В Кто жил в Сибири до нашей эры

История Сибири в представлении большинства начинается с истории «русской Сибири», то есть со времени походов казаков и Ермака, но в Сибири и до нашей эры жили люди. Ученые даже считают Сибирь одним из главных центров антропогенеза.

Древний мир

Когда разговор заходит об истории Древнего мира, то обычно вспоминают древние государства Ближнего Востока. Понятно, что такое видение весьма ограничено, поскольку на территории той же Сибири люди жили задолго до времени строительства египетских пирамид. Возраст раннепалеолитической стоянки Карама на Алтае оценивается археологами в 600-800 тысяч лет.

Советский академик Алексей Петрович Окладников считал Сибирь одним из первых центров антропогенеза. Находки последних десятилетий полностью подтверждают мнение академика. В 1993 году новосибирскими археологами на плато Укок (Горный Алтай) было найдено захоронение женщины, датируемое V-III веками до нашей эры. В прессе сенсационную находку назвали "Принцессой Укока". В погребальной камере были найдены шесть коней под седлами и со сбруей, колода из лиственницы с бронзовыми гвоздями. Мумия молодой девушки (на момент смерти ей было около 25 лет) хорошо сохранилась. Она была в парике и одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки и шубу.


В Денисовой пещере на Алтае также были найдены останки так называемого "денисовского человека". Исследователи провели анализ ДНК и выяснили, что остатки кости датируются периодом 40 тысяч лет назад. Проведенные исследования показали, что "денисовский человек" оказался вымершим типом человека, чей геном значительно отличается от нашего. Эволюционное расхождение такого человека и неандертальца произошло около 640 тыс. лет назад. Позже эти люди вымерли или частично смешались с Homo sapiens.

Культуры

Эпоха бронзового века связана в Сибири в первую очередь с Афанасьевской культурой. Многочисленные следы деятельности её представителей были сначала найдены в Саянах и на Алтае. В III тысячелетии до нашей эры носители Афанасьевской культуры занимались на территории своего обитания земледелием и скотоводчеством. Позже следы этой культуры были найдены не только в Сибири, но и на территории современного Восточного Казахстана, Западной Монголии и Северного Китая.

Этнически "афанасьевцы" не были монголоидами. Историки полагают, что Афанасьевская культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями древнеямной культуры, которые ассимилировали местное население

На смену Афанасьевской археологической культуре приходит Андроновская культура XVII—IX веков до н. э. "Андроновцы" на юге занимали территорию до современных Киргизии, Туркмении и Таджикистана, на востоке - Южный Урал, Западную Сибирь.

Хунну

Несколько веков до нашей эры на территории нынешней Монголии и Южной Сибири существовала мощная держава Хунну. В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. эры. Набеги хуннских воинов на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену.

Около 51 г до н. э. держава Хунну раскололась на две части: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные хунну были вытеснены в Среднюю Азию.

Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева - пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги.

Котел народов

Сибирь до нашей эры представляла из себя настоящий "котел народов". Здесь проживали юэчжи, динлины, предположительно скифы. Для этой эпохи характерны волны миграции, переход от оседлости к кочевому образу жизни. Большинство генетиков уже согласилось с тем, что те же индейцы, коренные жители Америки, произошли от сибиряков, которые от 18 до 26 веков назад перешли по перешейку из Чукотки на Аляску. Генетический анализ останков скелета девочки-подростка, возраст которого 12-13 тысяч лет, который был найден на полуострове Юкатан в 2014 году, подтвердил догадки ученых на этот счет. О результатах исследований писал журнал Science.

] Период господства андроновской культуры, которая довольно широко распространилась, от Урала до Саян (афанасьевская была только в небольшом регионе - Алтай и Минусинская котловина).
Частью андроновской культуры является известный Аркаим, в этом районе (Южного Урала) были сибирские рудники, а культура простиралась до долины Енисея. Обычно связывается с индоиранскими племенами. То есть уже в древности Сибирь была заселена белыми, и притом индоевропейцами, они и создали все высокоразвитые культуры бронзового века. Заселение монголоидами - довольно поздний период, и шло на базе достижений индоариев. Им же приписывают изобретение колеса, сделанное в Сибири около 2000 года до н.э.

Имелась уже вся производственная цепочка примитивной металлургии:

"The Andronovo people mastered metal smelting. They mined non-ferrous
and precious metals by excavating shallow pits using stone tools, then smelted
the ore in special furnaces dug into the ground, and cast it in stone moulds
prepared in advance. After moulding, the outer surfaces of the metal items
were subject to additional forging. During the forging, the metal was consolidated
and the blades were sharpened. From the metal, the Andronovo people
made various tools (axes, needles, knives, etc.), weapons (arrowheads and
spearheads) and also decorations. The development of metallurgy gradually
led to a reduction in the use of stone and it was finally abandoned altogether"

Растениеводство по-прежнему было малоразвито, сибиряки были скотоводами, но жили в постоянных жилищах. Для социальной структуры характерно уже выраженное доминирование мужчин, что способствовало дальнейшему прогрессу.

В пятитомнике отмечают, что уже тогда была единая культура для Урала, Сибири и Казахстана:
"В середине II тыс. до н. э. культурный облик сибирских степей и лесостепей резко меняется. Связано это с появлением на территории Южной Сибири андроновской культуры. Первоначально показалось, что это местная енисейская культура, однако вскоре выяснилось, что основная область этой культуры - Приуралье и Казахстан, а Минусинский край составляет лишь ее восточную окраину." (с. 171)

Детально описывают прогресс в скотоводстве:

"Андроновская культура характеризуется развитием прогрессивных форм хозяйства, которое началось еще в предшествующее неолитическое время. Прежде всего это касается скотоводства. Судя по составу костей домашних животных, первое место в стаде занимал крупным рогатый скот. Это же подтверждается и характером погребального инвентаря. В могилах нет костей животных, которые могли быть остатками положенного в могилу мяса. В то же время уцелевшие повсеместно в могилах горшки свидетельствуют о том, что в могилу ставили какую-то жидкую пищу, очевидно молочную.
От крупного рогатого скота андроновцы могли получать молочные продукты и отчасти мясо выбракованных животных. Но это не могло полностью обеспечить потребность в мясной пище. Поэтому наряду с крупным рогатым скотом андроновцы разводили и овец, которые давали мясо и шерсть для изготовления одежды. Кроме овечьих костей, указывающих на то, что овцы шли в пищу, на поселениях находят в большом количестве орудия для трепания шерсти, называемые «тупиками». Они изготовлялись из челюстей коров. Из шерсти андроновские женщины изготовляли целый ряд необходимых для жизни вещей, в том числе и шапочки, засвидетельствованные находками в могилах. В ряде могил найдены обрывки шерстяной ткани, но от какой части одежды эти куски, установить трудно. Скорее всего андроновцы разводили тонкорунных овец, которые отличаются тем, что могут тебеневать, чего не способна делать грубошерстная овца. Овцы такой породы были наиболее приспособлены к условиям жизни андроновцев, их не нужно было зимой подкармливать, так как они сами находили пищу в степи.
Что же касается лошади, то, видимо, она в первую очередь являлась тягловым животным, а также мясным. Пока нет прямых свидетельств использования коня для верховой езды, хотя в несколько более позднее время они появляются" (с. 172)

Утверждают, что было какое-то земледелие, но только в поймах рек:

" Второй чертой хозяйства андроновцев является примитивное земледелие. Это земледелие могло базироваться только на хорошо орошаемых и легких для обработки почвах, которые находились в поймах рек, недалеко от поселков. Обрабатывать землю могли только вручную, каменными мотыгами. Естественно, что поля были небольшими и давали малый урожай. Уборка урожая производилась серпами, а зерна растирались на ручных зернотерках."

Оседлый образ жизни, несмотря на развитое скотоводство:

" Образ жизни андроновских племен определялся их хозяйственным занятием. На нем скалывалось уже то обстоятельство, что в их стаде первое место принадлежало корове, животному малоподвижному. Это вызвало появление долговременных постоянных жилищ, расположенных вблизи воды, так как скоту нужны были удобные водопои.
Кроме того, крупный рогатый скот в зимних условиях не может добывать себе пищу из-под снега. Ему на зиму необходимы корма. Заготовка кормов возможна опять-таки только при известной оседлости. Как зимний корм могли использоваться травы, в изобилии росшие по берегам рек, и побеги молодого кустарника.
К определенным местам андроновцев, естественно, привязывало их земледелие, поля в долинах рек. Жилища сибирских андроновцев пока не раскопаны, но все же можно говорить о том, что здесь, видимо, были и большие полуземлянки, и обширные наземные сооружения, стены которых сделаны из плит камня. Об этих андроновских жилищах можно судить по памятникам западных районов.13 Поселки андроновцев состояли из долговременных углубленных в землю жилищ, значительных по площади (до 250 м2). Вход в землянку делали чаще со стороны реки."

Патриархат:

"Что касается общества андроновцев, то на основе развития скотоводства в нем происходят серьезные изменения Теперь все основные виды деятельности оказываются в руках мужчин. Женщина же занимается домашними делами и видимо, земледелием. Расселение андроновцев, освоение ими новых земель, которое вряд ли происходило мирным путем, также выдвигало мужчину на первое место в жизни этих людей. Происходит перестройка общественных отношений, в результате чего «власть» оказывается в руках мужчин. С этого времени, видимо, нужно говорить об эпохе патриархата. Этому способствовало и то, что стада перестали принадлежать общине и оказались в руках отдельных семей, во главе которых становится мужчина, желающий передать свои богатства детям, новые отношения отразились в широком распространении парных погребении. Такие погребения свидетельствуют о том, что для андроновцев характерна была уже парная семья. В могилах с парными погребениями часто можно видеть последовательность захоронения. Туда, где уже лежал один из умерших супругов, хоронили и второго, снова соединяя их в супружескую пару"

Даже официальная историография сохранила сведения о древних поселениях, которые существовали в Сибири и на Алтае ещё до Ермака. Но эти данные почему-то обделены вниманием историков, археологов и других специалистов. Все должны считать, что Сибирь - земля не историческая...

Оценку Сибири как «земли неисторической» впервые дал один из создателей пресловутой «норманнской теории» немец на русской службе Герард Миллер. В «Истории Сибири» и «Описании Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 г.» он лишь бегло упоминает о городах, которые существовали на этой территории до прихода русских людей. К примеру, отмечает, что в Малышевской слободе (которая почти два столетия относилась к алтайским горным заводам, сейчас - в Новосибирской области), «на устье речки Нижняя Сузунка, в 8 верстах выше слободы, и возле деревни Куликовой, в 12 верстах выше предыдущего места, на Оби - можно еще видеть следы старых городов, которые были построены здесь прежними жителями этих мест, вероятно, кыргызами. Они состоят из земляных валов и глубоких рвов с выкопанными тут и там ямами, над которыми, кажется, стояли дома «.

В другом месте первый историк Сибири уточняет, что «непосредственно перед русским завоеванием этих мест ими… владели кыргызы, языческая татарская нация… То тут, то там еще находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы» .

Подобный подход, когда существование древних городов на территории Сибири как бы не отрицается, но и не особенно интересует исследователей, сохраняется до настоящего времени. Подавляющее большинство отечественных историков по-прежнему разделяют оценку, данную «отцом истории Сибири» Герардом Миллером как земли неисторической, и в этой связи упорно не замечают городов, стоявших здесь за сотни, да что там! - за тысячи лет до появления Ермака. Археологи, за немногим исключением, почти не раскапывали остатки русских острогов, городов и поселений, хотя есть множество сведений об этих приметах высочайшей цивилизации народов, когда-то проживавших здесь.

Учёт сибирским городам был положен ещё в доермаковские времена. В 1552 году Иван Грозный повелел составить «Большой Чертёж» русской земли. Вскоре такая карта была создана, но во времена Смуты исчезла, а описание земель сохранилось. В 1627 году в Разрядном приказе дьяками Лихачёвым и Даниловым была завершена «Книга Большого Чертежа», в которой только на северо-западе Сибири упоминается около сотни городов.

Да, действительно, когда казаки в начале XVII века пришли в Сибирь, больших городов они уже не обнаружили. Зато небольшие крепости, называемые городками, встречались им во множестве. Так, по данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XVI I века пушным ясаком было обложено 94 города.

На фундаменте прошлого

В 1940-1941 и 1945-1946 годах сотрудниками Абаканского музея под руководством Л. Евтюховой были раскопаны развалины дворца, построенного около 98 года до нашей эры, существовавшего около столетия и оставленного людьми на рубеже старой и новой эры. Величественное сооружение, как полагают, принадлежало китайскому генералу Ли Лиину. Он был наместником западных хуннских земель в Минусинской котловине. Дворец, получивший в литературе название Ташебинского, находился в центре большого города площадью в десяток гектаров. Само же строение имело 20 помещений, насчитывало 45 метров в длину и 35 - в ширину. Здание характеризует и черепичная крыша, общий вес которой составлял около пяти тонн. Удивительно, но две тысячи лет назад строителям удалось создать стропила, способные выдержать такой вес.

Известия о сибирских городах в древности поступали от арабских путешественников. Так, на рубеже VIII-IX веков араб Тамим ибн ал-Муттаваи, путешествуя из города Тараза на реке Талас до столичного города уйгуров Орду-былык на реке Орхон, сообщил о столице царя кимаков на Иртыше. Спустя 40 дней после отправления из Тараза он прибыл в большой укреплённый город царя, окружённый возделанной землёй с деревнями. В городе 12 огромных железных ворот, много жителей, теснота, оживлённая торговля на многочисленных базарах.

Ал-Муттаваи видел разрушенный город на юго-западном Алтае, поблизости от озера Зайсан, но не смог из расспросов установить, кто и когда его построил и кем и когда он был разрушен. Богатейший рудный район, обнаруженный русскими рудознатцами в Алтайских горах в начале XVIII века, который теперь называют Рудным Алтаем, в действительности был открыт за многие века до них. Рудознатцы его лишь переоткрыли. Верным поисковым признаком служили разработки, спешно оставленные древними людьми. Кто они такие - достоверно неизвестно поныне, специалисты наравне с публицистами зовут их чудью.

Легенды о богатствах Алтайских гор были известны даже в Древней Греции. Отец истории Геродот писал об аримаспах и «грифах, стерегущих золото».

По мнению известных ученых Александра Гумбольдта, Петра Чихачева и Сергея Руденко, под аримаспами и грифами (гриппами) Геродот подразумевал население Рудного Алтая. Кроме того, Гумбольдт и Чихачев считали, что именно алтайские и уральские месторождения золотых руд были главными источниками снабжения золотом европейских скифов и греческих античных колоний.

В Алтайских горах в первом тысячелетии до нашей эры существовала богатая и яркая культура, которая была обнаружена Сергеем Руденко в 1929-1947 годах при раскопках Пазырыкских курганов. Как он полагает, цивилизация исчезла в короткий срок, возможно, в результате эпидемии, вражеского нашествия или голода. Однако когда русские оказались на юге Сибири, то обнаружили, что аборигены, в данном случае шорцы, прекрасно справляются с обработкой металлов. Недаром первый город, основанный здесь в 1618 году, был возведен на месте их городка и назван Кузнецком. Об этом свидетельствует отписка, поданная в Сибирский приказ кузнецким воеводой Гвинтовкиным.

Там, где прежде располагались поселения древних людей, были построены также Тюмень, Томск, Омск, Семипалатинск, Барнаул и многие другие сибирские города.

Например, достоверно известно, что в районе станции метро «Октябрьская» современного Новосибирска стояла большая крепость местного племени Цаттырт (по-русски - Чаты). В ней 22 июня 1589 года завершилась 16-летняя война Московского государства с ханом Кучумом. Воевода Воейков дал ему бой на месте нынешней Новосибирской ГЭС. Хан Кучум некоторое время скрывался в крепости от погони, но потом принял решение уйти, навсегда расставшись со своим Сибирским ханством. Её руины сохранились до прихода мостостроителей. А в 1912 году их описал Николай Литвинов, составитель самого первого справочника Новониколаевска. Кстати, Николай Павлович в 1924-1926 годах возглавлял Рубцовский уездный отдел здравоохранения.

Однако специалисты, как завороженные продолжая твердить о «богатейшей истории Сибири», неохотно заглядывают в глубь веков. Словно имеют дело с легендарным градом Китежем, погрузившимся в озеро…

Русские аборигены

В 1999 году был обнаружен древний город, располагавшийся в Здвинском районе Новосибирской области (до 1917 года это была территория Алтая), на берегу озера Чича. Возраст поселения оказался сенсационно велик - VIII-VII века до нашей эры, то есть в гораздо более ранние времена, чем до сих пор датировалось появление в Сибири первых городов эпохи гуннов. Это подтвердило гипотезу, что сибирская цивилизация гораздо древнее, чем представлялось. Судя по проведённым раскопкам и найденным фрагментам домашней утвари, здесь жили люди почти европейской внешности. Не исключено, что Чичабург был местом пересечения путей различных народов, центром Древней Сибири.

Первое упоминание о торговом походе по Оби русских купцов отмечено 1139 годом. Тогда новгородец Андрий ходил к ее устью и привез оттуда большой груз пушнины.

Интересно для нас то, что он обнаружил в устье Оби русское поселение, в котором существовал торг, на котором, как оказалось, русские купцы давно уже обменивали свои товары на превосходные сибирские меха. Есть скупые сведения, опубликованные, в частности, в книге Леонида Кызласова «Древние города Сибири», что русские купцы в XII - начале XIII веков торговали с городами Кыргызского каганата. Удивительно, но прекрасно сохранившиеся мумии женщины и мужчины, обнаруженные в середине 1990-х годов на алтайском высокогорном плато Укок, принадлежали вовсе не к монголоидной, а к европеоидной расе. А драгоценности и изящные изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, также свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь древних народов, их тесных связях с миром, в частности, с Передней Азией.

Неподалёку от границ Алтайского края и Казахстана археологи обнаружили большие поселения эпохи бронзы, названные ими не вполне удачно - протогородами или поселениями, претендующими на статус городов. Это неогороженные формирования, занимающие необычно большие площади - от пяти до тридцати гектаров. Например, Кент занимает 30 гектаров, Бугулы I - одиннадцать, Мыржик - три гектара. Вокруг поселения Кент в радиусе пяти километров располагались деревни Байшура, Аким-бек, Домалактас, Найза, Нарбас, Кзылтас и другие.

Описания как цветущих, так и разрушенных древнесибирских городов до Ермака можно найти у таких авторов, как Тахир Марвази, Салам ат-Тарджуман, Ибн Хордадбех, Чан Чунь, Марко Поло, Рашид-ад-Дин, Снорри Стурлуссон, Абул-Гази, Сигизмунд Герберштейн, Милеску Спафарий, Николай Витсен. До нас дошли следующие названия исчезнувших сибирских городов: Инанч (Инандж), Кары-Сайрам, Каракорум (Саркуни), Алафхин (Алакчин), Кемиджкет, Хакан Хирхир, Даранд Хирхир, Нашран Хирхир, Ордубалык, Камкамчут, Апручир, Чинхай, Кянь, Илай, Арса, Сахадруг, Ика, Кикас, Камбалык, Грустина, Серпенов (Серпонов), Кануньон, Коссин, Тером и другие.

газета «Алтайская правда», 04.02.2011

Большое количество ранее не афишируемых сибирских городов содержится в Ремезовской летописи, которую впервые публично продемонстрировал Николай Левашов.

«Чертёжную книгу Сибири» и его трёх сыновей можно смело назвать первым русским географическим атласом. Она состоит из предисловия и 23 карт большого формата, охватывающих всю территорию Сибири и отличающихся обилием и детальностью сведений. В книге представлены рукописные чертежи земель: Града Тобольска и посадов с улицами, Тобольского города, Тарского города, Тюменского города, Туринского острога, Вехотурского города, Пелымского города, и другие города и окрестности.

Кто жил в Сибири до нашей эры

История Сибири в представлении большинства начинается с истории «русской Сибири», то есть со времени походов казаков и Ермака, но в Сибири и до нашей эры жили люди. Ученые даже считают Сибирь одним из главных центров антропогенеза.

Из книги История народа хунну автора Гумилев Лев Николаевич

ОТКРЫТИЕ СИБИРИ Вторая дата хуннской предыстории, нащупанная археологами, - приблизительно 1200 г. до н. э. Около этой даты, как уже отмечалось, совершился первый переход южных кочевников через пустыню Гоби; с того времени пустыня стала проходимой, и хунны освоили оба ее

автора

Ливия (58 год до нашей эры - 29 год нашей эры) Ливия Друзилла происходила из знатного рода, который придерживался старинных республиканских традиций. И потому, как ни странно, родственники будущей жены Октавиана Августа (которая станет матерью императора Тиберия, бабкой,

Из книги В плену страстей. Женщины в истории Рима автора Левицкий Геннадий Михайлович

Агриппина старшая (14 год до нашей эры - 33 год нашей эры) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов

Из книги Красные маршалы автора Гуль Роман Борисович

8. Разгром Сибири Но и под Уралом у красных не остановка; Ленин хочет уничтожить Колчака. Тухачевский предлагает: форсировать с 5-й армией Уральский хребет. В штабе главкома Вацетиса, в Реввоенсовете у Троцкого снова шум и склока. Сам любитель биографии Наполеона,

Из книги Красные маршалы автора Гуль Роман Борисович

9. Побег из Сибири Скупой на слова, мрачный, раздраженный, уже больной туберкулезом Дзержинский дальше шел по Сибири, задумав еще в централе бежать с пути по реке Лене на лодке. И когда в июне партия тронулась вглубь Якутской области, Дзержинский вместе с эс-эром

Из книги Дзержинский (Начало террора) автора Гуль Роман Борисович

9. Побег из Сибири Скупой на слова, мрачный, раздраженный, уже больной туберкулезом Дзержинский дальше шел по Сибири, задумав еще в централе бежать с пути по pеке Лене на лодке. И когда в июне партия тронулась вглубь Якутской области, Дзержинский вместе с эс-эром

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

16.4. Почему в азиатской Сибири до сих пор не могут найти следы остякской столицы Искера-Сибири? Ответ: потому, что она находилась в Америке - это ацтекский город Мешико = Мехико Значительная часть повествования Кунгурской Летописи вращается вокруг остякской столицы

Из книги Россия и ее «колонии». Как Грузия, Украина, Молдавия, Прибалтика и Средняя Азия вошли в состав России автора Стрижова Ирина Михайловна

ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Племена Казахстана и Сибири в VI–I веках до нашей эры В I тысячелетии до нашей эры к востоку от Уральского хребта и реки Урала жили многочисленные племена, которые значительно различались между собой уровнем материальной культуры, хозяйственным укладом и общественным

автора Низовский Андрей Юрьевич

Ермак в Сибири Поход Ермака и завоевание горсткой казаков громадных пространств Западной Сибири произвело большое впечатление на современников. Подвиги Ермака «как все необыкновенное, чрезвычайное, сильно действуя на воображение людей, произвели многие басни,

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Мессершмидт в Сибири В 1716 г. немецкий натуралист Даниил Готлиб Мессершмидт был приглашен в Россию Петром I для изучения «всех трех царств естества» Сибири и в 1720 г. отправился в путешествие по далеким окраинам Российской империи. В марте 1721 г. он выехал на санях из

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Покорение Сибири В то время как неудачи на западе сильно огорчали царя, неожиданно его порадовало завоевание огромной области на востоке.Еще в 1558 г. царь подарил богатому промышленнику Григорию Строганову большие незаселенные земли по обе стороны реки Камы до Чусовой

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Раскулачивание в Сибири В Сибири «кулачество» в условиях нэпа имело более устойчивые позиции, чем в центре страны, что определялось совокупностью причин: дореволюционное «наследство»; наличие земельных просторов и существование вплоть до сплошной коллективизации

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

5. Освоение Сибири Начавшееся в конце XVI в. освоение Сибири продолжалось и в следующем столетии. По инициативе правительства, купцов, предпринимателей в Сибирь отправлялись различные экспедиции с целью овладения пушными богатствами и поиска руд благородных

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Из книги Книга об отце (Нансен и мир) автора Нансен-Хейер Лив

VI. ПО СИБИРИ Главное затруднение для морского судоходства между Евро­пой и северным побережьем Азии представляют льды Карского моря. Попытки использовать этот путь для торговых сношений между Западом и Востоком начиная с 1876 года неоднократно предпринимались Англией,

История Сибири в представлении большинства начинается с истории "русской Сибири", то есть со времени походов казаков и Ермака, но в Сибири и до нашей эры жили люди. Ученые даже считают Сибирь одним из главных центров антропогенеза.

Древний мир

Когда разговор заходит об истории Древнего мира, то обычно вспоминают древние государства Ближнего Востока. Понятно, что такое видение весьма ограничено, поскольку на территории той же Сибири люди жили задолго до времени строительства египетских пирамид. Возраст раннепалеолитической стоянки Карама на Алтае оценивается археологами в 600-800 тысяч лет.

Советский академик Алексей Петрович Окладников считал Сибирь одним из первых центров антропогенеза. Находки последних десятилетий полностью подтверждают мнение академика. В 1993 году новосибирскими археологами на плато Укок (Горный Алтай) было найдено захоронение женщины, датируемое V-III веками до нашей эры. В прессе сенсационную находку назвали "Принцессой Укока". В погребальной камере были найдены шесть коней под седлами и со сбруей, колода из лиственницы с бронзовыми гвоздями. Мумия молодой девушки (на момент смерти ей было около 25 лет) хорошо сохранилась. Она была в парике и одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки и шубу.

В Денисовой пещере на Алтае также были найдены останки так называемого "денисовского человека". Исследователи провели анализ ДНК и выяснили, что остатки кости датируются периодом 40 тысяч лет назад. Проведенные исследования показали, что "денисовский человек" оказался вымершим типом человека, чей геном значительно отличается от нашего. Эволюционное расхождение такого человека и неандертальца произошло около 640 тыс. лет назад. Позже эти люди вымерли или частично смешались с Homo sapiens.

Культуры

Эпоха бронзового века связана в Сибири в первую очередь с Афанасьевской культурой. Многочисленные следы деятельности её представителей были сначала найдены в Саянах и на Алтае. В III тысячелетии до нашей эры носители Афанасьевской культуры занимались на территории своего обитания земледелием и скотоводчеством. Позже следы этой культуры были найдены не только в Сибири, но и на территории современного Восточного Казахстана, Западной Монголии и Северного Китая.

Этнически "афанасьевцы" не были монголоидами. Историки полагают, что Афанасьевская культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями древнеямной культуры, которые ассимилировали местное население

На смену Афанасьевской археологической культуре приходит Андроновская культура XVII-IX веков до н. э. "Андроновцы" на юге занимали территорию до современных Киргизии, Туркмении и Таджикистана, на востоке – Южный Урал, Западную Сибирь.

Хунну

Несколько веков до нашей эры на территории нынешней Монголии и Южной Сибири существовала мощная держава Хунну. В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. эры. Набеги хуннских воинов на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену.

Около 51 г до н. э. держава Хунну раскололась на две части: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные хунну были вытеснены в Среднюю Азию.

Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева – пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги.

Котел народов

Сибирь до нашей эры представляла из себя настоящий "котел народов". Здесь проживали юэчжи, динлины, предположительно скифы. Для этой эпохи характерны волны миграции, переход от оседлости к кочевому образу жизни. Большинство генетиков уже согласилось с тем, что те же индейцы, коренные жители Америки, произошли от сибиряков, которые от 18 до 26 веков назад перешли по перешейку из Чукотки на Аляску. Генетический анализ останков скелета девочки-подростка, возраст которого 12-13 тысяч лет, который был найден на полуострове Юкатан в 2014 году, подтвердил догадки ученых на этот счет. О результатах исследований писал журнал Science .

Тайны древней Сибири. Загадочные находки в тайге.

Международная поисковая экспедиция под флагом Русского географического общества обнаружила на территории Среднего Приобья в дебрях сибирской тайги, загадочные артефакты древней погибшей цивилизации. На територии Сибири за последние несколько лет были открыты руины древних городов, курганы, огромные солярные капища, загадочные каменные и земляные пирамиды. Всё это было создано не предками современных сибирских племен, а какой-то другой цивилизацией, которая процветала на территории Сибири не одно тысячелетие. В этом году состоялась экспедиция на Алтай, где на высоте 1000 метров находятся руины сооружения из огромных блоков, по массе превышающие знаменитые камни Баальбекской террасы. Орнаменты на керамике, найденной на руинах древних городов оказались индентичными с орнаментами древнего Шумера. Этнографы, скрупулезно изучая историю Сибири по преданиям коренного населения, не обращают внимания на то, что все народы, населяющие огромные просторы севера Азии указывают, что до их прихода на эту территорию здесь, в Сибири, жили высокоразвитые, могущественные белые, бородатые люди. Именно отсюда, из Сибири, сначала в лесостепь, а потом на запад ушли наши общие предки Ориане- Гипербореи. Те самые, о которых написано во многих мифах Индии, Ирана, Руси и Европы.