Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Валентин Григорьевич Распутин один из немногих русских писателей, для которых Россия – не просто географическое место, где он появился на свет, а Родина в самом высоком и наполненном смысле этого слова. Ещё его называют «певцом деревни», колыбели и души Руси.

3 слайд

Описание слайда:

Будущий прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда. Тут, на таёжном берегу могучей Ангары, Валентин Распутин рос и мужал. Когда сыну исполнилось 2 года, родители переехали жить в деревню Аталанка. Здесь, в живописном Приангарье, расположилось родовое гнездо отца. Красота сибирской природы, увиденная Валентином в первые годы жизни, так поразила его, что стала неотъемлемой часть каждого произведения Распутина. Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан.

4 слайд

Описание слайда:

После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. Беда пришла оттуда, откуда её никто не ждал. На пароходе у Григория Распутина (отец) украли сумку с казёнными деньгами. Заведующего судили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери. Для семьи начались суровые, полуголодные годы.

5 слайд

Описание слайда:

Учиться Валентину Распутину пришлось в посёлке Усть-Уда, за полсотни километров от деревни, где он жил. В Аталанке имелась только начальная школа. В будущем писатель отобразил свою жизнь этого сложного периода в замечательном и удивительно правдивом рассказе «Уроки французского».

6 слайд

Описание слайда:

Несмотря на трудности, парень учился хорошо. Он получил аттестат с отличием и без труда поступил в Иркутский университет, выбрав филологический факультет. Там Валентин Распутин увлёкся Ремарком, Хемингуэем и Прустом. Студенческие годы были удивительно насыщенными и трудными. Парень старался не только блестяще учиться, но и помогать семье, маме. Он подрабатывал, где только мог. Именно тогда Распутин начал писать. Сначала это были заметки в молодёжную газету.

7 слайд

Описание слайда:

Творчество В штат иркутской газеты «Советская молодёжь» начинающего журналиста приняли ещё до защиты диплома. Здесь и началась творческая биография Валентина Распутина. И пусть жанр журналистики не очень соответствовал классической словесности, зато помог приобрести необходимый жизненный опыт и «набить руку» в писательстве.

8 слайд

Описание слайда:

А в 1962-ом Валентин Григорьевич переехал в Красноярск. Его авторитет и журналистское мастерство выросли настолько, что теперь ему доверяли писать о таких масштабных событиях, как строительство Красноярской и Саяно-Шушенской гидроэлектростанций, стратегически важной железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет. Но рамки газетных публикаций стали слишком узкими для описания впечатлений и событий, полученных в многочисленных командировках по Сибири. Так появился рассказ «Я забыл спросить у Лёшки». Это был литературный дебют молодого прозаика, пусть несколько несовершенный по форме, но удивительно искренний и пронзительный по сути.

9 слайд

Описание слайда:

Вскоре в альманахе «Ангара» начали публиковать первые литературные очерки молодого прозаика. Позже они вошли в первую книгу Распутина «Край возле самого неба». Среди первых рассказов писателя – «Василий и Василиса», «Рудольфио» и «Встреча». С этими произведениями он и отправился в Читу, на собрание молодых литераторов.

10 слайд

Описание слайда:

Среди руководителей там оказались такие талантливые прозаики, как Виктор Астафьев, Антонина Коптяева и Владимир Чивилихин. Именно он, Владимир Алексеевич Чивилихин, и стал «крёстным отцом» начинающего писателя. С его лёгкой руки рассказы Валентина Распутина появились в «Огоньке» и «Комсомольской правде». Эти первые произведения тогда ещё мало кому известного прозаика из Сибири прочитали миллионы советских читателей.

11 слайд

Описание слайда:

Имя Распутина становится узнаваемым. У него появляется масса почитателей таланта, которые с нетерпением ждут новых творений от сибирского самородка. В 1967-ом в популярном еженедельнике «Литературная Россия» появился рассказ Распутина «Василий и Василиса». Это раннее произведение прозаика можно назвать камертоном его дальнейшего творчества. Здесь уже был виден «распутинский» стиль, его умение лаконично и в то же время удивительно глубоко раскрывать характер героев. Здесь появляется важнейшая деталь и постоянный «герой» всех произведений Валентина Григорьевича – природа. Но главное во всех его сочинениях – и ранних, и поздних – это сила русского духа, славянский характер.

12 слайд

Описание слайда:

В том же переломном 1967 году вышла первая повесть Распутина «Деньги для Марии», после публикации которой его приняли в Союз писателей. Слава и известность пришли незамедлительно. О новом талантливом и самобытном авторе заговорили все. Чрезвычайно требовательный к себе прозаик ставит окончательную точку на журналистике и с этого момента посвящает себя писательству.

13 слайд

Описание слайда:

В 1970-ом в популярном «толстом» журнале «Наш современник» вышла вторая повесть Валентина Распутина «Последний срок», которая принесла ему всемирную известность и была переведена на десятки языков. Многие назвали это произведение «костром, возле которого можно отогреть душу». Повесть о матери, о человечности, о бренности многих явлений, которые кажутся главными в жизни современного городского человека. Об истоках, к которым необходимо возвращаться, чтобы не потерять человеческой сущности.

14 слайд

Описание слайда:

Спустя 6 лет вышла фундаментальная повесть, которую многие считают визитной карточкой прозаика. Это произведение «Прощание с Матёрой». В нём рассказывается о деревне, которая скоро должна быть затоплена водой из-за строительства крупной ГЭС. Валентин Распутин повествует о том пронзительном горе и неизбывной тоске, которую испытывают коренные жители, старики, прощаясь с землёй и ветхой деревенькой, где знакомая и до боли родная каждая кочка, каждая колода на избе

15 слайд

Описание слайда:

Здесь нет обличительства, причитаний и гневных призывов. Просто тихая горечь людей, которые хотели дожить свой век там, где зарыта их пуповина. Коллеги прозаика и читатели находят в произведениях Валентина Распутина продолжение лучших традиций русских классиков. Обо всех сочинениях писателя можно сказать одной фразой поэта: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Главные явления, которые он обличает со всей мощью и бескомпромиссностью – это отрыв от корней «иванов, родства не помнящих».

16 слайд

Описание слайда:

Знаковым оказался для литератора 1977 год. За повесть «Живи и помни» его наградили Государственной премией СССР. Это произведение о человечности и той трагедии, которую принесла стране Великая Отечественная война. О сломанных жизнях и силе русского характера, о любви и страданиях.

17 слайд

Описание слайда:

Валентин Распутин осмеливался говорить о вещах, которые многие его коллеги старались осторожно обходить стороной. Например, главная героиня повести «Живи и помни» Настёна, как и все советские женщины, проводила любимого мужа на фронт. После третьего ранения он едва выжил. Выжить то выжил, но сломался и дезертировал, понимая, что до конца войны ему вряд ли дожить, если снова попадёт на передовую. Развернувшаяся драма, искусно описанная Распутиным, поражает. Писатель заставляет задуматься о том, что жизнь не чёрно-белая, в ней миллионы оттенков.

18 слайд

Описание слайда:

Годы перестройки и безвременья Валентин Григорьевич переживает крайне тяжело. Ему чужды новые «либеральные ценности», которые ведут к разрыву с корнями и уничтожению всего, что так дорого его сердцу. Об этом его повести «В больнице» и «Пожар». «Хождение во власть», как Распутин называет своё избрание в депутаты парламента и работу в составе Президентского совета при Михаиле Горбачёве, по его словам, «ничем не кончилось» и было напрасным. После избрания прислушиваться к нему никто и не думал.

19 слайд

Описание слайда:

Валентин Распутин тратил немало сил и времени на защиту Байкала, воевал с ненавистными ему либералами. Летом 2010-го его избирают членом Патриаршего совета по культуре от Русской православной церкви. А в 2012 году Валентин Григорьевич выступает за уголовное преследование феминисток из Pussy Riot и резко отзывается о коллегах и деятелях культуры, которые выступили в поддержку «грязного ритуального преступления».

20 слайд

Имя Валентина Распутина известно читающей публике уже давно. Писатель принадлежит к младшему поколению писателей-деревенщиков. Еще во времена советской власти его книги издавались большими тиражами. Рассказы Распутина включены в школьную программу. Рассмотрим подробнее жизнь и книги этого писателя.

Ранние годы

Будущий писатель родился 15 марта 1937 года в небольшой деревне Аталанка Иркутской области. Его родители были крестьянами. В родном селе Валентина Распутина была только начальная школа, поэтому среднюю школу мальчик посещал в Усть-Удинске, районном центре, находившемся в 50 км от Аталанки. В 1947 году, когда Валентину было 10 лет, его отца арестовали и осудили к семи годам в лагерях. С того времени мать Нина Ивановна воспитывала троих детей сама.

В 1954 году Распутин окончил школу и поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета имени Жданова. Во время обучения он стал сотрудничать с иркутской газетой «Советская молодёжь». По окончании университета Распутин был принят в её штат. Работая журналистом, Распутин начал пробовать свои силы и в художественной прозе. В 1961 году в альманахе «Ангара» был напечатан его рассказ «Я забыл спросить у Лёшки».

Первые успехи в литературе

Первые рассказы Распутина появлялись в литературных изданиях Сибири с интервалом в несколько лет. В то же время писатель активно занимался журналистикой: работал в разных газетах Прибайкалья и на иркутском телевидении. Как корреспондент он объездил всю Иркутскую область и побывал на строительстве крупных промышленных объектов. В 1965 году Распутин отправил один из своих рассказов писателю Владимиру Чивилихину.

Чивилихин, который был старше Валентина Григорьевича всего на девять лет, оценил способности молодого журналиста и помог ему утвердиться в литературе. В 1966 году вышла первая собственная книга Распутина - сборник «Край возле самого неба». В 1974 году была издана его повесть «Живи и помни», которая через три года была отмечена Госпремией СССР.

Именитый писатель

В конце 70-х гг. Валентин Распутин стал признанным писателем со всесоюзной известностью. В 80-х гг. его приняли в редколлегию «Роман-газеты», а в 1986 году Распутин стал секретарём правления Союза Писателей СССР. В годы перестройки Валентин Григорьевич также занимался общественной деятельностью. Он был депутатом ВС СССР последнего созыва. Считается, что именно Распутин первым процитировал с трибуны Верховного Совета знаменитые слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». С писатель отошёл от политической деятельности.

Стиль Распутина

Самые известные произведения Валентина Распутина автобиографичны. Например, вошедший в школьную программу рассказ «Уроки французского» основан на впечатлениях будущего писателя, который ходил в школу за 50 км от дома. Другой знаменитый рассказ, «Прощание с Матёрой», посвящённый переселению деревни из-за строительства водохранилища, перекликается с судьбой родного села писателя, которое тоже было затоплено во время строительства Братской ГЭС. Проза Валентина Распутина реалистична. Для неё характерно проникновение в жизнь простого народа и внимание к вопросам нравственности.

Последние годы

Валентин Григорьевич не перестаёт писать, хотя его книги, как и книги других писателей, стали выходить гораздо меньшими тиражами. Распутин живёт сразу в двух городах: в Москве он поддерживает литературный журнал «Наш современник» и входит в Совет по культуре при патриархе Кирилле, а в Иркутске проводит ежегодные «Дни русской духовности и культуры» и борется за сохранение уникальной природы Байкала и Прибайкалья.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В творчестве Валентина Распутина нравственные искания занимают значительное место. Его произведения представляют эту проблему во всей широте и многосторонности. Сам автор - глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить не только среди борцов за нравственное преображение отечества, но и среде борцов за экологию. В его повести “Живи и помни” нравственные проблемы поставлены писателем с наибольшей остротой.

Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое перевернуло его жизнь и душу, сделало другим человеком.

В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея наиболее достоверен и выразителен. Возникает ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком. Незаметно писатель стирает грани между “хорошими” и “плохими” героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для постижения нравственного состояния героев, анализа их поступков. В произведениях Распутина жизнь сложна тем, что каждая ситуация содержит бесчисленное множество граней и градаций.

Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет в мутном потоке событий как щепку. Он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.

Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор и строит недвусмысленную параллель: баня - место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так возникает тема оборотничесва, которая проходит через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.

Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Подстрелив косулю; не добивает ее вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоит и внимательно наблюдает, как мучается несчастное животное. “Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза - они в ответ расширились. Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах”. Вид крови как бы определяет его дальнейшие действия и слова. “Скажешь кому - убью. Мне терять нечего”,- говорит он жене.

Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он ни понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить - значит, живет в совершенно ином, чем люди, измерении.

Но автор заставляет героя мучительно думать: “Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной,- чем?” Андрей не находит ответа на свой вопрос. Каждый читатель выносит свое собственное суждение. Сам герой склонен искать оправдание своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. Его рождение, думает Андрей,- перст Божий, указующий на возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: “Живи и помни” - будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.

Но этот призыв “Живи и помни” обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Подобные трагедии всегда происходят на глазах у людей, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей. Настена даже подруге своей побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто оказалась между двух огней.

Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения - самоубийство. Кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей моральной заразе, передающейся как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя - это двойной грех. Страдает уже третий человек, пусть еще не рожденный. Зараза безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению.

Сильное художественное произведение на тему нравственности, каковым является повесть В. Распутина “Живи и помни”,- это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности. Творчество такого писателя поможет нашим современникам не утратить нравственных ценностей.

Валентин Григорьевич Распутин (род. в 1937 г.)

Как прозаик Валентин Распутин обратил на себя внимание на Читинском семинаре молодых писателей Сибири и Дальнего Востока в 1965 г.; специалистам по литературе он стал известен в 1967 г., с момента публикации его первой повести "Деньги для Марии" в журнале "Сибирские огни" (№ 9); всесоюзному читателю - с появлением в печати второй повести "Последний срок" (1970), ставшей наряду с повестью В.Белова "Привычное дело" каноническим произведением деревенской прозы.

У Распутина почти не было периода ученичества: первыми его произведениями стали две книги очерков ("Костровые новых городов", Красноярск, 1966; "Край возле самого неба", Иркутск, 1966), явившиеся результатом журналистских поездок на новостройки Сибири в конце 50-х, начале 60-х годов, в которых еще не угадывался будущий писатель.

Не так уж много написано Распутиным за тридцатипятилетний период творческой жизни: пять повестей и рассказы, очерки, публицистика. Но качество сделанного таково, что ставит писателя в первый ряд литературы. В 50 лет, он, крестьянский сын, писатель из далекой Сибири, по праву получает высокое звание Героя Социалистического Труда.

Главный смысл своего творчества писатель видит в нравственном исследовании личности, в воспитании эмоций, которых так не хватает современному человеку.

В повестях В. Распутина обычно незамысловатый сюжет, и на первый взгляд кажется, что сюжету писатель не придает особого значения. Но это не так, в каждой повести у него обязательно есть хотя бы один не избитый сюжетный ход, чаще всего в финале произведения: "... Для меня важно суметь сделать особый поворот в сюжете. Писатель должен искать какие-то неожиданности в поведении своих героев. Плохо, когда читатель представляет, как поступит герой в следующую минуту. И порой приходится идти на обман читателя. Вместо очевидного - повернуть в другую сторону, пустить его в обход, а потом доказать, что это было необходимо, естественно".

Повесть "Прощание с Матерой" (1976) о преобразовании Сибири, но писатель оценивает созидательную деятельность человека не только с утилитарной стороны, но и духовной. Сюжет повести, как всегда у Распутина, прост: деревня Матера, расположенная на острове посредине Ангары, подлежит затоплению, станет дном будущей ГЭС. Автора волнует здесь все: и организационная непродуманность самого процесса затопления (попытка со стороны бригады пожогщиков на глазах у еще не уехавших стариков "расправиться" с кладбищем); и неудачно выбранное место для нового поселка, и то, как на психике крестьян сказывается вторжение технического прогресса в их жизнь.

В центре внимания в повести - три поколения семьи Пинигиных: старуха Дарья, ее сын Павел и внук Андрей. Для Дарьи, прожившей всю жизнь на Матере, где она и похоронила своих близких, затопление острова - личная трагедия. Павел прекрасно понимает, что мать, вросшая корнями в эту землю, смотрит на новый поселок, как на чужой рай, ей не привыкнуть к новому месту. Самый выразительный эпизод повести - прощание старухи с родной избой, которую она выбелила, выскоблила, обрядила перед дальней дорогой (смертью), перед тем, как ее предадут огню.

Нелегко расставаться с деревней и совхозному механику Павлу. Жаль ему родной дом, землю, но умом он понимает: ГЭС, которую строят, нужна: "Надо - значит, надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами, вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы?" Павел - тип крестьянина-правдоискателя, хорошо известный русской литературе. Это человек ищущей беспокойной мысли, "задумывающийся" герой, столь привлекательный для многих современных писателей (Степан Чаузов, Николай Устинов в произведениях С. Залыгина "На Иртыше" и "Комиссия", Алеша Бесконвойный в одноименном рассказе В. Шукшина др.).

Внук Андрей, представитель последнего поколения Матеры, уже не чувствует зова земли. Больше всего обидело Дарью то, что уезжая, он не попрощался с землей, не прошелся по Матере, на которой вырос, не задумался о том, что видит ее в последний раз. Андрея влечет романтика великих строек. "Работа, она тоже вроде как по возрастам. Где новые стройки, где, значит, трудней всего - там молодежь. Где полегче - другие", - говорит он отцу. Он хочет, чтобы его работу видели все, да и время сейчас такое стремительное, что нельзя сидеть на одном месте. Но Дарью и Павла поражает другое, почему молодые столь бездумно относятся к отчему дому, почему факт затопления родной деревни не вызывает у них ни беспокойства, ни сожаления, ни сомнения. Снижение "коэффициента почтительности" к земле, к отчему дому - серьезнейшая нравственная проблема, которая вызывает беспокойство современных писателей, выходцев из деревни. Утрата этого важного духовного фактора чревата опасностью превращения человека в перекати-поле, нарушения жизненных ориентиров, одним словом, может сказаться на важных социальных сторонах личности человека.

Все средства художественной выразительности мобилизует писатель для доказательства своих наблюдений над деревенской жизнью. Это и образы-символы (царственный листвень, Хозяин острова), и в первую очередь, многолетний опыт самого уважаемого человека на Матере (это не только название деревни, но и символ матери-земли) старухи Дарьи, к которой вся деревня тянется за советом и помощью. О мудрости и незаурядном речевом даре старой женщины свидетельствуют ее монологи. Вот один из них, обращенный к внуку Андрею: "Ты говоришь машины. Машины на вас работают. Но-но. Давно уж не оне на вас, а вы на их работаете... Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят, оне на это мастаки... И в ранешнее время робили, не сидели руки в укладку, дак ить робили в спокое, а не так. Щас все бегом... В городе-то я была, посмотрела - ой, сколь их бежит! Как муравьев, как мошки!"

В. Распутин владеет редким даром индивидуализации речи персонажей, причем ему удается передавать не только лексические ее особенности, но и своеобразие интонационное. В этом ему помогает определенная манера письма: "...Когда я начинаю работу, то составляю словарик. Старуха, скажем, должна произносить такие слова и обороты, другая старуха - несколько иные, потому что каждый человек владеет активно именно "своими" словами и оборотами...". По мнению писателя, языку, которым пишут "деревенские" писатели Астафьев и Белов, выучиться нельзя: "Этот язык принадлежит только им и их героям, с которыми они долго жили, впитали его. Мои сибиризмы - это моя терминология, язык, на котором говорят сибиряки".

Сюжетная ситуация в повести "Прощание с Матерой" сугубо личная, автобиографическая. "Я сам из "утопленников", - говорит Распутин, - так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни от строительства гигантских плотин ушли под воду. А под воду ушла в сущности вся прежняя Ангара. Не миновала этой судьбы и моя родная деревня Аталанка, которой, как и Матере, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни иных занятий. А занятия эти были - лес рубить... Сама жизнь заставила писать продолжение "Матеры". Сказав "а", следовало говорить "б". Жив буду - вероятно, придется продолжать эту азбуку. Материала для осмысления предостаточно, лишь бы осмысление давало хоть какой-нибудь результат. С изменением занятий изменились нравы, с изменением нравов - все тревожней за человека. Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем - плачьте о потерявшем душу и совесть"6. Одним словом, "Прощание с Матерой" и следующая повесть "Пожар" (1985) - это дилогия, причем не исключено их продолжение в будущем.

На вопрос, как он нашел главного героя "Пожара", Распутин отвечает в этом же номере "Книжного обозрения": "Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. Когда-то в рассказе "Уроки французского" я упоминал его, там это шофер, как оно и было в действительности, единственной в колхозе полуторки, человек внимательный и добрый к герою рассказа. Таким он и остался с переездом деревни и с переменой ее уклада. Без совести, без любви к земле при любом укладе нельзя.

И случайте пожаром невыдуманный. Он тоже был. Только не в мрем поселке, а в соседнем, леспромхозовском".

Главный герой "Пожара" Иван Петрович Егоров, живет он в сибирском поселке Сосновка, куда переселился двадцать лет назад из родной Егоровки, затопленной при строительстве гидростанции. Поначалу мало что изменилось в жизни бывшего фронтовика-танкиста. Работал он, как и раньше на машине, да и люди окружали его, близкие по духу. Но со временем все пошло наперекосяк. Стали селиться в поселке люди легкие - архаровцы, не связанные ни хозяйством, ни огородом, ни семьей; стали они "сбиваться в круг, разрастаться в нем в открытую, ничего не боящуюся и не стыдящуюся силу с атаманом и советом", которая насаждала в поселке свой нравственный закон. Участились пьянки, стрельба, поножовщина, расправы с теми, кто хотел жить по совести. "Смешно было бы грешить только на приезжих. Нет, и свои, с кем бок о бок жито и работано под завязку, научились косо смотреть на всякого, кто по старинке качает права и твердит о совести",- сообщает герой. Он упрямо поднимается на собраниях и вслух говорит обо всем, что творилось на лесосеках, на нижнемскладе, в.гараже, в магазинах. Однако все его усилия напрасны, ему мстят, мешают работать, прокалывают скаты, громят палисадник.

"Сотни народу в поселке, а десяток захватили власть", - вот чего не мог понять Иван Петрович... Обида Ивана Петровича была не на архаровцев - что с них взять?! - а на своих, притерпевшихся и покорившихся.

Устав душой, Иван Петрович решает с женой Аленой перебраться к сыну. Но пожар, случившийся в Сосновке, описанию которого отводится значительное место в повести и который как бы проясняет многих людей, выделив в них плохое и хорошее, приводит героя к нравственному перелому. Заключительные сцены повести убеждают нас в том, что Иван Петрович готов продолжать борьбу за свои убеждения.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии». В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1976г.), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести «Живи и помни»(1974г.), и «Прощание с Матёрой» 1976г.), поставивших их автора в ряд лучших современных русских писателей.

В 1981г. вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби». Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар» отличающейся остротой и современностью проблем, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдаёт общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышел в свет его рассказ «В ту же землю», очерки «Вниз по Лене – реке», в 1996г. рассказы «Поминный день», в 1997г. «Нежданно – негаданно», «Отчие приделы». Живёт и работает в Иркутске.

Критики отмечают - присущее Распутину чувство вины и боли за происходящее в мире приближает его произведения к классикам – Толстому и Достоевскому. Писатель показывает девальвацию ясного, простого, деревенского характера. Люди оторванные от своих корней, превращаются в духовных «архаровцев». «Пожар», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни» - это живое свидетельство исчезающего мира деревни.

Имя Валентина Распутина в сознаниях читателей долгое время неотделимо было от доброго десятка имен его сверстников, которые все почти в одно время появились на страницах художественной периодики. Критики не без резона, объединила их понятием – молодая деревенская проза. Для них излюбленным жанром стала повесть, жизненным материалом – деревня – как правило, за уральским хребтом и на севере – вологодская, архангельская, костромская области. Героем – человек этой деревни – тот, что и доселе живёт на земле своих дедов, и тот, что в силу разных, объективных и суетных причин покинул родную землю, ушел в город и домой наезжает не часто и не надолго.

Как бы ни были близки друг другу по духу, по идейным и эстетическим устремлениям той или иной плеяды литературной – близнецов в литературе не бывает. Вот и в отношении В. Распутина тому, кто приглядывался к его творчеству с самых истоков, с первых публикаций в журналах Сибири – очерк «Вниз и вверх по течению» – несомненным становилось, что имя его чаще повторяется и звучит громче других имён. Так было когда после ряда очерковых публикаций – книжек появилась первая, получившая всесоюзное звучание, повесть Распутина «Деньги для Марии» (1967г.), так было и со следующей повестью «Последний срок» (1970г.), и со следующими «Прощание с Матёрой» (1976г.), «Пожар» (1986г.).

Повесть «Пожар» опубликованная журналом «Наш современник», в 1989 году была удостоена Государственной премии СССР. В своих произведениях Распутин раскрывает единство людей с природой, таёжную романтику, старается разобраться в сложности внутреннего мира человека.

Валентин Распутин – художник болеющий за человека, врачующий его раны. Природа его творчества гуманность «Нет сейчас проблемы важней, чем высокое, достойное времени, нравственное утверждение человека», - говорит писатель, объясняя не только содержание собственного творчества, но и главное направление художественных исканий всей советской литературы. В. Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова.

Дочитывая его повесть, думаешь и убеждаешься в том, что узнал о героях этой повести всё сполна, что должен был о них узнать. Ни капли сомнения, будто бы автор чего – то не сказал о них или сказал не так. Прочитав повесть не возникает желания чем – то дополнить автора, нет подозрения в каких – то вольных или невольных недомолвках, нет прерывности в линии поведения его героев. Автор не оставляет на наше усмотрение ничего – всё решает сам. Этим он достигает законченности своих произведений, законченности сюжета, мысли, чувства.

В своих повестях он ведёт речь о таких вещах и событиях человеческого существования, которым недомолвки и различные вариации попросту несвойственны, не в природе этих событий.

В повестях «Последний срок», «Живи и помни» речь идёт о жизни и смерти. Природой предусмотрено так, что решающий факт жизни – рождение человека – навсегда остаётся для него тайным и неизвестным: никто не знает и не помнит своего рождения, не знает и не помнит своего раннего младенчества, смерть же факт сознательный.

В «Прощании с Матёрой» Распутин ещё больше раскрывает перед нами, читателями, эту общечеловечность своих героев. «Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?», …- спрашивает автор. Он снова очень просто, житейски и обобщённо ведёт речь о человеке вообще. В новь и вновь писатель обобщается коренным вопросом жизни и смерти человека, истоком и целью его существования, его отношение с обществом и природой. Только теперь – это почти сегодняшний день с его радостными и нелёгкими проблемами, и в центре внимания писателя – уже не два и не три человека, а судьба целой деревни которой уготовано встать на перекрёстке противоречивых созидательных забот века 19-го.

В книгу Героя Социалистического Труда В. Г. Распутина входит повесть «Прощание с Матёрой», «Пожар», составившие волнующую диалогию о трагических судьбах сибирских крестьян, которые испытали в периоды застоя и гигантомании, ликвидации, «неперспективных» деревень испытывают до сих пор разрушительные последствия неразумного хозяйствования, хищнического отношения к природным богатствам и людям.

Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой » (1976) – одно из самых значительных, вершинных произведений деревенской прозы. Конкретная жизненная ситуация приобретает здесь обобщенно-символическое значение. Жанр произведения можно определить как философскую притчу. О судьбе родины, всей земли, моделью которой и является Матера, с тревогой размышляет писатель.

Матера – это остров на Ангаре, где уже триста с лишним лет живут люди, из поколения в поколение возделывая плодородную сибирскую землю, в изобилии дающую им хлеб, картошку, корм для скотины. Создается впечатление вековечной жизни: старухи на острове уже не помнят в точности своих лет.

Когда приходит время, с Матерой они прощаются, как с живым существом. Ее уход старожилы объясняют вмешательством неразумной человеческой воли в естественный ход вещей, в разумное жизнеустройство. Исчезновение Матеры равносильно концу света. Но все это очевидно только для старух, старика Богодула и самого автора. Особенно тяжело переживает происходящее Дарья Пинигина, «самая старая из старух». Она «видит на память» всю историю Матеры.

Образ Дарьи, мне кажется, – самая большая удача Распутина. Он уникален по своему драматическому психологизму и философичности.

В мыслях Дарья всегда обращается к предкам, которые жили и умерли, чтобы подготовить жизнь новых поколений, которые оставили им свой духовный опыт. Героиня болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил материнцев «нечистью» из санэпидстанции становится для Дарьи и других старожилов Матеры настоящей бедой. По их мнению, это признак полного одичания человека.

Таким образом, один из основных философских смыслов повести заключается в том, что не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Распутин устами своей героини, Дарьи, говорит о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Память Дарьи не смыть водами Ангары. Она даже избу свою, в которой жили многие поколения предков, провожает в последний путь, как живую, отмывая и беля в последний раз.

Писатель показывает, как от поколения к поколению связи с Матерой ослабевают. Пятидесятилетний сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в своей яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабкой спор о техническом прогрессе. В дальнейшем существовании острова он не видит толку и согласен отдать его «на электричество». Тем самым Андрей отрекается от своей родины и объединяется с чужими, «официальными лицами», для которых жители Матеры – «граждане затопляемые».

Распутин вовсе не против прогресса, но его настораживает то, что за ним теряется человек. В устах Дарьи звучит материнская тревога и боль за человеческую душу, изуродованную цивилизацией. Героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди – машинам и предостерегает: «Себя вы и вовсе скоро растеряете по дороге».

В повести двадцать две главы, в которых воспроизводится быт жителей Матеры в последние три месяца их пребывания на острове. Сюжет развивается неторопливо, позволяя вглядеться в каждую деталь навсегда уходящей жизни, в подробности привычного пейзажа, ставшего особенно дорогим накануне гибели. В черты родной своей природы вглядывается Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая строгим и справедливым характером, что притягивает к ней слабых и страдательных. Она оказывается в центре переплетения сюжетных линий, связанных с другими жителями Матеры: Богодулом, Катериной и ее сыном Петрухой, Настасьей, женой деда Егора, Симой, воспитывающей внука Колю.

Дом Дарьи – последний оплот «обжитого» мира в противостоянии с «недумью, нежитью», воплощенной в мужиках, присланных, чтобы сжечь ставшие ненужными постройки, деревья, кресты на кладбище, а также в председателе бывшего сельсовета Воронцове.

В этом философско-нравственном произведении затрагиваются проблемы, ставшие актуальными на исходе ХХ века: экономические последствия научно-технического прогресса, наступление цивилизации на немногие уголки патриархальной жизни. Но, кроме того, «прощание с Матерой» рассматривает и вечные вопросы: отношения поколений, поиск смысла человеческого существования, ожидание смерти. В социально-бытовых вопросах повести - различие городского и деревенского укладов жизни, разрушение традиций, отношение народа к власти - высвечивается их глубинный, сущностный смысл.

рассказ В.Распутина «В ту же землю» В годы «перестройки» и в начале 90-х годов в творчестве писателя преобладает не художественная проза, а публицистика: немедленный отклик на происходящее потребовал иной жанровой природы. Новый этап эволюции художественной прозы писателя наступает в середине девяностых годов: опубликованы рассказы – «В ту же землю…» (1995), получивший международную российско-итальянскую литературную премию «Москва-Пенна» в 1996 году, «Нежданно-негаданно» (1995), «Новая профессия» (1997), «Изба» (1999), к повести писатель возвращается уже в начале ХХI века - последним крупным произведением писателя стала повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003). Значение творчества В.Распутина в современной литературе, безусловно, трудно переоценить. Это один из писателей первого ряда. Изменяющееся лицо политического строя России, не изменило главного в творчестве В.Распутина - ориентацию на вечные человеческие ценности. Символично, что Ю.И.Минералов, современный литературовед, исследуя литературу девяностых годов утверждает, что «из ныне живущих писателей автор этого пособия как читатель никого не смог бы поставить выше Валентина Распутина, рассказ которого «В ту же землю» как «маленькая трагедия» все из того же нашего сегодня».

В последних рассказах представлены характерные для писателя устойчивые мотивы (памяти, дома, жизни, смерти), дан традиционный образ старой женщины, даже драматизм повествования, казалось бы, не должен удивить читателя, однако тональность рассказа достигает почти апогея, доходя до апокалипсиса: ощущение катастрофичности бытия дают бытовые зарисовки, но, главное, усиливает его - почти открытая публицистичность. Зона автора настолько увеличена, что событийность рассказа отходит на второй план, здесь важнее оценка происходящего, диалог между автором и читателем - исследование происшедшего нравственного крушения в современном мире: «Это началось с переезда из поселка гидростроителей в город, где на смену мятежной и окрыленной кочевой молодости собирался оседлый и расчетливый народ – эксплуатационники. Кочевье укатилось дальше, на следующую стройку. Оставались пожинающие плоды, они обзаводились машинами, дачами, дефицитом и, как и всюду, где жилось льготно, острили и напитывали ядом умы».

В рассказе «В ту же землю» представлена одна из ключевых тем В. Г. Распутина: человек перед лицом смерти. Ещё одна старуха, почти святая, как все распутинские старухи, умирает, исполнив свой долг перед жизнью. Но героиня не она, а её дочь, немолодая уже женщина - Пашута. Страшна не сама смерть матери, а то, что нет денег проститься (героиня два месяца без работы, да и прописана была старушка в деревне), проводить ее по священным человеческим обычаям, произошло нарушение извечных человеческих устоев: нет денег, чтобы заплатить за гроб, за могилу на кладбище, поэтому и решает похоронить мать тайком, ночью, высмотрев подходящее место в лесочке за городом.

Распутин остается верен повестям семидесятых и восьмидесятых годов - его любимые герои по- прежнему – пожилые, совестливые люди, обладающие большим жизненным опытом, теперь пытаются осмыслить новую жестокую и трагическую реальность: «Народ пошел на площади протестовать, эти протесты, как и всюду, были использованы, чтобы свалить старую власть, но пришла новая – и сами собой протесты прекратились, потому что новая знала самый верный способ борьбы с недовольством: не делать одно лучше, другое хуже, а развалить без сожаления все, и тогда в охоте за куском хлеба, хватаясь по-животному за любую жизнь, забудут люди о такой причуде, как чистый воздух и чистая вода».

Тема души является одной из ключевых в творчестве позднего В.Распутина. Несмотря на внешнюю некрасивость, немиловидность, Пашута, как и Дарья, Агафья, сохранила свою нежную душу, «устроенную грубо». Внутреннее, духовное, у Распутина неизмеримо выше материального, что бы ни происходило с лучшими героями писателя, главное, соблюсти душу, не солгать самому себе; полуграмотные старухи стоят несравнимо выше многих высокобразованных людей. Оттого так и корит себя старуха Анна («Последний срок») перед смертью за когда-то выдоенную корову, что совестно перед самой собой за совершенный грех, однако в той повести семидесятых именно дети (будущее поколение) потеряли нравственную «планку», теперь иная героиня того поколения, которая всю ответственность за нарушение нравственных законов берет на себя. «Надо хоть сердце свое заменить, чтобы оно не пугалось, но справиться самой. И сразу сказать себе, что другого выхода нет». В самом названии словно заложена цикличность жизненного круговорота, возвращение на круги своя. Рассказ написан в 1995 году: Пашута не из того поколения старух, таких как Агафья в «Избе», тем более, Дарья в «Прощании с Матерой», которые помнят крестьянскую Русь со своим жизненным укладом и традициями. Пашута (ей под шестьдесят), и Кузьма, и Мария (повесть «Деньги для Марии»), и герои повести «Последний срок» – Люся, Варвара, Михаил – поколение предвоенной поры, но они диаметрально противоположны друг другу. Одним из центральных вопросов для писателя в прозе этого периода является вопрос «Почему это поколение не сохранило память предков об извечных нравственных ценностях, с помощью которых осуществляется обновление мира и человек сохраняется как личность (память о труде, совести, доброте, красоте и др.)? Что произошло с русской душой?»

Пашута, казалось бы, отошла от деревни: в восемнадцать лет убежала на стройку, где проработала в рабочей столовой всю жизнь, но сохранила свой внутренний мир, созвучный деревенскому жителю. Многое в ней напоминает лучших героинь В. Распутина: отношение к деревне, ее обычаям и традициям, понимание четкой грани между правдой и ложью, между добром и злом, но главное, - это осознание происходящего как нарушения всех нравственных законов, недопустимости подобного нарушения с точки зрения человеческой морали, поскольку последствия подобных действий человека катастрофичны для его же бытия. Духовное вырождение равносильно физическому вырождению нации (символична трагическая гибель другого персонажа, похороненного в лесочке рядом с Аксиньей Егоровной).

Решение Пашуты похоронить мать «наособицу» – акт отчаяния, но рожденный не одним лишь безденежьем. Это фактически ее противостояние преступному миру алчности: «Без них. Мне к ним идти не с чем». Пашута чувствует вину перед матерью – увезла из деревни, не дала помереть и похоронить, как положено – горечь и великое страдание звучат в раздумьях Пашуты: «Господи, но как же просто было бы сейчас в деревне! Как близко там почившему от дома до дома! Снесли бы Аксинью Егоровну на руках, положили просторно среди своих, деревенских, и весь обряд был дорогой к родителям, а не хождением по мукам, по хищникам – разбойникам, наживающиеся на смерти». В ситуации, когда память напоминает о невозможности исполнения извечного долга перед умершим, жизнь становится страданием и пыткой. В художественной системе В. Распутина память (рода), имеющая универсальное значение, отождествлена с самим смыслом, сутью, человеческого существования, неразрывно связана с категорией совести, почти забытой сегодня в литературе, объявившей ее устаревшим понятием (например, в пелевинских произведениях).

Стас Николаевич, близкий Пашуте человек, в прошлом инженер на алюминиевом заводе, а теперь - плотник, ужасается, услышав просьбу – помочь похоронить мать: «Но это же не похороны, Пашута. Это же – зарыть! Ведь она у тебя русского житья была человек», – возражает он. Тем не менее, безумное решение принято. Стас сколачивает гроб, зовет на помощь друга Серегу. Ночью тайком они выкапывают могилу в редколесье близ города. Описание похорон ассоциируется с концом свет, внутренние ощущения персонажей перекликаются с состоянием природы (ветер, шум дождя, природа словно помогает героям – иначе удары железа о камень раздавались бы далеко), неоднократно повторяется: «А ведь везет, везет». Голос автора смешивается с голосом героини: «Господи, как хорошо не видеть того. Что делается на этой земле».Духовное опустошение, потрясение, вызванное смертью близкого человека. Само по себе нелегкое испытание, но нарушение этических норм поднимает пафос рассказа до трагического звучания.

Пашута обличает новые порядки, без стыда и совести разъединившие людей, «время настало такое провальное». Стас Николаевич пьет оттого, что не может перенести «подлости и бесстыдства» образованного, захватившего власть: «Я тебе скажу, чем они нас взяли, – не отвечая, взялся он рассуждать. – Подлостью, бесстыдством, каинством. Против этого оружия нет. Нашли народ, который беззащитен против этого…Я алюминиевый завод вот этими руками строил. А два пройдохи, два то ли брата, то ли свата под одной фамилией… И фамилия какая –Черные!…Эти Черные взяли и хапом его закупили. Это действует, Пашута! Действует будто меня проглотили!». Все последние рассказы («Нежданно – негаданно», «В ту же землю…», «Новая профессия», «Изба») и повесть В. Распутина говорят одно: спасение России в возрождении традиционных национальных духовных и культурных ценностей. Писателя волнует «невольная вина каждого за попущение злу». Предостерегая общество от «жизни на краю», от «светопреставления» (В. Распутин), писатель поднимает вопросы недопустимости «архаровской» жизни, безответственности за происходящее как предостережение писателя от потребленческой, хищной позиции в жизни. Задавая себе вопрос: «Как из того, что начиналось тут, получилось то, что есть?». Умудренная жизненным нелегким опытом героиня рассуждает: «Время настало такое провальное, все сквозь землю провалилось, чем жили… Ничего не стало. Встретишь знакомых – глаза прячут, не узнают. Надо было сначала вытравить всех прежних, потом начинать эти порядки без стыда и без совести. Мы оттого и прячем глаза, не узнаем друг друга – стыдно… стыд у нас от старых времен сохранился. Все отдали добровольно, пальцем не шевельнули… и себя сдали. Теперь стыдно. А мы и не знали, что будет стыдно». Ощущение ненужности человека, обособленности каждого, внутренней опустошенности красной нитью проходит через весь рассказ как восприятия времени, не спасают ни материальное добро, ни свой мир, ни обращенность внутрь себя (современное слово «самодостаточность»): человек не может быть только нужен самому себе, он – часть общей жизни, «общего организма», особенно это характерно для общинного русского менталитета, никогда не живущего только для себя.

Словосочетание «общая жизнь» восходит, как известно, к Л.Н.Толстому и становится емким образом-понятием, который вбирает в себя нравственные представления о взаимосвязи людей. Идея взаимосвязи человека и рода, нации, и общего круговорота жизни проходит через все произведения писателя. В отличие от «Избы», где некому передать Дом и обычаи предков, внучка Татьяна понимает, что существование человека возможно только в единении, в противоборстве, равнодушию, злу: «– Бабушка, ты разговаривай со мной, разговаривай! … Хочу помогать тебе, хочу, чтобы ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе…». Фабульно рассказ не завершен. А как жить дальше? Внутренний, главный, конфликт не исчерпан: противостояние Пашуты бездушному миру заканчивается обращением к вере предков – внутренней силе, многих поколений: «На обратном пути Пашута заехала в храм. Неумело попросила, неумело зажгла свечи и поставила – две за помин души Аксиньи и Сергея и одну во спасение души Стаса»]. Изменение нравственных параметров, шоковое состояние общества уже пережито, но плата за моральное растление чрезвычайно высока. Поздние произведения В.Распутина продолжают лучшие традиции русской классической литературы, ее вечное «Глаголом жечь сердца людей».

14 марта за день до своего 78-летия ушёл из жизни замечательный русский писатель, общественный деятель, человек широкой души и доброго сердца – Валентин Григорьевич Распутин.

Родился Валентин Григорьевич в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской области в крестьянской семье. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ ). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета.

Работал в редакционной коллегии книжной серии «Литературные памятники Сибири». В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Во время перестройки занимал активную гражданскую позицию, негативно относился к либерализму и перестроечным реформам. В 1989-1990 годах был Народным депутатом СССР. Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна». Распад СССР воспринял как личную трагедию. В 2000-х годах являлся членом Патриаршего совета по культуре. В Иркутске содействовал открытию Православной женской гимназии, был одним из издателей православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск».

Некоторые известные произведения Валентина Распутина были экранизированы с 1969-го года. В частности, это такие рассказы и повести, как «Рудольфио» (1969), «Уроки французского» (1978), «Продается медвежья шкура» (1980), «Прощание с Матерой» (1981), «Василий и Василиса» «1981», и, наконец, «Живи и помни» (2008).

Валентин Григорьевич посвятил всю свою жизнь одному великому делу: учил людей хорошему. И это ему удавалось. Произведения писателя читал практически весь советский народ. Такие разные истории, такие разные герои, такой разный посыл каждой повести или рассказа, но их объединяет одно: желание помочь читателю стать добрее, милосерднее, сочувственнее и внимательнее к другим.

Рассмотрим работу Валентина Григорьевича на примере некоторых конкретных произведений.

Так, автобиографический рассказ , обзор которого мы сделали за неделю до смерти писателя, учит читателей состраданию, милосердию и человеческому достоинству. Главный герой Володя уезжает из родной деревни, чтобы учиться в средней школе, однако в суровые послевоенные годы еле сводит концы с концами, заболевает малокровием. Средств не хватает даже на необходимое при малокровии молоко. Молодая учительница вникает в проблемы ученика и старается всячески помочь ему, но мальчик отказывается, потому что принимать помощь ниже его достоинства. Учительница придумывает азартную игру и нарочно проигрывает мальчику деньги, за что увольняется директором школы, уезжает на Кубань, однако продолжает присылать Володе посылки.

Это не просто «Уроки французского», это уроки доброты, солидарности и достоинства. В чем-то это и упрек некоторым современным учителям, которые заботятся лишь об отработке часов, заработной плате, и вовсе забывают помогать своим ученикам, ведь учителя играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения – будущего нашей страны.

В рассказе «Продается медвежья шкура» сюжет довольно простой. Охотник Василий в тайге с легкостью расправляется с обитателями дикой природы, особенно медведями. «Он был отличным медвежатником». Однажды, убив медведицу, он понимает, что его жизнь превратилась в ад: медведь начинает преследовать его и даже нападать, пытаясь отомстить за убийство своей жены-медведицы. Главный герой вынужден убить медведя из ружья, но это отнюдь не облегчает жизнь Василия: его начинает мучить совесть, он задумывается о праве людей вмешиваться, вторгаться в судьбу обитателей таежного мира.

Совестливость и забота о природе – главный посыл данного произведения. Читатель невольно становится на место главного героя и начинает рассуждать синхронно с Василием о вреде вмешательства в жизнь медведей и других животных. Произведение подталкивает читателя также задуматься о месте и роли каждого элемента в живой системе мира, об осознании понятия меры ответственности, как следствия свободы воли выбора, о встрече с осознанием «побочных эффектов» представления о собственном превосходстве или всемогуществе.

Рассказ «Василий и Василиса» повествует о простой деревенской семье: о муже Василии, жене Василисе, их детях и их соседях. Все шло своим чередом, пока Василий не пристрастился к алкоголю и в пьяном состоянии не избил свою беременную жену, у которой вследствие этого случился выкидыш. После этого главного героя мучает совесть за содеянное, но в старости он получает прощение от своей супруги. Рассказ служит примером сильнейшей антиалкогольной пропаганды, которой сегодня так не хватает в нашей жизни.

И, наконец, рассмотрим посыл экранизированной трагедии писателя – «Прощание с Матерой» . Рассказ о переселении жителей деревни на новое место в связи с затоплением деревни для строительства ГЭС. Показаны самые глубокие эмоциональные переживания и страдания всех героев рассказа. Деревенские очень болезненно воспринимают переселение, ведь здесь могилы их предков, которые они желают забрать с собой на новое место… Суть данного произведения заключается в демонстрации настоящей любви к Родине. Не только к малой, как в повести, но и к большой Родине, ведь человек врастает в родную землю корнями.

Главные герои произведений Валентина Григорьевича Распутина – очень разные люди, но их объединяют такие качества, как совестливость, сочувствие, бескорыстие, любовь к Родине, неприятие пороков, исправление собственных ошибок. Все работы великого русского писателя учат нас быть достойными, ответственными и трезвыми людьми.