём итоги последнего конкурса. Победила команда …, второе место заняла команда…, ну а третьими стали команда…

Ведущий 1

Теперь мы подведём итоги нашей игры. Победителями стали…

(награждение победителей)

Ведущий 1

Люби природу, паренёк,

И девочка, люби,

От загрязнений защищай,

Её ты не губи!

Не отравляй полей и рек,

Морей, лесов и гор,

Ведущий 2

Ты в них отходы не сливай,

Вредителям - позор!

Люби природу, человек,

Её ты охраняй,

Картину выжженной земли,

Живя, не оставляй!

Ведущий 1

Давайте беречь наш общий дом Землю, нашу страну, наш край и наш город Сосновоборск!

Ведущий 2

Спасибо за внимание!

До новых встреч!

Знаете ли вы,что…

1. А знаете ли вы, что изначально традиция чокаться бокалами возникла для того, чтобы не быть отравленным во время пира? В Средние века риск того, что в кружку с напитком кто-нибудь подсыпет яд, был слишком велик. Поэтому люди на пирах ударяли своими кружками чужие, таким образом, чтобы напиток, перелившись через край, смешался с их напитками. Это гарантировало то, что никто из находящихся на пиру людей не отравитель, так как в противном случае яд достался бы и ему самому.

Отказаться же чокнуться с кем-то означало нанести ему страшную обиду и в открытую признать его врагом, а себя отравителем. А ещё в то время любой мог предложить другому поменяться чашами с напитком. Отказ выполнить эту просьбу так же расценивался как оскорбление и сразу вызывал массу вопросов.

В настоящее время этот интересный факт большинству людей неизвестен, однако традиция чокаться жива по сей день.

Знаете ли вы,что…

2. А знаете ли вы, что типично русскому имени Светлана всего 200 лет с небольшим хвостиком? До того, как в 1802 году его придумал А.Х. Востоков, такого имени не существовало! Впервые оно появилось в его романсе «Светлана и Мстислав». Тогда модно было называть литературных героев псевдорусскими именами. Так появились Добрада, Прията, Милослава – сугубо литературные, в святцах не прописанные. Потому и детей так не называли.

Василий Андреевич Жуковский взял из романса Востокова имя для героини своей баллады. «Светлана» стала очень популярным произведением. В 60-х, 70-х годах XIX века «Светлана» шагнула в народ со страниц книг. Но в церковных книгах не было такого имени! Потому крестили девочек как Фотиния, Фаина, или Лукерья, от греческих и латинских слов, означающих свет. Интересно, что это имя в других языках весьма распространено: итальянское Кьяра, немецкое и французское Клара и Клэр, итальянское Лючия, кельтское Фиона, таджикское Равшана, древнегреческое Фаина – все означают: свет, светлая. Поэты просто заполнили лингвистическую нишу!

3. А знаете ли вы, что в качестве долговых расписок в Средние века использовали деревянные палочки? Наверное, это было связано с тем, что должники и кредиторы не умели писать. Например, в Древней Руси, если крестьянин брал у соседа 2 мешка муки, то он выстругивал палочку и делал на ней 2 надреза. Затем, должнику нужно было расколоть палочку на 2 продольные части и одну часть отдать соседу, а вторую оставить себе как доказательство признания долга. В момент расчета обе половинки складывались, зарубки при этом должны были совпасть. Такие палочки на Руси еще называли «носом» и всегда носили с собой для памяти. Отсюда выражение «зарубить себе на носу».

Знаете ли вы,что…

4. А знаете ли вы, что кошки могут состоять на государственной службе? Бесценные коллекции Британского музея именно кошки защищают от мышей и крыс. Шесть кошек официально зачислены в штат музея, каждая получает по 50 фунтов в год на еду и туалет и бесплатную спецодежду – желтый бант на шее. Служат кошки и в 3-х почтовых отделениях Лондона, зарабатывают, правда, меньше – только по 8 пенсов в месяц, но тоже не жалуются. А вот в бюджете Эрмитажа нет статьи на содержание 50-ти музейных котов, но они честно выполняют свои обязанности по ловле мышей, довольствуясь добровольными пожертвованиями сотрудников.

Знаете ли вы,что…

5. А знаете ли вы, что европейцы, утратив культуру римских терм, на многие века утратили и культуру чистого тела? Ужасы русской бани, чередующей очень горячий пар и очень холодную воду, казались европейцам следствием некоторого мазохизма, присущего славянам. Еще Андрей Первозванный говорил о диве, что видел он в Славянской земле: «Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые… и, чуть живые, обольются водою студеною, и только так оживут».

А вот в средневековой Европе омовение было под подозрением, ведь истинный католик должен был больше заботиться о духовной чистоте, нежели телесной. К тому же, считалось, что через поры в тело с водой проникает всяческая зараза. Известно, что Изабелла Кастильская за свою жизнь мылась всего 2 раза – при крещении и перед свадьбой, и то это были церковные обряды. А вот король-солнце Людовик XIV мылся целых 4 раза, но каждый раз после этого болел! В XVII веке изобрели нижнее белье как прослойку между грязным телом и верхней одеждой, стирать которую часто было дорого.

В какой-то момент бани в Европе объявили рассадником чумы. И ведь были во многом правы! Дело в том, что нежные европейцы не разогревали бани до очень высокой – обеззараживающей – температуры, как это делали на Руси, в теплой же воде как раз и размножались болезнетворные микроорганизмы. К тому же вместе мылись и хозяева и работники – вот и пандемия!

6. А знаете ли вы, что самая короткая война в истории длилась 38 минут? Эта война произошла между Англией и султанатом Занзибар (это в Африке, с 1964 года Занзибар является частью Объединённой Республики Танзания) 27 августа 1896 года.

Конфликт начался из-за того, что новый правитель Занзибара, Халид ибн Баргаш, решил прекратить сотрудничество с Великобританией и сблизится с Германией. Такое решение никак не устраивало англичан, и они выдвинули ультиматум, согласно которому 27 августа в 9.00 Занзибар должен был сдаться. Однако этого не произошло. Армия, собранная султаном Занзибара, состояла из 2800 человек, а его флот из одного корабля с одним орудием. Что и говорить, англичане нанесли сокрушительное поражение Занзибару. В этой войне было насчитано 570 погибших и все со стороны Занзибара. С начала конфликта до полной победы англичан прошло ровно 38 минут.

Знаете ли вы,что…

7. А знаете ли вы, что никаких «потемкинских деревень» не было? Это – исторический миф. После присоединения к России Крыма в 1783 году Екатерина II вместе с князем Г.А. Потемкиным, иностранными дипломатами и императором Иосифом II посетила юг страны. Об этой поездке бытует легенда, что Потемкин велел расположить вдоль пути следования декорации зажиточных домов, а одних и тех же празднично одетых крестьян и одно единственное стадо скота перемещать впереди императорского кортежа.

На самом деле миф о «декорациях» возник еще до отъезда из столицы. Авторами, как считают, были канцлер А.А. Безбородко, вечный оппозиционер Потемкина, и граф П.А. Румянцев, генерал-губернатор Малороссии, т.е. естественный соперник новороссийского наместника. А Европу познакомил с этим мифом саксонец Гельбиг в гамбургском журнале «Минерва». Он, видимо, выполнял разведывательную миссию в России, но значительно позже поездки 1787 году, т.е. не мог быть свидетелем. Но ложь о Потемкине пошла гулять по свету. Уж очень хотелось представить Россию дикой и отсталой.

8. А знаете ли вы, что пневматические шины изобрел ветеринар? Ветеринаром этим был англичанин Джон Данлоп. Он практиковал в Белфасте. Сам много ездил на велосипеде по окрестностям, выполняя свои обязанности, а его сын катался на трехколесном велосипеде. Тогда по краю обода закреплялся узкий слой резины для амортизации. Но не зря велосипед звали «костотрясом» – на камнях седока очень трясло, а в земле колеса проваливались. Глядя на сына, Данлоп решил модернизировать колеса, сделав ход мягче, и чтобы на дорожках не оставалось борозд от колес. Диск колеса обернул несколькими склеенными слоями резины, в которые накачал воздух. Сын был в восторге. Ход велосипеда стал легким, колеса не вязли, а тряска исчезла.

9. А знаете ли вы, что достижения Чарльза Дарвина покажутся еще более поразительными, если учесть, что на протяжении сорока с лишним лет он страдал от тяжелейшего заболевания, практически не позволявшего ему работать. Дарвина постоянно мучили головные боли, приступы тошноты, боли в животе и сердце, и все это сопровождалось безумным упадком сил. Знаменитый ученый мог работать максимум два часа в день – приходилось соблюдать строжайший режим. Состояние Дарвина ухудшалось от малейшего волнения – даже получасовой разговор с кем-нибудь мог вызвать очередной приступ.

Знаете ли вы,что…

10. А знаете ли вы, что такое «ежовые рукавицы»? А кого ими надо держать? И не из ёжиков ли их делают? Смысл выражения понятен – держать кого-то жёстко, на «коротком поводке», не допуская слабины. После печально памятного сталинского правления утвердилось мнение, что выражение пошло от наркома НКВД Ежова. В 30-х годах он прославился своими репрессиями. Образ закрепил плакат художника Ефимова «Ежовые рукавицы». На нем нарком держит в колючих (всё-таки из ежей?) рукавицах многоголовую гидру – олицетворение троцкистов и бухаринцев.

11. А знаете ли вы, что слово «тариф» происходит от названия одноименного острова близ Гибралтарского пролива? Остров, в свою очередь, получил свое название от расположенного тут же, недалеко, на берегу Средиземного моря, города Тариф. В те времена, когда по обе стороны пролива хозяйничали предприимчивые арабы, они, разумеется, старались извлечь максимальную выгоду из своего положения: с каждого корабля, проходившего через пролив, по специальной таблице взималась пошлина – в зависимости от качества и количества груза. Делали это арабы, как вы уже догадались, на острове Тариф. Кроме того, платой облагалась и стоянка в порту на острове Тариф.

Впоследствии таблицы для взимания разных видов сборов стали использоваться и в других странах – так слово «тариф» стало международным.

Знаете ли вы,что…

12. А знаете ли вы, что слово «танк» (англ. tank) , изначально не означало бронированную боевую машину как сейчас, а значило лишь то, что понималось под словом tank в английском языке – т.е. «цистерну» или «бак». В этой путанице «виновата» секретность. Во время Первой мировой войны английское командование не могло допустить, чтобы информация о первых «сухопутных судах» оказалась в распоряжении Германии. Поэтому, так или иначе и на заводах по изготовлению танков, и на железной дороге, по которой их отправляли на фронт, распространялась информация, что это мобильные водяные резервуары, цистерны для нужд фронта (а в некоторых источниках говорится, что даже уточнялся получатель – Российская Империя – на них даже писали «Осторожно, Петроград!»).

13. А знаете ли вы, что выражение «проходить красной нитью», которое употребляют, когда хотят подчеркнуть основную мысль в каком-то произведении, пришло к нам из Англии, а точнее – с английского флота. При чем же тут флот? Дело в том, что по указанию Адмиралтейства в 1776 году во все корабельные канаты для военного флота на фабриках, где их производили, стали вплетать красную нить по всей длине этих канатов. Вытащить эту нить можно было, только распустив весь канат. Таким образом, боролись с воровством: ведь по наличию в канате красной нити можно было совершенно точно установить его принадлежность английской короне, то есть государству.

14. А знаете ли вы, что слово «лимузин» первоначально означало балахоны, плотно закрывавшие все тело, которые носили пастухи области Лимосен, что во Франции. До французской революции Лимосен был одной из провинций Франции.

Знаете ли вы,что…

15. А знаете ли вы, что название музыкального инструмента «саксофон» складывается из двух слов: «сакс» – от фамилии изобретателя и греческого «фон», что означает звук. Саксофон был изобретен в 1841 году Адольфом Саксом – бельгийским музыкантом. Правда сам он постеснялся назвать придуманный им инструмент своим именем, а дал ему название «мундштучный офиклеид». Название же «саксофон» было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом – видимо произносить слова «мундштучный офиклеид» все же было крайне неудобно.

16. А знаете ли вы, что слово «хулиган» – это ирландское имя собственное. Семейство с такой фамилией обитало в середине XIX века в городе Саутверке и так часто оно привлекало внимание полиции, что в конце концов стало нарицательным, обозначая шумного нарушителя общественного порядка.

17. А знаете ли вы, что слово «трагедия» буквально означает «козлиная песня» или «песня в честь козла». Слово это появилось в античности и изначально было связано с религиозными ритуалами в честь бога Диониса и вечных его спутников – жизнерадостных божеств плодородия – Сатиров. Сатиры обладали торсом, головой и руками человека, а задняя часть туловища им досталась от козлов. Греки устраивали шествия и распевали в честь сатиров песни, которые назывались tragodia – те самые песни в честь козла.

18. А знаете ли вы, что на острове Новая Гвинея чудом уцелели племена, избравшие качественно иные способы существования мужчин и женщин. Эти племена называются тхамбули, арапеш и мундугумор.

У тхамбули женщины энергично руководят делами племени. Они обладают признанным авторитетом и определяют такие важные дела, как, например, заключение брака. Этнографы описывают этих женщин как очень самостоятельных, надёжных, добродушных и приветливых. Зато мужчины племени тхабули несдержанны, капризны и недоверчивы, а в отношениях к женщинам неуверенны и робки; они вырезают по дереву, ткут, музицируют, рисуют, украшают свои тела и находятся в финансовой зависимости от женщин.

У племени арапеш как мужчины, так и женщины по нашим меркам женственны и противоположности между ними выражены в малой степени. Особенность этого племени в заботливом уходе. Эта деятельность характерна равным образом для обоих полов в отношениях друг к другу, в воспитании детей и уходе за полями. Женщины племени арапеш носят ребёнка на груди, кормят в любое время, как только младенец потребует пищу. Всё племя относится к детям как к чему-то очень драгоценному, что нужно очень беречь.

Маскулинное племя мундугумор – прямо противоположно. Все женщины там – как мужчины. Они так же агрессивны, драчливы, безжалостны. Они так же охотятся, так же воюют. Они презирают детей и гнушатся беременности. Младенца они носят не на груди, а в корзине за спиной и кормят его не тогда, когда он пожелает, а лишь когда сами сочтут необходимым. Когда дети дерутся, папы и мамы их не разнимают, а, стоя вокруг, лишь науськивают друг на друга. Скромного, застенчивого человека воспринимают там как ненормального и третируют, а жестокого, грубого – как идеал.

Знаете ли вы,что…

19. А знаете ли вы, что лапша быстрого приготовления имеет долгую историю? Историки считают, что первым таким продуктом была лапша Е-фу. Она появилась в Китае в XVI веке. Сохранились свидетельства, что в городе Янчжоу повар магистрата заранее запасал сильно обжаренную лапшу. Перед подачей на стол ее клали в горячий бульон.

Привычную для нас лапшу быстрого приготовления создал Андо Момофуки. В Японии после второй мировой войны остро стояла продовольственная проблема. Из США начала поступать гуманитарная помощь в виде пшеницы. Момофуки пытался получить лапшу из пшеницы, которую можно было бы хранить и быстро приготовить. Андо приготовил тесто, раскатал его и нарезал лапшу. Лапшу замочил в бульоне со специями, обжарил во фритюре и высушил. Это произошло в 1958 году. Продукт был назван «Рамэн из курятины».

Интересный факт: первую партию лапши Момофуки не смог продать, несмотря на очень низкую цену. Тогда изобретатель… поднял цену. Так продукт стал эксклюзивным и его оценили. Позднее лапшу стали продавать в стаканчике.

Знаете ли вы,что…

20. А знаете ли вы, что слово «колготки» – чешского происхождения и дословно переводится как «штаны» («колготки» по-чешски будут «пунчохи» или «калготы пунчохове»)? А пользуемся мы чешским словом, потому что именно из Чехословакии пришло к советскому человеку это чудо-изобретение. В любимых в нашей стране ГОСТах правда долго держалось другое название – «чулковые рейтузы», но иностранное название нам же всегда приятнее.

Вообще жизненная необходимость в колготках возникла в 60-е годы ХХ века, когда, благодаря английскому дизайнеру Мэри Квант, женщины познакомились с мини-юбками – до этого все прекрасно обходились чулками (сначала шелковыми, потом нейлоновыми, а потом лайкровыми).

21. А знаете ли вы, что парики, как украшение для головы, человечество использует с глубокой древности? Чтобы быть схожим с сильным быком или же с быстрым орлом, наши далекие предки сдирали с пойманной добычи часть шкуры или кожи и смолой крепили себе на голову. Такое украшение стало символом положения в первобытном обществе. Со временем «звериные» парики из моды вышли. Хотя как отголосок тех нравов – рога на шлемах скандинавских воинов всем известны.

Знаете ли вы,что…

22. А знаете ли вы, что раньше зубные протезы делались из… зубов? Дело в том, что зубы не способны к самовосстановлению, и заменить их при невысоком развитии технологии достаточно проблематично. Ведь зубная эмаль – самая твердая ткань нашего организма. Поэтому-то стоматолог и лечит зубы буром, рабочая часть которого сделана из алмаза. Но если от больного зуба можно избавиться удалением, что доступно и в «походных условиях», то получившуюся дырку в ротовой полости чем попало не заполнишь!

Историки приводят свидетельства того, что в Египте еще пять тысяч лет назад был найден простой способ замены собственного зуба. Богачу вставляли зуб, взятый у другого человека: обычно у раба или бедняка. Фараоны же вставляли имплантаты, выполненные из слоновой кости. Крепились вставные зубы к собственным золотыми проволочками.В других странах в древности зубные протезы делали из панциря морских мидий, из звериных зубов, из кварца и аметиста.

23. А знаете ли вы, что детские ходунки, выглядящие как вполне современное изобретение, были известны еще в далеком XVII веке? Причем вариантов их исполнения было множество. Одни могли выглядеть как табурет, в центре сидения которого имелась дырка, в которую вставлялся ребенок, а к ножкам были привинчены колесики. Другие напоминали круглую плетеную юбку с колесами. Независимо от конструкции, все типы подобных устройств надежно крепились к талии пошатывающегося младенца, засунутого в середину. В отличие от современных версий, правда, ходунки XVII века не имели никаких сидений, поэтому утомившийся от ходьбы младенец не имел ни малейшей возможности присесть и отдохнуть.

24. А знаете ли вы, что первый пазл появился на свет около 1760 года и вовсе не был предназначен для игры – он использовался сугубо в образовательных целях – на уроках географии. Все первые пазлы представляли собой географические карты, которые наклеивались на доски, а потом распиливались по границам стран. Ученики, составляя картинку, играючи запоминали расположение разных государств. Впоследствии в обучении такие карты применяться перестали и превратились просто в вид развлечения.

Вопросы к викторине

«Знаете ли Вы….».

    Цветами какого растения украшала свою причёску королева Франции?

Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, как известно, носила цветки картофеля в волосах, в качестве украшения.

    Что носили рыцари на груди как талисман?

В армиях Древней Греции и Рима в пищу солдатам клали очень много лука. Считалось, что лук возбуждает у людей силу, энергию и храбрость. В средние века рыцари, закованные в латы, носили на груди талисман - обыкновенную луковицу. Луку тогда приписывали чудесное свойство: предохранять воинов от стрел, от ударов мечей.

    Какое растение используют в Индии для ловли обезьян? Высохший плод тыквы, предварительно проделав в нем необходимой величины отверстие, размещают в нужном месте. А внутрь бросают орех. Обезьяна, увидев лакомство, просовывает в дыру руку и хватает орех. Но вот вытащить не может, так как ладонь + орех больше размера отверстия. И обезьяна не может отпустить добычу, даже видя, что ее сейчас поймает охотник.

    Какое растение в средние века считалось лакомством гномов?

С глубокой древности морковь была одной из самых распространённых овощных культур. В средние века её называли лакомством гномов. Бытовало даже поверье, что, если очень повезёт, можно обменять её у этих маленьких гурманов на золотой слиток.

    В какой стране огурцы растут в лесу, обвивая растения как лианы?

Огурцы известны как овощное растение около шести тысяч лет. Родина огурца - северо-западная Индия. Плод огурца, как и тыквы, - ягода. В Индии дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы.

    Какой овощ в России в старину называли «чёртовым яблоком»?

Крестьяне называли картофель «чёртовым яблоком» и считали большим грехом употребление его в пищу. В середине ХIX века по России прокатилась волна «картофельных бунтов». Особенно быстро стали увеличиваться площади под картофель в 1840-1842 годах. 24 февраля 1841 года вышло распоряжение российского правительства «О мерах к распространению разведения картофеля». Тиражом в 30 000 экземпляров по всей России разослали бесплатные наставления по правильной посадке и выращиванию картофеля. Ежегодно всю информацию о выращивании картофеля губернаторы отсылали в Петербург. К концу XIX века в России им было занято более 1,5 млн. га. В России в XIX - XX веках считался «вторым хлебом», то есть одним из основных продуктов питания

    Какой овощ был любимым у Наполеона?

Фасоль. Причём перепробовал Наполеон многие виды этого растения из семейства бобовых, широко распространённого в тропиках Америки, Азии и Африки. В России фасоль появилась во второй половине XVI века и вначале возделывалась как овощное и декоративное растение, позднее - как зерновая культура. Наполеон часто питался фасолью, заправленной маслом и зелеными овощами.

    Какой овощ приносили на золотом блюде в жертву богу Аполлону?

Особым почетом пользовалась редька в Древней Греции.
Есть легенда о том, что Аполлон, родственник бога врачевания Эскулапа, оценил редьку на вес золота, свеклу - на вес серебра, а морковь - на вес олова.
В Дельфийском храме редька считалась одним из изысканных кушаний, и ее подавали не иначе, как на золотом блюде. Желая поднести Аполлону приятный дар, греки всегда приносили ему золотую редьку, серебряную свеклу и оловянную морковь.

    Какой овощ называл Пифагор королём всех пряностей?

Чеснок известен с древнейших времен. Родиной его являются степи Средней Азии, откуда он распространился в Египет, Западную и Центральную Европу около 5000 лет тому назад. Пифагор назвал чеснок королем всех пряностей. В Древней Греции и Риме его использовали в жертвоприношениях, применяли в пищу и рекомендовали для лечения многочисленных болезней. Египетские фараоны приказывали своим рабам есть чеснок, чтобы они сохраняли силу и были выносливыми. В Древнем Риме чеснок входил в обязательный рацион воинов, так как, по мнению римлян, кроме целебных свойств он обладал способностью придавать мужество и отвагу. Древняя китайская медицина рекомендовала чеснок как целебное средство при заболеваниях органов дыхания, пищеварения, во время эпидемий чумы и холеры. В русском старинном травнике говорится о том, что этот овощ "почитается всеобщим предохранительным лекарством от яда, угрызения змей, прилипчивых и заразительных болезней, а наипаче от чумы". Славяне называли его "змеиной травой".

    Кто придумал слово «витамин»?

Фактически сложное слово витамин не придумал, а образовал учёный-биофизик Казимир Функ. Первая часть слова от латинского вита -- "жизнь", вторая -- химический термин амин, вещество амин, содержащееся в оболочке рисового зерна, недостаток которого, как заметил ученый, вызывает заболевание у голубей. Функ проделал множество опытов с голубями, скармливая им очищенный и неочищенный рис, чтобы раскрыть тайну рисовых отрубей. Он сумел выделить желтые кристаллики, обладающие великой жизненной силой. Ученый задумывается над названием, которое нужно дать этому "нечто", этому жизненно необходимому веществу. И вот он решает: пусть это очень ценное вещество называется витамин. Так появилось слово витамин

    В какое время года на Руси готовили студень и почему?

Его готовили только зимой, т.к. студень должен быть холодным, иначе он растечётся по тарелке, так что летом студень по понятным причинам не делали, его невозможно было хорошо охладить.

    Сколько видов щей умели готовить наши предки?

Свыше 60 видов: щи кислые с мясом, рыбой, головизной, грибами, снетками, щи суточные, ленивые, щи зеленые, щи из крапивы с говядиной и т.д.

    Что называли «ухой» в старину?

Название «уха» закрепилось исключительно за рыбным бульоном только с конца 17 – начала 18 вв. В 11 –12 вв. «ухой» называли также навар из мяса, в 16 – 17 вв. – из курицы.

    Какие каши любил употреблять в пищу Пётр I?

Любимым кушаньем у Петра I были ячневые каши.

    В русской кухне каши издавна делились на несколько видов, в зависимости от своей консистенции. Назовите эти виды каш.

1. кашицы – жиденькие кашки; 2. размазни – вязкие каши; 3. крутые, рассыпчатые каши.

Подготовила

учитель начальных классов МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»

Мухина Валентина Александровна

Форма проведения: экологическая игра.

Цели: пробуждать интерес к экологии; воспитывать экологическую культуру; развивать мыслительную деятельность.

Дышит, растет,

А ходить не может. (Растение)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает.

Весной оживает. (Лес)

Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель, сосна)

Стоят столбики белены,

На них шапочки зелены. (Березы)

Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане,

В зеленом полушалке.. (Береза)

Никто ее не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

На лесной поляне

Красуется Татьяна:

Алый сарафан,

Белые крапинки. (Земляника)

1. Кто носит шляпку на ноге? (Гриб)

2. Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).

3. Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

4. Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).

5. Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны).

6. Какие грибы раньше засаливали целыми бочками и ели с картошкой всю зиму? (Грузди).

1. Трава от 99 болезней (зверобой)

2. Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).

3. Это растение с шипами и красивыми цветами, придаёт человеку силы и снабжает организм витаминами. (Шиповник)

4. Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, мать-и-мачеха).

5. Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).

6. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придаёт приятный запах и свежесть зубной пасте (Мята).

7. В этом растении много аскорбиновой кислоты, каротина. Витамина К, способствующих свёртыванию крови. В медицине она применяется как поливитаминное средство, при лёгочных, кишечных и других кровотечениях, при диабете. (Крапива)

8. Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку? (Соком чистотела).

9. Плоды какого фрукта являются источником витамина С? (лимон).

10 . Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

11. Быстро убивают вредные бактерии. (Лук, чеснок).

12. Соком этого комнатного растения закапывают в нос при насморке. (Алоэ)

1. Кто быстро бежит в гору, а с горы - кубарем? (Заяц.)

2. Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)

3. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)

4. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

5. Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

1. Почему у деревьев весной клейкие листочки? (Смолистые вещества защищают их от заморозков).

2. Почему медуницу называют «цветок-букетик»? (На веточке цветки голубого, розового, фиолетового цветов).

3. Почему древесина не тонет в воде? (В древесине есть воздух).

4. Почему листья на верхушке дерева опадают последними? (Они моложе остальных).

5. Почему облака двигаются по небу? (Благодаря движению воздуха).

6. Почему весной нельзя охотиться на пушных зверей? (Появляются детёныши).

7. Почему говорят: «Волка ноги кормят?» (В отличие от других животных, он не стережёт добычу, а догоняет).

8. Почему в сильные морозы птицы прячутся под снегом? (От холода, в снегу много воздуха, он сохраняет тепло).

1. Веришь ли ты, что перевязывать можно рану тонкой свежей корой липы, сосны, а болотный мох остановит кровь? (Да).

2. Веришь ли ты, что подорожник американские индейцы назвали следами бледнолицых? (Да).

3. Веришь ли ты, что лекарственные растения нужно собирать в сухую нежаркую погоду? (Да).

4. Веришь ли ты, что клюкву и крыжовник называют северным лимоном? (Да).

5. Веришь ли ты, что у птиц бывает зуб? (Да, у птенцов есть на клюве шишечка, им птенец разбивает скорлупу).

6. Веришь ли ты, что дрова, заготовленные зимой, сухие и горят лучше дров, заготовленных летом? (Да, дерево зимой «спит» и не впитывает влагу).

1. Когда старое дерево сгнивает, образуется удобрение, а когда камень разрушается-образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?

2. Известно, что почва, осадки, солнце – объекты неживой природы. Цветок, пчела и человек - объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?

3. Что приближает наступление осени: затяжные летние дожди или изменение положения солнца на небосклоне?

4. Почему у двух растущих рядом берёз разная окраска листьев, а у отдельно стоящих клёнов одинаковая?

5. Может ли быть на одной веточке цветок и плод?

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

Сказка леса

Из душистых веток сплетена завеса,

Не пускают ветра сосны к сердцу леса...

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,

Свежий и прохладный, чистый и блестящий...

И, пугливо прячась в травке побережной,

В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса

Дремлющую сказку - сказку в сердце леса...

В лесу

Много в лесу

Черники; снесу

Моей маме.

Вот еще кочка.

Я не боюсь!

Нет ли грибочка?

Ну-ка, нагнусь.

А вон на елке

Дятел сидит,

В дереве щелки

Важно долбит.

Видно, на ужин

Жук ему нужен

Ирина Шелковникова
Викторина «А знаете ли вы сказки?» для детей старшей группы

Цель: продолжать прививать интерес к театральной деятельности.

Задачи:

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям через развитие интереса к сказкам;

Учить отвечать на вопросы, используя разные виды предложений;

Пополнять словарь детей новыми словами: лакеи; развивать память, воображение, мышление, связную речь;

Продолжать работу по формированию интереса к книге;

Воспитывать дисциплинированность.

Предварительная работа: знакомство со сказками, раскрытие основной идеи сказок; подготовка к разыгрыванию фрагментов сказок.

Оборудование: звукозапись для физ. минутки; эмблемы для команд (мышки, котята,разрезанные иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», «Красная шапочка», шапки-маски сказочных героев: волка, Красной шапочки, медведя, Маши.

Ход занятия

1. Орг. момент. Постановка целей занятия.

Ребята! Сегодня мы узнаем, кто же настоящий знаток сказок и сказочных героев. Для этого мы разбились на 2 команды «Котят» и «Мышек». Но прежде чем нам начать нашу игру ответьте на мои вопросы.

Вы любите сказки?

Какая сказка ваша самая любимая?

Какой герой сказок вам нравится больше всех?

Только давайте с вами договоримся, что отвечать на мои вопросы можно только с поднятой рукой, не выкрикивая. За правильный ответ я буду вам давать вот такие награды, а по окончанию мы посмотрим, у кого их больше, та команда и выиграла.

2. Основная часть.

Первое задание. Я буду показывать сказочных героев, а вы попробуйте отгадать, из какого же они произведения, выберите лишнего героя:

1)Кот, Петух, Осел, Пес, Мышь.

(Бременские музыканты).

2)Дед, Баба, Курочка, Мышка, Лягушка.

(Курочка Ряба).

Второе задание: А теперь, попробуйте вспомнить, как называется сказка, из которой эти строки:

1) “– Если ты опоздаешь хоть на одну минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице”. (“Золушка”.)

Ребята, а кто знает, что обозначает слово ЛАКЕИ? Лакей – это домашний слуга, так называли людей которые выполняли поручения хозяев.

2) «Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда, сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери…» (Гуси-лебеди)

3)«. Выросла сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошел дед … рвать: тянет - потянет, вытянуть не может.»

4)“-Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть, кот будет петь и на скрипке играть, собака – петь и на барабане играть, а я буду на гитаре играть. – Что ж, – говорит петух, – пойдем. Пошли они вместе”.

(“Бременские музыканты”.)

Третье задание:

Ответьте на вопрос:

1) Кто помог сбежать Дюймовочке от мыши? (Ласточка).

2) Кто помог бабе и деду разбить золотое яйцо? (Мышка).

3) Что потеряла Золушка?

4) Кто съел Колобка?

Физкультминутка: с музыкальным сопровождением.

Четвёртое задание : Отгадайте загадки:

1)Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

(Айболит)

2) На сметане мешён,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился…

(Колобок)

Пятое задание: многие художники иллюстрировали сказки, т. е. создавали иллюстрации-рисунки к самым ярким эпизодам, сценам. Вот и у меня есть 2 иллюстрации, поможете мне их собрать? Вот когда мы их соберём, тогда и узнаем какой фрагмент сказки подготовила для нас каждая команда. Какая команда первая соберёт картинку, та и покажет свой фрагмент из сказки первой.

3.Театрализованная постановка фрагментов из сказок.

Шестое задание :

Первыми покажут свой фрагмент из сказки команда «…».А вы внимательно смотрите и попробуйте угадать из какой же сказки этот фрагмент.

Маша: Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

Медведь : Нет,- ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.

Маша : Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Медведь: Ладно, давай короб!

Ребята, догадались, что это за сказка (Да, Маша и медведь).

А теперь покажет другая команда фрагмент из своей сказки.

Главная героиня этой сказки попала в интересную историю, она решила проведать свою бабушку, пошла через лес и вот что с ней приключилось…

Волк : куда ты идёшь, девочка?

Красная шапочка : Иду к бабушке и несу ей гостинцы.

Волк: А далеко ли живёт твоя бабушка?

Красная шапочка : В деревне, за мельницей, в первом домике с краю.

Волк: Я тоже хочу проведать твою бабушку…

Ребята, а теперь догадались о какой сказке идёт речь (Да, Красная шапочка).

4. Подведение итогов .

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Молодцы ребята, вы справились со всеми моими заданиями. Давайте сосчитаем сколько заработала наград каждая команда. У какой команды больше наград. Ребята нужно слушать, смотреть и читать много сказок. Давайте будем просить мам, бабушек, чтоб они вам читали новые и интересные сказки. Тогда мы будем начитанные, умные, будем знать много-много сказок.

Вам понравилось играть? И мне очень понравилось как вы играли, отвечали на вопросы, показывали нам фрагменты из сказок.

А какое задание понравилось больше всего?

А сейчас попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу, а вечером я расскажу вам новую сказку.