- Отец Евфимий, расскажите, пожалуйста, о Патриаршей литературной премии. В чем ее особенности, отличия от других литературных премий?

Премия учреждена Священным синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла. На настоящий момент это самая молодая литературная премия России, а лучше сказать - используя вошедший с недавнего времени в употребление термин - Русского мира, поскольку среди кандидатов на премию могут быть не только граждане России, но и все писатели, которые пишут на русском языке вне зависимости от того, в какой части света они живут. Также и в Палате попечителей премии есть представители Украины, Белоруссии и русского зарубежья.

Если говорить об особенностях премии, то, на мой взгляд, очень важно, что это не просто одна из многих инициатив, поддержанных Церковью, а именно инициатива самой Церкви, причем та инициатива, которую Церковь воплощает в жизнь исключительно своими силами - денежная составляющая премии будет выплачиваться из церковного бюджета.

В этом смысле учреждение Премии - беспрецедентная попытка Церкви поддержать русскую литературу и в чрезвычайно сложный для нее период протянуть ей руку помощи. Если хотите, это символический акт примирения - ведь мы знаем, что история взаимоотношений Русской Церкви и русской литературы знает разные периоды, так что появление такой премии можно рассматривать как предложение стать, наконец, полноценными союзниками.

- У каждой премии есть свои критерии. По каким критериям отбираются претенденты на Патриаршую премию?

Об этом сказано в Положении о премии, где в частности говорится, что премия присуждается за вклад в русскую литературу, а также за укрепление в обществе христианских ценностей, под которыми понимается совокупность духовных и нравственных норм, хранимых Православной Церковью. Это и есть основной критерий. В отличие от премий, которые вручаются за конкретное произведение, Патриаршая литературная премия по своему типу ближе, например, к Нобелевской премии или к государственным премиям.

Эта премия означает признание со стороны Церкви всей совокупности заслуг писателя не только как автора конкретного произведения, но и как общественного деятеля, как человека, занимающего определенную жизненную позицию, имеющего христианское мировоззрение и распространяющего соответствующие этому мировоззрению взгляды. В таком подходе заключается очень важная и, к сожалению, в наше время часто пренебрегаемая идея цельности личности писателя, неразрывной связи жизни автора и его произведений. Ведь как известно, дух творит себе формы. Собственно, в этом, наверное, и заключается критерий подлинности писательского творчества: соотносимо ли оно - прямо или, может быть, косвенно - с тем, что открывает нам Слово Божие, что являет нам Бог-Слово в Своем Откровении? В этом же, очевидно, ключевое отличие подлинного писателя от графомана.

Людям ведь не все равно, какой образ жизни ведет священник. Так же и настоящим читателям всегда интересна личность писателя. Помню, еще в университете на одном из семинаров по истории русской литературы мы обсуждали вопрос, могли бы Пушкин и Лермонтов быть признаны национальным гениями, если бы на дуэли они убили своих противников? Тогда сама постановка вопроса меня поразила - ведь к моменту своих дуэлей и Пушкин, и Лермонтов уже написали все те тексты, с которыми они вошли в мировую литературу. В результате долгих и напряженных обсуждений мы пришли к выводу, что убийцы не могли бы получить народное признание как национальные гении. Гений и злодейство несовместимы, как убедительно показал это тот же Пушкин, а значит подлинный гений - это еще и нравственный авторитет.

- Кто может быть выдвинут в качестве кандидата на присуждение Патриаршей премии?

Конечно, это должен быть писатель-христианин, человек, имеющий православный взгляд на мир и выражающий этот взгляд в своих произведениях. Мне лично ближе определение писатель-христианин, чем православный писатель, потому что когда мы говорим о том или ином писателе, что он христианин, то подразумеваем, в первую очередь, его причастность к великой традиции русской литературы, а не собственно конфессиональную принадлежность. А то, что в России писатель-христианин это именно православный христианин, само собой разумеется, потому как - извините уж, никого не хочу обидеть - ни католик, ни протестант, ни тем более сектант не может быть русским писателем. Такой человек может, конечно, писать по-русски, но быть русским писателем, то есть представителем и продолжателем вполне конкретной духовной и литературной традиции, он не может.

Поэтому очень хотелось бы, чтобы премия содействовала в том числе реабилитации в общественном сознании таких понятий как христианство и христианские ценности. Чтобы люди осознали наконец: в России христианство и Православие всегда были тождественными понятиями и должны ими оставаться и впредь. Странное дело - в последнее время, если речь идет о христианстве, то почему-то в большинстве случаев предполагается, что имеется в виду инославие - католицизм, протестантизм или даже сектантство. Это очень опасный крен в общественном сознании, который необходимо устранить. Надеюсь, что наши писатели напомнят нам, что наши предки принимали христианство, а его проповедником и хранителем испокон веков на Руси была Православная Церковь.

К сожалению, у нас не так много авторов, которых можно было бы считать продолжателями той великой литературной традиции, которая была сформирована в России и является неотъемлемой частью русской и мировой культуры. Классическая русская литература - явление уникальное, потому что эта литература как никакая другая литература мира характеризуется обращенностью к глубинам человеческой души, человеческого духа. Именно русские писатели пытались ставить в своих произведениях извечные, возможно, неразрешимые вопросы человеческого бытия. Этим всегда отличалась большая русская литература, и именно этим она была интересна людям других культур. К чести русских писателей нужно сказать, что даже в периоды самой глубокой отчужденности литературы от Церкви среди них всегда находились те, кто осознавал или, по крайней мере, интуитивно понимал глубинную общность задач, которые призваны решать Церковь и литература.

Как я уже сказал, писателей, которых мы с полным правом могли бы сегодня отнести к творцам большой литературы, немного, но количественный показатель в данном случае не самый главный. Примечательно, что все номинанты - это люди, родившиеся и прожившие значительную часть своей жизни в советскую эпоху. И сам факт того, что ныне Церковь признает их продолжателями великой традиции русской литературы - традиции в основе своей христианской, говорит о многом. Если наша литература не сломалась, выстояла и в суровую эпоху государственного безбожия, и во времена постсоветского хаоса, значит есть надежда и на ее возрождение в будущем.

- Кто формирует короткий список, кем и как определяется лауреат?

Короткий список формируется Советом экспертов, в который входят известные литературоведы, писатели и священнослужители. Совет экспертов представляет короткий список Палате попечителей, и здесь я хотел бы уточнить одну деталь. Чаще всего под попечителями понимаются благотворители, но в данном случае попечение заключается не в предоставлении финансовых средств. Поскольку инициатором учреждения Премии выступил Святейший Патриарх, то он и является ее главным попечителем, а писатели, литературоведы, литературные критики и священнослужители - те, кто выступают как ассистенты и советники Патриарха при избрании лауреата - соответственно образуют Палату попечителей.

Именно этот орган продолжает экспертную работу и определяет лауреата, причем его избрание состоится непосредственно в ходе торжественной церемонии 26 мая в храме Христа Спасителя, избран он будет тайным голосованием. В 2011 году премия будет вручаться впервые, поэтому в этом году будет избран только один лауреат. Впоследствии число лауреатов может быть больше.

Как секретарь Совета экспертов хотел бы пояснить, что наш Совет выбирал номинантов из тех кандидатов, которые были выдвинуты в соответствии с Положением о премии. Были достаточно известные авторы, которые не пожелали выдвигаться и взяли самоотвод. Были и те, кто, возможно, желал бы побороться за звание первого лауреата Патриаршей премии, но никем не был выдвинут. Каждый член Совета экспертов высказывал свое мнение о том, кто с его точки зрения достоин быть включенным в этот список. По совокупности этих мнений, по результатам обсуждения и были определены номинанты. Среди них есть и священник-писатель, и женщины-писательницы - причем одна из них представляет Русское Зарубежье. К сожалению, в этот раз никто не был выдвинут с Украины и из Белоруссии - надеюсь, этот изъян будет восполнен в последующих премиальных сезонах.

Какую роль играют литературные, художественные достоинства произведения при решении о присуждении премии?

Художественные достоинства - это понятие достаточно субъективное, и сегодня художественным произведением зачастую объявляется то, что ровным счетом не имеет никаких признаков художественности и еще совсем недавно ни при каких обстоятельствах не могло бы быть допущено к печати. Ведь как известно, если содержание невозможно без формы, то форма возможна и без содержания. И сегодня именно под вывеской своеобразия художественного мировосприятия автора многотысячными тиражами издаются всевозможные скабрезные книжонки, содержащие матерную брань и описание всяческих низостей, на которые только способен человек.

Христианский взгляд на литературу отнюдь не пренебрегает формой, но предполагает, что содержание первично по отношению к форме. Как говорил Николай Васильевич Гоголь, искусство - это незримые ступени к христианству, поэтому ценность художественного произведения определяется тем, в какой степени оно способно подвести читателя к восприятия высших смыслов. В христианской картине мира смысл как таковой - это смысл Божественного Откровения, это смысл Слова Божия, Священного Писания. Все остальные смыслы восходят к этому высшему смыслу.

Очевидно при этом, что чем глубже смысл, тем совершеннее должна быть форма, его выражающая. Если писатель создавал произведение, побуждаемый силой Божией, вдохновляемый пророческим даром - а тема пророческого служения очень близка русской литературе, то это обязательно найдет отражение в литературной форме его труда и предопределит художественные достоинства его произведения.

- Какая литература сегодня нужна? Какая литература сегодня востребована?

Нужна и востребована - это два разных вопроса. Серьезная, подлинная - большая литература, нужна будет человеческому обществу всегда - точнее, до тех пор пока оно захочет оставаться человеческим. Наше общество давно является секулярным, решение всех духовных вопросов вытеснено здесь в частную сферу жизни, поэтому серьезная литература для него - это единственное пространство для диалога о вечных ценностях, для размышлений о вечных вопросах. Это если хотите - его последняя надежда, последний шанс сохранить себя от полного одичания.

Другое дело, какая литература сегодня востребована - это зависит от того, как продается та или иная книга, насколько успешно она проходит фильтры, которые устанавливаются средствами массой информации. Если книга не соответствует определенному формату, то она практически не имеет шансов быть опубликованной в более или менее тиражных изданиях. В подавляющем большинстве случаев издательства не берутся издавать те произведения, которые не принесут доходов.

В этом году в короткий список Патриаршей премии наряду с признанными мэтрами современной литературы вошли и менее известные писатели. Некоторых из них пока довольствуются весьма скромными тиражами, однако сам факт включения того или иного писателя в короткий список Патриаршей литературной премии должен стать для издателей сигналом о том, на кого нужно обратить внимание.

Хотелось бы, конечно, чтобы Патриаршая премия стала центром притяжения для тех литераторов и писателей, которые осознают свою преемственность по отношению к великой традиции русской литературы. Вообще, идея преемственности - это одна из ключевых идей христианства, ведь Предание Церкви и есть по большому счету преемственность веры, учения и опыта. И если Церковь живет Преданием, если Предание является основой жизни Церкви, то и подлинная литература будет жива до тех пор, пока сохраняет преемственность с той литературой, которая обогатила мир, все человечество своими идеями, прозрениями и подходами.

Будем надеяться, что Патриаршая литературная премия напомнит об этом современным писателям, читателям и всему нашему обществу.


28 мая 2012 г. Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось вручение Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Эта премия учреждена в 2009 году «для поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества». Она присуждается не за отдельную книгу, а за все творчество писателя. Кандидатов на соискание премии выдвигают «Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, синодальные учреждения Русской Православной Церкви, а также редакции литературных журналов». Первый раз Патриаршая премия вручалась в 2011, тогда лауреатом стал российский писатель В. Крупин.

В этом году в короткий список премии вошли 10 номинантов: протоиерей А. Владимиров, писатели В. Бахревский (по его романам написан сценарий телесериала «Раскол»), Б. Екимов, В. Николаев, О. Николаева, А.Сегень (по его книге снят известный фильм «Поп»), А. Солоницын, С. Щербаков, А. Яковлев и литературовед, переводчик И. Чарота.

С группой учителей, библиотекарей и прихожан обнинских храмов мы побывали не только на церемонии награждения, но и процедуре избрания лауреатов. Возглавлял церемонию Святейший Патриарх Кирилл.

Коротко о впечатлениях. Зал очень красивый, комфортный, украшен живыми цветами. Просторное фойе с великолепным зимним садом. Негромко играет оркестр. Обстановка празднично-приподнятая. В первом ряду сидят писатели – номинанты.

Все начинается с общей молитвы и приветственной речи Патриарха. После этого членам Палаты попечителей премии раздаются бюллетени с именами номинантов, а затем, пока счетная комиссия (архимандрит Тихон Шевкунов, профессор МГИМО Ю.П. Вяземский, ректор Московской консерватории А.С. Соколов) подсчитывает голоса, мы смотрим фильм, представляющий каждого номинанта. По окончании подсчета голосов Святейший подписывает прямо на сцене бюллетень комиссии. И торжественно объявляются лауреаты. Ими стали писатели – однофамильцы Олеся Николаева и Виктор Николаев. Писатель Виктор Николаев (р. 1958) – майор запаса, афганец, автор книг «Живый в помощи. Записки афганца», «Из рода в род», «Безотцовщина», «Шамординские истории». Олеся Николаева (р. 1955) – поэт, прозаик, эссеист, у нее издано 13 книг прозы, 11 – поэзии, 4 сборника эссе. С 2008 года она активно работает на православном телеканале «Спас».

Святейший Патриарх Кирилл вручает награды и тепло поздравляет лауреатов и номинантов. Лауреаты держат ответное слово. А потом все вместе фотографируются.

На этом завершилась официальная часть, и начался концерт, в котором приняли участие хор Московской духовной академии, детские хоровые и хореографические коллективы, певцы. Нам особенно понравился чудесный детский хор «Московские колокольчики» и мужской хор, который великолепно исполнил старинный вальс «Амурские волны».

В фойе можно было приобрести книги писателей и номинантов. Мы купили новую книгу лауреата премии В. Николаева «Шамординские истории» и 2 книжки номинанта премии С. Щербакова.

Кстати, в библиотеке имеются не менее 10 книг О. Николаевой, 3 книги В. Николаева, а также книги А. Владимирова, В. Бахревского, А.Сегеня и А. Яковлева. А более подробные сведения о лауреатах и номинантах можно прочесть в майском номере журнала «Православное книжное обозрение», он тоже есть в библиотеке. Читайте!

Фотозарисовки



Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.


Работает Счетная комиссия.


Патриарх Кирилл подписывает протокол Счетной комиссии.


Детский хор "Московские колокольчики". Хореографическая студия "Щелкунчик".


Москва-река напротив Храма Христа Спасителя.

28 марта 2017 года в Красном зале Храма Христа Спасителя был утвержден короткий список кандидатов на присуждение Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 2017 года. Сегодня мы коротко рассказываем о каждом номинанте.

Проза священника Ярослава Шипова

Протоиерей Ярослав Шипов – номинант Патриаршей литературной премии 2017 года.

Родился Ярослав Алексеевич Шипов в 1947 году семье журналистов, прошедших Великую Отечественную войну. Детство и юность провел в Москве, где в 1974 окончил творческий семинар С.Залыгина в Литературном институте им. А.М.Горького. Уроки признанного мастера прозы, занятия в семинаре вместе с И.Евсеенко, Г.Баженовым, С.Рыбасом и другими будущими известными писателями помогли Шипову найти свой неповторимый стиль повествования, который он оттачивал все последующие годы.

В 1976 году в журнале «Сельская молодежь» был опубликован первый его рассказ «Путешествие на линию фронта». В 1981 в издательстве «Молодая гвардия», активно печатавшем начинающих авторов, выходит первая книга Шипова с одноименным (по первому опубликованному рассказу) названием. За нее молодой писатель был удостоен почетной премии имени А.М.Горького, присуждаемой ЦК ВЛКСМ и СП СССР.

В 1983 он был принят в Союз Писателей СССР. В эти годы Шипов работает в издательстве «Современник» в редакции современной русской прозы. Его книги «Шел третий день» (1984), «Западная окраина» (1986), «Уездный чудотворец» (1990) говорят о том, что в русскую литературу пришел интересный писатель, активно работающий в жанре рассказа, верный реалистическим традициям, несуетно и серьезно вглядывающийся в современный день, в художественной форме решающий духовно-нравственные конфликты и коллизии. Шипов проникновенно, с лирическим воодушевлением рассказывает о русской провинции, о нелегких судьбах своих героев, мастерски описывает родную природу. Писатель активно печатается в журнале «Наш современник», «Москва», «Подъем», «Русский дом», «Литературная учеба», в газетах «Литературная газета» и «Литературная Россия», в книжных альманахах и коллективных сборниках.

С юности увлекался рыбалкой, охотой. Для удобства занятия охотничьим промыслом купил в селе Вологодской области старый дом. К вере пришел в конце 80-х годов, а крестился в 1987. Позже, по благословению духовника, помогал жителям села вернуть полуразрушенный храм Русской Православной Церкви.

В 1991 году стал настоятелем переданного храма - и потом занимался восстановлением еще трех приходов. В то время он писал только статьи для местной газеты о церковных праздниках, святых, православных традициях.

В 1995 году по стоянию здоровья вернулся в Москву. В 2000-м году выпустил сборник рассказов «Отказываться не вправе» - о жизни православного священника в русской глубинке. Затем появились сборники: «Долгота дней» (2002 г.), «Райские хутора» (2007 г.), «Лесная пустынь» (2009г.), «Первая молитва» (2010 г.), «Райские хутора и другие рассказы» (2012 г.), «Тоскующие по небесам» (2013 г.), «Весенний сон» (2016 г.)

Отец Ярослав рассматривает свое литературное творчество как продолжение священнической проповеди. Его рассказы написаны профессионально, занимательно, прекрасным русским языком, с теплым юмором. Их герои - наши современники, которые ищут смысл жизни, утверждаются в вере, ведут к ней других.

Миссионерские новеллы Александра Ткаченко

Александр Ткаченко – номинант Патриаршей литературной премии 2017 года.

Родился в 1967 году в городе Переяслав-Хмельницкий, Киевской области. В 1992 году закончил Калужский колледж культуры. С 2009 по 2014 - редактор раздела "Вера" в журнале "Фома", в котором он более десяти лет практически в каждом номере публикует свои апологетические произведения. Особенность их в том, что написаны они прекрасным русским литературным языком, благодаря чему очень хорошо воспринимаются даже невоцерковленными читателями.

Автор более 300 публикаций в различных СМИ, среди которых - цикл статей, посвященных отечественной литературе и ее связи с православной традицией. В 2010 году стал лауреатом IV фестиваля православных СМИ «Вера и слово».


В 2014 году закончил Московский институт психологии и педагогики. В настоящий момент работает литературным редактором в издательстве детской литературы "Настя и Никита". Отец четверых детей.

Из наиболее значимых книг автора можно выделить: «Бабочка в ладони», «Слезы, летящие к небу», «Исправитель зла», «Спасение безнадежных», «Чего просить у Бога». Эти книги не являются в строгом смысле художественной литературой, скорее это апологетические и миссионерские новеллы. Тем не менее, успех книг у читателей обусловлен не в последнюю очередь уникальным литературным стилем автора, сделавшим рассказ о христианском вероучении доступным и интересным даже для людей, далеких от Церкви.

Также, автор много лет пишет книги для детей. Помимо собственных произведений, он, практически со дня основания является литературным редактором серии детской литературы «Настя и Никита», в которой к настоящему времени вышло уже около двухсот оригинальных книг, написанных различными авторами. Книги этой серии знают родители, учителя и библиотекари в самых разных уголках нашей страны, поскольку серия несколько лет была приложением к православному журналу «Фома» и распространялась по подписке.

Успех «Насти и Никиты» у читателей оказался возможен в том числе - и благодаря многолетнему труду ее литературного редактора. Кроме обычной редакторской работы с текстами, предлагаемый номинант на премию сделал доступными для детей уникальные рассказы о.Федора Конюхова, превратив их в четыре увлекательные детские книги.

Отдельно хочется отметить работу номинанта в издательстве «Никея» над детской серией «Жития святых в переложении для детей». Александр Ткаченко написал для нее более половины всех изданных книг, и, по сути, является создателем литературного стиля этой серии, рассказывающей детям о житии святого. Христианский подвиг святых нашей Церкви раскрывается в понятной для ребенка форме, с элементами художественного повествования. Каждая из книг написана таким образом, чтобы пример святых помогал детям формировать в себе важные душевные качества, необходимые христианину. На протяжении пяти лет своего существования серия пользуется неизменным успехом у читателей.

О книгах прозаика Бориса Спорова

Борис Споров – номинант Патриаршей литературной премии 2017 года.

Родился 8 октября 1934 в городе Актюбинске, с началом Великой Отечественной войны пошел в школу, закончил 4 класса и потом сразу начал работать на оборонном заводе. В 1945 году после возвращения отца с фронта, переехал в центральную Россию, на его родину, в Нижний Новгород (тогда Горький), потом в деревню Лысково. С 1948-1957 гг. работал на строительстве Горьковской ГЭС по специальности плотника, электросварщика, слесаря-сборщика, монтажника.


В 1957 году был арестован и осужден на четыре года по политической статье «пропаганда и агитация против советской власти», за выступление на комсомольской конференции с предложением о роспуске комсомола как политической и ненужной организации. В лагере, где отбывал срок наказания, окончил курс средней школы, получив аттестат. После освобождения успешно окончил литературный институт им. А.М. Горького.

После окончания института работал преподавателем труда в интернате. Через год работал преподавателем русского языка и литературы в деревенской школе. После закрытия школы перешел на воспитательскую работу в интернат города Владимира. Вскоре был реабилитирован.

Работал журналистом в газетах, московских журналах «Наш современник», «Журнал Московской Патриархии», издательствах «Современник», «Отчий дом». Выпустил свою первую книгу в 1984 году. В 1987 году был принят в Союз писателей СССР.

Является лауреатом ряда премий: Православная литературная премия имени Благоверного князя Александра Невского за книгу «Наследники» 2006 год; премия Союза писателей России им. Э. Володина «Имперская культура» за книгу «Кукушкины слезки» 2007 года; медаль им. А. П. Чехова от Союза писателей России. Дипломант конкурса «Просвещение через книгу» проводимого Издательским советом Русской Православной Церкви за книгу «Осада», 2009.

Является автором произведений: «Воин Христов: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)» (Издательство Московской Патриархии), «Отец и Отчич» (Издательство Московской Патриархии), «Выход», «Семь Касьянов», «Антонов огонь», «После войны», «Наследники», «На пути к вере» «Федор». Опубликовал много статей о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Достоевском, Толстом, Чехове и авторах советского периода. Публиковался в журналах: «Москва», «Роман-журнал 21 век», «Родная Ладога».

Борис Споров мастерски переплетает в своих произведениях социальные и духовные проблемы: герои думают о смерти, вечности, стремятся разгадать тайну бытия, понять, в чем же состоит семейное счастье, что важнее, карьера, успех или дети, близкие люди. Ответы рождаются самые разные. Одни герои так и не преодолевают свой эгоизм, жестокое отношение к близким; демонстрируют неспособность «замусоренного» ума понять главное, неспособность совершить добрый, достойный поступок. Другие стремятся и умеют жить по-настоящему: любить, познавать, делиться знанием, ждать, терять, но вновь обретать надежду и быть верным себе. Сложные коллизии, возникающие в судьбах героев и персонажей книги, помогают пристально всмотреться в обстоятельства духовной жизни недавнего прошлого и настоящего, а также предположить пути ее развития в будущем. Произведения писателя отличают остросюжетность, глубина проникновения в тему, живописный язык.

Талантливый рассказчик Виктор Лихоносов

Виктор Лихоносов – номинант Патриаршей Литературной премии 2017 года.

Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки (ныне Кемеровской области). Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все невзгоды безотцовщины. Уроженца Сибири, судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 будущий автор учился на историко-филологическом факультете Краснодарского педагогического института. По словам Виктор Ивановича, любимым его занятием в студенческие годы было чтение, «по вечерам просиживал в крохотном читальном зале общежития». Одним из любимых мест для чтения также стал для будущего писателя читальный зал краевой библиотеки им. А. С. Пушкина. Он увлеченно читает произведения русской и зарубежной классической литературы, литературные журналы «Новый мир», «Наш современник», «Москва», «Вопросы литературы» и другие, «Литературную газету.

Сразу после окончания вуза работал учителем в спецшколах-интернатах в Краснодарском крае: ст. Варениковской Крымского района и пос. Виноградный Анапского района. С этого времени начались его «первые литературные пробы».

Его первый рассказ «Брянские», отправленный в «Новый мир» А. Т. Твардовскому, был опубликован в 1963 году в одиннадцатом номере этого журнала, сразу сделав молодого писателя известным на всю страну. В 2003 году рассказ «Брянские» вошел в сборник «Шедевры русской литературы ХХ века».


Вхождение в большую литературу Виктора Лихоносова было стремительным. Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков: «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Счастливые мгновения», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Родные», «Элегия». В 1966 году принят в союз писателей СССР.

Очень рано о Викторе Лихоносове заговорили известные критики, которые отмечали его умение мастерски слить воедино слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не актуальный исторический материал. Высшую оценку его творчеству дали Ю. Селезнев, О. Михайлов, В. Чалмаев, А. Нуйкин, О. Кучкина, Н. Машовец. Твардовский писал, что «проза Лихоносова светится, как у Бунина».

С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 год). Это лирико-эпическое полотно, соединяющее современность с прошлым, стало литературным памятником Екатеринодару.

Литературное творчество Лихоносова имеет государственные награды: орден «Знак почета» (1984) и орден «Дружбы» (1996). В 2006 писателю была вручена одна из высших наград Русской Православной церкви орден Преподобного Сергия Радонежского 3-ей степени.

Виктор Иванович является почетным гражданином города Краснодара, имеет звание «Герой труда Кубани», лауреат краевых литературных премий им. Я. Г. Кухаренко (1993) и им. К. В. Россинского (1996). Его имя в Большой Советской энциклопедии (1979) и Большом энциклопедическом словаре России (2003) и многочисленных литературных энциклопедиях. Произведения В. И. Лихоносова переведены на европейские языки: английский, французский, немецкий, польский, чешский, венгерский, румынский, болгарский и другие.

Василий Дворцов – прозаик, поэт, публицист

Василий Дворцов – номинант Патриаршей литературной премии 2017 года.

Родился 15 февраля 1960 года в городе Томске. С 1983 года работает по специальности художника-реставратора. Кроме бригадных работ по реставрации храмов, лично расписал два храма в Сибири. Написал и отреставрировал несколько сот икон по всей России. В профессиональную литературу пришел в сорок лет. На сегодня Дворцов признанный коллегами автор эпических прозаических и поэтических произведений, оказавших заметное влияние на национальный литературный процесс.


Творчество прозаика, поэта и публициста Василия Дворцова является примером прихода и утверждения новой русской литературы – литературы воцерковленной. Реагируя на все вызовы времени, откликаясь на все боли и радости своего народа и Отечества, не пасуя перед самыми острыми темами и сложными задачами, Василий Дворцов своим творчеством расширяет православное культурное пространство, вкладывая данный ему свыше талант в дело просвещения, в проповедь христианских идеалов средствами красоты и мощи русского слова. Герои произведений Дворцова всегда действенно нравственны, и через их целеустремленное правдоискательство, без лишней дидактики и не выходя из жанровых рамок литературы светской, автор выводит читателя на высшие мотивации, на понимание бесценности Божьего дара – человеческой жизни.

Кроме личного писательского творчества, Василий Дворцов немало времени душевных сил отдает работе с молодыми прозаиками и поэтами: он президент всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова» (Анапа), организатор и руководитель всероссийских Некрасовских семинаров начинающих литераторов (Н. Новгород), организатор и председатель жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Хрустальный родник» (Орел), председатель жюри международного фестиваля славянской поэзии «Берега дружбы» (Таганрог), руководитель краснодарских и иных региональных семинаров, фестивалей и конкурсов начинающих писателей. Постоянно выступает по проблемам сохранения традиций и развития русского языка, литературы и российской культуры.

Является автором произведений (основные): «Аз буки ведал...» - роман-суждение о политических страстях начала 90-х годов; роман «Каиново колено» - исследование современного театра и гибельности бездуховного лицедейства; роман-энциклопедия «Терра Обдория» - книга из тетралогии о судьбе последнего советского поколения, на долю которого выпали перемены и переломы политико-социальною строя; повесть «Кругом царила жизнь и радость» размышление о духовных поисках современной молодежи, о вечной сложности отношений отцов и детей; «Тогда, когда случится» - повесть о недавних событиях в Чечне, о воинском подвиге самопожертвования; романтическая повесть «Ангел Ангелина» - о церковной реставрации в СССР. «Нескончаемый патерик» («Манефа») - рассказы о неповторимости путей обретения веры и принятия монашества знакомыми и друзьями автора. Сборник «Пьесы воскресного театра» - пример возможности современной нравственной драматургии. Поэма «Правый мир» славит подвиг деда писателя, кубанского казака, офицера-кавалериста, прошедшего всю Отечественную войну.

Произведения Василия Дворцова отмечены многими всероссийскими и международными литературными премиями, в том числе – святого благоверного великого князя Александра Невского. Романы и повести его неоднократно переиздавались, стихи вошли в антологии «Русская поэзия. XXI век» и «Молитвы русских поэтов. ХХ-XXI». По мотивам поэмы «Ермак» написана одноименная опера.

Историк и писатель Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин – номинант Патриаршей литературной премии 2017 года.

Родился в семье офицера пограничных войск СССР и учительницы в Москве. В 1986 году окончил школу № 39 города Москвы. В 1987-1989 годах служил рядовым войск ПВО Группы советских войск в Германии.

В1986-1993годах - студент исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и, позже, аспирант МГУ.

Специализируется на истории средневековой Руси, архивоведении, палеографии. С 1991 года работает на кафедре источниковедения и историографии МГУ. С 1994 года входит в состав редакционно-издательского совета Института специальных исторических дисциплин Российской академии естественных наук. С 1995 года - кандидат исторических наук. Защитил диссертацию по материалам архива Московского патриаршего дома. С 2011 года - доктор исторических наук. Защитил диссертацию «Социальный состав высшего командования вооруженных сил России в 1530-1570-е гг.». В 2014 году утвержден в звании профессора.


Проживает в городе Москве. С 2000 года состоит в браке. В 2001 году принял Святое Таинство Крещения. Свои общественно-политические взгляды определяет как государственнические и имперские. По словам Дмитрия Володихина, «Патриотизм - главное прибежище порядочных людей». Является одним из современных теоретиков цивилизационного подхода в российской исторической науке.

В 1995-2001 гг. вел ряд учебных курсов в Университете Российской академии образования. В 1995 году получил I премию на Конкурсе молодых ученых МГУ за книгу «Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII-XVI вв.», написанную совместно с Д. Н. Александровым.

В 1993-2007 гг.- редактор, заместитель главного редактора, исполнительный директор издательства «Аванта+». Руководитель проектов «Антология мировой детской литературы» и «Антология мировой фантастики». Работал редактором в издательстве «Планета». В 2007-2008 гг. - редактор отдела культуры в общественно-политическом издании «Политический журналъ». С 1997 по 2009 год возглавлял собственное издательство «Мануфактура». Основатель и главный редактор (1997-2001) журнала «Русское средневековье». С 2008 по 2012 гг. - заместитель главного редактора в историко-культурном журнале «Свой» Никиты Михалкова.

В 2013 году награжден российской академической премией имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за монографию «Пожарский».

Д.М. Володихин создал научно-художественные «портреты» святителя Филиппа, митрополита Московского, святителя Гермогена, патриарха Московского, святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, вождей земского освободительного движения 1612 года князя Дмитрия Михайловича Пожарского и князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, царя Федора Ивановича, полководца князя Ивана Петровича Шуйского и других крупных личностей Московской Руси.

С литературной точки зрения эти очерки написаны качественно, а с точки зрения нравственности дают нашим современникам добрый пример служения Богу и отечеству. Во всех этих очерках ярко выражена позиция автора православного человека и патриота. Через образы великих исторических личностей, живших по Евангельским Заповедям, автор стремится укрепить христианский этический идеал в умах наших современников.

О творчестве Ирины Богдановой

Ирина Богданова – номинант на Патриаршую литературную премию 2017 года.

Родилась 5 октября 1957 года в семье офицера Советской Армии и учительницы русского языка и литературы - внучки новомученика. После школы закончила Ленинградское Высшее Педагогическое училище № 4 (дневное отделение, 1976 год) и работала воспитателем в детском саду. Именно работа воспитателем и подтолкнула Ирину Анатольевну к литературной деятельности. Не найдя ни одной книги, доступно рассказывающей детям о русском народном творчестве, она решила написать ее сама. На сегодняшний день писательница уже создала несколько замечательных книг, которые помогают детям знакомиться с исконно русской культурой.

Затем, по семейным обстоятельствам, перешла на работу в ГУПТЭК оператором газовой котельной, но затем снова вернулась в детский сад, откуда ушла на пенсию.


Книги Ирины Богдановой популярны: их охотно читают и дети, и взрослые. Размышляя о жизни, автор рассказывает о любви и доброте, смелости и благородстве. Некоторые из произведений автора издавались не один раз: маленькие читатели любят волшебные приключения. Таких приключений немало на страницах книг, в числе которых «Большая русская сказка о том, как Оля и Коля тридесятое царство спасали», «Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки», «Сказка о веселых чудесах и их маленькой хозяйке», «Истории из Котофейска». По сей день она продолжает сочинять свои удивительно добрые и волшебные произведения для маленьких читателей. Однако в ее творческом арсенале есть не только сказки, но и публицистика, и романы: «Жизнь как на ладони», «Три Анны», «Мечта длиною в лето» и другие. Два из них, «Мера бытия» и «Дом, где тебя ждут», были отмечены на конкурсе «Просвещение через книгу». Одна из книг автора - «Сказочная Азбука» - вошла в федеральную целевую программу «Культура России».

11 мая 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил седьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На церемонии присутствовали представители Русской Православной Церкви: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт; председатель Издательского совета Белорусского экзархата епископ Молодечненский и Столбцовский Павел; епископ Единецкий и Бричанский Никодим; заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов; главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев; заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов); сотрудники Издательского Совета, Издательства Московской Патриархии и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.

Также мероприятие посетили члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, представители государственных и общественных организаций, деятели культуры.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция из Зала церковных соборов.

Церемония началась с демонстрации фильма, посвященного истории Патриаршей литературной премии.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Прием заявок на соискание Патриаршей литературной премии начался 14 сентября 2016 года. В течение седьмого премиального сезона поступило 50 заявок из различных регионов России, а также из Азербайджана, Узбекистана и Латвии. 28 марта с.г. на заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии был утвержден короткий список номинантов 2017 года, в который вошли:

  • Ирина Анатольевна Богданова;
  • Дмитрий Михайлович Володихин;
  • Василий Владимирович Дворцов;
  • Виктор Иванович Лихоносов;
  • Борис Федорович Споров;
  • Александр Борисович Ткаченко;
  • протоиерей Ярослав Шипов.
  • епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, председатель Издательского совета Белорусского экзархата;
  • Ю.М. Лощиц, писатель, публицист и литературовед, лауреат Патриаршей литературной премии;
  • К.П. Ковалев-Случевский, профессор Института журналистики и литературного творчества, писатель.

Затем Состоялись выборы лауреатов Патриаршей литературной премии: члены Палаты попечителей заполнили бюллетени для голосования. Бюллетени были переданы в Счетную комиссию. Члены Счетной комиссии произвели подсчет голосов, заполнили протокол и передали его Святейшему Патриарху.
Во время голосования и подсчета голосов демонстрировался фильм о номинантах Патриаршей литературной премии 2017 года.

Святейший Патриарх вручил лауреатам диплом и знаки Патриаршей литературной премии.

На сцену также были приглашены все номинанты премии 2017 года - И.А. Богданова, Д.М. Володихин, В.В. Дворцов, А.Б. Ткаченко, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил почетные дипломы.

В музыкальном сопровождении церемонии участвовал хор детского приюта «Отрада» при Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца Калужской области.

В завершение вечера состоялся концерт.

***
Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом на заседании 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.
Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды были удостоены Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В 2015 году премия была присуждена Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому и Александру Сегеню, в 2016 году — Борису Екимову, Борису Тарасову и священнику Николаю Блохину.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2017 года

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Дамы и господа!

Христос Воскресе!

Сердечно приветствую всех вас. Мы собрались в этом зале, чтобы в седьмой раз избрать лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И я уверен, что сегодня, как и в прошедшие годы, новыми лауреатами станут по-настоящему достойные авторы.

По сложившейся традиции хотел бы предварить церемонию некоторыми размышлениями о судьбах отечественной словесности.

Однажды мне довелось ознакомиться со статьей в известном зарубежном издании, посвященной современному состоянию русской литературы. Статья вышла под весьма ярким и провокационным заголовком: «Русская литература мертва?» Не буду пересказывать содержание этой статьи — думаю, суть понятна из названия. Главный посыл автора заключался в том, что русские писатели якобы «измельчали», последние великие произведения были написаны несколько десятков лет назад, а авторитет и влияние русской литературы на умы современников уже совсем не те, что прежде.

Оставим за скобками то, что статья была опубликована в иностранном еженедельнике. К сожалению, с подобными пессимистическими воззрениями приходится сталкиваться и среди представителей отечественной интеллигенции. В такие моменты мне всегда хочется спросить собеседника: «Откуда вообще берутся такие мысли? Неужели у писателей XIX или XX веков условия для творчества были лучше или пищи для размышлений было больше, чем сегодня?»

Талантливые люди рождаются и живут в любую эпоху. Вопрос заключается совсем не в том, что у нас нет новых Пушкиных, Достоевских, Чеховых, Пастернаков. Они у нас есть. Вопрос заключается в том, как явить этих писателей миру, как сделать их творчество достоянием всего общества.

Для пояснения своей мысли хотел бы сделать небольшой экскурс в историю, в 30-е годы века XIX. Известный в ту пору цензор Александр Красовский, рассуждая о современной ему литературе, как-то назвал ее отвратительной. Наверное, его суждение не было бы столь интересным, если бы не то обстоятельство, что Красовский жил в эпоху, которую впоследствии назовут золотым веком русской культуры.

Так что же, спросите вы, критик был невеждой? Нет! Красовский был человек образованный, начитанный, он знал несколько иностранных языков. Что же помешало ему увидеть Пушкина или Гоголя? Что явилось причиной такой слепоты, не позволявшей в современниках увидеть гениальных писателей? Может быть, нечуткость, невнимательность к художественному слову?

Ни для кого не секрет, что более поздние, более зрелые произведения Пушкина, которыми мы сегодня восхищаемся, были встречены многими его современниками весьма прохладно и даже с непониманием. Находились и те, кто писал об общем кризисе литературы и упадке таланта у Пушкина. И даже «Борис Годунов», написанный ранее, был принят и понят читателями далеко не сразу.

Так что же, все-таки, в наибольшей степени определяет способность видеть? Может быть, взгляд с некоторой исторической дистанции? Этот вопрос не риторический — он требует серьезного размышления. Важно понимать, что литературный процесс — это не одно, не два и даже не три имени. Это сложное и многогранное явление. Литературный процесс формируется в условиях определенной культурной среды и усилиями не двух-трех выдающихся людей, а всего писательского сообщества. Как плодородный слой почвы способствует скорому росту и успешному развитию растений, так и здоровый и правильно организованный литературный процесс содействует появлению новых гениев и прекрасных художественных произведений.

Ни одно время Господь не оставляет без талантливых людей, без настоящих писателей и поэтов. Подчеркну еще раз: талантливые авторы есть в любую эпоху, и наше время не исключение. Важно не просмотреть эти таланты. Современники, особенно писательское сообщество, редакторы, издатели должны стараться заметить дарования, поддержать их, прежде всего в начале пути, дать возможность печататься, рассказать о них читателям.

Сегодня начинающим авторам приходится сталкиваться с немалыми трудностями при издании своих произведений. Многие издательства попросту отказывают авторам в публикации работ, ссылаясь на действующие законы рынка, которые требуют в первую очередь того, что будет успешно продаваться, что будет приносить прибыль. Печальная тенденция делать деньги на литературе, к сожалению, нередко приводит к тому, что большинство издателей интересуется не реальным художественным качеством произведения, а тем, насколько оно похоже на один из кассовых романов, чтобы продолжить эту линейку бестселлеров.

Подобные рыночные фильтры становятся большим препятствием для самобытных и по-настоящему талантливых авторов. И преодолевать эти препятствия призваны те, кто способен оказать влияние на культурную среду и у кого есть некие рычаги воздействия, в том числе на издательский процесс. Глубоко убежден, что особую роль должны играть редакторы, издатели, то есть люди, от которых зависит публикация тех или иных авторов.

Надеюсь, что Патриаршая литературная премия также внесет свой весомый вклад в открытие новых имен, в поддержку одаренных мастеров слова. Эта поддержка крайне важна для писателей и поэтов. Осознаем ли мы, скольких авторов мы не знаем только потому, что рядом с ними не оказалось никого, кто искренне заинтересовался бы их творчеством, помог выйти к читателю? Осознаем ли мы, скольких талантливых людей перестают издавать, — именно потому, что рядом оказывались те, кто не обладал безупречным чувством языка, не слишком хорошо разбирался в литературе, но при этом считал возможным давать негативные отзывы. Можно привести и другие примеры: не раз талантливые писатели и поэты оказывались не в состоянии оценить по достоинству произведения своих современников. А сколько текстов пропали, потому что не были вовремя напечатаны?

Вообще, это очень серьезная тема — способность видеть, понимать, чувствовать, и многое здесь зависит еще и от того, как ориентировано общественное сознание. Если в XIX и XX веках (по крайней мере, в первой половине XX века) литература была важным источником, дающим пищу для размышлений, то сегодня во все возрастающем по своей силе информационном потоке литература занимает лишь часть, причем далеко не доминирующую. Разглядеть талантливого автора в огромном информационном массиве становится все труднее. Кроме того, внимание абсолютного большинства людей сегодня приковано к электронным средствам массовой информации. Общее ускорение темпа жизни — еще один фактор, который неблагоприятно влияет на чтение в целом и на возможность выявления выдающихся авторов. Нет времени, чтобы от начала до конца книгу прочитать, а ведь для того чтобы понять замысел автора, почувствовать красоту слога, надо не только прочитать, но и поразмышлять над книгой!

Так что дело, конечно, не только в издателях и редакторах, но и в том, насколько общий культурный контекст способствует ориентации массового сознания на сферу художественной литературы. И нам всем нужно хорошо подумать, что следует сделать для того, чтобы художественная литература восстановила свои позиции, чтобы люди читали не только легкие остросюжетные книги, но и тексты, созданные мастерами слова, содержащие глубокие мысли.

Замечательный русский поэт Василий Андреевич Жуковский сумел безошибочно оценить масштаб дара Пушкина, когда тот был еще совсем молод. Цитирую: «На всё, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия. Ты имеешь не дарование, а гений… По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. И какое место, если с высокостию гения соединишь и высокость цели !» Наверное, так проникнуть в талант поэта мог лишь человек, обладавший не только литературным талантом, высокой профессиональной квалификацией, но и очень сильным зрением, способный различать духов (см. 1 Кор. 12:10). Вот и возникает вопрос: может ли у человека, живущего в наше быстротекущее, исполненное суеты время, быть такое зрение, или современный человек начисто лишен возможности прозревать суть вещей, уметь находить таланты и поддерживать их? Думаю, на этот вопрос нет простого ответа. Но мы живем в эпоху, которую нам определил Бог, и наша задача заключается в том, чтобы создавать инструменты, усиливающие наше духовное зрение и дающие нам возможность находить таланты, питаться их мыслью и красотой слога.

Как вы знаете, и в дальнейшем Василий Андреевич Жуковский старался защищать Пушкина, и кто знает, как сложилась бы человеческая и литературная жизнь поэта, если бы не помощь Жуковского. И сегодня нам важно научиться быть внимательными, научиться видеть талантливых современников и помогать, кто чем может, людям, которых одарил Бог. Тогда наша литература обогатится новыми именами и замечательными художественными произведениями. Дай Бог, чтобы и Патриаршая премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия служила пусть скромным, но достаточно эффективным инструментом, который помогал бы не только специалистам выявить талантливых авторов, но и массовому читателю познакомиться с творчеством своих замечательных современников.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Количество заявок от претендентов на Патриаршую литературную премию имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стало самым большим за всю историю награды, сообщил на пресс-конференции глава Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, передает РИА Новости. В этом году Патриаршая литературная премия будет вручаться в шестой раз. Среди номинантов - люди, известные в литературном сообществе.

Из 56 поданных заявок в вошли восемь номинантов. Это иерей Николай Блохин, Громов Александр Витальевич, Екимов Борис Петрович, Карпов Алексей Юрьевич, монахиня Евфимия (Пащенко), Сергеев Валерий Николаевич, Тарасов Борис Николаевич, протоиерей Андрей Ткачев. Как отметил Алексей Варламов, лауреат Патриаршей литературной премии 2013 года, «премия дается не за отдельное произведение, а за совокупный вклад писателя в русскую литературу», сообщается на сайте Московского Патриархата.

Еще один номинант на соискание премии - писательница Ксения Кривошеина - отозвала свою заявку без объяснения причин.

Определят лауреатов этого года члены Палаты попечителей на торжественной церемонии в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя 18 мая. Писатель Александр Сегень, лауреат Патриаршей литературной премии 2015 года, рассказал о номинантах этого года: «Иерей Николай Блохин - духовный подвижник, в советские годы пострадавший за веру. Александр Громов пришел к вере, когда проходил службу в Афганистане, и рассказывает об этом в своих книгах. Борис Екимов - представляет созвездие писателей-деревенщиков. Алексей Карпов известен как автор книг о князе Владимире, Ярославе Мудром, Александре Невском и многих других героях серии «ЖЗЛ». Монахиня Евфимия пишет очень светлые произведения, в том числе и для детей. Валерий Сергеев еще в советские годы написал книгу об Андрее Рублеве, изданной в серии «ЖЗЛ». Борис Тарасов - знаком читателям как автор биографий Паскаля и Чаадаева. А протоиерей Андрей Ткачев - известный проповедник и писатель».

Ежегодная российская Патриаршая литературная премия, учрежденная решением Священного Синода Русской Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла 25 декабря 2009 года, вручается с 2011 года. Учреждена для поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Премия не имеет аналогов не только в истории Русской Церкви, но и в практике других Поместных Православных Церквей.

Число лауреатов, согласно положению о премии, не может превышать трех человек. При этом одним из нововведений этого года стало то, что каждый из членов Палаты попечителей может отдать не один, как раньше, а три голоса.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В третьем премиальном сезоне (2013 год) награды удостоились Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали: о. Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В пятом премиальном сезоне (2015 год) лауреатами стали: Юрий Бондарев, Александр Сегень и Юрий Кублановский.