В своем монологе Чацкий задевает многие вопросы общества 19 века.

В начале монолога Чацкий говорит о старых суждениях, о том, что мировозрение людей все еще не поменялось” со времен Очаковских и покоренья Крыма”. Далее, он указывает на неправильные моральные ценности” фамусовского общества” , говоря, что богатые наживают себе богатство воровством и затыкают рот всем тем, кто мыслит по-другому:

“Да и кому в Москве не затыкали рты

Обеды, ужины и танцы?”

Чацкий замечает, как люди забывают добро, когда-то сделанное для них:

” Усердствуя, они в часы вины и драки

И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!”

Все это указывает на то, что” фамусовское общество” постепенно гнилой изнутри.

Но после Чацкий задевает одну из самых главных тем произведения” Горе от ума”.

Он говорит, что если в обществе” века минувшего” вдруг появится человек, не требующий ни мест, ни повышения в чин, а вверивший свой ум науке, то общество:

“тотчас: разбой! Пожар!

И прослывет у них мечтателем опасным!!!”

будто предчувствуя ситуацию, которая случилась с ним на балу. Я думаю, что именно эти строчки определяют название произведения -” Горе от ума”.

Я считаю, что Чацкий уверен в своих словах. Он настойчиво пытался убедить Фамусова, что общество должно меняться, просвещаться. Это подтверждается тем, что Чацкий использовал в монологе очень много восклицательных предложений.

В общем, я полностью согласен с Чацкий, потому что он задевал очень правильные вопросы и мысли уже как представитель нового времени,” века нынешнего”.


Другие работы по этой теме:

  1. Характеристика воззрений Чацкого 1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства. Устраивает “гоненья на Москву”. 2. Человек чести, он противопоставляет высокое служение общественному...
  2. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя...
  3. В “Горе от ума” А. С. Грибоедов показывает мировоззренческий конфликт веков – “нынешнего” и “минувшего”. Действующие лица вышедшей в 1961 году комедии, за исключением Чацкого,...
  4. Известный русский драматург А. С. Грибоедов является автором бессмертной классицистической пьесы “Горе от ума”, в которой изображены две важнейшие общественные проблемы: любовный конфликт и недопонимание...

Когда я прочитала эту пьесу в первый раз, Чацкий показался мне самим совершенством: остроумный, весёлый, добрый, ранимый, чувствительный молодой человек, поступающий правильно во всём… Однако это было в первый раз. Сейчас же, разбирая это произведение на уроках литературы, моё мнение о Чацком изменилось. Нет, я не считаю его занудой и грубияном, просто есть в жизни поступки, которые потом исправить, увы, невозможно. Мне понравилось высказывание Бестужева о Чацком: «Пылкий, благородный и добрый малый». Но пылкость не всегда бывает полезна, особенно, когда дело касается любви.


Как правильно выражался Сомов, Грибоедов знал, что существа заоблачные, образцы совершенства, нравятся нам как мечты воображения, но не оставляют в нас впечатлений долговременных и не привязывают нас к себе. Раньше я, наверно, не смогла бы понять такое высказывание, теперь же, прочитав ещё раз пьесу и разобрав её на уроке литературы, мне это произведение стало как-то ближе, понятнее.


Сомов прав, что в действительности оставляют в нас все эти вымышленные идеалы? Сожаление, горечь, уныние от того, что мы такими стать не можем? Именно поэтому Грибоедов избрал другую тактику. Он взял персонажа со своими недостатками. Пускай Чацкий - умный пылкий и добрый молодой человек, но со своими слабостями. В нём их две: заносчивость и нетерпимость. Ну в ком не найдётся этих, на первый взгляд, невинных грехов? Вот почему это произведение и отличается от остальных – в нём Грибоедов описывает человеческие недостатки и последствия их необузданности.


Во время пьесы происходит много событий, но почему же, к концу произведения, все на балу вдруг оборачиваются против Чацкого? Что послужило толчком к этому конфликту? Ум Чацкого. Можно спросить, почему именно ум, а не действия героя. Во время пребывания в доме Фамусова, Николай пытается добиться расположения Софьи. Юмор, прежде нравившийся Софье в Чацком теперь, скорее отталкивает её от него. Прожив долгое время в обществе людей, интересующихся только карьерой и деньгами, Софья меняется. Она презирает остроты и свои детские нежные воспоминания о прошлом, которые так дороги Чацкому. Не проявив терпения и смирения с холодностью Софьи (здесь я с ним согласна), Чацкий покидает дом Фамусовых… На протяжении всей пьесы, Чацкий пытается сблизиться со своей любимой девушкой, однако, с каждым разговором, делает только хуже. В конечном итоге, Чацкий совершает опрометчивую ошибку: высказывает своё мнение о Молчалином, возлюбленном Софьи. Остроумие подвело Чацкого. С этого и начинается конфликт. Чем дальше разворачиваются действия, тем хуже и опаснее становятся сплетни о герое пьесы. Ну а дальше по содержанию Чацкий подслушивает тайный разговор сначала Молчалина с Лизой, затем и самой Софьи с этой парочкой. Когда-нибудь всё тайное становится явным. На шум сбегаются все жители дома. В этой сцене Николаю бы успокоиться и правильно изложить все факты Фамусову. Но разочарование в Софье, ложное обвинение против него самого заставляют Чацкого не сдержаться от справедливых, но колких высказываний против каждого, кто находился рядом… Николай уезжает. Куда, он и сам не знает, но то, что случилось в доме Фамусова, навсегда оставит свой отпечаток уныния в душе этого человека…


Пьеса Грибоедова открыла мне двери в новый мир чувств, эмоций. Совершенных людей не бывает, и для меня оказался более понятен человек именно с такими же проблемами, как и у всех остальных людей. Комедия Грибоедова – это шедевр классики и культуры, который до сих пор ценится у людей. И я не жалею, что прочитала такую замечательную книгу!

Чацкий и Молчалпн как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Многие писатели Х1Х века в своих произведениях стремились определить героя, соответствующего времени, т.к. в Западной
Европе происходили большие изменения, и, естественно передавая дворянская интеллигенция ожидала того же от России.
Литература этого периода обгоняла жизнь, плавно, без изменений протекавшую в стране. Не случайно Грибоедов в своем
произведении сопоставляет двух героев: Чацкого и Молчалина.
Первое впечатление о герое создается в момент его появления в пьесе. Молчалина мы видим выходящим из спальни Софьи. Он
не многословен, за все четыре явления унего четыре коротких реплики. Чувствуется, что он осторожен, услужлив: "Я-с",
"С бумагами-с". сразу неприятно бросается в глаза его искусственное самопринижение, низкопоклонство перед Фамусовым.
О Чацком мы узнаем впервые из разговора Софьи и Лизы. Вот характеристика Чацкого из уст Софьи: "Остер, умен,
красноречив". Его характер сразу кажется много привлекательнее характера Молчалина, настораживает "охота
странствовать", объясняемая Лизой как попытка избавиться от скуки.
Молчалин имеет незнатное происхождение, жизнь для него - продвижение по служебной лестнице, цель - получить путем
заискивания все, что есть у господ.
Чацкий - родовитый дворянин, имеет обычное для своего положения воспитание и образование, не очень богат. Он рано
лишился родителей и жил в доме друга отца(в доме Фамусова).Рано стал задумываться о смысле жизни и пытается за границей
ответить на мучавшие его вопросы.
Уже только из этого отчетливо видно, насколько различаются наши героиЧацкий умен, четко дает всему определение, спосбен
мыслить масштабно, у него есть желания, убеждения, стремления, но у него нет четкой цели, он не до конца определился в
жизни. Молчалин не имеет своей точки зрения: "В мои года не должно сметь свое суждение иметь", но у него сформирована
и сформулирована для самого себя жизненная цель.
Сам Грибоедов дает Чацкому свое имя, фамилия же не имеет единого прообраза. Близок к автору, но они не адекватны.
Фамилия Алексея Степановича Молчалина очевидно говорящая - высказывается последний не много, создается впечатление, что
он умалчивает о чем-то.
Герои пьесы зачастую сами характеризуют друг друга. И здесь очевидна разительная разность Молчалина и Чацкого.
Фамусов говорит о Молчалине, что тот "деловой". Софья, что тот "уступчив, скромен, тих", "в лице ни тени
беспокойства", "за других себя забыть готов". Отмечая остроумие Чацкого, о Молчалине она говорит: "конечно, нет в
нем этого ума", - подобное изречение является приговором для мужчины. Чацкий отмечает, что М "услужлив, скромный, в
щеках румянец есть", - явно иронично высказывается в его адрес.
Сам М говорит о своих талантах: "Два-с. Умеренность и аккуратность". Софья само противопоставляет Ч и М. О првом она
говорит: "Не человек - змея". Признает его ум, отмечает некоторое высокомерие: "о себе задумал высоко" .
М и Ч - явные антиподы. Оба героя определяются в своем почти 30-ти летнем возрасте как личности. Определяется их
отношение к карьере.
Чацкий: "служить бы рад, прислуживаться тошно". "Чины людьми даются, а люди могут обмануться". Он пытается сделать
к-то преобразования, насмотревшись на развитую Европу, однако Фамусов характеризует его деятельность в имении следующим
образом: "наблажал". Ч имеет идеи, не умеет осуществить их практически.
М, напротив, исключительно практичен, очень исполнителен. Для него "служба- награжденья брать и весело пожить".
Пока он достает чины - готов служить., прислуживаться, кланяться. Это средство продвижения, но не его суть. Его суть,
цель - быть как господа.
У героев абсолютно разные жизненные ценности, представления о чести, достоинстве. Грибоедова волнует синтез "века
минувшего" и "века нынешнего". Его герои решают проблем: нужно ли учитывать опыт предыдущего поколения.
Молчалин всем без изьятья на всякий случай выслуживается, как учил его отец: "Мы покровительство находим, где не
метили". Молчалин учится, глядя на старших.
Чацкий не только не идет за минувшим, он не идет даже в ногу со временем, но значительно опережает его. Его оценка
"минувшего века": "Прямой был век покорности и страха". Он считает, что "не нужно пустое, рабское, слепое
подражанье". То, к чему стремится Молчалин, нахождение в высшем свете - для него пустое времяпрепровождение.
Чацкий не молчит, он высказывается смело и решительно. Пушкин в своем письме к Бестужеву ставит под сомнение ум Чацкого
- кому он пытается объяснять свою точку зрения? Скалозубам? Фамусовым?
Герои пьесы проходят проверку любовью. Поведение Молчалина явно недостойно, Чацкий завоевывает наше расположение
верностью своей любви.
Молчалин играет влюбленного. На деле он говорит: "Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного". Или: "Я принимаю вид
в угоду дочери такого человека".
Софья, раскрыв обман, ведет себя очень достойно, она говорит Молчалину: "Пойдите прочь". Молчалин же униженно встает
на колено, просит помиловать.
Чацкий понимает, что Софья не любит его, но ведет себя недостойно - начинает выяснять, кого она любит, опускается до
подслушивания. Узнав, что Софья обманута, читает ей нравоучения. Он, очевидно, не выдерживает испытания любовью, но нет
в нем нарочитой униженности, присущей Молчалину.
Чацкий и Молчалин - антагонисты во всех жизненных позициях. Однако последний непотопляем, а Чацкий приходит к
жизненному краху.

Сочинение "Мое отношение к Чацкому" входит в перечень обязательных, потому что позволяет проанализировать главного героя с разных точек зрения. Ведь его взгляды на жизнь сильно отличаются от общепринятых, а смелые идеи повергают московское общество в изумление. Но, несмотря на всю правильность убеждений, кто же все-таки Чацкий - победитель или побежденный?

Немного о главном герое

Прежде чем приступить к ответу на вопрос о том, удалось ли ему одержать победу, в сочинении "Мое отношение к Чацкому" нужно рассказать о личности и образе жизни этого персонажа. С главным героем читателя уже знакомят в разговоре других персонажей пьесы. И тогда же становится понятным, что у Александра Андреевича есть возлюбленная, с которой они вместе росли, - Софья.

Но девушка вовсе не ждет его возвращения, ей становится даже неловко, когда служанка напоминает ей о сцене прощания во время отъезда молодого человека. Но тем не менее она признает за ним достоинства. Александр Андреевич умен, остроумен, чувствителен и прекрасно образован.

Представление о его жизни можно составить лишь из обрывков речи других героев. Он начинал карьеру вместе с Молчалиным, она складывалась удачно, но он не смог привыкнуть к бюрократическим порядкам. Также молодой человек был военным, но и это занятие оставил. Несмотря на то что ни на одном месте Чацкий не задерживался надолго, это не говорит о легкомысленности молодого человека. Он не остался на этих поприщах, потому что "служить бы рад - прислуживаться тошно".

Чацкий - это представитель поколения новаторов, которые считали, что обществу необходимы реформы, чтобы двигаться вперед. Он не принимал устаревших представлений московского общества. Сравнительная характеристика Чацкого одним из представителей лучше всего покажет его характер.

Сравнение Александра Андреевича и Молчалина

Почему в сочинении "Мое отношение в Чацкому" будет уместным сравнить этих двух персонажей? Потому что главной темой пьесы является конфликт между "веком минувшим" и приходящим ему на смену "веком новым". А Чацкий и Молчалин являются представителями этого конфликта.

Молчалин - это скромный, незаметный молодой человек, который никогда не высказывал своего мнения. Считал, что главное в жизни - это иметь хорошее место работы и чины, которые можно получить путем подхалимства. Молчалин едва ли испытывает к Софье такие же чувства, как она к нему. Просто он понимает: если он станет ее мужем, то займет хорошее положение в обществе. А это для Фамусова и его знакомых было очень важно.

Чацкий же, напротив, не боялся открыто выражать свое мнение и спорить с окружающими. Он не понимал, как может зависеть отношение к человеку от количества наград. Для молодого человека главным была сама личность, его убеждения. Александр Андреевич хотел приносить пользу обществу, но не путем преклонения перед высшими чинами, а изменением устаревших порядков и улучшением жизни всего населения страны.

Чацкий и Софья

Но сложность положения главного героя не ограничивается враждебностью к нему фамусовского общества. В сочинении "Мое отношение к Чацкому" можно кратко написать о том, что единственной его опорой была любовь к Софье. Ему не давала отчаяться надежда на то, что девушка станет его женой.

Он до последнего отказывался верить в то, что она предпочла ему Молчалина. Когда же Чацкому становится известно, что Софья пустила слух о его безумии, то последнее, что его удерживало в Москве, было утеряно. Ведь ради нее он и вернулся обратно, храня в сердце образ, который увез с собою. И разрушение этой иллюзии помогает Чацкому решиться уехать.

Противопоставление обществу Фамусова

В сочинении "Мое отношение к Чацкому" одним из ключевых моментов будут отношения между героем и фамусовским обществом. В этом конфликте не просто столкновение личностей - это отражение того настроения в обществе, которое царило во времена писателя. Это время грядущих реформ, которые должны были произойти в обществе.

Через пьесу показана борьба московских дворян, помещиков, которые не хотели ничего менять с людьми, которые смотрели шире, чем они, и понимали, что изменения нужны обществу. Ведь именно этот бюрократизм, коррупция является якорем для развитого общества. Это призыв к тому, что не нужно оценивать людей по их общественному положению и чинам, а нужно обращать внимание и на личность.

"Мильон терзаний" Чацкого

В чем же заключается трагедия главного героя пьесы? Только лишь в отказе Софьи? Или в том, что общество к нему враждебно? Само название пьесы говорит читателю о том, что проблема Чацкого заключается в осознании всей тщетности своих попыток изменить Фамусова и его окружение.

Ему кажется, что он не сможет ничего сделать один. И поэтому главный герой решает уехать. Трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, Чацкий - победитель или побежденный. Потому что кажется, что он ничего не сделал - общество осталось прежним. Но на самом деле Чацкий заставил их бояться и смог им показать, что перемены неизбежны, что "век грядущий" сменит "век минувший". И потом уже другие люди докажут им (а может, и сам Чацкий с товарищами), что идеи главного героя были правильными, что он является победителем.