Иван Сергеевич Тургенев (1817-1833) - русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времён Ивана Грозного.

В Смутное время один из Тургеневых - Пётр Никитич - был казнён на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.

Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать - богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мцен- ского уезда Орловской губернии.

Всё управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что всё вокруг подчинено произволу и капризам хозяйки имения. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в моих произведениях». Отдельные черты характера Варвары Петровны угадываются в образах некоторых героинь Тургенева («Муму»).

В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.

С гувернёрами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимали природа, охота, рыбная ловля.

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Купили дом на Самотёке. Сначала дети были помещены в пансион, после выхода из него снова усердные занятия с учителями: шла подготовка к поступлению в Университет. В результате преподаватели отметили высокий уровень развития подростков. Отец в письмах призывает сыновей больше писать письма на русском, а не на французском и немецком языках. Тургеневу не исполнилось ещё и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевёлся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им ещё в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетнёвым, с Грановским. Кумиром друзей стал А. С. Пушкин. Тургеневу не было ещё и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

Для завершения образования он уезжает в Берлинский университет. Немецких профессоров поражала неутолимая жажда знаний у русских студентов, готовность принести всё в жертву истине, жажда деятельности на благо родины. В начале декабря 1842 года Тургенев возвращается из-за границы в Петербург. Он с удвоенной силой отдаётся творческому труду.

В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Брётер», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.

Иван Сергеевич Тургенев, в будущем всемирно известный писатель, был рожден 9 ноября 1818 года. Место рождения — город Орел, родители — дворяне. Свою литературную деятельность он начал не с прозы, а с лирических произведений и стихотворений. Поэтические нотки чувствуются и во многих последующих его рассказах и романах.

Творчество Тургенева кратко представить очень сложно, слишком велико было влияние его творений на всю русскую литературу того времени. Он является ярким представителей золотого века в истории русской литературы, а его известность простиралась далеко за пределы России – за границей, в Европе имя Тургенева также было знакомо многим.

Перу Тургенева принадлежат созданные им самим типичные образы новых литературных героев – крепостных, лишних людей, хрупких и сильных женщин и разночинцев. Некоторые затронутые им более 150 лет назад темы актуальны и по сей день.

Если охарактеризовать творчество Тургенева кратко, то исследователи его произведений условно выделяют в нем три этапа:

  1. 1836 – 1847.
  2. 1848 – 1861.
  3. 1862 – 1883.

Каждому из этих этапов присущи свои особенности.

1) Этап первый – это начало творческого пути, написание романтических стихотворений, поиск себя как писателя и своего стиля в разных жанрах – поэзии, прозе, драматургии. В начале этого этапа Тургенев был подвержен влиянию философской школы Гегеля, и творчество его носило романтический и философский характер. В 1843 году он познакомился с известным критиком Белинским, который стал его творческим наставником и учителем. Чуть раньше Тургенев написал свою первую поэму под названием «Параша».

Большое влияние на творчество Тургенева оказала любовь к певице Полине Виардо, вслед за которой он на несколько лет уехал во Францию. Именно этим чувством объясняются последующие эмоциональность и романтизм его произведений. Также за время жизни во Франции Тургенев познакомился со многими талантливыми мастерами слова этой страны.

К творческим достижениям данного периода относятся следующие произведения:

  1. Поэмы, лирика — «Андрей», «Разговор», «Помещик», «Поп».
  2. Драматургия – пьесы «Неосторожность» и «Безденежье».
  3. Проза – рассказы и повести «Петушков», «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер», «Муму».

Все лучше вырисовывается будущее направление его творчества – произведения в прозе.

2) Этап второй – самый успешный и плодотворный в творчестве Тургенева. Он наслаждается заслуженной славой, возникшей после публикации первого рассказа из «Записок охотника» — напечатанного в 1847 году в журнале «Современник» рассказа-очерка «Хорь и Калиныч». Его успех послужил началом пятилетней работы над остальными рассказами из этой серии. В этом же 1847 году, когда Тургенев находился за границей, были написаны следующие 13 рассказов.

Создание «Записок охотника» несет важный смысл в деятельности писателя:

— во-первых, Тургенев одним из первых русских писателей затронул новую тему – тему крестьянства, более глубоко раскрыл их образ; помещиков же он изображал в реальном свете, стараясь не приукрашивать и не критиковать без повода;

— во-вторых, рассказы проникнуты глубоким психологическим смыслом, писатель не просто изображает героя определенного сословия, он старается проникнуть ему душу, понять образ его мыслей;

— в-третьих, эти произведения не понравились властям, и за их создание Тургенева сначала арестовали, а потом отправили в ссылку в его родовое поместье.

Творческое наследие:

  1. Романы – «Рудь», «Накануне» и «Дворянское гнездо». Первый роман был написан в 1855 году и имел у читателей большой успех, а два последующих еще больше укрепили славу писателя.
  2. Повести – «Ася» и «Фауст».
  3. Несколько десятков рассказов из «Записок охотника».

3) Этап третий – время зрелых и серьезных произведений писателя, в которых писатель затрагивает более глубокие вопросы. Именно на шестидесятые годы приходится написание самого известного романа Тургенева – «Отцы и дети». Этот роман поставил актуальные и по сей день вопросы взаимоотношения разных поколений и породил множество литературных дискуссий.

Интересным фактом также является то, что на заре своего творческой деятельности Тургенев вернулся к тому, с чего начинал – к лирике, стихам. Он увлекся особым видом стихотворений – написанием прозаических фрагментов и миниатюр, в лирической форме. За четыре года им было написано больше 50 таких произведений. Писатель считал, что такая литературная форма может в полной мере выразить самые тайные чувства, эмоции и мысли.

Произведения этого периода:

  1. Романы – «Отцы и дети», «Дым», «Новь».
  2. Повести – «Пунин и Бабурин», «Степной король Лир», «Бригадир».
  3. Мистические произведения – «Призраки», «После смерти», «История лейтенанта Ергунова ».

В последние годы своей жизни Тургенев преимущественно находился за границей, не забывая при этом свою Родину. Его творчество оказало влияние на многих других писателей, открыло в русской литературе многие новые вопросы и образы героев, поэтому Тургенев по праву считается одним из самых выдающихся классиков российской прозы.

Скачать данный материал:

(2 оценили, оценка: 5,00 из 5)

Приложение 2

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КОВРОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА №9

Конспекты уроков

по творчеству И.С Тургенева (10 класс)

Учитель Гладских Н.М.,

Ковров

2013

Урок 1.

Тема: Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. «Гений культуры».

Цель: 1. познакомиться обучающихся с личностью И. С. Тургенева и основными этапами его жизни и творчества;

2. учиться обучающимся выбирать и конспектировать главную информацию из лекции;

3. пробуждать у обучающихся интерес к жизни творчеству И.С. Тургенева.

Тип урока: знакомство с новым материалом на основе ранее изученного.

Форма организации работы с обучающимися: лекция с элементами беседы.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, АРМ (автоматизированное рабочее место).

В России, в стране всяческого революционного

и религиозного максимализма, стране самосожжения,

стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва

ли не единственный после Пушкина, гений меры и, сле-

довательно, гений культуры. Ибо что такое культура,

как не измерение, накопление и сохранение ценностей.

Д. Мережковский

Ход урока:

Организация обучающихся

I учебная ситуация. Введение обучающихся в новую тему.

Вступительное слово учителя.

В течение 10 уроков мы будем знакомиться с жизнью и творчеством И.С. Тургенева. Запишите тему урока и эпиграф, который относится не только к этому уроку, а ко всей теме. Это означает, что мы будем неоднократно обращаться к словам Д. Мережковского. И только изучив тему, мы сумеем ответить на её основной вопрос. Запишем его.

? Почему

Оставим для ответа на этот вопрос две страницы, откроются ваши выводы на этих страницах словами «Для меня Тургенев – это…»

Знакомство учеников с информацией на слайде №1 (или записанной на доске). Ответы учеников и запись выводов в тетрадь.

Кратко запишите ответы на вопросы:

1.Какие исторические события вошли в контекст произведений Тургенева?

2.Что способствовало формированию духовного мира и художественного опыта «гения культуры»?

Материал на слайде №1 или на доске:

1. Когда родился И.Тургенев, А.Грибоедову исполнилось 23 года, А.Пушкину – 19, Ф.Тютчеву – 15, Н.Гоголю – 9, В.Белинскому – 7, И.Гончарову – 6, М.Лермонтову – 4.

А. Фет родится через 2 года, Ф.Достоевский и Н.Некрасов – через 3, А.Островский – через 5, М.Салтыков-Щедрин – через 8, Л.Толстой – через11, Н.Лесков – через 13 лет.

2.И. Тургеневу было 7 лет, когда в 1825 году произошло восстание декабристов. В дальнейшем он стал свидетелем величайших событий, потрясавших Россию и Европу:

    восстания в Польше в 1830 году;

    революции во Франции в 1848 году;

    Крымской войны в 1853 – 1856 годах;

    отмены крепостного права в 1861 году;

    франко-прусской войны 1 1870 году;

    русско-турецкой войны в 1877 – 1878 годах;

    развития народнического движения в России в 60-ые годы.

Вывод (записан учениками в тетради):

Чтение вывода учениками. Формирование личности «гения культуры» происходило в сложную историческую эпоху, богатую катаклизмами, происходившими в мире и в России. В это время на арену общественной жизни и борьбы выходило поколение демократов-разночинцев. Это было время взлёта русской литературы, время, когда создавались произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Достоевского,

Л. Толстого.

II учебная ситуация. Лекция учителя с элементами беседы. Задание ученикам: конспектировать лекцию, отвечая на вопрос: «Какие черты личности Тургенева позволили Д.Мережковскому назвать его «гением культуры»?, составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.

План лекции:

    Биография И.С. Тургенева.

    Идейно-эстетическая позиция писателя.

    Особая чуткость писателя к новым веяниям времени.

    Мир романов И.С. Тургенева.

    Герои и героини И.С. Тургенева.

Хронологическая таблица жизни и творчества И.С. Тургенева.

Дата

Событие

Ответ на вопрос о чертах личности писателя, героях, произведениях

1818, 28.04.

Родился в г Орле. Детские годы провёл в имении матери Спасском-Лутовинове.

1827 – 1829

Учёба в пансионе, г. Москва.

1833

Поступил в университет,

г. Москва.

1834

Перевёлся в Петербургский университет.

1837

Окончил университет. Петербург.

1838 – 1841

Учёба в Берлинском университете.

1841

Возвращение в Россию.

1843

Знакомство с Полиной Виардо. Сближение

с Белинским. Петербург.

1852

«Записки охотника» в ж. «Современник», арест и ссылка в Спасское-Лутовиново.

1856

Роман «Рудин», повесть «Фауст». Петербург.

1858

Роман «Дворянское гнездо», повесть «Ася».

1860

Роман «Накануне», разрыв с «Современником».

1862

Роман «Отцы и дети» в ж. «Русский вестник».

1864

Повесть «Призраки».

1865

Повесть «Довольно».

1867

Роман «Дым».

1876

Роман «Новь».

1878 – 1882

«Стихотворения в прозе».

1883, 03.09.

Скончался в Буживале, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

III учебная ситуация.

Какие выводы о личности Тургенева вы записали?

Д/задание: 1.опережающие индивидуальные задания: сообщения о романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»;

2.читать «Записки охотника», анализ одного из рассказов цикла 1) «Хорь и Калиныч», 2) «Певцы», 3) «Ермолай и мельничиха», 4) «Бурмистр»; 5) «Живые мощи» 6) «Чертопханов и Недопюскин» по плану: тема, идея, герои;

3. сообщения по группам:

    особенности жанра «Записок охотника»;

    человеческие типы в «Записках охотника»;

    образ рассказчика в «Записках охотника».

Урок 2.

Тема: И.С. Тургенев. «Записки охотника» (1847 – 1874). Жанр произведения, типы людей в рассказах, образ рассказчика.

Цель: познакомиться с жанровым понятием «цикл», с циклом рассказов Тургенева;

учиться сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;

Научиться самостоятельно организовывать групповую работу.

Ход урока:

Организация учащихся.

I учебная ситуация. Вступительное слово учителя.

Обратите внимание на даты создания «Записок охотника». Тургенев отдал им 27 лет жизни. Они же принесли ему всемирную известность.

Тургенев вспоминал, как по дороге из деревни в Москву на одной маленькой станции он вышел на платформу. Вдруг к нему подошли двое молодых людей, по костюму и манере мещане или мастеровые, и спрашивают: «Позвольте узнать, вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» – «Я». – «Тот самый, что написал «Записки охотника»?» – «Тот самый…» Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс, говоря: «Кланяемся вам в знак уважения и благодарности от лица русского народа».

Осенью 1847 года И. Панаев попросил Тургенева снабдить его материалом для отдела «Смесь» в журнале «Современник».В январе 1847 года появился первый очерк «Хорь и Калиныч». Панаев, чтобы расположить читателя к молодому автору, напечатал очерк с подзаголовком «Из записок охотника». Но снисхождения не понадобилось: очерк был принят публикой восторженно. Тургенев решил продолжить работу, тем более что впечатлений от жизни народа у него было много. Сам писатель признавался: «”Записки охотника” накоплялись во мне целых десять лет». А в 1877 году он писал итальянскому учёному и литератору А. Губернатису»…направление моего литературного пути определилось той средой крепостничества, в которой я провёл свою юность и которая вызвала во мне сильнейшую ненависть». Он черпал материал не только из своих поездок на родину, когда охотился, но и из писем матери «к сыну Ивану». В письмах откровенно рассказывалось о драмах, разыгрываемых между крепостными и их госпожой. В течение первых месяцев 1847 года Тургенев написал 4 новых рассказа. А в мае он набросал план будущего цикла…Все рассказы и очерки печатались в «Современнике». «Современник» же первым в апреле 1852 года известил читателей о скором появлении отдельного издания «Записок охотника», в котором многое пересмотрено, дополнено и исправлено автором. Далее произошла история со статьёй по поводу кончины Гоголя, завершившаяся ссылкой. «Записки», готовые к изданию в апреле, появились лишь в августе и быстро разошлись. Окончательно цикл сформировался в 1874 году, когда в него вошли три новых рассказа: «Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит!» Так определился полный состав «Записок охотника».

II учебная ситуация. Сообщения учащихся.

План отзыва о сообщении. (По И.Фогельсону,)

1.Соответствует ли сообщение теме? Полно ли освещена тема?

2.Последовательно ли изложены сведения? Есть ли логика в их изложении? Не ли излишней информации?

3.Какие мысли отсутствуют? Что бы следовало добавить? С чем ты согласен?

4.Ести ли речевые, грамматические ошибки?

5.уместно ли «наглядное пособие»?

6.Какой оценке соответствует работа группы?

1 . Сообщение 1 группы. (Вторая и третья группы готовят устную рецензию на ответ 1 группы.) Особенности жанра «Записок охотника».

Материал для 1-ой группы.

В рассказах и очерках «Записок охотника» сразу же была отмечена читателями единая освободительная идея. Их внутренняя цельность определяется не только основной идеей и нравственной точкой зрения автора на русскую жизнь, но и самим способом художественного изображения действительности., сквозными мотивами, взаимосвязью рассказов и очерков, создающих единый поэтический контекст.

Цикл (от греч. круг) – группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. (У учеников карточка-информатор лежит на столах, также на экране – карточка.)

Есть циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.

«Записки охотника» – цикл рассказов и очерков, в которых ощущение переменчивости жизни создаётся ещё с помощью «открытых» концовок и «подхватывающих» начал тургеневских рассказов. Концовки тургеневских очерков не приостанавливается нужного художнику переменчивости жизни, они постоянно движутся к началам новых и новых встреч, порождая тяготение одного рассказа к другому, «рифмуя» кадры в изменяющейся картине мира.

По мысли Тургенева, отдельные рассказы стали фрагментами целого – жизни народа в эпоху, когда назревала отмена крепостного права снизу или сверху. (Отзыв второй и третьей групп)

Наглядное пособие первой группы

«Записки охотника» – цикл рассказов

Название рассказа

Темы

Герои

Позиция рассказчика

Идеи

«Хорь и Калиныч»

Типы крестьян, помещиков. Быт, крестьян. Природа.

Хорь, Калиныч, помещик Полутыкин, охотник-рассказчик

Активная: знакомится с крестьянами, помещиком, вникает в их жизнь и проблемы.

Крестьяне не менее интересны, чем помещики. Они умны, горды, радушны, талантливы.

«Ермолай и мельничиха»

Охота, интересы крестьян, семейная жизнь крестьян. Дворовые крестьяне. Положение женщины. Нравы помещиков.

Ермолай, Арина, помещик Зверков, рассказчик.

Серьёзно интересуется нравственной и духовной жизнью крестьян.

Крестьяне имеют право на личную жизнь, они не рабы.

«Бурмистр»

Тип образованного помещика, его взаимоотношения с дворовыми, со старостой, крестьянами.

Помещик Пеночкин, староста Софрон, крестьянин Антип, рассказчик.

Объясняет нам истинную суть взаимоотношений помещиков и рабов.

Крепостное право развращает и помещиков, и крестьян.

«Певцы»

Жизнь целовальника, обитателей кабака – людей разных сословий.

Яшка Турок, Дикий Барин, рядчик, Николай Иванович, рассказчик.

Наблюдая за соревнованием певцов, он переживает истинное душевное потрясение.

Талант певцов ставит их выше сословных различий.

«Чертопханов и Недопюскин»

Жизнь небогатых дворян, их взаимоотношения с дворянским кругом, увлечения: охота, лошади, собаки. Любовь и дружба.

Чертопханов, Недопюскин, Ермолай, рассказчик.

Знакомится с новыми людьми, их образом жизни, сближается с ними.

Гордость и чувство собственного достоинства, преданность и великодушие не зависят от богатства.

«Живые мощи»

Судьба дворовой девки Лукерьи.

Лукерья, Ермолай, рассказчик, Пётр Петрович.

Беседуя с Лукерьей, Пётр Петрович потрясён величием духа страдалицы.

Никто не знает своей судьбы, и истинно мудр тот, кто смиренно принимает и переносит все тяготы.

2 . Сообщение 2 группы. (Первая и третья группы готовят устную рецензию на ответ 2 группы.) Человеческие типы в «Записках охотника».

Все рассказы и очерки цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных и представляют собой психологические исследования взаимоотношений людей и их характеров. Порой зарисовка образов крестьян доходит до идеализации крепостных крестьян в противовес их жестоким владельцам-помещикам. Вслед за Пушкиным и Гоголем он видел в русском народе крепкое живое начало, талант, которые позволят в дальнейшем совершать народу великие дела. Тургеневские типы крестьян очень разнообразны, но и несут в себе общенациональные черты. Это был совершенно новый взгляд на русский народ. Салтыков-Щедрин позднее писал, что Тургенев знакомил читателей не столько с крестьянскою средою, сколько с русским национальным характером: благодаря «Запискам охотника» в нём раскрывалась» какая-то таинственная, недоступная глубь».

Белинский писал в одном из писем, что «Тургенев открыл высокие нравственные черты, роднившие крестьян с дворянами».

В рассказах выражено глубокое сочувствие автора-рассказчика к угнетённому крестьянству, которое раскрывается в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина – героя рассказов. Их духовное богатство раскрывается с разных сторон: здесь и хозяйственная сообразительность Хоря, и поиски справедливости Касьяном, и мечтательность тонко чувствующего природу Калиныча, и глубокая человечность долготерпения Лукерьи. Тургенев также показывает разные формы протеста крестьян против крепостного права. Всеми «Записками охотника» автор как бы зовёт к освобождению крестьянства.

Тургенев видел в среде крестьян не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей с рабской психологией, духовно искалеченных и развращённых. (Отзыв первой и третьей групп)

Наглядное пособие второй группы.

Человеческие типы в «Записках охотника»

Имя героя

Внешний облик героя

Социальное положение героя

Психологический тип героя

Взаимоотношения с другими людьми

Хорь

«Старик – лысый, низкого роста, плечистый, плотный», «склад его лица напоминал Сократа».

Богатый мужик, живёт на оброке, торгует маслом и дёгтем, «обстроился, накопил деньжонку».

Умный, с чувством достоинства, «себе на уме», «положительный, практический, административная голова, рационалист», близок к обществу.

«Ладил с барином и прочими властями», имел большое семейство, трезво относился к барину, любил Калиныча.

Калиныч

Лет 40, высокий, худой, добродушное смуглое лицо, с рябинами.

Бедный, за хозяйством не следил, хотя оно в порядке, «перебивался кое-как», талантливый: «заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; пчёлы ему дались».

«Самого весёлого, самого кроткого нрава»; добрый, услужливый, тонко чувствующий, внимательный, принадлежал к типу «идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных»; ближе к природе.

Была когда-то жена, а детей не было; благоговел перед Полутыкиным; любил Хоря.

Ермолай

Лет сорока пяти, высокий, худой, «с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными голосами и широкими насмешливыми губами».

Охотник, крепостной крестьянин, ни на какую работу не годный, «лядащий», плохой хозяин – у него полуразвалившаяся избёнка; бродяга.

«Беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду, не уживался на месте…улепётывал вёрст шестьдесят в сутки»; любит приключения, «смотрел чудаком».

«Любил покалякать с хорошим человеком», с женой груб; мужики относятся к нему снисходительно и дружелюбно.

Арна Тимофеевна

«Лет тридцать, худое и бледное лицо ещё хранило следы красоты замечательной», «глаза, большие и грустные».

Мельничиха, прежде дворовая женщина г-на Зверкова, была горничной, теперь вольная; грамотная.

Больная женщина с изломанной судьбой: сначала облагодетельствованная господами, а затем несчастная, пережившая унижение, потерявшая любовь; в ней сочетается робость и решительность.

Откровенна с Ермолаем, которого хорошо знает, видимо, смела с мужем; с незнакомыми робка и скрытна.

Лукерья

«Живое человеческое существо»; «голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос»; «лицо…даже красивое, – но страшное, необычайное».

Бывшая дворовая девка, а теперь «живые мощи» – больная, недвижимая.

Смиренная, «тихоня», терпеливая страдалица, добрая, всепонимающая, всепрощающая, любящая людей, природу, красоту, мудрая; заботится о других, сочувствует тем, кому тяжелее, чем ей; просит не за себя, а за крестьян.

Жалеет всех; не только не обременяет людей, а помогает им, они рядом с ней становятся добрее; её благодарность и смирение располагают к ней; люди ей помогают понемногу.

Яшка Турок

«Худой и стройный человек лет двадцати трёх»; «смотрел удалым фабричным малым и… не мог похвастать отличным здоровье»…»впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы».впалые щёки

Лучший певец в околотке; по званию – «черпальщик на бумажной фабрике у купца».

«Всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного»; он постоянно волнуется; «был по душе – художник во всех смыслах этого слова…победив, наслаждается своей победой, как дитя; слушатели строги, но справедливы; потрясённые его талантом, они искренне восхищаются им; рассказчик так же потрясён, как и другие.

Дикий-Барин

«Мужчина лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами, коротким и плоским носом, четвероугольным подбородком и чёрными блестящими волосами, жёсткими, как щетина. Выражение его смуглого с свинцовым отливом лица… можно было бы назвать почти свирепым, если бы оно не было так спокойно-задумчиво»; «сожжен он неуклюже, сбитнем».

«Не походил ни на дворового, ни на мещанина, ни на обедневшего подьячего, ни на мелкопоместного разорившегося дворянина – псаря или драчуна; он был уж точно сам по себе»; «поговаривали, происходил он от однодворцев и состоял где-то прежде на службе», деньги у него водились.

Вид его производил впечатление «какой-то грубой, тяжёлой, но неотразимой силы»; уверенность в своём могуществе; вёл себя тихо; страстно любил пение; «смесь какой-то врождённой свирепости и такого же врождённого благородства».

Ни в ком не нуждался, никого не замечал; пользовался огромным влиянием во всём округе, все ему повиновались, покорялись.

3 . Сообщение 3 группы . (Первая и вторая группы готовят устную рецензию на ответ 3 группы.) Образ рассказчика в «Записках охотника».

Рассказчик организует своей личностью весь текст, а в «Записках охотника» он не просто повествует об увиденном и услышанном, но и оценивает всё, пытается понять характеры, истолковать поведение героев, давая им авторскую характеристику. Он приобщает читателя к своей точке зрения. Рассказчик Тургенева – очевидец, наблюдатель событий, но не активный их участник.

Рассказчик Тургенева в контакте с персонажами и с читателями, то есть у него двусторонняя связь. Он может в любой момент прервать повествование и дать свою характеристику герою или событию, порассуждать на какую-нибудь тему, связанную с рассказом. Автор не устаёт удивляться народными представителями, их умом, талантом, душевной деликатностью, – словом, духовным богатством народа. Охотник наделён идеальными чертами, необходимыми для рассказчика: он несёт добро, лишён черт, которые бы помешали ему рассказать о происшедшем с большой достоверностью, он искренне интересуется жизнью народа, он хороший наблюдатель и психолог, он не уводит читателя от главной мысли повествования.

Наглядное пособие третьей группы.

Сравнительная характеристика автора и рассказчика

Рассказчик, Пётр Петрович

Возраст

От 26 до 58 лет (с 1846 по 1874 год)

Молодой, лет 30-ти

Социальное положение

Писатель, помещик, владеющий Спасским и другими имениями, образованнейший человек своего времени; большую часть рассказов написал во Франции. Любил охоту, был заядлым охотником.

Барин владелец Спасского и других имений, образованный человек, писатель, помещик, жил за границей, то, что он охотник, не стирает социальные различия между ним и крестьянами, но как бы примиряет их. Разбирается в охоте, но сам только рассказывает об охоте, не стреляет. Больше интересуется людьми и природой. Не рассказывает о себе.

Характер и интересы

Скромный, тонкий, внимательный, обаятельный человек, очень дружелюбный, наблюдательный, успех и мировое признание не испортили его характера, блестящий собеседник, спорщик, живущий литературными интересами, любитель поэзии, всегда окружён обществом.

Добрый, тонкий, внимательный, наблюдательный, ему всё интересно, психолог, умеет увидеть глубокие корнив поступках и поведении людей, анализируе всё происходящее, любит и пониает природу, восхищается прекрасным, не выставляет себя на передний план, чаще слушает.

Взаимоотношения с людьми

Хороший друг, имел много друзей и поклонников в России и за рубежом; неконфликтный человек; попадал в сложные ситуации, даже под критический обстрел в процессе литературной полемики.

Мирный, легко находит общий язык со всеми, может разговорить любого, уважаемый, испытывает истинный интерес к людям, он открыто общается с читателями, сочувствует униженным.

III учебная ситуация. Выводы.

Познакомившись с одним из самых известных произведений И.С. Тургенева, обратимся к основному вопросу нашей темы: Почему Мережковский сближает эти два имени: Пушкин и Тургенев? Какие черты личности и творчества Тургенева позволили ему провести эту параллель, а также назвать его единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»?

Откройте незаполненную страницу в тетради и сделайте первую запись.

Примерная запись.

Знакомство с «Записками охотника» позволяет сделать вывод о том, что Тургеневу свойственны краткость и ёмкость повествования, как и Пушкину. Поэтому можно согласиться с мнением Р. Роллана, что из каждого тургеневского «рассказа мог бы выйти целый роман Толстого». Тургенев затрагивает серьёзные философские проблемы: человек и природа, человек и общество, жизнь и смерть, судьба, счастье. Такие же философские вопросы решал Пушкин в своей лирике и романе «Евгений Онегин». Необыкновенное чувство меры, присущее Тургеневу, позволило ему выйти к общечеловеческим оценкам. Этот цикл рассказов и очерков предопределил на десятилетия традиции русской литературы: психологизм Достоевского, лирику Некрасова, эпос Толстого.

IV Итог урока. Саморефлексия учеников. Оценки группам за работу по отзывам.

Д/задание: 1. письменный ответ на вопрос: «Почему «Записки охотника» принесли Тургеневу славу и известность?»;

3. подготовить выразительное чтение отрывков из высказываний современников о романе.

Урок 4

Тема: Идейные и нравственные позиции П.П. Кирсанова и Е. Базарова.

Анализ эпизодов «Спор Базарова и П.П. Кирсанова» и «Дуэль Базарова и П.П. Кирсанова».

Цели: выяснить идейные и нравственные позиции П.П. Кирсанова и Е. Базарова, найти разное и общее в их взглядах и характерах;

развивать навыки анализа эпизода из прозаического текста; развивать умение видеть значимые детали в тексте: жест, мимику, реплики героев, замечания автора и определять их роль;

пробуждать интерес к изучению романа «Отцы и дети».

Оборудование урока: мультипрезентация, текст романа «Отцы и дети», план анализа эпизода (приложение «Карточки»).

Ход урока:

Организация учащихся.

I Сообщение учителем темы, цели и задач урока.

II Анализ эпизода «Спор Е.Базарова и П.П. Кирсанова за вечерним чаем». (У учащихся на карточках план анализа эпизода: приложение.)

1.Когда происходит спор между Е.Базаровым и П.П. Кирсановым?

2.С каким настроением «сошёл в гостиную» Павел Петрович?

3.Как чувствовал себя Базаров в тот вечер?

4.Как вёл себя за столом Е. Базаров?

5.Как чувствовал себя в это же время П.П. Кирсанов?

6.Что означает слово «принцип»? Почему так яростно спорят герои о принципах? (принцип – от лат. principum – основа, первоначало; идеи в совокупности – мировоззрение человека; руководящая идея, основное правило поведения)

7.Почему спор начинается с вопроса об аристократии? Принципиальный ли это вопрос и почему? Какова точка зрения спорящих об аристократии и её принципах?

8.Прав ли П.П. Кирсанов, упрекая молодёжь в беспринципности?

9.Что стоит за спорами героев (новые требования жизни или старые традиции)?

10.Прав ли Е. Базаров, утверждая, что он отрицает все принципы? Есть ли у него принципы?

11.Что герои подразумевают под словом «всё»?

13.На кого опираются нигилисты в своей борьбе? Каково отношение героев к народу? В ком из спорящих «мужик скорее признает соотечественника»? (В Кирсанове П.П., так как Базаров был для крестьян «чем-то вроде шута горохового».) Как доказать это текстом?

14.Убеждают ли спорящие друг друга?

16.Как вы оцениваете убедительность высказываний героев и стиль их речи?

17.Почему Николай Петрович, не споря, считает, что песенка отцов «спета»?

18.Как ведёт себя в споре Аркадий? Есть ли у него свои принципы?

III Выводы. Базаров, несмотря на то что отрицает существование принципов, живёт по определённым принципам. Павел Петрович старается жить по принципам аристократов, говорит об их превосходстве. Николай Петрович считает, что жизнь отцов закончена. Аркадий старается поддержать Базарова, но видно, что ему ближе жизненные идеалы дяди и отца. Данный эпизод раскрывает характеры героев, их жизненные кредо. Эпизод является важным для раскрытия смысла романа.

IV Анализ эпизода «Дуэль Павла Петровича и Евгения Базарова».

1. Что предшествует дуэли?

2.Зачем Павел Петрович взял трость? (Чтобы в случае отказа Базарова от дуэли, ударить того тростью.)

3.Чувствуется ли трагизм обстановки – ведь герои могут погибнуть? (Иронические реплики Базарова. Тургенев, из письма: «…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно-комически…»)

4.Каковы чувства и мысли Павла Петровича перед дуэлью?

5.Каков характер речи Павла Петровича при объяснении, о чём это свидетельствует? Как вы понимаете выражение «семинарская крыса»? (Намёк на духовное происхождение Базарова.)

6.Что замечает Тургенев о характере подобной вежливости Павла Петровича?

7.Как Базаров относится к вызову на дуэль? (Иронически.)

8.Чувствует ли Павел Петрович иронию Базарова? (Чувствует, но ничего не может противопоставить.)

9.Кого предлагает в свидетели Базаров? Кто это такой? («Тусклые глаза», «бирюзовая серёжка в ухе», «напомаженные разноцветные волосы», «учтивые телодвижения», «человек новейшего, усовершенствованного поколения». Самолюбивый, глупый, с напряжёнными морщинами на лбу. Достоинство в том, что глядел учтиво, читал по складам и часто чистил щёткой свой сюртучок.)

10.Какие слова оправдывают Базарова, согласившегося на дуэль? («Глупое положение, из которого нет выхода».)

11.Ясна ли нам позиция автора в этой сцене? Что подчёркивает Тургенев картиной прекрасного утра, с одной стороны, и комической фигурой Петра, с другой? (Бессмысленность дуэли. Пётр – пародия на Павла Петровича: следит за своей внешностью и говорит «тюпюрь», «обюспючюн», показывая свою «образованность». Комичность фигуры Петра, сильно перепуганного.)

12. Для чего введён в эту сцену образ мужика? Какой деталью автор подчёркивает никчёмность, пустоту дуэли? (Мужик с двумя лошадьми: «За делом, а мы?»)

13.Почему Павел Петрович поклонился Петру перед дуэлью? (Положено кланяться секунданту – Павел Петрович кланяется лакею, «в котором он в это мгновение уважал нечто в роде секунданта», исключительно ради сохранения формы.)

14.Что же придаёт сцене дуэли комическое звучание, лишая её трагизма? Какие мысли Базарова перед самым выстрелом вызывают смех и почему? (Если П.П. соблюдает форму, то язвительная насмешка Базарова всё время разрушает эту торжественную форму, подчёркивая её нелепость и пустоту: подхватывает последние слова реплик Павла Петровича, сам отмеривает шаги, так как у него «ноги длиннее», в ироническом смысле употребляет слово «дискуссия»: о количестве шагов не было «вчера дискуссии», употребляет слово «истреблять», думает, когда Павел Петрович целится в него: «Он мне прямо в нос целит… и как щурится старательно, разбойник!». Обычно во время дуэли целятся в сердце или в лоб).

15.Какие чувства смешиваются в Базарове после ранения Павла Петровича? (Насмешливое отношение к противнику сменяется естественным желанием врача помочь раненому. Потом, когда Базаров видит, что рана не опасна, обморок Павла Петровича вызывает у него недоумение и презрение.)

16.Что чувствует Павел Петрович после дуэли? (И Павел Петрович «стыдился всего затеянного им дела»: замечает «глупую физиономию» Петра, стыдится своей заносчивости, неудачи. Ему больше не надо играть роль дуэлянта.)

17.Что осталось у Павла Петровича после того, как он отказался от своего жизненного credo ? («Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме». Жить стало нечем. Решил уехать в Дрезден или во Флоренцию: «…и буду там жить, пока околею». Полная душевная опустошённость, потеря уважения к себе и полное равнодушие к собственной жизни.)

18.Как Тургенев пишет о Павле Петровиче после дуэли? («Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Суровый приговор произносит автор своему герою.)

IV Выводы. Дуэль бессмысленна. В этом убедился даже такой аристократ, как Павел Петрович Кирсанов. Базаров испытывал чувство неловкости, так как не хотел проявить себя как трус, и дуэль противоречила взглядам нигилиста. Дуэль помогла героям лучше понять самих себя. Сцена дуэли в романе носит пародийный характер, и сам Тургенев в это время уже был противником дуэлей. Эпизод помогает глубже понять взгляды героев, их отношение к жизни, отношение автора к героям. Он (эпизод) выявляет позиции героев и автора по отношению конфликта между «отцами» и «детьми».

V Итог урока. Необходим ли анализ эпизодов произведения?

Домашнее задание. 1.Письменный анализ одного из эпизодов.

2.История жизни героев и исторические события этого периода (каждая группа выполняет задание по своему герою).

I. Вступление.

    Место эпизода в произведении, характер изображенного события, действующие лица.

    Тезис-предположение о роли эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.

II. Основная часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.

    Краткая характеристика персонажей и события на момент начала действия эпизода.

    Участие персонажей в изображенном событии (2-3 момента в развитии действия).

    Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в момент кульминации и развязки.

    Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей.

    «Сцепления» эпизода с другими эпизодами эпического произведения.

III. Заключение о роли эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного смысла произведения.

«Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы», — так восторженно отозвался о Тургеневе его младший современник, французский писатель Ги де Мопассан.

Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель «золотого века» русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, — о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В.Г.Белинский, А.А.Григорьев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин...

В дальнейшем отношение к тургеневскому творчеству стало более спокойным, на первый план вышли другие стороны его произведений: поэтичность, художественная гармония, философская проблематика, пристальное внимание писателя к «таинственным», необъяснимым явлениям жизни, проявившееся в его последних произведениях. Интерес к Тургеневу на рубеже XIX-XX вв. был преимущественно «историческим»: казалось, питавшаяся злобой дня, но гармонически уравновешенная, безоценочная, «объективная» проза Тургенева далека от взвинченного, дисгармоничного прозаического слова, культ которого утвердился в литературе началаXX в. Тургенев воспринимался как «старый», даже старомодный писатель,-певец «дворянских гнезд», любви, красоты и гармонии природы. Не Тургенев, а Достоевский и поздний Толстой дали эстетические ориентиры «новой» прозе. В течение многих десятилетий на произведения писателя наслаивались все новые и новые слои «хрестоматийного глянца», мешая увидеть в нем не иллюстратора борьбы «нигилистов» и «либералов», конфликта «отцов» и «детей», а одного из крупнейших художников слова, непревзойденного поэта в прозе.

Современный взгляд на творчество Тургенева, и прежде всего на изрядно потрепанный школьными «разборами» роман «Отцы и дети», должен учитывать его эстетическое кредо, особенно выразительно сформулированное в лирико-философском рассказе «Довольно» (1865): «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89-го года». Смысл этого высказывания прост: во всем можно усомниться, даже в самом «совершенном» своде законов и в «несомненных» требованиях свободы, равенства и братства, только авторитет искусства несокрушим — его не способны разрушить ни время, ни брань нигилистов. Именно искусству, а не идеологическим доктринам и направлениям честно служил Тургенев.

И.С.Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле. Его детские годы прошли в фамильном «дворянском гнезде» — имении Спасское-Лутовиново, находившемся недалеко от г. Мценска Орловской губ. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский университет, где учился на словесном отделении (окончил в 1837 г.). Весной 1838 г. выехал за границу для продолжения филологического и философского образования. В Берлинском университете с 1838 по 1841 г. Тургенев изучал философию Гегеля, слушал лекции по классической филологии и истории.

Самое важное событие в жизни Тургенева тех лет — сближение с молодыми русскими «гегельянцами»: Н.В.Станкевичем, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским. Юный Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на «вечные» вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. Еще в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием популярного во второй половине 1830-х гг. поэта В.Г.Бенедиктова, и драма «Стено». Как вспоминал Тургенев, в 1836 г. он плакал, читая стихотворения Бенедиктова, и только Белинский помог ему избавиться от чар этого «златоуста». Тургенев начинал как лирический поэт-романтик. Интерес к поэзии не угасал и в последующие десятилетия, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.

В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: 1) 1836-1847 гг.; 2) 1848-1861 гг.; 3) 1862-1883 гг.

1) Первый период (1836-1847) , начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нем можно выделить два этапа: 1836-1842 гг. — годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847 гг. — время напряженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние В.Г.Белинского.

Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 г. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В.Г.Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и еще одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П.Виардо, жизнь писателя была связана с ее семьей, с Францией, с кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г.Флобер, Э.Золя, братья Гонкуры, позднее Г. де Мопассан).

В 1844-1847 гг. Тургенев — один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Душой этого содружества был Белинский, внимательно следивший за творческим развитием начинающего писателя. Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»), Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза.

2) Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: в 1855 г. был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф.М.Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л.Н.Толстого только начинался).

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника» , растянувшуюся на пять лет.

Окрыленный успехом своих внешне непритязательных произведений, выдержанных в традициях «физиологического очерка», популярного среди молодых русских реалистов, писатель продолжил работу над «охотничьими» рассказами: 13 новых произведений (в том числе «Бурмистр», «Контора», «Два помещика») были написаны уже летом 1847 г. в Германии и во Франции. Однако два сильнейших потрясения, испытанные Тургеневым в 1848 г., затормозили работу: это были революционные события во Франции и Германии и смерть Белинского, которого Тургенев считал своим наставником и другом. Лишь в сентябре 1848 г. он вновь обратился к работе над «Записками охотника»: были созданы «Гамлет Щигровского уезда» и «Лес и степь». В конце 1850— начале 1851 г. цикл пополнился еще четырьмя рассказами (среди них такие шедевры, как «Певцы» и «Бежин луг»). Отдельное издание «Записок охотника», в которое вошли 22 рассказа, появилось в 1852 г.

«Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Тургеневский цикл стал самым значительным «документом» о жизни русской деревни накануне крестьянской реформы 1861 г. Отметим основные художественные особенности «Записок охотника»:

— в книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

— беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

— весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

— большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми. Этим тургеневские произведения отличаются от «физиологических очерков» писателей «натуральной школы» и «этнографических» очерков В.И.Даля и Д.В.Григоровича.

Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее «открытие» сентименталиста Н.М.Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — два слагаемых русской жизни, как бы застигнутой «врасплох» писателем-охотником.

В 1850-е гг. Тургенев — писатель круга «Современника», лучшего журнала того времени. Однако к концу десятилетия отчетливо проявились идейные различия между либералом Тургеневым и разночинцами-демократами, составлявшими ядро «Современника». Программные эстетические установки ведущих критиков и публицистов журнала — Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова — были несовместимы с эстетическими взглядами Тургенева. Он не признавал «утилитарного» подхода к искусству, поддерживал точку зрения представителей «эстетической» критики — А.В.Дружинина и В.П.Боткина. Резкое неприятие писателя вызвала программа «реальной критики», с позиций которой критики «Современника» интерпретировали его собственные произведения. Поводом к окончательному разрыву с журналом стала публикация, вопреки «ультиматуму» Тургенева, предъявленному редактору журнала Н.А.Некрасову, статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860), посвященной разбору романа «Накануне». Тургенев гордился тем, что его воспринимали как чуткого диагноста современной жизни, однако категорически отказывался от навязанной ему роли «иллюстратора», не мог равнодушно наблюдать, как его роман использовался для пропаганды совершенно чуждых ему взглядов. Разрыв Тургенева с журналом, в котором он напечатал лучшие свои произведения, стал неизбежным.

3) Третий период (1862-1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник», с которым Тургенев перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с «молодым поколением», вызванной публикацией «Отцов и детей». Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М.А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман —«Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

Круг художественных интересов писателя в 1860-е-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь обратился к «Запискам охотника» и дополнил их новыми рассказами. Еще в начале десятилетия Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только «пену дней», уносимую временем, но и «вечное», общечеловеческое. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ «гамлетовского», рассудочного и скептического, мироощущения и «донкихотского», жертвенного, типа поведения — философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Стук... стук... стук!...», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

В мистически окрашенных «таинственных повестях» («Призраки», «История лейтенанта Ергунова», «После смерти (Клара Милич)» и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе «Довольно» (1865), в конце 1870-х гг. обрела новую жанрово-стилевую форму «стихотворений в прозе» — так Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 «стихотворений». Таким образом, Тургенев, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.

Творческий путь Тургенева отразил общую тенденцию в развитии «высокого» реализма: от художественного исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х гг., «Записки охотника») через глубокий анализ идеологии современного общества и психологии современников в романах 1850-х-1860-х гг. писатель шел к осмыслению философских основ человеческой жизни. Философская насыщенность произведений Тургенева второй половины 1860-х—начала 1880-х гг. позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских проблем к Достоевскому и Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Тургенева от этих писателей-моралистов, — «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству, нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения», навязывать свою веру другим людям.

Последние два десятилетия жизни Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е гг. жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х гг. — во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую литературу во Франции и французскую — в России. Только в конце 1870-х гг. он «помирился» с молодым поколением. Новые читатели Тургенева бурно чествовали его в 1879 г., сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве (1880).

В 1882-1883 гг. тяжело больной Тургенев работал над своими «прощальными» произведениями — циклом «стихотворений в прозе». Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 г. в Бужи-вале, близ Парижа. Гроб с телом Тургенева отправили в Петербург, где 27 сентября состоялись грандиозные похороны: в них участвовало, по словам современников, около 150 тысяч человек.

» на тему ««Любить людей, как я их всегда любил». Жизнь и творчество И.С. Тургенева »

Тема: «Любить людей, как я их всегда любил».

Жизнь и творчество И.С.Тургенева.

Цели:

Образовательные:
- Познакомить студентов с жизнью и творчеством писателя;
- развивать навыки самостоятельной работы с литературой по отбору материала для устного выступления;
- формировать навыки публичного выступления.
Развивающие:
- развитие логического и творческого мышления, связной речи;
- формирование познавательной деятельности;
- развитие мотивации учебной деятельности.
Воспитательные:
- формирование умения с нравственных позиций оценивать поступки героев произведения;
- воспитание любви к природе и к Родине

Оборудование и оформление:

аудиозаписи песни «Как упоительны в России вечера», «Лунной сонаты» Бетховена, мелодии Шопена, романса «Утро туманное». Выставка, посвященная жизни и творчеству И.С.Тургенева.

Студенты сидят за столами, на столах - книги, в центре сцена. Ближе к ней -журнальный столик со свечой, игральными картами, парой перчаток. На доске - портрет писателя, эпиграф «Любить людей, как я их всегда любил», иллюстрации к произведениям.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока : урок – литературно-музыкальная композиция

Ход урока

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

Урок начинается с исполнения учителем под аккомпанемент гитары романса на стихи И. Северянина “Классические розы”.

Я начала урок этим романсом потому, что хочу настроить вас на торжественно-лирический лад, который станет определенной гарантией плодотворности нашего общения.

Но не только поэтому! Вы, конечно, помните, что у И.С. Тургенева есть стихотворение в прозе с одноименным названием.

И вот еще почему. 3 сентября 1883 года в далеком Париже остановилось сердце великого русского писателя. Согласно его завещанию, он был похоронен в Петербурге, на Волковом кладбище, и его соотечественники имеют возможность отдать дань уважения таланту писателя и положить цветы на его могилу.

Тургенев всю жизнь оставался русским писателем, никогда не забывал о своей стране, о ее народе, как мог, боролся за облегчение его тяжкой доли.

Сегодня у нас необычный урок, литературно-музыкальная композиция. Мы познакомимся с жизнью и творчеством И.С. Тургенева.

3. Литературно-музыкальная композиция. Выступление студентов.

Девушка:
- Поздняя осень 1815 г. Дымные клочья тумана висели на голых сучьях деревьев, уныло и однообразно хлюпала глина под лошадиными копытами и мутная грусть наплывала на душу молодого человека.
Юноша:
- Это был Сергей Николаевич Тургенев, дворянин очень знатного, но обедневшего рода, смелый до безрассудства офицер. Во время войны 1812 г. он вынес с поля боя несколько раненых офицеров, страх смерти для него не существовал. Его уважали однополчане.
Девушка:
- Говорят, когда он входил в большую залу, то на несколько мгновений там воцарялась ошеломленная тишина: столь неотразим был этот блестящий столичный офицер, любивший жизнь и приключения.
Юноша:
- Именно приключений ждал он и от посещения великолепного дома всемогущих Лутовиновых, знакомства с 29-летней Варварой Петровной.
Девушка:
- Варвара Петровна была некрасива, но очень умна, образованна, обладала восхитительным вкусом. Она питала страсть к цветам и книгам (в ее личной библиотеке 5 тыс. томов представляли мировую литературу по всем отраслям знаний).
Юноша:
- Сели за карты. Она шумно шутила. Он проигрывал. Злился. Остался до утра
в надежде отыграться. С утра продолжили игру. Он снова в проигрыше, она с
улыбкой наблюдала за ним. Отбросила карты.
(Сцена играется за журнальным столом).

Варвара Петровна:
- Пора остановиться, Сергей Николаевич. Долг ваш велик. У вас есть только один выход - оставить за собой проигранные деньги и присоединить владения... со мной вместе, разумеется.

1 чтец:
Он быстро посмотрел на нее - баснословно богатую, спокойную. Такая экстравагантность была ему по душе: он сам был того же теста, - он опустился на колено и перед ней, и перед своей судьбой.

2 чтец:
Безоблачное семейное счастье длилось недолго. Она любила его страстно всю жизнь, но уязвленная гордость не позволила долго терпеть измены. Разрыв состоялся.

3 чтец:
Иван Сергеевич Тургенев, родившийся 28 октября 1818 года в г. Орле, последний в этой ветви Тургеневых, станет величайшим писателем России, «послом от русской интеллигенции» в Париже.

4 чтец:
Тургенев любил своего грешного отца. Спустя много лет он опишет в своей самой любимой повести «Первая любовь», «действительное происшествие», изобразит красавца - отца и его взаимную любовь с молодой и красивой, талантливой княжной Екатериной Лаховской.
(Инсценировка из повести «Первая любовь»)

5 чтец:
Тогда перед отцом, полковником в отставке, встал выбор: жизнь или честь. Он мог развестись с немолодой (она старше на 6 лет) и некрасивой женой и жениться на юной красавице, но перед ним закрылись бы двери многих домов большого света. А большой свет - сущность его жизни. И он выбирает честь. И смерть. Он умирает от «каменной болезни».

6 чтец:
А Варвара Петровна постепенно становится нежнейшей из матерей и вместе с тем деспотичной до жестокости (она явилась прообразом самодурной барыни из рассказа Тургенева «Му-Му»).
(Инсценировка из «Му-Му»)

7 чтец:
Только 9 лет не доживет В.П.Лутовинова до выхода в свет «Дворянского гнезда» и триумфа сына-писателя, когда он сделался любимцем женщин высшего света, удивляя их красивой фигурой, остроумными анекдотами, изящным французским языком, блестящим изложением мыслей, изумительным языком.

8 чтец:
Для И.С. Тургенева два слова: «писать и любить» останутся неразрывными на всю жизнь. Молодая испанская певица Полина Виардо вместе с сорокалетним мужем-французом приезжает из Парижа в Петербург. Здесь ее ожидает головокружительный успех, «всеобщее опьянение восторга».

9 чтец:
Более чем через 30 лет после первых встреч с Виардо Тургенев начал одно из своих чудных «стихотворений в прозе» строками стихотворения поэта Мятлева, с которым три десятилетия назад восхищался Полиной Виардо и ее изумительным бархатным голосом.

(Под звуки «Лунной сонаты» Бетховена исполняется стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы»).

10 чтец:
Полина Виардо была яркой звездой на театральном небосклоне и, подобно многим другим, погасла и забылась бы навсегда, если бы не Тургенев, 4 десятилетия жизни которого до последнего смертного часа были отданы Полине Виардо.

11 чтец:
«С той самой минуты, как увидел ее в первый раз, я принадлежал ей весь. Я уже не мог жить нигде, где она не жила, я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, и пустился вслед за этой женщиной».

12 чтец:
Вот каким в этот период увидел его Достоевский: «Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет - я не знаю в чем природа отказала ему...»

13 чтец:
«Здесь исполнено воспоминаний, что вы делаете в эту минуту? Я все это время целиком погружен в воспоминания о вас, любимая, дорогая! А вы будьте уверены, что в тот день, когда я перестану нежно и глубоко любить вас, я перестану существовать.
(Идет беседа за столом).

12 чтец:
Кто была эта женщина, которую любил писатель? Ее отец, Мануэль Гарсиа - бог-тенор Парижского итальянского театра, родился в цыганской семье в городе Севилья. А мать - красивая и талантливая женщина, была украшением мадридского драматического театра. Она была спокойной рассудительной женщиной.
(Звучит музыка Шопена или Листа)

13 чтец:
С детства Полина была чрезвычайно музыкальной: с 8 лет аккомпанировала отцу, а учителями музыки были Ференц Лист и Фридерик Шопен, с детства говорила на 6 языках, великолепно танцевала и пела.

14 чтец:
Тургенев - однолюб. Он страстно влюблен в Полину и любим ею. Он старается быть там, где находится она со своей семьей, с которой у писателя установились теплые дружеские отношения.
(Чтение стихотворения в прозе «Воробей»).

15 чтец:
Но все же это «чужое гнездо», а он - на его краю. В одном из писем он напишет: «Своего гнезда нет - ну и не надо никакого».
(Исполняется романс «Утро туманное»).

16 чтец:
Осенью 1858 г. Тургеневу исполнилось 40 лет, он вновь в России. Только что законченный роман «Дворянское гнездо» имел грандиозный успех, который можно сравнить с успехом Пушкина.
(Инсценировка из романа «Дворянское гнездо»).

17 чтец:
Вслед за этим появляются другие романы, повести, рассказы, принесшие успех их автору.
(Исполняется сцена из «Бежина луга»)

18 чтец:
Последние десятилетия Тургенев жил в Париже. К нему, как в Мекку стекались соотечественники, которые шли чаще всего за помощью. И перечислить людей, обязанных ему «пристроенной» в журнал рукописью, деньгами, работой нет никакой возможности: так их было много.

(Чтение стихотворения в прозе «Нищий»).

1 чтец:
33 года назад, как бы предчувствуя свою смерть вдали от Родины, он написал: «Как упоительны в России вечера».
(Звучит песня в исполнении группы «Белый орел»
«Как упоительны в России вечера»)

2 чтец:
«О мой сад, о заросшие дорожки возле маленького пруда. И цветы, высокие березы с длинными ветками. Расставаясь с жизнью, я к вам одним простираю мои руки. Я бы хотел надышаться горькой свежестью полыни, сладким запахом сжатой гречихи на полях моей Родины.»

3 чтец:
В одном из последних писем на Родину, обращаясь к адресату, пишет: «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, дубу - родине поклонитесь, которую я уже никогда не увижу».

4 чтец:
Друзья отовсюду приезжали сказать ему последнее «прости». Один из них хотел, «уходя, поцеловать руку писателя», Тургенев не позволил и ласково сказал: «Живите. И любите людей, как я всегда любил».

5 чтец:
22 августа 1883 г. вдали от Родины, во Франции умер русский писатель и удивительный человек. Похоронили его в Петербурге, на Волковском кладбище, при огромном стечении людей.

6 чтец:
В дневнике одного их французских писателей есть такая запись: «То был удивительный писатель, начало его истории возникает как будто в тумане и не сулит на первых порах ничего интересного, но потом они становятся такими увлекательными, волнующими. Словно что-то красивое и нежное постоянно и последовательно отмечает в своих самых мелких деталях».

7 чтец:
Тургеневское слово и сейчас вдохновляет на творчество. Послушайте лучше стихотворения в прозе, написанные студентами нашего колледжа.
Ведущий:
- Возрожденный к жизни человеческой благодарностью, И.С.Тургенев начал свою вторую жизнь. Она будет длиться до тех пор, пока живет Россия, ее язык и народ.

4.Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

На уроке были использованы материалы из книги Валентины Боровицкой «Эпилог». Прозвучали стихи в прозе. Был исполнен романс, вы видели инсценированные отрывки из романа «Дворянское гнездо», повести «Первая любовь», из рассказов «Му-Му» и «Бежин луг».
Вы слышали изящные слова из прозы Тургенева и стихи в прозе, написанные студентами нашего колледжа.
Вы видите прекрасные иллюстрации к различным произведениям Тургенева.
И давайте выполнять его великий завет: «Любите людей, как я их всегда любил!»