В социальной структуре общества важное значение занимают группы людей, объединённые по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас настытывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными.
В современном мире не изжиты национальные конфликты. На Ближнем Востоке, например, многие годы длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде, Испании. Обострение национальных отношений произошло в Югославии, где до сих пор идёт вооружённая борьба между народами различных национальностей. Напряжённость в межнациональных отношениях в России – одна из характерных черт кризисно катастрофического состояния общества. Она вызывает наибольшее беспокойство не только в нашей стране, но и у мирового сообщества.
Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.
Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы оправдывать хорошее и плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, к бедам не только для других народов, но и для своего собственного.
В историческом прошлом у разных народов были славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать. Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.
Исторический путь каждого народа – это возникновение и утверждение национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу – сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.
Но бывают и отжившие, недобрые традиции. Например, кровавая месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно восхищения, а что – осуждения.
Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы нашей страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские и украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены, таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.
Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.
И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.
Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.
Однако в конце 80-х – начале 90-х годов в некоторых районах страны произошло обострение межнациональных отношений, возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Они выбивают людей из нормальной жизни, а в ряде случаев приводят к многочисленным жертвам. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия недопустимы. Они могут привести к всеобщей беде.
От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.
Именно поэтому государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к кокой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданом, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма цивилизации.
Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.
Признаки нации:
- общности территории;
- общность языка;
- общность экономической жизни;
- общие черты психического склада;
- национальное самосознание.
Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации.
Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.
Россия - многонациональное государство. Нерусское население составляет около 18% и включает, по оценкам авторов программы микропереписи 1994 г, представителей более 170 этносов. Специалисты-этнографы иногда насчитывают в России в 1,5 - 2 раза больше этнических общностей. По своему национально-государственному устройству Российская Федерация не имеет аналогов в мире. Среди субъектов Российской Федерации 32 имеют статус национально-территориальных, для которых "коренными" являются более 40 этносов. Около 7% населения, включающего около 130 этносов и этнических групп, не имеют национально-территориальных образований в России.
Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером — тяготением к сотрудничеству и периодическими конфликтами. Межнациональные отношения - материя особо тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
Национализм — идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.
Крайней формой национализма является шовинизм, проповедующий исключительность своей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальных наций, разжигающий национальную вражду и ненависть.
Национализм возникает как реакция этноса на деструктивный действия внешней среды. Как политический принцип национализм формировался в процессах образования государств, распада империй. На современном этапе национализм многих этнических общностей — своего рода ответная реакция на усиливающийся общемировой процесс интернационализации.
Причины межнациональных конфликтов:
- территориальные споры;
- исторически возникшая напряжённость в отношении между народами;
- политика дискриминации, проводимая господствующей нацией;
- попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
- стремление народов к созданию собственной государственности.
При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений:
- отказ от насилия и принуждения;
- поиск согласия на основе консенсуса всех участников;
- признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;
- готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.
С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:
- территориальными спорами;
- исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
- политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;
- попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
- стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.
Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
- отказа от насилия и принуждения;
- поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
- признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
- готовности к мирному урегулированию спорных проблем.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Открытый урок на тему:
«Нации и межнациональные отношения»
Провела учитель
истории и обществознания
Крылова Л.В.
Мичуринск - 2016
НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Эпиграф к уроку: « Если я чем - то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
(Антуан де Сент – Экзюпери)
Цель : продолжить работу по формированию знаний учащихся о нациях, межнациональных отношениях в обществе,
Формирование умения использовать полученные знания на практике,
Воспитывать чувство национальной гордости и уважение к представителям
другой национальности.
Учащиеся должны знать, что:
1) в структуре общества важное место занимают общности,
объединяющие людей по национальному признаку;
исторический путь каждого народа объясняет возникновение
национальных традиций и обычаев;
обострение межнациональных отношений бывает из-за территорий, социально-экономических условий и т. д.;
каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен
чувствовать себя равноправным гражданином;
разжигание национальной розни запрещено законом.
Учащиеся должны понимать, что такое: этнос, нация, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений.
Учащиеся должны уметь:
объяснять смысл основных понятий;
называть различные причины национальных конфликтов;
определять значение национальных традиций;
находить пути предотвращения национальных конфликтов.
Ход урока
I . Оргмомент.
II . Проверка домашнего задания.
I . Тест.
1) Социальная группа - это:
а) любая совокупность людей, имеющая какой- либо социально значимый признак (пол, возраст, профессия, власть и др.);
б) группа, представляющая собой определенный социальный
стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;
в) любой коллектив, реальный или воображаемый, оцениваемый высоко или низко, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее.
2) Что из перечисленного попадает под определение социальной группы?
а) класс; б) социальный слой, в) семья; г) всё перечисленное выше.
3) К какому понятию относится следующее определение: «положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением?
а) «престиж», б) «социальный статус»; в) «авторитет».
4) Что является признаками предписанного статуса?
а) Национальность, квалификация;
б) социальное происхождение, национальность;
в) образование, квалификация.
5) Как называется поведение, которое ожидают от человек данного социального статуса?
а) достигаемый статус; б) престиж; в) социальная роль.
6) Пианистка К. получила на конкурсе молодых исполнителей почётную грамоту. Это пример:
а) социального статуса,
б) социальной роли,
7) Продолжите предложение.
Статус ученика школы предполагает…
II . Изучение нового материала.
Причины межнациональных конфликтов.
Пути разрешения межнациональных конфликтов.
4. Межнациональные отношения в современном обществе.
Слово учителя.
Помимо классов, сословий и других групп, социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности людей.
В курсах истории мы рассматривали такие исторически сложившиеся формы общности людей.
Какая историческая общность объединяла людей в первобытном обществе?
На основе усиления межплеменных связей и смешения племён формируется единый язык, возникает территориальная и культурная общность и образуется….
Какая же историческая общность объединяет людей на этом этапе? (Народность)
Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных племён и народностей в результате их соединения, «перемешивания».
Нация - историческая общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, национального характера.
Эти исторические общности в науке принято называть этническим.
Этнические общности
/ \ \
племя народность нация.
Этносы - это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.
Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200.
Какой вывод можно сделать из приведённых данных?
(Большинство народов проживает в многонациональных государствах).
Мечтой лучших людей всех времён и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А.С. Пушкин.
Но, к сожалению, в современном мире мы видим множество межнациональных конфликтов. В этом понятии слово «конфликт» нам уже знакомо. Давайте вспомним, что оно означает.
(«Конфликт» - столкновение, межнациональный – между представителями разных национальностей).
Межнациональный конфликт – споры, столкновения, возникшие между большими группами людей разных национальностей, между государствами.
Приведите известные вам примеры межнациональных конфликтов.
В чём причина конфликтов на национальной почве?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам познакомиться с материалом учебника
Причины межнациональных конфликтов.
(появляются после того, как учащиеся называют данную причину)
1. Территориальные споры .
Из истории мы знаем, что в разные её периоды происходило передвижение
каких- то народов, завоевание, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Менялись и неоднократно границы. В настоящий момент, когда возникает территориальный спор, доказать что- либо очень трудно, а попытка силой решить этот вопрос ведёт к немыслимым бедствиям.
2. Неравенство социально- экономических условий.
Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти - всё это становиться источником недовольства, порождает конфликтную ситуацию.
3. Ущемление прав по национальному и религиозному признаку.
Если в государстве вводятся ограничения на использование языка того народа, который является меньшинством, если преследуется национальная религия, то отношения в обществе становятся напряжёнными.
4. Национальные предрассудки, низкая культура.
Некоторые люди верят, что есть «плохие» и «хорошие» национальности. Их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности.
Насколько сильны национальные предрассудки среди подростков нашей школы мы решили выяснить, проведя анкетирование по теме межнациональных отношений в 8-9 классах.
Анкета.
1.Имеет ли для вас значение, к какой национальности вы принадлежите?
2. Влияет ли цвет кожи и национальность на интеллектуальные и моральные
качества человека?
3. Есть ли у тебя друзья других национальностей?
4. Готов ли ты помочь в беде человеку другой национальности?
5. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришёл твой друг,
национальность которого отличается от твоей?
6. Надо ли обсуждать тему межнациональных отношений.
Анализ анкетирования показал, что:
1.Большая часть опрошеных гордится своей национальностью.
2. Для основной части учащихся интеллектуальные и моральные качества человека не зависят от национальности.
3. Чуть больше половины учащихся имеют друзей среди представителей другой национальности.
4. Подавляющее большинство ребят готовы помочь в беде человеку другой национальности.
5. 80% родителей относятся положительно к дружбе их ребёнка с человеком иной национальности.
6. 75% учащихся считают, что в межнациональных отношениях не всё так хорошо, как хотелось.
Вы, ребята, должны понимать, что в современном мире многонациональны не только государства, но и города, сёла. Коллективы с многонациональным составом в наши дни стали нормой не только на земле, но и в космическом пространстве.
Исторически наше государство складывалось как сообщество разных народов, культур и религий.
Ещё писатель Алексей Степанович Хомяков во второй половине 19 века отмечал:
«Русский смотрит на все народы, замежёванные в бесконечных равнинах Северного царства, как на братьев своих. Лихой казак Кавказа берёт жену из аула чеченского, крестьянин женится на татарке или мордовке, и Россия называет своею славою и радостью негра Ганнибала».
А в 20 веке поэт и драматург Юлий Кирсанович Ким (его отец- кореец, а дед по материнской линии- из Калужской области) писал(читает ученик):
…Отчасти я вполне чистопороден,
Всесвятский, из калужских христиан,
Но по отцу - чучмек я, инородец,
И должен убираться в свой Пхеньян.
Куда же мне, по- вашему закону?
Мой край теперь отчасти только мой.
Пойти на Волгу, побродить по Пскову
Имею право лишь одной ногой?
Во мне кошмар национальной розни.
С утра я слышу брань своих кровей:
Одна кричит, что я кацап безмозглый,
Другая - почему- то, что еврей.
…А мой язык, любимый и привычный,
Его питал полвека этот край.
Так русский он иль русскоязычный?
Какая общая мысль объединяет высказывание Хомякова и стихотворение Кима? Какую особенность межнациональных отношений в нашей стране они раскрывают? (Межнациональные браки)
От смешанных браков рождаются дети, которые соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков, которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов. Любые претензии на «чистокровность» есть обман, путь в тупик, причём тупик кровавый, о чём говорят и опыт истории, и опыт наших дней.
Как же предотвратить национальные конфликты?
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
Отказ от насилия и принуждения,
Мирное урегулирование спорных проблем;
Поиск согласия;
Равенство наций и народов;
Признания прав и свобод человека важнейшей ценностью.
Эти гуманистические принципы нашли отражение в Конституции Российской Федерации
Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в Конституции России?
Ребята, вам было дано задание: в Конституции РФ в главе 2 и 3 найти статьи, которые регулируют национальные отношения.
Какие это статьи? (ст.19,26,29,68,69). Прокомментируйте их.
Статья 19 .
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 26
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 29
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статья 68.
Российская Федерация гарантирует всем ее народам право
на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Статья 69.
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Наше государство многое делает для того, чтобы каждый человек, к какой бы нации он не относился, чувствовал себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, имел возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Но многое зависит и от каждого отдельного человека, от нас с вами. Необходимо проявлять уважение, терпение к людям другой национальности, их верованиям, обычаям, сочувствие к беженцам, мигрантам, большинство из них не от хорошей жизни покинули родные места. Нам нужно учиться жить в согласии в этом многообразном мире.
В заключении мне хотелось бы напомнить вам слова Антуан де Сент- Экзюпери: « Если я чем - то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Его слова - не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. В наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжали наши традиции, но и восхищались нашим умением прощать, творить добро и быть терпимым друг к другу.
Домашнее задание: § 25, сформулировать правила взаимоотношений между людьми разных национальностей.
Подведение итогов урока.
Чем обусловлено существование нации? Какую роль в становлении личности и нации играет национальное самосознание? Что характерно для межнациональных отношений в современном мире? В чем причины межнациональных конфликтов и каковы пути их цивилизованного преодоления? Какой должна быть национальная политика?
Кроме классов и других социальных групп, социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200 Итак, большинство народов проживает в многонациональных государствах.
Какой бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных корнях, важно понимать и другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей.
Стоит помнить, что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно растет, поскольку усиливаются взаимозависимость, взаимосвязь и целостность мира.
Но, позволяя человечеству храниться во всей присущей ему многогранности и своеобразия, сближение народов не означает отрицания их национальных особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым источником духовного богатства человечества, неповторимости мировой культуры.
Этнической общности
В курсе истории рассматривались такие исторически сложившиеся формы общности людей, как род, племя, народность, нация. Развитие этих общностей связан с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием определенных социальных и культурных предпосылок. Так, род и племя характерны для первобытного общества. Народность состоит из появлением классов и государств. Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные народности, входящие в него в единое национальное целое. Возникает нация.
Наряду с понятиями "племя", "народность", "нация" в науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает "народ" и не имеет однозначной характеристики. Под этносом понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общей культурой, языком, сознанием своего единства.
Нация складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, "перемешивания", "плавления" представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племен и народностей. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.
В начале XX в. главным признаком нации считалась общность языка, экономической жизни, психического склада. Один из теоретиков марксизма К. Каутский признаками нации считал общность территории, языка, экономической жизни и традиций. Каутский НЕ абсолютизировал эти признаки, полагая, что при отсутствии одного или нескольких из них нация продолжает существовать. Был и другой взгляд: только при наличии всех указанных признаков можно говорить о нации.
Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети XX в. Соответствующее современным представлениям на этапе формирования нации большое значение имеет территориальная, языковая и экономическое единство. В дальнейшем под влиянием интеграционных и миграционных процессов эти признаки нередко теряют свою определяющую роль, хотя и сохраняют свое значение.
Единство нации, как считают исследователи, может поддерживаться как материальными, так и в некоторых наций - психологическими факторами, общностью духовных ценностей, происхождения и исторической судьбы.
Распространенный еще один подход, при котором нация рассматривается как сообщество граждан данного государства.
В дальнейшем мы будем употреблять слово "нация" в этнокультурном смысле, то есть в смысле высшей формы этнической общности.
Большое источник национальной общности и национальной ответственности историческая память. Для украинского народа, который находился 600 лет в колониальной зависимости от других государств, это особенно важно.
Помнить об уроках прошлого, уважать предков, остерегаться ложных поступков, ночевать ответственность перед поколениями - это важные функции исторической памяти, которая помогает сплотить национальную общность, но самое главное - дает почувствовать свою самоосознанность и право быть независимыми.
Один из наиболее ощутимых результатов исторического пути - национальная культура: сказки, легенды, исторические рассказы, песни, танцы, музыка, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых зданиях, иконах, домашнем быту; это народный эпос, где ярко выступают национальные различия ("Слово о полку Игореве" легко отличить от "Манаса" или "Калевалы"), это творчество писателей, художников, композиторов, в том числе современных, где находят свое отражение национальный колорит, национальные легенды. Прежде всего через культуру человек связан со своей нацией.
Украинская нация возникла в процессе долгой борьбы за свою независимость, которая сплачивала, соединяла украинский народ.
Современный украинский язык сложилась на основе старославянского языка, но вобрала в себя массу слов из других языков - польского и латинского, греческого, татарского, русского, английского, немецкого и др.
Было бы неправильно представлять себе процесс развития народов как идеально прямой путь движения от одной общности к другой. Человечество это живой многоцветный мир народов. Он находится в непрерывном движении: народы появляются, расцветают, исчезают. И у каждого народа свой путь, своя судьба.
Из истории вы знаете, что многие известные прежде народов {(шли в небытие (финикийцы, скифы, половцы и т.п.), а некоторые современные народы возникли еще в древности (например, армяне, грузины). Английский нация сложилась в XVI в., Украинский - в XVII-ХУШст., немецкий - в XIX в. Десятки наций сформировались и формируются в XX в. Нынешнее человечество представлено всем многообразием исторически сложившихся форм общности: сегодня на Земле проживают роды и племена, народности и нации, что связано с разнообразием природно климатических, экономических, социальных и культурных условий их жизнедеятельности.
Что касается понятия "национальность", то оно означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно. Сегодня на Земле все больше становится людей, которые родились от смешанных браков (то есть от родителей разных национальностей), они имеют право выбирать себе национальность каждого из родителей. В подавляющем большинстве современных демократических государств выбор национальности является неотъемлемым правом каждой личности, одно из условий его свободы. Это право имеют и граждане Украины.
Межнациональные отношения. Нации - это развитые этнические образования. Которые возникли на основе культурной, экономической, языковой, территориальной и социально-психологической общности. Основными факторами, определяющими нацию являются: общая территория, язык, экономическая жизнь, тождественные черты психического склада (менталитет) и национальное самосознание. Нередки случаи, когда национальное самосознание трансформируется в радикальную форму национализм.
Понятие нации и национализма
Такие понятия следует строго разграничивать. Если национальное самосознание является движущим фактором сохранения национальных ценностей, традиций и обычаев, то суть национализма заключается в мировоззрении, основой которого выступает идеология в исключительное совершенство своего народа по сравнению с представителями других наций.
Национализм не только проповедует национальные ценности, но и пропагандирует их насильственное насаждение другим народам. Национализм в свою очередь также имеет свою радикальную форму - шовинизм. Суть шовинистических идей заключается в открытом противопоставлении интересов своего этноса как доминирующих с помощью методов разжигания национальной вражды вплоть до попыток физического уничтожения представителей «чужой» национальности.
Национализм зачастую не возникает беспричинно. Субъективными предпосылками национализма являются утеснения интересов определенной нации в прошлом. Яркий пример - фашистская Германия, самолюбие народа которой было задето в послевоенное время (Первая Мировая война), что стало благодатной почвой для возникновения радикальных национал-социалистических сил в государстве.
На возникновение межнациональных конфликтов влияют следующие факторы: 1. Территориальные споры 2. Историческая напряженность между отдельными народами 3. Дискриминация меньшинств со стороны доминантной в государстве нации 4. Стремление наров создать собственную государственность.
Отношение к историческому прошлому и традициям народа
При решении межнациональных конфликтов, следует руководствоваться современными демократичными принципами, в частности: исключение принуждения и насилия, поиски взаимовыгодного консенсуса, осознание ценности прав человека, готовность к диалогу.
Отторжение от исторического прошлого своего народа, его вековых традиций и обычаев ведет к постепенной гибели нации, ее культурному разложению. В современном мире национальная культурная преемственность переживает глубокий кризис. Новые тенденции общественной и культурной жизни не предусматривают продолжение новым поколением традиционных ценностей и норм в наше время.
Однако именно от них зависит уровень национального сознания человечества и ощущение своей причастности к историческому прошлому своего народа, не зависимо от того, каким оно было. Основной задачей воспитания каждого поколения должно быть его приобщение к историческим культурным и духовным ценностям и идеалам.