Характеристики, данные кельтам античными писателями, несколько схематичны, но несомненно отражают действительные особенности кельтского характера .

Часто отмечаются воинственность и отвага кельтов. Многие из них были весьма любознательны, легки на подъём, склонны к авантюрам. Нередки примеры кельтской словоохотливости, склонности к преувеличениям, любви к играм, пирам.

Кельтов (Галлов) часто описывали как людей высокого роста, с голубыми глазами, светлой кожей и русыми волосами. Но антропологи, изучавшие скелеты из латенских могильников, утверждают, что облик древних кельтов был значительно разнообразнее. Одни кельты носили бороды и длинные волосы, другие брились, оставляя свисающие или лихо закрученные усы, третьи красились либо использовали специальные растворы для закрепления причёсок.

Большое значение в кельтской культуре придавалось гривнам (кельт. «торквес») - специальным металлическим обручам , которые носили на шее. Роскошно украшенные золотые гривны указывали на высокий общественный статус владельца. Ближе к концу латенской культуры гривны в могилах уже не встречаются, но известны в кладах, сохраняются их изображения на монетах, металлических или каменных фигурах богов и героев. Повидимому, эти вещи играли особую роль в религиозных обрядах и верованиях кельтов.

Как и у некоторых других народов древности, важное место в жизни кельтов занимали пиры. Приглашённых рассаживали и подавали им угощение в строгом соответствии с общественным положением каждого. Барды восхваляли хозяев и высокопоставленных гостей. Иногда на пиру устраивали состязания. Победитель получал лакомую порцию мяса - окорок. Остатки этой части туши свиньи или кабана находят в могилах воинов, а иногда и женщинаристократок. Вообще, кельтская кухня была преимущественно мясной, а обилие пищи ценилось больше, чем её изысканность. Во время еды пользовались небольшим железным ножом, его подвешивали к поясу и всегда носили с собой.

Насчёт различий внешности древних и нынешних греков популярен следующий стереотип:

греки якобы раньше были все светлые, с правильными чертами лица. Так вообще в древнегреческих поэмах сказано. А то что сейчас они совсем другие - последствия турецкого завоевания.

"Недавние генетические исследования греческих популяций обеспечили свидетельство статистически существенной непрерывности между древними и современными греками".(Википедия).

Насчёт мифа о светловолосых очень неплохо объясняется на греческом форуме:

Спасибо пользовательнице Olga R.:

"Греки никогда не были "однородным" этносом. С древнейших времен они делились на две племенных группы: ионийцев (ахейцев) и дорийцев (внутри этих групп были и подгруппы, но это не имеет отношение к предмету нашего разговора). Эти племена отличались друг от друга не только культурой. но и внешностью. Ионийцы были низкорослыми, черноволосыми и смуглыми, а дорийцы -- высокими, светловолосыми и светлокожими. Ионийцы и дорийцы враждовали между собой, и полностью обе племенных группы смешались только в византийские времена. Хотя слово "полностью" здесь не совсем уместно: в географически изолированных областях -- например, на некоторых островах -- до сих пор можно найти относительно чистый ионический или дорический тип.

Греки Причерноморья (понти-ромеи, азовские румеи, урумы и т.д.), как и остальные греки, тоже очень неоднородны: среди них встречаются как чистые ионийцы и дорийцы, так и смешанный тип (Черноморье заселялось на протяжении многих веков, выходцами из разных областей Греции). Поэтому некоторые греки Украины вполне могут отличаться от некоторых греков Греции -- но, конечно, не все и не от всех. Например, если Вы поедете на Крит, то найдете там сколько угодно "белых и кудрявых" греков (большинство критян сохранило дорический тип внешности)."

"- Тогда откуда появился и закрепился такой "классический" греческий образ?

Благодаря" западноевропейским художникам 17-19 веков. Они изображали древних греков похожими на себя, любимых -- то есть на немцев, голландцев и других западноевропейцев. Отсюда и "стереотип" (отнюдь не основанный на исторических данных.

"Беловолосые блондины тоже, конечно, называются "ξανθοι" (а как их еще назвать?) Но если вы услышите или прочтете это слово по отношению у греку, то означает оно именно волосы светло-каштанового цвета."

"Гомер описывает Одиссея как типичного ионийца: смуглого и черноволосого."

"...Дело в том, что внешность древнегреческих богов была как бы символом их сущности -- то есть зависела не от того, как выглядели почитатели этих богов, а от "свойств" самих богов. Так, золотые волосы Аполлона -- это символ Солнца. "Серые" глаза Афины -- на самом деле не серые, а "совиные": A8hna glaukwphs (толкование этого слова как "серые" появилось потому, что древнегреческое слово glaux -- "сова" -- переводчики нового времени перепутали со словом glaukos -- "серый" или "голубой"). Сова была символом и одним из воплощений богини Афины; многие ученые считают, что изначально Афина была богиней смерти и почиталась в образе совы (типичный неолитический образ смерти и погребения). Кстати, существуют изображения Афины с головой совы."

А что ж такое? Откуда взялись скульптуры с "греческими профилями"(т.е., с отсутствием переносицы)? Откуда взялись описания золотоволосых? Допустим даже, что упоминались именно блондины. Ну так богам-то можно всё! Они должны отличаться от простых смертных по определению. Отсутствие переносицы как бы намекало на таковое происхождение. Наоборот, с выдающимися надбровиями изображали негодяев, простолюдинов. Это вопрос символов. Греческое искусство не было реалистичным во всём.

Т.н.м, если посмотреть на бюсты филососфов, и представить их в естественной окраске. А ещё проще - заценить картинки повседневной жизни, где изображены простые колхозники - на краснофигурной вазописи. Или даже как бы боги, но в одежде простых смертных:

Классический средиземноморский тип! Курчавые смуглые волосы. А профиль, вначале стилизованный под канон, в дальнейшем всё больше становится реалистичным.

Так же примерно выглядят итальянцы, которые никогда турецкой оккупации не знали. У них другая тема: самые ранние римляне выглядели как тепершние северные французы. А потом уж примешалась кровь рабов с Ближнего Востока. Что ж, возможно. Но это не лишает их классификации среди "истинных арийцев":

Тем более, что южные итальянцы (т.е., жители Неаполя и Сицилии) во многом - потомки греческих колонистов.

Так выглядели жители этих областей в античное время:

А главное, внимательно вглядитесь в эти лица. Они могут быть смуглыми, кареглазыми. Но общее происхождение, так или иначе, чувствуется. Вот вам, например, Деспина Ванди:

А вот - греческий колхозник из фильма "День, когда всплыла вся рыба" Чем не древнегреческий бюст философа?):

да, сколько не смотрел на всякие греческие мозаики, вазы, фрески - все курчавые.

Почему ахейцы и дорийцы враждовали? Как это выражалось? Древняя Греция, это ведь по сути куча полисов, городов-государств, враждовавших и сотрудничающих, население в них было однородно и состояло из какого то одного типа или нет?

Почему именно светловолосость - крутой признак (насколько я знаю, большинство богов были именно светловолосы), а большие надбровные дуги - нет?

Ответить

Сорри, что не ответил сразу. Предпраздничные хлопоты-с)

На самом деле, тут обычная история, когда нация формируется, в течение времени, постепенно из разных этносов, близкородственных, а иногда и не очень. Также естественна раздробленность единой цивилизации на разных этапах. Ахейцы во II тысячелетии до н.э создали Микенскую цивилизацию. Борьба с Критом, где злой Минотавр, и война с Троей - это из той эпохи. Дорийцы же, хоть и говорили на похожем языке, долгое время обитали западнее, и по сравнению с ахейцами, чуть ли не по деревьям лазали.

Настала "Катастрофа бронзового века". Из-за сложных условий дорийцы вторглись в пределы упомянутой державы. Части ахейцев пришлось эвакуироваться, где они влились в состав "народов моря", пиратствовавших в Средиземноморье.

Поначалу это выглядело чуть ли ни как вторжение варваров в звериных шкурах. Но в течение греческих "Тёмных веков" завоеватели усвоили некоторые достижения покорённых, смешались с ними, и, вкупе со своей поступательной энергией, и достижениями наступающей железной эпохи, дали в итоге жизнь тому, что в нашем понимании и является классической Древней Грецией.

Всего в формировании древнегреческого этноса сыграли роль четыре ветви: ахейцы, дорицы, ионийцы, и эолийцы.

На местах какая-то память сохранялась. Жители Афин помнили, что раньше у них была великая цивилизация, и что они, в основном, потомки ахейцев. Спартанцы являлись дорийцами в наиболее чистом виде. Ионийцы же в итоге оказались на востоке - в Малой Азии, и на прилегающих островах. Там весьма существенными, видимо, оказались связи с уже имевшимся местным населением. Из-за смешения с которым, ионийцы, надо полагать, и приобрели характерную южную внешность.

Разумеется, на местах были отличия. Даже в наше время, у нас, например, выделяют северных и южных русских. Существуют разные говоры. В Греции и по сей день, в зависимости от региона, превалирует или дорийский, или ионийский тип. По записям одного известного в сети знающего мужика, известного просто как Грек (он даже снимался в одной из программ "Званого ужина"), коренное население страны сейчас, в большинстве, европейского типа, а вот репатрианты из стран СНГ - как правило ионийцы.

Прокомментировать

Сейчас уже мало кто знает, как на самом деле выглядел «среднестатистический» житель Киевской Руси. Ученые по крупицам восстановили его облик, опираясь на данные хроник, современных антропологических исследований и уцелевших со времен Средневековья изображений.

Родословная русичей

Черты жителей средневековой Руси определялись генами народов, от которых они происходили. Древнее славянское государство могло в этом плане похвастаться исключительным разнообразием. Кто только ни жил на территории Киевской державы и ни проходил через ее земли в разные периоды! Были среди них славяне, половцы, гунны, скифы, татары, сарматы, хазары. Пересекаясь и смешиваясь столетиями, все эти этносы формировали внешний вид человека, которого принято считать типичным представителем населения Киевской Руси.

Древнейшей поселения, обнаруженные археологами на территории современной Украины, относятся к трипольской культуре (около трех тысяч лет до н. э.). Исследовав останки проживавших тогда людей, антропологи установили, что те практически не отличались от современных жителей Малой Азии. Средний триполец имел довольно вытянутое лицо, длинный нос с горбинкой и сильно скошенный лоб. Антропологи причисляют такую внешность к «баскоидному » типу. Во времена неолита он преобладал на европейской и средиземноморской территориях.

Украинские ученые называют трипольцев прямыми предками средневековых «русов » и современных украинцев. Русский историк Алексей Соболевский считал, что трипольцы и пеласги (предки скифов и киммерийцев ) - это один и тот же этнос. Большинство ученых настаивает на том, что жители Руси происходили от народов, пришедших на эту территорию гораздо позднее. Связь между древними трипольцами и киевлянами VII -XV веков до сих пор не доказана.

Предками последних украинские историки Иван Лысяк-Рудницкий и Михаил Грушевский называют племена антов. По их мнению, украинско-русская культура сформировалась на базе культуры антов приблизительно в IV-VI столетиях. Она и стала основой Киевской Руси, а затем Галицко -Волынского государства.

Скифские племена и их потомки

Ученое сообщество называет истинными предками жителей Руси скифов. В этом был твердо убежден еще Михаил Ломоносов. Крупнейшие скифские поселения как раз и размещались когда-то на землях современных Украины и России. Традицию приветствовать дорогих гостей хлебом-солью русичи унаследовали от скифов.

Последние даже одевались так же, как украинские казаки: носили шаровары, расшитые кафтаны и рубахи, кожаные пояса и пр. Точнее, на базе скифского национального костюма была создана позднее форма запорожского казака.

Дальними родственниками современных украинцев считаются и сарматы. Упоминания о них периодически встречаются в славянских летописях. Население Древней Руси было очень похоже на представителей обоих этих народов, носило такие же костюмы и прически, мужчины - длинные бороды. Обследовавшие древние захоронения генетики установили, что скифы принадлежали к индоевропейскому - а не иранскому, как раньше считалось, - антропологическому типу.

Ученый-антрополог Михаил Герасимов воссоздал для современников образ скифских всадниц-амазонок. Их останки были подняты на поверхность на севере Кавказа, недалеко от города Мцхета . Оказалось, что скифские женщины ничем не отличались от славянок. У них были приблизительно такие же черты лица. Свои длинные волосы красавицы заплетали в косы, а затем укладывали надо лбом в корону.

Описания современников

Наиболее ценный материал по этой теме можно найти в бытописаниях самих людей, живших на Руси во времена Средневековья. Например, в них указывается, что ношение бороды было обязательным для каждого взрослого мужчины. В Судной грамоте XI века даже перечисляются штрафные санкции за стрижку бороды. Епископ должен был выплатить 12 гривен. Князь и вовсе мог лишиться жизни за такое «святотатство». В более поздних источниках сохранились сведения, что за бритье лица не казнили, а просто штрафовали.

На гривнах Киевской Руси правители всегда изображались с бородой. Багдадский путешественник Ибн Хаукаль (X век), неоднократно бывавший на славянских землях, живописал, как трепетно местные мужчины относились к растительности на лице. Они расчесывали и завивали ее, даже красили натуральными красками (шафраном).

Приблизительно в тот же период византиец Лев Диакон оставил словесный портрет Святослава Игоревича. Историк описал князя как пропорционально сложенного мужчину среднего роста с бритым черепом и длинными усами. Летописец отметил, что голову правителя украшал только вислый чуб, являвшийся символом принадлежности к знатному роду.

Бороды у Святослава не было, но усы имелись «чрезмерно длинные». Глаза у князя были голубыми, растительность густой, а нос курносым. Некоторые ученые считают, что письмена Льва Диакона были неправильно переведены. На самом же деле, словосочетание «barba rasa » обозначало редкую бороду. Историк Сергей Соловьев уточняет, что чуб князя свисал не на одну, а на две стороны.

Другой арабский бытописатель и путешественник, Ахмад ибн Фадлан искренне восхищался красотой славян. Он считал, что таких статных и гармонично сложенных людей больше нет нигде. Ибн Фадлан описывал жителей Руси как прекрасных белокожих великанов со светлыми волосами. В то время в составе населения преобладали поляне, а они действительно были выше всех своих соседей.

Антрополог Валерий Алексеев считал, что полянский удлиненный тонкостенный череп унаследовали великоросы. Украинцы же и западные славяне имеют более крупные и массивные черепа.

Много намешано

Большинство генетиков и антропологов указывает на то, что современный украинский этнос исключительно неоднороден. Жители Прикарпатья внешне сильно отличаются от украинцев с севера страны. Приблизительно та же история происходила и в Древней Руси. Академик Татьяна Алексеева по результатам исследований всех обнаруженных славянских захоронений сделала вывод, что население Киева и соседних городов в раннем Средневековье было очень смешанным.

Ученая провела сравнение киевлян и древних германцев и нашла между ними крайне мало общего. Алексеева считает, что если норманны и попадали на службу в княжеское войско, то они составляли абсолютное меньшинство. Такое количество не могло существенно повлиять на генофонд Киевской Руси и хоть как-то определить облик ее среднестатистического жителя.

Зато в последнем присутствовало очень много монголоидных черт, что легко объясняется постоянными контактами с кочевыми племенами, прибывавшими на Русь с юга. Эти выводы были сделаны, в частности, на основе исследований захоронений в Каневке и Зливках . Население Киева и других больших городов по антропологическим чертам было более «пестрым», тогда как сельские жители меньше общались с заграничными гостями и по внешним признакам сильнее походили друг на друга.

Само описание князя Святослава подтверждает, насколько сильным на гены и культуру населения Руси было влияние тюркских народов. Во многих исторических документах властитель славянского государства описывается бритоголовым, с длинными вислыми усами и в шароварах. Такую прическу и манеру одеваться он напрямую позаимствовал у степных кочевников монголоидной расы.

Огромную роль в формировании внешнего облика русичей сыграла и киевская дипломатия. По бытовавшей тогда традиции княжеских дочерей выдавали замуж не только за европейцев, но и за сыновей восточных ханов. Русские князья и сами нередко женились на половецких девушках, в результате чего их потомки обладали монголоидными чертами. Такие браки, в частности, заключили князья Всеволод Владимирович и Святополк Изяславович .

Реконструкция внешнего облика

Михаил Герасимов по ряду данных восстановил портрет Андрея Боголюбского . Последний был рожден дочерью половецкого хана в браке с Юрием Долгоруким. Герасимов описал внешность Андрея как тяготеющую к северо-славянскому типу, но с явным монголоидным строением черепа и костей лица. Рожденные в династических браках дети при светлых глазах и вьющихся волосах имели тюркские нависающие веки и другие черты своих половецких предков. Именно так выглядел Андрей Боголюбский .

Парфенон, Афины

Главный храм древнего города был построен в 447-438 годах до нашей эры на афинском Акрополе и посвящен богине Афине.

Храм Юпитера, Помпеи

Храм в честь бога Юпитера, возведённый во II веке до нашей эры, скорее всего, был центром религиозной жизни древних Помпей - небольшого римского города в Неаполитанском заливе. В 79 году нашей эры вулкан Везувий уничтожил город вместе со всеми жителями. Храм же был обнаружен в XVI веке, и благодаря многолетним раскопкам мы можем представить, как жил римский город первого века нашей эры.

Пирамида Нохоч-Мул (Nohoch Mul), Коба

Коба - древний город майя, церемониальные постройки которого были воздвигнуты около 250-900 годов нашей эры. Майя покинули город около 1500 года нашей эры по неизвестным причинам, вскоре после прибытия испанских конкистадоров. Нохоч-Мул считается самой высокой пирамидой майя на полуострове Юкатан и второй во всем мире. Была обнаружена в 1800-х годах, но для туристов место открыли лишь в 1973 году из-за непроходимости окрестных джунглей.

Милевый замок 39, вал Адриана, Великобритания

Древняя стена была построена в первом веке нашей эры и протянулась на 73 мили (117,5 километров) по сельской местности Англии. Историки до сих пор спорят о причинах строительства. Самая популярная теория - стену построил римский император Адриан, чтобы защитить границы от набегов. По стене были поставлены так называемые милевые замки - форты, которые строили на всей протяженности с интервалами в одну римскую милю.

Луксорский храм, Египет

Древний комплекс на восточном берегу Нила был возведен по приказу Аменхотепа III в период 1100-1600 годов до нашей эры. Через 100 лет Рамзес II достроил огромные пилоны у входа и открытый внутренний двор.

Пирамида Солнца, город Теотиуакан, Мексика

Теотиуакан был построен в период между I и VII веком, но о его строителях и жителях известно очень мало. Они возвели первый комплекс в регионе и загадочным образом исчезли.

Пирамида Солнца - крупнейшая постройка Теотиуакана и одна из старейших пирамид в Центральной Мексике.

Храм B, площадь Торре-Арджентина, Рим

На площади находятся развалины четырех храмов IV-II веков до нашей эры. Они были обнаружены в 1920-х годах в ходе раскопок. Археологи до сих пор не выяснили, кому храмы были посвящены, поэтому их называют литерами A, B, C и D.

На Торре-Арджентина, где расположены руины, в 44 году до нашей эры был убит Гай Юлий Цезарь.