Александр Иванович Куприн

Сказка

Текст сверен с изданием: А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 томах. Том 7 . М.: Худ. литература, 197 3 . С. 270 -- 271 . Глубокая зимняя ночь. Метель. В доме - ни огня. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой. Никто не спит. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. Прислушиваются, вздыхают... Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. Прозвучал и замолк... И еще раз... И еще... - Точно зовет кто-то, - тревожно шепчет мужчина. Никто ему не отвечает. - Вот опять... Слышишь?.. Как будто человек... - Спи, - сурово говорит женщина. - Это ветер. - Страшно ночью в лесу... - Это только ветер. Ты разбудишь ребенка... Но дитя вдруг подымает голову. - Я слышу, я слышу. Он кричит: "Спасите!" И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздается протяжный, отчаянный вопль: - Спа-си-те! - Мама! Может быть, на него напали разбойники?.. Может быть... - Не болтай глупостей, - сердито прерывает мать. - Это голодный волк воет в лесу. Вот он тебя съест, если не будешь спать. - Спасите! - Жалко живую душу, - говорит муж. - Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы... - Лежи, дурак... Не наше дело... В темноте шлепают туфли... Старческий кашель... Пришел из соседней комнаты дедушка. Он брюзжит злобно: - Что вы тут бормочете? Спать не даете никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла. Это голос черствого благоразумия. Мать переносит в свою постель ребенка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки: - Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая... - Спа-си-те! Молчание... 1920

(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме – ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

(6)Никто не спит. (7)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (8)Прислушиваются, вздыхают...

(9)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (10)Прозвучал и замолк... (11)И ещё раз... (12)И ещё...

–(13)Точно зовёт кто-то, – тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.

–(15)Вот опять... (16)Слышишь?.. (17)Как будто человек...

–(18)Спи, – сурово говорит женщина. – (19)Это ветер.

–(20)Страшно ночью в лесу...

–(21)Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка...

(23)Но дитя вдруг подымает голову.

–(24)Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: «Спасите!»

(26)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль:

–(27)Спа-си-те!

–(28)Мама! (29)Может быть, на него напали разбойники?.. (30)Может быть...

–(31)Не болтай глупостей, – сердито прерывает мать. – (32)Это голодный волк воет в лесу. (33)Вот он тебя съест, если не будешь спать.

–(34)Спасите!

–(35)Жалко живую душу, – говорит муж. – (36)Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы...

–(37)Лежи, дурак... (38)Не наше дело...

(39)В темноте шлёпают туфли... (40)Старческий кашель... (41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:

–(43)Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45)Какой такой человек в лесу? (46)Кто в эту погоду по лесам ходит? (47)Все дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

(51)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

–(52)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (53)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...

–(56)Спа-си-те!

(57)Молчание...

(А.И. Куприн)

А28. Как вы понимаете слова мужа (предложения 35-36)?

1) Муж солидарен со своей женой и дедушкой в том, что происходящее на улице их не касается. 2) Муж, являясь истинным христианином, всегда готов прийти на помощь всем, кто в этом нуждается.

3) Муж ищет оправдание своим поступкам, бездействию, понимая, что поступает нехорошо. 4) Муж вступает в спор со своими родственниками, чтобы не прослыть перед детьми трусом.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 1-5 включают описание. 2) В предложениях 45-47 представлено рассуждение. 3) В предложениях 39-42 представлено повествование. 4) В предложении 44 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 43.

А30. Укажите предложение, в котором использован фразеологизм?

В1. Из предложений 8-10 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В2. Из предложений 13-14 выпишите все местоимения.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании СТОЯЛ СРЕДИ МОРЯ (предложение 52).

В4. Среди предложений 15-25 найдите односоставные определённо-личные (простые или в составе сложных) предложения. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 1-9 найдите предложение, осложнённое обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 48-54 найдите сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 13-25 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

"Сказка"

Глубокая зимняя ночь. Метель. В доме - ни огня. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

Никто не спит. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. Прислушиваются, вздыхают...

Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. Прозвучал и замолк... И еще раз... И еще...

Точно зовет кто-то, - тревожно шепчет мужчина. Никто ему не отвечает.

Вот опять... Слышишь?.. Как будто человек...

Спи, - сурово говорит женщина. - Это ветер.

Страшно ночью в лесу...

Это только ветер. Ты разбудишь ребенка...

Но дитя вдруг подымает голову.

Я слышу, я слышу. Он кричит: "Спасите!"

И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздается протяжный, отчаянный вопль:

Спа-си-те!

Мама! Может быть, на него напали разбойники?.. Может быть...

Не болтай глупостей, - сердито прерывает мать. - Это голодный волк воет в лесу. Вот он тебя съест, если не будешь спать.

Спасите!

Жалко живую душу, - говорит муж. - Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы...

Лежи, дурак... Не наше дело...

В темноте шлепают туфли... Старческий кашель... Пришел из соседней комнаты дедушка. Он брюзжит злобно:

Что вы тут бормочете? Спать не даете никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

Мать переносит в свою постель ребенка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...

Спа-си-те!

Молчание...


Есть нарушения точности выражения мысли».

Балл ставится в том случае, если «работа экзаменуемого характеризуется точностью

Сочинение по тексту В. Розова.

3 балла ставится за работу, в которой «экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)».

Приведем пример.

«В. Розов четко доказывает свою позицию, приводя примеры из собственной жизни. Я также являюсь приверженцем позитивного восприятия жизни, близкого к пониманию счастья Виктором Розовым. В классической русской литературе мне близок по восприятию жизни Пьер Безухов в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер ощутил счастье лишь тогда, когда, отказавшись от праздной и бездуховной жизни, обрел внутреннюю гармонию в любви к Наташе. А вот в «Вишневом саде» А.П. Чехова всё выглядит иначе. Раневская, имея и дом, и сад не смогла обрести душевной гармонии, она не ощущает счастья».

выражения мысли,

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

Рассмотрим пример.

«Мне очень близка позиция Виктора Розова. Действительно, человек сам творец своего счастья. Я считаю, что именно от нас самих зависит наше счастье. Просто мы часто этого не замечаем, боимся признаться в этом. Ведь гораздо легче добиться «манны небесной» и уповать на высшие силы.

Проблема счастья затронута и в произведениях русской литературы. Одним из ярчайших произведений, где авторская позиция близка моей, является поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов в поэме делает вывод, что счастье не в материальном образе жизни. Через образ Гриши Добросклонова писатель показывает, что быть счастливым может человек, стремящийся не к личному благополучию, а к достижению общественно значимых целей – освобождению от крепостной зависимости народа».

В данной работе речь богатая и разнообразная. Однако есть грубые речевые ошибки, которые привели к снижению баллов по критерию К10 (вместо добиться «манны небесной» надо ждать «манны небесной» (разрушение фразеологизма); оборот материальный образ жизни содержит лексическую несочетаемость). Следовательно, по критерию К6 не может быть выставлено высшего балла.

(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме – ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна; ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.



(5)Никто не спит. (6)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (7)Прислушиваются, вздыхают...

(8)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (9)Прозвучал и замолк... (10)И ещё раз... (11)И ещё...

– (12)Точно зовёт кто-то, – тревожно шепчет мужчина. (13)Никто ему не отвечает.

– (14)Вот опять... (15)Слышишь?.. (16)Как будто человек...

– (17)Спи, – сурово говорит женщина. – (18)Никого там нет.

– (19)Страшно ночью в лесу...

– (20)Это только ветер. (21)Ты разбудишь ребёнка...

(22)Но дитя вдруг подымает голову.

– (23)Я слышу, я слышу. (24)Он кричит: «Спасите!»

(25)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся вопль, протяжный и отчаянный:

– (26)Спа-си-те!

– (27)Мама! (28)Может быть, на него напали разбойники?.. (29)Может быть...

– (30)Не болтай глупостей, – сердито прерывает мать. – (31)Это голодный волк воет в лесу. (32)Вот он тебя съест, если не будешь спать.

– (33)Спасите!

– (34)Жалко живую душу, – говорит муж. – (35)Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы...

– (36)Лежи, дурак... (37)Не наше дело...

(38)В темноте шлёпают туфли... (39)Старческий кашель... (40)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (41)Он брюзжит злобно:

– (42)Что вы тут бормочете? (43)Спать не даёте никому. (44)Какой такой человек в лесу? (45)Кто в эту погоду по лесам ходит? (46)Все дóма сидят. (47)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... (48)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

(50)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

– (51)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (52)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (53)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (54)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...

– (55)Спа-си-те!

(56)Молчание...