Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам Гоголь определял свое творческое задание такими словами: «Весь город со всем вихрем сплетней преобразование бездеятельности (т. е. пошлости) жизни всего человечества в массе… Как низвести все мира безделья во всех родах до сходства с городским бездельем? И как городское безделье возвести до преобразования безделья мира?»

Описывая быт и нравы губернского города, Гоголь прежде всего говорит о безделье, в результате которого возникают сплетни, становится возможным всеобщее надувательство, воцаряется легковерие по отношению к любому обману, гипнотически действующему на пошляков – «когда нам кажется не тем, чем оно есть на самом деле…» Тема ненормальности обыденной жизни проходит через всю поэму. Городская жизнь в «Мертвых душах», складывается из пустословия и безделья. Чиновники уездного города заняты чем угодно, но только не своими прямыми обязанностями. Они представляют собой скопище бездельников. Глава и отец города – губернатор занят вышивкой по тюлю. Вся заслуга губернатора города NN состоит в том, что он посадил «роскошный» сад из трех жалких деревьев. Стоит отметить, что сад как метафора души часто используется Гоголем (вспомним про сад у Плюшкина). Три чахлых деревца – олицетворение душ городских обитателей. Души их так же близки к смерти, как эти несчастные посадки губернатора.

Пошлость и ничтожество интересов характеризуют и женское общество. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они не произносят ни слова.

Глава о переполохе, охватившем город при первых же странных известиях о Чичикове, наиболее полно раскрывает нравы губернского города. Пошлость обитателей показана как массовое сумасшествие. Гоголь тщательно анализирует поведение общества. Здесь «совсем не было… порядка … все у них было как‑то черство, неотесанно, неладно, негоже, нехорошо, и в голове кутерьма, сутолока, сбивчивость, неопрятность в мыслях». Молниеносно сменяют друг друга все более нелепые догадки. Чичиков – похититель губернаторской дочки! Он же – разбойник Ринальдо Ринальдини! Он же фальшивомонетчик! Он же ветеран войны 1812 года, к тому же однорукий и одноногий, к тому же атаман разбойничьей шайки! Наконец нелепость вымысла превосходит себя, и Чичиков становится Наполеоном, отпущенным англичанами с острова Святой Елены. Все это как нельзя полно характеризует нравы губернского общества. Эта жажда необычных, невероятных происшествий, вызванная скукой, бездельем и необразованностью.


Скандал выходит за рамки избранного чиновничьего и дворянского общества. Купцы упились и разодрались до смертоубийства. Бедствие продолжает расти. Городские обыватели перепуганы крестьянскими волнениями в пригородных селах. Все происшествия связываются у чиновников с загадкой Чичикова: «Такой ли человек, которого нужно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных». Этому обществу настолько чужд самостоятельный мыслительный процесс, что человек может умереть от мысли – так на прокурора подействовали слухи о Чичикове, что он, пришедши домой, стал думать и внезапно умер.

Город NN со своим бытом и нравами – один огромный обман всех и самих себя. Обман – мирная спячка города. Оживление в обществе по вопросу о Коробочке и Чичикове само являет образ безумия и постыдной пародии на жизнь – выражение нелепости общественного уклада, при котором все нормальные взаимоотношения людей утеряны.

1. Быт чиновничьей верхушки.
2. Жизнь купечества и мещан.
3. Взаимоотношения чиновников с окружающим миром.

«Ревизор» Н. В. Гоголя является пьесой, следовательно, в этом произведении отсутствуют описания, характерные для романа, повести, рассказа. Однако благодаря мастерству автора в комедии живо и точно воспроизведены типичные особенности быта российской провинции первой половины XIX века.

Следует отметить, что в жизни чиновников уездного городка бытовая сторона жизни зачастую тесно переплетается со служебной деятельностью. Так, судья, излюбленным занятием которого является охота, повесил арапник в помещении суда, куда приходят просители. Там шныряют домашние гуси, которых завели сторожа. Взяточничество и казнокрадство расценивается чиновниками как обычное повседневное явление. Интересно, что некоторые особенности быта чиновников проявляются в том, чем они берут взятки: судья, заядлый охотник, берет взятки исключительно борзыми щенками, в то время как у домовитого городничего «шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль...».

Говоря о быте чиновников, следует упомянуть и о купцах, ведь городничий с семьей преспокойно требует и берет у тех все, что нужно для хозяйства, и не думая платить. Однако и купцы, которые жалуются на самоуправство городничего, на поверку оказываются тесно повязаны с ним мошенническими делами: благодаря содействию городничего они получили подряд на строительство моста, что дало возможность и им, и почтенному градоправителю глубоко запустить лапы в государственную казну.

Как и чиновники, купцы считают взятки и казнокрадство нормальным явлением. Негодование купцов связано с тем, что городничий, по их мнению, берет больше, чем полагается. А они со своей стороны снабжают его всем, что необходимо: «Если бы, то есть, чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке - мы против этого не стоим. Нет, вишь ты, ему всего этого мало - ей-ей! Придет в лавку и, что ни попадется, все берет... Именины его на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем ни нуждается; нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? И на Онуфрия несешь».

И в мещанском быту без взяток начальству тоже не обходится. Муж слесарши потому и попал в солдаты, что другие кандидаты в солдаты откупились от службы, сделав подарки городничему и его семье. Гоголь правдиво показал нравы, царящие в уездном городе. В комедии неоднократно встречаются фразы, свидетельствующие о пренебрежительном, хамском отношении городничего к жителям. В разговоре с сослуживцами городничий деловит и прямолинеен, если и грубоват, то в меру. Ведь остальные чиновники особым изяществом манер не блещут, о чем с неудовольствием говорит городничему его жена, опасающаяся, что в столице муж не сумеет вести себя, как полагается в светских кругах: «Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то, что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляника...». Как указал сам Гоголь в «Замечаниях для господ актеров», Анна Андреевна «берет иногда власть над мужем», однако эта власть проявляется в основном на словах или в каких-то мелочах. Кокетство Анны Андреевны - одна из основных черт ее характера, модные наряды - один из главных ее интересов. Однако те же самые проявления она высмеивает в своей дочери: нетрудно заметить, что мать рассматривает дочь как соперницу, на которую может быть обращено вынимание мужчин.

Между тем Анна Андреевна, когда не затрагивается вопрос о ее личной привлекательности, оказывается весьма практичной и здравомыслящей особой, подобно своему супругу: она здраво оценивает и мужа, и то общество, в котором они оба находятся. Однако несмотря на внешнюю тягу к изяществу, она, как и городничий, с пренебрежением относится к тем, кто ищет покровительства ее мужа: «...Не всякой же мелюзге оказывать покровительство».

Сущность подавляющего большинства взаимоотношений представителей правящей верхушки уездного города, как в своей среде, так и с остальным населением, метко и емко вылилась в следующем высказывании городничего, обращенном к купцам: «Вот теперь ты валяешься у ног моих. Отчего? - оттого, что мое взяло; а будь хоть немножко на твоей стороне, такты бы меня, каналья, втоптал в самую грязь, еще бы и бревном сверху навалил».

Действительно попечитель богоугодных заведений Земляника, стремясь обелить себя перед мнимым ревизором, оговаривает всех своих товарищей по службе. Когда выясняется, что ревизор был ненастоящий, чиновники, как водится, принимаются искать виновных в том, что «сосульку, тряпку» приняли «за важного человека». Ими оказываются Бобчинский и Добчинский, эти почтенные помещики, которые, с важностью сообщая весть о приезжем чиновнике, живущем на постоялом дворе, спорили, кто первый догадался, что это ревизор, также рьяно принялись сваливать вину друг на друга.

Практически все персонажи комедии Гоголя и впрямь готовы втоптать в грязь кого угодно, в том числе и вчерашних приятелей, лишь бы выгородить себя. Открытое пренебрежение к зависимым людям, низкопоклонство и угодничество перед начальством -- вот основные пружины взаимоотношений в уездном городе, где происходит действие комедии Гоголя «Ревизор».

Творчество одного из самых незаурядных литературных талантов - Николая Васильевича Гоголя - пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30-е годы XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди повергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальные по глубине отражения жизни литературные произведения. В поле зрения писателя попадают не только провинциальные чиновники и помещики. Темой его творчества становится вся Россия - на примере нравов и быта маленького уездного городка.
Про замысел своей замечательной комедии “Ревизор” Гоголь писал: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал.. . и за одним разом посмеяться над всем”. Героями комедии Гоголь сделал чиновников уездного города. Благодаря на первый взгляд простому сюжетному ходу (проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора) автор во всей полноте раскрывает характеры героев, их нравы и привычки.
Какова же Россия в миниатюре - город, из которого “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”? “На улицах кабак, нечистота! ” Возле старого забора, “что возле сапожника, ..навалено на сорок телег всякого сору”. Церковь при богоугодном заведении, “на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, ..начала строиться, но сгорела”... А как живется “купечеству” да “гражданству”? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердия Держиморды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, и больные “все как мухи выздоравливают”.
Узнав о предстоящем визите государственного инспектора, чиновники города тут же пытаются навести порядки в своем городе. Но к чему сводятся их усилия? К соблюдению внешних приличий (снятие охотничьего арапника, висевшего в присутствии, уборки улицы, по которой поедет ревизор) . “Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено”, - говорит городничий.
Таким образом, Гоголь показывает, что быт провинциального города определяется отношением чиновников к своей службе. Мы видим, что те, кто в силу своего общественного долга призван противостоять беззаконию и заботиться о благе горожан, погрязли во взяточничестве, попойках, картежных играх и сплетнях. Городничий, например, с гордостью объявляет: “Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул! ” Ему вторит судья: “Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело”. Почтмейстер, выслушав поручение (“всякое письмо этак немножко распечатать”), наивно признается: “Знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете”.
Все созданные Гоголем в комедии “Ревизор” образы чиновников воплощают типичные черты, характерные для государственных служащих николаевской России.

Ответ оставил Гость

“Жизнь в уездном городе до приезда ревизора”

Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия «Ревизор» , где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф к комедии подтверждает это: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.

В произведении показывается жизнь в уездном городе после получения известия о прибытии ревизора. Эта весть напугала чиновников, так как они боялись потерять свою доходную должность. Конечно, на это были причины. Так в чем же они заключались? Какова была жизнь города до приезда Хлестакова?

На первый взгляд жизнь в городе благоприятная, чинная, но под этой маской благоприятности, ханжества находится вся неприглядность непристойного на руку российского чиновничества.

Основным поводом для беспокойств главных героев был беспорядок, творившийся, куда ни посмотри: церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, даже не начинала строиться. “В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! ”, - говорит сам городничий. Полицейский Держиморда, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому. А посмотреть на солдат? “Эта дрянная гарниза наденет только сверху рубашки мундир, а внизу ничего нет”.

“Отцы” уездного города – мздоимцы и бездельники, были заняты только удовлетворением своих желаний и прихотей, жизнь города их совершенно не интересовала.

Судья ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак. Он позволяет сторожам разводить гусей с маленькими гусенками в передней уездного суда, а от заседателя такой запах, будто бы он сейчас вышел из винокурного завода. Да и поведение самого судьи Аммоса Федоровича предосудительно: “Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками”, - слышим мы от него.

Неменьший беспорядок творился и в больнице. Здесь не только дорогих лекарств не употребляют, здесь даже лекарь по-русски ни слова не знает. “Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”, - рассуждает Артемий Филиппович.

Здешний почтмейстер совершенно ничего не делает. От этого все дела в большом запущении, посылки задерживаются. Вместо того чтобы работать, он без зазрения совести распечатывает и читает письма: “Смерть люблю узнать, что есть нового на свете”.

Но хуже всех городничий. Взятка – вот его главное оружие. До приезда ревизора он не только не заботился о подчиненных его власти горожанах, он обирал купцов, тратил казенные деньги на собственные нужды.

Но почему же все чиновники города “n” хоть и боятся приезда ревизора, все же не выполняют своих обязанностей? Мне кажется, это происходит оттого, что люди этого города считают, что нет такого человека, которого нельзя было бы подкупить, в том числе и ревизора.

О своем произведении Гоголь писал: “Я решил собрать все дурное, какое я только знал, и за одним разом над ним посмеяться – вот происхождение “Ревизора”. Писатель был честным художником, он показал подлинную жизнь России, суровую и драматичную, и в этом его заслуга.