Практически ровно 95 лет назад, 21 января 1924 года, председатель Совета народных комиссаров СССР, председатель Совета труда и обороны все того же СССР и прочая, и прочая, Владимир Ильич Ульянов, также известный под псевдонимом Ленин, скончался в усадьбе Горки после продолжительной болезни на 54-м году жизни.

Уже на следующий день по решению коллег Ульянова его тело забальзамировали. Оно лежит в специально сооруженном для этого мавзолее по сей день. Впрочем, Ленин не одинок: по всему миру можно найти немало аналогичных забальзамированных тел.

Вообще-то, тело В. Ульянова изначально планировалось сохранять лишь в течение нескольких дней: до похорон, назначенных на 27 января. Но уже спустя несколько дней было принято новое решение: тело вовсе не хоронить, но выставить в саркофаге на Красной площади, чтобы, как писали в воззвании рабочие Путиловского завода, «Ильич физически остался с нами и чтобы его можно было видеть необъятным массам трудящихся», то есть чтобы сделать его объектом поклонения всех прогрессивных людей сначала Страны Советов, а затем и целого мира.

Уже 27 января 1924 на Красной площади появился первый, деревянный мавзолей - маленький, тесный и невзрачный. Весной того же года, когда тело Ленина отправилось на новое бальзамирование - на этот раз не временное, а постоянное, - первый мавзолей заменили вторым, тоже деревянным, но более внушительным. Он прослужил местом пребывания тела вождя до 1929 года, когда началось строительство нынешнего, гранитного мавзолея. Тело «переехало» в новое помещение осенью 1930 года. Там оно и находится (за вычетом 4-летней командировки-эвакуации в Тюмень в 1941–1945 гг.) вот уже почти 90 лет.

«Да как им такое в голову пришло!»

В мавзолее Ленина соединились сразу две традиции увековечивания памяти умершего, известные с глубокой древности, - сохранение тела от естественного разложения и помещение его в заметное, возвышающееся над землей сооружение. Собственно, мавзолей - это и есть сооружение, постройка, предназначенная для захоронения умерших не в земле, а на поверхности.

Название такой постройки пошло от имени карийского царя IV века до н. э. Мавсола, которому его вдова, царица Артемисия, возвела памятник в Галикарнасе, ставший одним из древних чудес света. Хотя и до того самые разные культуры сильно преуспевали в строительстве заметных памятников-усыпальниц, и египетские пирамиды - только один, самый известный пример.

Примечательно, что традиция эта жива до сих пор, причем строителями надземных усыпальниц руководит не только тщеславие и желание оставаться у всех на виду даже после смерти, но и чисто практические воображения: мавзолеи используют, когда захоранивать покойников в земле по какой-то причине оказывается невозможным - например, если почва слишком каменистая или топкая или если ее просто недостаточно.

Надо сказать, что и экстравагантная по нынешним меркам идея выставлять напоказ специально забальзамированное тело покойника в 1924-м не была новой. Первые опыты в области намеренной мумификации трупов проводили еще представители культуры чинчорро, развившейся на тихоокеанском побережье Южной Америки не менее 9000 лет назад.

Крупными специалистами в области сохранения тел умерших уже в 3-м тысячелетии до Рождества Христова были египтяне. Независимо от них техники бальзамирования и мумификации развились также в Центральной и Южной Америке, в Китае и Тибете, на территории нынешней Нигерии. Однако, насколько известно, законсервированные таким образом трупы не выставлялись там на десятилетия на всеобщее обозрение.

Другое дело, когда тело бальзамировали на короткий срок, чтобы все желающие могли проститься с покойным или чтобы довезти его от места смерти до места захоронения. Так поступают и сегодня.

Традиция выставлять забальзамированное тело на всеобщее обозрение зародилась позже и не в связи с распространением христианства. Мощи святых тут не могут считаться примером, так как их тела в абсолютном большинстве случаев не подвергаются бальзамированию, хотя римских пап таким образом сохраняли на длительный срок, и некоторые такие тела можно увидеть до сих пор, но об этом позже.

Речь о бальзамировании с научными целями, чтобы можно было изучать устройство человеческого тела. Этим люди занимались еще в Средневековье.

И лишь в XVIII–XIX веках разглядывание выставленных напоказ покойников стало странноватым по нашим понятиям развлечением. Впрочем, если учесть, что не меньшим развлечением тогда считались публичные казни и «цирки уродов», это кажется не таким уж удивительным.

А вот макабрическая мода на выставление забальзамированных в мавзолеях на долгие годы тел правителей началась, несомненно, именно с В. Ульянова-Ленина.

Вожди, генералиссимусы, президенты

Вслед за Ильичом последовал советский большевистский деятель Григорий Котовский, застреленный в 1925 году и тоже помещенный в мавзолей в Подольске Одесской области Украины. А там подтянулись и другие: в 1949-м в собственном мавзолее оказался руководитель Болгарии Георгий Димитров, в 1952-м - монгольский коммунистический диктатор Хорлогийн Чойбалсан (правда, он делил усыпальницу с основателем монгольской республики Сухэ-Батором и тела их хранились в замурованных саркофагах), в 1953 году Ленина на Красной площади потеснил Сталин, и в том же году на обозрение публики выставили тело чехословацкого президента Клемента Готвальда, заболевшего на похоронах Сталина и умершего вскоре после этого.

В 1969-м скончался лидер коммунистического Вьетнама Хо Ши Мин, в 1976-м - председатель КНР Мао Цзэдун, спустя три года - первый президент независимой Анголы (страна 27 лет существовала в состоянии кровавой гражданской войны) и строитель социализма Агостино Нето, в 1985-м - находившийся у власти почти сорок лет глава Гайаны Линдон Форбс Бернхем. Все они были забальзамированы и оказались в мавзолеях. Наконец, в 1994 году к этому «клубу» присоединился вечный президент Северной Кореи генералиссимус Ким Ир Сен, а в 2012-м с ним в Кымсусанском дворце Солнца воссоединился его сын и тоже генералиссимус Ким Чен Ир.

Немногие из перечисленных правителей надолго упокоились в устроенных для них усыпальницах. Так, К. Готвальда в рамках ослабления коммунистического режима и критики культа личности захоронили в 1962 году (а еще потому, что его тело, будучи неудачно забальзамированным, стало портиться), за год до того у Кремлевской стены похоронили И. Сталина, а тела Г. Димитрова и Х. Чойбалсана, А. Нето и Ф. Бернхема были погребены в 1990-е после падения коммунизма, при этом мавзолеи в большинстве случаев были снесены. В 2016-м предали земле останки Г. Котовского - мавзолея он лишился раньше: его уничтожили оккупационные немецкие войска, после чего фрагменты тела хранились в небольшом склепе.

На своих местах, помимо Ленина, сегодня остаются Мао Цзэдун, Хо Ши Мин и оба Кима. При желании и по возможности можно посетить усыпальницы всех четверых, хотя и придется отстоять немалые очереди бок о бок с местными жителями и туристами, пройти неоднократные проверки охраны и сдать фотографирующую технику.

Примечательно, что процедуре бальзамирования подвергались не только коммунистические отцы нации, но и политики иного толка с большими заслугами. Так, с 1953 года в закрытом саркофаге в мавзолее Аныткабир в Анкаре хранится тело основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, умершего в 1938-м.

С Чан Кайши, президентом Китайской Республики (Тайвань), история интереснее: его забальзамированное тело находится в закрытом саркофаге в резиденции ыху, теперь ставшей мемориалом и в некотором смысле мавзолеем, а в центре столицы острова Тайбэе стоит 70-метровой высоты мемориальный комплекс - Национальный мемориальный зал Чан Кайши. Любопытно, что второй президент Тайваня, старший сын Чан Кайши Цзян Цзинго тоже забальзамирован и лежит в отдельном мавзолее в километре от отца на территории мемориального комплекса.

Также были забальзамированы, но затем захоронены тела многолетнего президента Филиппин Фердинанда Маркоса и первой леди Аргентины Эвы Перон.

В этом ряду особняками стоят римские папы, которых столетиями бальзамировали для лучшей сохранности во время длительных процедур прощания, а затем захоранивали на территории Ватикана. Не всех, впрочем, ждало окончательное упокоение. Так, папа Иоанн XXIII, скончавшийся в 1963 году, был по ватиканскому обычаю забальзамирован, отпет и погребен, но 2001 году снова потревожен. Дело в том, что его объявили святым, и тело выставили в соборе Святого Петра для поклонения. Процедура бальзамирования была выполнена столь качественно, что его тело и сейчас выглядит так, будто папа скончался не полвека, а пару часов назад.

Маленькая девочка в сомнительной компании

В Катакомбах капуцинов в Палермо, на Сицилии, имеется небольшой застекленный гроб, в котором хранится забальзамированное тело маленькой Розалии Ломбардо, не дожившей нескольких дней до двухлетнего возраста. Она скончалась от пневмонии в начале декабря 1920 года.

Отец ребенка был безутешен и обратился к Альфредо Салафии, химику, известному всей Италии и за рубежом вплоть до США как успешный бальзамировщик. Тот, воспользовавшись своими фирменными методами, законсервировал тело Розалии настолько удачно, что то сохранялось на протяжении восьми десятков лет посреди часовни Св. Розалии почти без изменений - по свидетельству очевидцев, девочка выглядела так, будто только что заснула, но вот-вот откроет глаза.

И только в начале этого века на теле проявились первые следы порчи, хотя оно и сегодня не захоронено, а находится в капсуле, заполненной азотом и в более сухом и темном месте, чем раньше.

2015-04-08
Пение птиц это то, что можно услышать везде, даже в самых крупных городах. В основном поют самцы. Есть, однако, исключения из этого правила. Например, Erithacus rubecula, поет в зимний период, обозначая свою территорию до весны, когда она будет выбирать нового спутника жизни. Учитывая, что пение птиц в значительной степени связана с гендерными ролями в эволюционном поведении птиц, это не удивительно, так как исследования показали, связь между пением и уровнем половых гормонов, присутствующих в птичьей крови.

Повышение уровня тестостерона провоцирует пение. Это известно некоторыми недобросовестными продавцам птиц, которые продают канареек. Самцы популярнее самок, были случаи, когда продавец вводил самке мужской гормон. Эффект пения краткий, но достаточно долгий, чтобы продать птицу.

Пение птиц и сезонный цикл

Песня связана с гнездовой биологией птиц и соответственно с сезонным циклом, погодными условиями, ростом растений (материал для создания гнезда) и пищевым изобилием.

Наиболее заметен эффект в начале весенних месяцев, когда самцы делят территорию и привлекают самок. После этого самки проводят большую часть своего времени в гнезде, а самцы заняты сбором еды, времени ни на что другое не остается.

Как Птицы учатся петь?

Песня каждого отдельного вида и даже птицы индивидуальна, и меняется со временем и опытом. Развитие этого умения представляет собой смесь природы и воспитания. У молодых птиц по песне можно узнать его родителя. В период взросления добавляются новые элементы. Самки внимательно слушают самцов, песни содержат много полезной информации о партнере. Более сложная и богатая композиция, больше возраст птицы - признак силы, доблести и навыка выживания. Также в песне сообщается информация о размере территории, которую они смогли защитить и сколько успешных выводков уже было.

Почему птицы поют утром?

Одна из гипотез состоит в том, что рано утром, свет слишком тусклый для, чтобы вести активную деятельность. Поэтому пение, это все что остается делать.

Другая гипотеза в том, что утром пение оповещает других птиц о силе и жизнеспособности певица. Пение является неотъемлемой частью жизни птиц, но это дорого с точки зрения времени и энергии. Громкое пение утром оповещает, что вы сильны и здоровы достаточно, чтобы выжить ночь. Это является привлекательным для потенциальных партнеров, и предупреждает конкурентов.

Для любого человека, научиться определять птиц по их песням очень важное умение. Это занимает время, но любой сможет этому научиться, затратив небольшие усилия. Награда за это, новый мир, который вы можете понимать и слышать.

Почему поют птицы?

Пение птиц - это одни из самых прекрасных звуков в природе. Иногда, попадая за город, мы слышим пение птиц, и нам может показаться, что они переговариваются друг с другом.

Действительно, птицы общаются между собой, так же, как и многие другие животные. Конечно, птицы могут выражать удовольствие, так же, как и мы, когда восклицаем «Ох!» или «Ах!».

Курица издает звуки, предупреждающие ее цыплят об опасности и призывающие их пригнуться к земле. Затем она подает другой сигнал, созывающий их вместе.
Когда дикие птицы летают по ночам, они кричат. Это позволяет им держаться вместе и помогает потерявшимся вернуться в стаю.

Но язык птиц отличается от нашей речи. Мы используем специальные слова, которые выражают наши мысли. Птицы же не учат свой язык.
Это врожденный инстинкт.


В одном эксперименте цыпленка изолировали от петухов и кур, так, чтобы он не мог слышать производимых теми звуков. Но когда он вырос, то издавал те же звуки, что и цыплята, жившие в курятнике.

Но это вовсе не означает, что птицы вообще не учатся пению. На самом деле некоторые птицы могут воспроизводить пение других. Вот откуда и получил свое название пересмешник многоголосый. Если воробей находится среди канареек, то делает огромные усилия, чтобы петь как они. Если канарейка попадает в общество соловьев, то может довольно хорошо имитировать их пение.

И мы хорошо знаем, как попугай подражает звукам, которые он слышит. Так что можно сказать, что хотя птицы и рождаются с умением петь, но некоторое обучение все же имеет место.
Знаете ли вы, что у птиц есть свои диалекты?

Оказывается, песни одного и того же вида птиц звучат по-разному в разных частях мира. Это говорит о том, что помимо инстинкта многое в жизни птиц влияет на умение петь.



Весенние песни, будь то мартовские кар­канья ворон, барабанные дроби дятлов, чуфыканья тетеревов, хохот и взвизгива­ния филинов, перезвоны синиц или май­ские соловьиные трели, «плач» иволги, щебет ласточек, всегда связаны с на­ступлением предбрачного периода.
Каждый самец исполняет свою характер­ную песню, оповещающую о том, что его гнездовая территория занята. Когда са­мец поет, он словно говорит: «Здесь живу я, и другому тут нечего делать!»
Песня служит как бы визитной карточкой, по которой птицы одного вида отличают своих собратьев от чужих.

Каждый самец исполняет особую мелодию, так что со­седям ясно, с кем они имеют дело.

Территория, охраняемая пением, будет принадлежать не только самому певцу. Вскоре она станет местом жительства все­го его семейства.
Следовательно, пение птиц имеет еще одно назначение: звонкая серенада должна привлечь самку, обещая ей безопасное место для гнездования.


Зачем птицы поют?

Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. Поют только самцы. Весной возвратится домой маленький певун и немедленно во весь голос заявит: “Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов, и никто не смеет поблизости селиться, иначе получит взбучку”.

Своей песней птица как бы устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. И если рядом раздается песня соперника-сородича, хозяин участка, распушив перья, кинется на него и прогонит. А другие птицы – пожалуйста! – селитесь хоть в двух шагах. Ведь у других птиц и корм другой, и материал для гнезда, так что с такими соседями спорить не о чем.

Есть у птичьей песни и иное назначение. Будущий папа, подыскав подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Он как будто говорит: “Я тут. Я нашел отличное место для гнезда, здесь много корма. Лети скорее сюда. Мы вместе построим гнездо и будем растить птенцов”.

Услышит будущая птичья мама одну песню, другую, и какая покажется ей самой прекрасной, на эту песню она и полетит.

Но каждый поет песню на свой лад. Серые вороны весной уже не каркают так пронзительно, голос их становится мягче, в нем появляются такие звуки, словно каждой хочется выговорить что-то ласковое, да только не выходит.

А дятел не умеет петь, он часто-часто барабанит клювом по сухому суку.

У куличка-бекаса хоть и велик клюв, а голос слабый, да и песни нет. “Чеке-чеке-чеке”, - тараторит бекас. Разве это песня? Нет хорошего голоса – не беда, бекас изловчился петь хвостом. Взлетит над лесом, да вдруг крылья подогнет, хвост распустит и пикирует. От этого встречный воздух гудит в перьях хвоста, и получается такой звук, будто ягненок блеет: “Бе-е-е”. Недаром бекаса прозвали “лесной барашек”.

И аисты тоже петь не могут. Зато они трещат клювами. Никто так не умеет!

А тетерева, лесные петухи – косачи, выхваляясь своей красотой и удалью перед рябенькими тетерками, шипят. Да так громко, будто туго надутый мяч проткнули. Пошипят, а потом начнут подпрыгивать, пританцовывать и бормотать: “Ур-гур-гур”. Послушаешь такую песню, и кажется, будто где-то котел бурлит. Бурлит, бурлит да и выплеснется, зашипит на горячей печке. Эти песни – вызов на бой.

Кончится весна, обзаведутся птицы семействами, тут и конец песням. Когда в гнезде пищат голодные малыши – не до песен. Надо корм добывать. К тому же песней можно выдать гнездо – привлечь хищников. Правда, и летом слышны птичьи голоса, но это уже не звонкие, заливистые весенние песни, а покрикивание, чириканье, щебет, - словом, обычная птичья перекличка да разговоры.

На вопрос Почему поют птицы? заданный автором Полосовой лучший ответ это Пение птиц - это одни из самых прекрасных звуков в природе. Иногда, попадая за город, мы слышим пение птиц, и нам может показаться, что они переговариваются друг с другом.
Действительно, птицы общаются между собой, так же, как и многие другие животные. Конечно, птицы могут выражать удовольствие, так же, как и мы, когда восклицаем «Ох! » или «Ах!» .
Курица издает звуки, предупреждающие ее цыплят об опасности и призывающие их пригнуться к земле. Затем она подает другой сигнал, созывающий их вместе.
Когда дикие птицы летают по ночам, они кричат. Это позволяет им держаться вместе и помогает потерявшимся вернуться в стаю.
Но язык птиц отличается от нашей речи. Мы используем специальные слова, которые выражают наши мысли. Птицы же не учат свой язык.
Это врожденный инстинкт.
В одном эксперименте цыпленка изолировали от петухов и кур, так, чтобы он не мог слышать производимых теми звуков. Но когда он вырос, то издавал те же звуки, что и цыплята, жившие в курятнике.
Но это вовсе не означает, что птицы вообще не учатся пению. На самом деле некоторые птицы могут воспроизводить пение других. Вот откуда и получил свое название пересмешник многоголосый. Если воробей находится среди канареек, то делает огромные усилия, чтобы петь как они. Если канарейка попадает в общество соловьев, то может довольно хорошо имитировать их пение.
И мы хорошо знаем, как попугай подражает звукам, которые он слышит. Так что можно сказать, что хотя птицы и рождаются с умением петь, но некоторое обучение все же имеет место.
Знаете ли вы, что у птиц есть свои диалекты?
Оказывается, песни одного и того же вида птиц звучат по-разному в разных частях мира. Это говорит о том, что помимо инстинкта многое в жизни птиц влияет на умение петь.
Весенние песни, будь то мартовские кар­канья ворон, барабанные дроби дятлов, чуфыканья тетеревов, хохот и взвизгива­ния филинов, перезвоны синиц или май­ские соловьиные трели, «плач» иволги, щебет ласточек, всегда связаны с на­ступлением предбрачного периода.
Каждый самец исполняет свою характер­ную песню, оповещающую о том, что его гнездовая территория занята. Когда са­мец поет, он словно говорит: «Здесь живу я, и другому тут нечего делать! »
Песня служит как бы визитной карточкой, по которой птицы одного вида отличают своих собратьев от чужих.
Каждый самец исполняет особую мелодию, так что со­седям ясно, с кем они имеют дело.
Территория, охраняемая пением, будет принадлежать не только самому певцу. Вскоре она станет местом жительства все­го его семейства.
Следовательно, пение птиц имеет еще одно назначение: звонкая серенада должна привлечь самку, обещая ей безопасное место для гнездования.

Ответ от Просвещение [гуру]
Привлекает представителя комплементарного пола своего вида и предупреждает, что участок занят. Сейчас песня птиц - это токование.


Ответ от Двутавровый [новичек]
Эх! ! Вот стать бы мне птицей, тогда скажу!; -)


Ответ от Владимир Жуков [гуру]
Не всегда! А под настроение и в хорошую погоду!