Творческий застой (творческий кризис )- ситуация, знакомая многим. Мысленный ступор, потеря вдохновения, отсутствие свежих мыслей и идей, потеря способности адекватно оценивать результаты собственной деятельности, опустошенность – все это признаки творческого ступора.

Если вас покинуло вдохновение и мысли не идут в голову, не расстраивайтесь, с этим можно бороться!

Как бороться с творческим кризисом

Проблема преодоления творческого кризиса заключается в его индивидуальности, по этому, как и в случае с избавлением от лени , сначала необходимо разобраться в причинах этого недуга. Задайтесь вопросом – «Почему возник кризис в творчестве?» Проанализировав причины возникновения застоя, вам будет проще его преодолеть.

Если причиной является переутомление (пожалуй, основная причина творческого застоя), выйти из творческого кризиса поможет отдых или уменьшение темпа. Труд без отдыха почти всегда ведет к потере работоспособности, к усталости, апатии и депрессии. Когда вы не забываете про досуг, когда чередуете работу и полноценный отдых, вы вновь и вновь возвращаетесь к своему делу - с зарядом новой энергии, с энтузиазмом и бодростью. Можно сходить в кино на какой-нибудь мотивирующий фильм , сходить на фотовыставку или в художественную галерею (многообразие зрительных образов стимулирует творческую фантазию и креативность ), полежать на пляжу или отправиться на рыбалку. Кому то для выхода из творческого кризиса связанного с усталость достаточно просто пару дней выспаться и провести время с семьей, другим же необходим полноценный отпуск. Все дело в степени утомленности.

«Если ощущаю упадок сил и потерю вдохновения, я беру тайм-аут и на неделю-другую еду в отпуск, где просто смотрю на людей и слушаю музыку. Для меня это лучший вариант отвлечься, выйти за рамки моей работы и преодолеть кризис в творчестве ». Келли Густафсон (Фотограф, Швеция)

Часто творческий кризис наступает из-за проблем личного характера – конфликт в коллективе, ссора с близким, недопонимание с любимым человеком, болезнь кого-нибудь из родных, финансовые трудности и т.п. Так как творческий человек – личность ранимая, все эти неприятности могут надолго выбить его из колеи. Преодолеть творческий кризис поможет осознание того, что жизнь, как и зебра, штука полосатая. Рано или поздно неприятности заканчиваются, и все плохое забывается, но лучше уж раньше, чем позже сделать все от вас зависящее, чтобы нейтрализовать воздействие личных факторов на творческий процесс. Примите меры, чтобы грусть-тоска не стала причиной творческого застоя - если вы с кем-то поссорились, не злопамятствуйте – скорее помиритесь. Если вы приняли твердое и окончательное решение порвать с любимым человеком или вас бросили, как можно быстрее, дабы в глубине души не возникали надежды, сожгите все мосты – начните с кем-то встречаться, живите дальше.

Бывает, творческий кризис наступает в результате нехватки информации. Единственным выходом здесь является найти ее. У каждого свои секреты поиска, обработки и фиксации информации.

«Обычно, в поисках вдохновения я иду в книжный магазин. Кипа журналов, книг и кофе. Порой я беру с собой компьютер, но в основном листаю страницы, читаю, смотрю на чужие идеи , почерпываю много всего. Издания об искусстве, культуре, музыки, дизайне, тату, спорте - вот что я люблю больше всего. Я перегружаюсь информацией, и это практически всегда выводит меня из творческого ступора .» Чак Андерсон (Дизайнер, художник, Мичиган)

«Я хожу в университетскую библиотеку и зарываюсь в старых изданиях по графическому дизайну и фото-журналах, выхватывая поражающие мое воображение вещи. Потом я иду домой, распечатываю их и вклеиваю в специальный альбом для журнальных и газетных вырезок. После этого у меня в голове как правило множество идей .» Джаспер Гудэл (Иллюстратор, фрилансер, Англия)

Еще одной причиной возникновения творческого кризиса может быть монотонность жизни и однообразие выполняемых работ. Что бы производительность труда не страдала, в этом случае необходимы новые впечатления . Разнообразьте свой досуг, измените ритм жизни, одновременно с этим внесите новизну и в свое творчество (можете взяться за какой-нибудь необычный и непривычный проект или изменить рабочий процесс). Разнообразия и новшества можно вносить на самых разных уровнях – заведите новые знакомства, сделайте ремонт в квартире или перестановку в офисе и т.д. Творческий кризис боится новизны!

Когда причиной творческого ступора становится неудовлетворенность от собственной работы стоит объективно оценить свой труд. Иногда бывает, что мы безосновательно критичны к тому, что делаем (особенно тяжко тем, кто склонен к самокопанию, подобного рода кризисы часто переживали Чехов, Достоевский, Кафка). Если же действительно продукт вашего творчества оставляет желать лучшего – не расстраивайтесь, проведите работу над ошибками, попытайтесь понять, каким образом сделать его лучше. Посмотрите на работы своих коллег и конкурентов в вашей области. Подумайте, чему у них вы можете научиться, и каких навыков вам недостает.

«Когда возникает творческий застой, я отправляюсь в места, где мне бы захотелось стать еще лучше. Я смотрю на творчество других людей и тем самым зажигаю свой собственный творческий потенциал. Для меня нет ничего лучшего для выхода из творческого кризиса, чем посмотреть на потрясающие вещи, сделанные другими людьми. Хождение по галереям, музеям и выставкам пробуждает во мне желание вернуться к работе и сделать что-то особенное ». Чад Хаген (Дизайнер, художник, Миннеаполис)

Кризис в творчестве может наступить в связи с работой над новым масштабным проектом, вначале которого, или на каком либо из его этапов, человека могут захлестнуть эмоции. Это происходит из-за множества планов, огромного количества возможных вариантов воплощения, переплетения идей, конца и края которым нет. Человека пугает масштабность, он не знает с чего начать, мысли путаются, установленные сроки мешают расслабиться и в итоге наступает творческий ступор. Как бороться с творческим кризисом в этом случае? Решение проблемы – планирование времени и постановка целей . Разбейте проект на части (в этом может помочь составление интеллект карт ), определите время и сроки их выполнения, составьте перечень задач, которые надо решить в рамках данного проекта. Так шаг за шагом вы будете продвигаться в реализации проекта, и уже достигнутые успехи станут вдохновлять и мотивировать вас на продолжение работы.

Вот еще несколько советов о том как выйти из творческого кризиса:

Известно, что для достижения хороших результатов в любом деле важно чередовать умственный труд с физическим. Как только чувствуете приближение творческого кризиса вспомните что лучшее лекарство для головы это трудная физическая работа. Сходите в тренажерный зал, вызовитесь помочь родственникам на огороде, в общем, сделайте что-нибудь, что заставит вас попотеть. Физические нагрузки творческим людям будут особенно полезны ведь в большей своей части у них сидячая работа .

«Чтобы выйти из творческого ступора, я совершаю длительную пробежку. Свежие идеи хранятся в жире, следовательно, если я сожгу немного своего жира, то смогу их высвободить и применить. На пробежку беру с собой мобильник и записываю туда возникающие в моей голове мысли и идеи ». Джастин Кристмаер (креативщик, Калифорния)

«Каждый раз, когда у меня возникает вопрос - «Где взять свежую идею ?», я использую музыку. Музыка – нескончаемый источник вдохновения, она помогает мне вернуть прежнее расположение духа. Мои работы были созданы во время прослушивания таких музыкантов, как Sigur Rós (самый любимый), Air, Max Richter, Jonsi and Alex, Dead Can Dance, Hammock, Helios, Trentemøller, Johann Johannsson, M83, Olafur Arnalds…». Ким Хольтерманд (Фотограф, Дания)

«Есть только одна причина, из-за которой я теряю вдохновение – я спала меньше 8 часов. Я не понимаю, как люди подчиненные графику, которые не высыпаются, могут вообще что-то написать ». Марина Ахмедова (корреспондент еженедельника «Русский репортер», писатель)

«Когда я вхожу в творческий ступор, то делаю следующее:

  • Долго стою под душем. Под струей воды мне думается как-то иначе. Вода смывает все мои прежние мысли, и я чувствую себя обновленным.
  • Навожу порядок. Не получается ясно мыслить, когда кругом беспорядок.
  • Если предыдущие два способа не сработали, тогда я еду кататься на мотоцикле и уже стараюсь вообще не думать о проекте.

В конце концов, каким-то образом мне это помогает ». Джи Ли (Креативный директор Google)

«Нахождение в творческом кризисе довольно таки неприятные ощущения, потому я стараюсь это не допускать. Различными способами я пытаюсь активизировать работоспособность головного мозга (мыслительную деятельность) - читаю книги, смотрю кино, слушаю подкасты. Также на пользу идет встреча с друзьями, у которых другие интересы ». Дэт Сан (Художник, иллюстратор, Калифорния)

Что поможет, не выходя из творческого ступора выполнять работу:

Если вы ощущаете сильное внутреннее сопротивление и не хотите работать, можно уговорить себя сделать хоть что-то (поработать полчасика или написать хоть одну страницу) и посмотреть, что будет получаться. Как известно аппетит приходит во время еды.

В моменты творческого кризиса полезно иметь заготовки (например, при работе журналиста заготовкой будет служить начатая или законченная, но неотредактированная статья, либо какой-нибудь материал, оставшийся от уже опубликованных интервью и статей). Быть может они не помогут вам выйти из творческого кризиса, зато в период спада в работе помогут не потерять доверия заказчиков или руководства.

В то время когда вас одолевает творческое бессилие, чтобы не бездельничать, мучаясь мыслями о том, когда же прекратятся муки творчества, займитесь работой, на которую обычно никогда не хватает времени - рассортируйте бумаги в тумбочке, купите канцелярские принадлежности, займитесь организационными вопросами, обогатить свои знания чтением спецлитературы и т.д. Словом, приготовьтесь к возвращению Музы, ведь в то время когда она вас вновь посетит, времени на рутинные дела уже не будет.

«Иногда у меня в творчестве возникает проблема, и я вроде бы знаю, как ее решить, но она кажется настолько сложной, что руки опускаются. Преодолеть неуверенность в собственных силах у меня получается с помощью одного трюка - я переключаюсь на другую работу, более простую и не относящуюся к делу: навести порядок в гараже и выкинуть ненужные вещи , дописать пост в блоге, докрасить офисные выключатели. Успешное выполнение множества мелких дел, дает мне уверенность в том, что я все смогу. И когда я снова возвращаюсь к неразрешимой проблеме, она уже представляется мне очередным пунктиком в моем списке. И никакого творческого кризиса! » Кристофер Симонс (Графический дизайнер, Сан Франциско)

Для любого человека творческий кризис является испытание, для кого-то суровым, а для кого-то не очень. В любом случае при его возникновении, можно всегда использовать вышеприведенные способы для нормализации своего рабочего процесса. Также советы по выходу из творческого ступора помогут не только справиться с кризисом в творчестве, но и помогут его предупредить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Творческий кризис английском языке принят термин Writer’s block , писательский блок) - состояние, в котором автор теряет способность создавать новые произведения или переживает творческий спад. Тяжесть состояния варьируется от сложности в придумывании оригинальных идей до многолетней неспособности заниматься работой. На протяжении всей истории творческий кризис много раз подтверждался документально.

Творческому кризису были подвержены такие профессиональные деятели искусств, как Фрэнсис Скотт Фицджеральд , Джозеф Митчелл , художник-карикатурист Чарльз Монро Шульц , британская певица Адель и пр. Исследования по данной теме проводились в конце 1970-х и 1980-х гг. Исследователи фокусировались в основном на творческом кризисе писателей . Состояние впервые было описано в 1947 г. психоаналитиком Эдмундом Берглером .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Zwook-ответ #4: Творческий кризис

    КАК ЗА 4 ШАГА ВЫЙТИ ИЗ ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА

Субтитры

Причины

Творческий кризис может иметь несколько возможных причин. Иногда это творческие проблемы внутри самого автора. Писателю может не хватать вдохновения , или он может отвлекаться на другие события. Вымышленный пример можно найти в романе Джорджа Оруэлла «Да здравствует фикус! », в котором главный герой Гордон Комсток тщетно пытается закончить эпическую поэму , описывающую один день в Лондоне (пер. В. Домитеевой): «Размах не по плечу, да - не по силам. Собственно поэма не двигалась, за два года налеплена только куча фрагментов, разрозненных и незаконченных.»

Также кризис может возникать из-за внешних неблагоприятных обстоятельств в жизни или карьере писателя: физическая болезнь, депрессия, разрыв отношений, финансовое давление, ощущение провала. Сама необходимость иметь на выходе продукт может способствовать кризису, особенно если автор вынужден работать несвойственным ему образом (то есть под дедлайном или в неподходящем стиле или жанре). Писательский блок может также происходить от страха не соответствовать прежним большим успехам. Писательница Элизабет Гилберт , размышляя над своими перспективами после выпуска бестселлера, предложила освобождаться от такого давления, называя креативных писателей «имеющими» гений, а не «являющихся» гениями.

Высказывалось предположение, что творческий кризис - больше, чем просто психическое явление. В условиях стресса человеческий мозг «переключает управление от коры больших полушарий к лимбической системе » . Лимбическая система связана с инстинктивными процессами, такими, как реакция «бей или беги» , и с поведением, основанном на «глубоко укоренившемся обучении». Ограниченный входной сигнал от коры больших полушарий препятствует творческим процессам, которые заменяются на поведение, связанное с лимбической системой. Человек часто не догадывается об этих изменениях и считает, что он творчески «заблокирован». В своей книге 2004 г. «The Midnight Disease: The Drive to Write, Writer’s Block, and the Creative Brain » (ISBN 978-0-618-23065-5) писатель и невролог Элис Флаэрти утверждала, что литературное творчество является функцией определенных областей головного мозга , и что блок может возникнуть из-за нарушения активности мозга в них.

В статье Лоуренса Оливера «Как преодолеть творческий кризис. В помощь студентам» говорится, что «студентам мало или совсем не советуют, как генерировать идеи и анализировать свои мысли, и обычно они проходят через писательский процесс без корректирующей обратной связи и без руководящего участия преподавателя, который воздерживается от комментариев и критики до оценки конечного результата.» Он говорит, что студенты «учатся писать в процессе письма», и часто чувствуют себя незащищенными и/или парализованными правилами.

Филлис Кёстенбаум в статье «The Secret Climate the Year I Stopped Writing» писала о своём страхе перед писательством, утверждая, что он напрямую был вызван реакцией её преподавателя. Она пишет: «Мне нужно было писать, чтоб чувствовать, но без чувства я не могла писать». В противоположность опыту Кестенбаум, преподавательница писательского мастерства Нэнси Соммерс выражает уверенность, что как не заканчиваются задания, даже когда студенты перестают писать, так не должны заканчиваться и комментарии преподавателей. Она призывает к обоюдному «партнерству», так, чтобы ответы писателей на черновики студентов превратились в беседу.

Джеймс Адамс в своей книге «Conceptual Blockbusting » отмечает, что среди различных причин блока имеются страх риска, «хаос» на стадии обдумывания текста, конфликт рассудительности с генерированием идей, неспособность взращивать идеи или отсутствие мотивации.

Преодоление кризиса

» рассматривает различные стратегии преодоления писательского блока , обращая особенное внимание на работы Роуз, Оливера и Кларк. Джеймс Адамс, так же, как и Рико, обсуждает участие правого полушария в процессе написания текста. Автор книги «Write ON! » («Продолжайте писать! ») Билл Дауни хотя и намеревается основывать свой подход на практических случаях, его концентрация на правополушарных техниках говорит о когнитивно-теоретическом подходе, аналогичном подходу Рико, с более практическими советами для писателей.

Синдром чистого листа

Синдром чистого листа похож на писательский блок, но термин этот не психологический. Данный синдром может случиться с писателем в любой момент, вне зависимости от карьерного успеха. Он может раздражать авторов и часто приводит к долгому промежутку времени, когда они не могут начать ничего нового. Можно практиковать следующие стратегии преодоления этого синдрома: на некоторое время отвлечься от работы, читать книги или принуждать себя насильственно писать что-нибудь, даже не видя в этом смысла. Чтобы избежать синдрома чистого листа, лучше всего иметь чёткое представление, когда садиться писать, и не откладывать письмо на потом, потому что стресс только усугубляет этот синдром.

    Примите то, что у вас настал творческий кризис. Если у вас появился творческий кризис, никакие идеи не приходят на ум, когда вы пишите, вы просто застряли на том, что же писать дальше. Поймите, что любой тупик можно легко преодолеть, и существует множество способов справиться с ним. Не останавливайтесь на мысли, что вы никогда не будете писать снова.

    Пишите о чем угодно. Пишите о чем угодно в мире, пишите даже об ананасах. Это позволит вашему мозгу думать больше и думать творчески. Это лучшая практика для многих людей. После того как вы обдумаете абзац или предложение, возвращайтесь назад к вашей теме.

    Запишите некоторые ваши идеи на бумаге, не беспокоясь о том, как они звучат. Написанное может быть не блестящим; у писателей часто возникает творческий кризис потому, что они очень беспокоятся о качестве их написания. Помните, что никому не нужно показывать мир написанный вами. Вы можете показать его тогда, когда будете готовы.

    Попробуйте изменить темп. Например, если у вас длинная футуристическая последовательность, попробуйте перейти к мотивированному разговору. Будьте уверены, что этот переход имеет смысл. Не пишите на одной скорости и в одном тоне все время. Что-то другое, в конечном счете, может реально вдохновить вас на достижение новых вершин. Если у вас есть склонность писать драматические сюжеты, переключитесь на что-то беззаботное, и наоборот.

    Знайте, когда нужно отказаться от идеи. Посмотрите на то, что вы написали, и спросите себя, "не кажется ли вам, что вы идете в никуда? " Если вы почувствовали это, то это самое время изменить свое направление.

    Решите, действительно ли вы чувствуете реальную обстановку. Вы можете попасть в творческий кризис, если ситуация не является реалистичной для вас. Не бойтесь переписывать часть истории, чтобы сделать ее более натуральной.

    Пробуйте начать с другой части вашей истории. Если у вас возникли проблемы в самом начале, попробуйте начать с середины или конца. После того, как закончили одну часть истории, вернитесь к начальному месту.

    • Выписывая порядок, может потребоваться больше ознакомления с начала и до конца. В то же время это может помочь вам придумывать детали, в момент, когда вы не знаете о чем дальше писать. Написание хорошего финала поможет структурировать вашу историю, пока вы будете думать об остальной части.
  1. Напишите что-то совершенно другое. Вас, возможно, даже удивит то, как вам это понравится. Монолог, песня, стихотворение, или же вы можете потратить немного времени на написание сцены с совершенно другой историей, это заставит вас почувствовать, как по венам бежит кровь писателя.

    Используйте подсказки. Для всех писателей, у которых наступил творческий кризис, пользование подсказками является наиболее эффективным из средств, по выходу из него. Используйте любое случайное слово или предложение для того, чтобы начать свою историю. Например, если вы попросите друга, чтобы он дал вам подсказку, и он сказал слова "Навсегда" и "Страсть", вы скорее всего подумали о романтике. А если бы они сказали фразу "Укуси меня", то вы, скорее бы всего, подумали о вампирах или оборотнях.

    Используйте мир вокруг вас. Используйте людей вокруг вас и личностей. Используйте характер, атмосферу и сцены, которые окружают вас, чтобы создать свой рассказ / сюжет. Лучший из возможных способов сделать это состоит в использовании дневника. Описывайте в нем вашу повседневную жизнь, ваши случайные мысли, чувства.

    Если вы, возможно, не можете писать о чем-то, просто назовите кучу объектов, идей. Даже если вы думаете что это не сработает. Это обычный способ избавиться от творческого кризиса. Намного легче сказать то, что вы думаете, вслух. Вы обязательно натолкнетесь на что-то. Удачи!

    Начните с персонажа

    1. Возьмите бумагу, ручку или карандаш. Или используйте свой компьютер, если для вас это удобнее. Первое, что нужно для создания вашего персонажа – это чистый лист бумаги.

      Запишите имя, первое имя, которое приходит на ум, в верхней части страницы. Это может быть имя человека, которого вы знаете, человек, о котором вы читали, либо вообще взятый из вашей головы.

      Задайте вопрос о человеке. Под его именем начните составлять список, спросите себя следующие вопросы: Кто это? Как он/она выглядит? Есть ли братья или сестры? Если да, то кто они?

      Позвольте персонажу развиваться. Увидьте его характер у себя в голове, станьте персонажем.

      Попробуйте представить себе жизнь персонажа. На что она похожа, когда герой просыпается по утрам? Работает ли он или учится в школе? Как он чувствует себя в своей семье? Что он предпочитает на обед? Все эти детали складываются в жизнь.

      Посмотрите, что вы написали. Когда вы закончите со списком. Прочитайте его, и, надеемся, вы сможете поместить этого персонажа в сценарий, который может зажечь идею для истории. Всего лишь одна деталь может вызвать ваш интерес к целой истории.

      Играйте в игру "а затем". Удивительно, но эта игра является отличным способом выйти из творческого кризиса. Вы начинаете с любой случайной фразы, например, "Однажды жила девушка по имени Судьба" вы продолжаете историю с фразы "а затем" после каждого предложения. А затем она встретила парня по имени Даниэль. А затем она узнала, что он был вампиром и т.д. Это может быть не такая история, которую вы пишите, но чем глубже вы погрузитесь в эту игру, тем скорее найдете выход из ситуации.

      Напишите предысторию о вашем главном персонаже. Создайте тонны информации о вашем главном герое. Почему ее волосы такие короткие, тогда как все остальные девушки имеют длинные косы? Ее волосы тоже были такими, но злой человек хотел перерезать ей шею в погоне, и она успела поднырнуть, в результате он обрезал ей клок волос.

    Получайте вдохновение через чтение

      Читайте романы. Это может помочь с вдохновением. Перечитайте книгу, которая вам нравится, по вашему желанию. Вы даже можете записать то, что вас наиболее вдохновляет. Попробуйте выбрать что-то в том жанре, в котором пишите, научная фантастика, роман, триллер. Для того чтобы получить новые идеи.

      Читайте ваши предыдущие работы. Если вы перечитываете ваши предыдущие истории или рассказы, что-то сработает у вас в мозгу. Вдохновение – таинственная вещь, оно может вернуться в любое время.

      Читайте о человеке, которым вы восхищаетесь. Читайте о тех, кто вам нравится, чтобы создать базу для вашего персонажа. Включая свои личные черты характера, хобби. Так, что если вы основываете на этом рассказ, вам будет легче, так как уже все практически готово.

      Читайте стихи. Поэзия также может вдохновить вас написать произведение или написать свои собственные стихи. Вы можете быть удивлены, но образ в стихотворении "Silken, sad, uncertain, rustling of each purple curtain", "The Raven," "You, my father, there on the sad height" из стихотворения Дилана Томаса "Rage, Rage Against the Dying of the Light", который доносит идею или образ до ума так, что скоро вы будете вдохновлены новыми идеями.

      Читайте научную литературу. Послушайте, возьмите в руки книгу об исторических событиях, например, «Автобусные бойкоты» Мантгомери или «Блокада Ленинграда», это поможет вам найти новое видение и идеи, которые вам необходимы. Скоро, вы будете иметь новых персонажей, сюжеты и диалоги, которые будут протекать через вашу голову.

      Перепишите уже существующие статьи. Найдите газету и перепишите статью о том, что на прошлой неделе было убийство, совершенное злым духом внука и… (это может помочь получить поток идей).

    Избегание совершенства

      Сделайте перерыв. Иногда сон помогает (вы никогда не знаете, что вам приснится, плюс к этому, иногда, пока вы лежите на кровати, можно получить внезапное вдохновение. Вам следует записать это, даже если это будет глубокой ночью). Посмотрите фильм или пойдите прогуляйтесь. Смотря на что-то новое, вы дадите своему мозгу импульс. Приготовьте пищу, сделайте уборку или поиграйте с вашими домашними животными. Забудьте о вашей истории на время.

      Не мучайте себя, если не можете думать ни о чем другом. Если вы не можете написать и слова, нужно прилечь отдохнуть, расслабиться, либо заняться другим делом; не наказывайте себя. Даже лучшие мировые писатели могут позволить себе писать час или несколько часов в день. Гюстав Флобер, автор классики, Мадам Бовари , говорил, что писал по одному предложению в день.

      Не редактируйте во время написания. Вы можете зацикливаться на каждом предложении или каждой строчке позже. Если вы не говорите себе, что каждый абзац не должен быть абсолютно совершенным, вы никогда не доберетесь до следующего.

      Не паникуйте, каждый автор, хотя бы раз в своей жизни сталкивался с творческим кризисом, это совершенно нормально. Вы можете даже сказать, что переживаете творческий кризис, и преодолев его, вы станете еще более талантливым и творческим писателем.

      Не сравнивайте себя с любимыми писателями. Хорошо, может быть, вы не чувствуете скорость Стивена Кинга, Луи Сачаро, Эмили Бронте или Достоевского. Но это не значит, что вы должны чувствовать себя неадекватным или худшим писателем на планете. Используйте этих писателей для вдохновения, в качестве стандарта, которого вы хотели бы достичь. После того как вы снимите напряжение, вы сможете писать на много свободнее.

    Играйте в "Сумасшедшие игры"

      Возьмите чистый лист бумаги. Это работает лучше всего, если вы находитесь в тихом месте, где вы не чувствуете никакого суждения.

      В течение примерно пяти минут старайтесь думать о сумасшедших предложениях. Например, "Летающая черепаха съела говорящий ананас, хотя она знала, что это лучший друг единорога». Вы можете создать несколько сумасшедших предложений и выбрать лучшее, если вы действительно в яме. Не судите себя и не сдерживайте. Просто пишите то, что приходит на ум.

      Возьмите сумасшедшие фразы и выпишете их. Повторите это, пока у вас есть список из трех или большего количества идей.

      Повторите процесс, пока у вас есть абзац полный безумных предложений. Делайте это безумнее, как только возможно. Если вы, как правило, разумный и серьезный человек вы должны сделать перерыв и пытаться записать самый скучный рассказ. Как только вы нашли, по крайней мере, 5-6 «хороших» сумасшедшие предложений вы должны иметь что-то, чтобы работать с ними. Прочитайте их. Они заставят вас смеяться, чувствовать себя более свободно и чувствовать себя менее сдержанно о том, что вы написали самые превосходные предложения в мире.

      Выберете одно предложение, которое выделяется, и берите вдохновение из него. Используйте это одно предложение как открытие короткой истории. Не позволяйте удерживать вас. Может быть, просто выберете одну или две фразы или снова это предложение и используйте для вдохновения. Продолжайте писать, пока чувствуете расслабленность, и пока у вас есть с чем работать.

      Если ни одна фраза не вдохновит вас, используйте само сумасшествие для вдохновения. Хорошо, допустим все ваши предложения были безумными или нелепыми для работы с ними. Тогда ладно. Пусть сам процесс вдохновит вас и покажет, что это легко выпустить и генерировать сумасшедшие предложения, пока это не достигнет совершенства. После этого упражнения вы можете просто начать пытаться вернуться в то же написание, которое вы делали раньше, а заодно чувствуя себя увереннее в вашей способности к творчеству!

    • Если вы не можете сделать любую из этих вещей, о которых только что прочитали: чтение, даст вам идеи, как писать, и что писать. Сделайте перерыв, это необходимо. Старайтесь писать каждый день, но не заставляйте себя писать слишком много. Ваше написание не получит от этого пользы.
    • Напишите абзац, который хорошо звучит, захватывающе, прикосновенно или как-то хорошо, по-другому. И смотрите, можете ли вы выбрать историю, соответствующую ему.
    • В следующий раз перейдите к сути дела в своем письме, где вы взволнованны. Даже если это означает, что придется отвлечься.
    • Если вы любите искусство, попробуйте нарисовать одного из персонажей, сцены места, объекты или что-нибудь еще из вашей истории; это действительно поможет выйти из творческого тупика. Проектирование обложки для вашей книги поможет прийти в восторг от вашей истории и оживить ваше вдохновение для нее.
    • Не бойтесь подчеркивать личность вашего персонажа немного, но не сильно, так как они станут нелюбимыми.
    • Сделайте макет интервью с вашими персонажами, чтобы практиковать характеристику или создать несколько символов для них. Понимание своего персонажа, ключевая часть в писательстве.
    • Вы можете использовать эти шаги, чтобы визуализировать ваши строки, это здорово работает.
    • Слушайте вдохновляющую музыку. Предпочтительнее, если она будет по теме вашей истории или связанная с ней определенным моментом. Если это любовный роман, и вы застряли на сцене, где вы хотите соединить два любящих сердца, слушайте что-то, что отражает это музыкально.
    • Возьмите написанное, это необязательно должно быть правильным. Ваш первый проект - это не заключительный проект. Не будьте таким перфекционистом.
    • Оставьте все в покое. Даже во время творческого кризиса в один день идея может прийти к вам сама. Поэтому не переживайте, все будет в порядке.
    • Имейте персонажа, который сделает что-то, например, покрасит волосы в фиолетовый цвет.
    • Обращение за пошаговой помощью может воздать лучший результат.
    • Ваши друзья могут помочь найти для вас новые идеи, тогда когда у вас нет ни одной. Пробуйте с ними общаться о сценах, которые мелькают в вашей голове.
    • Позвольте себе писать ерунду. Это поможет привести к новым сюжетам.
    • Не сдавайтесь! Почти у каждого писателя наступает кризис. Это не значит, что нужно прекращать писать.
    • Просто подождите, вдохновение само придет к вам. Если у вас нет идеи, может быть, вы должны оставить рукопись на несколько недель, а затем вернуться к ней.
    • Попробуйте медитировать. Это поможем открыть ваш разум и справиться с творческим кризисом.
    • Когда не знаете, как охарактеризовать героя, представьте, как он выглядит, что носит, чем занимается.
    • Послушайте музыку, соответствующую вашему сценарию. Вы даже можете составить целый плей-лист ко всем эпизодам. Музыка – это отличный способ выйти из творческого кризиса. Слушайте то, что приносит вам удовольствие, но не переусердствуйте, так как это может отвлечь вас от основной задачи. Вы должны писать, а не отвлекаться на музыку и подпевать и танцевать.
    • Путешествуйте, оглянитесь вокруг, используйте то, что увидите. Есть ли рядом люди, хорошо ли вам в кафе, или парке?
      • Возьмите ручку и листик или ноутбук, что более удобно, и попробуйте начать писать где-нибудь в тихом месте. Напишите дела, которые вам нужно сегодня выполнить. Напишите о ссорах с вашим мужем, женой, ребенком или соседом. Опишите идеальный сценарий пикника с друзьями. Пишите все, что не касается вашего рассказа. Просто пишите, быстро и с эмоциями, и в том, что вы напишите, найдете цепочку, которая поможет вам выйти из кризиса.
    • Пишите весело и с наслаждением.
    • Вы не должны использовать тетрадь, использовать то, в чем вам удобно писать. Например: ноутбук, тетрадь для рисования, компьютер или блокнот.

    Предупреждения

    • Не поддавайтесь стрессу из-за творческого кризиса, это может дать ухудшение и затянуться на долгое время.
    • Кризис труднее преодолевается, если вы тянете время до написания.
    • Не работайте с подсказками, которые доставляют вам неудобства.
    • Никогда не делайте акцент на том, как трудно выйти из творческого кризиса. Если вы будете постоянно думать об этом, то будет все сложнее отказаться от этой мысли.
    • Не пишите просто, чтобы что-то было, вам все равно придется к этому вернуться и переделать.

Сегодня у нас еще один гостевой пост от Игнашова Евгения, который представляет проект Candysign : создание сайтов, иконок, проведение сетей, программирование.
Эти строки читают творческие люди или те, кто себя к ним причисляют? Если да, то им наверняка знакомы времена, как сумасшедшего креативо-извержения так и творческого застоя. Мне, по крайней мере знакомы (будем считать, что это говорит о том, что я настоящий творец:)) Застой у нас, дизигнеров может случаться по великому множеству причин, как-то: спать охота, заказчик тупой, муза покинула или любимая песня в винампе закончилась. У каждого своё. Возникает вопрос: “Как же, блин, всё-таки безболезненно подстегнуть креативность и творческое мышление?”. Честно говоря, я действительно считаю, что можно как-то выделить из общей массы вариантов, несколько, которые действуют наиболее эффективно и на наибольшее количество людей.

Например, вы – дизайнер (хотя, скорее всего так и есть) и у вас тот самый застой, а народ требует и даже периодически названивает с вопросом: “Ну чё там?”. Наиболее действенный лично для меня метод трансформации в боевую дизайнерскую единицу это, как не странно, выжидание . Да, действительно поговорка “утро вечера мудренее” справедлива. Сидите вы предположим в час ночи рисуете что-то, но чуете, что, как говорится, не прёт. И порыва нет, и подолгу торчите на одном месте, с целью довести его до идеала, и прочее. Кто учился в художке или тупо ходил в кружок в детстве, тому наверняка преподаватель при таких же моментах советовал отойти минут на 10-15 от своего рисунка и просто отвлечься другими делами. Отвлекаясь, образ рисунка частично уходит у вас из головы и потом вы, так сказать, с новым свежим взглядом смотрите на своё детище и сходу видите то, чего не замечали при пристальном часовом разглядывании.

Муза также может вернуться и при созерцании чего-нибудь/кого-нибудь прекрасного . Но непременно не просто прекрасного или вызывающего умиление как, например, маленькие дети, щенки, котята или голые тётки, а “тематически прекрасного”. Т.е. неплохо ознакомиться с работами старших товарищей, коллег по цеху, тех, кого вы считаете своим духовным наставником, Гуру и прочих. Желательно поискать схожие по теме работы, а не просто картинки зырить. Щас наверно некоторые думают мол: “На что это он намекает, стервец? Спереть чужие идеи предлагает?”. Отвечу прямо и честно, не кривя душой – нет). Я клоню к, опять таки, всем известной поговорке “Учись у многих, не подражай никому”. Даже великие, на этапе своего становления у кого-то учились, в чём-то черпали вдохновение, что-то употребляли … Ежели при вас простом дизайнере есть ваш личный арт-директор, то можно и к нему обратиться, пускай з/п отрабатывает. Не стремайтесь ходить по портфелям качественных веб-студий и учиться у них.

Напомню ещё раз, что нужно именно учиться, а не воровать . Да, грань тонка, да иногда червь бездарности так и точит, падла: “Сопри, сопри, интернет большой, никто не спалит”. Роль этого червя иногда могут заменять не слишком совестливые коллеги по цеху, мол: “А чё? Я всегда так делаю и ничего”. Тут должно включаться ваше дизайнерское самолюбие, коего у каждого дизигнера обычно хватает.

Как-то лазил по сайту одной известной в сфере дизайна “птицы” и наткнулся на статью или скорее заметку общий смысл которой в том что творческий кризис может возникнуть только если вы идете в неправильном направлении , а придумать нечто оригинальное и необычное и вовсе нельзя. Необычное может появиться лишь само-собой в процессе работы. Отчасти согласен. Например, в том, что интересная идея может возникнуть в процессе, но считаю что и сама-собой она тоже может появиться. Допустим, вам дали заказ на сайт булочной и вы сходу прямо в процессе обсуждения деталей дальнейшей работы придумали, что по центру экрана будет толстая тётка с тарелкой булок ну или типа того. Не слишком оригинально конечно и на шедевр дизайнерской мысли не тянет, но не будем забывать, что это просто пример и придумал я его на ходу за 3,5 секунды.

Преодолевать этот творческий кризис можно ещё и генерируя заведомо не самые оригинальные идеи (что-то вроде “мозгового штурма”).То есть просто накидывая некий рабочий материал процентов 70 которого в дальнейшем отсеяться сами-собой. Но, по крайней мере, это даст вам некий вектор по которому уже можно идти не тратя время впустую. Например, по той же булочной можно сразу для себя уяснить, что делать сайт в тёмных тонах не сильно-то логично, следовательно, надо делать в светлых либо нейтральных тонах. Цвета бывают тёплые и холодные, думая про то какая должна быть идеальная булка вы непременно наткнётесь на мысль, что она должна быть свежей, пышной, и непременно ТЁПЛОЙ. Цепь логических рассуждений можно продолжать и дальше, периодически записывая или зарисовывая (кому как удобнее) стоящие идеи. Поразмыслив над придуманным мною же заказом, я пришёл к некоторым вполне логическим выводам. Короче в итоге мы имеем:

  1. Фон сайта для булочной может быть телесного цвета (знаете такой розово-светло-коричневый) или его оттенков.
  2. С неким персонажем (баба по центру)
  3. Цвет текста тоже можно сделать тёплым
  4. Ну и добавить свежести позволят холодные цвета где-то сверху (голубое небо или типа того).

Согласитесь, с этим уже можно начинать работать. Не так ли?

Что ж, спасибо Евгению Игнашову из Candysign за очередной дизайнерско-философский материал для обсуждения. Интересно было бы почитать в комментариях какие именно источники вдохновения используете вы и что вообще делаете, когда креатива нет.

В принципе, думаю, данная ситуация применима и для других «творческих профессий», например, блоггинга или, если упростить, написания текста. Бывает, ты садишься за очередную статью, которую нужно опубликовать, придумал тему, но мысли никак не желают материализироваться в буквы и строки на экране монитора. В этом случае, думаю, как и для любой другой творческой, кропотливой, «умной» работы нужно отвлечься – буквально на 10-15 или более минут занять себя чем-то другим, либо отдохнуть. Во-вторых, можно провести аналогии с созерцанием работ других дизайнеров и чтением публикаций других авторов. Это может разрешить вопрос творческого кризиса или застоя в плане поиска идей для новых публикаций.

P.S. Постовой. Читаем про DIP 2.0 – Новый сервис для хранения закладок .
Где развлечься в Киеве? Полная Афиша Киева онлайн , новости и статьи о Киеве.
Полезная статья про то как раскрутить форум – обсуждаем и делимся опытом.

Я открываю вордовский файл и с тоской смотрю на девственно-чистую страницу. Не могу писать. Ничего. Беру альбом, задумчиво кручу в пальцах карандаш и понимаю – рисовать я тоже не могу. Не хочу ни вязать, ни вышивать. Бесцельно листаю странички в интернете, но в голове не остается никакой информации.

Это творческий кризис. Думаю, многим знакомо подобное состояние, когда, казалось бы, есть потребность творить, а душа пуста, как пересохший колодец, и так же темна и беспросветна. Но должен же быть выход из этого тягостного состояния?

Несмотря на то, что это довольно распространенное явление имеет явно психологическую природу, изучено оно мало. Авторы даже солидных книг по психологии творчества упоминают о творческом кризисе редко и вскользь, поэтому все, что вы здесь прочитаете – в большей степени результат моих собственных размышлений.

Что же такое творческий кризис

Под этим термином обычно понимают субъективное ощущение невозможности творить, которое время от времени спонтанно возникает у любой творческой личности. Что интересно, этот кризис не связан с отсутствием творческих идей, замыслов, планов. И человек его переживает еще острее, так как не в состоянии эти грандиозные планы реализовать.

Как и любой другой кризис, творческий порождается противоречием. В данном случае противоречием между потребностью творить, которую испытывают все креативы, и невозможностью заняться любимым делом. Переживается это противоречие довольно тяжело, потому что сам человек часто не видит пути его разрешения. Ведь препятствия для не внешние, созданные другими людьми или обстоятельствами, они имеют внутреннюю, психологическую природу, и разобраться в них бывает непросто. Эти препятствия имеют характер психологического блока, который преодолевается с большим трудом.

Часто творческий кризис объясняют банальной ленью, но это неправильно. Точнее иногда, действительно, кризисным состоянием оправдывается , например, когда человек не успевает в срок сдать заказ, или студент-художник не подготовил зачетную работу. А что поделаешь, если кризис, и куда-то делось?

Но настоящий творческий кризис - это довольно сложное и тяжелое психическое явление. Оно сопровождается общим снижением активности, апатией, а нередко и .

Характеристики творческого кризиса

Отличить кризисные явления от простой лени несложно, так как они проявляются не только в конкретной творческой деятельности, но и во всех сферах жизни человека, в его эмоциональном и интеллектуальном состоянии. Творческий кризис отличает ряд специфических черт:

  • подавленное состояние, влияющее на умственную и физическую работоспособность;
  • преобладание отрицательных , которые окрашивают всю деятельность человека и его отношения с окружающими;
  • непроизвольность – кризисное состояние не поддается , и человек оказывается в этом состоянии вопреки своим желаниям;
  • ощущение бессрочности кризиса, когда креатив не верит в возможность выхода из него, даже если подобное состояние переживается им не впервые;
  • утрата веры в себя, свои и возможности;
  • открытость, которая проявляется в демонстративном, публичном переживании своей невозможности творить; то есть когда креатив находится в состоянии творческого кризиса, об этом знают все его близкие, друзья и коллеги.

Несмотря на то, что явление это преходящее, не стоит относиться снисходительно и несерьезно к тому, кто его переживает. Это действительно тяжелое чувство, которое может привести к реальной депрессии, к попыткам снять эмоциональное напряжение с помощью алкоголя и наркотиков, к асоциальному поведению. Известны случаи, когда глубокий и затянувшийся творческий кризис становился причиной самоубийства креатива. Исследователи психологии творчества считают, что, скорее всего, именно творческий кризис стал причиной самоубийства Винсента Ван Гога, В. Маяковского, Марины Цветаевой, Курта Кобейна.

Причины творческого кризиса

Разбираясь в причинах, порождающих состояние творческого кризиса, приходишь к выводу, что под этим термином понимают два совершенно разных явления. Они возникают в разных условиях, переживаются по-разному и, соответственно, требуют различных способов преодоления.

Кризис, связанный с психическим состоянием творца

Первый вид творческого кризиса связан с эмоциональным и психофизиологическим состоянием личности. Существует два психических явления, которые могут стать его причиной.

Усталость

Это не просто физическое переутомление, а перегрузка нервной системы, которая часто является последствием творческого подъема. В состоянии вдохновения человек переживает колоссальный всплеск трудоспособности и яркие позитивные эмоции, которые еще древнегреческий философ Платон назвал экстазом. Креатив буквально наслаждается каждым мгновением творческого процесса и может работать сутками, забывая про сон и еду.

Такую работоспособность обеспечивает сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, связанный с заинтересованностью, увлеченностью . Чтобы в течение продолжительного времени поддерживать высокую активность, организм подключает все свои резервы, но они не бесконечны. Рано или поздно наступает расплата, повышенная активность сменяется спадом, после яркой вспышки вдохновения наступает откат. Перегрузка нервной системы и истощение физических ресурсов приводит к общему упадку сил и снижению эмоционального тонуса.

После необычайного душевного подъема и эйфории, которую дарует вдохновение, такой спад переживается очень остро, иногда как ощущение невозможности творить вообще никогда. В жанре фэнтези встречается очень хорошая аналогия с волшебником, утратившим свою магическую силу.

Но несмотря на субъективные ощущения, порожденное этой причиной состояние временное, для его преодоления часто бывает достаточно просто полноценного отдыха и занятия чем-то совсем нетворческим.

Отсутствие мотивации

Поговорка «Художника обидеть каждый может» появилась неспроста. Действительно, креативы, как правило, обладают чувствительной нервной системой. Это, с одной стороны, позволяет им замечать все нюансы изменений, происходящих в окружающем мире, видеть то, что не видят другие люди, и находить нестандартные решения. А с другой стороны, повышенная чувствительность является источником многих проблем. Творческая личность тяжело переживает неудачи, ее ранит отсутствие признания со стороны окружающих и низкая оценка творчества.

Те люди, которые говорят, что пишут книги, сочиняют стихи и создают картины «для себя», лукавят. Они так и себя пытаются обмануть, чтобы не слишком тяжело переживать равнодушие или критику общества. Признание – это основной мотив творчества, и его отсутствие становится причиной разочарования, утраты веры в себя и свои способности и отказа от творческой деятельности, которая кажется бессмысленной.

В настоящее время творческих людей часто обвиняют в меркантильности – ведь художник должен творить не ради денег, а из любви к искусству. Это ошибочная позиция, потому что деньги – это один из главных эквивалентов общественного признания. Современный человек готов платить за то, что ему нравится. Но все же денежное вознаграждение не может заменить положительную оценку социума, общественное признание – это энергетическая подпитка, без которой невозможно творчество.

Кризис, связанный с особенностями творческого процесса

Если причины кризиса первого вида коренятся в индивидуальных особенностях и психическом состоянии творца, то кризис второго вида связан с нестабильностью самого творческого процесса. У творчества бывают как подъемы, так и спады, вдохновение сменяется застоем. Это нормальное явление, которое многими креативами переживается как творческий кризис.

Есть и еще одна особенность творческого процесса. Он носит поисковый характер, и нередко затруднения, возникающие в поиске решения проблемы, подходящего образа или поворота сюжета, порождают ощущение кризиса. Невозможность решить творческую задачу, когда это так необходимо, вызывает , на себя и весь свет и нередко желание забросить творчество вообще. Что делать в этом случае? Ничего.

Действительно, ничего делать не нужно, лучше найти какое-нибудь нейтральное занятие, посуду помыть, например. Возможно, в творческом процессе просто наступил «период кристаллизации», когда наше подсознание «переваривает» имеющуюся информацию. Не надо ему мешать, тогда через какое-то время оно подкинет нам нужное решение.

Как выйти из творческого кризиса

Думаю, вы уже поняли, что наиболее серьезные психологические проблемы связаны с кризисом первого вида, и именно он нуждается в особых методах преодоления.

Так как главная причина этого кризиса – усталость, то и основным средством выхода из него будет отдых. Желательно, чтобы отдых был активный, приносящий позитивные эмоции и не требующий интеллектуальной деятельности. Зимой можно покататься на лыжах, сходить с друзьями на каток или в спортзал.

А летом хорошо помогают прогулки в лесу, в парке, на берегу озера или реки. Только лучше гулять в веселой компании, одинокие прогулки не способствуют отключению мышления и могут только ухудшить состояние. Особенно полезна смена обстановки, экскурсия в другой город или путешествие.

Не стоит беспокоиться о потраченном времени – в состоянии творческого кризиса вы все равно ничего толкового не сделаете. Зато отдохнув, почувствуете прилив сил и желание начать осуществлять свои планы и проекты.

Если главной причиной является отсутствие социальной мотивации, то можно посоветовать следующее:

  • Расскажите о своем творчестве друзьям и близким, попросите их помочь организовать выставку или сделать презентацию.
  • Обратитесь в местную библиотеку, музей, дом творчества, школу и предложите им рассказать о своем творчестве, о своих проектах и идеях. Как правило, эти организации с готовностью принимают такие предложения.
  • Создайте свое сообщество или группу в социальных сетях, заведите сайт, посвященный вашему творчеству, или воспользуйтесь уже готовыми площадками для обсуждения творческой деятельности.
  • Почитайте об успехах других креативов, обсудите их со своими знакомыми, «примерьте на себя» их славу.

То есть перестаньте «писать в стол», создавать проекты в мечтах и рисовать «для себя», забудьте о робости и и сделайте свое творчество открытым и публичным. Чем больше людей будут знать о нем, тем больше у вас будет поклонников и последователей.

А возможно, то, чем вы занимаетесь, не оценивается окружающими и не приносит удовлетворения вам, потому что это вообще не ваше дело. Оставьте его, займитесь чем-нибудь другим – в мире столько всего интересного. Ведь творчество – это всегда поиск, в том числе поиск себя и своего призвания.