Каждому человеку хочется иногда ходить в какие-то места. Кто-то просто не хочет сидеть дома, потому что постоянно находится в одном доме, например, с родителями, представляет собой достаточно утомительное и скучное занятие. А некоторые люди обожают развиваться, становиться более развитыми и культурно богатыми, поэтому с удовольствием посещают различные места, например, кино, театры, музеи и многое другое. Театр - это именно то место, которое позволяет насладиться живой актерской игрой и получить от этого процесса массу положительных эмоций. А теперь стоит рассмотреть основные причины, почему нужно ходить в театр или почему некоторые люди его посещают.

1. Иногда люди просто устают от постоянного времяпрепровождения за компьютером и телевизором. И понять несложно: начинают болеть глаза, мозги забиты работой или учебой, необходим хоть какой-то отдых. И чтобы хотя бы на пару часиков выбраться из дома, отвлечься от дел, можно посетить театр, почувствовав там при просмотре спектакля истинные человеческие чувства, а не усталость глаз и загруженность мозга.

2. У некоторых людей дни абсолютно одинаковые. Проходят они скучно, постоянно или работа, или учеба, а потом домой. Там телевизор, еда, разговоры с семьей, уроки или написание отчетов. Может быть, чтение книги или игра с детишками, уборка дома и все такое. Если каждый день проходит одинаково, и есть возможность хотя бы раз в месяц, а может быть, два раза или каждую неделю посещать театр, то почему бы и нет? Театр - это именно то, что наполнено потоком настоящей живой энергии. Качественная живая игра актеров поможет получить заряд бодрости на всю неделю и внести хоть чуточку разнообразия в жизнь!

3. Есть те женщины, например, которые посещают какие-либо места просто с целью покрасоваться и похвастаться новыми вещичками. А кто-то, возможно, идет с целью познакомиться с новыми людьми. Вот, например, купила девушка новое платье, а пойти ей некуда! Почему бы не сходить в театр с подругой или любимым человеком? Почему бы не "выгулять" свое платье под предлогом посещения театра? Тоже неплохой вариант и полезный! И сама она получит много эмоций, и чуточку богаче в духовном плане станет. Кстати говоря, если хочется посетить именно спектакль театра Ленком "Юнона и Авось", на сайте билетикoru можно приобрести билеты онлайн.

4. Помимо того, что театр может стать способом отдыха от работы, внесения в жизнь чего-то нового и яркого, а также знакомства с новыми людьми, театр - это отличный способ развиваться. Ведь когда человек, посмотрев какой-то спектакль, потом начинает задумываться о нем и его смысле, рассуждать и анализировать. А это, соответственно, заметно развивает мышление.

О правилах поведения в театре мы знаем с детства. Казалось бы, всё просто: в зале нельзя есть конфеты и разговаривать, нужно отключать мобильные телефоны и проходить к своему месту, повернувшись лицом к сидящим.

Однако о некоторых нюансах делового этикета в храме искусства многие даже не догадываются. А жаль.Можно ли причёсываться в фойе у зеркала? Извиняться ли за беспокойство, пробираясь к собственному креслу? Что делать, если вдруг запершило в горле?

На все эти вопросы знает ответ наш постоянный консультант кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения и музееведения ЧГАКИ Ирина ШИБАКОВА, которая является автором специально разработанных курсов «Дипломатический протокол и деловой этикет», «Этика деловых отношений» .

Всё начинается не с вешалки

Театр - учреждение культуры, - начала наш разговор Ирина Николаевна. - Поэтому во время его посещения к этикету особенно щепетильное отношение. И всё потому, что нужно создать спокойную атмосферу. Ведь зрители приходят в храм искусства отдыхать. Вот скажите, с чего начинается театр?

Само собой разумеется, с вешалки!

С покупки билетов! Приобретая их, вы должны обратить внимание на план зала. Для того, чтобы выбрать удобные места. И если вам достались билеты на места, расположенные очень далеко от сцены, следует взять с собой театральный бинокль.

Иначе будете разочарованы, что плохо видно. Ещё перед посещением театра я всегда рекомендую прочитать пьесу, узнать побольше о её авторе.

В результате чего у вас сформируется своё видение пьесы, с которым вы сможете сравнивать постановку режиссёра, трактовку того или иного образа актёром. Это сделает восприятие спектакля более полным, даст возможность обсудить его.

Разная одежда для оперы и драмы

Ирина Николаевна, не могу не задать вам вопрос по поводу одежды: в чём идти в театр?

Поскольку театр - это храм искусства, одежда должна быть особой. Нарядная форма сохраняется, однако существует одно большое «но» . Чаще всего в театр мы с вами идём после работы.

Поэтому сама жизнь внесла коррективы - теперь в театр можно идти в обычном деловом костюме спокойных тонов и классического покроя.

Одежда не должна быть ни в коем случае вычурной. Потому что люди приходят посмотреть спектакль, на игру актёров, а не на ваш супермодный оригинальный наряд.

То есть не только никаких джинсов, но и декольте не приветствуется?

Не совсем так. Если вы придёте в театр в джинсах, вас, конечно, пустят. Просто при этом, даже если джинсы очень дорогие, вы покажете своё неуважение не только к актёрам, но и к окружающим.

А вот в оперу и на балет принято приходить в вечернем наряде. В театр драмы такую одежду вы можете надеть только в том случае, если у вас первые места в партере или ложе.

Мужчины могут надеть смокинг, а дамы - вечерние платья и перчатки, если всё это они умеют носить, при этом будут естественны, а не вульгарны.

Чтобы не шокировать публику, не делайте броского и яркого макияжа. Не пользуйтесь духами и одеколоном с крепкими запахами.

Не принимайте накануне лекарств, не ешьте лук и чеснок. А ещё не делайте высокую причёску, которая будет загораживать обзор сцены зрителям, сидящим сзади вас.

Перед третьим звонком

В театр надо приходить заблаговременно…

В здание театра мужчина, сразу же сняв головной убор, заходит первым и показывает билеты. И только за ним - его спутница. В гардеробе мужчина сначала помогает даме снять верхнюю одежду, затем раздевается сам.

Женщинам нужно снимать шляпу, поскольку поля головного убора могут мешать зрителям. Мужчина сдаёт вещи, в том числе и уличную обувь, в гардероб и кладёт номерки в карман. Если дама без спутника, то номерок она может положить в сумочку.

Естественно, в театральную, а не ту, с которой ходит в магазин… Раздевшись, нужно подойти к зеркалу и посмотреть, всё ли в порядке с внешним видом. Поправлять одежду, причёску и макияж недопустимо.

То есть расчёсвать волосы у зеркала в фойе нельзя?

Ни в коем случае! Для этого существуют туалетные комнаты. Сходите туда и приведите себя в порядок. Ваш кавалер подождёт. В это время он может купить программку, заглянуть в неё.

Общеизвестно, что зайти в зал надо до третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь сесть заранее, не ожидая последнего звонка.

Если места расположены с краю, то, наоборот, задержитесь, чтобы постоянно не вставать, пропуская других зрителей. В зрительный зал мужчина тоже входит первым и ищет места согласно купленным билетам. Он же первым проходит на своё место, за ним следует женщина.

Лицом к сидящим?

Проходить следует лицом к сидящим в ряду зрителям, причём извиняться не надо: вы доставляете им неудобства не потому, что делаете что-то плохое, а потому, что иначе не доберётесь до своих мест.

Другое дело, если вы наступили кому-то на ногу или задели кого-то рукой. А вот поблагодарить тех, кто, пропуская вас, встал, нужно.

Обязательно вставать с места, пропуская других?

Мужчинам - обязательно, дамы могут этого не делать. Рекомендуется встать, если проходит пожилой человек. И ещё совет: если, проходя к своим местам, вы увидели знакомых, громко приветствовать их не надо. Можно только поклониться.

Чужое место

Допустим, я зашла в зал. Моё место в двадцатом ряду, а я вижу много свободных кресел впереди. Могу я занять одно из них?

Не стремитесь этого делать. Владелец места может просто запаздывать, зайти с третьим звонком - вам ведь не хочется оказаться в ситуации, когда сгоняют с чужого места?

К слову, если ваше место оказалось занято, то вы должны учтиво попросить освободить его, предъявив билеты. Если по ошибке в кассе продали два билета на одно и то же место, обратитесь к служителю театра - он вас посадит на другое.

А вот если вы опоздали, то не пробирайтесь к своему месту, выберите любое свободное, а в антракте пересядьте.

На какое место должна сесть дама - справа, слева от мужчины? Или, может быть, рядом с другой женщиной?

Классикой считается, что дама садится справа от мужчины. Однако вежливый кавалер всегда уступит то место, которое удобнее, - не посадит свою спутницу на крайнем в ряду кресле, перед зрителем с высокой причёской.

Если в театр вы пришли компанией, то мужчины садятся по краям, а женщины в центре. При этом совсем необязательно садиться рядом со своими супругами - можно и поменяться местами.

Это допустимо. А вот что недопустимо, так это занимать оба подлокотника кресла. Помните, что рядом сидит другой зритель. Не стоит также опираться руками на спинку переднего кресла, тем более не надо ставить ноги на кромку чужого сиденья.

Прощальный антракт

Понятно, что в зрительном зале нельзя ничего есть, шуршать фантиками, разговаривать во время спектакля…

Даже если вам что-то не нравится по ходу пьесы, не обсуждайте и не комментируйте. Это раздражает окружающих. Восприятию спектакля способствует тишина в зале - только тогда можно наслаждаться музыкой и игрой актёров.

Кстати, вспомнила анекдот по этому поводу. Двое зрителей разговаривают во время спектакля. Впереди сидящий мужчина оборачивается и говорит: «Господа, я ничего не слышу!» На что получает ответ: «А позвольте, почему вы должны слышать то, о чём мы говорим?»

Естественно, что в театре нужно отключить мобильный телефон. Если вдруг забыли это сделать и во время пьесы раздался звонок, скорее нажмите на клавишу.

Бывает, что в театр приходят люди, которые простудились и весь спектакль кашляют…

Я считаю, что если вы купили билеты в театр и заболели, не нужно идти на спектакль, как бы вы ни хотели его посмотреть. Во-первых, вы можете заразить других. Во-вторых, кашель и насморк отвлекают окружающих от развития действия на сцене.

А вот если вдруг во время просмотра у вас просто запершило в горле, нужно, извинившись перед соседями, выйти из зала. То же самое необходимо сделать, если вы пришли в театр с ребёнком, который начал капризничать.

А вот если вам самим не нравится спектакль, дождитесь антракта и спокойно уйдите. Это не будет дурным тоном. Нравится пьеса?

В антракте можете погулять в фойе, но не разглядывая при этом в упор всех зрителей. Можете сходить в буфет. При этом если дама не хочет в буфет, то спутник может оставить её одну, но ненадолго.

Цветы к ногам актёров

Существует ли правило аплодисментов?

Этикет определяет, когда можно аплодировать, а когда нет. Аплодируют, когда поднимается занавес в знак одобрения декораций и восхищения работой художника и постановщика, когда на сцену выходит любимый актёр, когда удачно исполнены ария или эпизод и, естественно, после завершения спектакля.

Не надо аплодировать, когда задерживается спектакль, во время паузы между отдельными частями музыкального произведения, когда уже все перестали хлопать.

Посещая оперу, стоит помнить, что музыкальные произведения начинаются не с поднятия занавеса, а с первого тона, раздающегося в оркестре при начале увертюры.

Допустимы ли какие-то возгласы?

Такие, как «браво!», да. А вот подпевать, притопывать, прихлопывать не стоит. Это ведь не концерт рок-группы.

Как дарить цветы артистам? Можно ли зрителям подниматься на сцену?

Неприлично бросать цветы на сцену. Можно передать букет через служителя театра, а можно и самому преподнести, когда актёры выходят на поклон.

Вручать букет, к которому иногда прилагают записку, нужно, поднявшись на сцену, а не заставляя актёров наклоняться к вам, когда вы стоите у первого ряда.

Наиболее грубой ошибкой и серьёзным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля.

Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождётся той минуты, когда он сможет аплодисментами поблагодарить актёров за игру.

Дурной тон - бежать скорее в гардероб, чтобы не стоять потом в очереди. Десять минут вас не спасут, а вот впечатление о себе вы испортите.

Существует негласное правило театрального этикета: наряд на спектакль должен стоить столько же, сколько и билеты. Это нестрогое правило, но его принято соблюдать на громких премьерах. Обычно на таких событиях собирается нарядная светская публика - что делать, нужно соответствовать. Если в пригласительном билете есть отметка Black Tie (вид официально-торжественного дресс-кода), это значит, что от вас ждут максимально презентабельного внешнего вида. Это же правило касается посещения оперы и балета: считается, что на «торжественных» жанрах необходимы строгие костюмы и вечерние платья.

После третьего звонка вход в зрительный зал воспрещён. Надеяться на то, что можно будет договориться, не стоит: это правило довольно строгое. Поэтому при посещении театра заранее рассчитайте время. Если у вас билеты в партер, контролёр подыщет вам место в ложе. В любом случае, если после третьего звонка вас всё-таки пустят, не пробирайтесь к своему месту по чужим коленкам. Просто займите первое свободное кресло, которое расположено ближе всего ко входу. В антракте у вас будет возможность пересесть на ваши законные места. А ещё не забывайте про то, что к своему месту нужно идти исключительно лицом к сидящим.

Если в кинотеатре вы привыкли брать с собой хрустящие снеки и колу, забудьте о них, когда собираетесь в театр. Никаких конфет и жвачек. Допустимо взять с собой маленькую бутылочку воды. Разговаривать во время спектакля нельзя, даже шёпотом - это некрасиво и мешает соседям. И помните, что ваш подлокотник - правый.

Сразу хвататься за мобильный телефон считается дурным тоном. Тем более, что во время антракта найдётся много других, не менее интересных занятий. Например, можно посетить буфет и обсудить свои впечатления с друзьями. Только делать это нужно негромко, не привлекая к себе лишнего внимания. Не забудьте прогуляться по фойе: часто там размещают выставки костюмов и афиш, или же интересную информацию о театре и артистах.

После окончания спектакля не бегите в гардероб сломя голову, чтобы как можно быстрее забрать шубу и не стоять в очередях. Помните, что артисты выйдут на поклон. Кстати, в этот момент вы можете подарить принесённые цветы. Подниматься на сцену нельзя, поэтому просто встаньте перед первым рядом и протяните букет. Либо передайте его через служащего театра. Уходить можно после того, как закроется занавес.

Если вы идёте в театр парой, то помните: мужчина ведёт женщину в театр, а не она его. Так что в рамках театрального этикета роль у мужчины - ведущая. Он хранит билеты и предъявляет их контролёру, помогает снять пальто и сдаёт его в гардероб, хранит номерки у себя, первым проходит к местам и помогает даме сесть.

Как провести свободное время, наиболее эффективно? Существует огромное количество различных вариантов: занятия спортом, чтение книг, просмотр телепередач, встречи с друзьями и знакомыми. Одним из способов эффективного проведения свободного времени, является поход в театр.

Почему этот вариант наиболее предпочтителен? Как одеться в театр? Когда и где они появились? Как правильно вести себя в театре? Что недопустимо на себя одевать и другие любопытные факты.

Из истории театров

Первые сведения о возникновении этого искусства относятся к Древней Греции. В те времена актеры одевались в козлиные шкуры и распевали песни в честь бога земледелия Диониса. Они пользовались большим уважением.

На Руси театральное искусство зарождалось с появлением ритуальных обрядов и христианских праздников. Одним из самых любимых была Масленица. Это был обряд проводов зимы и встречи весны, на этот праздник принято было собирать большие народные гуляния с переодеваниями, шутками, играми, представлениями.

в Древней Руси

Народный. Его представляли: скоморохи, балаганщики, кукольники.

Школьный. Пьесы писались преподавателями, а играли в них учащиеся. Спектакли показывали по праздникам.

Придворный. Появился в середине 17 века. Первые постановщики спектаклей и актеры были иностранцами, в основном это были немцы.

Любопытные факты

В древних театрах сюжеты спектаклей были только на мифологические или исторические темы.

Актерами были только мужчины, которые выступали в специальных, высоких масках. На ноги одевалась обувь на толстой подошве. Женщины не допускались на представления, позднее они сидели отдельно от мужчин.

Актер Брюс Уиллис, известный многим российским зрителям по ролям в фильмах "Крепкий орешек" и "Армагеддон", в подростковом возрасте играл в школьном театре.

Самый продолжительный спектакль в древние времена мог занимать - один год.

Первый каменный театр был построен при Екатерине II, он находился в Санкт-Петербурге.

В средневековье женщины могли играть только служанок или рабынь.

Семь причин, чтобы пойти в театр

  1. Провести вечер в красивой обстановке и с приятными людьми.
  2. Получить всю гамму человеческих эмоций: смех, слезы, волнение, радость и другие.
  3. Переживая за судьбы героев спектакля, можно найти решение каких-то своих жизненных проблем.
  4. Расширить свой кругозор.
  5. Поход в театр может стать хорошей семейной традицией.
  6. Возможность мысленно перенестись в другие времена и узнать много интересного о жизни людей.
  7. Атмосфера волшебства и сказки, присущая театру, помогает отвлечься от трудовых будней и забыть о нерешенных проблемах.

Как одеться в театр

Многие любители театрального искусства не всегда одеваются в соответствии с определенными правилами этикета. Давайте рассмотрим, как это сделать красиво и элегантно. Основные правила.

  • Как одеться в театр женщине? К этому вопросу необходимо отнестись очень серьезно, поскольку посещение такого мероприятия считается торжественным случаем. В первую очередь необходимо учитывать вид театра, а также время спектакля. Детский и кукольный позволяют одеться без всяких изысков. Это может быть юбка и блузка, или брючный комплект. Для вечернего спектакля в драматическом театре, уместнее будет классическое платье. Желательно черного или синего цвета. Если вы идете в оперу или на балет, то в таком случае необходимо надеть вечернее платье. Варианты могут быть различные, но будьте аккуратны с декольте и вырезами, они не должны быть черезчур откровенными. Беспроигрышным вариантом для любого вида театра будет маленькое черное платье, главное чтобы его длина не была слишком короткой. Обязательно возьмите с собой вторую обувь на среднем или высоком каблуке. Не забудьте про аксессуары, подходящие к вашему наряду: украшения (серьги, кольца, бусы и т. д.), шарфики, маленькую сумочку. Самое главное при выборе вариантов, как одеться в театр женщине - помнить о том, что одежда должна быть нарядной и комфортной. Макияж следует сделать более ярким и праздничным, чем дневной.
  • Как одеться в театр мужчине? Предпочтительнее костюм темных расцветок: черный, синий, серый. Рубашка должна быть светлых оттенков, желательно однотонная. Не забудьте про галстук или шейный платок.
  • в театр подростку? Самым лучшим выбором будет платье до колен или немного выше, а также юбка с блузкой или кофточкой. Цвет можно выбрать любой. Можно надеть брюки, если в гардеробе нет юбок и платьев.
  • на мюзикл? и костюмы следует одевать в классические театры, а в более современные, варианты могут быть немного другими. Для мужчины - джинсы с пиджаком, а его спутнице - платье или юбку с блузкой, также можно джинсы. Мюзикл позволяет носить одежду более неформального характера, хотя забывать о том, что это все же театр, не стоит.

Костюм - тройка

Этот вариант для похода в театр лучше всего выбирать мужчине. Что входит в понятие костюм-тройка? Брюки, пиджак и жилет. Самые предпочтительные цвета: черный и серый. Жилет может быть другого оттенка, чем брюки и пиджак. В таком костюме любой мужчина будет выглядеть элегантно и торжественно.

Театральный этикет

Если вы идете в театр, мало уметь правильно одеваться, необходимо помнить основные правила поведения в этом месте. К ним относятся:

  • В театр необходимо приходить минут за 20-30 до начала спектакля. Для чего это необходимо сделать? Чтобы было время раздеться и привести себя в порядок в туалетной комнате: переодеть обувь, если в этом есть необходимость, поправить макияж и прическу.
  • Если женщина идет в театр с мужчиной, то он должен помочь ей снять верхнюю одежду и сдать в гардероб.
  • Как быть, если ваши места в середине ряда, а другие зрители уже сидят на своих местах? Необходимо извиниться за беспокойство и проходить лицом к сидящим. Первым всегда проходит мужчина и помогает сесть своей даме.
  • В зрительный зал заходят не позже третьего звонка. Здесь тоже есть свои нюансы. Если ваши места в середине ряда, то лучше пройти к ним заранее, чтобы не беспокоить людей сидящих с краю. В противоположном случае, можно зайти в зал немного позже.
  • Опаздывать на спектакль считается признаком дурного тона и грубейшим нарушением правил театрального этикета.
  • Перед началом представления можно купить в гардеробе бинокль. Помните о том, что он предназначен для того, чтобы рассматривать актеров и театральные декорации, ни в коем случае не других людей, пришедших в театр.
  • Во время представления необходимо выключить сотовые телефоны, чтобы они не мешали актерам и другим зрителям.
  • Обсуждение игры актеров во время спектакля недопустимо, как и любые другие разговоры. Соблюдайте тишину.

10 вещей, которые нельзя одевать в классический театр

  • Спортивный костюм.
  • Рваные джинсы.
  • Кеды или кроссовки.
  • Шорты.
  • Очень короткое платье.
  • Футболка.
  • Свитер.
  • Колготки или чулки в сеточку.
  • Платье с очень глубоким декольте.
  • Строгий костюм без аксессуаров.

В театр приходят, чтобы получить удовольствие от спектакля и игры актеров. Поэтому необходимо знать одно простое правило. Как одеться в театр, каждый решает сам, но помнить, о том, что внешний вид отражает ваше отношение к происходящему, необходимо. Если вы не уверены в правильности своего решения, то выбирайте старую, проверенную годами классику. Желаем, чтобы ваш вариант всегда был безупречен, а проблема, как одеться в театр, всегда находила свое решение.

Если вы собрались в театр, то, прежде всего, подумайте об одежде. Одежда, предназначенная для похода в театр, должна отличаться от повседневной, а, кроме того, если вы собираетесь в театр с мужчиной, то желательно заранее согласовать форму одежды, чтобы гармонично дополнять друг друга.

Перед тем как отправиться в театр, не следует употреблять чеснок: этот запах неистребим. Вообще, сильных запахов следует избегать, потому что резкий и сильный запах даже очень дорогих и хороших, с вашей точки зрения, духов может вызвать у соседей в лучшем случае головокружение, а в худшем - приступ у соседа-астматика. А представьте, что будет, если в замкнутом пространстве зала смешаются десятки ароматов? Поэтому духами нужно пользоваться в меру.

В будний день, если вы знаете, что вам не представится возможность съездить домой и переодеться перед спектаклем, на работу следует отправляться чуть более празднично одетыми. Женщины могут преобразить свой деловой костюм и сделать его более нарядным, дополнив всевозможными аксессуарами. Мужчинам достаточно надеть темный костюм, светлую рубашку и галстук.

Особенно нарядной должна быть одежда, если вы идете на вечерний спектакль по особому приглашению. В таком случае дамам положено надевать вечерние туалеты, а кавалерам - смокинги.

В театр нужно приходить заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, окинуть себя взглядом у зеркала или, если требуется что-то поправить, привести себя в порядок в туалетной комнате.

Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать мужчину в театр, но в любом случае билеты и номерки всегда должны быть у мужчины.

Первой в театр входит женщина, причем мужчина открывает перед ней дверь. Мужчина (или приглашающий, если в театр идет целая компания) держит билеты в руке с тем, чтобы предъявить их контролеру, и пропускает приглашенных в фойе перед собой.

Войдя в фойе, мужчины снимают головные уборы, а при выходе надевают их только в дверях. В гардеробе мужчина помогает спутнице снять пальто, плащ, и только потом раздевается сам. Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки мужчина оставляет у себя. Номерок кладет в карман, чтобы не уронить его и не потерять.

Мужчинам не следует разглядывать свою спутницу в тот момент, когда она приводит себя в порядок перед зеркалом. Дамам перед спектаклем не следует освежать свои духи. Бестактно разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра во время антракта, а также заниматься своим туалетом в зрительном зале.

Предлагать даме сладости и прохладительные напитки входит в обязанности кавалера. Однако едят и пьют в буфете, а не в фойе.

Также перед спектаклем мужчина должен купить даме программу. При этом не нужно уточнять, нужна она ей или нет. И программа, и бинокль у каждого должны быть свои, чтобы не мешать соседу, одалживая все это у него.

В партере, амфитеатре, бельэтаже нужно занимать свои места не, позже третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, то нужно сесть заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих с края. Если ваши места расположены с края, то, можно чуть-чуть задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине.

В зрительный зал мужчина входит первым. Показав билеты капельдинеру, он пропускает женщину, которая идет к своему месту первой. Если же служащий театра не провожает зрителей к местам, кавалер идет чуть впереди, показывая дорогу. К своему месту нужно проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство. Но так принято только в европейских странах, в американских театрах принято проходить вдоль ряда лицом к сцене.

Если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно. Если же проход узкий, вежливость предписывает встать и пропустить проходящего.

Мужчина помогает сесть даме, опуская сиденье кресла, затем садится сам. Усаживаясь, дама может лишь слегка придержать свое платье. Поднимать его, заворачивать недопустимо, поэтому разумнее надевать в театр туалеты из немнущихся тканей.

Если в театр пришли две пары, то первым по ряду идет мужчина, за ним - женщины, замыкает шествие второй мужчина. Так и садятся: женщины посередине, мужчины - по краям, причем обычно женщины рассаживаются так, чтобы не сидеть рядом со своими спутниками.

Если театр посещает более многочисленное общество, то первым между рядами проходит мужчина, а за ним - женщины и мужчины через одного, последним проходит также мужчина. Таким образом, женщины не рискуют оказаться рядом с незнакомыми людьми. Если вы пригласили друзей в театр, то о порядке рассадки можно договориться заранее. На боковые места, расположенные рядом с проходом, садится мужчина.

В европейских театрах принято, чтобы дама располагалась справа от кавалера. Но если место дамы оказывается у прохода и ее могут задеть или толкнуть, если с ее места хуже видна сцена, если перед дамой широкая спина или пышная прическа другого зрителя, - кавалер обязан предложить даме свое, более удобное место. Право дамы выбирать: принять его любезное предложение или, поблагодарив, вежливо отказаться. И. в том, и в другом случае она не нарушает правил приличия.

Опаздывать в театр неприлично. В ложу можно входить, когда гаснет свет. В ложах передние места предоставляются дамам. Мужчина никогда не должен допускать, чтобы дама, даже незнакомая, сидела в ложе позади него. Если дамы входят в ложу, где мужчина занимает переднее место, он должен предложить свое место одной из них.

В случае отказа со стороны женщины, он должен настоятельно просить ее об этом. Если она отвечает отказом вторично, то настаивать больше не следует. Если же дама приняла это любезное предложение, то она должна расположиться так, чтобы дать возможность сидящим во втором ряду мужчинам видеть сцену.

Женщина, если ее туалет дополняет шляпа, должна спросить сидящих сзади, не мешает ли им ее головной убор. Если в ответ услышит: «Да, немного», головной убор следует снять. Если она забыла спросить об этом, вполне допустимо сидящему за ней зрителю вежливо попросить снять шляпу. Такую просьбу выполнять нужно безоговорочно. Когда женщина снимает головной убор, сидящий позади благодарит. Еще больше неудобств доставляют иногда дамские прически - бывает, из-за них не видно сцены. Поэтому, собираясь в театр, женщине нужно и учитывать этот момент.

На чужое место не принято садиться, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые вынуждены будут выяснять с вами отношения, во-вторых, вам самим будет неловко, когда вас, на глазах всего зала, будут «прогонять».

Если же вы сами обнаружили, что ваши места заняты - предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить ваши места. Если же произошла ошибка и на одно место были выписаны два билета, то обращаются к капельдинеру или другому служащему театра, который обязан решить эту проблему.

Если вы встретили в театре знакомого и захотели сесть вместе, можно предложить своему ближайшему соседу поменяться местами, но только на равноценное или лучшее место. Если ваши места менее выгодные, обращаться с такой просьбой нельзя.

Увидев издали знакомого, неприлично привлекать его внимание размахиванием рук и криками. Принято обмениваться поклонами. Рукопожатием не обмениваются, чтобы не беспокоить зрителей. Разговоров и выкриков при этом также не допускается. Все делают в полтона и не через головы сидящих. Если к даме подходит знакомый - она не обязана знакомить его со спутником. Мужчины просто обмениваются поклонами.

Если знакомый подходит к мужчине, то он должен встать. Обмен приветствиями не обязывает представлять гостя своей спутнице. При более длительной беседе учтивость обязывает это сделать.

Не принято входить в зрительный зал до окончания первого акта. В Европе после первого акта в партер не пускают. Если вы все-таки вошли, то можно сесть только на крайние места, если они свободны. Можно просто стоять у входа до конца акта, если при этом вы никому не мешаете. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо.

Служащие театра в этом случае обычно отправляют опоздавших на балкон, где сесть можно только на свободные крайние места. Если в числе опоздавших есть дама, мужчине, сидящему недалеко от входа, следует уступить женщине свое место, но только, если это не потревожит окружающих.

Во время действия нельзя мешать окружающим, громко разговаривать. Нельзя высказывать свои замечания вслух во время действия, ни к кому конкретно не обращаясь. Смех, аплодисменты уместны, как реакция на смешные реплики или ситуации в комедийных спектаклях.

Недопустимо подпевать исполнителям или оркестру, отбивать такт ногами, барабанить пальцами или дирижировать. Не принято во время спектакля вслух обсуждать недостатки чужого поведения. Если кто - то мешает вам своими разговорами или действиями, можно попросить вести себя потише. Делать замечания или отчитывать - не стоит.

Сидеть в театре принято прямо, спокойно и не менять позу каждые пять минут, так как те, кто сидят за вами, вынуждены будут также менять свое положение, чтобы видеть происходящее на сцене.

В театре принято полностью садиться на сиденье, чтобы спина касалась спинки кресла. Укладываться в кресле, как в шезлонге, полулежа, по меньшей мере, некрасиво. Не следует класть руки на оба подлокотника кресла: ваш сосед тоже захочет облокотиться. Нельзя опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами. Не рекомендуется закидывать ногу на ногу (можете задеть и испачкать соседа), сидеть, широко раздвинув ноги.

Не разглядывайте в бинокль других зрителей. Не кладите вещи (сумки, программки, бинокли) на барьер балкона, они могут упасть на сидящих в партере. Не используйте программки вместо веера. В ходе представления неприлично щелкать замком сумки, разворачивать обертку конфет и т. д.

Неприлично во время спектакля постоянно спрашивать у соседа фамилии актеров, находящихся на сцене, или просить программу. Звонки во время спектакля отвлекают от представления не только зрителей, но и актеров. Отключите сотовый телефон!

Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта отложите до антракта или до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками. Даже если спектакль неудачен, громкие негативные суждения на этот счет - дурной тон.

Недопустимо покидать зрительный зал во время спектакля. Уйти можно во время антракта. Свое мнение о чьем-либо туалете, о выдающейся особе, присутствующей в театре, об артистах также принято высказывать в антракте приглушенным тоном.

В антракте можно выйти в вестибюль. Курят в специально отведенных для этого местах. Если дама хочет остаться во время антракта на месте, кавалер остается с ней. Если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает ее.

Если женщина не выражает твердого намерения просидеть весь перерыв, то мужчина должен предложить ей прогуляться. Можно прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила приветствий, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко.

Разглядывать людей, прогуливающихся по фойе, бестактно. Можно навестить своих друзей, сидящих в других ложах. Можно отправиться в буфет. Если кавалер с дамой, он обязан сопровождать ее туда и заботиться о ней.

Награда актерам - аплодисменты зрителей, поэтому если вам нравится - не скрывайте своих эмоций. Аплодисменты - выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие. Свист, крики, топанье ногами недопустимы в театре.

Аплодировать принято:

После поднятия занавеса

Перед началом оперы или балета

При появлении дирижера за пультом

При выходе на сцену известного актера или певца

После некоторых известных реплик, больших монологов в классических пьесах

После трудных арий или блестящего исполнения сложных

Мест в опере или балете

После окончания каждого акта, всей пьесы, каждого концертного номера

В начале исполнения, если исполнитель начинает петь (танцевать) по просьбе зрителей

На симфонических концертах аплодируют не после каждой части, а после исполнения всего многочастного произведения (если вы не уверены, что это конец, не спешите хлопать, следите за дирижером: когда он поворачивается лицом к залу и начинает раскланиваться, тогда и наступает момент для аплодисментов)

В театре сатиры, комедии - после особенно удачной шутки, остроумной реплики или замечания

В цирке - после захватывающего дух выступления артиста, перед его выходом на манеж и после окончания номера

На концерте солиста при исполнении целого цикла песен - после каждой песни, а на концерте джазового оркестра - после понравившегося сольного выступления, независимо от того, продолжает играть оркестр или нет.

Если спектакль оставил вас равнодушным, просто поблагодарите артистов за работу аплодисментами. Если спектакль понравился - восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену. Если исполнение особенно понравилось, можно попросить артиста исполнить «на бис» то или иное произведение. Делается это при помощи длительных аплодисментов, выкриков: «Браво!», «Бис!».

«Бис!» кричат только после тех спектаклей, где можно повторить арию или танец. В драматическом театре вряд ли уместно просить актера сыграть понравившийся вам отрывок из пьесы.

Один из способов выразить восхищение мастерством актера - преподнести цветы по окончании спектакля. В такой букет, как правило, вкладывается открытка с поздравлениями или визитка дарящего. Букет отдается работнику театра, который, согласно пожеланиям, либо вручает букет на сцене, либо ставит его в гримерной артиста. Посылать анонимные букеты всегда считается неприличным.

Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие, и актеры не вышли поклониться. Обязательно поблагодарите актеров за их искусство и дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете спокойно отправиться в гардероб. Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толчею в фойе, обсуждая увиденное. Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе, затем, никого не потревожив, уходят.

После спектакля кавалер обязан проводить даму домой. Молодой человек, встретив в театре знакомую девушку, должен предложить проводить ее, если за ней после спектакля никто не пришел. Если есть желание и возможность, обсудить спектакль можно за ужином в каком-нибудь уютном ресторанчике.