Главный герой одного из самых психологических произведений русской литературы, романа «Преступление и наказание», носит имя Родион Раскольников. Он не похож на других, хлопоты обычных людей ему чужды.
Федор Михайлович Достоевский на страницах своего произведения знакомит нас со своеобразным двойником Родиона Романовича - Аркадием Ивановичем Свидригайловым. Этот герой заявляет о своем сходстве с Раскольниковым.
А действительно ли похожи Раскольников и Свидригайлов? поможет ответить на этот вопрос.
Внешность Раскольникова и Свидригайлова
Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова невозможна без этих героев.
Они совершенно не похожи друг на друга. Родион Раскольников - статный молодой человек с темными глазами и волосами Свидригайлов - мужчина примерно пятидесяти лет, широкоплечий, голубоглазый блондин с алыми губами.
Ориентиры и идеалы героев
Совершенно разными путями по жизни идут Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика (сочинение каждого школьника обязательно содержит этот момент) невозможна без оценки того, какой образ жизни ведут герои. Раскольников - очень неглупый молодой человек, когда-то он учился. Аркадий Свидригайлов ведет разгульную жизнь, пьянствует.
Их, несомненно, объединяет то, что оба персонажа не принимают окружающую действительность, правда выказывают они это неприятие по-разному. Родион погружается в разработку теории, а Аркадий ищет истину в вине, распутничает.
Уникальность героев
Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика героев всегда отмечает этот момент) считают себя уникальными, неповторимыми. Раскольников старался подтвердить ту теорию, которую сам разработал, а Свидригайлов просто был убежден в своей неповторимости.
Однако, какой бы ужасный поступок ни совершил Родион, читатель невольно проникается сочувствием к нему. Возможно, это вызвано тем, что Достоевский очень хорошо знакомит нас с главного героя, погружает в его мысли, чувства.
Свидригайлов в своих поступках более меркантилен, он остается для читателя отталкивающим и загадочным.
Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова должна содержать момент, который указывает на сходство героев, а именно - на их убежденность в том, что поступки необыкновенных людей могут оставаться безнаказанными.
Теория, которую разработал Раскольников, отменяет нравственные устои и оправдывает не только преступление Родиона, но и безнравственность Свидригайлова.
Тем не менее оба героя приходят к раскаянию, Родион признает свое преступление и несет наказание, Аркадий лишает себя жизни.
Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика. Сходство героев
Итак, поговорим о том, что объединяет героев, кроме веры в собственную исключительность.
Раскольников и Свидригайлов, так или иначе, явились причиной смерти людей. Раскольников лишил жизни старуху-процентщицу, которую, согласно своей теории, считал «тварью дрожащей». Аркадий Свидригайлов тоже был виновен в гибели нескольких людей, считая, что подобные злодеяния обязательно сойдут ему с рук. Он был виновен в смерти 14-летней девочки, лакея Филиппа, собственной жены. Свидригайлов не разрабатывал теорию, он просто жил с убеждением о вседозволенности.
Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика не может не отразить этот момент) совершают и добрые поступки. Родион помогает Катерине Ивановне с детьми. Он способен проникнуться человеческой бедой. Аркадий оказывает помощь дочери Катерины Ивановны, Соне.
Свидригайлов и Раскольников в конце произведения осознают собственную вину. Аркадий Иванович заканчивает жизнь самоубийством, а Родион, узнав о его смерти, признается в преступлении.
Оказывается, эти герои действительно имеют много общего. Различия героев можно представить в виде таблицы.
Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика (таблица)
Родион Раскольников | Аркадий Свидригайлов |
Внешность |
|
Стройный кареглазый молодой человек с темно-русыми волосами. | Голубоглазый блондин с алыми губами, широкоплечий мужчина около 50 лет. |
Ориентиры и идеалы, образ жизни | |
Живет замкнуто, разрабатывает теорию об уникальной личности, склонен к философствованию. | Ведет разгульный образ жизни, просто верит в свою неповторимость. |
Особенности характера |
|
Твердость в намерениях, желание произвести впечатление на окружающих своей теорией, ставит себя выше других людей. | Двойственный характер, тяга к удовольствиям. |
Отношение читателя к героям |
|
Вызывает симпатию. | Производит отталкивающее впечатление. |
Итак, делая вывод из всего вышесказанного, можно сказать, что Раскольников и Свидригайлов имеют разные характеры, они отличаются друг от друга по темпераменту, образу жизни. Однако внутренние убеждения героев весьма схожи. Раскольников разрабатывает теорию о том, что уникальной личности дозволено все, а Свидригайлов ведет образ жизни, подтверждающий эту теорию.
Многое перекликается с Раскольниковым и в образе Свидригайлова. Достоевский разными средствами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит параллели между ними. Зосимов, говоря об убийстве старухи, замечает: «Слишком уж все удачно сошлось... и сплелось...точно как на театре». А Раскольников, встретившись со Свидригайловым, говорит ему: «Уж слишком вы складной человек». Свидригайлов чувствует, что они с Раскольниковым - «одного поля ягоды»: «А что-то в вас есть», «вот, может, сойдемся поближе», «в вас есть что-то к моему подходящее». Раскольников, которого Зосимов подозревал в помешательстве, видит в Свидригайлове сумасшедшего. Даже в истории жизни Свидригайлова мы слышим ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей», по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».
Сходства
Оба являются преступниками (Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.
Относят себя к «право имеющим»
сильные личности (переступают черту закона).
Свидригайлов утверждает, что он и Раскольников - «одного поля ягоды».
Судьбы похожи (Даже в истории жизни Свидригайлова мы слышим ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей», по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».)
Различия
различие между Раскольниковым и Свидригайловым состоит в том, что преступление Раскольников совершил, но «черту» не переступил, «на этой стороне остался», а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается.
Раскольников же куда более твердый в своих намерениях человек. жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.
Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийство, совершенное Раскольниковым, и не видит здесь никакой трагедии. Родиона, беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением,
Раскольников же куда более твердый в своих намерениях человек, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.
Раскольниковым движет цель проверить свою теорию, а Св. – порок.
Св. весь мир- нелепость
Св. « и добро и зло творит равнодушно»
Св. пошлый, развратный человек.
Хозяин жизни творит добро и зло от скуки, понимая, что весь мир- нелепость, Справедливость в этом мире невозможна.
ему становится тошно в этой жизни – самоубийство!.
Свидригайлов совершает преступления, но не для того чтобы, принести пользу и счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу, творить как добро, так и зло т.о. создавая для себя морально этические нормы.
Окончательно признав себя “вошью”, Раскольников идет сознаваться в убийстве, прекращая свой “бунт”. Раскольников узнает о смерти Свидригайлова, решаясь на признание. Это известие - последнее предупреждение Родиону о том, что ждало бы его, если бы он последовательно претворял свою теорию в жизнь, заглушив голос совести. Недаром теория Раскольникова своеобразно связана с позицией Свидригайлова - человека, живущего по принципу “все дозволено”.
- 19.25 КбРаскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика.
Раскольников и Свидригайлов -
герои одного из лучших романов Достоевского
“Преступление и наказание”. Этот
роман отличается глубочайшим психологизмом
и обилием резких контрастов.
На первый взгляд, в характерах Раскольникова
и Свидригайлова нет ничего общего, мало
того, они представляются антиподами.
Однако если внимательнее вглядеться
в образы этих героев, то можно найти определенное
сходство. В первую очередь это сходство
проявляется в том, что оба героя совершают
преступления. Правда, делают они это в
разных целях: Раскольников убивает старушку
и Лизавету ради проверки своей теории,
с благородной целью помочь нищим, обездоленным,
униженным и оскорбленным. А Свидригайлов
всю свою низменную энергию направляет
на получение сомнительных удовольствий,
стараясь добиться желаемого любой ценой.
Раскольников и Свидригайлов предстают
перед читателями как “сильные” личности.
И это действительно так. Только обладающие
исключительной силой воли и невозмутимостью
люди могут заставить себя переступить
кровавую черту, сознательно пойти на
преступление. Оба эти героя прекрасно
понимают, что по сути своей они чрезвычайно
близки. И недаром при первой же встрече
Свидригайлов говорит Раскольникову:
“Мы одного поля ягоды”. Впоследствии
и Раскольников приходит к пониманию этого.
За преступлением следует наказание. У
обоих героев оно примерно одинаково.
И Раскольников, и Свидригайлов испытывают
сильнейшие муки совести, они раскаиваются
в содеянном и пытаются исправить положение.
И, казалось бы, встают на путь истинный.
Но душевные терзания вскоре становятся
невыносимыми. У Свидригайлова не выдерживают
нервы, и он заканчивает жизнь самоубийством.
Раскольников с ужасом понимает, что с
ним может произойти то же самое, и в конце
концов признается в содеянном.
В отличие от Раскольникова Свидригайлов
имеет несколько двойственный характер.
С одной стороны, кажется, что он обыкновенный,
нормальный, трезвомыслящий человек, каким
он и представляется Раскольникову, но
эту сторону характера заглушает его вечное
и неодолимое влечение к удовольствиям.
Раскольников же, по-моему, куда более
твердый в своих намерениях человек. Он
даже в чем-то похож на тургеневского Базарова,
который жестко придерживается своей
теории и проверяет ее на практике. Ради
своей теории Раскольников даже разрывает
отношения с матерью и сестрой, он хочет
произвести впечатление на окружающих
благодаря своей теории и ставит себя
намного выше окружающих.
В представленных выше соображениях и
заключаются, на мой взгляд, различия и
сходства между
Раскольниковым и Свидригайловым, которых можно назвать двумя сторонами одной медали
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление
и наказание” произвел на меня очень
сильное впечатление. Когда я
его читал, то чувствовал, что на
душе у меня так же нехорошо, как
и у героев романа. Проблемы, поднятые
писателем, очень современны. Сейчас,
как и во времена Достоевского,
человек заброшен и одинок в мире
людей. По-прежнему царит равнодушное
отношение людей друг к другу.
Атмосфера безысходности, окружающая
моих современников, как и тогда
способна зародить и зарождает
любые, самые преступные идеи, теории.
Значимость романа Ф. М. Достоевского я
увидел в том, что он убеждает нас, своих
читателей, в невозможности построить
жизнь по каким-то теориям, пусть даже
очень внушительным.
Достоевский раскрыл в романе опасность
любой теории в овладении умами: человек
превращается в фанатика идеи и начинает
действовать вопреки своей человеческой
природе. И тогда не идея становится орудием
человека, а он сам становится кровавым
орудием в руках своей идеи.
Как безобразно и отвратительно выглядит
в жизни все то, что так складно выстраивалось
в уме и на бумаге! Достоевский показывает
нам и главному герою романа Родиону Раскольникову,
каково практическое воплощение этой
идеи на примере психологических “двойников”
героя. Таковыми в романе являются Лужин,
Лебезятников, Свидригайлов, студент в
трактире, в какой-то мере Соня Мармеладова
и Дуня Раскольникова.
Достоевский поочередно сталкивает Раскольникова
с ними, доказывая антигуманность, античеловечность
теории, делящей всех людей на два разряда:
“тварей дрожащих” и “право имеющих”.
Писатель на примере Лужина показывает,
что происходит, если такая “теория”
попадает в руки настоящего эгоиста, человека,
лишенного чести и совести. Она становится
обоснованным оправданием и прикрытием
собственной подлости.
Лужин - приверженец “экономической
правды”. Он отвергает жертвенность ради
общего блага, утверждает бесполезность
“единичных щедрот”. Он считает, что забота
о собственном благосостоянии есть забота
о “всеобщем преуспеянии”. В расчетах
Лужина вполне уловимы интонации голоса
Раскольникова, который, как и его двойник,
не удовлетворен “единичной” и ничего
не решающей помощью. Оба они “разумно”
находят жертву для достижения своих целей,
теоретически обосновывая свой выбор
так: никчемная старуха, как считает Раскольников,
все равно умрет, а падшая Соня, по мнению
Лужина, все равно - рано или поздно -украдет.
Лужин так же, как и Раскольников, оставляет
за собой право решать участь другой личности,
например, Сони. Он очищает “арифметику”
Раскольникова от “деятельного сострадания”.
Двойник Лебезятников - “прогрессист”.
Он выступает против таких предрассудков,
как “целомудрие и женская стыдливость”,
взывает к созданию коммун, ратует за уничтожение
брачных уз. Лебезятников видит смысл
демократического движения в том, чтобы
“огреть протестом” русскую жизнь: “Мы
пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше
отрицаем!”
Восстающая против несправедливого устройства
мира, бунтарская стихия Раскольникова
превращается у Лебезятникова в поток
бессмысленных и пошлых отрицаний.
Карикатурной тенью этот двойник “пристраивается”
к главному герою, желающему “взять просто-напросто
все за хвост и стряхнуть к черту”. Культ
протеста, принимающий у этого двойника
форму воинствующей глупости, компрометирует
избранный Раскольниковым бунтарский
путь переустройства мира, в котором он
видит и возможность самоутверждения.
Свидригайлов не случайно появляется
после двух своих предшественников, которые
в силу своей ничтожности не смогли уничтожить
ядро идеи Раскольникова. Для этого нужна
была личность незаурядная, “выламывающаяся”
из ряда людей “обыкновенных” (“Свидригайлов
-загадка”, - думает о нем Раскольников).
Этот герой идет дальше всех: переступая
через чужие жизни, он переступает и через
собственную совесть, то есть полностью
соответствует представлению Раскольникова
о сильных личностях. Но вместо ожидаемого,
с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом
мире Свидригайлова она терпит полное
крушение.
“Арифметика”, согласно которой можно
убить одну “вредную” старуху, а затем,
сделав сотню добрых дел, искупить этот
грех, опровергается “опытами” Свидригайлова:
на его счету добрых поступков больше,
чем у всех других героев романа, но, во-первых,
добро, совершенное им, никоим образом
не может оправдать преступления минувшего,
а, во-вторых, оно не способно возродить
его больную душу.
Свидригайлов - это тот избранный, который
“переступил”, и “переступил” не единожды,
и без нравственных мучений (казалось
бы, вот он идеал Раскольникова!). Но при
этом Наполеоном не стал. Жизненный итог
Свидригайлова - это не только его самоубийство,
но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая
чудовищный самообман главного героя.
Таким образом мы видим, что, вводя явных
и неявных двойников Раскольникова, автор
развенчивает бесчеловечную теорию Раскольникова,
показывая, как она может подействовать
на людей. Достоевский показывает путь
духовного возрождения человека, и метод
двойников помогает ему.
Прежде всего, бросаются в глаза внешние различия между персонажами: бедный студент Раскольников и зажиточный Лужин кажутся антиподами друг к другу. Несомненно, Лужин - «темная сторона» Раскольникова, но, в отличие от главного героя романа, Лужин - более часто встречающийся характер, намного меньший, чем «Наполеоновский тип», он не лучше от этого.
Наиболее яркий пример сопоставления описываемых героев - их диалог в каморке Раскольникова. Вначале контраст между ними несомненен, но позже можно заметить, что их мировоззрения поразительно схожи.
Раскольников - бедный студент, «живущий в долг»; Лужин же - преуспевающий делец. Раскольников мечется в поисках себя; Лужин - спокоен и рассудителен.
Но идеи «Право имеющего» и «Мелкого эгоиста» - практически идентичны, и разница между ними - только в масштабе.
Встать над другими. Это - то общее, что объединяет принципы Раскольникова и Лужина. Стать ли Судией с карающим мечом, или же ставить себя на первое место, считая уделом остальных «кафтан с барского плеча» - суть одна. Раскольников видит в этом свою схожесть с человеком, которого ненавидит, и ничего не может поделать.
Описание работы
На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это сходство проявляется в том, что оба героя совершают преступления. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.
Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов.
На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это сходство проявляется в том, что оба героя совершают преступления. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.
Раскольников и Свидригайлов предстают перед читателями как “сильные” личности. И это действительно так. Только обладающие исключительной силой воли и невозмутимостью люди могут заставить себя переступить кровавую черту, сознательно пойти на преступление. Оба эти героя прекрасно понимают, что по сути своей они чрезвычайно близки. И недаром при первой же встрече Свидригайлов говорит Раскольникову: “Мы одного поля ягоды”. Впоследствии и Раскольников приходит к пониманию этого.
Свидригайлов нарочито откровенен с Раскольниковым и даже находит удовольствие в том, чтобы рассказать ему о самых постыдных фактах своей биографии. Но Свидригайлов – человек загадочный. Он очень скрытен и хитер. Несмотря на свое шутовство, очень умен. Свидригайлов кажется ужасным злодеем. О его злодействах ходит множество слухов, он становится источником всевозможных несчастий для окружающих. Свидригайлов вызывает страх и отвращение у многих людей. Дуня говорит о нем “чуть не с содроганием”: “Это ужасный человек. Ужаснее я ничего и представить не могу…”. Но под маской ” демонической” личности скрывается самый обычный человек. Свидригайлов не может освободиться от простых и естественных человеческих чувств: боязни смерти, любви, жалости. Не исключено даже, что любовь к Дунечке могла бы способствовать его нравственному перерождению, если бы была разделенной. Он даже испытывает что-то вроде угрызений совести: ему являются призраки из его прошлой жизни и снятся кошмары.
За преступлением следует наказание. У обоих героев оно примерно одинаково. И Раскольников, и Свидригайлов испытывают сильнейшие муки совести, они раскаиваются в содеянном и пытаются исправить положение. И, казалось бы, встают на путь истинный. Но душевные терзания вскоре становятся невыносимыми. У Свидригайлова не выдерживают нервы, и он заканчивает жизнь самоубийством. Раскольников с ужасом понимает, что с ним может произойти то же самое, и, в конце концов, признается в содеянном.
Таким образом, Раскольников существенно отличается от Свидригайлова. По словам Порфирия Петровича, “недолго себя морочил”, он способен воскреснуть к новой жизни. В отличие от Свидригайлова, он не совершает самоубийство, и это доказывает, что жизнь для него не утратила смысл, даже если сам он думает иначе. В нем еще живо нравственное чувство, несмотря на то, что Раскольников пытается переступить через него.
В отличие от Раскольникова Свидригайлов имеет несколько двойственный характер. С одной стороны, кажется, что он обыкновенный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и представляется Раскольникову, но эту сторону характера заглушает его вечное и неодолимое влечение к удовольствиям.
Раскольников же, по-моему, куда более твердый в своих намерениях человек. Он даже в чем-то похож на тургеневского Базарова, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.
В представленных выше соображениях и заключаются, на мой взгляд, различия и сходства между Раскольниковым и Свидригайловым, которых можно назвать двумя сторонами одной медали.
(No Ratings Yet)
- КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы,...
- “Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал...
- “Отцы и дети” – одна из вечных книг русской литературы. Вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не только потому, что новое поколение читателей по-разному воспринимает сложную позицию автора, но...
- Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина...
- СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ (по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”) 1 вариант Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” – эпическое повествование о славном героическом прошлом украинского казачества, его...
- Родион Раскольников – недоучившийся студент юрист. Он знает жизнь с самой худшей стороны: раздавлен бедностью, живет в ужасных условиях, всем должен, вынужден прятаться от хозяйки, ушел из университета. Это типичный...
- Одним из центральных протагонистов романа Гофмана “Крошка Цахес” выступает Студент Бальтазар. В отличие от других персонажей, Образ Бальтазара более позитивный и мечтательный. Молодой человек противопоставляется обществу обывателей введено, обывателей, один...
- Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых...
- В 1866 году Достоевским был написан величайший роман, что можно сказать и об его авторе. Этот роман – “Преступление и наказание” колоссально перевернул жизнь общества того времени. На протяжении всего...
- Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность...
- Русская литература 2-й половины XIX века “Справедливость требует вступаться за людей страдающих” (Н. Г. Чернышевский). (По произведениям Ф. М. Достоевского) Наиболее четко данное высказывание характеризуют произведения Ф. М. Достоевского “Преступление...
- Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева проявляется, прежде всего, в изображении природы. Преобладание...
- Типология тем сочинений I. Темы аналитического характера Внутри этой широкой группы уместно выделить еще ряд подгрупп. Прежде всего стоит говорить о темах-характеристиках. Существуют сочинения-характеристики одного персонажа (например, “Трагедия Печорина” или...
- Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина, “милый идеал” автора, образ настолько значимый в романе, что, безусловно, во многом правы те, кто считает: роман надо было назвать ее именем. Пушкинская Татьяна...
- КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ МИРОВОЗЗРЕНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Это было время реформ, когда на смену старым “хозяевам жизни” стали приходить...
- Олицетворением всего русского, доброго и круглого называет в романе автор Платона Каратаева. Этот крестьянин, оторванный от своей привычной среды, – образец “естественного” человека, воплощение народной нравственности. Он живет в гармонии...
- Еще одним важным для понимания проблематики произведения является Образ Максима Максимовича. Это не молодой, бывалый штабс-капитан: “На вид ему было лет 50, смуглое лицо выдавало его уже давнее знакомство с...
- Русская литература 2-й половины XIX века Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого...
- ИЗ КНИГИ “АНАТОМИЯ РОМАНА” “Преступление и наказание” прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и типичный психологический роман, отчасти даже и...
- Русская литература 2-й половины XIX века “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно” (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого “Преступление и...
- Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким...
- Центральной проблемой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является объяснение причин преступления Родиона Раскольникова. Почему образованный, добрый, совестливый, явно “с душой и сердцем” молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы...
- КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ТЕОРИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА И ЕЕ КРУШЕНИЕ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению...
- В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности. Георгий Тараторкин План I. Достоевский – создатель социально-психологического романа. II. Теория...
- В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя? Соотнесите сцену всенародного покаяния Катерины в четвертом действии пьесы “Гроза” с аналогичным эпизодом в романе Ф. М. Достоевского “Преступление...
- Как в контексте романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” следует понимать фамилию главного героя? Приступая к рассуждению по данной проблеме, подчеркните, что имена героев Ф. М. Достоевского зачастую несут... Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Это произведение воспроизводит жизнь городской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа –...
- КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ВЛИЯНИЕ ИДЕИ НА ЧЕЛОВЕКА (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено...
Произведение Федора Михайловича Достоевского поражает читателя многообразием образов и противоречивостью характеров героев. Одним из главных героев произведения является Раскольников. Он довольно неоднозначный и непростой человек. Также в романе есть еще один образ – это Свидригайлов. Если проводить сравнительный анализ двух этих героев, то с первого взгляда может показаться, что это две совершенно разные личности, с абсолютно разными взглядами на жизнь, убеждениями и ценностями, но приглядевшись поближе можно увидеть массу сходств.
Во-первых, что Свидригайлов, что Раскольников, переступили черту нравственного и человеческого закона. Разница лишь в том, что у Раскольникова была определенная теория, цель, он совершил преступление, исходя из пытливости ума, побуждения его не несли характер причинения вреда. Свидригайлов же совершал подобные деяния в связи с желанием удовлетворить свои плотские прихоти и нелепые потребности. Но он не так прост, как кажется на первый взгляд. Это далеко не глупый человек. Он также склонен здраво рассуждать, но желание вести разгульную жизнь и придаваться страстям в его характере превалирует.
Во-вторых, оба эти героя, раскаиваются в содеянном преступлении, их мучает совесть, им трудно справится с осознанием того, что они совершили. Свидригайлов выбирает более легкий путь и сводит счеты с жизнью, а Раскольников борется до самого конца.
Конечно, между этими героями существует и великое множество отличий. Во-первых, это положение в обществе. Раскольников – это бедный студент, Свидригайлов – помещик. Ценности у них также совершенно противоположные. Свидригайлов готов идти на все ради того, чтобы удовлетворить свои низменные потребности, он лишь культивирует в себе черты, присущие животному. Раскольников же идет по нравственному пути, он не желает людям зла, заботится о сестре, о матери, пытается пробиться и выбиться в люди самостоятельно, презирает образ жизни Свидригайлова, а убийство для него это было лишь, своего рода, проверкой теории.
Несколько интересных сочинений
- Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова сочинение
Колоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении
- Сочинение Зарецкий в романе Евгений Онегин Пушкина
В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» немало персонажей, которые играют значимую роль в романе, но их присутствие не столь яркое, как у главных героев. Одним из таких персонажей является господин Зарецкий
- Сочинение о книге Человек-амфибия Беляева (отзыв, моя любимая книга)
Роман написан советским писателем Беляевым еще в прошлом веке, но не утратил своей актуальности до сих пор. Описанные в романе события происходят в Южной Америке. Задолго, до событий
«Слово – не горобець, вилетить – не впіймаєш» - це українське прислів"я вчить всіх людей говорити з розумом, спочатку подумати, перш ніж щось сказати вголос. Найкраще – промовчати, бо навіть час не зможе вилікувати і загоїти ті рани
Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным