Название «фроттаж» произошло от французского trotter - «натирать ». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность. Появление этой техники связывают с именем художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году таким образом перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных половых досок. Он не стал его перерисовывать, а, положив на пол бумагу, натер ее углем. Новая техника с восторгом была принята многими сюрреалистами, которые достигали все новых эффектов преимущественно путем натирания бумаги куском свинца. При этом на ней проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных. Описание подобной техники иногда можно встретить под названием «техника воскового резиста».

Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые ткани, выпуклые изображения, в нашем случае - плотные, с интересным рисунком листья, ажурные или линейные элементы. Натирание - фроттаж - производите аккуратно, придерживая лист бумаги, не сдвигая формы под ней. Цвета, которыми штрихуется поверхность, для получения художественного эффекта добавляются и накладываются друг на друга.

Фроттируя листья и другие растительные элементы, мы можем получить живое и точное изображение растительных форм. Для цветочного коллажа эта техника интересна еще и тем, что в ней несложно сделать активный фон. Для этого положите под бумагу и натрите пастелью или мелками понравившуюся вам фактуру холста, ткани, кружева, керамической плитки, обоев. Обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка.

1. Прикрепите к столу скотчем гладкий лист бумаги. Разложите на нем элементы, закрепите их капелькой клея.

2. Накройте растительный материал листом неплотной бумаги.

3. Придерживая одной рукой бумагу, заштрихуйте с небольшим нажимом поверхность мелком или карандашом.

4. Наносите штрихи до появления изображения лежащих под бумагой растительных элементов.

5. Под бумагу поместите гра - фичные листья полыни.

6. Натрите бумагу коричневой масляной пастелью - получится тонкий и выразительный рисунок.

Декупаж - художественная техника флориста

Термин «декупаж» произошел от фр. decoupage - «разрезание, расчленение, разбивка на части ». Соответственно, техника декупажа - это способ украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике декупажа восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке.

Сам термин «декупаж» ввел в обращение Анри Матисс. Декупажи (вырезки) Матисс делал из окрашенной гуашью бумаги. Художник, по его собственному выражению, «рисовал ножницами ». В последние годы слово «декупаж» стало вновь использоваться в качестве синонима аппликации. По сути это современный модный дизайнерский прием бумажной аппликации, изображение, созданное или дополненное наклеиванием (пришиванием) разноцветных и как правило простых по форме кусочков материала.

Декупаж стал популярен благодаря вошедшей в моду «салфеточной технике» - красивые и разнообразные картинки вырезаются (или вырываются) из бумажных салфеток. Благодаря своей тонкости они хорошо пропитываются клеем, даже если он наносится поверх, и легко приклеиваются на мебель и предметы. Некоторые салфетки, например с каймой по краю, наклеенные на картон, становятся очень хорошим готовым фоном для цветочного коллажа. Салфеточный фон естественно оформляет милые непритязательные растения, помогая создавать трогательные и привлекательные картины. Как и для коллажа в целом, для техники декупажа нет общепринятых правил.

Фрагменты могут аккуратно вырезаться или использоваться с подчеркнуто рваными краями. Они закрепляются на основе клеем, акриловым лаком, двойным скотчем или любым другим способом. Важно, что в результате вы должны получить картину, производящую впечатление цельности, добиться зрительной связанности, не только фактической, но и визуальной «склеенности» разных форм и фактур.

В технике декупажа, конечно же, используются не только салфетки, но и иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток.

1. Разделите трехслойные салфетки двух цветов с одинаковым рисунком и произвольно порвите на части.

2. Один слой салфетки целиком наложите на картон такого же размера и промажьте акриловым лаком.

3. Разгладьте поверхность валиком, располагая как задумано более темные части салфеток.

4. Закрепите части салфеток, нанеся на них акриловый лак. Листья и цветы фиксируются аналогично.

Название работы: "Золотая рыбка"

Технике Фроттаж.

    Оселкова Елена Викторовна.
    Преподаватель МАУДО "ДШИ г. Ялуторовска им. С.И. Мамонтова". Назначение: данный мастер-класс будет полезен педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.
    Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования "Фроттаж".
    Задачи:
    1. Учить детей рисовать в технике "Фроттаж".
    2. Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами.
    3. Подучить детей работать с трафаретом.
    4. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
    5. Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.
    Материал: Два листа писчей бумаги формата А4 и один лист ватмана формата А5, восковые мелки, скотч.

    Существует множество необычных и увлекательных способов рисования, и применения их к уже готовым работам.

Примеры существующих.

Мы будем применять Фроттаж . Это метод, лучше всего подходит для создания абстрактных и декоративных картин. Очень красив в графике. В натюрморт можно ввести оттиск, снятый со столешницы или грубого куска ткани. С этой методикой легко экспериментировать, поскольку подходит практически любая фактурная поверхность – деревянная столешница, кора дерева, грубая шероховатая стена и даже искусственные материалы, например ткани, обои, пробки или рифленые подставки под горячие блюда. Фроттаж не ограничивается цветным карандашом; оттиск можно сделать любой сухой средой, например обычным карандашом, графитом, сухой или масляной пастелью.

Эту технику наверняка все помнят с детства. А те кто еще мал обязательно попробуйте. Делается все прост, берём монетку, кладём под писчий листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом. Фроттаж готов. И таким образом любую рельефную, фактурную поверхность можно скопировать.

.

    Подготовьте рабочее место для рисования.


2 . Берём лист бумаги и выкладываем на нем трафарет «Золотую рыбка». Трафарет можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленькими кусочками скотча.

3. Под писчий лист подкладываем 2-3 монетки в брюшко рыбки Тем самым задаем узор чешуи. Чем меньше монетки, тем лучше.

4. Затем желтым и оранжевым восковым карандашом протираем по монеткам, придерживая их, чтоб пропечаталось посильнее.

Повторим это упражнение с мелками другого цвета, чтобы изображения казалось объёмным.



5. К плавникам применяем серую подложку с рельефом в полоску. И протираем красным мелком. (можно поиграть с разными цветами).

6. У головы применяем оранжевый цвет и не везде, а небольшим пятном по низу кабы создавая тень.

7. Для глаза на ажурном трафарете нам нужно найти большой завиток, и постараться поместить его под листом так, чтоб он оказался в месте, где и должен быть глаз.

8. С этим же трафаретом делаем фон, добавляем любые другие напоминающие волны и водоросли.

9. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами. Порисовав зеленым цветом водоросли, бежевым мелком песочное дно. Цвет воды, как всегда красим синим.

«Нетрадиционные способы рисования» - Кляксография. Раздувание. Нетрадиционные способы и приемы рисования на занятиях с детьми. Дошкольный возраст. Рисование через копировальную бумагу. Воскография. Рисование мыльными пузырями. Диотипия. Печать. Рельефное рисование. Монотипия. Рисование витражей. Граттаж. Рисование по сырой бумаге. Ниткография.

«Нетрадиционные техники рисования» - Получаются разноцветные ветвистые отростки. Старое золото. КАМЕШКИ. Монотипия. Скажите волшебные слова и посмотрите, что получилось. После высыхания фломастером дорисуйте мелкие детали. По окончании выполнения организуется выставка «Юных художников». Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток. Должно получиться что-то очень интересное.

«Нетрадиционные методы рисования» - Монотипия пейзажная. Средства выразительности. Развитие творчества у детей. Старая форма. Акварель. Монотипия. Рисование восковыми мелками. Рисование. Душа человека. Новый образ. Рисование точками. Техники. Нетрадиционное рисование. Творческое развитие учащихся на занятиях в кружке. Работа по-сырому.

«Нетрадиционное рисование» - Можно нарисовать целую семью осминожков. Цветок. Рисование по сырому. Восковые мелки + акварель. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения. Ангелочек. Ежик. Оттиск пробкой. Порисуем вместе. Рисование пальчиками. Аппликации из очерченных и вырезанных ладошек. Свеча + акварель. Мыльная живопись.

«Рисование нетрадиционной техникой» - Оттиск мятой бумагой. Рисование ладошкой. Нетрадиционные техники рисования. Монотипия предметная. Рисование пальчиками. Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах. Восковые карандаши. Оттиск поролоном. Рекомендации родителям. Отпечатки листьев. Рекомендации педагогам. Нетрадиционные изобразительные техники.

«Использование нетрадиционных техник рисования» - Цветной граттаж. Штампики из пластилина. Штампики из деталей конструктора Лего. Монотипия пейзажная. Пример рисунка в технике «печать листьями». Восковые мелки + акварель. Печать листьев. Транспорт. Штампики-цветочки. Штампики из приклеенной банковской резинки для денег. Картина из отпечатков от стаканчиков.

Всего в теме 6 презентаций

Почтовые радости
Снежные
конв ертики
в технике фроттаж
Мастер класс
для Вас…
https://vk.com/envelop

Необходимые материалы:
Белый конверт
Цветные карандаши
Синий линер или тонкий фломастер
Фактурные снежинки (открытки, вырубки,
чипборды)
https://vk.com/envelops

https://vk.com/envelops

Наверное, многие помнят из своего детства
одно нехитрое, но очень интересное своим
результатом развлечение. Берём монетку,
кладём под тетрадный листок и закрашиваем
сверху простым графитным карандашом и о,
чудо… ещё одна монетка как настоящая.
А это оказывается не просто чудо, а техника
изображения – фроттаж.
https://vk.com/envelops

Слово «фроттаж» происходит от
французского «frotter» -«тереть,натирать».
Это техника воспроизведения фактуры
рисунка посредством натирания бумаги.
Любую рельефную, фактурную форму можно
скопировать, покрыв ее листом бумаги и
заштриховав поверхность.
Мы будем использовать снежинки.
https://vk.com/envelops

Для начала необходимо потренироваться.
Накрываем наши снежинки листом бумаги и начинаем штриховать…
https://vk.com/envelops

Разные по мягкости карандаши и способы
рисования, дают различный результат…
Если штриховать боковой стороной грифеля,
фон практически не закрашивается.
https://vk.com/envelops

Использование нескольких цветов от светлого к тёмному и контура,
делают изображение снежинки немного объёмным.
https://vk.com/envelops

Совет:
Не нажимайте в начале работы сильно на
карандаш. Это даст вам возможность
стереть ластиком не нужные детали фона,
которые образуются при штриховке. Или
сделать их менее яркими, смягчив края
ластиком.
https://vk.com/envelops

И так начнём! Вкладывая в конверт по одной снежинке и
располагая соответственно вашему замыслу в нужном месте,
проявляем узор карандашами.
https://vk.com/envelops

https://vk.com/envelops

Можно использовать ещё один вариант…
Вырезаем лист размером с конверт. Приклеиваем на него снежинки.
https://vk.com/envelops

Вкладываем лист в конверт.
Снежинки не двигаются, а вы не
переживаете за смещение рисунка,
спокойно рисуете.
https://vk.com/envelops

Перенесение фактуры на бумагу

Ещё одна интересная техника для создания маленьких шедевров. Слово «фроттаж» происходит от французского frotter - «тереть, протирать». Все мы в детстве переводили монеты на бумагу, положив ее под тетрадный листок и закрашивая сверху карандашом! Это, оказывается, и есть фротаж.

Техника фротажа и заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью, пару минут – и поделка своим руками – готова! Главная задача - найти рельеф, который будет интересно смотреться на бумаге. И подобрать цвета, конечно.

Если вы положите на монету тонкую бумагу и плотно заштрихуете ее карандашом - получится чёткое изображение рельефа. Эта техника рисунка называется фроттаж (от французского frotter - „тереть"); с ее помощью художники создают очень интересные работы.

Конечно же, рисунок, целиком состоящий из переведенного узора, не может считаться
вашим творением. Идея заключается в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы .

Огромным преимуществом фроттажа является объем, а результаты применения этой техники поражают воображение. Несмотря на то что, прежде чем использовать фроттаж, поверхность того или иного предмета внимательно изучают, угадать, как именно будет выглядеть рельеф, перенесенный на бумагу, довольно трудно. Список предметов, пригодных для этой техники, практически бесконечен. То же самое можно сказать и о получаемых фактурах.

Узор, созданный с помощью мелковолокнистой доски, пригодится для изображения не только деревянной поверхности, но и отдаленных холмов на пейзаже или кожи человека на портрете. Используя в качестве фактурной поверхности листья, можно изобразить перья птицы, стены здания или же деревья. Фроттаж - техника для творческих личностей , к тому же с чувством юмора.

Прежде всего внимательно осмотритесь вокруг: что можно использовать для получения необходимого узора? Кухни, кладовки, гаражи и сараи - вот куда непременно нужно заглянуть. Желательно выбирать сравнительно большие предметы с четко выраженным рельефом. Тогда можно будет работать быстро и спокойно, не волнуясь, что карандаш вот-вот соскользнет с поверхности. Перед тем как остановить свой выбор на каком-либо предмете, переведите его фактуру на бумагу и оцените узор.

В этой работе для передачи фактуры тюля мастерски использованы салфетки. Удачный выбор предмета для переведения узора - главный секрет хорошего фроттажа. Однако если использовать эту технику только в декоративных целях, рисунок будет казаться неубедительным и поверхностным.

Фроттаж - техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приёмом натирающих движений незаточенного карандаша. Фроттаж является одним из "автоматических" приемов сюрреализма, направленным на спонтанное озарение и на активизацию работы подсознания.

Изобретатель

Макс Эрнст (1891 -1976) открыл технику фротттажа 10 августа 1925 года, находясь в небольшом французском отеле. Позже он вспоминал об этом в своей книге «За пределами живописи» (1948) Эрнст был одним из ведущих сюрреалистов, которые стремились передавать реальность подсознательно посредством свободных ассоциаций. Для создания своих образов он использовал фактуру различных предметов (ржавой консервной банки, ткани, перьев, ракушек, кожи, наждачной бумаги, засохшего хлеба). Уникальные работы Эрнста будоражат воображение.

«Макс Эрнст обладает безграничными способностями; решив покончить с мошеннической мистикой мертвых изображений, он заряжает в свой аппарат самый захватывающий на свете фильм и все с той же элегантной улыбкой до самой глубины освещает нашу внутреннюю жизнь несравненным сиянием». (Андре Бретон)