Осень… темно и тихо в моей комнате. За окном чуть слышно шелестит дождь, и меня окружает атмосфера сырости, скуки и почти ощутимого уныния, что порой приносит с собой плохая погода. Страшно и тоскливо. И нет уже ничего светлого, теплого, радостного. Осенняя тоска кружит вокруг и медленно окутывает меня. Да что же это я?! Зачем стою тут в темноте и одиночестве? Я решительно шагаю прочь от черного окна, щелкаю выключателем, и мою комнату заливает электрически свет. Он разгоняет осеннее ненастье, а я открываю книгу… Книгу, которая отведет меня в удивительный, светлый и яркий мир белорусского Полесья. В мир, где живет волшебное создание - девушка с нежным и ласковым именем Олеся. Повесть «Олеся» - одно из моих самых любимых произведений Александра Ивановича Куприна. На фоне таинственного, волшебного леса разворачивается история любви - любви бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды, такой, про которую сказано - «сильнее смерти», ради которой совершишь любой подвиг, с радостью пойдешь на мучения. Именно такая любовь коснулась своим крылом полесской «ведьмы» Олеси. Представьте себе восхитительную девушку, похожую на цветок, выросший в дикой степи, вольную и свободную, как ветер. Она живет в лесу, в окружении девственной природы. Она слушает звуки и шорохи, «понимает» голоса животных, вполне счастлива своей жизнью и свободой. Окружающий ее лес Олеся не только знает и понимает, но и любит наивной, восторженной и почти детской любовью. Она читает природу как загадочную и интересную книгу. «Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечных птичьих головки с красными шейками и черными блестящими глазенками. «Смотри, бабушка, зяблики опять за мною увязались, - воскликнула она, громко смеясь, - посмотри, какие смешные…голодные совсем. А у меня, как нарочно, хлеба с собой не было». А вот столкновение с миром людей несет Олесе одни невзгоды и переживания. Они готовы обвинить во всех бедах этих женщин. Однажды людская злоба уже согнала их с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое: - Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше было бы, а то… Но жестокий мир людей не знает пощады. Олеся прекрасно знает, что несет ей встреча с городским жителем Иваном Тимофеевичем. Любовь - прекрасное и возвышенное чувство - оборачивается гибелью для этой «дочери природы». Она не вписывается в окружающий мир злобы и зависти, корысти и лицемерия. Необычность героини, ее красота и независимость внушают окружающим людям ненависть, страх, злобу. Все свои несчастья и беды крестьяне готовы вымещать на Олесе и Мануйлихе. Их страх перед «ведьмами», коими они считают бедных женщин, подогревается безнаказанностью за расправу над ними. Приход Олеси в церковь - это не вызов селу, а желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный. Ненависть толпы родила ответную. Олеся грозит селянам, избившим и оскорбившим ее: - Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта! Но, несмотря на трагическую развязку, Олеся все же была счастлива, ибо любовь осветила ее жизнь, придала ей смысл. Девушка жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека. Людская злоба сгубила прекрасное - любовь. Но хочется верить, что природная сила и стойкость Олеси не позволят спалить ее душу, что на новом месте этот прекрасный лесной цветок будет цвести по-прежнему. Я закрываю книгу и возвращаюсь в свой холодный, осенний мир. Вот так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так не бывает в жизни. Но маленькое солнышко любви Олеси уже согревает сердце, разгоняя осеннюю темень. И пусть любовь эта книжная, но она приносит радость. И мне кажется, что это высшая оценка писательского труда.

Александр Иванович Куприн - русский писатель начала XIX - конца XX века. Он относился к реалистическому направлению, поэтому его произведения красочны, достоверны, содержат много подробностей. Современники очень любили Куприна, потому что он описывал жизнь как есть, хорошо выписал подробности. Его рассказы очень нравятся и сейчас, потому что дают почувствовать дух той эпохи. Я считаю, что Куприна надо читать и в наше время, поскольку он - очень хороший писатель.

Мой любимый рассказ А.И. Куприна - «Гамбринус» (1907 г.). Так называется небольшой кабачок в одесском порту, где играет на скрипке скрипач Сашка. Он добрый, веселый и озорной. Он знает много мелодий и играет их так хорошо, что каждый вечер сюда приходит толпа портовых грузчиков, рыбаков, контрабандистов и др. Они любят слушать Сашку, потому что так отвлекаются от забот и приобщаются к прекрасному.

Действие рассказа происходит во время Первой русской революции. Все чувствуют наступление перемен, радуются, надеются на то, что теперь жизнь станет лучше. Сашка играет революционные песни, особенно ему удается «Марсельеза». Он играет ее очень бодро и радостно. Но так продолжалось недолго.

Вскоре в стране наступила реакция, то есть всех революционеров и несогласных стали арестовывать, сажать в тюрьму и отправлять на каторгу. Люди поняли, что ничего хорошего не будет. Повсюду шастают переодетые шпики и полицейские. Они подавляют дух свободы и сопротивления. Когда такие сыщики заходят в кабачок и говорят Сашке, чтобы он сыграл гимн во славу царя, то он отказывается. Он даже открыто обвиняет их в убийствах и погромах. Здесь у Куприна звучи! тема протеста человека против насилия. Сашку арестовывают и избивают так, что у него переломаны все пальцы. Они это сделали специально, чтобы Сашка не смог играть на скрипке.

Однако искусство оказалось сильнее - оно победило. Сашка вернулся в «Гамбринус» и стал играть с перебитыми пальцами. Куприн показывает, что истинному таланту ничто не помеха. Своим портовым друзьям он играет оглушительно-веселого «Чабана». Эта мелодия является как бы символом свободы, творчества и силы духа.

Мне очень нравится этот рассказ, хотя и очень жалко скрипача Сашку. Куприн очень убедительно показывает, что в незаметном человеке есть огромная сила, которая позволяет ему не унывать и не сдаваться. Это очень важно в жизни - не сдаваться и оставаться таким, какой ты есть. Куприн показывает также, что каждый может быть бунтарем, главное - не бояться. Насилие можно победить своей добротой и веселостью, стремлением доставлять людям радость. Мне кажется, что Куприн был прав, говоря о том, что сила искусства непобедима.

Осень… темно и тихо в моей комнате. За окном чуть слышно шелестит дождь, и меня окружает атмосфера сырости, скуки и почти ощутимого уныния, что порой приносит с собой плохая погода. Страшно и тоскливо. И нет уже ничего светлого, теплого, радостного. Осенняя тоска кружит вокруг и медленно окутывает меня.

Да что же это я?! Зачем стою тут в темноте и одиночестве? Я решительно шагаю прочь от черного окна, щелкаю выключателем, и мою комнату заливает электрически свет. Он разгоняет осеннее ненастье, а я открываю книгу… Книгу, которая отведет меня в удивительный, светлый и яркий мир белорусского Полесья. В мир, где живет волшебное создание - девушка с нежным и ласковым именем Олеся.

Повесть «Олеся» - одно из моих самых любимых произведений Александра Ивановича Куприна. На фоне таинственного, волшебного леса разворачивается история любви - любви бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды, такой, про которую сказано - «сильнее смерти», ради которой совершишь любой подвиг, с радостью пойдешь на мучения. Именно такая любовь коснулась своим крылом полесской «ведьмы» Олеси.

Представьте себе восхитительную девушку, похожую на цветок, выросший в дикой степи, вольную и свободную, как ветер. Она живет в лесу, в окружении девственной природы. Она слушает звуки и шорохи, «понимает» голоса животных, вполне счастлива своей жизнью и свободой. Окружающий ее лес Олеся не только знает и понимает, но и любит наивной, восторженной и почти детской любовью. Она читает природу как загадочную и интересную книгу. «Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечных птичьих головки с красными шейками и черными блестящими глазенками. «Смотри, бабушка, зяблики опять за мною увязались, - воскликнула она, громко смеясь, - посмотри, какие смешные…голодные совсем. А у меня, как нарочно, хлеба с собой не было».

А вот столкновение с миром людей несет Олесе одни невзгоды и переживания.
Они готовы обвинить во всех бедах этих женщин. Однажды людская злоба уже согнала их с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое:

Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше было бы, а то…

Но жестокий мир людей не знает пощады. Олеся прекрасно знает, что несет ей встреча с городским жителем Иваном Тимофеевичем. Любовь - прекрасное и возвышенное чувство - оборачивается гибелью для этой «дочери природы». Она не вписывается в окружающий мир злобы и зависти, корысти и лицемерия.

Необычность героини, ее красота и независимость внушают окружающим людям ненависть, страх, злобу. Все свои несчастья и беды крестьяне готовы вымещать на Олесе и Мануйлихе. Их страх перед «ведьмами», коими они считают бедных женщин, подогревается безнаказанностью за расправу над ними. Приход Олеси в церковь - это не вызов селу, а желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный. Ненависть толпы родила ответную. Олеся грозит селянам, избившим и оскорбившим ее:

Хорошо же!..

рошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!

Но, несмотря на трагическую развязку, Олеся все же была счастлива, ибо любовь осветила ее жизнь, придала ей смысл. Девушка жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека. Людская злоба сгубила прекрасное - любовь. Но хочется верить, что природная сила и стойкость Олеси не позволят спалить ее душу, что на новом месте этот прекрасный лесной цветок будет цвести по-прежнему.

Я закрываю книгу и возвращаюсь в свой холодный, осенний мир. Вот так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так не бывает в жизни. Но маленькое солнышко любви Олеси уже согревает сердце, разгоняя осеннюю темень. И пусть любовь эта книжная, но она приносит радость. И мне кажется, что это высшая оценка писательского труда.