" для итогового сочинения и сочинения ЕГЭ

по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Человек и общество (как общество влияет на человека?) как мода влияет на человека? как социальные факторы влияют на формирование личности?

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер Евгения: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обремененного службой, - суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами.

Конфликт человека и общества. Как общество влияет на человека?

Характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.
Затворничество Онегина - его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков - только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» - это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой.
Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми (автор и Ленский). В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину легким оброком.

Зависимость от общественного мнения. Можно ли стать свободным от общественного мнения?

Зачастую человек оказывается в глубочайшей зависимости от общественного мнения. Порой приходится пройти длинный путь освобождения от оков общества.
Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершенным. Онегин освобождается от старых представлений о жизни, но прошлое не отпускает его. Кажется, что Онегин - хозяин своей жизни, но это только иллюзия. Всю его жизнь его преследует душевная лень и холодный скепсис, а также зависимость от общественного мнения. Однако сложно назвать Онегина жертвой общества. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Его дальнейшие жизненные неудачи уже невозможно оправдать зависимостью от общества.

Конфликт разума и чувств (Онегин).

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как рассудительный, рациональный человек. Онегин послушался голоса своего рассудка. Автор еще в первой главе отметил в Евгении «острый ум» и неспособность к сильным чувствам. Именно эта его черта и стала причиной несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь, потому и не способен полюбить. Смысл любви для него исчерпывается «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.
В 8 главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека, он превратился в пылкого влюбленного, ничего не замечающего, кроме объекта своей любви (эти стал больше напоминать Ленского). Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Как и прежде, на первом плане в характеристике героя - соотношение между разумом и чувством. Теперь разум побежден - Онегин любит. Он не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом.

Могут ли непохожие люди стать друзьями? Что объединяет людей?

Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Онегина. Автор, сообщая об их знакомстве, говорит: «Они сошлись. Волна и камень/ Стихи и проза, лед и пламень,/ Не столь различны меж собой», - но сразу же подчеркивает, что именно «взаимной разнотой» они понравились друг другу. Возникла парадоксальная дружба «от делать нечего».
Не только крайности соединили героев - между ними немало общего. Они оба разобщены с дворянской средой, Онегин из-за разочарованности, Ленский - из-за мечтательности и романтизма. Ленский - поклонник Канта и Шиллера, он также ищет цель жизни. Однако самое главное сходство - это дисгармония в характере, которая присутствует у обоих.

Конфликт разума и чувств (Татьяна).
«Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины - ровное, светлое пламя; в противном случае - упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И все без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур». «Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстью к французским книжкам, и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал...» «Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать. Зачем было ей воображать себя Кларисой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина». «Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению...» «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом. Татьяна была из таких существ». После дуэли, отъезда Онегина и посещения Татьяной комнаты Онегина «она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви... поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И поэтому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнью сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». «Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете - его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью...

Верность себе (Татьяна).

В чем заключается вечная верность Татьяны?
Но я другому отдана, - именно отдана, а не отдалась! Вечная верность - кому и в чем? Эта верность таким отношениям, которые освещены любовью, иные в ее понимании безнравственны... Татьяна не может презирать общественное мнение, но может жертвовать им скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону - закону своей натуры, а ее натура - любовь и самопожертвование...»
Татьяна верна не столько мужу или Онегину, а, прежде всего, всего своим принципам, своей натуре, своим представлениям о себе и своим принципам.

Равнодушие Онегина.

Для Онегина равнодушие оказалось ядом, который разрушал его на протяжении многих лет. Его неспособность к сильным чувствам сыграла с ним злую шутку. Когда Татьяна призналась Евгению в любви, он оказался глух к ее порывам. На том этапе своей жизни он просто не мог поступить иначе. Чтобы развить в себе способность чувствовать, ему понадобились годы. К сожалению, судьба не предоставила ему второго шанса. Однако признание Татьяне можно считать важной победой, пробуждением Евгения.

Отсутствие цели.

Отсутствие цели - бич человечества. Ведь именно в достижении цели человек постигает жизнь и самого себя, накапливает опыт, развивает душу. Многие герои литературных произведений служат этому подтверждением. Обычно от отсутствия цели страдает незрелый человек, который находится в самом начале своего жизненного пути. Например, Евгений Онегин, герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина. В начале произведения перед нами молодой человек, лишенный интереса к жизни. А главная проблема - это бесцельность его существования. Он не может найти той вершины, к которой мог бы стремиться, хотя на протяжении романа пытается это сделать. В конце произведения он, казалось бы, находит «мишень» - Татьяну. Вот она цель! Можно предположить, что его первый шаг был сделан: он признался в любви Татьяне, мечтал о том, что сможет завоевать ее сердце. А.С. Пушкин оставляет финал открытым. Мы не знаем, добьется ли Онегин своей первой цели, но надежда всегда остается.

(373 слова) «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» — так говорил великий критик Белинский о взаимоотношениях социума и его членов. Сложно не согласиться с публицистом, ведь формирование даже самой независимой личности возможно только в коллективе, где она постигает все закономерности общественной системы, а уж потом только отрицает их. Окружающий мир дал бы человеку навыки выживания в естественной среде, но мораль, науку, искусство, культуру, веру нам дает именно род людской во всем многообразии внутренних взаимодействий отдельных людей. А кто мы без этих основополагающих явлений? Всего лишь неприспособленные к природе животные.

Свою точку зрения я могу пояснить с помощью примеров из литературы. В романе Пушкина «Евгений Онегин» главный герой мнит себя индивидуальностью, далекой от пустого света и его мелочных идеалов. Однако когда он сбегает из деревни, совершив убийство, его несостоявшаяся возлюбленная Татьяна набредает на библиотеку Евгения и читает книги, которые сформировали его личность. После этого она открывает для себя внутренний мир Онегина, оказавшийся копией Байроновского «Чайльд Гарольда». Это произведение породило модное веяние среди избалованной молодежи – изображать томную скуку и тяготеть к гордому одиночеству. Данной тенденции и поддался Евгений. Его фальшивый образ подпитывался в обществе, ведь там есть все условия для подобной игры на публику. Все поступки героя – это дань условностям. Даже убийство Ленского сделано на потребу дня, так как в глазах света дуэль выглядит лучше, чем своевременное признание ошибки.

Таким же результатом общественного влияния является и сам Ленский. Он пишет бездарные стихи, подражая поэтам-романтикам, любит возвышенные фразы и красивые жесты. Его пылкое воображение отчаянно ищет образ Прекрасной Дамы, которой можно поклоняться, но в деревне находит лишь кокетку Ольгу, и делает из нее идеал. Владимир стал таким неспроста: он учился за границей и перенял новейшие повадки иностранцев, своего студенческого сообщества. Не природа делает Ленского «невольником чести», а те социальные предрассудки, которые он разделяет. Сейчас никому бы и в голову не пришло стреляться из-за женщины: общество изменилось, а природа осталась той же. Теперь становится ясно, что из них формирует личность.

Таким образом, мы выяснили, что именно общество формирует личность человека, рожденного природой. Хоть людям и льстит осознание их не подвластности общественным стереотипам, они все равно (в той или иной степени) являются миниатюрой своей социальной группы. Во всех них отражаются культурные, научные, политические и другие реалии их времени, они не уникальны и не могут формироваться обособлено от общества.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение универсальное. Недаром Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни» — этот роман рассматривает практически все важные вопросы, с которыми человек сталкивается на своем жизненном пути. Одним из таких вопросов является проблема влияния общества на жизнь личности — положительно оно или отрицательно, должен ли человек следовать законам социума и до какой степени? Пушкин, как человек своего времени и своего социального круга, исследовал, прежде всего, дворянское — «высшее» — общество. Он показал, как оно влияет на главных героев произведения — Онегина, Татьяну, Автора. Евгений Онегин — центральный персонаж романа в стихах. Влияние общественной среды на формирование таких черт характера Онегина, как разочарованность в жизни, эгоизм, индивидуализм, показано в первых четырёх главах произведения. В авторском отступлении, вслед за этим описанием, Пушкин защищает своего героя. Он объясняет эгоизм Евгения социальными причинами. Герой, хотя и находится в конфликте со средой, не может решительно, раз и навсегда, порвать с петербургским обществом. В шестой главе, где описана дуэль Онегина с Ленским, Пушкин показывает зависимость поведения современного ему человека от общественного мнения, от нравов среды, с которой герой связан происхождением, воспитанием, образом жизни. Приняв вызов, Онегин считал себя неправым и даже представлял, как можно успокоить Ленского и развеять его ревность. Но поступил он совсем не так, как ему подсказывала совесть и благоразумие. Онегин принял дуэль и тем самым исполнил роль безупречного дворянина. В душе герой осуждает себя, но не находит мужества пойти против общественного мнения, даже если оно создаётся такими людьми, как бывший «глава повес» и «картёжной шайки атаман» Зарецкий. Ведь отказавшийся от вызова — это, с точки зрения законодателей светских мнений, либо трус, либо мошенник, с которым порядочные люди не должны иметь ничего общего. Автор сочувствует душевным терзаниям Онегина, ставшего жертвой общепринятой морали. В восьмой главе, названной «Странствие» и позже не включённой в основной текст романа, автор сделал новый шаг в раскрытии взаимоотношений героя с обществом. Онегин посещает старинные русские города (Москву, Нижний Новгород, Астрахань, Новгород Великий) и едет на Кавказ. Контраст славного исторического прошлого этих городов и их современного общественного застоя вызывает у героя тоску. Онегин принадлежит к поколению незаурядных представителей дворянского общества. «Между людей благоразумных» Онегин слывёт «притворным чудаком», потому что, с их точки зрения, отказываться от всего, что так притягательно для большинства — значит притворяться. Онегин, под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие), начал преодолевать свой эгоистический подход к людям. Он вновь «встречается» со светским обществом, однако на этот раз оказывается отвергнутым им. И это весьма закономерно — тот, кто живет истинной жизнью, не может иметь ничего общего с высшим светом. Эту точку зрения Пушкин развивает на примере образ Татьяны Лариной. Вспомним, что эта девушка, в отличие от Онегина, воспитывалась вдали от общества. Следуя голосу своей души. Татьяна искала одиночества, дичилась людей: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Да и что она могла найти в обществе петушковых, пустяковых, гвоздиных? Татьяну воспитывали французские романы и «преданья старины глубокой». Поэт показывает, что и это — не самые лучшие воспитатели, однако благодаря своей «дикости» и внутренней целомудренности Татьяна смогла вырасти цельной и естественной натурой. Именно поэтому она решается первой признаться в своей искренней любви к Онегину («светская» девушка так никогда бы не поступила). Именно поэтому в дальнейшем Татьяна, выйдя замуж за нелюбимого мужчину, остается до конца верной ему. Лишь внутренне чувство героини подсказывает ей, как надо поступить в той или иной ситуации — Татьяна не следует законам высшего общества, хотя является «светской львицей»: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Подтверждает мнение поэта о губительном воздействии светского общества на человека и история жизни Автора — полноценного члена романа. Мы узнаем, что он, как и Онегин, когда-то был рабом высшего света. Однако вскоре, как и главному герою, Автору стало пусто и неинтересно жить так, как проповедует светское общество. Именно поэтому в романе Автор иронизирует над установками и законами, которые царят в высшем свете. У него вызывают отторжение и презрение зависть, недоброжелательность, лицемерие, пошлость, душевная лень и разврат, замаскированные светской благовоспитанностью («Чем меньше женщину мы любим…»; «Врагов имеет в мире всяк…»; «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни аль бом…»; «Блажен, кто смолоду был молод…»). Автор искренне верит в подлинные жизненные ценности - в свободу, дружбу, любовь, честь. Больше всего он ценит в людях душевную искренность и простоту. Таким образом, общество в жизни героев романа «Евгений Онегин» играет, главным образом, отрицательную роль. Пушкин показывает нам, что высший свет «до мозга костей» лицемерен, неестествен, извращен. Он губит людей, которые зачастую являются рабами светского мнения, мнения окружающих людей. Только освободившись от влияния «людской молвы» и прислушиваясь к своим истинным потребностям, можно стать по-настоящему свободным и счастливым, обрести любовь, дружбу, душевную гармонию.

Особенности влияния дворянского общества на судьбу Евгения Онегина по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Формирование личности Евгения Онегина и его последующие поступки, обусловлены влиянием дворянского общества XIX века.

Основная цель статьи – раскрыть особенности характера Евгения Онегина, показать его духовную эволюцию.

Предметом рассмотрения и анализа в данной работе являются особенности влияния дворянского общества на судьбу Евгения Онегина по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Вопрос о формировании личности человека - один из центральных в мировой литературе. За семь лет, в течение которых роман создавался, многое менялось в России и в самом Пушкине, и все перемены не могли не найти своего отражения в нем. Как высказался о романе Л. Толстой: «Удивительное мастерство двумя-тремя штрихами обрисовать особенности быта того времени».

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что «Евгений Онегин» принадлежит к «вечно живущим и движущимся явлениям, продолжающим развиваться в сознании общества». Каждое новое поколение ищет в нем свой мотив и себя, измеряет его «пространством». Роман в стихах предполагал вариативность восприятия читателя и побуждал его к сотворчеству.

Новаторство романа в стихах проявилось, прежде всего, в том, что Пушкин нашел новый тип проблемного героя - «героя времени». Таким героем стал Евгений Онегин. Его судьбу, его взаимоотношения с людьми определяет совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг «вечных», общечеловеческих проблем, с которыми он сталкивался.

Появлению Евгения Онегина предшествовал такой образ, как А. А. Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), после него был Печорин («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова), но между ними существует колоссальная разница. Как подчеркнул В. Г. Белинский: «несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Также выбор имени героя был не случаен. Евгений - значит благородный, а фамилия Онегин указывает на литературность героя, так как некоторые фамилии происходили от названия мест, которыми владел человек, а рекой Онегой владеть невозможно.

В нашей научно-исследовательской работе мы выдвигаем гипотезу о том, что формирование личности Евгения Онегина и его последующие поступки, обусловлены влиянием дворянского общества XIX века.

Основная цель работы – раскрыть особенности характера Евгения Онегина, показать его духовную эволюцию, для этого нам следует ответить на следующие вопросы:

1. Как сформировался характер Евгения Онегина?

2. Изменился ли с течением времени?

3. Если да, то, какие обстоятельства, или кто изменил его?

4. Какова роль судьбы в романе?

В данной работе были использованы следующие методы:

Комплексный анализ текста.

Работа с критической и справочной литературой.

Метод сопоставления (сравнительный).

Изучение литературоведческих статей.

История Онегина – это история возрождения героя, который заново учится жить чувствами. В романе затронуто множество проблем: проблемы смысла жизни, любви и дружбы, добра и зла, взаимоотношений в обществе, проблема поиска жизненного пути дворянской молодежи, давления на человека общественным мнением, в данном случае «высшим светом».

Особенности жизненного пути Евгения Онегина

Воспитание и семья

Евгений Онегин - главный герой романа принадлежит к лучшей части дворянской молодежи XIX века. Мы знакомимся с ним тогда, когда он едет к умирающему дяде. Евгений честен перед самим собой, он лицемер и не отрицает этого, и даже порою циничен:

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Его дядя был ему чужд во всех отношениях. И что может быть общего между Онегиным, который уже –

Равно зевал

Средь модных и старинных зал, и между почтенным помещиком, который, в глуши своей деревни,

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил?

Первоначальное формирование человека и его личности происходит в детстве, непосредственно в семье. А что мы знаем о семье Онегина? У него был отец и дядя.

Отец: Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Для не слишком богатого дворянина (отца Евгения), не имевшего дочерей, три бала в год - неоправданная роскошь. Неудивительно, что отец Евгения нажил себе столько долгов. Но судьба Евгения хранила, и он без сожаления отдал наследство на выплату долгов отца.

Ю. М. Лотман в комментариях к роману «Евгений Онегин» поясняет, что значит жить долгами: «Тема богатства оказывается связанной с мотивом разорения Долги и проценты по залогам, перезакладывание уже заложенных имений было уделом отнюдь не только бедных или стоящих на грани краха помещиков. Более того, именно мелкие и средние провинциальные помещики, менее нуждающиеся в деньгах на покупку предметов роскоши и дорогостоящих импортных товаров и довольствующих «домашним припасом», реже входили в долги и прибегали к разорительным операциям Одной из причин всеобщей задолжности было сложившиеся в царствование Екатерины II представление о том, что «истинное дворянское» поведение заключается не просто в больших тратах, а в тратах не по средствам».

Но о дяде мы знаем совсем не много, точнее сказать, почти ничего, лишь то, что, возможно, у дяди был единственный наследник Евгений.

Евгений, тяжбы ненавидя,

Довольный жребием своим,

Наследство предоставил им, (заимодавцем)

Большой потери в том не видя

Иль предузнав издалека

Кончину дяди-старика.

Воспитание Евгения проходило в атмосфере постоянного веселья и праздности. Именно поэтому первая характеристика героя - «молодой повеса». Почему он им стал? В толковом словаре И. В. Даля мы увидим следующее определение: повеса - шалун, шалопай, проказник, резвый и нередко докучливый баловник, невежливый, дерзкий шалун.

У Евгения было двое учителей: Madame, Monsieur l’Abbe. В записке «О народном воспитание» Пушкин писал «В России 19 века домашнее воспитание было самое недостаточное и безнравственное; ребенок видел одни только грустные предметы, своевольничал, не получал никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивалось изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем» Характерной фигурой домашнего воспитания был француз-гувернер, который редко серьезно относился к своим обязанностям:

Monsieur l’Abbe француз убогий,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в летний сад гулять водил.

Также Пушкин называет Онегина педантом. Педант - это человек строгий и точный, придирчивый к мелочам. Но здесь мы снова чувствуем иронию. Онегин кажется умным в том, в чем совершенно не знаток. Он знал латынь, но она вышла из моды и не входила в круг светского дворянского образования.

Отношения со светом, успехи в нем. Один день из жизни Онегина

Как мы можем судить по первой главе, отношения Онегина со светом складывались вполне удачно:

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Почему общество так решило? Он знал французский, умел мазурку танцевать и кланялся непринужденно. Все это и есть главные признаки человека из высшего общества, отличающие его от «чужих».

В этих строках мы видим поверхностное отношение общества к человеческой душе. Свет не интересуют душевные качества человека, лишь его положение в обществе и богатство. Онегин чувствует себя чужим и лишним, потому что понимает всю никчемность общества.

Но главным талантом Евгения была «наука страсти нежной». Он умел «казаться новым», льстить, «добиваться» понравившейся девушки. Но эта наука тоже его разочаровала. Автор дает нам определения русской хандры, т. е. разочарованность в жизни. «Русская хандра» Онегина проистекает из критического отношения героя к своему кругу. Автор понимает Онегина и сочувствует ему. Евгений сам недоволен обществом и это сближает его с автором. Онегинский характер сформировался в определенных общественных условиях, в определенную историческую эпоху. Следовательно, Онегин осмыслен как национально-исторический тип русской жизни. Его скептицизм, разочарование - это отражение общего недуга «новейших россиян», который охватил в начале XIX века значительную часть дворянской интеллигенции. «Русская хандра»- это отсутствие интереса к жизни или преждевременная старость души. Образ разочарованного героя проник в литературу вместе с отголосками «байронизма» и, отразившись в южных поэмах, вызвал со стороны декабристов критику. Муравьев-Апостол писал Якушину: «Байрон наделал много зла, введя в моду искусственную разочарованность, которую не обманешь того, кто умеет мыслить. Воображают, будто скукою показывают свою глубину, пусть это будет так для Англии, но у нас, где так много дел, даже если живешь в деревне, где всегда возможно хоть несколько облегчить участь бедного селянина, лучше пусть изведают эти попытки на опыте, а потом уж рассуждают о скуке». Несмотря на критику декабристов, Пушкин, работая над первой главой, разделял их воззрения. Как мы видим, основным в образе Онегина являлось определение интеллектуального уровня героя. Разница в образовании и глубине политических интересов определяла возможность иронического подхода к персонажу, что, в свою очередь вызывало «отделение» героя от автора. Таким образом, фактором, формирующим характер, оказывается не среда, а сознание героя.

Разочарование в жизни и в самих себе свойственно только людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем». Обратимся к описанию (в VII главе) кабинета Онегина:здесь показан Евгений. Особенно поразительно исключение из опалы двух или трех романов,

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душою,

Себялюбивый и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Жизнь Онегина наполнена атмосферой бесконечного веселья и беззаботности. Его день похож на день Фамусова из комедии «Горе от ума» Грибоедова:

День Онегина: День Фамусова:

Три бала на вечер зовут: Во вторник зван я на форели

Там будет бал, там детский праздник. В четверг я зван на погребенье

Куда поскачет мой проказник?

С кого начнет он? все равно

Отличие Онегина от света в том, что он не может жить в лицемерии и лжи. Большинство дворян принимали такую жизнь, пустую и праздную, и не томились ею. Человеческая значительность Онегина в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собою - и не был счастлив. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Прекрасные задатки Онегина подавлены социальной средой, в которой он жил и вырос. В основе образа в первой главе лежит не социальная характеристика среды, а интеллектуально-политическая (вторая рассматривается как следствие первой) оценка героя.

Испытание дружбой

Смена обстановки с города на деревню не помогла ему, он всё равно скучает, но пытается чем- то занять себя (читал книги пытался писать, но труд ему был упорный тошен). Проблема героя не снаружи, а внутри.

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить:

Ярем он барщиной старинной

Оброком лёгким заменил

Оброк считается более лёгкой формой крепостной зависимости.

Что он опаснейший чудак.

Сосед наш неуч, сумасбродит;

Отношение с провинциальными дворянами у Онегина не сложились. Во-первых, он нарушил многолетнею традицию: барщину заменил оброком. Во вторых, не проявлял уважения к помещикам, как только местные дворяне подъезжали к нему, он сразу же уезжал с заднего двора.

Онегину не были интересны разговоры о сенокосе, псарне, вине и о родне.

Но через некоторое время в деревне появляется новый помещик - Владимир Ленский. Между героями завязывается «дружба».

Западная культура (Германия) определила настрой мыслей Ленского как романтический и далёкий от русской жизни, как и Онегин, он встречает неприязнь соседей-помещиков и подвергается строгому разбору. А Евгений относился к Владимиру со снисхождением, как к ребёнку, но неподдельная искренность Ленского удивляла, забавляла и оживляла его. Эта разность их сближала, и вскоре они стали неразлучны:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом,

И скоро стали неразлучны.

Подружились они потому, что все остальные совсем уж не подходили для дружбы, потому что каждый скучал в своей деревне, не имея никаких серьезных занятий, никакого настоящего дела, потому что жизнь обоих, в сущности, ничем не заполнена.

Ленский познакомил Онегина с семьёй Лариных (о которых мы поговорим позже) и уговорил его пойти на Татьянины именины, где Евгений ухаживал за Ольгой - возлюбленной Владимира - произошла ссора.

Дуэль

Дуэль является кульминацией развития основного конфликта в душе героя- зависимость от общественного мнения и невозможность жить согласно этим правилам.

Представления Ленского смещены в сторону идеала. Он смотрит на мир сквозь призму возраста и литературы. Ленский решил «спасать» Ольгу, но от кого? От Евгения – развратника, а Ольга – невинная жертва. Но она сама принимала ухаживания Евгения. Онегин в силу своего возраста, опыта разве не мог помириться с Ленским или вовсе не давать повода для ссоры?

Одной из причин трагедии (смерти Ленского) стала неспособность Евгения жить чувствами, не даром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться как зверь

И на именинах Татьяны и перед дуэлью Онегин показал себя «мячиком предрассуждений», глухим к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского. Его поведение на именинах – обычная светская злость, а дуэль - следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» - Зарецкого и соседей. Онегин не заметил, как стал пленником «старого кумира» - общественного мнения.

Следует отметить то, что во время проведения дуэли были нарушены практически все правила: Онегин опоздал, его секундантом был слуга, но Зарецкий - «старый дуэлист» закрыл глаза на все эти нарушения.

Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств:

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов

Печальна и неблагополучна действительность, если в людях, даже в зрелых, не сохраняется ни доли наивности, ни простодушия, если в обществе господствует сомнение, безверие, безыдеальность. Пушкин жалеет рано погибшего поэта и ценит в нем «жаркое волнение», «благородное стремление», «заветные мечтания», «жажду знаний», «страх порока и стыда».

Онегин выжил лишь физически, нравственно он был сломлен. Предрассудки среды, им презираемой, оказались сильнее его искренних желаний и охлажденных чувств.

Испытание любовью

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Получив от нее письмо, повел себя деликатно. Он сразу же сообщает ей, что не разделяет ее чувств. Но в то же время оставляет ей надежду своим кокетством:

Я вас люблю любовью брата-

И, может быть, еще нежней.

Смысл речи Онегина в том, что он неожиданно для Татьяны повел себя не как литературный герой («спаситель» или «искуситель»), а просто как хорошо воспитанный светский человек, который «очень мило поступил с печальной Таней». Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам, по правилам, которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни. Этим обескуражил романтическую героиню, которая была готова к «счастливым свиданиям», и к «гибели», но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения.

Онегин понимает, что Татьяна, посылая ему письмо, ведет себя как героиня романа, однако реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала XIX века делали такой поступок немыслимым: и то, что она вступает без ведома матери в переписку с ним, почти незнакомым человеком, и то, что она первая признается ему в любви, делало ее поступок находящимся по ту сторону приличий. Если бы Онегин разгласил тайну письма, репутация Татьяны пострадала бы неисправимо. Но он сумел разглядеть во «влюбленной деве» подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Татьяна, пытаясь разгадать Онегина, называет его то «ангелом хранителем», то «коварным искусителем».

«Онегин совсем не изверг, не развратный человек, хотя в то же время совсем не герой добродетели. К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них просто людей».

Итак, Евгений не выдержал испытание любовью. Он не был готов к той любви, которую давала ему Татьяна, не мог ответить ей взаимными чувствами. Дело в том, что Онегин послушался не голоса сердца, а голоса рассудка – и подавил в себе волнение, испытанное при виде Татьяны.

Еще в 1-ой главе автор отметил в герое «резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам. Онегин - холодный, рассудительный человек. Эта душевная диспропорция и стала причиной драмы несостоявшейся любви. Он не верит в любовь и не способен полюбить. Смысл любви исчерпывается для него лишь в «науке страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.

Герой отнюдь не жертва обстоятельств. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Его решимость, воля, вера определяют его поступки. Однако, отказавшись от светской суеты, Онегин стал не деятелем, а созерцателем. Лихорадочная погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями. Два испытания, которые ожидали Евгения в деревне – испытание любовью и дружбой – показали, что внешняя свобода автоматически не влечет за собой освобождения от ложных предрассудков и мнений. Евгений истощен духовно и больше не может находится в деревне, в том месте, где убил Владимира. Он отправился в путешествие по России.

Путешествие по России

Во время путешествия по России Онегин посетил Нижний Новгород, Астрахань, Кавказ, Тавриду, Одессу.

Путешествуя, он видит жизнь во всем ее многообразии: в Новгороде - жемчуг, вино, табуны коней, на Кавказе - Терек, оленей, верблюдов, но везде тоска. Но это совеем иное чувство, нежели скука.

Тоска - стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль.

Скука – тягостное чувство от праздного, недеятельного состояния души; томление бездействия.

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? Тоска, тоска!.

«Какая жизнь! Вот оно страдание, о котором так много пишут и в стихах и в прозе, на которое столь многие жалуются, как будто и в самом деле знают его; вот оно, страдание истинное, без контура, без ходуль, без драпировки, без фраз, страдание, которое часто не отнимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое часто тем ужаснее!»

Возвращение в Москву

После путешествия по России Онегин возвращается в Москву. Он попадает на бал, где узнает, что Татьяна стала женой князя.

В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Москве, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека – он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви (и этим напоминает Ленского). Евгений впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь.

Итак, Онегин встречает обновленную Татьяну: холодную, блестящую светскую даму. В нем просыпаются искренние чувства к ней. Он как мальчишка «часы считает», «не дождется дню конца». (Нетерпение Онегина выразилось в том, что он выехал не только без опоздания, но и в максимально короткий срок). Пушкин нисколько не приукрашивает своего героя. Он признает, что Евгений думал о равнодушной княгине, а не о "девочке несмелой". И все-таки Татьяна привлекла его не пышным положением, а той душевной силой, которую Онегин увидел и почувствовал в ней. Как из нежной девушки она превратилась в величавую законодательниц зал? Общество изменило ее «внешнюю сторону» – манеры, поведение. Но она сохранила свои прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу.

Но как поверить в любовь Евгения? Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь в глазах общества. Но Онегин влюблен без памяти. Он целые дни проводит в «тоске любовных помышлений». Как и прежде на первом плане соотношение между разумом и чувствами. Теперь уже разум был побежден – Онегин любит, «ума не внемля строгим пеням». «Что чуть с ума не своротил / или не сделался поэтом».

Онегин мучается, изнемогает от любви и пишет ей письмо, в котором молит о встрече и признается в любви:

Повсюду следовать за вами

Улыбку уст, движение глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть вот блаженство.

В этих строках мы видим, что Онегин влюблен без памяти и душой по-настоящему преобразился.

«Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нем уже нет иронии, нет светской умеренности, светской маски. Онегин знает, что он, может быть, подает повод к злобному веселью; но страсть задушила в нем страх быть смешным, подать на себя оружие врагу».

Прочел он Гиббона, Руссо,

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Stael, Биша, Тиссо

«Строфа характеризует круг чтения Онегина Г. А. Гуковский подчеркивал значение данной строфы: «этот список замечателен; для современника он был понятен. В нем только одно имя вызывает представление о художественной литературе как таковой – Манзони. Остальные философы, историки, публицисты и естествоведы, физики, врачи». Онегин от верхоглядства, светского полуневежества, скрашенного уменьем говорить обо всем, серьезно погружается в мир знаний, стремится в просвещение стать с веком на ровне».

Последняя встреча Онегина и Татьяны

Онегин способен к быстрой смене ценностных ориентиров – готовность к действию, к поступку. Он приезжает в дом князя и застает Татьяну, рыдающую над письмом.

В тоске безумных сожалений

К ее ногам упал Евгений.

Она вздрогнула и молчит

И на Евгения глядит.

Будучи замужней женщиной, она, любя Онегина, не отвечает на его чувство и остается верной мужу не потому, что уважает своего супруга, но и из уважения к себе. Она не может поступиться своей честью, своим личным достоинством. И в этом проявляется ее близость к патриархальным устоям, в этом и дворянская честь провинциальной девушки.

Неумершие чувства, просыпающаяся совесть стали залогом возрождения души Евгения. Он как дитя влюблен в Татьяну. Ранее невозмутимый, теперь он узнал любовь и настоящие страдания, он стал жить чувствами, когда обрел идеал, снова бросился читать и читал уже «духовными глазами».

Но смысл драмы не в выборе между любовью Онегина и верностью мужу, а в той коррозии чувств, которая произошла в героине под влиянием светского общества. Она живет воспоминаниями и не способна хотя бы поверить в искренность любящего его человека. Болезнь, от которой так мучительно освобождался Онегин, поразила Татьяну. Свет пустой беспощаден к живому человеческому чувству.

Роль судьбы

Судьба Онегина могла сложиться иначе, ничего странного в том, если бы он повторил участь своего дяди, он мог бы стать одним из декабристов. Можно вообразить и то, что Евгений оказался бы мужем Татьяны. Ведь сказал Пушкин устами своей героини:

А счастье было так возможно,

Так возможно

Но из разных возможностей герою, как и всякому человеку выпадает одна судьба, которая оказывается одновременно и закономерной и случайной. Как бы сложилась судьба героев, если бы не было бы дуэли, письма Татьяны, смерти дяди Евгения? Автор не дает нам ответ, так же как и не отвечает на вопрос, что случится с Онегиным дальше: смирится ли он с «уроком Татьяны» или же будет добиваться ее любви, погибнет в какой- нибудь дуэли (на которую пойдет лишь от отчаяния) или же Евгений и Татьяна будут вместе? Нам остается только догадываться и предполагать.

Самое важное в жизни Евгения Онегина уже произошло: он теперь способен остро и искренно чувствовать, переживать, его томит теперь не хандра, а любовная страсть.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить эволюцию характера и личности Онегина.

Как и каждого человека, Евгения формировала его среда, в первую очередь дворянское общество. Ему приходилось жить по их негласным правилам. Но душа Евгения ждала иных отношений, чем, те, на которых держалось общество. Он был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Высокий уровень умственного и культурного развития Евгения Онегина позволяет ему подняться над средой, усомниться в истинности некоторых жизненных ценностей, утверждаемых этой средой, возникает проблема: может ли человек противостоять среде, т. е. проблема внутренней свободы – он пленник общественного мнения.

Жизнь Онегина показана в развитии – его личность еще не до конца сформировалась. Но все же в нем есть такие задатки, которые не позволяют ему мириться с навязанными законами высшего света.

Затворничество Евгения – его необъявленный конфликт со светом в первой главе и с обществом деревенских помещиков во второй – шестой главах – только на первый взгляд кажутся «причудой», вызванной сугубо индивидуальными причинами: скукой, «русской хандрой», разочарованием в науке страсти нежной. Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» - своеобразный протест против социальных и духовных догм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой. Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности в иной среде. В деревне повышается потребность живого общения, возникает чувство привязанности к Ленскому; деревня сформировала потребность размышлять, проживать жизнь, наслаждаясь величием и красотой.

Дуэль Онегина и Ленского показывает, что у героя была лишь внешняя свобода, но на самом деле он зависит от общественного мнения и предрассудков и поэтому убивает Владимира. В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила "общественного мнения". Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Не умение и нежелание думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить. Так смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина. Но оно еще впереди.

В любви герой также несчастен. Когда он стал готов к искренним настоящим чувствам, Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Она не поверила ему и незаслуженно обвиняла в неискренности. Прежний Онегин - такой, какого раньше знала она, мог бы ухаживать за княгиней из таких вот мелких, недостойных побуждений. Прежний Евгений, равнодушный и эгоистичный, не понял бы ее мучений. Теперь он понимает все - ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от нее совсем Онегин не в состоянии. В такую вот "минуту, злую для него", Пушкин и оставляет своего героя.

Таким образом, можно из всего вышесказанного сделать следующие выводы:

Онегина сформировало его окружение, т. е. его семья, его воспитание и дворянское общество, но в нем были исключительные задатки, которые не позволяли мириться с негласными законами светского общества.

Евгений, безусловно, изменился с течением времени. Из холодного, равнодушного и черствого дворянина он превратился в человека, который способен сопереживать, понимать других и любить.

Смерть Ленского была толчком для преображения героя, но по настоящему он изменился, когда встретил Татьяну, уже не простую девочку из деревни, а знатную княгиню. В нем наконец-то просыпаются искренние, настоящие чувства.

Роль судьбы в романе очень важна. Судьба Евгения хранила, и весь его жизненный путь был в большой степени предначертан ею.

Одну из ключевых в романе "Евгений Онегин" играет светское общество в роли российской аристократии.

Как и каждое общество, оно расположено выше на несколько ступеней окружающих из-за своего развития. Но, оно в принципе ничего не делает, так как не может отыскать в себе силы и возможности что-то реализовать.

Петербургское общество предстаёт в романе перед читателем с ноткой сарказма, иронии. Онегин сам входит в это общество. Но в то же время, описывая кабинет Онегина, Пушкин уделяет внимание тому, что, даже входя в это общество, Онегин, как и другие молодые люди, потихоньку отделяются от традиций их, потому что имеет более новое, другое воспитание.

Поместное же дворянство нравится самому автору в описании. Оно описано достаточно красочно и широко, в нём до сих пор присутствует непринуждённость, самая суть людской природы. Люди, что входят в это общество, ближе всего расположены к простым людям по своему домашнему обиходу и мироощущениям. Одними из самых ярких представителей поместного дворянства были родной дядя Онегина, семья Лариных. Но такое общество очень далеко от идеала, так как в нем нет каких-то определяющих потребностей. То же самое касается и интересов. К такому же обществу можно и отнести Ленского.

Меньше всего в романе Пушкин уделил внимания Московскому обществу. Можно лишь сказать одно, что здесь общество всегда выделялось своей патриархальностью. Спустя довольно-таки продолжительное время общество Москвы не изменяется. Оно остаётся таким же по своим обычаям и традициям, спокойным. Но даже внутри общества происходит какое-то людское движение, веселье и переполох. Выделяя более собирательное из Московского и Петербургского, таким оказывается именно первое.

Во многих фразах читателю дают понять, что за красивой обложкой прячется распущенность каждого общества. Но иногда и в таком обществе попадают люди интригующие собой и интересные для общения. И это не зависит от города.

Говоря о влиянии какого-то общества на человека, то оно ничего не говорит. Именно человек сам для себя решает какие нравы и законы ему принимать. Общество неоднородно, но именно таким оно и должно быть.

Сочинение Светское общество (Евгений Онегин)

По описанию Пушкина светское общество представляет собой пространство декаданса и не несет практически никаких положительных характеристик. При этом светское общество служит для того чтобы оттенить, если не идеалы, то альтернативу этому светскому обществу.

Вообще, если посмотреть на историю России, то практически всегда высший свет ориентируется на другие государства. Как правило, более развитые и таковые существуют практически всегда и практически всегда Россия смотрит на Европу и Запад и хочет подражать этому образу своеобразного парадиза. Даже сейчас мы видим активное подражание американской и европейской культуре, во времена Пушкина более в почете были Франция и Англия, разницы в этом не много.

Для того чтобы выполнить сравнение, Пушкин вводит своеобразные пары противоположностей: Ларина младшая и светские дамы, Полина Ларина и княжна Алина и много других вариантов. Светские дамы в отличие от Татьяны Лариной склонны к пустым развлечениям, а она – более вдумчивая натура, глубокая как загадочная русская душа. Княжна Алина без семьи и цели, доживает свои годы в болезни и тоске, потратив лучшее на развлечения и светские приемы, а Полина воспитала дочек и хотя стала более простым человеком, но счастлива работать в деревне и вести хозяйство.

Таким образом Пушкин как бы ненавязчиво намекает к чему ведет подобное подражание и вообще приверженность вкусам высшего света, который на самом деле обладает только внешним лоском, а по содержанию: скука, страсть к развлечениям и бесцельное шатание. Тем не менее, автор не делает существенного различия между светскими людьми в деревне и городе. Просто деревенские люди, такие как например Зарецкий, более грубы и даже более подлы, но в этом сочетается мода светского общества с грубостью простого деревенского человека.

Резюмируя, следует отметить довольно негативное отражение светского общества в этом романе. Пушкин иронизирует и проводит довольно четкую сатирическую канву повествования, которая выставляет светских людей по большей части не особенно интересными и достойными. Мне кажется, таким образом он хотел предостеречь своих современников, да и остальных людей от чрезмерного увлечения пустыми развлечениями и бездумным досугом, а также указать на наличие собственной (пусть и простой) культуры (народной, но настоящей и вполне пригодной даже для помещиков) в нашей стране.

Несколько интересных сочинений

    В разделе собраны сочинения но разных временах года

    Идея защиты личности в романе «Дубровский» красной линией проходит через все произведение. Автор показывает сложные жизненные ситуации, а также сильных людей, которые не боятся отстаивать свои интересы и пресекать несправедливость.

  • Анализ сказки Орел-меценат Салтыкова-Щедрина сочинение

    Ключевой темой произведения является тема просветительства в общественной жизни, рассматриваемая писателем с использованием приемов острой, смелой сатиры на примерах птичьих образов.

  • Почему Герасим утопил Муму сочинение для 5 класса

    Замечательное произведение Ивана Сергеевича Тургенева « Муму» рассказывает нам о непростой судьбе крестьянина – крепостника. О том, как политическое устройство, меняет человеческую сущность, ломая его личность.

  • Сочинение рассуждение Научная фантастика

    Все мы в детстве любили сказки. Невероятные приключения отважных героев в необычном окружении, магия, волшебство. Однако, все мы взрослеем, и сказки, если вы готовы и дальше идти с ними по жизни, должны взрослеть вместе с нами.