Выполнила:

студентка 1 курса 2 лд группы

2 мед.факультета

Лебедь Екатерина

Запорожье 2014

1. Характеристика элемента

2. История открытия Лития

3. Получение Лития

4. Физические и химические свойства элемента

5. Важнейшие соединения лития.

6. Применение

7. Препараты Лития

Характеристика элемента

ЛИ́ТИЙ (лат. Lithium), Li, химический элемент с атомным номером 3, атомная масса 6,941. Химический символ Li читается так же, как и название самого элемента. Литий встречается в природе в виде двух стабильных нуклидов 6Li (7,52% по массе) и 7Li (92,48%). В периодической системе Д. И. Менделеева литий расположен во втором периоде, группе IA и принадлежит к числу щелочных металлов. Конфигурация электронной оболочки нейтрального атома лития 1s 22s 1. В соединениях литий всегда проявляет степень окисления +1. Металлический радиус атома лития 0,152 нм, радиус иона Li+ 0,078 нм. Энергии последовательной ионизации атома лития 5,39 и 75,6 эВ. Электроотрицательность по Полингу 0,98, самая большая у щелочных металлов. В виде простого вещества литий - мягкий, пластичный, легкий, серебристый металл.

История открытия Лития

Элемент №3 , названный литием (от греческого "литос" – камень), открыт в 1817 г. Когда когда проводил свои знаменитые опыты выдающийся английский ученый Хэмфри Дэви по электролизу щелочных земель, ещё не было известно о существовании в природе лития. Литиевая земля была открыта лишь в 1817 г. химиком-аналитиком Арфведсоном, шведом по национальности. В 1800 г. бразильский минералог де Андрада е Сильва, совершая научное путешествие по Европе, нашел в Швеции два новых минерала, названных им петалитом и сподуменом, который был вновь открыт на острове Уте. Арфведсон заинтересовался петалитом. После проведения полного качественного и количественного анализа, он обнаружил потерю около 4% вещества, это его конечно насторожило и дало повод для поиска недостающего вещества. Он повторил свои анализы более тщательно и щепетильно, он установил, что в петалите содержится "огнепостоянная щелочь до сих пор неизвестной природы". Берцелиус, учеником которого и был Арфведсон, предложил назвать ее литионом (Lithion), поскольку эта щелочь в отличие от кали и натра впервые была найдена в "царстве минералов" (камней); название зто произведено от греч.- камень. Арфведсон продолжал проводить исследования и обнаружил литиевую землю,или литину, и в некоторых других минералах. Но этот химический элемент ему выделить не удалось, он был очень активным и получить его было трудным делом. Небольшие массы металлического лития были получены Дэви и Бранде путем злектролиза щелочи. В 1855 г. Бунзен и Маттессен разработали промышленный способ получения металлического лития злектролизом хлорида лития. В русской химической литературе начала XIX в. встречаются названия: литион, литин (Двигубский, 1826) и литий (Гесс ); литиевую землю (щелочь) называли иногда литина.

Литий получают в две основные стадии:

1) получение чистого хлористого лития;

2) электролиз расплавленного хлористого лития.

Наиболее важной технической литиевой рудой является - алюмосиликат лития. Сподуменовую руду сначала обогащают, отделяя пустую породу от мине рала сподумена.

Один из способов получения хлористого лития из сподумена - хлорирующий обжиг сподумена в смеси с СаС03 и NH4Cl при 750° С. В результате получают спек, состоящий из хлористого лития, силиката кальция, окиси алюминия, а также хлоридов калия, натрия и кальция.

Спек выщелачивают холодной водой, при этом в раствор переходят хлориды лития, калия и натрия, а также небольшое количество СаС12 и Са(ОН)2. При помощи промышленных кондиционеров в помещении поддерживается необходимый уровень температуры. Кальций переводят в нерастворимое состояние, обрабатывая раствор поташом, отделяют осадок и чистый раствор упаривают до начала кристаллизации солей. Затем через раствор пропускают сухой хлористый водород, в результате чего резко уменьшается растворимость КСl и NaCl и они выпадают в осадок, который отделяют от раствора. Раствор выпаривают, и из него выкристаллизовывается гидрат LiCl Но, который затем обезвоживают нагреванием и далее используют как сырье для электролитического получения лития.

Существуют и другие способы разложения сподумена (спекание с сульфатом калия или смесью известняка с хлористым кальцием) с последующей переработкой спеков для получения из них хлорида лития.

Металлический литий получают электролизом хлористого лития при 400-500° С. В качестве электролита применяют смесь LiCl и КСl, содержащую примерно 60%. Анодное и катодное пространства разделены железной сетчатой диафрагмой. Над катодом расположен приемник для жидкого лития, всплывающего на поверхность электролита. Хлор удаляется через канал, устроенный в верхнем перекрытии электролизера. Через это же перекрытие проходят трубы для питания ванны расплавленным хлористым литием и извлечения жидкого металла.

Технологический режим и основные показатели электролиза: анодная плотность тока 2,1, катодная 1,4 а/см2; напряжение на клеммах 6-8 в, выход по току 90%. Расход на 1 кг лития: 6,2 кг LiCl, 0,1-0,2 кг KG, электроэнергии постоянного тока 144-216 кдж.

Литий-сырец содержит более 99% Li, основные примеси (Na, К, Mg, Al, Fe, Si) могут быть удалены рафинированием лития возгонкой, или дистилляцией в вакууме.

Литий (лат. Lithium), Li, химический элемент I группы периодической системы Менделеева, атомный номер 3, атомная масса 6,941, относится к щелочным металлам. Природный Литий состоит из двух стабильных изотопов - 6 Li (7,42%) и 7 Li (92,58%). Литий был открыт в 1817 году шведским химиком А. Арфведсоном в минерале петалите; название от греч. lithos - камень. Металлический Литий впервые получен в 1818 году английским химиком Г. Дэви.

Распространение Лития в природе. Литий - типичный элемент земной коры (содержание 3,2·10 -3 % по массе), он накапливается в наиболее поздних продуктах дифференциации магмы - пегматитах. В мантии мало Лития - в ультраосновных породах всего 5·10 -5 % (в основных 1,5·10 -3 %, средних - 2·10 -3 %, кислых 4·10 -3 %). Близость ионных радиусов Li+, Fe 2+ и Mg 2+ позволяет Литию входить в решетки магнезиально-железистых силикатов - пироксенов и амфиболов. В гранитоидах он содержится в виде изоморфной примеси в слюдах. Только в пегматитах и в биосфере известно 28 самостоятельных минералов Лития (силикаты, фосфаты и другие). Все они редкие. В биосфере Литий мигрирует сравнительно слабо, роль его в живом веществе меньше, чем остальных щелочных металлов. Из вод он легко извлекается глинами, его относительно мало в Мировом океане (1,5·10 -5 %). Промышленные месторождения Лития связаны как с магматическими породами (пегматиты, пневматолиты), так и с биосферой (соленые озера).

Физические свойства Лития. Компактный Литий- серебристо-белый металл, быстро покрывающийся темно-серым налетом, состоящим из нитрида LiaN и оксида Li 2 O. При обычной температуре Литий кристаллизуется в кубической объемно-центрированной решетке, а = 3,5098 Å. Атомный радиус 1,57 Å, ионный радиус Li + 0,68 Å. Ниже -195 °С решетка Лития гексагональная плотноупакованная. Литий - самый легкий металл; плотность 0,534 г/см 3 (20 °С); t пл 180,5°С, t кип. 1317°С. Удельная теплоемкость (при 0-100 °С) 3,31·10 3 Дж/(кг·К), то есть 0,790 кал/(г·град); термический коэффициент линейного расширения 5,6·10 -5 . Удельное электрическое сопротивление (20 °С) 9,29·10 -4 ом·м (9,29 мком·см); температурный коэффициент электрического сопротивления (0-100 °С) 4,50·10 -3 . Литий парамагнитен. Металл весьма пластичен и вязок, хорошо обрабатывается прессованием и прокаткой, легко протягивается в проволоку. Твердость по Моосу 0,6 (тверже, чем Na и К), легко режется ножом. Давление истечения (15-20 °С) 17 Мн/м 2 (1,7 кгс/мм 2). Модуль упругости 5 Гн/м 2 (500 кгс/мм 2), предел прочности при растяжении 116 Мн/м 2 (11,8 кгс/мм 2), относительное удлинение 50-70% . Пары Лития окрашивают пламя в карминово-красный цвет.

Химические свойства Лития. Конфигурация внешней электронной оболочки атома Лития 2s 1 ; во всех известных соединениях он одновалентен. При взаимодействии с кислородом или при нагревании на воздухе (горит голубым пламенем) Литий образует оксид Li 2 О (пероксид Li 2 O 2 получается только косвенным путем). С водой реагирует менее энергично, чем другие щелочные металлы, при этом образуются гидрооксид LiOH и водород. Минеральные кислоты энергично растворяют Li (стоит первым в ряду напряжений, его нормальный электродный потенциал - 3,02 в).

Литий соединяется с галогенами (с иодом при нагревании), образуя галогениды (важнейший - хлорид лития). При нагревании с серой Литий дает сульфид Li 2 S, а с водородом - гидрид лития. С азотом Литий медленно реагирует уже при комнатной температуре, энергично - при 250 °С с образованием нитрида Li 2 N. С фосфором Литий непосредственно не взаимодействует, но в специальных условиях могут быть получены фосфиды. Нагревание Лития с углеродом приводит к получению карбида Li 2 C 2 , скремнием- силицида Лития. Бинарные соединения Литий - Li 2 О, LiH, Li 3 N, Li 2 C 2 , LiCl и другие, а также LiOH весьма реакционноспособны; при нагревании или плавлении они разрушают многие металлы, фарфор, кварц и другие материалы. Карбонат, фторид LiF, фосфат Li 3 PO 4 и другие соединения Лития по условиям образования и свойствам близки к соответствующим производным магния и кальция.

Литий образует многочисленные литийорганические соединения, что определяет его большую роль в органическом синтезе.

Литий - компонент многих сплавов. С некоторыми металлами (Mg, Zn, Al) он образует твердые растворы значительной концентрации, со многими - интерметаллиды (LiAg, LiHg, LiMg 2 , LiAl и мн. других). Последние часто весьма тверды и тугоплавки, незначительно изменяются на воздухе; некоторые из них - полупроводники. Изучено ряд бинарных и тройных систем с участием Лития; соответствующие им сплавы уже нашли применение в технике.

Получение Лития. Соединения Лития получаются в результате гидрометаллургической переработки концентратов - продуктов обогащения литиевых руд. Основной силикатный минерал - сподумен перерабатывают по известковому, сульфатному и сернокислотному методам. В основе первого - разложение сподумена известняком при 1150- 1200 °С:

Li 2 O·Al 2 O 3 ·4SiO 2 + 8CaCO 3 = Li 2 O·Al 2 O 3 + 4(2CaO· SiO 2) + 8CO 2

При выщелачивании спека водой в присутствии избытка извести алюминат Лития разлагается с образованием гидрооксида Лития:

Li 2 O·Al 2 O 3 + CaOH 2 = 2LiOH + CaO·Al 2 O 3

По сульфатному методу сподумен (и другие алюмосиликаты) спекают с сульфатом калия:

Li 2 O·Al 2 O 3 ·4SiO 2 + K 2 SO 4 = Li 2 SO 4 + K 2 O·Al 2 O 3 ·4SiO 2

Сульфат Лития растворяют в воде и из его раствора содой осаждают карбонат Лития:

Li 2 SO 4 +Na 2 CO 3 =Li 2 CO 3 + Na 2 SO 4 .

По сернокислотному методу также получают сначала раствор сульфата Лития, а затем карбонат Лития; сподумен разлагают серной кислотой при 250-300 °С (реакция применима только для β-модификации сподумена):

β-Li 2 O·Al 2 O 3 ·4SiO 2 + H 2 SO 4 = Li 2 SO 4 + H 2 O·Al 2 O 3 ·4SiO 2

Метод используется для переработки руд, необогащенных сподуменом, если содержание в них Li 2 O не менее 1%. Фосфатные минералы Лития легко разлагаются кислотами, однако по более новым методам их разлагают смесью гипса и извести при 950-1050 °С с последующей водной обработкой спеков и осаждением из растворов карбоната Лития.

Металлический Литий получают электролизом расплавленной смеси хлоридов Лития и калия при 400-460 °С (весовое соотношение компонентов 1:1). Электролизные ванны футеруются магнезитом, алундом, муллитом, тальком, графитом и других материалами, устойчивыми к расплавленному электролиту; анодом служат графитовые, а катодом - железные стержни. Черновой металлический Литий содержит механические включения и примеси (К, Mg, Ca, Аl, Si, Fe, но главным образом Na). Включения удаляются переплавкой, примеси - рафинированием при пониженном давлении. В настоящее время большое внимание уделяется металлотермическим методам получения Лития.

Применение Лития. Важнейшая область применения Лития - ядерная энергетика. Изотоп 6 Li - единственный промышленный источник для производства трития по реакции:

6 3 Li + 1 0 n = 3 1 H + 4 2 He

Сечения захвата тепловых нейтронов (σ) изотопами Лития резко различаются: 6 Li 945, 7 Li 0,033; для естественной смеси 67 (в барнах); это важно в связи с техническим применением Лития - при изготовлении регулирующих стержней в системе защиты реакторов. Жидкий Литий (в виде изотопа 7 Li) используется в качестве теплоносителя в урановых реакторах. Расплавленный 7 LiF применяется как растворитель соединений U и Th в гомогенных реакторах. Крупнейшим потребителем соединений Лития является силикатная промышленность, в которой используют минералы Лития, LiF, Li 2 CO 3 и многие специально получаемые соединения. В черной металлургии Литий, его соединения и сплавы широко применяют для раскисления, легирования и модифицирования многих марок сплавов. В цветной металлургии литием обрабатывают сплавы для получения хорошей структуры, пластичности и высокого предела прочности. Хорошо известны алюминиевые сплавы, содержащие всего 0,1% Лития,- аэрон и склерон; помимо легкости, они обладают высокой прочностью, пластичностью, стойкостью против коррозии и очень перспективны для авиастроения. Добавка 0,04% Лития к свинцово-кальциевым подшипниковым сплавам повышает их твердость и понижает трение. Соединения Лития используются для получения пластичных смазок. По значимости в современной технике Литий- один из важнейших редких элементов.

Литий в организме. Литий постоянно входит в состав живых организмов, однако его биологическая роль выяснена недостаточно. Установлено, что у растений Литий повышает устойчивость к болезням, усиливает фотохимическую активность хлоропластов в листьях (томаты) и синтез никотина (табак). Способность концентрировать Литий сильнее всего выражена среди морских организмов у красных и бурых водорослей, а среди наземных растений - у представителей семейства Ranunculaceae (василистник, лютик) и семейства Solanaceae (дереза). У животных Литий концентрируется главным образом в печени и легких.


К сожалению, время неумолимо, и прошедшие тысячелетия замели песком забвения слишком много: не только детали, но и ключевые факты из жизни обитателей Древнего Египта. В первую очередь это касается даже не исторических событий, а бытовых моментов.
Дело в том, что, в отличие от гробниц и величественных храмов, свои дома и даже дворцы древние египтяне строили из недолговечных материалов: в основном из глины, необожженного кирпича и дерева, в лучшем случае - из песчаника. К тому же сегодня на месте большинства древних городов стоят города современные. Археологами обнаружено не так уж и много мест, где руины тысячелетней давности домов не были погребены под фундаментами более поздних строений. В частности, одним из таких мест является Дейр-эль-Медина, находящаяся на западном берегу Нила недалеко от современного Луксора.
Согласно выводам исследователя Бернара Брюйера, возглавлявшего экспедицию Французского института восточной археологии и проработавшего на раскопках в Дейр-эль-Медине два десятка лет, еще в начале XIX столетия там можно было наблюдать дома с еще не поврежденными стенами и гробницы, увенчанные маленькими пирамидами, свидетельствавшеми о времени захоронений. Однако ко времени появления там Брюйера, все это уже исчезло, разрушенное археологами-любителями и даже профессионалами, недостаточно хорошо знавшими свое ремесло.

Ответ на вопрос, между какими парами Луксоров было бы больше разницы: по состоянию на 1800 год до нашей эры и нашей эры или городом 1800 года и современным, - не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд. Американская писательница Барбара Мертц в своей книге «Красная земля, черная земля» (Barbara Mertz, "Red land, black land"), которую я здесь буду весьма широко цитировать, придерживается мнения, что первая пара имеет куда меньше различий и повторяет слова Бернара Брюйера: «Страсть к древностям разрушила то, что пощадили столетия».
Сразу хочу обратить внимание читателя на то, что практически все сделанные мною фотографии в этом альбоме не имеют особого отношения к описываемым объектам - я поместил их сюда в преимущественно для антуража. Изображены на них в основном руины гробниц и храмов, хотя встречаются и поздние гражданские постройки. Исключения составляют снимки предметов искусства из книги «Древний Египет» Фарида Атея и упомянутого выше томика Барбары Мертц. Итак, после в современном Египте, мне хочется поведать о том, как жили в этой стране тысячи лет назад.

Благодаря усилиям французской экспедиции Дейр-эль-Медина предоставила современной египтологии больше полезной информации о городской жизни, чем какое-либо другое место за исключением разве что Телль-эль-Амарны (в древности Ахетатона; вообще многие исследователи полагают, что само имя Телль-эль-Амарна неверно, так как его по ошибке составили из названий двух современных деревень. Но используется оно уже давно, так что крепко вошло в историческую традицию). Впрочем, хотя Амарна и была гораздо более крупным городом и отличалась большим разнообразием зданий, как пример она не вполне типична. То был весьма специфический город, просуществовавший всего двадцать лет. А когда его жители уходили, они унесли с собой даже столбы и дверные рамы, не говоря уже о документах. В Дейр-эль-Медине же осталась масса папирусов и черепков с надписями, пусть даже большая часть которых носит фрагментарный характер. Некоторые из найденных документов еще исследуются, а уже изученные дают уникальную возможность узнать о повседневной жизни обычных людей Девятнадцатой и Двадцатой династий, то есть на протяжении значительной части Нового царства - с 1295 по 1185 год до н.э.
Причиной, по которой остатки города сохранились так хорошо, является изолированность местоположения Дейр-эль-Медины. Она лежит в стороне от Нила, в спрятанной за пустынями и скалами долине. Этот район выглядит пустынным и негостеприимным, здесь нет даже источников воды. Самим своим возникновением город обязан расположенной неподалеку Долине царей (которой я через некоторое время посвящу отдельный большой альбом). Жители поселения были преимущественно работниками некрополя: каменщиками, писцами и ремесленниками, участвовавшими в сооружении гробниц.
Город, по всей видимости, возник в начале Восемнадцатой династии, когда в Долине царей появилась первая гробница, и просуществовал он приблизительно 450 лет. Вокруг Дейр-эль-Медины была воздвигнута стена, а единственные ворота открывались на главную улицу, прямую, шириной около полутора метров. Построенные из глиняных кирпичей дома выходили прямо на нее.

Большая часть жилых строений имела по четыре комнаты, реже три или даже две. Комната, обращенная одной стеной к главной улице, была лишена окон, кроме маленького зарешеченного отверстия под самой крышей. За этой комнатой находилась общая жилая комната: в ней спали, обедали, работали и развлекались.
Столбы поддерживали потолок, который здесь был выше, чем в других комнатах, благодаря чему в образовавшийся зазор проникал свет через окна, подобные тем, какие много позднее устраивали на хорах европейских церквей. В центральной комнате обычно находилось возвышение, которое служило кроватью или диваном. Из двух комнат поменьше одна являлась кухней, другая — кладовой или дополнительной спальней. В большинстве зданий существовал подвал, в который можно было попасть из главной комнаты по лестнице. Другая лестница вела на плоскую крышу, используемую как дополнительная жилая площадь.
Даже тесные лачуги были хорошо приспособлены к египетскому климату, главные особенности которого — почти полное отсутствие дождей и постоянное сияние солнца. Высушенные на солнце кирпичи, из которых было построено большинство зданий, прекрасно соответствовали постоянно сухому воздуху. В сложных наклонных крышах не было необходимости, а дешевый и легкодоступный строительный материал всегда под рукой.
Плоские кровли, видимо, использовали как террасы — весьма ценное дополнение к городским зданиям. Чтобы в доме было прохладно, проникновение солнечных лучей сводилось к минимуму: окон было мало, они были невелики и располагались высоко. Толщина стен домов в Дейр-эль-Медины достигала полуметра, вентиляционные отверстия на крышах улавливали преобладающий северный ветер. Городские дома имели ограниченную площадь, и по этой причине приготовлением пищи приходилось заниматься в самом доме, но, когда это было возможно, кухню выносили в отдельное строение.

Тут приведена реконструкция виллы вельможи при дворе фараона Эхнатона (прав. 1350-1334 до н.э.). О виллах и жилье зажиточных слоев населения Древнего Египта в наши дни можно судить преимущественно по развалинам Телль-эль-Амарны, которая никогда не была городом для тружеников, но зато одно время, хоть и на короткий срок, являлась столицей страны.
Амарна не была окружена стенами, поскольку с одной стороны она граничила с рекой, а с другой упиралась в скалы. Главная улица древнего города, названная археологами Царской дорогой, сохранилась до сих пор. Вдоль этой дороги город как бы разделяется на три части. Первой по времени возникла центральная часть с царским дворцом, Великим храмом и красивыми частными домами. Позднее добавилась южная часть с жилыми домами и с еще одним дворцом. Незадолго перед тем, как город был оставлен жителями, началось строительство северного пригорода, в том числе и северного дворца.

Поскольку до времен Эхнатона это место было необитаемо, главный архитектор города мог разместить дома так, чтобы вокруг каждого из них оставался большой участок земли. Сады, которые египтяне очень любили, были полны тщательно подобранных и цветов и деревьев, бережно выращиваемых садовниками. При хорошем водоснабжении у дома устраивали бассейн, но больше для красоты, чем для плавания. В некоторых садах возводили маленькие беседки или усыпальницы.
Сам дом имел всего один этаж и был довольно просторным. Его воздвигали на низкой платформе, и к дверям вела лестница или скат. Через главный вход попадали в приемный зал с крашеными деревянными колоннами. За приемным залом располагался центральный зал — что-то вроде комнаты для всей семьи, тоже с колоннами и с жаровней для обогрева в холодные вечера, а также встроенным диваном вдоль одной из стен.
Личные апартаменты членов семьи представляли собою небольшие помещения, отделенные от главного зала. У некоторых членов семьи были личные гостиные. Существовала и спальня: ее можно определить по приподнятым над полом платформам, на которых располагались кровати.
Стены ванной комнаты были сложены из камня или оштукатурены. Моющийся стоял на каменной плите, а вода уходила в дыру в полу. Поскольку шкафов не существовало, отдельная комната с несколькими рядами полок служила кладовой. Удобства виллы завершала маленькая комната, где на подпорках из кирпича было установлено сиденье, а под ним — легко убираемое судно.
На примыкающей к вилле земле возводили, кроме кухни, жилье для рабочих и загоны для скота. Рядом с загородным домом вельможи строили помещения для выпечки хлеба, приготовления пива, ткацких станков, а также разделочную для мясника.
Следует отметить одно важное отличие вилл в Амарне по сравнению с подобными зданиями других периодов: в них нет отдельных помещений для женщин. Хозяйки состоятельных домов в других местах имели собственные комнаты, отдельные от комнат хозяина дома. В Амарне же, по-видимому, муж и жена жили в одних и тех же помещениях. Сейчас, конечно, можно только делать предположения об изменении роли женщины в правление очень любящего свою жену борца против старых традиций Эхнатона, но догадки остаются лишь догадками.

Однако как жил фараон со своим окружением? К сожалению, древнеегипетские дворцы практически не сохранились, поскольку их строили из тех же кирпичей и древесины, что и частные дома. Планы дворцов в Амарне известны, но гораздо интереснее план дворца Аменхотепа III (прав. 1386-1349 гг. до н.э.), расположенного на западном берегу Фив в месте под названием Малькатта.
Дворец Аменхотепа III — почти что город в миниатюре: он состоит из четырех отдельных царских резиденций, храма, поселения для работников, а также ряда домов для чиновников. Возможно, один дворец принадлежал царю, а другие — царицам и наследнику трона. У этого фараона было две главных жены и сын, ставший впоследствии Эхнатоном, так что данное предположение имеет под собой основание, хотя с полной уверенностью, конечно, утверждать это нельзя.
На северной стороне располагались три зала для приемов: два больших и один малый. В каждом имелось возвышение для трона. Главный вход дворца вел через широкий коридор в самый большой зал. Личные помещения фараона представляли собою длинный зал с колоннами и отдаленным тронным залом в его задней части. За тронным залом находились спальня фараона, ванная и гардеробная комнаты. За каждой из четырех стен зала — по ряду комнат, возможно, для дам из гарема. В каждом таком ряду имелись кладовая с полками, гардеробная с еще большим числом полок, спальня, общая комната и ванная.
Однако дворец знаменит не своей просторностью, а своей отделкой. Потолки, полы и стены расписаны яркими красками, изображения выполнены в натуралистическом стиле, достигшем вершины именно во время правления Аменхотепа III. Наиболее распространенным сюжетом для росписи пола был бассейн, окруженный растениями и морскими птицами, наполненный рыбами, лилиями и плавающими утками. На потолке изображали решетку, поддерживающую виноградные лозы, или летящих птиц. Стены украшены изображениями животных и грациозных придворных дам. В спальнях можно было видеть напыщенную фигурку Бэса — странного маленького бога-карлика, который, как считалось, оберегал дом. Даже на поддерживающих полки кирпичах были нарисованы животные и растения, обычно папирус.
Роспись тронных комнат была более официальна. На стенах изображали фигуры фараонов и коленопреклоненные пленники. Деревянным колоннам, поддерживающим потолок в некоторых комнатах, придавали форму лотосов, папирусов и других растений. Эти колонны также были ярко расписаны. Контраст между блистающими яркими красками дворцами и теми сооружениями, по которым сегодня обычно судят о древнеегипетской архитектуре, — мрачными, серыми, монолитными, — огромен.

Виллы и дворцы необычны и еще в одном отношении — они просторны. Фараон, разумеется, занимал столько помещений, сколько ему заблагорассудится, а виллы были загородными домами. Городской же дом египтянина, даже вельможи, был небольшим, так как из-за необходимости оставлять больше драгоценной плодородной земли под посевы египетские города вообще занимали не слишком обширную площадь. Поэтому достаточно обоснованы предположения, что в таких городах, как Фивы, городские дома имели по нескольку этажей. За редким исключением земли под сады или дворы не оставалось, так что семье приходилось дышать свежим воздухом на крыше, которую часто огораживали циновками.
Роль же водопровода играли сновавшие туда-сюда с кувшинами рабы или слуги.

Египтяне держали в доме как можно меньше мебели, но те предметы, что сохранились до наших дней, вполне элегантны. Как и ювелиры, египетские плотники имели основания гордиться своим мастерством, тем более удивительным, если вспомнить, какими материалами им приходилось довольствоваться.
В Египте мало высоких деревьев, и еще в самом начале власти фараонов в эту страну из Ливана стали ввозить кедр, позволявший выполнять тонкую работу. Но такой товар был, разумеется, дорогим, так что египетским плотникам пришлось учиться работать со скромными местными породами деревьев — сикоморой, акацией, тамариском, лиственницей и ивой. Полученные из местной древесины небольшие дощечки соединялись пазами и шипами, а также деревянными колышками. Инструменты изготавливали из меди, это были долота, топоры и сверла. Пилы принадлежали к тому типу, который нужно тянуть на себя, с зубцами, направленными к ручке. Перепиливая бревно, древние египтяне привязывали его к столбу и начинали пилить от вершины. Когда дерево было распилено на доски, их обстругивали при помощи острого камня.

В наши дни египетские кровати кажутся крайне неудобными. Они представляли собою деревянную раму, на которую были натянуты перекрещивающиеся веревки или полоски кожи. У большинства таких кроватей было приподнято изголовье, и потому они имели изножье, чтобы спящий во сне постепенно не сползал на пол. В изголовье опоры в виде спинки не делали. На веревки укладывали в качестве тюфяка сложенное в несколько раз полотно. Простыни изготавливали из того же материала, что и покрывала. Вместо подушки египтяне клали на уровне плеч подголовник, в котором было вырезано углубление для шеи. При наличии привычки, возможно, в жарком климате такое устройство и в самом деле практичнее подушки.

В египетской спальне, кроме кровати, находилось немногое: лишь несколько ящиков и корзин для одежды. Большая часть их, однако, хранилась на полках кладовой. Женщины держали свои туалетные принадлежности в ларчике или корзинке. Когда дамы прихорашивались, грим они размещали на столиках. У некоторых ящиков были ножки, что превращало их в нечто вроде шкафа. Один такой «шкаф» был найден в гробнице Тутанхамона, он представляет собою исключительно красивый предмет мебели. В отличие от многих вещей Тутанхамона у него несложный дизайн, но пропорции очень элегантны, красивы и изображенные на нем иероглифы. Некоторые ларчики из гробницы Тутанхамона являют собой настоящие произведения искусств, особенно тот из них, на котором изображены сцены охоты и битв. Но таких ларчиков не много, чаще встречаются более простые деревянные ящики и плетеные корзины. У некоторых ящиков сделаны крышки, которые можно было завязывать, а если владелец не в меру подозрителен, то и опечатывать. Нередко ящики имеют довольно замысловатое внутреннее устройство, с отделениями для разных предметов. У одного под крышкой оставлено место для зеркала и есть держатель, при помощи которого зеркало могло быть закреплено и не испортилось при переноске. В этом же ящике имеются небольшие отделения для горшочков с мазями и духами.

Мебель общей комнаты состояла из стульев, табуретов и столов. Простолюдины либо располагались на полу, либо на небольшом помосте, более состоятельные египтяне, естественно, имели больше мебели. Сохранившиеся стулья демонстрируют большое разнообразие форм — с длинными ножками, с короткими подлокотниками и без них. Большинство стульев может показаться широковатыми, особенно если помнить, насколько худыми египтяне выглядят на барельефах (впрочем, там люди, вероятно, нечасто изображались такими, какими они были в действительности).
Самый великолепный стул из дошедших до наших дней принадлежал Тутанхамону. Возможно, это был трон, а не просто предмет мебели. Стул выложен сотнями маленьких кусочков эбенового дерева, слоновой кости и окрашенной древесины.
У табуреток же были короткие ножки и сиденье из плетеного тростника.
Больших обеденных столов не было даже в царском дворце. На пирах гостю или паре гостей ставили маленький отдельный столик.

Мебель демонстрирует хороший вкус и высокое мастерство ремесленников Древнего Египта. Богатое воображение и чувство прекрасного позволяли им преображать даже предметы каждодневного обихода. Все подголовники Тутанхамона, к примеру, богато изукрашены. Даже самые простые из них выглядят очень богато и, разумеется, такие не по средствам торговцу средней руки. Один подголовник изготовлен из слоновой кости, с двумя резными головами домашнего бога Бэса по сторонам. Ножки подголовника оканчиваются изящными стилизованными утиными головами.
Богатое воображение и талант египетских мастеров особенно проявились в изготовлении туалетных принадлежностей. Зеркала представляют собой круглые листы отполированного металла с деревянными ручками, искусно вырезанными в форме животных, цветов лотоса или стройной обнаженной девушки. Во многих музейных коллекциях можно увидеть маленькие ложечки для косметических притираний. Сами сосуды для притираний, накрытые крышечкой, имели форму утки, резные ручки изображали плывущую девушку. Даже простые корзины для бедняков были не лишены изящества: в камышовое плетение вставляли образующее орнамент цветное стекло.
Как уже было сказано выше, мебели в домах древних египтян было немного, интерьер тем не менее старались украсить яркими красками. Цветные плетеные циновки украшали пол и стены, а иногда покрывали и потолок.

Обстановка кухни ограничивалась печью и хозяйственной утварью. Это может показаться странным, но кухонного стола у египетских хозяек не было. Они размалывали зерно, сидя на корточках, точно так же и замешивали хлеб.
Печь представляла собою глиняное сооружение примерно семидесяти пяти сантиметров в высоту с дверцей на уровне пола для разведения огня и с крышкой наверху. Когда от дров оставались только тлеющие угли, через верхнее отверстие в печь опускали тесто и помещали его на особую полку. Хозяйка могла готовить еду либо на верхней части печи, либо на жаровне.
В стенах некоторых кухонь устраивали ниши для посуды, в иных случаях горшки и кувшины просто стояли вдоль стен. Египтяне изготавливали керамическую посуду разнообразнейших форм: блюда и горшки, кувшины с носиками и кружки с ручками. Глина с берегов Нила придавала керамическим изделиям красновато-коричневый цвет. И все же египетская посуда описываемого периода не слишком привлекательна. Она искусно изготовлена, ей придана изящная форма, но раскрашенные изделия из других стран Ближнего Востока выглядят куда лучше. Египетская же глиняная посуда была слишком утилитарна, а предметы роскоши изготавливали из других материалов. Во времена ранних династий изысканную посуду, призванную служить богам и усопшим царям, старательно вырезали из камня — алебастра, мрамора, порфира, известняка, горного хрусталя и базальта. Например, профессор Уолтер Эмери обнаружил более полутора тысяч каменных блюд в гробнице одного из царей Первой династии в Саккаре. Самые красивые предметы посуды относятся к первым трем династиям: они вырезаны с таким мастерством и тщательностью, что их стенки иногда не толще современных обеденных тарелок.
Металлическая посуда появилась еще в Архаичный период (3150-2686 годы до н.э.). Судя по всему, царственные особы обедали на серебре. А уже во времена Четвертой династии (2613-2498 годы до н.э.) царица Хетепхерес обладала золотым кубком для питья и несколькими золотыми чашами.
Египтяне применяли и стекло. Согласно последним данным, стекло появилось в Египте как бы внезапно, примерно во период Восемнадцатой династии. В отличие от современного стекла оно было полупрозрачным, так как плавление было несовершенным. Стеклянные вазы, судя по всему, изготавливали по глиняным моделям, которые погружали в жидкое стекло, какое-то время быстро его вращали, чтобы стекло распределилось равномерно. В расплавленный материал добавляли красители и вытягивали из этого расплава цветные стеклянные нити, обвивая ими вазы. Поверхность становилась как бы волнистой — это характерная особенность египетской стеклянной посуды.

Ну а что если древние египтяне? Понятно, что невозможно указать рацион среднестатистической семьи подобно тому, как я его для рабочего семейства викторианской Англии. Тем не менее некоторая информация имеется.
Те, кто могли себе это позволить, ели самую разнообразную пищу. Постоянно употребляли хлеб. До наших дней дошло несколько ломтей, твердых как камень. Дрожжи существовали во многих разновидностях и были не очень чистыми.
«Тысяча (ломтей) хлеба, тысяча (кувшинов) пива» — так начинались египетские посмертные надписи. Следом шло перечисление пищи, желательной для усопшего в загробном мире. Эти два главных элемента рациона египтян были связаны еще одним — оба проходили примерно одинаковый первоначальный процесс. После того как тесто было замешено и сформовано, его отставляли, чтобы оно поднялось. Если хозяйка желала получить хлеб, она ставила сковородку (горшки) с тестом в печь. Если же она хотела получить пиво, она разделяла тесто на кусочки и смешивала с водой, чтобы получить закваску. Месиво оставляли на несколько дней для брожения, затем процеживали и разливали в кувшины. Результат походил на современную бузу и содержал около семи процентов алкоголя.
Имея папирус, хлеб, пиво и немного овощей, даже самый бедный египтянин мог кое-как перебиться. Бедняки ели лук, бобы и чечевицу. Мясо, по всей вероятности, появлялось в их домах только в праздники, но в рыбе, скорее всего, ограничений не было. В некотором смысле рыба считалась нечистой, и в виде надписей на гробницах иероглифы с изображением рыбы намеренно искажены, чтобы не был нанесен вред усопшему. Однако вряд ли простые люди пренебрегали столь доступным источником белка.
Рацион состоятельного вельможи был намного разнообразнее. Из говядины, баранины, гусей, уток и другой птицы (курица долгое время была неизвестна) готовили самые разнообразные блюда. Сахар получать не умели, основной сладостью служил мед. Также ели фрукты: финики, фиги и виноград. Утонченные египтяне Нового царства культивировали вкус к хорошим винам. Если какое-то вино ценилось выше других, на кувшины прикрепляли этикетки с указанием года урожая и названием виноградника.

Египтяне ели не только для того, чтобы утолить голод, но и чтобы весело провести время. Изображенные на стенах гробниц пиры должны были обеспечить усопшему непрекращающееся пиршество в загробной жизни. Ели руками, и после завершения трапезы слуга или дочь хозяина дома обходили застолье и поливали гостям на руки. Судя по некоторым изображениям, к примеру барельефам из Амарны, на которых царская семья поедает свернутое рулетом мясо и зажаренных целиком уток a la Генрих VIII, сотрапезникам нужно было нечто вроде салфетки.
Можно себе представить, что важнейшей частью пира была не еда, а напитки. Спокойные семейные вечеринки не заканчивались оргиями, но пышные пиршества, возможно, порой завершались весьма буйными увеселениями. Одно изображение такого пира показывает гостью в крайне плачевном состоянии, другие же гости, похоже, помогают ей держаться прямо. Конечно, по одному изображению нельзя сделать вывод, что на больших пирах все мертвецки напивались, но несомненно, что опьяняющий эффект пива и вина древним египтянам был знаком очень хорошо.

На этом пока первый альбом на тему жизни обитателей Древнего Египта завершаю, и так он получился длинноват. Если тема покажется востребованной, продолжу эту канву. В частности, раздумываю над идеей написать о моде тех давних времен или, скажем, о развитии военного дела и вооружения (к слову, знаменитые колесницы, как и металлические наконечники стрел, появились в Древнем Египте сравнительно поздно. В эпоху же Древнего царства сражения более напоминали драку, причем самым распространенным оружием являлись дубины).

Как же жили древние египтяне? У этого народа, так тщательно соблюдавшего многочисленные сложные церемонии, связанные с поклонением божествам и загробной жизнью, оказывается, и в повседневной жизни существовали вечные, незыблемые правила. Распорядок каждого дня был строго расписан и состоял из мелких событий, большинство из которых можно рассматривать как своеобразные ритуальные действия. Это отложило отпечаток на быт и нравы египтян.

Одежда и украшения

В жаркую пору одежда мужчины состояла из одной набедренной повязки. Но выйти из дому без браслетов и других украшений было немыслимо. На пальцы надевались бесчисленные кольца, шею украшали несколько рядов бус. Сандалии были большой редкостью и ценились очень высоко. Плели обувь чаще всего из папируса, реже из кожи, иногда ее даже изготовляли из золота. Простой египтянин основной путь проделывал, неся свои сандалии в руках. Наряд знатных египтян был практически одинаков и у мужчин, и у женщин. Их полупрозрачные платья надевались прямо на рубашку. Строгость длинной юбки скрашивал обязательный разрез до пояса. Как мужчины, так и женщины носили парики, в которых блестели украшения. В одно из головных украшений вкладывали благовония.

Еда и питье древних египтян

Кухня древних египтян отличалась разнообразием. Они любили мясо и ели его достаточно много. Добывалось мясо в основном охотой. По праздникам употребляли жертвенных быков и коров. Египтяне разводили уток, гусей и кур. Рыбу они отваживались пробовать не сразу, поскольку долгое время рыболовство считалось опасным промыслом: река изобиловала крокодилами. Из овощей больше всего ценился чеснок. Египтяне любили дыни и бананы. Груши, персики и вишни египтяне впервые попробовали только во время римского владычества. Впрочем, могли себе позволить вкушать эти сладости только богатые. Бедняки же часто вынуждены были жевать сердцевину стеблей папируса. Самой ценной и сытной пищей был хлеб с разными добавками. В пирожки и булочки добавляли фрукты или яйца. Мука тоже была разной: ячменная, полба и пшеничная. Лидером среди напитков было пиво. Его делали из ячменя или пшеницы. Любили египтяне и вино, особенно в районе дельты Нила, где выращивали виноград.

Утренний туалет

Утро египтянина начиналось с умывания. Для этого существовал специальный тазик - «шаути». В специальный кувшин для полоскания рта насыпали очищающую соль. Затем наступала очередь парикмахера. При дворе фараона утренний туалет был божественным ритуалом. Правители номов и крупные чиновники подражали фараону, собирая родственников во время утренних церемоний. Затем приходила очередь специалистов по благовониям. Речь шла не только о красоте, но и здоровье в жарком климате. Необходимым в утреннем туалете как женщин, так и мужчин было подведение глаз. Для этого применяли зеленый порошок - малахит и черный - галенит. Делали это не только ради красоты, макияж защищал глаза и нежную кожу век от насекомых и палящего солнца.

Пиры

Египтяне очень любили устраивать пирушки, на которых обычно забивали быка. На вертелах жарили гусей, выстраивалась целая вереница кувшинов с винами и ликерами. Фрук- ‘ ты раскладывали в корзины и на подставки, вода заранее охлаждалась в кувшинах. Все было укрыто покрывалами, защищавшими яства от пыли и насекомых. Гостей встречал и провожал сам хозяин дома. Перед пиром произносили молитву, первым воздавали дань Амону. Самым почетным гостям предлагали кресла, инкрустированные золотом и серебром. Людям попроще доставались простые табуретки, а беднякам - циновки. Обычно мужчины и женщины садились друг против друга, супругам дозволялось сидеть рядом. Красивые молодые служанки в прозрачных одеждах разносили угощение, и начиналось пиршество.

Повседневный досуг. Игры

Повседневный досуг египтян заполняла игра. По вечерам супруги часто играли в шашки. Прямоугольная доска была разделена на тридцать три поля, ходили белыми и черными фигурами. Однако о правилах этой игры ничего не известно. Мальчики предпочитали силовые игры. Интересным было и соревнование в скорости: устраивали скачки на коленях, скрещивая ноги и удерживая их руками. Нередко соревновались в меткости. Египетские мальчишки куда суровей своих нынешних сверстников относились к нечестной игре. Они связывали нечестного игрока и угощали его палками. Девочки любили жонглировать. Но главным и любимым занятием у них были танцы. Этим искусством должна была владеть каждая египтянка.

Музыка

Ни один праздник не обходился без музыки. Когда музыкальных инструментов еще не существовало, ритм отбивали ладонями. Уже в эпоху Древнего царства появились арфа, флейта и гобой. Неизменной для египетских музыкантов была тема смерти: «Думай только о радости, когда надо причалить к земле, любящей молчание».

Семья и свадьба

Понятие «семья» для египтянина означало «дом». Выражения «взять в жены» и «построить себе дом» - синонимы. Если молодые люди были влюблены друг в друга, то родители чаще всего не препятствовали им. Свадьба для египтянина - это переход невесты из дома отца в дом мужа. Свадебный кортеж старались украсить побогаче. Брак заключался по строгим правилам. Продумана была и его юридическая сторона. Чиновник записывал имена супругов и регистрировал их общее имущество. Женщина при обретала второе, «дополнительное», имя - супруга такого-то. В общее имущество муж вносил две трети, жена - одну. После этого устраивался пир, на который приглашались родственники. После смерти одного из супругов оставшийся в живых мог пользоваться всем имуществом, но продавать или дарить только одну его часть.

Отношение к женщине

Египетское общество к женщине относилось сурово. За супружескую измену женщину ждала смерть. Если муж был неверен, его за это никогда не карали, мужчинам разрешалось иметь наложниц, которые считались членами его семьи. По египетским законам, муж имел право бить свою жену, брат - сестру. Если разошедшийся муж поколотил супругу так, что она стала инвалидом, он вызывался в суд, где давал клятву, что больше никогда ее не тронет. Если же супруг не держал данного обещания, то получал сто палочных ударов и навсегда лишался права на совместно приобретенное имущество. Суровые авторы (конечно же, мужчины) считали женщин капризными, легкомысленными, не умеющими хранить тайну. Мужчина же, согласно тем же авторам, наоборот, всегда добр, заботлив, верен жене даже после ее смерти и всегда держит свое слово. Писец Ани советует: «Берегись женщины, которая выходит тайком. Не следуй за ней: она станет утверждать, что это была не она. Жена, чей муж далеко, посылает тебе записки и зовет каждый день, когда нет свидетелей. Если она завлечет тебя в свои сети - это преступление…»

Отношение к детям

Египтяне любили детей, но особенно радовались рождению сына-наследника. Если в семье не было сыновей, то обращались за помощью к жрецам. Рамсес И гордился тем, что у него было более 160 детей. И никто: ни фараон, ни простой египтянин - не боялись, что ребенок умрет от голода. Дети бегали нагишом, лишь с бусами на шее, и ели стебли папируса. Сын обязан был достойно похоронить отца и продолжить его дело. Однако рады египтяне были и девочкам. На всех изображениях фараона Эхнатона его с супругой сопровождают:v. все шесть их дочерей. Египтянам всегда хотелось знать, что ждет их детей впереди, поэтому в тревоге за будущее обращались к богине Хатхор. Имя ребенку давали сами родители, но его надо было обязательно зарегистрировать. Покровительницей семьи, материнства и деторождения считалась богиня Исида. Именно ей поклонялись бездетные женщины и мужчины, а также семьи, в которых не было сыновей.

Отношение к старикам

Египтяне хорошо относились не только к детям, но и к старикам. Каждый мечтал дожить до старости, сохранив при этом ясность мысли и физическое здоровье - такими людьми восхищались. Достигший звания «имаху» («почитаемый») имел не только пищу каждый день, но и рассчитывал на пышные похороны. Старость уважалась даже фараонами, которые переводили своих состарившихся верных слуг на более легкие должности. Их примеру старались следовать правители городов и номов.