Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, была очень образованная для своего времени женщина. Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, была очень образованная для своего времени женщина.


Детство Аксакова прошло в Уфе и Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново -Аксаково, среди степной природы. в имении Ново -Аксаково, среди степной природы. Большую роль в воспитании будущего писателя сыграла Пелагея, выполнявшая в доме роль ключницы и сказительницы. Большую роль в воспитании будущего писателя сыграла Пелагея, выполнявшая в доме роль ключницы и сказительницы.


В возрасте 8 лет, в 1801 году Аксаков был определен в Казанскую гимназию. В 1804 году тринадцатилетний Сергей Аксаков в числе 40 самых способных гимназистов В возрасте 8 лет, в 1801 году Аксаков был определен в Казанскую гимназию. В 1804 году тринадцатилетний Сергей Аксаков в числе 40 самых способных гимназистов становится студентом. Казанского Университета. Во время учёбы у него стали проявляться литературные интересы и способности. становится студентом. Казанского Университета. Во время учёбы у него стали проявляться литературные интересы и способности.


В 1821году началась его литературная деятельность. Но времени на творчество не было, приходилось зарабатывать на жизнь. Аксаков вынужден был служить инспектором Землемерного училища, В 1821году началась его литературная деятельность. Но времени на творчество не было, приходилось зарабатывать на жизнь. Аксаков вынужден был служить инспектором Землемерного училища, а позднее стал его директором. а позднее стал его директором.


После смерти отца Сергей Тимофеевич Аксаков получил наследство и вышел в отставку. Он купил подмосковное имение Абрамцево и превратил его в своеобразный дом – музей русской культуры. Здесь часто бывали писатели, художники и актёры. После смерти отца Сергей Тимофеевич Аксаков получил наследство и вышел в отставку. Он купил подмосковное имение Абрамцево и превратил его в своеобразный дом – музей русской культуры. Здесь часто бывали писатели, художники и актёры.


В Абрамцево Аксаков писал книги о природе. Воспоминания о детстве легли в основу автобиографической повести «Семейная хроника» и книги «Детские годы Багрова – внука». В Абрамцево Аксаков писал книги о природе. Воспоминания о детстве легли в основу автобиографической повести «Семейная хроника» и книги «Детские годы Багрова – внука».












Вспомним сказку! 1. Назовите главного героя сказки. 1. Назовите главного героя сказки. 2. Почему купец любил больше меньшую дочь? 2. Почему купец любил больше меньшую дочь? 3. Какие гостинцы попросили привезти купца его дочери? 3. Какие гостинцы попросили привезти купца его дочери? 4. Какие чудеса происходили с купцом во дворце? 4. Какие чудеса происходили с купцом во дворце? 5. Как произошла встреча купца с чудищем? 5. Как произошла встреча купца с чудищем? 6. Что произошло в доме купца после его возвращения? 6. Что произошло в доме купца после его возвращения?


7. Как жилось купеческой дочери во дворце чудища лесного? 7. Как жилось купеческой дочери во дворце чудища лесного? 8. Почему чудище отказывалось показаться девушке на глаза? 8. Почему чудище отказывалось показаться девушке на глаза? 9. Как встретилась купеческая дочь с отцом и сёстрами? Почему сёстры захотели её задержать? 9. Как встретилась купеческая дочь с отцом и сёстрами? Почему сёстры захотели её задержать? 10. Что случилось с чудищем из –за опоздания купеческой дочери? 10. Что случилось с чудищем из –за опоздания купеческой дочери? 11. З что полюбила купеческая дочь зверя лесного чудо морское? 11. З что полюбила купеческая дочь зверя лесного чудо морское? 12. Чему учит эта сказка? 12. Чему учит эта сказка?



Раз, сидя на окошке, услышал я какой-то жалобный визг в саду.

Мать тоже его услышала, и когда я стал просить, чтоб послали посмотреть, кто это плачет, что «верно, кому-нибудь больно», мать послала девушку, и та через несколько минут принесла в своих пригоршнях крошечного, еще слепого щенка, который, весь дрожа и нетвердо опираясь на свои кривые лапки, тыкаясь во все стороны головой, жалобно визжал, или скучал, как выражалась моя нянька.

Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.

Мать приказала принести на блюдечке тепленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутенка в молоко, выучила его лакать.

С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался. Кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой.

Его назвали Суркой.

Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет, разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

Заметив гнездо какой-нибудь птички, чаще всего зорьки или горихвостки, мы всякий раз ходили смотреть, как мать сидит на яйцах.

Иногда по неосторожности мы спугивали ее с гнезда и тогда, бережно раздвинув колючие ветки барбариса или крыжовника, разглядывали, как лежат в гнезде маленькие-маленькие, пестренькие яички.

Случалось иногда, что мать, наскучив нашим любопытством, бросала гнездо; тогда мы, увидя, что несколько дней птички в гнезде нет и что она не покрикивает и не вертится около нас, как то всегда бывало, доставали яички или все гнездо и уносили к себе в комнату, считая, что мы законные владельцы жилища, оставленного матерью.

Когда же птичка благополучно, несмотря на наши помехи, высиживала свои яички и мы вдруг находили вместо них голеньких детенышей, с жалобным тихим писком беспрестанно разевающих огромные рты, видели, как мать прилетала и кормила их мушками и червяками… Боже мой, какая была у нас радость!

Мы не переставали следить, как маленькие птички росли, перились и наконец покидали свое гнездо.

Грачи прилетели

Прибавились значительно дни. Ярче, прямее стали солнечные лучи, и сильно пригревает в полдень. Потемнела полосами белая пелена снега, и почернели дороги. Вода показалась на улицах…

Прилетная птица начинает понемногу показываться. Грачи, губители высоких старых дерев, красоты садов и парков, прилетели первые и заняли свои обыкновенные летние квартиры, самые лучшие березовые и осиновые рощи. Уже начали заботливые хозяева оправлять свои старые гнезда новыми материалами, ломая для того крепкими беловатыми носами верхние побеги древесных ветвей. Далеко слышен их громкий, докучный крик, когда ввечеру, после дневных трудов, рассядутся они всем собором, всегда попарно, и как будто начнут совещаться о будущем житье-бытье.

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись - огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

Лев Толстой

Лев и собачка

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него, положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачонку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

(Рассказ офицера)

У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.

У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперед, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, черные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силен и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нем держался, пока его не отлили холодной водой.

Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушел от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться в другую перекладную, как вдруг увидел, что по дороге катится что-то черное и блестящее. Это был Булька в своем медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так верст двадцать в самый жар.

Сергей Аксаков

Раз, сидя на окошке, услышал я какой-то жалобный визг в саду.

Мать тоже его услышала, и когда я стал просить, чтоб послали посмотреть, кто это плачет, что «верно, кому-нибудь больно», мать послала девушку, и та через несколько минут принесла в своих пригоршнях крошечного, еще слепого щенка, который, весь дрожа и нетвердо опираясь на свои кривые лапки, тыкаясь во все стороны головой, жалобно визжал, или скучал, как выражалась моя нянька.

Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.

Мать приказала принести на блюдечке тепленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутенка в молоко, выучила его лакать.

С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался. Кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой.

Его назвали Суркой.

Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет, разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

Заметив гнездо какой-нибудь птички, чаще всего зорьки или горихвостки, мы всякий раз ходили смотреть, как мать сидит на яйцах.

Иногда по неосторожности мы спугивали ее с гнезда и тогда, бережно раздвинув колючие ветки барбариса или крыжовника, разглядывали, как лежат в гнезде маленькие-маленькие, пестренькие яички.

Случалось иногда, что мать, наскучив нашим любопытством, бросала гнездо; тогда мы, увидя, что несколько дней птички в гнезде нет и что она не покрикивает и не вертится около нас, как то всегда бывало, доставали яички или все гнездо и уносили к себе в комнату, считая, что мы законные владельцы жилища, оставленного матерью.

Когда же птичка благополучно, несмотря на наши помехи, высиживала свои яички и мы вдруг находили вместо них голеньких детенышей, с жалобным тихим писком беспрестанно разевающих огромные рты, видели, как мать прилетала и кормила их мушками и червяками… Боже мой, какая была у нас радость!

Мы не переставали следить, как маленькие птички росли, перились и наконец покидали свое гнездо.

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись - огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

Лев Толстой

Лев и собачка

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него, положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачонку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

(Рассказ офицера)

У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.

У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперед, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, черные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силен и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нем держался, пока его не отлили холодной водой.

Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушел от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться в другую перекладную, как вдруг увидел, что по дороге катится что-то черное и блестящее. Это был Булька в своем медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так верст двадцать в самый жар.

Сергей Аксаков

Раз, сидя на окошке, услышал я какой-то жалобный визг в саду.

Мать тоже его услышала, и когда я стал просить, чтоб послали посмотреть, кто это плачет, что «верно, кому-нибудь больно», мать послала девушку, и та через несколько минут принесла в своих пригоршнях крошечного, еще слепого щенка, который, весь дрожа и нетвердо опираясь на свои кривые лапки, тыкаясь во все стороны головой, жалобно визжал, или скучал, как выражалась моя нянька.

Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.

Мать приказала принести на блюдечке тепленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутенка в молоко, выучила его лакать.

С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался. Кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой.

Его назвали Суркой.

Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет, разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

Заметив гнездо какой-нибудь птички, чаще всего зорьки или горихвостки, мы всякий раз ходили смотреть, как мать сидит на яйцах.

Иногда по неосторожности мы спугивали ее с гнезда и тогда, бережно раздвинув колючие ветки барбариса или крыжовника, разглядывали, как лежат в гнезде маленькие-маленькие, пестренькие яички.

Случалось иногда, что мать, наскучив нашим любопытством, бросала гнездо; тогда мы, увидя, что несколько дней птички в гнезде нет и что она не покрикивает и не вертится около нас, как то всегда бывало, доставали яички или все гнездо и уносили к себе в комнату, считая, что мы законные владельцы жилища, оставленного матерью.

Когда же птичка благополучно, несмотря на наши помехи, высиживала свои яички и мы вдруг находили вместо них голеньких детенышей, с жалобным тихим писком беспрестанно разевающих огромные рты, видели, как мать прилетала и кормила их мушками и червяками… Боже мой, какая была у нас радость!

Мы не переставали следить, как маленькие птички росли, перились и наконец покидали свое гнездо.

» на тему « »


Урок 34

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ»

– познакомить учащихся с рассказом С. Аксакова «Гнездо»;
– обобщить знания по теме «О братьях наших меньших»;
– совершенствовать навык чтения целыми словами, навык выразительного чтения;
– развивать речевые умения, память, внимание, мышление, творческие способности;
– продолжить формирование умения анализировать произведения;
– воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Оборудование : ребусы; карточки с загадками и с отрывками произведений; изображения животных; энциклопедия о животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка рисунков о животных.
2. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Лисица и Ёж».

III. Постановка цели урока.

– С произведениями какого раздела мы познакомились на последних уроках чтения?
– Почему животных называют братьями нашими меньшими?
– Сегодня на уроке мы обобщим знания произведений о животных и прочитаем новый рассказ, название которого спрятано в ребусе.

Ответ: гнездо.

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите скороговорку:

Кукушка
Кукушонку
Купила
Капюшон.
Надел
Кукушонок
Капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

2. Отработка навыка чтения.

В чудетство откроешь окошки –
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет веселютик у речки,
И звонко поют соловечки,
А где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом…
Мы с ними в чудетство скорее войдем –
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть-заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!

– Объясните значение выделенных слов.

3. Чтение рассказа С. Аксакова «Гнездо».

Учитель читает вслух рассказ С. Аксакова «Гнездо».

4. Анализ произведения.

– О чем это произведение?
– Что делали ребята, заметив гнездо птиц?
– Как ребята наблюдали за птицей?
– Что происходило, когда птица покидала гнездо?
– Когда ребята испытывали радость?
– Как вы относитесь к поступкам ребят?
– Почему нельзя трогать и разорять птичьи гнезда?
– Можно ли шалость детей считать просто помехой?
– Прочтите зашифрованные слова:

Цасини (синица)
хвостгокари (горихвостка)
ровобей (воробей)
казорь (зорька)
лубьго (голубь)
трягузсока (трясогузка)

– Назовите тех птиц, о которых мы прочитали в рассказе С. Аксакова. Почему птиц называют нашими друзьями?

Справочный материал для учителя.

Если у человека температура поднялась до 38 градусов, его укладывают в постель. Человек не может работать.

А соловей с температурой 41–42 градуса даёт концерты, дрозд, насвистывая, штукатурит гнездо.

Мы перевариваем обед часами, а в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть.

Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весом, чем она сама.

Если бы у тебя был аппетит птенца мухоловки-пеструшки, ты бы на дню тридцать раз завтракал, пятьдесят раз обедал да ещё ужинал бы двадцать раз!

Подавая тебе завтраки, обеды и ужины, бабушка сбилась бы с ног, упала бы в обморок.
Ничего удивительного! У птиц так и бывает. Старые скворцы от усталости иной раз падают в обморок возле гнезда.

Но нас, людей, птичий аппетит только радует: меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.

Потому-то мы и хотим, чтобы птицы селились к нам поближе.

Пусть синица-садовница берёт яблоки в саду, пусть скворец-огородник наведёт порядок на грядках, пусть мухоловка-санитарка переловит всех мух на дворе!

5. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 76–77 учебника.

– Прочтите быстро целыми словами стихотворение В. Берестова.
– О ком это стихотворение?
– Что делают цыплята?
– Прочтите, какую песенку они поют.
– Прочтите выразительно стихотворение Е. Благининой, соблюдая знаки препинания.
– О ком это стихотворение?
– Почему мышке страшно жить в норке?
– Прочтите четверостишие о жуке.
– Где был домик у жука?
– Что случилось с его домиком?
– С какой интонацией надо прочитать это стихотворение?
– Прочтите стихотворение о мышонке выразительно.
– О чем просит мышонка мышь?
– Сделайте мышонку предупреждение: «Тише, не шуми!»
– Прочтите выразительно целыми словами стихотворение о смешной птице.
– Почему птица в лесу не может научиться петь, как петух?
– Что вы знаете о кукушке?

Справочный материал для учителя.

Кукушку, как и дятла, если кто и не видел, то уж слышал обязательно. Наверное, всем известно, что она подкладывает яйца в чужие гнёзда и что птенцы кукушки выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Но, наверное, мало кто слышал про кукушкин аппетит. Благодаря своему аппетиту она полностью искупает тот вред, который наносит, губя птенцов мелких птиц. Кукушка – птица насекомоядная, и к тому же большая обжора. И главное – она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.

Физкультминутка

КУЛИК

Влез кулик молодой
На колоду –
Бултых в воду.
Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.
Влез на колоду
– И снова в воду.
Совсем кулик
Головою поник.
Вспомнил кулик молодой,
Что у него за спиной
Крылья.
И полетел.

Дети произносят текст, затем садятся на корточки, обхватывая колени руками и низко опустив голову; несколько раз повторяют приседания. Затем встают, вытягивают руки в стороны и встряхивают ими. Прыгают на месте, помахивая руками.

V. Обобщение знаний учащихся.

1. Кроссворд «Животные».

– Рассмотрите иллюстрацию:

– Решите кроссворд и прочтите ключевое слово.

Ключевое слово: животные.

– Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но и за братьев наших меньших».
– О каких животных, изображенных в кроссворде, мы прочитали?
– Как называются эти произведения?
– Кто их автор?

2. Викторина «Узнай произведение о животных».

Учащиеся читают записанные на карточках отрывки из произведений и угадывают название произведения и его автора.

«Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!..»
(В. Берестов «Лягушата».)

«…Имя я щенку придумал,
Я его видал во сне…»
(И. Токмакова «Купите собаку».)

«…Все ушли
И одного
В доме
Заперли его…»
(С. Михалков «Трезор».)

«…Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать…»
(Д. Хармс «Храбрый ёж».)

«Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!»
(С. Михалков «Важный совет».)

«– Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!..»
(Н. Сладков «Лисица и Ёж».)

«... – А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики…»
(В. Осеева «Собака яростно лаяла».)

3. Работа в парах.

– Выберите произведения, которые вам больше всего понравились.
– Прочтите их выразительно целыми словами друг другу.

4. Загадки о животных.

– Отгадайте загадки и вспомните, в каких произведениях мы читали об этих животных.

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёж.)

Кто на ёлке, на суку
Счет ведёт: «Ку-ку! Ку-ку!»?
(Кукушка.)

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног – без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук.)

Гладишь – ластится,
Дразнишь – кусается.
(Собака.)

Под полом таится,
Кошки боится.
(Мышь.)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка.)

Явился в жёлтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!
(Цыплёнок.)

Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать ее опасно –
Укусит.
Ясно?
(Змея.)


5. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Что за рак?»

– У наборщика все буквы перепутались, а одна – а – даже потерялась.

Переставьте буквы в правильном порядке, и вы прочитаете название известной сказки и имя её автора. Не забудьте про потерянную а.



VI. Итог урока.

– Произведения какого раздела мы перечитывали сегодня на уроке?
– Кого называют нашими братьями меньшими?
– Почему?
– Какие правила поведения вы должны соблюдать в природе? Как следует относиться к животным?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!

Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!
Берегите чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий.
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу.
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити,
Берегите Землю, берегите!
М. Дудин