В предыдущей теме я поделилась мыслями о создании основы для зентангла, о том, как рисовать каркасы для зенарт узоров.

В этом, шестом уроке я продолжаю тему геометрических абстрактных каркасов, а также рассмотрим шаблоны для рисования зенарта с объектами.

Интуитивное, медитативное рисование базируется на «бессознательном» процессе. Поэтому отличительным признаком медитативного рисования является малое количество конкретных объектов. Растительные формы – листочки, цветочки, могут присутствовать, но в схематичном варианте. Вообще-то, сосредотачиваться на воспроизведении объектов окружающего мира не нужно, теряется весь смысл происходящего.Другое дело дудлинг.

Вот почему я хочу еще раз остановиться на геометрических «каркасах». Плитки зентангл с их строкой и небольшим размером, конечно, попроще, но что делать с большими рисунками, с картинками зендудлинг? Техника зенарт заключается не только в рисовании разных узоров, но и в том, как их разместить, скомпоновать, делать это легко и не застревать на простейших моментах. А то некоторые видят простенкое перышко зенарт, восхищаются и говорят: «Не, я не смогу…» Точно сможете, если захотите! Главное, знать с чего начать=)

Я решила в этом курсе собрать зенарт уроки для начинающих бесплатно для того, чтобы были понятны базисные вещи. А уж если вы почувствуете, что рисование в этом стиле — это ваше, тогда есть смысл продолжать совершенствоваться, оснащать себя хорошими инструментами и получать более глубокие знания на курсах и в студиях.

Итак, поехали. Плитки зентангл, в классическом варианте, можно вертеть как угодно. У рисунка нет низа и верха, узоры могут быть направлены в разные стороны и не подвластны законам гравитации. Так же и в других абстрактных дзен рисунках. Такую картинку можно вешать на стену и периодически поворачивать, она всегда будет интересно и гармонично выглядеть.

Рис 1

Однако, по моим наблюдениям на занятиях, многие не могут оторваться от земли и пытаются укоренить рисунок. Да, и со мной это бывает. Есть отличное упражнение для развития «невесомости». Кроме того, у начинающих рисовальщиков бывает засада с композицией (расположение элементов в рисунке). Это ситуация, когда человек начинает рисовать элементы, и запутывается, или складывает все фигуры в невыразительную «кучу». Это упражнение помогает с этими вопросами разобраться.

Упражнение 1. Каркас с геометрическими фигурами

Нам нужно нарисовать геометрические фигуры от руки, а образовавшиеся сектора заполним разными узорами. Для того, чтобы не было «низа и верха» в рисунке, представьте, что вы ставите фигуры на бумагу. То есть, «земля» — это сама бумага.

  1. У меня рисунок на половине листа А4. Я нарисовала границу волнистой линией, с отступами от края листа примерно по 2 сантиметра. Чем меньше размер ограниченной площади, тем меньше фигур надо рисовать, иначе сектора получатся слишком маленькими.
  2. Чтобы легче раскидать фигуры по листу, надо от чего то оттолкнуться. В основе моей композиции размещение базовых трех фигур по треугольнику. В 1 рисунке вы видите базовый треугольник, который я мысленно нарисовала, для вас показываю его красным пунктиром.

Пунктир не рисуйте, это просто ориентир для композиции, но можете наметить карандашом три точки – вершины треугольника. В области левого угла разместила круг, а дальше в области двух других углов разместила четырехугольник и треугольник. Вы можете нарисовать другие фигуры. Используйте этот принцип для зендудлинг композиций, особенно подходит он для цветочных «букетов».

  1. Итак, опорными у меня были три фигуры, отмеченные красными штрихами.

Дальше я добавила еще три окружности. Как видите, они тоже расположены треугольником. Добавляю от границы части крупных фигур с углами, также «раскидывая» их в разные стороны. Таким образом получается каркас с определенной композицией. Как она будет выглядеть в итоге с узорами, пока неизвестно, поскольку заполнение формы узорами- это полностью медитативное рисование.

4. С какой-то фигуры начните рисовать любой узор и далее двигайтесь интуитивно. Заполняя отсеки разными узорами, вы оптически разбиваете рисунок на сегменты. В результате у вас будут вырисовываться и даже, возможно, выдвигаться на первый план, не те фигуры, что вы рисовали вначале, а те, что образовались путем наложения предыдущих.

В моем варианте некоторые узоры в соседствующих секторах имеют одинаковый элемент в основе или одну базу, но разное развитие, и создается ощущение перехода одного пространства в другое.

Вот так, вполне осознанно построив каркас, можно потом погрузиться в бессознательное течение причудливых узоров. Со временем строить такие каркасы становится проще, и на этом уже не застревают.

А теперь перейдем ко второй части «каркасной» темы.

Шаблоны для рисования зенарта с объектами.

Рисование в стиле зенарт – это не обязательно и не только медитативное рисование. Это и стиль в искусстве, который не ограничивает нас какими-то особыми правилами.

Контуры домиков, деревьев, перьев, живности, предметов обихода и т.д. являются прекрасной основой для наполнения узорами .

Раскрашенные танглами котики, перья и т.п. очень популярны, поэтому давайте рассмотрим, как рисовать эти шаблоны для рисования.

Сложность в рисовании такого каркаса может представлять сама форма объекта. Если у вас есть навык рисования объектов окружающего мира, замечательно. Если нет, то можно срисовать контур с детских раскрасок. Для маленьких детей делают слабо детализированные раскраски, и они часто здорово подходят для дзен арта.

Для упражнения я решила взять форму посложнее, чем перо, листочек или рыбка.

Упражнение 2. Бабочка в технике зенарт.

Рисуем контур бабочки.

Иногда бывает сложно нарисовать симметричные крылья бабочки.Симметрично рисовать получается? Отлично, рисуем симметричную бабочку. Если не получается, то выбор прост: рисуем не симметричную живность, либо тренируемся рисовать симметрично, либо скачиваем готовый контур у меня в Раскрасках или из другого места.

Выбирайте подходящий вам вариант, и поехали.

Я покажу вариант рисования самого шаблона не симметричной бабочки.

Можно начать с тельца, но я начинаю с крыла, поскольку крыло немного прикрывает тело, и находится на переднем плане.

Рисуем границы крыльев, а затем тело.

После того, как нарисовали внешние границы, рисуем внутренние границы – тангл для заполнения узорами.

В этом варианте я раскрасила бабочку обычными цветными тонкими маркерами.

Если вы скачиваете где-то шаблон для рисования бабочки, то смотрите на детализацию крыльев. Обычно в крыльях уже есть какой-то рисунок для раскраски, а лучше, чтобы этого не было. Тогда можно нарисовать свои узоры так, как надо. Мои зенарт уроки для начинающих бесплатно снабжены приложениями для скачивания. Вы можете взять для раскрашивания шаблоны моих бабочек или просмотреть их как примеры в рубрике .

Вот пример процесса рисования бабочки в стиле зентангл, нарисованной линером и цветными карандашами, с эффектами, о которых будет речь в следующих уроках.

Я вам привела всего несколько вариантов в создания основы для танглов. Их, конечно, множество. Придумывайте, творите!

Отправляйте свои работы в

В изобразительном искусстве нового века множество направлений. В последнее время набирают популярность те из них, которые возникли на стыке графики, психологии и веяний популярной школы дзен знаменитого религиозно-философского восточного учения – буддизма. Зенарт (или дзенарт) – одно из таких направлений.

Если коротко обозначить смысл этого понятия, то можно казать, что, по сути, это медитативное рисование. «Дзен» — это медитативность, особое состояние созерцательности, спокойствия ума, в которое нужно войти . Это состояние может быть целительным для человека, оно помогает сознанию как бы «переключить каналы», перенастроиться, «перезагрузиться», что, в свою очередь, может способствовать разрешению многих задач, которые ранее, возможно, казались совсем неразрешимыми.

Вообще у этого измененного состояния сознания человека есть много полезных последствий, которые относительно недавно стали изучаться наукой. Способы достижения такого состояния есть разные. По большому счёту и очень обобщённо, зенарт можно назвать одним из таких способов.

Зенарт, как медитативное рисование узоров, довольно прост, доступен и вариативен. Это может быть и четкое запатентованное рисование зентанглов, и бескрайний дудлинг, и создание круговых узоров-мандал. Основная особенность заключается в том, что нет жестких правил, рамок и требований: возможно всё.

Любое графическое изображение с узорами можно считать зенартом. И в этом смысле даже 5-летний малыш вполне сможет создавать шедевры, — ведь не требуется никакой специальной художественной выучки и образования. Если подойти к зенарту с практической точки зрения, то можно отметить его оригинальность и полезность:

  • доступен всем от мала, до велика (можно начать хоть в детском саду, хоть на пенсии – главное, чтобы нравился сам процесс);
  • не требует особых затрат и громоздких приспособлений;
  • помогает расслабиться, успокоиться, привести в порядок мысли, эмоции, снять психологические барьеры, утихомирить самокритика и перфекциониста;
  • можно рисовать всего по 20 минут в день и получать в результате готовый рисунок, чувствовать эффект этого медитативного рисования;
  • если систематически рисовать зенарт, можно научиться справляться со своим внутренним Критиком, который, конечно, уберегает нас от многих опасностей, но и зачастую очень мешает жить счастливо;
  • такое интуитивное создание рисунка хорошо расслабляет, концентрация на процессе рисования помогает отключиться от внешних проблем, включить творчество, креативность, пустить фантазию в полёт.

Зенарт учит смелости.

Если вы хотели начать рисовать, но боялись, что не получится, то через зенарт сделать это будет гораздо проще и легче, поскольку здесь невозможно нарисовать неправильно. Это ещё один способ лучше узнать себя. Здесь нет ожиданий (а значит, не будет и обид, разочарований): любая линия может меняться, и никто никогда не знает, какой узор получится в итоге.

Для детей же это прекрасная возможность развития мелкой моторики

Для детей же это прекрасная возможность развития мелкой моторики, которая, как известно, весьма тесно связана с мыслительной деятельностью. В общем, плюсов в таком увлекательном хобби множество, и, возможно, если вы сами начнёте заниматься зенартом, то вам откроются новые горизонты, и будут какие-то только ваши причины и интересы, которые сподвигнут заниматься этим способом свободного рисования.

Подводные камни в начале пути

Бывает так, что люди, решившие попробовать творить в технике зенарта, сильно волнуются о том, что фантазии не хватит, не получится, будет некрасиво. Стоит отметить: любые рисунки зенарта, состоят из простейших узоров, которые повторяются в разных вариантах. Присмотритесь сами к любому шедевру, например, выложенному в интернете: всё пространство рисунка, весь контур заполнен довольно простыми черточками, завитушками, точками, квадратиками и т.п.

Все схемы и алгоритмы рисования этих узоров весьма просты и доступны. Можно «набить руку» на отрисовке этих незамысловатых паттернов, танглов, а потом придумывать и свои авторские, неповторимые сочетания и переплетения. Разрешите себе рисовать так, как получается, как хочется, неправильно, позвольте себе ошибаться – из так называемых «ошибок» могут выходить весьма интересные узоры.

А что если вы, вдохновлённые шедеврами, которых насмотрелись в интернете, соблазнённые простотой и доступностью нового стиля рисования, его эффектами, решили начать, и… Вместо обещанных успокоения и медитативности чувствуете какое-то раздражение и напряженность, в голове начинают роиться мысли: «Фигня какая-то! Зачем мне всё это нужно?! Лучше б полезным чем заняться!..» Что это?

Кому можно рисовать в стиле Зенарт?

Может зенарт не для вас? Не спешите с выводами! Наш мозг так работает, что всегда что-то новое воспринимается настороженно и в первую очередь для защиты выпускается внутренний «Критик». Который и нашептывает все эти мысли, ворчит, советует бросить и «не страдать фигнёй», а лучше, к примеру, в квартире убраться или связать что-нибудь, мол, и полезнее, и вяжешь ты отлично.

Что же делать? Ну можно, конечно, в который раз, уступить такому давлению Критика и лишить себя новых возможностей, новых путей развития (ведь такая участь может ждать не только зенарт в вашей жизни). А можно договориться с Критиком. Как?

Хороший способ – благодарность и установка «можно попробовать». Стоит ответить Критику примерно следующее: «Спасибо, что ты так внимателен ко мне и к тому, что я делаю. Да, я вижу, что пока мои рисунки далеки от совершенства, но я попробую порисовать ещё». Кстати, неплохо было бы узнать своего Критика получше, понаблюдав за ним в процессе рисования: как он появляется, что говорит, как себя ведёт, на что реагирует?

Может, окажется, что он устал вот так постоянно стоять на страже, защищать вас от всяких необдуманных шагов. Которые, кстати, могут быть весьма опасными для здоровья или жизни, поэтому Критику нашему — поклон и уважение! и давно мечтает об отпуске? Так давайте позволим ему расслабиться хотя бы на 20 минут, ведь рисование – безопасное занятие, тут он может быть совершенно спокоен! Пусть погуляет где-нибудь, поспит в конце концов.

Предлагаем вам посмотреть видео как рисуют рисунки в стиле зенарт:

Вам понравилась статьй? Пожалуйста оставляйте ваши комментарии, о то чтобы вы еще хотели бы узнать про стиль зенарт. Делитесь статьей с друзьями.

Статью прочитали: 4 496


Что такое дзен-графика? Вы замечали за собой, как порой, разговаривая по телефону или сидя на лекции, крутя ручку в руках, вы вдруг начинали машинально рисовать на краешке листа? Если хотя бы раз вы ловили себя на мысли, что почти неосознанно штрихуете, закрашиваете, обводите и старательно вырисовываете что-то непонятное, то знайте, что вы, сами того не зная, практиковали дудлинг, — один из приёмов дзен-графики.

Дзен-графика — это медитативное искусство, ориентированное в первую очередь на процесс, а не на результат. Она включает в себя дудлинг и зентангл , — методики, доступные абсолютно всем!

Дзен-графика. Дудлинг

Дудлинг существовал ещё с древности, и во все времена активно использовался людьми. Вспомните хотя бы знаменитые рукописи А.С. Пушкина, испещрённые многочисленными рисунками, на полях и прямо поверх текста.

А ведь великий поэт, возможно, и не создал бы столько гениальных шедевров, не позволь он себе эту забаву за творческим процессом. Ведь, как выяснилось учёными, дудлинг весьма эффективно действует на умственный потенциал человека . Он позволяет сосредоточиться, улучшает память, даёт психике отдохнуть и расслабиться, заставляет мозг работать продуктивнее, включает воображение и открывает способность мыслить креативно.

Во время исследований британских учёных, студенты, слушавшие лекцию за дудлингом, усвоили информацию на целых 29% лучше, чем те, кто не отвлекался на рисование!

Выяснилось, что дудлинг «включает» в активную работу и тренирует правое полушарие мозга, — то самое, которое отвечает за творчество, фантазию, креатив, способность альтернативно мыслить. Обычно же человек использует преимущественно левое, «рациональное» полушарие, отвечающее за логику и следующее правилам и шаблонам, даже когда рисует что-то конкретное.

Выходит, что, выводя закорючки и штришки на полях, вы улучшаете работу своего мозга.

Кроме того, результат такого бессознательного творчества может быть использованным психотерапевтами для анализа настроения человека, его душевного состояния, желаний, стремлений, страхов.

Что примечательно, не обязательно ждать, пока дудлинг проявится сам. Его можно вызвать целенаправленно, включив любимую музыку или аудиокнигу, взяв ручку с бумагой и просто попытавшись абстрагироваться от всего на свете…

Дзен-графика. Зентангл

Если дудлинг — это практически неконтролируемый процесс творчества, то зентангл можно назвать как , так и полноправной техникой рисования. В этом приёме дзен-графики существуют свои правила и стандарты. Изображения должны быть монохромными и состоять из определённых узоров (танглов), схемы которых следует разучить перед тем, как приступать к рисованию, вписывая в квадратики размерами 9х9 см.

У каждого тангла есть своё название и своё «поведение» внутри рисунка. Чем больше узоров вы освоите, тем интереснее и причудливее будут ваши работы.

В том, что именно рисовать и как объединять танглы, нет никаких правил. В зентангле можно дать волю фантазии и создать сложное изображение удивительной красоты, даже не умея рисовать.

Идея авторов зентангла (художника-штриховщика Марии Томас и монаха Рика Робертса) состояла в объединении искусства с медитацией. И, надо сказать, им это удалось. Зентангл увлекает и сосредотачивает, заставляет сознание фокусироваться на моменте «здесь и сейчас» (как при медитации у монахов), наслаждаясь процессом творчества.

В современном ритме жизни такое развлечение просто необходимо. Зентангл можно назвать своеобразным «осознанным дудлингом». Он снимает стресс, помогает расслабиться и проявить свой творческий потенциал, корректирует зрительно-моторную координацию, помогает обрести уверенность в себе.

И, хотя в основе зентангла лежат стандартные схемы узоров, важно помнить, что главное условие этой техники — ваша фантазия и креатив. Чем больше вы привнесёте своего в рисунок, чем сильнее будете видоизменять и дополнять существующие танглы, тем более впечатляющих результатов сможете достичь (как в самом рисунке, так и внутри себя).

Медитативный рисунок

Прелесть дзен-графики в том, что в её шедеврах никогда невозможно поставить точку. Зентангл никогда не может считаться законченным, и вы в любой момент, в любой день, находясь в новом настроении, на новом витке жизни, сможете вернуться к рисунку из прошлого, чтобы оставить на нём новые штрихи, новые узоры, новые образы. Дзен-графика — искусство гибкое и способное на бесконечные перемены, как сама жизнь.