Задания школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

2012 – 2013 учебный год

9 класс

    Знание текстов художественных произведений

1. Кто из поэтов так говорит о своем творчестве, заслугах, целях творчества?

      …первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге,

И истину царям с улыбкой говорить.

Но я живу, и на земле мое

Кому – нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок.

В моих стихах; как знать? Душа моя

Окажется с душой его в сношеньи,

И как нашел я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.

2. О каких героях каких произведениях идет речь?

      Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что! Это их дело. Это – таки и наука не дворянская. Дворянин только скажи: свези меня туда. Свезут, куда изволишь. Мне поверь… то вздор, чего не знает сын.

      От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.

(Максимальное количество баллов – 4 балла)

3.1 Свежо предание, а верится с трудом.

3.2. Человек создан для счастья, как птица для полета.

      И крестьянки любить умеют.

      Рожденный ползать летать не может.

4. Узнай произведение по его началу, назови автора.

(Максимальное количество баллов – 6 баллов)

4.1 Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

Струи Арагвы и Куры

Был монастырь…

      Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!

      Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов отрада,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют,

И классы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

    Историко – литературные задания.

1. Что объединяет поэтов трех разных времен: Горацио, Г.Державина, А С.Пушкина? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

2. Перечислите 3 произведения древнерусской литературы разных жанров. (Максимальное количество баллов – 3 балла )

3. Как называется сборник Н.В.Гоголя, в который вошли произведения «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

(Максимальное количество баллов – 1 балл)

    Знание теории литературы

1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3 балла)

Море блеска, гул, удары,

И земля потрясена, -

То стеклянная стена

О скалы раздроблена,

То бегут чрез крутояры

Многоводной Ниагары

Ширина и глубина!

(Н.М.Языков «Водопад»)

2. Определите жанры следующих произведений:

«Русский язык» И.С. Тургенева, «Недоросль » Д.И.Фонвизина, «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, «Медный всадник » А.С. Пушкина, «Море» В.Жуковского. (Максимальное количество баллов- 5 баллов)

3. О каком литературном понятии идёт речь: Это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления? Приведите пример. (Максимальное количество баллов – 2 балла)

    Литература и другие виды искусства.

1. Какие стихи М.Ю.Лермонтова положены на музыку?

(Максимальное количество баллов – 2 балла)

2. Назовите художественные фильмы, созданные по произведениям А.С.Пушкина . (Максимальное количество баллов – 3 балла)

    Комплексный анализ прозаического произведения

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

Воробей.

Возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1878

Интерпретация лирического произведения

П.Вяземский

Кокетничает осень с нами:

Красавица на западе своем

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днем.

И вот я, волокита старый,

Люблю ухаживать за ней

И жадно допивать, за каплей каплю, чары

Прельстительной волшебницы моей.

Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.

И тем дороже мне, чем ближе их утрата,

Еще душистее цветы ее венка,

И в светлом зареве прекрасного заката

Сил угасающих и нега и тоска.

Члены предметно – методической

комиссии Роспись

1.Стерлева Е.Ю. - методист управления образования

2.Зубова В.П. – учитель МБОУ «СОШ №3» г. Строитель

3. Загородняя Л.Н. – учитель МБОУ «СОШ №3» г. Строитель

4. Романькова Н.В. – учитель МБОУ «Томаровская СОШ №1»

5. Симонова Е.В. – учитель МБОУ «Кустовская СОШ»

6. Коленченко Н.И. – учитель МБОУ «СОШ №2» г. Строитель

7. Золочевская Я.Р. – учитель МБУ «СОШ №»» г. Строитель

8. Старшова С.Н. – учитель МБОУ «СОШ №1» г. Строитель

9. Гажа Н.С. - учитель МБОУ «СОШ № 1» г. Строитель

10. Стародубцева О.И. – учитель МБОУ «Яковлевская СОШ»

11. Кохан Н.Л. - учитель МБОУ «Томаровская СОШ №2»

12. Жукова Н.В. – учитель МБОУ «Дмитриевская СОШ»

13. Моргунова И.А. – учитель МБОУ «СОШ №2» Г. Строитель

Критериии оценивания

заданий школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

9 класс

2012 – 2013 учебный год

I . Знание текстов художественных произведений

1. 1.1 1балл

2 . 2.1 1 балл (герой) +1 балл (название произведения)

2.2 1 балл (герой) +1 балл (название произведения)

3. 3.1 1 балл

II

    Знание теории литературы

2. 5 баллов

3. 1 балл (название определения) + 1 балл (пример)

V . Комплексный анализ прозаического произведения

Первый вариант (комплексный анализ художественного текста)

Глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции,

стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов ;

до 10 баллов;

до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 40.

Второй вариант (интерпретация поэтического текста)

При оценке работы учитываются:

Глубина и самостоятельность понимания проблемы – до 10 баллов;

Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-

синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов;

Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать

баллов;

Композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады

(логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов .

Общая сумма баллов – 40.

Максимальное количество баллов – 76 баллов

ОТВЕТЫ

на задания школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

9 класс

2012 -2013 учебный год

I . Знание текстов художественных произведений

1.1 Г.Державин

1.2 Е.Баратынский

2.1 г-жа Простакова (Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

2.2 Владимир Дубровский (А.Пушкин «Дубровский)

3.1 Чацкий (А.Гибоедов «Горе от ума»)

3.2 А.Чехов

3.3 Н.Карамзин («Бедная Лиза»)

3.4 М.Горький («Песня о Соколе»)

4.1 М.Лермонтов «Мцыри»

4.2 Н.Гоголь «Невский проспект»

4.3М.Ломоносов «Ода на день восшествия…»(1747)

II . Историко – литературные задания

1. Стихотворения «Памятник».

3. «Миргород»

    Знание теории литературы

1. Гипербола, олицетворение, эпитет.

2. «Русский язык» И.С.Тургенев - стихотворение в прозе.

«Недоросль» Д.И. Фонвизин – комедия

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзин – повесть

« Медный всадник» А.С.Пушин – поэма

«Море» В.А. Жуковского – элегия

3. Эпитет. Например, ясный сокол.

    Литература и другие виды искусства

    «Парус», «Утес» («Ночевала тучка золотая»).

    «Барышня – крестьянка», « Станционный смотритель», «Дубровский», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».


Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь… (Лермонтов М. Ю. «Мцыри»)


  1. Сколько стоит книга, если за нее надо заплатить два пятиалтынных? Алтын – это сколько? (Два пятиалтынных – это тридцать копеек. Алтын – это старинная монета в три копейки)

Исключи 4-е лишнее


  1. КОФЕ, ТАБУ, СИРОТА, КРУИЗ, ТЮЛЬ, ШАМПУНЬ. (сирота – общий род).

  2. Сидеть на мели. Сидеть на берегу. Сидеть на чемоданах. Сидеть в печенках. (Сидеть на берегу – не является фразеологизмом)

  3. Найдите четвертое лишнее слово. Аргументируйте свой выбор.
Зодчий, редька, след, усадьба.

(Лишнее слово - усадьба, так как только в нем буква д обозначает звонкий звук [ д], в остальных трех словах [ д] оглушается и звучит как [т])


  1. ВОЛЕЙБОЛ, ГИМНАСТИКА, ФУТБОЛ, БАСКЕТБОЛ (гимнастика, все остальные слова заимствованы из английского языка).

  2. Проведите соответствие
1. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» 1. Поэма

2. П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» 2. Повесть

3. И. А. Крылов «Волк на псарне» 3. Сказка

4. «Повесть временных лет» 4. Летопись

5. А. П. Чехов «Хирургия» 5. Сказ

6. Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» 6. Баллада

7. Р. Стивенсон «Вересковый мёд» 7. Басня

8. В. А. Жуковский «Спящая красавица» 8. Рассказ

(1-2, 2-5, 3-7, 4-4, 5-8, 6-1, 7-6, 8-3)


  1. Какие фразеологизмы из второго столбика являются антонимами к фразеологизмам первого столбика?

1. На руках носить;

А) Переливать из пустого в порожнее;

2. Бить баклуши;

Б) Работать с огоньком;

3. Черепашьим шагом;

В) Взять себя в руки;

4. Сидеть на чужой шее;

Г) Держать в ежовых рукавицах;

5. Выйти из себя;

Д) Своим горбом наживать;

6. Говорить по существу

Е) Мчаться сломя голову

1.Г; 2.Б; 3. Е; 4.Д; 5.В; 6.А

  1. Одна из глав романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» называется «Союз меча и орала». Что обозначает слово орало ? Каково значение устойчивого выражения перековать мечи на орала ? Назовите источник этого фразеологизма. (Орало - плуг, приспособление для вспашки земли. «Перекуем мечи на орала» - лозунг перехода от войны к мирной созидательной жизни. Библейское происхождение)

  1. Уже 3 века этот герой известен всем. В. Г. Белинский так писал о нем: "Вот молодой человек, сын великого царя, наследник его престола, увлекаемый жаждой знания, проживает в чуждой и скучной стране... Вернувшись на родину, этот принц становится убийцей - вольным или невольным - матери, отчима, возлюбленной, ее отца, брата». Назовите его имя. (Гамлет)

  1. Говорят, что один из молодых дворян узнал себя в герое этого произведения и до того был потрясён, что бросился в ученье, учился дома и за границей, изучил языки, философию, историю живописи, стал художником и в конце концов – президентом академии художеств. Это был Николай Алексеевич Оленин. Назовите произведение, которое так потрясло Н. А. Оленина.
    («Недоросль» Фонвизин).

  1. Напишите слово, взяв 3-й звук от слова редька , ударный гласный от слова позвонит , 4-й звук от слова съехал , 3-ю букву от слова юмор . (Тихо).

  1. Разберите по составу слова опростоволоситься, тихохонько . (О-прост-о-волос-и-ть-ся, тих-охоньк-о).

  1. Найдите и выпишите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
Дом царевна обошла

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

(Убрала – взобралась, засветила – свечку)


  1. Выпишите грамматическую основу предложения из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(Царица хохотать, пожимать, подмигивать, прищелкивать, вертеться)


  1. Составьте словосочетания со словами дуло, рву, тепло – так, чтобы эти слова были разными частями речи. Как называются эти слова с точки зрения лексики? (Дуло пистолета – из окна дуло; рву васильки – во рву много воды; тепло одеваться – беречь тепло. Эти слова называются омоформы)

  1. В устойчивых выражениях одно слово употреблено неверно, его следует заменить
Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.

(Кот в мешке. Как с гуся вода. Лебединая песня. Львиная доля. Ослиное упрямство. Стреляный воробей. Подложить свинью. Медвежья услуга.)


  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.

    1. В этом стихотворении выполняют большую роль метафоры и эпитеты.

    2. Пассажир обязан оплатить за проезд и провоз багажа.

    3. В спектакле впервые дебютировала молодая актриса.
(Выполняют – играют, оплатить – заплатить, впервые дебютировала - дебютировала)

  1. Исключите 4-е лишнее. Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка (китайка, оно однозначное и не может обозначать одушевлённое лицо и неодушевленный предмет).

  2. Исключите 4-е лишнее. Уйти в свою скорлупу, отгородиться китайской стеной, вариться в собственном соку, прожигать жизнь (прожигать жизнь – этот фразеологизм является антонимом по отношению ко всем остальным)

  3. Исключите 4-е лишнее. «Саша», «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Бахчисарайский фонтан» («Бахчисарайский фонтан» не принадлежит Некрасову Н. А.).

  4. Проведите соответствие.
1.Птицы одинакового оперенья держатся 1. Когда рак на горе свистнет.

2. Когда море вернёт всех погибших в нём. 2. Будет и на нашей улице праздник

3. Для каждой собаки наступит её день. 3. Два сапога пара.

4. Не стоит и пуговицы. 4. Беречь как зеницу ока.

5. На другой стороне холма и трава зеленее. 5. Называть вещи своими именами.

6. По самые локти. 6. Как дважды два.

7. Просто, как пирог. 7. Гроша ломаного не стоит.

8. Убить двух птиц одним камнем. 8. Убить двух зайцев

9. Называть лопату лопатой. 9. Там хорошо, где нас нет.

10. Хранить в вате. 10. По горло.

(1-3; 2-1; 3-2; 4-7; 5-9; 6-10; 7-6; 8-8; 9-5; 10-4)


  1. Какого гласного звука никогда не бывает в начале исконно русских слов? (а)

  1. Какое лексическое значение имеет слово «гламур»? (очарование, шарм, шик)

  2. Какого рода слово очки в русском языке (нельзя определить род, так как слово множественного числа).

  1. Разграничьте в следующих примерах а) литоту б) анафору в) антитезу г) олицетворение д) гиперболу

    1. Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом?

    2. Одну секундочку! Сейчас открою!

    3. Тысячу раз тебе говорил: «Вымой руки!»

    4. Служить бы рад – прислуживаться тошно.

    5. Как метель, черёмуха машет рукавом.
1б, 2а, 3д, 4в, 5г.

  1. Как звали бы Вагнера, известного композитора, если бы он был не немцем, а французом?
1) Рихард 2) Риккардо 3) Ришар

  1. Посмотрите на слова аппетит, мозги, нежности, холод и решите, кто лишний?

  1. собака 2) телёнок 3) кошка 4) курица 5) волк
(собачий холод, телячьи нежности, куриные мозги, волчий аппетит).

Викторина по литературе

  1. Вельможи толпою стояли

И молча зрелища ждали;

Меж них сидел

Просмотр содержимого документа
«Викторина по литературе»

Викторина по литературе

(6 класс, 2 часть учебника В.Я.Коровиной).

«Узнайте произведение по его началу».

    В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. («Кладовая солнца»)

    Вельможи толпою стояли

И молча зрелища ждали;

Меж них сидел

Король величаво на троне… («Перчатка»).

    В некоем селе Ламанчском, которого название у меня нет охоты припоминать, не так давно жил-был один из тех идальго… («Дон Кихот»)

    Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. («Маленький принц»)

    Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава нескошенной межи. («Летний вечер»)

    Когда душа измучится в борьбе,

Когда я ненавистен сам себе.

Когда я места в мире не найду

И, утомясь, проклятье шлю судьбе. («Книга»)

    К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович, с женой и дочерью. («Срезал»)

«Узнайте героя по описанию».

    Толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный. (Глеб Капустин)

    Возраст его приближался к пятидесяти года: был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав, любитель вставать спозаранку и заядлый охотник. (Дон Кихот)

    Рослый и крепкий, заметный своей силой и властью, парень с длинной рыжей чёлкой, который ходил в 7 класс (Вадик)

    Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город. (Бабушка)

    Вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она своё любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи. (Настенька)

«Продолжи»

(Назови фамилию писателя).

    Анна Андреевна (Ахматова)

    Габдулла (Тукай)

    Василий Макарович (Шукшин)

    Михаил Михайлович (Пришвин)

    Давид Самуилович (Самойлов)

    Виктор Петрович (Астафьев)

    Александр Степанович (Грин)

    Фазиль Абдулович (Искандер)

    Звезда полей во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

(«Звезда полей» Николая Михайловича Рубцова)

    Стоит деревня наша на горке некрутой.

Родник с водой студёной от нас подать рукой.

Мне всё вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,

Люблю душой и телом я всё в краю моём.

(«Родная древня» Габдуллы Тукая)

    Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы. («Мелколесье. Степь и дали» Сергея Александровича Есенина.)

    «…Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился, а только уговорили его на короткое время погостить, и они его в это время по
    разным заводам водить будут и все свое искусство покажут.
    -- А потом,-- говорят,-- мы его на своем корабле привезем и живого в
    Петербург доставим.» («Левша» Н.С.Лескова)

    «..Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака.» Лошадиная фамилия» А.П.Чехова)

    Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед! («Весна, Весна! Как воздух чист…» А.А.Фета)

    «…И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном
    гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг
    друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже
    более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки.» Чудесный доктор» А.И.Куприна)

1. Кто из поэтов так говорит о своем творчестве, заслугах, целях творчества? (Максимальное количество баллов – 2 балла)

      …первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге,

И истину царям с улыбкой говорить.

Но я живу, и на земле мое

Кому – нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок.

В моих стихах; как знать? Душа моя

Окажется с душой его в сношеньи,

И как нашел я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.

2. О каких героях каких произведениях идет речь?

      Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что! Это их дело. Это – таки и наука не дворянская. Дворянин только скажи: свези меня туда. Свезут, куда изволишь. Мне поверь… то вздор, чего не знает сын.

      От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.

3. Определи автора афоризма:

(Максимальное количество баллов – 4 балла)

3.1 Свежо предание, а верится с трудом.

3.2. Человек создан для счастья, как птица для полета.

      И крестьянки любить умеют.

      Рожденный ползать летать не может.

4. Узнай произведение по его началу, назови автора.

(Максимальное количество баллов – 6 баллов)

4.1 Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

Струи Арагвы и Куры

Был монастырь…

      Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!

      Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов отрада,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют,

И классы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

    Историко – литературные задания.

1. Что объединяет поэтов трех разных времен: Горацио, Г.Державина, А С.Пушкина? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

2. Перечислите 3 произведения древнерусской литературы разных жанров. (Максимальное количество баллов – 3 балла )

3. Как называется сборник н.В.Гоголя, в который вошли произведения «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

(Максимальное количество баллов – 1 балл)

    Знание теории литературы

1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3 балла)

Море блеска, гул, удары,

И земля потрясена, -

То стеклянная стена

О скалы раздроблена,

То бегут чрез крутояры

Многоводной Ниагары

Ширина и глубина!

(Н.М.Языков «Водопад»)