Заслуженно вписаны в перечень сочинений, составляющих основу классической драматургии. Пьеса «Вишневый сад» присутствует в репертуаре большинства драматических театров и считается одной из часто выбираемых для постановки на сцене.

Произведение представляет читателю характерных персонажей, свойственных философии Чехова. На фоне героев первого плана выделяются и второстепенные действующие лица. К таковым относится камердинер Фирс.

История создания

Старик служит в доме более полувека. Он олицетворяет собой прошлое России, так как его биография тесно связана с давно прошедшими временами. Фирс был слугой при дедушке главных героев, когда деревья вишневого сада были молодыми. Старый уклад жизни формирует взгляды камердинера, потворствующего старым порядкам. Прототипом образа Фирса можно считать Ипата, лакея, описанного в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Равно как и Фирс, Ипат отрекся от личной свободы после отмены крепостного права и предпочел роль слуги, к которой привык за годы работы в доме князя.

Подобно Ипату, Фирс вспоминает юность своих господ, их прихоти и навязчивые идеи. Вопреки сатирической характеристике Ипата, Фирс получает поддержку от автора. Чехов понимает своего героя и благоволит ему. Из уст камердинера вырываются фразы, описывающие мысли драматурга и идею пьесы. Фирса отличает любовь к порядку, проявляемая в действиях и в быту. В престарелом возрасте он анализирует окружающую его атмосферу в стране и в доме и понимает, что привычный уклад вещей пропал, что все пришло в разрозненное состояние. Нестабильность ощущают и другие герои произведения.


Автор устами Фирса называет его и других персонажей «недотепами», людьми, неспособными принять жизнь. Это отчетливо изображается в описании отношения к вишневому саду. Фирс видит его молодым, как в прошлом, – возможностью козырнуть, а вырубает деревья, пытаясь спасти. Аня и Петя задумываются об устройстве новых садов, а не о сохранении старого.

Судьба Фирса крепко связана с усадьбой. Чехов описал его верным слугой. Такой тип героя встречается в произведениях «Недоросль» , «Евгений Онегин» , «Обломов» . Представитель старой России, ее духа, культуры, традиций и веры, многогранный глубокий персонаж сравнивается с героями, провозглашающими идеалы нового времени.

Пьеса «Вишневый сад»


Иллюстрация к пьесе "Вишневый сад"

Поклонник крепостничества, старый Фирс демонстрирует неразрушимую, веками лелеемую связь слуги и барина. Отмена привычной кабалы разрушает его жизнь, так как теперь он становится лишним и ненужным в обществе, где еще недавно на него опирался весь быт. Поэтому вокруг мужчины царит непонятный ему хаос. Фирс выступает своеобразным хранителем семейного гнезда, следит за хозяйством, остается нянькой для выросших на его глазах барчуков, продолжая следить за их внешним видом. Несмотря на отстраненность от жизненных реалий, Фирс сохраняет способность рационально мыслить.

Привязанность к хозяевам связана у героя с искренними переживаниями, так как он потратил на них свою жизнь. Поэтому он трогательно плачет при встрече с Раневской и продолжает оправлять одежду Гаева. Оставшись в запертом на зиму доме, перед смертью Фирс не думает о своих нуждах, хотя к этому располагает обретенная свобода. Его больше волнует то, как чувствуют себя его подопечные, которые забыли о нем.


Контрастно выглядит непутевый франт Яша, состоящий при недалекой барышне Раневской, на фоне основательного Фирса. Старик погибает без внимания, потому что до него никому нет дела, хотя окружающие видят его состояние.

Чехов проводит своеобразные параллели между хозяевами и слугами. В сравнении с Дуняшей и Яшей, копирующими нравы господ, Фирс олицетворяет качества, которых не хватает нынешним дворянам. Мудрый, верный своему делу и дорогим людям, преданный и добрый Фирс вызывает уважение автора и читателя.

Экранизации

Пьеса «Вишневый сад» востребована среди театральных постановщиков. Каждый режиссер рано или поздно обращается к творчеству Чехова, таящему в себе идеи, актуальность которых не теряется с течением времени. Философия драматурга интересна и кинопостановщикам, поэтому произведение часто экранизируют. «Вишневый сад» можно было увидеть на экранах с 1936 года. Первым режиссером, обратившим внимание на пьесу, стал Тиэко Хагиясяма. Затем коллеги из Британии и Германии предлагали вниманию публики многосерийные телевизионные проекты по мотивам пьесы.

Первые полнометражные работы по мотивам произведения Чехова появились во второй половине 20 века.


Игорь Ильинский в роли Фирса (кадр из фильма "Вишневый сад")

Актер воплотил образ старого камердинера в картине 1983 года. Он же выступил режиссером фильма. Пол Карран сыграл роль слуги в ленте 1991 года. Александр Граве выступил в образе Фирса в ленте 1993 года Анны Чернаковой «Вишневый сад. Фантазии на тему». В фильме Михалиса Какояниса 1999 года Фирса сыграл Майкл Гоф. изобразил камердинера Гаева и Раневской в картине «Сад» Сергея Овчарова, снятой в 2008 году.

Цитаты

Из уст старого Фирса вырываются фразы, характеризующие его мировоззрение и образ. Он потерял ориентиры после отмены крепостного права, поэтому мир камердинера находится в состоянии хаоса и неразберихи:

«Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего».

Фирс остро ощущает необходимость своего присутствия в доме, где прошла его жизнь.

«Раньше вишню сушили»

Он не может покинуть усадьбу из-за привязанности к повзрослевшим хозяевам. Его значимость преувеличивается героем, но хозяйственность и основательность, с которой он следит за бытом, подтверждают точку зрения Фирса:

«Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом»

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" неоднозначен и сложен. Это не просто часть усадьбы Раневской и Гаева, как может показаться на первый взгляд. Не об этом писал Чехов. Вишневый сад - образ-символ. Он означает красоту русской природы и жизни людей, которые его взрастили и восторгались им. Вместе с гибелью сада погибает и эта жизнь.

Центр, объединяющий персонажей

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" является центром, вокруг которого объединяются все герои. Сначала может показаться, что это лишь старые знакомые и родственники, которые собрались по воле случая в поместье, чтобы решить житейские проблемы. Однако это не так. Антон Павлович неслучайно объединил персонажей, представляющих различные социальные группы и возрастные категории. Их задача - решить судьбу не только сада, но и свою собственную.

Связь Гаева и Раневской с усадьбой

Раневская и Гаев - русские помещики, которые владеют усадьбой и вишневым садом. Это брат и сестра, они чуткие, умные, образованные люди. Они способны ценить красоту, очень тонко ее чувствуют. Поэтому им так дорог образ вишневого сада. В восприятии героев пьесы "Вишневый сад" он олицетворяет собой красоту. Однако эти персонажи инертны, из-за чего не могут ничего сделать для спасения того, что им дорого. Раневская и Гаев при всем своем душевном богатстве и развитости лишены ответственности, практичности и чувства реальности. Поэтому они не могут позаботиться не только о близких людях, но и о себе. Эти герои не хотят прислушаться к совету Лопахина и сдать в аренду принадлежащую им землю, хотя это принесло бы им приличный доход. Они считают, что дачи и дачники - это пошло.

Почему усадьба так дорога Гаеву и Раневской?

Гаев и Раневская не могут сдать землю в аренду из-за чувств, связывающих их с поместьем. У них особое отношение к саду, который для них как живой человек. Многое связывает этих героев со своей усадьбой. Вишневый сад представляется им олицетворением ушедшей молодости, прошлой жизни. Раневская сравнила свою жизнь с "холодной зимой" и "темной ненастной осенью". Когда помещица вернулась в усадьбу, она снова ощутила себя счастливой и молодой.

Отношение Лопахина к вишневому саду

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" раскрывается и в отношении к нему Лопахина. Этот герой не разделяет чувств Раневской и Гаева. Он считает их поведение нелогичным и странным. Этот человек удивляется тому, почему они не хотят прислушаться к очевидным, казалось бы, доводам, которые помогут найти выход из затруднительного положения. Следует отметить, что Лопахин тоже способен ценить красоту. Вишневый сад восхищает этого героя. Он считает, что прекраснее его ничего нет на свете.

Однако Лопахин - практичный и деятельный человек. В отличие от Раневской и Гаева, он не может лишь любоваться вишневым садом и сожалеть о нем. Этот герой стремится сделать что-то для его спасения. Лопахин искренне желает помочь Раневской и Гаеву. Он не перестает убеждать их в том, что следует отдать в аренду и землю, и вишневый сад. Это необходимо осуществить как можно скорее, так как аукцион будет уже скоро. Однако помещики не хотят к нему прислушаться. Леонид Андреевич может только клясться в том, что имение никогда не будет продано. Он говорит, что не допустит аукциона.

Новый владелец сада

Тем не менее аукцион все-таки состоялся. Владельцем имения стал Лопахин, который не может поверить собственному счастью. Ведь его отец и дед работали здесь, "были рабами", даже в кухню их не пускали. Покупка имения для Лопахина становится своеобразным символом его успешности. Это заслуженная награда за долгие годы труда. Герой хотел бы, чтобы его дед и отец встали из могилы и смогли порадоваться вместе с ним, увидеть, насколько их потомок преуспел в жизни.

Отрицательные качества Лопахина

Вишневый сад для Лопахина - это всего лишь земля. Ее можно купить, заложить или продать. Этот герой в своей радости не посчитал себя обязанным проявить чувство такта по отношению к бывшим хозяевам купленной усадьбы. Лопахин сразу же принимается вырубать сад. Он не захотел дожидаться отъезда бывших владельцев поместья. Бездушный лакей Яша чем-то похож на него. В нем напрочь отсутствуют такие качества, как привязанность к месту, в котором он родился и вырос, любовь к матери, доброта. В этом отношении Яша является полной противоположностью Фирсу, слуге, у которого необычайно развиты эти чувства.

Отношение к саду слуги Фирса

Раскрывая необходимо сказать пару слов и о том, как к нему относился Фирс, самый старый из всех в доме. Долгие годы он преданно служил своим господам. Этот человек искренне любит Гаева и Раневскую. Он готов оберегать этих героев от всех бед. Можно сказать, что Фирс - единственный из всех персонажей "Вишневого сада", наделенный таким качеством, как преданность. Это очень цельная натура, что проявляется во всей полноте в отношении слуги к саду. Для Фирса поместье Раневской и Гаева - родовое гнездо. Он стремится оберегать его, как и его обитателей.

Представители нового поколения

Образ вишневого сада в пьесе "Вишневый сад" дорог лишь тем героям, у которых с ним связаны важные воспоминания. Представителем нового поколения в является Петя Трофимов. Судьба сада его и вовсе не интересует. Петя заявляет: "Мы выше любви". Тем самым он признается в том, что не способен испытывать серьезные чувства. Трофимов смотрит на все чересчур поверхностно. Он не знает настоящей жизни, которую пытается переделать, основываясь на надуманных идеях. Аня и Петя внешне счастливы. Они жаждут новой жизни, для чего стремятся порвать с прошлым. Для этих героев сад - это "вся Россия", а не конкретный вишневый сад. Но можно ли полюбить целый мир, не любя своего родного дома? Петя и Аня теряют корни в стремлении к новым горизонтам. Взаимопонимание между Трофимовым и Раневской невозможно. Для Пети нет воспоминаний, нет прошлого, а Раневская глубоко переживает потерю усадьбы, поскольку она родилась здесь, ее предки также здесь жили, и она искренне любит поместье.

Кто спасет сад?

Как мы уже отмечали, является символом красоты. Спасти ее могут только люди, способные не просто ее ценить, но и бороться за нее. Деятельные и энергичные люди, приходящие на смену дворянству, относятся к красоте только как к источнику наживы. Что же будет с ней, кто же ее спасет?

Образ вишневого сада в пьесе Чехова "Вишневый сад" - это символ родного очага и прошлого, дорогого сердцу. Можно ли смело идти вперед, если за спиной раздается стук топора, который разрушает все то, что раньше было свято? Необходимо отметить, что вишневый сад - это и Ведь неслучайно такие выражения, как "ударить топором по дереву", "растоптать цветок" и "подрубить корни", звучат бесчеловечно и кощунственно.

Итак, мы вкратце рассмотрели образ вишневого сада в понимании героев пьесы "Вишневый сад". Размышляя над поступками и характерами персонажей произведения Чехова, мы задумываемся также о судьбе России. Ведь она для всех нас является "вишневым садом".

В пьесе «Вишневый сад», которую написал Антон Павлович как раз после отмены крепостного права, на рубеже эпох, образ самого сада - это уникальный образ красоты, которая уходит корнями в прошлое. Все действие в пьесе происходит в имении, которое принадлежало Раневской и Гаеву и его выставили на аукцион за долги. Чехов показывает нам не просто красоту русской природы, так как все действие разворачивается весной, когда весь сад стоит в цвету, а он раскрывает нам, в чем смысл бытия. В чем истинная красота духовного наследия, показывает нам отношение к жизни и переменам различных возрастов и социальных слоев. Анализируя пьесу, мы видим, как раскрываются характеры персонажей и какое у них отношение к жизни, отношение ко всем происходящим изменениям в России.

Фирс - второстепенный персонаж, он дворецкий, достигший 87 лет. Персонаж - дряхлый старичок, который при ходьбе использует палочку, плохо слышит, но всячески опекает Гаева. Ранее служил отцу Гаева и Раневской.

Характеристика персонажа

Фирс - старый слуга, он много лет живет в поместье, и во время отмены крепостного права не покинул хозяев, и остался на должности. В последние годы он постоянно бубнит под нос, но его речи не ясны. Он так любит барыню, что отмена крепостничества с его точки зрения несчастье. Он ухаживает за хозяевами, хотя имеет мало сил: кладет барыне подушку под ноги, а о Гаеве заботится, словно он ребенок.

В крепостном праве Фирс видит идеальную систему, где у каждого свои обязательства, для него это надежность и стабильность, поэтому можно отнести его к уходящему поколению. Фирс потерян, он как анахронизм, ощущает бессмысленность и растерянность.

Роль Фирса в пьесе

(Фирс — заслуженный артист Н.П. Бутрехин, Тверской Академический Театр Драмы, 2000 )

Персонаж является чем-то вроде хранителя усадьбы, он нянька, распорядитель, именно Фирс чтит забытые и уже не нужные традиции. Поскольку и Раневская, и ее брат так и не выросли окончательно, на плечах Фирса так и лежат все обязанности. Он сам говорит, что без него никто не отдаст распоряжений и не подаст, он говорит Гаеву, что он надел не те брючки.

Хотя Фирс потерялся во времени, и не понимает, что устои старого времени давно ушли и изменились, он едва не единственный персонаж, который мыслит рационально. Этот персонаж показывает противоположный склад характера, нежели у его хозяев, его роль в повести важна. Фирс обладает качествами, коих нет у Раневской и Гаева, это взрослое мышление, хозяйственность, основательность, он создает заметный контраст.

Что показывает образ Фирса

(В роли Фирса — Леонид Броневой на сцене Ленкома, 2014 )

Для Фирса «Вишневый сад» - символ старых порядков, а также стабильности, правильности, он словно живет там. Фирс символизирует дух усадьбы, это показано также по тому, что он умирает вместе с «Вишневым садом». Автор также сделал его символом целой эпохи с ее положительными и отрицательными качествами. Все персонажи должны приспосабливаться, а для мудрого старого Фирса это невозможно, все его годы прошли в этом месте. Каждый образ в пьесе символичен, и на примере Фирса, Раневской и Гаева показана Россия прошлого.

Среди персонажей пьесы А.П.Чехова старый слуга Фирс может показаться незаметной фигурой. Гениальность авторской позиции в том, что он сумел этим образом показать многочисленные недостатки общества. Образ и характеристика Фирса в пьесе «Вишневый сад» открывают проблемы пережитков крепостного права, дают пути их разрешения.

Убеждения героя

Фирс – это старшее поколение слуг. Они прожили при крепостном праве и считают, что такое устройство общество идеально. В крепостном праве для Фирса много положительного:

  • Взаимные обязательства слуг и господ;
  • Тесная связь между хозяином и прислугой;
  • Надежность положения;
  • Стабильность жизни для крестьянина.
Понятно, что в таком устройстве есть и отрицательные стороны, но они воспринимаются лакеем как должное, обычное, неоспариваемое положение крестьянина в доме господина:
  • Оскорбления;
  • Побои;
  • Отсутствие возможности развития для себя и членов семьи;
  • Отказ от собственного мнения;
  • Полное подчинение господину в выборе условий жизни, семейных отношений.
Фирс Николаевич не принял отмены крепостного права. Он остался слугой. Возможно, уже тогда лакей не понимал, что может быть другая жизнь. Добившись чина старшего камердинера, он не согласился стать вольным. Мужчина не смог жениться: собирались хозяева женить, да забыли. Несчастье для Фирса – отмена права. Сама природа выступала, по мнению старика, против воли для крестьян: «сова кричала»…,«самовар гудел» без причины.
Фирс считает, что на нем держатся устои и традиции имения. Дети, за которыми он ухаживал, так и не стали взрослыми. Дух вишневого сада умирает вместе со старым лакеем.

Внешность прислуги

Автор дает точное описание внешности персонажа. Фирс – не просто старый, а древний старичок. В конце пьесы он сам называет себя недотепой. Что в этом слове? Обида, равнодушие или смирение. Возможно, все вместе. Строгие требования старых хозяев приучили слугу к порядку: он чист, аккуратен, точен. Внешность героя:
  • Белая жилетка и пиджак;
  • Туфли;
  • Старинная ливрея;
  • Высокая шляпа;
  • Белые перчатки.
Лакей ходит торопливо, как будто боится что-то не успеть, вовремя не поднести. Возраст сказывается во внешности: ходит, опираясь на палочку, плохо слышит, бормочет под нос. Сейчас ему уже 87 лет, стал заметно стареть три года назад - с 85 лет. Значит, старик крепкий по здоровью. Он не впадает в беспамятство, рассуждает рационально, в отличие от многих других персонажей пьесы.

Комизм и трагизм персонажа

Есть в словах Чехова по отношению к Фирсу любовь, заметна и некоторая насмешка. Образ трагичен и комичен одновременно.

Комичность проглядывает уже в имени – Фирс. Греческое происхождение имени с удивительным переводом. Фирс – жезл Диониса (тирс), бога виноделия, урожая, производительных природных сил. Увенчанный цветами старец далек от божественного статуса. Он занимает самую низшую ступень – лакей. Но в нем заложены те производственные силы природы, которыми одарен человек: преданность, трудолюбие, терпение. Классик подчеркивает этим дисгармонию устройства общества.

Фирс Николаевич помнит родителей теперешних хозяев имения. Он пережил уже не одно поколение господ, но не изменился. Готов прислуживать им, заботиться и переживать за чужие судьбы, забыв о себе.

Фирс искренне вжился в роль слуги, он любит Раневскую, ухаживает как за ребенком за ее братом Гаевым. В каждой фразе трагизм и комизм положения старика. Ему 87 лет, а он подкладывает под ножки подушечки:

Плачет от радости: «Барыня моя приехала!».
Чистит щеткой брюки Гаева: «Опять не те надели!».


Подбирает пальто:

«…на нем легкое, демисезонное…»

Хозяин может простудиться.

Плачевен итог такого отношения – о нем забывают. Старик остается один в пустом заколоченном доме. Он болен, стар и сильно устал, но тех, из-за кого он потерял здоровье, тех, о ком так заботился, нет рядом.

Тихий скромный старик-слуга остается один в пустом доме. Он будет слушать, как падают вековые деревья, вспоминать красоту их цветения. Фирс и вишневый сад можно считать однотипными персонажами. Их можно было еще сохранить, помочь, но никто не хочет даже поразмышлять над такими возможностями. Сад пошел под топор, а слуга умирает в одиночестве. Некому принести старику стакан с водой.

В пьесе Чехова «Вишнёвый сад» меня лично привлекает не так много персонажей, но один из них поразил меня своим здравомыслием по сравнению с другими героями - это Фирс.

Фирс - старый слуга, которому восемьдесят семь лет. Он очень рассудительный, тихий, спокойный и рациональный человек. Только вот пришлось ему жить в век, когда настигла его большая беда: отмена крепостного права. Да-да, для Фирса это настоящая беда, потому что он приверженец старых взглядов, он искренне верит в то, что для того, чтобы в стране и в обществе был порядок, этому самому обществу просто необходимы отношения «барин-слуга». Когда у каждого есть свои обязательства и за счёт этого складывается нормальный, упорядоченный государственный строй. Отмена же такого строя влечёт за собой ужасные последствия для людей, которые привыкли к старым законам: они попросту не знают, зачем они более нужны в этом мире. То же коснулось и Фирса, его душевная рана открылась потому, что он не знает, зачем он нужен, он чувствует себя лишним.

Тем не менее наш герой понимает, что о Раневской и Гаеве, которым он прислуживает, никто не позаботится, что они не приспособлены к жизни и эмоционально не повзрослели настолько, чтобы Фирс смог спокойно уйти на покой. Гаев даже не может сам надеть нужные штаны, хотя ему пятьдесят лет! Эти два «ребёнка» и держат ещё Фирса на плаву.

Что касается главного объекта пьесы - вишнёвого сада, то его образ тесно связан с Фирсом, потому что сама жизнь, старые устои и тот стабильный мир, который был у пожилого слуги, он и ассоциирует с вишнёвым садом, который вот-вот канет в Лету.

Фирса очень часто ассоциируют с духом усадьбы, потому что он впитал в себя очень много лет жизни в усадьбе, знавал многих предков, владевших ею и очень уважал господ, которым она принадлежит сейчас. Фирс - это символ преданности до последнего вздоха своим взглядам, а вместе с тем и своим господам: даже после их отъезда из усадьбы он продолжает там жить.

Смерть же Фирса для меня, как для читателя, означала и смерть всех старых порядков усадьбы, означала какой-то логичный, но очень тревожный и угнетающий конец целой эпохи таких верных и преданных слуг, каким был Фирс. На смену же ему приходят такие лакеи, как Яша. Я думаю, что Яша - яркий антагонист Фирса, нужный, чтобы ещё раз подчеркнуть читателю разница между миром прошлым и миром будущим после переломного момента - отмены крепостного права.

Вариант 2

Фирс в этом произведении относится скорее к положительным персонажам. На фоне других, он удивляет собственным здравым смыслом.

Он является пожилым слугой, которому уже минуло восемьдесят семь лет. В его характере можно выделить спокойствие, равномерность, рациональность и усердие. Он живёт в то время, когда было отменено крепостное право. Для Фирса это целая трагедия. Дело в том, что старый слуга очень преданно служит своим господам. Он не понимает нововведения. Для него было всегда понятно такое отношения, когда есть господа, которые отдают приказания, и слуги, выполняющие их. Если у всех есть собственные обязанности и правила поведения, значит в стране всегда будет порядок. Когда же подобная иерархия нарушается, то приверженцы старых традиций не поймут, что же им делать. Ведь они продолжительное время существовали вместе со старыми обычаями, к которым они вполне привыкли. Поэтому с недавнего времени, после крепостной реформы, Фирс чувствует себя угнетённым. Он не знает, что ему делать, ведь теперь он никому стал не нужен. Поэтому он сильно опечален.

Однако старый слуга прекрасно знает, что Гаеве и Раневская не смогут справиться без его помощи. Он всегда им прислуживал, они практически ничего не делали самостоятельно. Пока что они ещё стали настолько взрослыми в эмоциональном плане, чтобы Фирс ушёл с работы со спокойной душой. А Гаев не способен даже надеть необходимые ему штаны, несмотря на то, что ему уже есть полтинник! Только потому, что эти двое ещё не встали на путь самостоятельности, Фирс ещё работает слугой.

Также особое отношение имеет Фирс к вишнёвому саду - основному предмету в этом произведении. С ним пожилой человек ассоциирует свои самые лучшие годы, когда он был ещё молодым слугой. Там раньше был крепкий и дружный мир, с его обитателями и традиционными устоями. Этому саду осталось совсем немного времени и его больше не будет.

Фирс походит на усадебного духа, который очень стар и пережил нескольких владельцев вишнёвого сада. Да и нынешних господ преданный слуга всегда уважает. Фирс - единственный, кто нескольких владельцев усадьбы и им предан всей своей душой. По сути, он и является символом преданности и верности.

Сочинение про Фирса

Произведения Гоголя всегда были наполнены темами, которые будоражили умы его современников, заставляя их размышлять над тем или иным вопросом, говоря иначе, он заставлял людей мыслить, пытаясь направить их на путь просветления и осознанности, и неважно кто эти люди.

Так в своём произведении “Вишнёвый сад” он обсуждает с читателем тему отмены крепостного права, возможных последствий данного события, и прочих вещей, насчёт которых неплохо было бы поразмышлять вместе. Собственно, он так и сделал в своём произведении. А именно в данном произведении он размышляет через образ Фирса.

Через его образ автор передаёт нам всю ту гамму эмоций, которую испытывало старое поколение, привыкшее к устоявшимся нормам и правам. Через образ Фирса также прослеживается проблема консерватизма, то есть отрицания всего нового и революционного, так как старое общество привыкло к устоявшимся правилам и не хотело их менять, именно этим и объясняется излишний консерватизм Фирса. Он попросту боится потерять ту жизнь, к которой о привык, и которую он полюбил всем сердцем. А в процессе повествования мы узнаём, что эту самую жизнь у него, можно сказать, отняли, из-за чего он очень сильно негодует, так как привык подчиняться, и быть подчиняемым. Единственным оплотом его старой жизни является вишнёвый сад, в котором он чувствует себя как бы в прошлом, переносясь в то время, которое является для него приятным и лучезарным. Исходя из всего этого, образ Фирса становится понятным и максимально ясным.

Фирс человек старой эпохи, не воспринимающий ничего нового, и не желающий перемен в своей жизни, по правде говоря, его с лёгкостью можно назвать человеком весьма консервативного характера и образа жизни. Так как он привык ко всему старому, отмена крепостного права, что само по себе весьма ново для России, заставляет его чувствовать себя очень неуютно даже дома, и только в своём вишнёвом саду он может ощущать полную безопасность и безмятежность.

Также через его образ, автор говорит с читателем, обсуждая вопрос правильности решения власти отмены крепостного права, так как его терзали подобные мысли, и он часто думал о том, что же может произойти в итого после данного события. Куда же повернет вектор развития его родины после отмены столь ужасной вещи как крепостное право.

Сочинение 4

Образ данного персонажа – слуги в поместье, олицетворяет старые времена, прежнюю жизнь, о разрушении которой скорбят герои произведения.

Фирс являет собой классический образ верного слуги. Он сжился со своей ролью, социальная роль давно поглотила в нем все остальное, поэтому Фирс даже в большей степени, чем хозяева, не может жить без поместья. Старый слуга просто не может даже представить, что жизнь может быть другой.

Старому слуге восемьдесят лет, однако, он слишком привязан к своему занятию и даже не помышляет о том, чтобы попытаться облегчить свои обязанности. Исполняемые им функции (в частности, помощь хозяину в одевании) не имеют принципиального значения. Хозяева имения вполне могли бы обойтись без того, что делает старый слуга. Однако он является для них просто осколком прошлого, таким же, как и сам вишневый сад, вокруг которго построен сюжет произведения.

При этом если хозяева, после продажи имения с торгов, все же смогли расстаться со своим вишневым садом и привычным домом и отправились в новую жизнь, то Фирс оказался привязан к прошлому гораздо сильнее. Чехов показывает смерть слуги в уже проданном поместье. Это символизирует то, что он не мыслит своей жизни без привычного ему места, где прошла вся его жизнь. Фирс является в данном произведении таким же олицетворением прежней жизни, рушащиеся на глазах, как и вишневый сад.

Показательно, что в отличие от других слуг, Фирс не ищет выгоды для сбея. Ему, по большому счету, не нужны деньги и материальные ценности. Его обязанности слуги, положение при хозяевах, а также уверенность (как выяснилась безосновательная, потому что он все же не уехал вместе с бывшими владельцами имения) давали ему единственный смысл жизни. В его привязанности к хозяевам чувствуется не столько раболепие, сколько настоящая забота.

В образе Фирса также можно видеть пример бессмысленно существования, образец подчинения своей жизни жалким и ничтожным целям. Фирс из малозначительных функций, которые выполнял, сотворил себе кумира, после разрушения которого ему стало незачем жить.

Как и его хозяева, Фирс показан слабым человеком. Изменения в жизни страны не просто смели их со своего пути, а самого Фирса, по сути, уничтожили. Ни старый слуга, ни разоренные помещики оказались неспособными даже попытаться сопротивляться течению времени. Они ограничились лишь пустыми разговорами, а также поучениями окружающих, как Фирс.

Фирс, вероятно, сознательно изображен старым и почти оглохшим. Физическая немощь и смерть в конце произведения олицетворяют смерть старого общества и его порядков.

Несколько интересных сочинений

    Раньше люди были разные, но каждый знал свой долг перед родиной и был патриотом. Гоголь настоящий русский человек с нескончаемым талантом. Именно он написал великолепное произведение Тарас Бульба

  • Образ и характеристика Матрены Корчагиной в поэме Кому на Руси жить хорошо

    Русская крестьянская женщина является персонажем в разных произведениях Некрасова. Все они проникнуты сочувствием к ее судьбе.

  • У меня в жизни есть один очень памятный день. Мне очень запомнилось, как я с бабушкой и своими друзьями отдыхали на берегу речки. На улице был прекрасный солнечный день

  • Образ Петербурга рассказах Достоевского сочинение

    Образ Петербурга описан многими писателями, первым кто затронул тему северного города, был Пушкин. Именно он в своих произведениях описал Петербург, у которого две стороны с одной стороны это большой красивый город

  • Сочинение Проблема народного счастья в поэме Кому на руси жить хорошо Некрасова

    Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года.