Павел Иванович Чичиков попадает к помещице Коробочке в неурочный час, сбившись с дороги, да еще и вывалявшись в грязи при падении с брички. Лошади, управляемые не совсем трезвым кучером Селифаном, буквально врезаются в забор ее дома.

Образ Коробочки весьма интересен. Настасья Петровна Коробочка дает приют запоздалым путешественникам, так как Чичиков представляется дворянином, что производит благоприятное впечатление на вдову-помещицу. Давайте кратко рассмотрим визит Чичикова к Коробочке и краткую характеристику Коробочки.

Характеристика помещицы Коробочки

Крепкое и аккуратное хозяйство Коробочки находится в уединенном месте, вдали от столбовых дорог, поэтому жизнь в имении выглядит застывшей. Существенными деталями, подчеркивающими застывший мир героини и сам образ Коробочки, являются огромное количество мух и шипящие, словно змеи, настенные часы.

Живущая в глуши помещица радушна, гостеприимна и заботлива. Она, несмотря на два часа ночи, предлагает Чичикову еду, растирание спины после падения, да еще и чесание пяток перед сном, как это раньше делалось покойному барину.

Но Чичиков, у которого от желания спать уже слипаются глаза, будто их медом облили, с благодарностью от всего отказывается.

Заботливость Настасьи Петровны Коробочки проявляется в том, что она дает прислуге задание – вычистить и высушить всю грязную одежду гостя. После этого Чичиков буквально проваливается в огромную пышную перину, а утром просыпается от нашествия мух, одна из которых даже умудряется залезть ему в нос.

Чичиков поражает помещицу своим предложением о продаже мертвых крестьянских душ. Настасья Петровна теряется и не понимает всей выгоды сделанного ей предложения, ведь до этого ей приходилось торговать только медом, мукой, пенькой, птичьими перьями, но никак не мертвыми крепостными.

Чичиков в сердцах мысленно называет ее «крепколобой» и «дубинноголовой».

Еще некоторые детали образа помещицы Коробочки

Образ Коробочки также раскрывается в том, что изрядно поторговавшись, вдова коллежского секретаря в конце концов соглашается на сделку и угощает Чичикова всевозможными яствами: грибами, пирогами, блинами. Блины настолько вкусные, что Павел Иванович съедает их по три сразу.

После такого радушного приема Чичиков садится в свою бричку и уезжает с мыслями о том, что Коробочка – это прирожденный предприниматель, всеми силами старающийся любому и каждому выгодно продать свою продукцию и заработать при этом как можно больше денег. Чтобы потом аккуратно раскладывать их по мешочкам и прятать в комод. Вот каков образ Коробочки.

Чичиков посещал и других помещиков города №, в их число вошли такие персонажи "Мертвых душ", как Ноздрев, Собакевич и Манилов . Ознакомьтесь и с их характеристиками, чтобы составить полное впечатление о галерее помещиков Гоголя .

В своем пожилом возрасте и с имеющимися болезнями она не сидит сложа руки, а вся погружена в заботы о своем маленьком имении, поэтому о широком кругозоре, утонченности и возвышенности говорить не приходится. Чичиков считает, что Коробочка стоит очень низко на «лестнице человеческого совершенствования».

Описание презентации Коробочка Настасья Петровна Коробочка Настасья Петровна Портрет по слайдам

Портрет Так она описывается в произведении: «…Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…» Н. В. Гоголь создал пять типов, пять портретов, среди которых только один женский — это Коробочка. Фольклорный источник этого образа — баба Яга. Коробочка- оседлая старушка – помещица, невзрачная бабушка, которая каждую свою вещь гардероба занашивала до дыр. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике заметна весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид.

ПОРТРЕТ КОРОБОЧКИ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Помещица, вдова, очень хозяйственная и бережливая, пожилая женщина. Она знает всех своих крестьян, отзывается о них хорошо, тем она и отличалась от Манилова. Портрет Коробочки не столь подробен, как портреты других помещиков. Владелица 80 крепостных душ.

Характер Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой, суеверной. Настасья Петровна не видит ничего дальше своего носа, все «новое и небывалое» пугает ее. В образе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее страстью, — торговая деловитость. Главная цель её жизни – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Каждый человек для нее — это прежде всего потенциальный покупатель. Коробочка обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что Коробочка помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Образ Коробочки великолепно символизирует николаевскую эпоху, где придавалось существенное значение соблюдению формы, а о содержании не заботились, где подавляли живую душу ради впечатления благополучия.

УСАДЬБА КОРОБОЧКИ Поместье Коробочки отличается крепостью и довольством, сразу видно, что она хорошая хозяйка. Двор, на который выходят окна комнаты, заполнен птицами и «всякой домашней тварью» ; далее видны огороды с «хозяйственным овощем» ; фруктовые деревья накрыты сетями от птиц, видны и чучела на шестах – «на одном из них надет был чепец самой хозяйки» . Крестьянские избы тоже показывают достаток их обитателей. Словом, хозяйство Коробочки явно процветает и приносит достаточную прибыль. Да и сама деревенька не маленькая – восемьдесят душ.

Деревня Внутренний мир Коробочки отражает ее хозяйство. У нее «хорошенькая деревенька» . Все в ней аккуратно и крепко: и дом, и двор. Подчеркивается замкнутость Коробочки, ее недалекость и упрямство, мелочность, животную ограниченность интересов исключительно собственным хозяйством. Ее соседям Гоголь дал фамилии Бобров, Свиньин. Даже местоположение села Коробочки (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В хозяйстве Коробочки «индейкам и курам не было числа». По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи, голуби), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.

Дом «…Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате. . . » . Вещи в доме Коробочки, с одной стороны, выражают ее наивное представление о пышной красоте, а с другой — ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивка и стряпня). Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает ее внутренний мир — аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме Коробочки.

КАБИНЕТ КОРОБОЧКИ Скромные комнаты, достаточно старые, немного картин, старенькие полосатые обои, часы на стене, зеркала.

РЕЧЬ КОРОБОЧКИ В ПОЭМЕ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» Коробочка была уже старая и не всегда быстро соображала, для того чтобы ей ответить, она сначала долгое время думала.

Сделка У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие предметы своего хозяйства. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевленным существом. Сомнения (не продешевила ли она?) вынуждают ее отправиться в город, чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар. Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это еще один аналог ее образа, наряду с комодом, шкатулкой и мешочками, полными денег. «Дубинноголовая» Коробочка поняла выгоду торговли и соглашается, правда, после долгих уговоров. Она боится продешевить при продаже мертвых душ, опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как-нибудь не понести убытку», может быть, эти души в хозяйстве пригодятся. Ведь «товар такой странный, совсем небывалый» — она сначала думает, что Чичиков намерен выкопать мертвых из земли. Коробочка собирается подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мёд. Цены на эти продукты она знает.

ОТНОШЕНИЕ КОРОБОЧКИ К ПРОДАЖЕ МЕРТВЫХ ДУШ Когда Чичиков предложил ей продать своих мертвых душ, она сначала не поняла, как можно их вообще продавать, они же мертвые. Коробочка так же была удивлена, как и Манилов, которому Чичиков предложил сделку.

ПортретН. В. Гоголь создал пять типов, пять портретов, среди которых только
один женский - это Коробочка. Фольклорный источник этого образа - баба
Яга.Коробочка- оседлая старушка – помещица, невзрачная бабушка,
которая каждую свою вещь гардероба занашивала до дыр. Коробочка не
претендует на высокую культуру: во всём её облике заметна весьма
незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини:
он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид.
Так она описывается в произведении:
«…Минуту спустя вошла хозяйка, женщина
пожилых лет, в каком-то спальном чепце,
надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех
матушек, небольших помещиц, которые
плачутся на неурожаи, убытки и держат голову
несколько набок, а между тем набирают
понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки,
размещенные по ящикам комодов…»

Портрет Коробочки в поэме «Мертвые души»

ПОРТРЕТ КОРОБОЧКИ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ
ДУШИ»
Помещица, вдова, очень
хозяйственная и
бережливая, пожилая
женщина. Она знает всех
своих крестьян, отзывается
о них хорошо, тем она и
отличалась от Манилова.
Портрет Коробочки не столь
подробен, как портреты
других помещиков.
Владелица 80 крепостных
душ.

Характер

Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица»
мертвых душ Чичикову. Фамилия героини метафорически выражает
сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной,
упрямой, суеверной. Настасья Петровна не видит ничего дальше своего носа,
все «новое и небывалое» пугает ее. В образе Коробочки заключен тип
омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа
работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее
страстью, - торговая деловитость. Главная цель её жизни – упрочнение
своего богатства, беспрестанное накопительство.
Каждый человек для нее - это прежде всего
потенциальный покупатель. Коробочка обладает
характером: она начинает неистово торговаться с
Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание,
кроме душ, купить многое другое. Примечательно,
что Коробочка помнит всех своих умерших
крестьян наизусть. Образ Коробочки великолепно
символизирует николаевскую эпоху, где придавалось
существенное значение соблюдению формы, а о
содержании не заботились, где подавляли живую
душу ради впечатления благополучия.

Усадьба Коробочки

УСАДЬБА КОРОБОЧКИ
Поместье Коробочки отличается крепостью и
довольством, сразу видно, что она хорошая
хозяйка. Двор, на который выходят окна
комнаты, заполнен птицами и «всякой домашней
тварью»; далее видны огороды с
«хозяйственным овощем»; фруктовые деревья
накрыты сетями от птиц, видны и чучела на
шестах – «на одном из них надет был чепец
самой хозяйки». Крестьянские избы тоже
показывают достаток их обитателей. Словом,
хозяйство Коробочки явно процветает и
приносит достаточную прибыль. Да и сама
деревенька не маленькая – восемьдесят душ.

Деревня

Внутренний мир Коробочки отражает ее
хозяйство. У нее «хорошенькая деревенька».
Все в ней аккуратно и крепко: и дом, и двор.
Подчеркивается замкнутость Коробочки, ее
недалекость и упрямство, мелочность,
животную ограниченность интересов
исключительно собственным хозяйством. Ее
соседям Гоголь дал фамилии Бобров,
Свиньин. Даже местоположение села
Коробочки (в стороне от столбовой дороги, в
стороне от настоящей жизни) указывает на
невозможность ее исправления и
возрождения. В хозяйстве Коробочки
"индейкам и курам не было числа". По
фольклорной традиции птицы, упоминаемые
в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки,
воробьи, голуби), символизируют глупость,
бессмысленную хлопотливость.

Дом

Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает
ее внутренний мир - аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя
всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому
миру. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на
стенах в доме Коробочки.
«…Комната была обвешана старенькими
полосатыми обоями; картины с какими-то
птицами; между окон старинные маленькие
зеркала с темными рамками в виде
свернувшихся листьев; за всяким зеркалом
заложены были или письмо, или старая колода
карт, или чулок; стенные часы с
нарисованными цветами на циферблате...».
Вещи в доме Коробочки, с одной
стороны, выражают ее наивное представление о
пышной красоте, а с другой - ее скопидомство и
ограниченный круг домашних развлечений
(гадание на картах, штопанье, вышивка и
стряпня).

Кабинет Коробочки

КАБИНЕТ КОРОБОЧКИ
Скромные комнаты,
достаточно старые,
немного картин,
старенькие
полосатые обои,
часы на стене,
зеркала.

Речь Коробочки в поэме «Мёртвые души»

РЕЧЬ КОРОБОЧКИ В ПОЭМЕ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»
Коробочка была уже старая и не
всегда быстро соображала, для
того чтобы ей ответить, она
сначала долгое время думала.

10. Сделка

"Дубинноголовая" Коробочка поняла выгоду торговли и соглашается,
правда, после долгих уговоров. Она боится продешевить при продаже мертвых
душ, опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы "какнибудь не понести убытку", может быть, эти души в хозяйстве пригодятся.
Ведь "товар такой странный, совсем небывалый" - она сначала думает, что
Чичиков намерен выкопать мертвых из земли. Коробочка собирается
подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мёд. Цены на эти
продукты она знает.
У неё, кроме желания приобрести и извлечь
пользу, нет чувств. Коробочка торгует
крестьянами с такой деловитостью, с какой
продаёт другие предметы своего хозяйства.
Для неё нет разницы между одушевлённым и
неодушевленным существом. Сомнения (не
продешевила ли она?) вынуждают ее
отправиться в город, чтобы узнать настоящую
цену на столь странный товар. Едет Настасья
Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это
еще один аналог ее образа, наряду с комодом,
шкатулкой и мешочками, полными денег.

11. Отношение Коробочки к продаже мертвых душ

ОТНОШЕНИЕ КОРОБОЧКИ К ПРОДАЖЕ
МЕРТВЫХ ДУШ
Когда Чичиков
предложил ей продать
своих мертвых душ,
она сначала не
поняла, как можно их
вообще продавать,
они же мертвые.
Коробочка так же
была удивлена, как и
Манилов, которому
Чичиков предложил
сделку.

С Коробочкой мы встречаемся в 3-ей главе романа-поэмы Гоголя «Мертвые души». Она – 2-я по счету, кому наносит визит Чичиков. На самом деле, Чичиков заехал в ее поместье случайно – кучер напился, «подгулял», как характеризует это событие сам автор, и сбился с пути. Поэтому вместо Собакевича главный герой знакомится с помещицей Коробочкой.

Рассмотрим образ Коробочки подробно

Она – женщина почтенных лет, вдова, в прошлом «коллежская секретарша». Живет одиноко в своем поместье и полностью поглощена ведением хозяйства. Своих детей, скорее всего, у нее нет, так как Гоголь в описании персонажа упоминает, что весь ее «хлам», накопленный в течение жизни, достанется какой-нибудь внучатой племяннице.

Выглядит старомодно и немного нелепо, « в чепце», «фланели», «на шее что-то навязано».

Коробочка, в отличие от Манилова, сама успешно ведет хозяйство. Глазами Чичикова мы видим, что дома в ее деревне крепкие, крепостные мужики «дюжие» (сильные), много сторожевых собак, что говорит о том, что это «порядочная деревушка». Во дворе полно домашней птицы, а за забором тянутся огороды с овощами – капустой, свеклой, луком, картофелем. Есть и фруктовые деревья, заботливо накрытые сетями от прожорливых сорок и воробьев. С этой же целью установлены и чучела. Гоголь иронично замечает, что на одном из чучел был надет чепец самой хозяйки.

Дома крестьян поддерживались и обновлялись – Чичиков увидел новый тес на крышах, ворота везде стояли ровно, в некоторых дворах стояли телеги. То есть, повсюду видна хозяйская забота. Всего у Коробочки 80 крепостных, 18 умерло, о чем хозяйка сильно сокрушается – то были хорошие работники.

Крепостным Коробочка не дает лениться – перину Чичикову взбили мастерски, утром, когда он возвращается в гостиную, где ночевал, все уже прибрано; стол ломится от выпечки.

То, что у помещицы кругом порядок и все под ее личным контролем, мы видим из диалога о покупке мертвых душ – она помнит всех умерших крестьян по именам и фамилиям, даже никаких записей не ведет.

Несмотря на то, что Коробочка очень любит жаловаться на то, как плохи дела, ее поместье имело и излишки, которые продавались купцам и перекупщикам. Из диалога с Чичиковым мы узнаем, что помещица торгует медом, пенькой, пером, мясом, мукой, крупами, салом. Она умеет торговаться, пуд меда продает по очень дорогой цене, целых 12 рублей, чему очень удивляется Чичиков.

Настасья Петровна бережлива и даже немного скупа. Притом, что дела в поместье идут неплохо, обстановка в доме очень скромная, обои старые, часы скрипучие. Несмотря на вежливое обращение и гостеприимство, Коробочка не предложила гостю поужинать, сославшись на позднее время. А с утра предлагает Чичикову только чай, хоть и с фруктовой настойкой. Только почувствовав выгоду – когда Чичиков пообещал покупать у нее «хозяйственные продукты» – Коробочка решила задобрить его и приказала испечь пирог и блины. А также накрыла стол с разной выпечкой.

Гоголь пишет, что у нее «не сгорит платье и не изотрется само собою». Жалуясь на бедность и неурожаи, она, тем не менее, откладывает денежки в «пестрядевые мешочки», которые рассовывает по ящикам комода. Все монетки тщательно сортируются – «целковики, полтиннички, чертвертачки» раскладываются отдельно по мешочкам. Во всем старая помещица пытается найти выгоду – заметив у Чичикова гербовую бумагу, просит у него «листик подарить».

Коробочка набожна и суеверна. В грозу перед иконкой ставит свечку, молится; пугается, когда Чичиков упоминает черта в разговоре.

Она не слишком умна и немного подозрительна, очень боится прогадать и продешевить. Сомневается в сделке с Чичиковым и не хочет продавать ему мертвые души, хоть ей и приходится платить за них как за живых. Наивно думает, что могут приехать другие купцы и предложить более выгодную цену. Эта сделка совершенно измотала Чичикова, и в процессе переговоров он называет Коробочку мысленно и вслух «крепколобой», «дубинноголовой», «дворняжкой на сене» и «проклятой старухой».

Образ Коробочки интересен тем, что это довольно распространенный типаж в России времен Гоголя. Ее основные черты – упрямство, глупость и ограниченность, были присущи и реальным личностям – некоторым чиновникам и госслужащим. Автор пишет про таких людей, что вроде бы видишь почтенного и государственного человека, а на деле оказывается «совершенная Коробочка». Доводы и аргументы отскакивают от них, как «резинный» мяч.

Завершается описание помещицы размышлением на тему, можно ли полагать, что Коробочка стоит в самом низу « лестницы «человеческого совершенствования»? Гоголь сравнивает ее с сестрой-аристократкой, живущей в богатом и изысканном доме, которая читает книги, посещает светские мероприятия, и мысли ее занимает «модный католицизм» и политические перевороты во Франции, а не хозяйственные дела. Автор не дает конкретного ответа на этот вопрос, ответить на него должен сам читатель.

Обобщим основные характеристики образа Коробочки

Хозяйственная

Имеет деловую хватку

Практичная

Бережливая

Мелочная

Лицемерная

Подозрительная

Ограниченная

Заботится только о собственной выгоде

Одержима накопительством

Религиозна, но без настоящей духовности

Суеверная

Символичность фамилии помещицы

Символизм – важный художественный инструмент в руках писателя. В поэме Гоголя «Мертвые души» все фамилии помещиков символичны. Не исключение и наша героиня. Коробочка – уменьшительно-ласкательное производное от слова «коробка», то есть, неодушевленный предмет. Так и в образе Коробочки мало живых черт, она обращена к прошлому, в ней нет настоящей жизни, развития – личностного, духовного. Настоящая «мертвая душа».

В коробке люди хранят различные вещи – так и Коробочка поглощена накопительством исключительно ради самих денег, у нее нет какой-то глобальной цели, на что эти деньги можно потратить. Она просто складывает их в мешочки.

Ну и стенки у коробки твердые, как и ум Коробочки. Она глупа и ограничена.

А что до уменьшительно-ласкательного суффикса – то этим автор, возможно, хотел показать безобидность и некую комичность персонажа.

«Мертвые души» - классика российской литературы, пьеса, которую известный писатель Николай Васильевич Гоголь задумал для отображения грандиозной панорамы российского общества чиновников и помещиков, включая все его моменты, особенности и парадоксы. Центральной проблемой данного произведения является неизбежная гибель духовной «составляющей» людей и расцвет тех самых основных представителей российских сословий помещиков тех времен. Автор изображает внутренний и внешний облик прочного помещичья и продажности, также здесь присутствует неприкрытое высмеивание пагубных страстей российского чиновничества.

В самом названии произведения наглядно демонстрируется его неоднозначное значение. «Мертвыми душами» можно назвать не только умерших крестьян, но и других, фактически живых персонажей поэмы. И именно такие определения как жалкие, ничтожные, пустые и, непосредственно, «мертвые» душонки даёт им сам Н.В. Гоголь.

Характеристика героини

Настасья Петровна, она же Коробочка - один из ключевых персонажей Гоголевских «Мёртвых душ». Она наделена судьбой помещицы, которая потеряла своего мужа; является второй «продавщицей» крестьян. Её натура полна корыстолюбия, по сущности Настасья Петровна подлинная крохоборка, видящая потенциальных клиентов-покупателей в каждом прохожем. Именно Чичиков первым обратил внимание на деловитость в торговле и неприкрытую глуповатость по жизни в облике этой помещицы. Невзирая на то, что Коробочка не только безупречная хозяйка, но и умелица извлекать выгоду отовсюду, ведь идею покупать «мертвые души» она вовсе не сочла странной. Более того, она проявила инициативу лично изучить нынешние цены на умерших крестьян, лишь бы не продешевить и не остаться «с носом». Спокойная жизнь Коробочки полна лишь беспокойством о домашних делах, «небольшом» хозяйстве. Зато кто, как ни Коробочка знаком с ценами на продукты как мед, сало, пенька, а все ради того, чтобы повыгоднее их перепродать.

Принадлежащих ей мертвых крестьянских душ сама Коробочка знает наизусть. Сделку, оговорённую с Чичиковым Настасья Петровна согласилась заключить только после его обещания приобрести её хозяйственные принадлежности.

Центральная идея этого персонажа - максимально накопить и приумножить свои и без того небольшие богатства. Собственно, на то она и названа Коробочкой. У Настасьи Петровны находятся в распоряжении примерно восемьдесят крестьянских душ, а жизнь её словно ограничена тонкой скорлупой, которая разграничивает её маленький личный мирок от реального внешнего мира. Все накопленные ею имущества, хозяйка с особой тщательностью бережёт и прячет все по мешочкам и в комодах. И даже учитывая изрядный достаток и изобилие в жилище, она остаётся любительницей надавить на жалость и поплакать над убытками. На вопрос Чичикова о том, как там продвигаются дела у соседних помещиков, упоминая и Манилова, и даже Собакевича, Коробочка же умело изображает абсолютную неосведомлённость о существовании таких личностей, словно ни разу и имён их не слышала.

Коробочка чересчур суеверная представительница помещичья. К слову, она никогда не усомнится в том, что загаданное на картах после произнесённой молитвы непременно сбудется.

Образ героини в произведении

("Чичиков у Коробочки", художник Александр Агин, 1846-47 )

Настасью Петровну можно назвать примитивной, «бедной вдовой», чьё невежество отображается в поведении и манере её речи.

Возникает вопрос: быть может, Настасья Петровна просто исключительная личность, заблудившаяся в глуши провинции?

Однако автор поэмы с сожалением подводит к заключению отрицательный ответ. «Нет», - говорит Гоголь, ведь убожеством, свойственным Коробочке, её пристрастие к деньгам, устремленность нажиться, на чем только придётся, неприкрытая корыстность, глупость и невежественность - ключевые качества, характерные не исключительно Коробочке, также они соответствуют различным слоям господствующих классов, их верхушке.

В конечном итоге, Н.В. Гоголь пишет о Коробочке, как о героине, оказавшейся на самой низкой ступени бесконечной лестницы совершенствования человеческого облика, подчёркивая тем самым типичность образа Коробочки.