Как провести свободное время, наиболее эффективно? Существует огромное количество различных вариантов: занятия спортом, чтение книг, просмотр телепередач, встречи с друзьями и знакомыми. Одним из способов эффективного проведения свободного времени, является поход в театр.

Почему этот вариант наиболее предпочтителен? Как одеться в театр? Когда и где они появились? Как правильно вести себя в театре? Что недопустимо на себя одевать и другие любопытные факты.

Из истории театров

Первые сведения о возникновении этого искусства относятся к Древней Греции. В те времена актеры одевались в козлиные шкуры и распевали песни в честь бога земледелия Диониса. Они пользовались большим уважением.

На Руси театральное искусство зарождалось с появлением ритуальных обрядов и христианских праздников. Одним из самых любимых была Масленица. Это был обряд проводов зимы и встречи весны, на этот праздник принято было собирать большие народные гуляния с переодеваниями, шутками, играми, представлениями.

в Древней Руси

Народный. Его представляли: скоморохи, балаганщики, кукольники.

Школьный. Пьесы писались преподавателями, а играли в них учащиеся. Спектакли показывали по праздникам.

Придворный. Появился в середине 17 века. Первые постановщики спектаклей и актеры были иностранцами, в основном это были немцы.

Любопытные факты

В древних театрах сюжеты спектаклей были только на мифологические или исторические темы.

Актерами были только мужчины, которые выступали в специальных, высоких масках. На ноги одевалась обувь на толстой подошве. Женщины не допускались на представления, позднее они сидели отдельно от мужчин.

Актер Брюс Уиллис, известный многим российским зрителям по ролям в фильмах "Крепкий орешек" и "Армагеддон", в подростковом возрасте играл в школьном театре.

Самый продолжительный спектакль в древние времена мог занимать - один год.

Первый каменный театр был построен при Екатерине II, он находился в Санкт-Петербурге.

В средневековье женщины могли играть только служанок или рабынь.

Семь причин, чтобы пойти в театр

  1. Провести вечер в красивой обстановке и с приятными людьми.
  2. Получить всю гамму человеческих эмоций: смех, слезы, волнение, радость и другие.
  3. Переживая за судьбы героев спектакля, можно найти решение каких-то своих жизненных проблем.
  4. Расширить свой кругозор.
  5. Поход в театр может стать хорошей семейной традицией.
  6. Возможность мысленно перенестись в другие времена и узнать много интересного о жизни людей.
  7. Атмосфера волшебства и сказки, присущая театру, помогает отвлечься от трудовых будней и забыть о нерешенных проблемах.

Как одеться в театр

Многие любители театрального искусства не всегда одеваются в соответствии с определенными правилами этикета. Давайте рассмотрим, как это сделать красиво и элегантно. Основные правила.

  • Как одеться в театр женщине? К этому вопросу необходимо отнестись очень серьезно, поскольку посещение такого мероприятия считается торжественным случаем. В первую очередь необходимо учитывать вид театра, а также время спектакля. Детский и кукольный позволяют одеться без всяких изысков. Это может быть юбка и блузка, или брючный комплект. Для вечернего спектакля в драматическом театре, уместнее будет классическое платье. Желательно черного или синего цвета. Если вы идете в оперу или на балет, то в таком случае необходимо надеть вечернее платье. Варианты могут быть различные, но будьте аккуратны с декольте и вырезами, они не должны быть черезчур откровенными. Беспроигрышным вариантом для любого вида театра будет маленькое черное платье, главное чтобы его длина не была слишком короткой. Обязательно возьмите с собой вторую обувь на среднем или высоком каблуке. Не забудьте про аксессуары, подходящие к вашему наряду: украшения (серьги, кольца, бусы и т. д.), шарфики, маленькую сумочку. Самое главное при выборе вариантов, как одеться в театр женщине - помнить о том, что одежда должна быть нарядной и комфортной. Макияж следует сделать более ярким и праздничным, чем дневной.
  • Как одеться в театр мужчине? Предпочтительнее костюм темных расцветок: черный, синий, серый. Рубашка должна быть светлых оттенков, желательно однотонная. Не забудьте про галстук или шейный платок.
  • в театр подростку? Самым лучшим выбором будет платье до колен или немного выше, а также юбка с блузкой или кофточкой. Цвет можно выбрать любой. Можно надеть брюки, если в гардеробе нет юбок и платьев.
  • на мюзикл? и костюмы следует одевать в классические театры, а в более современные, варианты могут быть немного другими. Для мужчины - джинсы с пиджаком, а его спутнице - платье или юбку с блузкой, также можно джинсы. Мюзикл позволяет носить одежду более неформального характера, хотя забывать о том, что это все же театр, не стоит.

Костюм - тройка

Этот вариант для похода в театр лучше всего выбирать мужчине. Что входит в понятие костюм-тройка? Брюки, пиджак и жилет. Самые предпочтительные цвета: черный и серый. Жилет может быть другого оттенка, чем брюки и пиджак. В таком костюме любой мужчина будет выглядеть элегантно и торжественно.

Театральный этикет

Если вы идете в театр, мало уметь правильно одеваться, необходимо помнить основные правила поведения в этом месте. К ним относятся:

  • В театр необходимо приходить минут за 20-30 до начала спектакля. Для чего это необходимо сделать? Чтобы было время раздеться и привести себя в порядок в туалетной комнате: переодеть обувь, если в этом есть необходимость, поправить макияж и прическу.
  • Если женщина идет в театр с мужчиной, то он должен помочь ей снять верхнюю одежду и сдать в гардероб.
  • Как быть, если ваши места в середине ряда, а другие зрители уже сидят на своих местах? Необходимо извиниться за беспокойство и проходить лицом к сидящим. Первым всегда проходит мужчина и помогает сесть своей даме.
  • В зрительный зал заходят не позже третьего звонка. Здесь тоже есть свои нюансы. Если ваши места в середине ряда, то лучше пройти к ним заранее, чтобы не беспокоить людей сидящих с краю. В противоположном случае, можно зайти в зал немного позже.
  • Опаздывать на спектакль считается признаком дурного тона и грубейшим нарушением правил театрального этикета.
  • Перед началом представления можно купить в гардеробе бинокль. Помните о том, что он предназначен для того, чтобы рассматривать актеров и театральные декорации, ни в коем случае не других людей, пришедших в театр.
  • Во время представления необходимо выключить сотовые телефоны, чтобы они не мешали актерам и другим зрителям.
  • Обсуждение игры актеров во время спектакля недопустимо, как и любые другие разговоры. Соблюдайте тишину.

10 вещей, которые нельзя одевать в классический театр

  • Спортивный костюм.
  • Рваные джинсы.
  • Кеды или кроссовки.
  • Шорты.
  • Очень короткое платье.
  • Футболка.
  • Свитер.
  • Колготки или чулки в сеточку.
  • Платье с очень глубоким декольте.
  • Строгий костюм без аксессуаров.

В театр приходят, чтобы получить удовольствие от спектакля и игры актеров. Поэтому необходимо знать одно простое правило. Как одеться в театр, каждый решает сам, но помнить, о том, что внешний вид отражает ваше отношение к происходящему, необходимо. Если вы не уверены в правильности своего решения, то выбирайте старую, проверенную годами классику. Желаем, чтобы ваш вариант всегда был безупречен, а проблема, как одеться в театр, всегда находила свое решение.

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре.

1. Отправляясь в театр, позаботьтесь о своём гардеробе. В XXI веке женщинам уже не нужно надевать на спектакль вечернее платье, а мужчинам смокинг, если этого не требует специальный дресс-код. Однако приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Однако не следует усердствовать — лучше одеться скромнее, чем выглядеть нелепо.

Дамам следует запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи — дурной тон. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина. Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь.

По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно. Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

3. Как известно, театр начинается с вешалки. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман.

Помните, что разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением — бестактно. Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

4. В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра.

К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего). Первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.

6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты — предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.

Помните, что занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо — в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.

8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника — это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.

Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

9 . Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

10. Главное правило в театре — соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.

Если вы простужены, то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

12. Уход из зала во время действия — явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля, даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной.

Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном. Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.

Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.

В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

Разбираемся, насколько строги сегодня рамки театрального дресс-кода и на какую премьеру можно заявиться в стиле casual chic.

Вне всякого сомнения, сегодня столичный театральный мир переживает сильнейший ренессанс. Хотя до объемов Бродвея и Вест-Энда Москве еще пока далеко, плотность значимых театральных событий в светском календаре высока. Фактически, залы забиты зрителями круглый год, независимо от сезона — от классических Большого театра и Ленкома до прогрессивных «Гоголь-центра» и «Практики», в то время как режиссерам и актерским труппам попеременно присваивается статус «модных». По данным социальных опросов (лично подтвержденных руководителем Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым несколько лет назад), более 50% москвичей ходят в театр и ставят его на третье место в списке своих регулярных развлечений — после ресторанов и кино. В связи с такой популяризацией искусства неудивительно, что со временем размылись границы театрального дресс-кода: пока одни зрители, пренебрегая антуражем, приходят даже на академические спектакли в будничном виде, другие по‑прежнему воспринимают поход в театр как повод нарядиться в вечернее платье или костюм. Да, официального дресс-кода в театре уже давно не существует, но это не значит, что не возникает вопросов, с ним связанных. В этом как раз и состоит проблема формально отсутствующих правил. Что надеть? В чем отправиться на премьеру? Платье с открытой спиной и бриллианты — это слишком? На какой спектакль уместно прийти в джинсах?


В XX веке театр перестал быть привилегией элиты, превратившись в развлечение, доступное более широким массам людей. В отсутствие «ярмарки тщеславия» в ложах и партере понятие театрального дресс-кода постепенно утратило свою актуальность: теперь в театр приходят, в первую очередь, за искусством, а уже потом себя показать.


Впрочем, театры не всегда остаются в стороне от этого вопроса: в 2012 году в Лондоне была объявлена необычная кампания Английской национальной оперы, призывающая зрителей снизить градус торжественности нарядов. Это было сделано с целью «демократизации» имиджа британского академического театра, однако в рядах культурной публики такой порыв вызвал недоумение. В ответ на эту инициативу в газете The Guardian была опубликована статья, где было высказано следующее мнение: дресс-код не имеет ничего общего с элитарным характером оперы — это закон жанра, формальность, продиктованная солидарностью с теми, кто стоит на сцене. Наряды зрителей — часть общего декорума, который настраивает на нужный лад и подчеркивает исключительность события. А следовательно, вечернее платье или костюм — проявление уважения к истории, традициям и самому искусству и стремление ему соответствовать.

Безусловно, одежда, в которой мы приходим в театр, никак не влияет на наше восприятие того, что происходит на сцене. Но если публика все же «одевается», значит, это кому-нибудь нужно? Или это просто дань традиции? Чтобы понять, ограничивается ли понимание современного театрального дресс-кода лишь здравым смыслом или все же за этим есть нечто большее, мы обратились к нескольким экспертам.

Так, обозреватель моды Елена Стафьева настаивает на том, что само понятие театрального дресс-кода архаично: «Если относиться к искусству по признаку «есть платье — есть событие, нет платья — нет события», то лучше вместо оперы сходить на Венский бал, Во все мировые театры можно ходить в чем вздумается, если, конечно, речь идет не о Metropolitan Gala со списком звезд, но туда просто так никто и не придет. Есть еще фестивали Байройт и Глайдборн, куда тоже принято приходить в смокинге и вечерних платьях. Но в целом, такой проблемы, как «театральный этикет», нет уже давно — лет 30».

Получается, что рамки могут существовать только на театральных событиях высокого уровня, куда посторонним вход воспрещен. В то время как за пределами громких премьер и закрытых показов — полная свобода выбора: даже заявись вы в Ла Скала в джинсах, никто вас не остановит. Однако далеко не все зрители разделяют такой демократичный подход и считают привычку «одеваться» в театр пережитком прошлого.

Так, например, управляющий партнер Lunar Hare Александр Перепелкин, завсегдатай балета и оперы, считает, что ограничивать людей дресс-кодом не правильно, но у каждого должны быть внутренние барьеры: «Было бы здорово, если бы людям было не комфортно приходить в кроссовках и джинсах в Оперу Гарнье. Я всегда следую правилам формального дресс-кода, когда иду на балет или оперу: для меня это торжественные жанры, и мне совершенно не хочется снижать пафос мероприятия. Другое дело — современный драматический театр: здесь я редко ограничиваю себя в одежде. Мне очень близок бродвейский подход, где театральные подмостки — площадка для актуального искусства. Репертуар театров динамичен, и публика этому соответствует: при таком ритме дресс-код не оправдан». По мнению Александра, российская публика зачастую неверно интерпретирует законы жанра: «Переняв западную традицию, мы стремительно отказались от необходимости одеваться на вечерние спектакли, но, как часто это бывает, пошли еще дальше. К примеру, на опере в Метрополитен или Ла Скала одетых не в вечерние платья, смокинги или темные костюмы почти невозможно увидеть. Я уже не говорю про открытие сезона New York City Ballet, когда количество бриллиантов превосходит все разумные пределы. У нас же «нарядные» джинсы и «биркин» до сих пор считаются вечерним дресс-кодом».

Нельзя не учитывать и то, насколько динамично меняется формат постановок: современные спектакли зачастую проходят в местах, изначально для этого не предназначенных, а это подразумевает, что форма одежды должна быть, в первую очередь, удобной. Продюсер Дарья Вернер, сотрудничающая с «брусникинцами», Театром Наций и другими актуальными театральными проектами, ходит на спектакли практически каждый день и может рассказать, как правильно к ним готовиться: «Нужно знать хотя бы немного о постановке, иначе вы рискуете не только ничего не понять, но и выглядеть глупо. Вы можете одеться, как на красную дорожку, а оказаться на спектакле, который проходит на действующей строительной площадке или заводе. Пожалуй, платье в пол и смокинг уместны, только если вы идете на премьеру «Манон Леско» с Анной Нетребко. В остальных случаях растянутый свитер и кроссовки будут выглядеть менее вызывающе, чем вечернее платье с вырезом на спине. В 2016 году театр — это снова модно, и, как и прежде, это место для светского общения, а не только для духовного развития. И если джинсы и кроссовки — это приметы времени, современный театр — про то же самое».


Действительно, иные спектакли могут потребовать одежды скорее комфортной, чем красивой, особенно если мы говорим о многочасовых произведениях. С этим согласна постоянная и основательница Интеллектуального клуба «418» Надежда Оболенцева — для которой походы в театр составляют изрядную часть досуга. «Для меня предпочтителен спокойный и комфортный наряд: свитер и брюки или юбка, рубашка и джинсы. Странно прийти в театр over dressed, если это не светская премьера. Все-таки ты идешь смотреть то, что происходит на сцене, а не в антракте, и никому не важно, во что ты одет, но уважение к окружающим должно быть. Хотя я сама часто действую по принципу «Красивой меня полюбит каждый, а такой — только порядочный». Впрочем, на вопрос, смогла бы она пойти в Парижскую оперу в кроссовках, одна из главных it girls Москвы отвечает категорично: «В нормальных обстоятельствах, конечно, нет. Толпы туристов в шортах и сандалиях в Ла Скала выглядят, как минимум, странно, а вот дамы почтенного возраста в старинных жемчугах и меховых манто со спутниками в смокингах всегда вызывают у меня восхищение. Эти люди создают атмосферу — понимаешь, что они лет 60 сюда приходят за наслаждением».


Таким образом, рассуждая на тему современного театрального дресс-кода, мы исходим из жанрового разнообразия театра. Согласно эстетике, условно современный театр можно разделить на три основных направления: академические жанры — опера и балет, классический драматический театр и современные постановки, многие из которых носят экспериментальный характер. Внутри каждого жанра существует свой код, который заядлый театрал может безошибочно определить. Но есть ли решение, позволяющее чувствовать себя уместно в любом театральном антураже? Главный редактор журнала Interview Алена Долецкая считает: «На мой взгляд, за последние 20 лет публика, в целом, стала лучше одеваться в театр. Во многом тщательность публики в этом вопросе зависит от самого театра: в «Практике» это может быть молодой и небрежный выход, а в Большом театре, и особенно на премьере — black tie. Иногда проскальзывает нарушение соответствия и сообразия наряда как самой персоне, так и театру: например, вечернее платье и дорогие ювелирные украшения на не премьерном драматическом спектакле я считаю неуместными. Сама я, как правило, выбираю стиль casual chic».

Получается, вместе с канонами театра поменялась его эстетика, фокус публики сместился в сторону главного — искусства, а правила дресс-кода отошли на второй план. Но даже при том, что формального дресс-кода в театре больше не существует, многие зрители не готовы от него отказаться. Театр перестал быть привилегией элиты, но остался событием, выходящим за будничные рамки. И в зависимости от жанра определенные правила одежды для этого события все же существуют, а соблюдать их — занятие скорее приятное, чем скучное.

Текст : Александра Мендельская

Стоит ли ходить детям в театр?

Авантюрная комедия про мошенника и плута Скапена, который наделен остроумием, смелостью, умением выходить из любой сложной ситуации. Хохотали до упаду! Замечательный спектакль - веселый, искрометный! Все актеры просто замечательные! Красочные костюмы артистов сделали спектакль незабываемым. «Комедия необходима сегодня - существует потребность в добром, обаятельном юморе» - уверен режиссер спектакля.

Глупость, жадность и коварство отступают перед силой любви, если на помощь приходят верность, здравый смысл и немножко плутовства! Актер Данила Дзыгар, сыгравший Скапена, получил приз за лучшую мужскую роль, был отмечен и Семен Спесивцев, сыгравший роль Арганта. Ему достался приз в номинации «Лучшее воплощение персонажа».

В конце спектакля на сцене опять появился В. Спесивцев и в заключение сказал несколько, слов, которые нам приятно было услышать: «Фонвизин-это начало русского театра, которое будет вечно». Спасибо труппе театра и его директору за замечательные, очень интересные и неординарные постановки, за новые идеи, за молодёжный взгляд на театральное искусство!

После каждого спектакля мы получаем очень позитивный настрой и заряд интеллектуальной энергии. И, несомненно, каждому хочется высказать своё мнение об увиденном. Они часто сравнивают происходящее на сцене с действительностью. И ещё один не маловажный момент, дети учатся вести себя в общественных местах, забывают о своих гаджетах, у некоторых возникает желание прочитать книгу после увиденного, в их глазах отражается чудо. Моя задача выполнена!

Желаю всем родителям и учителям быть добрыми консультантами в мире искусства, пусть ваши дети будут успешными в жизни, с непрерывной тягой к знаниям и высокими ценностными ориентациями. В современной гонке мы часто забываем о простых вещах, которые, пожалуй, играют очень важную роль в жизни. Видеть прекрасное – это способность, которую надо развивать. Не упустите этот момент. Театр вам в помощь!

О правилах поведения в театре мы знаем с детства. Казалось бы, всё просто: в зале нельзя есть конфеты и разговаривать, нужно отключать мобильные телефоны и проходить к своему месту, повернувшись лицом к сидящим.

Однако о некоторых нюансах делового этикета в храме искусства многие даже не догадываются. А жаль.Можно ли причёсываться в фойе у зеркала? Извиняться ли за беспокойство, пробираясь к собственному креслу? Что делать, если вдруг запершило в горле?

На все эти вопросы знает ответ наш постоянный консультант кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения и музееведения ЧГАКИ Ирина ШИБАКОВА, которая является автором специально разработанных курсов «Дипломатический протокол и деловой этикет», «Этика деловых отношений» .

Всё начинается не с вешалки

Театр - учреждение культуры, - начала наш разговор Ирина Николаевна. - Поэтому во время его посещения к этикету особенно щепетильное отношение. И всё потому, что нужно создать спокойную атмосферу. Ведь зрители приходят в храм искусства отдыхать. Вот скажите, с чего начинается театр?

Само собой разумеется, с вешалки!

С покупки билетов! Приобретая их, вы должны обратить внимание на план зала. Для того, чтобы выбрать удобные места. И если вам достались билеты на места, расположенные очень далеко от сцены, следует взять с собой театральный бинокль.

Иначе будете разочарованы, что плохо видно. Ещё перед посещением театра я всегда рекомендую прочитать пьесу, узнать побольше о её авторе.

В результате чего у вас сформируется своё видение пьесы, с которым вы сможете сравнивать постановку режиссёра, трактовку того или иного образа актёром. Это сделает восприятие спектакля более полным, даст возможность обсудить его.

Разная одежда для оперы и драмы

Ирина Николаевна, не могу не задать вам вопрос по поводу одежды: в чём идти в театр?

Поскольку театр - это храм искусства, одежда должна быть особой. Нарядная форма сохраняется, однако существует одно большое «но» . Чаще всего в театр мы с вами идём после работы.

Поэтому сама жизнь внесла коррективы - теперь в театр можно идти в обычном деловом костюме спокойных тонов и классического покроя.

Одежда не должна быть ни в коем случае вычурной. Потому что люди приходят посмотреть спектакль, на игру актёров, а не на ваш супермодный оригинальный наряд.

То есть не только никаких джинсов, но и декольте не приветствуется?

Не совсем так. Если вы придёте в театр в джинсах, вас, конечно, пустят. Просто при этом, даже если джинсы очень дорогие, вы покажете своё неуважение не только к актёрам, но и к окружающим.

А вот в оперу и на балет принято приходить в вечернем наряде. В театр драмы такую одежду вы можете надеть только в том случае, если у вас первые места в партере или ложе.

Мужчины могут надеть смокинг, а дамы - вечерние платья и перчатки, если всё это они умеют носить, при этом будут естественны, а не вульгарны.

Чтобы не шокировать публику, не делайте броского и яркого макияжа. Не пользуйтесь духами и одеколоном с крепкими запахами.

Не принимайте накануне лекарств, не ешьте лук и чеснок. А ещё не делайте высокую причёску, которая будет загораживать обзор сцены зрителям, сидящим сзади вас.

Перед третьим звонком

В театр надо приходить заблаговременно…

В здание театра мужчина, сразу же сняв головной убор, заходит первым и показывает билеты. И только за ним - его спутница. В гардеробе мужчина сначала помогает даме снять верхнюю одежду, затем раздевается сам.

Женщинам нужно снимать шляпу, поскольку поля головного убора могут мешать зрителям. Мужчина сдаёт вещи, в том числе и уличную обувь, в гардероб и кладёт номерки в карман. Если дама без спутника, то номерок она может положить в сумочку.

Естественно, в театральную, а не ту, с которой ходит в магазин… Раздевшись, нужно подойти к зеркалу и посмотреть, всё ли в порядке с внешним видом. Поправлять одежду, причёску и макияж недопустимо.

То есть расчёсвать волосы у зеркала в фойе нельзя?

Ни в коем случае! Для этого существуют туалетные комнаты. Сходите туда и приведите себя в порядок. Ваш кавалер подождёт. В это время он может купить программку, заглянуть в неё.

Общеизвестно, что зайти в зал надо до третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь сесть заранее, не ожидая последнего звонка.

Если места расположены с краю, то, наоборот, задержитесь, чтобы постоянно не вставать, пропуская других зрителей. В зрительный зал мужчина тоже входит первым и ищет места согласно купленным билетам. Он же первым проходит на своё место, за ним следует женщина.

Лицом к сидящим?

Проходить следует лицом к сидящим в ряду зрителям, причём извиняться не надо: вы доставляете им неудобства не потому, что делаете что-то плохое, а потому, что иначе не доберётесь до своих мест.

Другое дело, если вы наступили кому-то на ногу или задели кого-то рукой. А вот поблагодарить тех, кто, пропуская вас, встал, нужно.

Обязательно вставать с места, пропуская других?

Мужчинам - обязательно, дамы могут этого не делать. Рекомендуется встать, если проходит пожилой человек. И ещё совет: если, проходя к своим местам, вы увидели знакомых, громко приветствовать их не надо. Можно только поклониться.

Чужое место

Допустим, я зашла в зал. Моё место в двадцатом ряду, а я вижу много свободных кресел впереди. Могу я занять одно из них?

Не стремитесь этого делать. Владелец места может просто запаздывать, зайти с третьим звонком - вам ведь не хочется оказаться в ситуации, когда сгоняют с чужого места?

К слову, если ваше место оказалось занято, то вы должны учтиво попросить освободить его, предъявив билеты. Если по ошибке в кассе продали два билета на одно и то же место, обратитесь к служителю театра - он вас посадит на другое.

А вот если вы опоздали, то не пробирайтесь к своему месту, выберите любое свободное, а в антракте пересядьте.

На какое место должна сесть дама - справа, слева от мужчины? Или, может быть, рядом с другой женщиной?

Классикой считается, что дама садится справа от мужчины. Однако вежливый кавалер всегда уступит то место, которое удобнее, - не посадит свою спутницу на крайнем в ряду кресле, перед зрителем с высокой причёской.

Если в театр вы пришли компанией, то мужчины садятся по краям, а женщины в центре. При этом совсем необязательно садиться рядом со своими супругами - можно и поменяться местами.

Это допустимо. А вот что недопустимо, так это занимать оба подлокотника кресла. Помните, что рядом сидит другой зритель. Не стоит также опираться руками на спинку переднего кресла, тем более не надо ставить ноги на кромку чужого сиденья.

Прощальный антракт

Понятно, что в зрительном зале нельзя ничего есть, шуршать фантиками, разговаривать во время спектакля…

Даже если вам что-то не нравится по ходу пьесы, не обсуждайте и не комментируйте. Это раздражает окружающих. Восприятию спектакля способствует тишина в зале - только тогда можно наслаждаться музыкой и игрой актёров.

Кстати, вспомнила анекдот по этому поводу. Двое зрителей разговаривают во время спектакля. Впереди сидящий мужчина оборачивается и говорит: «Господа, я ничего не слышу!» На что получает ответ: «А позвольте, почему вы должны слышать то, о чём мы говорим?»

Естественно, что в театре нужно отключить мобильный телефон. Если вдруг забыли это сделать и во время пьесы раздался звонок, скорее нажмите на клавишу.

Бывает, что в театр приходят люди, которые простудились и весь спектакль кашляют…

Я считаю, что если вы купили билеты в театр и заболели, не нужно идти на спектакль, как бы вы ни хотели его посмотреть. Во-первых, вы можете заразить других. Во-вторых, кашель и насморк отвлекают окружающих от развития действия на сцене.

А вот если вдруг во время просмотра у вас просто запершило в горле, нужно, извинившись перед соседями, выйти из зала. То же самое необходимо сделать, если вы пришли в театр с ребёнком, который начал капризничать.

А вот если вам самим не нравится спектакль, дождитесь антракта и спокойно уйдите. Это не будет дурным тоном. Нравится пьеса?

В антракте можете погулять в фойе, но не разглядывая при этом в упор всех зрителей. Можете сходить в буфет. При этом если дама не хочет в буфет, то спутник может оставить её одну, но ненадолго.

Цветы к ногам актёров

Существует ли правило аплодисментов?

Этикет определяет, когда можно аплодировать, а когда нет. Аплодируют, когда поднимается занавес в знак одобрения декораций и восхищения работой художника и постановщика, когда на сцену выходит любимый актёр, когда удачно исполнены ария или эпизод и, естественно, после завершения спектакля.

Не надо аплодировать, когда задерживается спектакль, во время паузы между отдельными частями музыкального произведения, когда уже все перестали хлопать.

Посещая оперу, стоит помнить, что музыкальные произведения начинаются не с поднятия занавеса, а с первого тона, раздающегося в оркестре при начале увертюры.

Допустимы ли какие-то возгласы?

Такие, как «браво!», да. А вот подпевать, притопывать, прихлопывать не стоит. Это ведь не концерт рок-группы.

Как дарить цветы артистам? Можно ли зрителям подниматься на сцену?

Неприлично бросать цветы на сцену. Можно передать букет через служителя театра, а можно и самому преподнести, когда актёры выходят на поклон.

Вручать букет, к которому иногда прилагают записку, нужно, поднявшись на сцену, а не заставляя актёров наклоняться к вам, когда вы стоите у первого ряда.

Наиболее грубой ошибкой и серьёзным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля.

Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождётся той минуты, когда он сможет аплодисментами поблагодарить актёров за игру.

Дурной тон - бежать скорее в гардероб, чтобы не стоять потом в очереди. Десять минут вас не спасут, а вот впечатление о себе вы испортите.