Могучая фигура Аристотеля Фиораванти незримо царит над Кремлем, но она не смогла затмить имена других итальянских зодчих, приложивших силы к созданию этого чуда. И сразу за мэтром возникает силуэт Пьетро Антонио Солари - создателя первого каменного дворца русских царей, именуемого ныне Грановитой палатой.

Пьетро Антонио Солари не встречался с Аристотелем в Москве - он приехал несколькими годами позже смерти или отъезда мэтра. И не исключено, что эти события имеют прямую связь: Солари мог быть приглашен на Русь именно как преемник Фиораванти на посту главного строителя Кремля.

Эта версия не имеет прямых документальных подтверждений, но на нее наводят некоторые косвенные данные. Например, то, что письма на родину (а некоторые из них сохранились) Солари подписывает «главный архитектор города Москвы». И наши летописи именуют его не привычным тогда на Руси термином «муроль», или «палатных дел мастер», а гордым заморским званием «архитектрон». Размах и важность работ Солари тоже говорит о его незаурядном положении среди коллег, как и тот факт, что прибыл он в Москву не один, а с учеником. Какой-никакой, а показатель статуса.

Кстати, то, что Фиораванти и Солари не встретились в Москве, не говорит о том, что они не были знакомы. В начале 60-х годов XV столетия великий Аристотель по приглашению герцога Сфорца трудился в Милане, где прошла юность Солари. Отец и дядя Пьетро Антонио были выдающимися архитекторами и трудились над созданием самых знаменитых памятников эпохи Сфорца - Миланского собора, Оспидале Маджоре и замка Чертоза ди Павия. Братья Гуинифорте и Франческо Солари почти наверняка встречались с Аристотелем и, возможно, при этом присутствовал сын и ученик Гуинифорте - Пьетро, который был тогда уже вполне сознательным подростком…

Сохранившиеся документы разрознены, посему есть два варианта даты рождения будущего мастера - 1445 или 1450 годы. Но достоверно известно, что появился на свет он на севере Италии в Тичино (сейчас это итальянский кантон Швейцарии) в семье потомственных зодчих. Его прадед Марко когда-то начинал работу над миланским Дуомо (собор строился около 100 лет). Дед Джованни продолжил его дело: он руководил работой в Чертозе и много строил в Милане и окрестностях. Его по праву называют одним из столпов итальянского Возрождения. Его сыновья Франческо и Гуинифорте (или Бонифорте) тоже продолжили семейную традицию, а младший Гуинифорте руководил строительством Дуомо. Естественно, его старший сын Пьетро Антонио тоже стал архитектором (куда ж ему было деваться!), а другой сын - Андреа вырос в выдающегося художника.

Зодчие Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо (внизу). Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода (1568-1576 гг)

Изображение: ru.wikipedia.org

Пьетро Антонио помогал отцу на строительстве миланского Дуомо и одновременно учился у него и других мастеров. Художественных учебных заведений тогда не было, и большие стройки превращались в учебные мастерские. Между прочим, в «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро.

С 80-х годов Солари начал работать самостоятельно, причем и как архитектор, и как скульптор. В эпоху Возрождения четкой специализации еще не было: понятие «зодчий» тогда было всеобъемлющим и каждый мастер хотел проявить все грани своего таланта.

По слухам, Пьетро Антонио болезненно воспринял то, что после смерти отца ему не перешла должность руководителя работ на Дуомо. Понятно, что спустя 500 лет ни подтвердить, ни опровергнуть это уже невозможно, но, так или иначе, на предложение русских послов поехать в Москву и возглавить строительство Кремля он ответил согласием. С 1490-го года Пьетро Антонио Солари трудится в Москве в качестве главного архитектора города. Во всяком случае, так он сам себя звал.

До наших дней дошло два значительных объекта, связанных с именем Солари - Грановитая палата и восточная часть кремлевских крепостных укреплений и башен - та, что смотрит на Красную площадь. Немало, если учесть, что судьба отпустила Пьетро Антонио лишь три года работы в Москве …

В любом справочнике или путеводителе рядом с фамилией Солари любознательный гражданин встретит имя Марко Фрязина, или Марко Руффо. Вроде бы все означенные объекты начинал Марко, а завершал Пьетро Антонио, или, как его окрестили на Руси, Петр Антонин. Но здесь не все ясно, а точнее - почти ничего не ясно.

О том Марко не упоминает ни один итальянский источник, только наши, отечественные. В летописях его именуют Марко Фрязин, то есть просто итальянец. Фрязами или фрязинами тогда на Руси звали всех выходцев с Апеннин, а заодно и из генуэзских крымских колоний - Кафы (Феодосии), Сугдейи (Судака) и Чембало (Балаклавы). Предположение о том, что этот Марко имеет фамилию Руффо, сделал великий русский историк Николай Карамзин, хотя никаких веских аргументов он не привел. Но вслед за маститым Николаем Михайловичем эту версию, причем уже без сомнений, подхватили все последующие поколения историков и искусствоведов. Хотя, скажем, видный итальянский искусствовед Джузеппе Мерцарио (в книге I Maestri Comacini: Storia Artistica Di Mille Duecento Anni (600-1800) считает нашего Марко потомком Марко деи Фризони или да Коропа. Но это тоже не абсолютно достоверно.

Так или иначе, после того, как Солари приехал в Москву (1490 год), он руководит всеми работами в Кремле как новыми, так и начатыми до него. Можно предположить, что Марко Фрязин, как и Антонин Фрязин (он же Антонио Джиларди из Виченцы), входил в группу учеников-подмастерий Аристотеля Фиораванти и после смерти (или отъезда) мастера продолжал работы по его чертежам. Они строили башни вдоль Москвы-реки, а Марко возвел еще два небольших строения внутри Кремля, до нас не дошедших. Про все остальные башни и иные сооружения говорится, что они их «заложили», а достраивал их уже Солари. Что входит в понятие «заложили» и до какого уровня они были возведены к приезду нового руководителя работ, в летописях не уточняется.

В «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро

Итак, Пьетро Антонио взялся сразу за два дела: возведение стен на главном и самом опасном направлении и строительство нового дворца для царской семьи. Почему восточная сторона была самой опасной? Да потому, что это было единственное направление, не прикрытое водными преградами. С одной стороны - Москва-река, с другой - Неглинка. А со стороны китайгородского посада - ничего. Соединяющий реки ров был задуман, но руки до него дойдут только на несколько десятилетий позже.

Аполлинарий Васнецов. В Московском Кремле

Изображение: en.wikipedia.org

Стена вдоль Красной площади - самая высокая и мощная, а башни, пожалуй, самые изысканные. Это Константино-Еленинская башня с закопанными после строительства храма Покрова на Рву воротами. Знаменитая своими курантами Спасская (она же Фроловская) башня. Самая изящная Никольская и, конечно, могучая Угловая Арсенальная башня, получившая в народе прозвище «граненый стакан».

Конечно, сейчас эти башни выглядят не совсем так, как они были задуманы автором. В XVII веке, когда боевое предназначение крепости было уже не столь актуальным, верхние части башни были перестроены. Боевые площадки и мерлоны (зубцы) были убраны, зато появились надстройки в виде шатров с декоративными деталями и двуглавыми орлами на шпилях.

Для того чтобы представить башни в изначальном виде, нужно мысленно убрать эти надстройки и добавить мощные зубцы в виде ласточкиного хвоста, как на стенах. Кроме того, на всех воротах были подъемные мосты, от них остались проемы для цепей. Когда мосты поднимали, они служили дополнительным прикрытием ворот от орудийного огня. Кремль того времени признавался выдающимся и безусловно передовым фортификационным сооружением, которое впитало все технические новшества и было идеально вписано в ландшафтные условия.

Если башни несколько изменили свой облик, то Грановитая палата и сейчас стоит во всей красе, оставаясь удивительным памятником итальянского Возрождения в сердце древнего Кремля. Чтобы осознать ее красоту и уникальность, нужно понимать, как все задумывалось изначально.

Дело в том, что у великого князя Ивана III, как и у его предшественников, не было каменного дворца или палат. На Руси традиционно отдавали предпочтение деревянным домам - в них теплее да и дышится легче. В Европе же это было не принято. Великому князю (или царю) как руководителю правительства нужно было принимать иноземных посланников. Отказываться же от своих обычаев не хотелось. То есть стояла задача увязать все в одно целое: желательно деревянные палаты со спальнями, кладовыми, кухнями и помещениями для многочисленной челяди; европейского уровня дворец с просторными палатами для приемов и боярской думы; да еще чтобы молиться великокняжеская семья могла не выходя на улицу. При этом внешний облик представительской каменной части должен был внушать уважение иностранцам, а внутреннее убранство соответствовать представлениям московитов об удобстве.

Солари и Марко нашли выход. Палаты (Средняя Золотая) были сооружены в глубине, к Соборной площади они прямо не выходили. На их месте сейчас Большой Кремлевский дворец. Нижний этаж был хозяйственный и как бы скрытый от глаз, а на втором была устроена большая открытая веранда-гульбище (вернее крыльцо, или верхние переходы). На нее вели три лестницы, из которых одна сохранилась - это Красное крыльцо. С этого гульбища были входы как в канцелярские и приказные службы, так и в приемную часть, которая разместилась в каменной Грановитой палате. Свое название палата получила из-за того, что Солари декорировал ее восточный фасад «диамантовым», то есть граненым под бриллиант рустом (облицовочным камнем).

    Фото: Ирина Овчинникова / Фотобанк Лори

    Московский Кремль, Грановитая палата, Святые сени

    Грановитая палата на Соборной площади Московского Кремля

    Фото: Сергей Новиков / Фотобанк Лори

    Грановитая палата Московского Кремля

    Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Обратите внимание, как точно вписана палата в Соборную площадь: по масштабу, по соотношению декоративных составляющих. Она гармонично смотрится рядом с классическими русскими храмами, но в то же время создана в совершенно европейском стиле. Это говорит о выдающемся уровне мастерства ее создателей.

Когда старый дворцовый ансамбль пришел в ветхость и был разобран, Грановитая палата приобрела самостоятельный статус. Теперь уже к ней пристраивали новые сооружения. Она стала неотъемлемой частью главной Соборной площади Кремля и участником всех важнейших церемоний нашего государства. С ее Красного крыльца будущие властители Руси отправлялись в Успенский собор венчаться на царство, с него же начинались траурные процессии, шедшие в Архангельский собор.

А создатель этого чуда Пьетро Антонио Солари вскоре скоропостижно умер - в 1493 году. Лишь три года провел он в Москве, но память о нем жива до сих пор.

Георгий Олтаржевский

Солари Пьетро Антонио (Pietro Antonio Solari) (Петр Фрязин) - итальянский архитектор, известный в России как Петр Фрязин. Родился предположительно в Милане после 1450 года, скончался в Москве в 1493 году. Информации об этом архитекторе сохранилось мало, и она достаточно противоречивая.

«Итальянский» период

Архитектурному делу Солари обучался у своего отца - Гуинифорте Солари - скульптора и архитектора. В 1476 году Пьетро Антонио принимал участие в строительстве Миланского собора (Duomo di Milano). Сохранились все работы архитектора 1484-1485 годов. Предполагается, что в годы проживания в Милане он в соавторстве с отцом создал несколько церквей, гробницу епископа Марко де Капитани (собор Алессандрии; 1484) и скульптуру Мадонны (замок Сфорца; Милан; 1485). Кроме этого, мастер участвовал в строительстве Оспедале Маджоре (Ospedale Maggiore) и монастыря Павийская Чертоза (Certosa di Pavia).


Миланский собор (Италия)- кафедральный собор, расположенный в историческом центре города

В 1490 году Пьетро Антонио Солари приезжает в Москву по приглашению русских послов Мануила и Дмитрия Ралевых. В Россию итальянский архитектор прибыл вместе со своими учениками Цанантонио и Христофором. В Москве, для легкости произношения, Пьетро Солари стали называть на русский лад - Петром Фрязиным.

Грановитая палата

В России Солари продолжил работу Марко Руффо по возведению Грановитой палаты в Кремле. Это было первое гражданское сооружение из камня на территории Кремля. Московская Грановитовая палата была построена по образцу Новгородской одностолпной палаты (1169). Архитектурный замысел изначально принадлежал Марку Руффо, Солари же выполнял декорацию фасадов и интерьеров. Грановитая палата получила свое название благодаря восточному фасаду, который был отделан граненым каменным рустом. Ее фасады немного видоизменились в 1682 году, когда Осип Старцев сделал на окнах наличники.


Грановитая палата - это помещение, расположенное на втором этаже, перекрытое крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Как парадный приемный зал великокняжеского дворца она служила для проведения заседаний Земских собраний, собраний Боярской думы, разнообразных торжественных празднеств.


Грановитая палата (Москва, Россия) - архитектурный памятник Кремля, древнейшая гражданская постройка города. Построена в 1487-1491 годах по приказу Ивана III архитекторами из Италии Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо

Кремлевские башни

За время проживания в Москве (1490-1493) Солари построил часть кремлевских стен и башен: Боровицкую, Водовзводную, Константино-Еленинскую, Спасскую (Фроловскую), Никольскую, Сенатскую и Угловую Арсенальную. Проездные башни были мощными защитными сооружениями, в конструкцию которых входили каменные бастионы, отводные стрельницы, подъемные мосты и предмостные башни. Арсенальная башня была построена в 1492 году и являлась мощнейшей из всех башен Кремля - ее шестнадцатигранный цилиндр был предназначен для обороны переправы через реку Неглинную. На уровне ее фундамента скрыт колодец-родник.

Угловая Арсенальная башня (Москва, Россия) - мощнейшая башня Кремля, которая контролировала движение через Неглинную реку

Фроловская башня, которую переименовали в 1678 году в Спасскую - главная башня Московского Кремля. Ее строительство было окончено в 1493 году.

Фроловская башня (сейчас - Спассская) (Москва, Россия) - одна из двадцати башен Кремля, выходит на Красную площадь. В ней расположены центральные ворота Кремля, на башне установлены куранты

Итоги работы Солари в Москве

Пьетро Антонио Солари проработал в Москве недолго. Но, не смотря на это, он наряду со знаменитыми русскими зодчими внес большой вклад в строительство Московского Кремля в XV—XVI веках. В наше время над Спасскими воротами висит памятная табличка с надписью на латыни: «…творец их Петр Антоний Солари». С внутренней стороны сделана надпись на русском языке - это оригинальный текст, который дошел до нас со времени возведения башни.

Наиболее значимые работы Пьетро Антонио Солари:

1. Монастырь Павийская Чертоза (Certosa di Pavia; Милан; 1453 - 1475).
2. Гробница епископа Марко де Капитани (собор в Алессандрии; 1484).
3. Кремлевские башни: Спасская, Боровицкая, Константино-Еленинская, Водовзводная, Никольская, Сенатская, Угловая Арсенальная (Москва; 1490-1493).
4. Грановитая палата (Москва; 1491).

МОСЛЕНТА продолжает рассказывать об архитекторах, сформировавших облик нашего города

Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Могучая фигура Аристотеля Фиораванти незримо царит над Кремлем, но она не смогла затмить имена других итальянских зодчих, приложивших силы к созданию этого чуда. И сразу за мэтром возникает силуэт Пьетро Антонио Солари - создателя первого каменного дворца русских царей, именуемого ныне Грановитой палатой.

Пьетро Антонио Солари не встречался с Аристотелем в Москве - он приехал несколькими годами позже смерти или отъезда мэтра. И не исключено, что эти события имеют прямую связь: Солари мог быть приглашен на Русь именно как преемник Фиораванти на посту главного строителя Кремля.

Эта версия не имеет прямых документальных подтверждений, но на нее наводят некоторые косвенные данные. Например, то, что письма на родину (а некоторые из них сохранились) Солари подписывает «главный архитектор города Москвы». И наши летописи именуют его не привычным тогда на Руси термином «муроль», или «палатных дел мастер», а гордым заморским званием «архитектрон». Размах и важность работ Солари тоже говорит о его незаурядном положении среди коллег, как и тот факт, что прибыл он в Москву не один, а с учеником. Какой-никакой, а показатель статуса.

Кстати, то, что Фиораванти и Солари не встретились в Москве, не говорит о том, что они не были знакомы. В начале 60-х годов XV столетия великий Аристотель по приглашению герцога Сфорца трудился в Милане, где прошла юность Солари. Отец и дядя Пьетро Антонио были выдающимися архитекторами и трудились над созданием самых знаменитых памятников эпохи Сфорца - Миланского собора, Оспидале Маджоре и замка Чертоза ди Павия. Братья Гуинифорте и Франческо Солари почти наверняка встречались с Аристотелем и, возможно, при этом присутствовал сын и ученик Гуинифорте - Пьетро, который был тогда уже вполне сознательным подростком…

Сохранившиеся документы разрознены, посему есть два варианта даты рождения будущего мастера - 1445 или 1450 годы. Но достоверно известно, что появился на свет он на севере Италии в Тичино (сейчас это итальянский кантон Швейцарии) в семье потомственных зодчих. Его прадед Марко когда-то начинал работу над миланским Дуомо (собор строился около 100 лет). Дед Джованни продолжил его дело: он руководил работой в Чертозе и много строил в Милане и окрестностях. Его по праву называют одним из столпов итальянского Возрождения. Его сыновья Франческо и Гуинифорте (или Бонифорте) тоже продолжили семейную традицию, а младший Гуинифорте руководил строительством Дуомо. Естественно, его старший сын Пьетро Антонио тоже стал архитектором (куда ж ему было деваться!), а другой сын - Андреа вырос в выдающегося художника.

Изображение: ru.wikipedia.org

Зодчие Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо (внизу). Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода (1568-1576 гг)

Пьетро Антонио помогал отцу на строительстве миланского Дуомо и одновременно учился у него и других мастеров. Художественных учебных заведений тогда не было, и большие стройки превращались в учебные мастерские. Между прочим, в «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро.

С 80-х годов Солари начал работать самостоятельно, причем и как архитектор, и как скульптор. В эпоху Возрождения четкой специализации еще не было: понятие «зодчий» тогда было всеобъемлющим и каждый мастер хотел проявить все грани своего таланта.

По слухам, Пьетро Антонио болезненно воспринял то, что после смерти отца ему не перешла должность руководителя работ на Дуомо. Понятно, что спустя 500 лет ни подтвердить, ни опровергнуть это уже невозможно, но, так или иначе, на предложение русских послов поехать в Москву и возглавить строительство Кремля он ответил согласием. С 1490-го года Пьетро Антонио Солари трудится в Москве в качестве главного архитектора города. Во всяком случае, так он сам себя звал.

До наших дней дошло два значительных объекта, связанных с именем Солари - Грановитая палата и восточная часть кремлевских крепостных укреплений и башен - та, что смотрит на Красную площадь. Немало, если учесть, что судьба отпустила Пьетро Антонио лишь три года работы в Москве …

В любом справочнике или путеводителе рядом с фамилией Солари любознательный гражданин встретит имя Марко Фрязина, или Марко Руффо. Вроде бы все означенные объекты начинал Марко, а завершал Пьетро Антонио, или, как его окрестили на Руси, Петр Антонин. Но здесь не все ясно, а точнее - почти ничего не ясно.

О том Марко не упоминает ни один итальянский источник, только наши, отечественные. В летописях его именуют Марко Фрязин, то есть просто итальянец. Фрязами или фрязинами тогда на Руси звали всех выходцев с Апеннин, а заодно и из генуэзских крымских колоний - Кафы (Феодосии), Сугдейи (Судака) и Чембало (Балаклавы). Предположение о том, что этот Марко имеет фамилию Руффо, сделал великий русский историк Николай Карамзин, хотя никаких веских аргументов он не привел. Но вслед за маститым Николаем Михайловичем эту версию, причем уже без сомнений, подхватили все последующие поколения историков и искусствоведов. Хотя, скажем, видный итальянский искусствовед Джузеппе Мерцарио (в книге I Maestri Comacini: Storia Artistica Di Mille Duecento Anni (600-1800) считает нашего Марко потомком Марко деи Фризони или да Коропа. Но это тоже не абсолютно достоверно.

Так или иначе, после того, как Солари приехал в Москву (1490 год), он руководит всеми работами в Кремле как новыми, так и начатыми до него. Можно предположить, что Марко Фрязин, как и Антонин Фрязин (он же Антонио Джиларди из Виченцы), входил в группу учеников-подмастерий Аристотеля Фиораванти и после смерти (или отъезда) мастера продолжал работы по его чертежам. Они строили башни вдоль Москвы-реки, а Марко возвел еще два небольших строения внутри Кремля, до нас не дошедших. Про все остальные башни и иные сооружения говорится, что они их «заложили», а достраивал их уже Солари. Что входит в понятие «заложили» и до какого уровня они были возведены к приезду нового руководителя работ, в летописях не уточняется.

В «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро

Итак, Пьетро Антонио взялся сразу за два дела: возведение стен на главном и самом опасном направлении и строительство нового дворца для царской семьи. Почему восточная сторона была самой опасной? Да потому, что это было единственное направление, не прикрытое водными преградами. С одной стороны - Москва-река, с другой - Неглинка. А со стороны китайгородского посада - ничего. Соединяющий реки ров был задуман, но руки до него дойдут только на несколько десятилетий позже.

Изображение: en.wikipedia.org

Аполлинарий Васнецов. В Московском Кремле

Стена вдоль Красной площади - самая высокая и мощная, а башни, пожалуй, самые изысканные. Это Константино-Еленинская башня с закопанными после строительства храма Покрова на Рву воротами. Знаменитая своими курантами Спасская (она же Фроловская) башня. Самая изящная Никольская и, конечно, могучая Угловая Арсенальная башня, получившая в народе прозвище «граненый стакан».

Конечно, сейчас эти башни выглядят не совсем так, как они были задуманы автором. В XVII веке, когда боевое предназначение крепости было уже не столь актуальным, верхние части башни были перестроены. Боевые площадки и мерлоны (зубцы) были убраны, зато появились надстройки в виде шатров с декоративными деталями и двуглавыми орлами на шпилях.

Для того чтобы представить башни в изначальном виде, нужно мысленно убрать эти надстройки и добавить мощные зубцы в виде ласточкиного хвоста, как на стенах. Кроме того, на всех воротах были подъемные мосты, от них остались проемы для цепей. Когда мосты поднимали, они служили дополнительным прикрытием ворот от орудийного огня. Кремль того времени признавался выдающимся и безусловно передовым фортификационным сооружением, которое впитало все технические новшества и было идеально вписано в ландшафтные условия.

Если башни несколько изменили свой облик, то Грановитая палата и сейчас стоит во всей красе, оставаясь удивительным памятником итальянского Возрождения в сердце древнего Кремля. Чтобы осознать ее красоту и уникальность, нужно понимать, как все задумывалось изначально.

Дело в том, что у великого князя Ивана III, как и у его предшественников, не было каменного дворца или палат. На Руси традиционно отдавали предпочтение деревянным домам - в них теплее да и дышится легче. В Европе же это было не принято. Великому князю (или царю) как руководителю правительства нужно было принимать иноземных посланников. Отказываться же от своих обычаев не хотелось. То есть стояла задача увязать все в одно целое: желательно деревянные палаты со спальнями, кладовыми, кухнями и помещениями для многочисленной челяди; европейского уровня дворец с просторными палатами для приемов и боярской думы; да еще чтобы молиться великокняжеская семья могла не выходя на улицу. При этом внешний облик представительской каменной части должен был внушать уважение иностранцам, а внутреннее убранство соответствовать представлениям московитов об удобстве.

Солари и Марко нашли выход. Палаты (Средняя Золотая) были сооружены в глубине, к Соборной площади они прямо не выходили. На их месте сейчас Большой Кремлевский дворец. Нижний этаж был хозяйственный и как бы скрытый от глаз, а на втором была устроена большая открытая веранда-гульбище (вернее крыльцо, или верхние переходы). На нее вели три лестницы, из которых одна сохранилась - это Красное крыльцо. С этого гульбища были входы как в канцелярские и приказные службы, так и в приемную часть, которая разместилась в каменной Грановитой палате. Свое название палата получила из-за того, что Солари декорировал ее восточный фасад «диамантовым», то есть граненым под бриллиант рустом (облицовочным камнем).


Обратите внимание, как точно вписана палата в Соборную площадь: по масштабу, по соотношению декоративных составляющих. Она гармонично смотрится рядом с классическими русскими храмами, но в то же время создана в совершенно европейском стиле. Это говорит о выдающемся уровне мастерства ее создателей.

Когда старый дворцовый ансамбль пришел в ветхость и был разобран, Грановитая палата приобрела самостоятельный статус. Теперь уже к ней пристраивали новые сооружения. Она стала неотъемлемой частью главной Соборной площади Кремля и участником всех важнейших церемоний нашего государства. С ее Красного крыльца будущие властители Руси отправлялись в Успенский собор венчаться на царство, с него же начинались траурные процессии, шедшие в Архангельский собор.

А создатель этого чуда Пьетро Антонио Солари вскоре скоропостижно умер - в 1493 году. Лишь три года провел он в Москве, но память о нем жива до сих пор.

Георгий Олтаржевский

И среди них прежде всего стоит упомянуть Марко Руффо (Марка Фрязина) и Пьетро Антонио Солари (Петра Антонова Фрязина) , по проектам которых были построены 7 башен Московского кремля (и не только).

Зодчие Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо
(миниатюра из Лицевого летописного свода 1568 - 1576 гг.):

Белокоменный Кремль, построенный при Дмитрии Донском в 60-х годах XIV века, ко второй половине XV века сильно обветшал и не соответствовал идее Ивана III о Москве - как центре всего православного мира . В 80-е годы XV века им была задумана масштабная перестройка Кремля, точнее, строительство новой крепости, которая должна была подчеркнуть величие новой православной империи - Третьего Рима.

Именно с этой целью великий князь Москвовский и государь всея Руси в 1485 году приглашает в Москву итальянского архитектора Марко Руффо (работал в Москве до 1495 года), а в 1490 году - Пьетро Антонио Солари (в Москве до 1493 года).

Этими итальянцами - "фрязиными" в Москве были построены:

Грановитая палата (1487 - 1491 гг., Руффо и Солари):

Беклемишевская башня,
она же Москворецкая (1487 - 1488 гг., Руффо):

Боровицкая башня (1490 г., Солари):

Спасская башня (1491 г., Руффо и Солари):

Константино-Еленинская башня (1490 г., Солари):

Никольская башня (1491 г., Руффо и Солари):

Сенатская башня (1491 г., Солари):

Угловая Арсенальная башня,
она же Собакина (1492 г., Солари):

В 80-х годах XV века над возведением башен Московского кремля работает еще один итальянский архитектор - Антонио Джиларди из Виченцы (Антон Фрязин) которым были построены две башни:

Тайницкая башня, ставшая первой в новом Кремле (1485 г.):

и Водовзводная (Свиблова) башня (1488 г.):

Стены Московского кремля, а также оборонительные рвы у этих стен также были построены итальянцем Алоизом да Карезано, известным как Алевиз Миланец или Алевиз Фрязин Старый . Ему же принадлежит авторство самой высокой из кремлевских башен - Троицкой (Богоявленской, Ризоположенской, Знаменской или Куретной), которая была построена в 1495 - 1499 годах :


Преемник Ивана III, его сын от Софьи Палеолог, Василий III Иванович продолжил традицию приглашать архитекторов именно из Италии. В годы его правления (1505 - 1533) в Москве работали Алоиз Ламберти да Монтиньяна (?) или Алевиз Фрязин Новый , прозванный так москвичами, поскольку прибыл в Москву на 10 лет позже Алевиза Миланца (Старого), некто Бон Фрязин (его настоящее имя так и осталось неизвестным) и Пьетро Франческо Анибале , более известный как Петрок Малый .

Алевиз Фрязин Новый известен более всего постройкой великолепного Архангельского собора Москвовского кремля (1505 - 1508 гг. ), ставшим по указу Василия III усыпальницей московских государей (уже в 1508 году, после освящения собора, в него были перенесены останки Ивана Калиты и его потомков; последнее захоронение в некрополе Архангельского собора произошло в 1730 году, здесь был погребен 14-летний внук Петра I, умерший в Москве император Петр II.


Но Архангельский собор является далеко не единственной постройкой Алевиза Фрязина Нового. Всего им было построено в России 17 зданий, 11 из которых в Москве, а также комплекс великокняжеского дворца и храмов в Александровской слободе.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором,
построенная Алевизом Новым около 1514 года в Замоскворечье
(современный вид после многочисленных перестроек):

Самое знаменитое сооружение Боны Фрязина и единственное, которое достоверно принадлежит его авторству - колокольня Ивана Великого , являвшаяся самым высоким зданием Москвы вплоть до XIX века:


Бон Фрязин в 1505 - 1508 годах построил два нижних восьмигранных яруса колокольни и часть третьего (современный вид колокольня Ивана Великого приобрела почти сто лет спустя, при Борисе Годунове, ее около 1600 года достроил "государев мастер" Федор Савельич Конь , что, впрочем, является предположением).
Интересно, что именно благодаря Бону Фрязину колокольня Ивана Великого устояла в 1812 году, когда отступавшие из Москвы наполеоновские солдаты попытались ее взорвать: в основании первого яруса итальянский зодчий установил металлические балки, что сделало колокольню особо прочной.

Пьетро Франческо Анибале (Петрок Малый) также был приглашен в Россию Василием III. Самым известным его сооружением, из дошедших до нашего времени, является шатровая церковь Вознесения Господня в Коломенском , построенная в 1528 - 1532 годах:


Вот то, что осталось от Китайгородской крепости в настоящее время:

Во второй половине XVI века традиция приглашения в Россию итальянских зодчих на некоторое время прерывается, хотя заложенные ими в предыдущий период архитектурные тенденции очевидны и в процветавшем в России в XVII веке стиле "русского узорочья", и в "московском барокко".

Но в начале XVIII века, после того как Петром I была основана новая столица - Санкт-Петербург, итальянские архитекторы снова оказались востребованными. Однако, это уже другая история, о которой я напишу в следующей части нашего "Архитектурного ликбеза".

Так что, продолжение следует...

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Пьетро Антонио Солари (итал. Pietro Antonio Solari, лат. Petrus Antonius Solarius , также известный как Пётр Фрязин , в летописях Пётр Антонин Фрязин ) (около 1445 (после 1450?), Милан (?)-до ноября 1493 (май 1493?), Москва) - итальянский архитектор, известный постройкой Грановитой палаты и башен Кремля. О жизни Пьетро Антонио Солари известно очень мало, расходятся даже сведения о годе рождения и дате смерти.

Биография

Пьетро Антонио Солари родился в Кароне в швейцарском кантоне Тичино и работал подмастерьем у отца - архитектора и скульптора Гуинифорте Солари. В 1476 был нанят строителем миланского собора. Однако, ректоры собора не утвердили выбора Пьетро Антонио главным строителем собора после смерти его отца.

Солари построил несколько зданий в Милане. Ему (в соавторстве с отцом) приписываются церкви Святого Петра в Гессате, Santa Maria del Carmine, Santa Maria Incoronata и Santa Maria della Pace. Солари также приписываются две работы в области скульптуры: гробница епископа Марко де Капитани в соборе Алессандрии (1484) и скульптура Мадонны в замке Сфорца в Милане (1485). Солари был приглашён приехать в Москву русскими послами греческого происхождения Дмитрием и Мануилом Ралевыми. В 1490 году прибыл в Москву в сопровождении своего ученика Цанантонио, литейщика орудий Джакобо и серебряника Христофора с двумя учениками.

По приезде в Москву Солари обратил на себя всеобщее внимание и пользовался благоволением Иоанна III, который оказывал ему особое доверие. Летописи называют его «архитектоном», а не обычными для тех времён терминами «муроль» или «палатных дел мастер». В Милане был найден ныне утерянный документ, на котором была подпись «Пьетро Антонио Соларио, главный архитектор Москвы» (Petrus Antonius de Solario architectus generalis Moscovie ). По другим источникам, это личное письмо Солари находится в Ватиканском архиве, и содержит слова «architectus generalis Moscovial».

Солари прожил в Москве недолго и умер в 1493 году, по некоторым источникам, в мае. По другим источникам, дата смерти определяется приблизительно, по тому, что его мать была утверждена в правах наследства после сына 22 ноября 1493 года.

Постройки в Кремле

  • 1487-1491 Грановитая (Большая Золотая) палата, совместно с Марко Руффо
  • 1490 Боровицкая башня
  • 1490 Константино-Еленинская башня
  • 1491 Спасская (Фроловская) башня
  • 1491 Никольская башня
  • 1491 Сенатская башня
  • 1492 Угловая Арсенальная (Собакинa) башня

Источники

  • AA.VV., Arte e artisti dei laghi lombardi, Tipografia Editrice Antonio Noseda, Como 1959. С. 423, 426, 427, 428-432, 435, 438.
  • З. С. Давыдов. Звезды на башнях - М.: Советский писатель. 1963