И о какой рассказывают писатели. Если хочешь узнать о том, как на самом деле жили, к примеру, викинги, тебе не стоит смотреть современные сериалы или читать романы скандинавских авторов.

Даже с виду приличные и невинные жители украинских сел, жившие в XVIII–XIX веках , какими их представляют поэты и писатели тех времен, во главе с Тарасом Шевченко , были теми еще проказниками и весьма искушенными в любовных делах людьми.

Реальное отношение между полами нам описывает Марк Грушевский , брат известного государственного деятеля Михаила Грушевского . Как утверждает автор, несмотря на религиозность и целомудренность украинского общества тех времен, молодежь была раскрепощенной в любовных вопросах.

Половым воспитанием подростков родители не занимались, поэтому им всему приходилось учиться самому, наблюдая за животными, прислушиваясь к инстинктам и смущая вопросами старших сестер и братьев.

Мальчишки-пастушки с детства коротали дни и ночи занимаясь рукоблудием. Порою это делали вместе, называлось это «делать пиво ».

Следующим этапом познания своего тела и общения с представителями другого пола было «секеляние ». Оно заключалось в оголении и трении друг о друга. Этим занимались даже дети, причем не стесняясь старших. Подростки предпочитали уединяться. Девочки терлись о девочек, мальчики о девочек, порою менялись.

Один дед с Киевщины рассказал Марку байку о секелянии. Когда он был еще безбородым юношей, то переоделся девушкой и устроился к пану горничной. Дочери пана регулярно терлись друг о друга и приглашали «девушку» присоединиться к ним.

Ничего не подозревавший пан был не против таких забав, пока юноша не обрюхатил его дочерей.

Родители боролись за сохранение дочерьми невинности, поэтому часто запрещали девушкам уходить на прогулки с парнями. Днем они были на виду, а ночью оставались в родительском доме.

Впрочем, всё-таки наступало время, когда юноши и девушки получали первый интимный опыт. Они собирались на вечерницы , которые начинались после жатвы и заканчивались с Великим постом . Подростки, которых не пускали на такие вечеринки, обычно становились объектом насмешек .

На вечерницы обычно собирались у кого-то в хате. Девушки приносили еду и свечи, парни отвечали за музыку, алкоголь и чтобы было достаточно соломы. Это было что-то вроде советских квартирников или современных вписок .

Молодежь веселилась, пила и танцевала. Парни через друзей узнавали, согласны ли девушки ночевать с ними. Если молодая была не против, то отвечала: «Мокро », если же была против, то: «Сухо ».

Ночью молодежь начинала «притулы » - объятия, ласки, поцелуи. На очередной вечернице девушка спала с парубком. Парни частенько просили «намочить кончик » - слегка засунуть половой орган, не повредив плевы. Иногда доходило до полноценного акта, но с «высмыкиванием ».

Однако молодежь была неопытной, поэтому девушки часто теряли девственность и даже беременели.

На Гуцульщине были свои традиции заигрывания и приобретения первого интимного опыта. Обычно девушки собирались чтобы вместе прячь, болтать и петь песни. В это время к ним приходили юноши и начинали всячески задевать.

Игра начиналась с невинного запутывания пряжи и смешков, но постепенно переходила к тому, что парень валил девушку на пол и пытался снять с ее пальца колечко. Апогеем такого развлечения считалось задирание сорочки у девушки, дабы оголить ее тело.

Любовные игры в украинских селах стали отмирать с приходом Советской власти. Большевики пропагандировали интимные отношения сугубо в рамках семьи. Вторая мировая война и вовсе изменила отношение населения к интиму, оставив такие молодежные забавы в прошлом.

Современная цензура и табуирование интимных отношений восходит корнями к библейским запретам и нормам христианской морали. Стоит ли возвращать былую практику или же она развратит молодежь? Делись своими мыслями в комментариях и ссылкой на статью с друзьями.

В этом вашем интернете регулярно появляются посты о российских сёлах и посёлках, оставляющих удручающее впечатление: противотанковые дороги, разваливающиеся деревянные дома и такие же туалеты, покосившиеся заборы, борщевик и лопухи до горизонта. В ответ набигающие ватники вяло огрызаются "можно подумать, у вас в хохляндии сёла лучше выглядят".

Лучше. В том-то и дело, что лучше! И сегодня я вам это докажу.

Добро пожаловать на экскурсию в украинское село Устимовка , Глобинского района, що на Полтавщині. Это не какое-то специальное выставочное село и не "рублёвка" для богатых - обычное село, а его выбор обусловлен исключительно тем, что там расположен домик, который моя семья использует в качестве дачи. Если можно называть "дачей" обычный сельский дом и 25 соток огорода.



Фото сделано в прошлом году, в августе. Бассейн в мае мы ещё не ставим:)

Собственно "дачников" в селе мало, подавляющее большинство жителей - местные, живут здесь круглый год. Причина в том, что Устимовка не является пригородом или сателлитом какого-то крупного и богатого города. Село расположено в глухой украинской провинции - до столицы (Киева) - 300 километров, до областного центра (Полтавы) - 130 км, до ближашего крупного города (Кременчуга, население 250 тыс.) - 35 км.

Это длинное вступление должно убедить вас, что село - самое что ни на есть обычное украинское село. Я всю жизнь провёл в Полтавской области и уверяю вас, что остальные сёла здесь выглядят примерно так же, плюс-минус 30%.

Итак, стартуем от моего дома. 1 мая, полдень, +25, переменная облачность. Абрикосы уже отцвели, вишни отцветают, груши и яблони в самом цвету.

Обратите внимание, что вишни-яблони растут не только в огородах, но и вдоль дороги. В результате летом детворе не приходится лазить в чужие сады за яблоками:) Чем учить воровству с детства, лучше сделать какие-то вещи общедоступными.

Кроме типичных для Полтавской области вишен, в Устимовке вдоль дороги растут... кипарисы.

Когда-то в селе была исследовательская станция, выращивающая новые сорта пшеницы, и дендропарк с 400 видами растений. Сейчас всё это тоже есть, но станция работает еле-еле, а дендропарк сильно зарос. Однако страсть к непрактичным, но красивым деревьям осталась, поэтому вдоль дорог и во дворах растут каштаны, тополя, кипарисы, клёны и прочие не имеющие сельскохозяйственного значения культуры.

Кстати, когда цветут каштаны и сирень - здесь вдвойне офигенно.

Идём дальше. Справа по курсу - клуб. Не уверен, бывают ли здесь "та-та-та-танці", но на 1 мая устроили караоке-клуб. Ещё там есть бильярд и регулярно проходят выступления народных коллективов, короче - клуб живой.

Рядом с клубом - памятник воинам-освободителям, который никто не собирается сносить, наоборот - он свежеокрашенный, территория убрана, цветочки посажены.

Точно такие же памятники в хорошем состоянии стоят по всем украинским городам и сёлам. Не верьте кремлёвской пропаганде, рассказывающей как тут у нас запрещают памятники и носить ордена с медалями, всё это бред. Запрещают у нас коммунистическую идеологию, приведшую к массовым жертвам, и сносят памятники упырю Ленину и его последователям. Символики Второй мировой войны эти законы не касаются.

Они прекрасно себя чувствуют и закрываться не собираются, боле того - конкуренция вынуждает следить на ассортиментом и чистотой. Обратите внимание на чистоту площадки перед магазином - ни бумажек, ни бутылок из-под пива. Да и магазин покрашен, вылизан и т.д. :)

Последний взгляд на мою кипарисовую улицу (на самом деле ул.Ленина, но скоро переименуют) с припаркованным Пасфайндером, и на перекрёстке перед магазином сворачиваем налево.

Название этой улицы я не знаю, но она ничем не хуже - здесь тоже асфальт (он по всему селу проинсталлирован), аккуратные и покрашенные заборы, такие же аккуратные дома. И всё цветёт:)

Ещё раз подчеркну - это обычные дома обычных селян - кто-то живёт лучше, кто-то хуже, но серьёзного имущественного расслоения нет. В Устимовке нет (или я не нашёл) ни одной "трёхэтажной виллы" заезжих горожан, вообще это село ввиду удалённости не считается крутым. Прикиньте, как выглядят те сёла, в которые едет городской капитал.

Продолжаем прогулку. Всё та же улица, обратите внимание на дома слева и небольшой "парк" справа.

На самом деле это "типа проспект", по бокам этого "парка" идут две дороги. Красиво, зелено и есть где пасти коз модельной внешности.

Перекрёсток, улица поворачивает направо (дома-заборы-деревья на посмотреть)...

А мы пойдём налево. Вот вам даже не улица, а узенький переулок. Но тоже заасфальтирован.

Обратите внимание на газовую трубу слева. Всё село газифицировано. Вообще в Украине много сёл с электричеством и газом, может быть даже большинство.

Выходим на улицу вдоль дендропарка. Слева дом местного фермера, справа его коровы. Шикарный забор себе отгрохать смог, а две ямы на асфальте заделать не может.

Козы, коровы, гуси, утки, куры - всё это есть в селе, и для нас это плюс - когда мы здесь летом живём, то покупаем у сельчан молоко по 20 грн 3-литровая банка, яйца по 12 грн десяток, ну и т.д. Помидорчики-огурчики, яблоки-вишни-виноград у нас на огороде свои. Чистый воздух (в радиусе 30 км нет ни одного завода), чистая вода, натуральная еда, красотища вокруг. Кому нужны те Турции с Египтами:)

В дендропарк сегодня не будем заходить, вот прошлогодние фото , если кому интересно. Идём дальше по улице. Арке слева не хватает надписи "Arbeit macht frei".

Этот переулок ведёт к зданиям исследовательской станции, но мы пойдём дальше, нас же село интересует, а не промпредприятие. Дорога вдоль дендропарка вскоре заканчивается и уходит в поля.

Здесь сворачиваем налево (мы идём по большому квадрату, поэтому всё время налево), на грунтовку. Да, в малоиспользуемых местах здесь грунтовка, но выглядит она вовсе не так ужасно, как сами знаете где.

Ни грязи, ни мусора, ни битых стёкол, босиком по такому селу бегать - одно удовольствие:)

Ещё 200 метров по грунтовке, и опять попадаем на улицу Ленина. Справа на фото - небольшой десткий сад.

Детсады и школы есть не в каждом селе. Но здесь прижился и даже до сих пор функционирует. Школа в Устимовке тоже есть, но сельчане решили, что выгоднее взять автобус и возить детей в соседнюю Бабичівку, чем содержать две недогруженных школы.

Разворачиваемся к дому. Опять кипарисы, вишни и яблони - здесь все улицы такие.

Немного заборов, домов и прочего, для оценки степени "разрухи".

Кстати, все эти домики с большими участками (20-25 соток) стоят недорого - сказывается удалённость от города. 3-5 тысяч доллларов за всё удовольствие. После покупки дом можно утеплить, обшить вагонкой, как например здесь:

Гордостью этого двора является старый огромный тополь, высотой с пятиэтажку и в обхвате человек в семь.

Наводим порядок перед домом, а то вдруг москали нападут, а у меня деревья некрашены.

Шучу:) Именно хозяйственность и страсть к порядку определяет отличия украинских сёл от российских. Не дотации из бюджета (их здесь никто не видел), не надежда на доброго царя, который во время прямой линии решит твои проблемы, а банальная невозможность сидеть на месте, если у тебя огород не вскопан и крыша не залатана.

Это я всё ещё по той же улице иду. Заброшенных домов в Устимовке практически нет (в других сёлах бывает побольше), асфальт везде в наличии, заборы крепкие. Вот попадается двор со стареньким деревянным забором.

Это потому что здесь дачники живут, им каждый день красоту наблюдать не нужно. Но двор убран, ухожен, где надо вскопан, деревья побелены.

Огороды тоже лопухами не зарастают. А борщевика я здесь и не видел никогда.

У местных жителей кроме 25 соток под боком ещё и "наделы" есть - 5-10 гектаров земли за селом. Раньше это была колхозная земля, теперь колхозов нет, каждый засевает свой надел пшеницей, кукурузой или картошкой. Садят-обрабатывают-убирают с помощью тракторов, своих или арендных и, учитывая цены на продукты, большинство сельчан живёт неплохо. Найти в Украине незасеянный клочок довольно сложно.

Всё, вот мы и завершили круг почёта - вернулись к моему дому. В конце улицы виден автобус - их здесь много ходит, более 10 в день. Мимо села проходит дорога Кременчуг-Хорол, через село - дорога Кременчуг-Глобино, так что добраться можно, даже если машины нет.

Обратите внимание на фонари вдоль улицы. Они рабочие, их по вечерам включают. В глухом селе, Карл!

Ну и контрольный в голову. В Устимовке есть интернет, оптоволокно от DataGroup. Кабель заведён ко мне в дом, и дальше через роутер WiFi раздаётся по всему двору. 100 мегабит, анлимитед за 100 гривен в месяц.

От интернета отвлекают только огород и шашлыки:)

Вот такое оно - украинское село. Когда говорят об "украинском духе" или "национальной идее", я всегда отвечаю - поезжайте в село. Там всё это сохранилось в полной мере. Украинцы неразрывно связаны с землёй, и уже поэтому будут её защищать.

Похожий отчёт с прошлогоднего

Если вбить в поисковике запрос на тему украинских сёл, поисковик выдаст противоречивый результат. С одной стороны предложит посмотреть репортажи и видеосюжеты, на которых будут красивые современные, или же старые но хорошо отреставрированные дома, ухоженные улицы, картина, в общем, радующая глаз любого городского обывателя мечтающего о своём персональном ранчо на 10 сотках, с другой – данные официальной статистики, согласно которой, с карты Украины за время её независимости исчезло более 600 населенных пунктов сельского типа с тенденцией ежегодного исчезновения в среднем еще 20 сёл и посёлков.

Данное противоречие легко объяснимо – сюжеты с красивыми домиками сняты преимущественно на Западной Украине, разруха и уныние – преимущественно восточная и центральная её части. К слову, факты регистрации новых населенных пунктов, посёлков, бывают, но опять таки – на Западной Украине.

Еще задолго до войны, в 2008 году у меня был небольшой вояж по Сумской области. Даже в крупных, по тамошним меркам, сёлах меня мучил один- единственный вопрос – как вообще тут люди то живут, вернее выживают? Сейчас, по прошествии лет, вспоминаю и думаю – ведь я там был еще не в самые плохие времена, а как же там сейчас?

Выживаем как можем, кормят нас куры, огороды, своё хозяйство. Оставлены, брошены на произвол судьбы, просить о чём-то здесь можем только Бога. Пенсия маленькая, едва хватает на лекарства, а сейчас еще и медпункт закроют, и всё. В райцентр не наездишься, да и что там скажут – бабушка, чего вы к нам приехали, нам помочь нечем, идите домой умирать…

Официальная статистика вымирания сёл необъективна, считают социологи. На Украине полно сёл, существующих только на бумаге, в которых в реальности давно уже никто не живёт. И если государство отважится почистить реестры, то с карты Украины официально исчезнет еще несколько тысяч сёл и посёлков. Множество населенных пунктов существуют лишь формально, когда на всё село проживает 10-15 человек, оставшихся там стариков.

«Когда-то здесь было хорошее село – Александровка, - тычет водитель старого грузовика пальцем то ли в небо, то ли в сторону пустыря (в зависимости от положения грузовика, то проваливающегося в яму, то наклоняющегося на правый бок). – Но старики в большинстве своем умерли, а молодежь подалась в города – искать лучшей судьбы. Сейчас в этой Александровке живут две бабушки да двое их великовозрастных племянников, пьющих все спиртосодержащее», - из интервью владельца автолавки, развозившей продукты первой необходимости по нескольким сёлам Сумской области. Интервью то было еще в 2010 году.

Я неоднократно слышал мнение самих селян о том, что вымирание сёл выгодно государству и олигархам- агропромышленникам. Мол, вот мы умрём, села не будет, государство без проблем передаст сельские земли крупным фермерам. Только в большинстве случаев, никто никому ничего не передаёт, на месте вымерших сёл со временем просто образуются пустоши с покосившимися остатками цивилизации, напоминавшими о том, что здесь когда-то жили люди. Природа берет своё, деревья прорастают сквозь крыши домов.

Одно из древнейших сёл Черниговской области, Хаиха, заброшено с 2013 года. Во всяком случае об этом говорили в соседней Парафиновке, хотя по другим данным село было заброшено еще в 2007 году, но до сих пор оно в реестрах числится действующим населенным пунктом. И таких, существующих лишь в реестрах сёл на Украине – тысячи. Хаиха была основана в 1500 году. В селе Барановке, той же Черниговской области, был прописан всего один человек по состоянию на 2014 год, а от соседнего села Лозовое вообще остался один только колодец.

Самое целое здание в Барановке - здание магазина, в нем навсегда застыли 90-е. На полу лежат этикетки еще с названиями товаров советских времен, ранние украинские ценники в «карбованцах» с астрономическими суммами: сигареты без фильтра «Ватра» стоили 9000 карбованцев, конфеты - 158 000 за кг., хлеб – 18 000 карбованцев, коробка спичек – 3000 карбованцев.

В 1993 году рост цен на Украине достиг 10 000% в год.

До госпереворота 2014 года село на Украине вымирало, можно сказать – плавно, и даже были какие-то надежды, что ситуацию можно исправить, провести территориальную реформу, поддержать малый бизнес, работающий в сельской местности, поддержать социальный сектор. Но «реформы», проведенные по требованиям МВФ, не оставили украинским сёлам, отдалённым от более-менее крупных городов, ни единого шанса на выживание. Геноцид села, говорят люди, но о нем ни слова не скажет украинская пресса. Тихая, но очень масштабная зачистка территории.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Планируя отдых, многие мечтают о популярных курортах, или прогулке по , забывая о более доступном досуге как, например, поездка в близлежащую деревню или любое другое украинское село. Что может быть лучше первозданной природы и вкусной здоровой еды? В конце концов, Украина всегда славилась своими природными богатствами и если вы еще сами в этом не убедились, то у вас есть все шансы.

Колочава, Закарпатье

Крылос, Ивано-Франковская область

Крылос поразил нас своей историей и опрятностью. Село расположено на месте, где в 12-14 веке была столица сначала Галицкого, а затем Галицко-Волынского княжества - город Галич. Сегодня Крылос часто называют Древним Галичем, ведь в селе сохранилось немало свидетельств существования некогда могучего государства. Именно за этими свидетельствами и стоит отправиться в Ивано-Франковскую область.

Автор фото: Tetiana Smirnova IGotoWorld Photo Group.

Бакота, Хмельницкая область

Удивительное место, переводится как «желанное место». И, действительно, все, кто здесь побывал, мгновенно влюблялись в этот цветущий край. Раньше Бакота была столицей Подолья, но история распорядилась иначе. В 1255 году вместе с приходом татаро-монгольского ига, поселение было фактически стерто с лица земли. Со временем село восстановили, но в 1981 году в ходе строительства Новоднестровской ГЭС население было выселено, а земли затоплены. Сегодня это село даже нельзя найти на карте и многие не знают, что здесь находятся останки скального монастыря, созданного тем самым Антонием, основавшим Киево-Печерскую лавру.

Дземброня, Ивано-Франковская область

Место, где рождаются облака. А все потому, что это одно из самых высокогорных сел в Украине. В поисках вдохновения сюда приезжал Василий Стефаник и Леся Украинка. Говорят, что живописная местность села Дземброня вдохновила Сергея Параджанова на съемки культовой киноленты «Тени забытых предков».

Мезин, Черниговская область

Небольшое живописное село под названием раскинулось на высоком берегу Десны. Оно бы не было ничем примечательно, если бы украинские ученые не обнаружили здесь крупную стоянку эпохи палеолита. Археологические находки пополнили многочисленные музеи по всему миру, а на месте раскопок образовался музей. Кроме того, село Мезин является центром одноименного национального парка, созданного для охраны здешних деснянских высот, покрытых лесом и прозванных «Мезинской Швейцарией».

Опошня, Полтавская область

Истинная Мекка гончарства скромно притаилась в небольшом селе, расположенном на кручах берегов Ворсклы. О Национальном музее украинского гончарства и Институте керамологии слышали немногие. Побывав в , у вас появится уникальный шанс познакомиться с историей гончарства, которое активно развивается в этом крае последние 3 тысячелетия. Не забудьте купить опошнянскую свистульку на память.

Иза, Закарпатская область

Побывав в столице гончарства нельзя пропустить центр лозоплетения - . В этом закарпатском поселении народные мастера создают настоящие шедевры, которые можно увидеть только здесь. Помимо этого, в Изу приезжают, чтобы полакомиться вкусными сырами, ведь здесь находится сыроварня «Бараново». Производимые здесь сыры известны на всю округу.

Струсов, Тернопольская область

Многие путешественники не включают в свой план и все из-за банального отсутствия информации. Напрасно, это место имеет древнюю историю и отличается красивой природой. Здесь можно увидеть старинный дворец графа Голуховского в стиле ампир, пещерную церковь, вытесанную в камне и костел святого Антония.

Каменное село, Житомирская область

В этом загадочном месте никто не проживает. Однако туристы часто наведываются в окаменевшее поселение, в частности, чтобы увидеть так называемый Божий след - небольшое углубление в камне, которое помогает излечить многие заболевания. Выберите одним из пунктов своего путешествия и познакомьтесь с легендами, повествующими об истории его появления.

Трикраты, Николаевская область

Ассоциируется с казацким родом Скаржинских, чье родовое поместье до сих пор сохранилось. Именно здесь родился знаменитый Виктор Скаржинский. Посвятив свою жизнь ботанике и лесоводству, он занимался насаждением искусственных лесов. Благодаря ему сейчас существует Трикратский лес, включающий такие заповедные зоны как «Летний хутор Скаржинского», «Василевская пасека» и «Лабиринт». Недалеко отсюда находится Актовский каньон, известный также как «Долина дьявола» или Малый Крым.

Подгорцы, Львовская область

В прошлом именовали «галицким Версалем». Его главное украшение - прекрасный замок «Золотой подковы Львовщины». Помимо Подгорецкого замка, здесь можно прогуляться во французском парке и навестить римско-католический костел Воздвижения и святого Иосифа.

Верховня, Житомирская область

Известно тем, что хранит следы пребывания великого французского писателя Оноре де Бальзака. Здесь в стенах роскошного дворца зарождался пылкий роман между ним и первой красавицей Польши Эвелиной Ганской. Теперь комнаты, которые писатель использовал для своей литературной деятельности, служат мемориальным музеем Бальзака.

Розтоки, Черновицкая область

В Розтоки приезжают в поисках червоной руты, ведь именно этот край в свое время вдохновил на создание знаменитой песни. Но если этой причины вам будет недостаточно, чтобы приехать сюда, как насчет ландшафтного заказника ? Здесь бурлят семь водопадов разной мощности и высоты - уникальное явление для Карпат.

Синевир, Закарпатье

Это богато хрустальным воздухом, экологически чистыми лесами и главной жемчужиной Карпат - озером Синевир. Об этом чуде Украины мало кто не слышал, к тому же в 6 км от прекрасного Синевира находится единственный в Мире музей леса и сплава. Побывав здесь, не забудьте навестить популярный Каменецкий водопад.

Когда речь заходит об украинском селе, то в голову сразу приходят чистые и радостные люди в белых рубахах, которые упорно трудятся среди бесконечных полей. Конечно, реальность быта украинского крестьянина сильно отличалась от наших о нем представлений. Касается это и сексуальной жизни наших предков, о которой мы сегодня и поговорим.

Рано созревали

В наше время во всех цивилизованных странах существует такое понятие, как возраст сексуального согласия. То есть половые отношения с лицом, этого возраста не достигшим, автоматически становятся уголовным преступлением. В разных странах этот возраст определяют по-своему. В Украине - 16 лет, а в Мексике - 12. Но в целом средний возраст сексуального согласия по странам Европы и Америки - 14 лет.

На территории Российской империи возраст сексуального согласия не регламентировался. Конечно, существовал минимальный возраст для вступления в брак, установленный Стоглавым собором еще в XVI веке, для мальчиков - 15 лет, а для девочек - 12. Но на практике это означало только то, что более молодых людей церковь отказывается венчать. В сексуальные отношения многие дети, особенно в селах, начинали вступать намного раньше.

Первый опыт секеляния, или терок, дети могли приобрести и до пубертатного периода. Непосредственно половой акт, как правило, не происходил - девиц учили беречь невинность до брака. Но вот все остальное было не запрещено. Дети раздевались и терлись друг о друга, те, кто постарше, бывало, и уединялись.

Бывали, увы, и случаи изнасилования детей. Уголовного наказания за это насильники обычно не несли, ведь не хотели "выносить сор из избы". Если у ребенка находились смелые братья, отец или другие родственники, то они могли расправиться с насильником своими силами. А если нет, то на нет и суда нет.

Сельские вечеринки

Когда дети подрастали, они начинали собираться на вечерницы. Как правило, период вечерниц длился с момента окончания и до самого Великого Поста. Молодежи разрешалось собираться в хате, девушки нарядно одевались и приносили закуски, а парни - выпивку, музыкальные инструменты и солому.

После того как вечеринка подходила к концу, парни договаривались с понравившимися девушками о совместном времяпрепровождении на соломе. Если девушка была согласна, она отвечала «Мокро», если нет - «Сухо». В теории, непосредственного полового акта опять не было, ведь невинность продолжали беречь до брака. Но на практике такие «прижимания» на соломе могли привести к чему угодно, в том числе и к беременности.

Если никаких серьезных последствий у таких вечерниц не было, то наутро пары могли распадаться, ведь это было не более чем игрой. С другой стороны, молодые люди могли понравиться друг другу настолько, что продолжали гулять вместе и после, а дело шло к свадьбе.

Нередко парни обманывали неопытных девушек, которые пока еще не знали, что такое секс. В итоге девушка оказывалась беременна, хотя сама была свято уверена, что ничего такого не делала, а только «прижималась». Если никто из парней не брал ее замуж, судьба такой девушки была крайне незавидной.

Долгожданное замужество

О свадебных традициях можно писать долго и обстоятельно, так что в рамках этого материала мы остановимся непосредственно на традиции похищения невест.

Несмотря на то, что такая традиция ассоциируется в основном с Кавказом, она абсолютно точно присутствовала в украинских селах еще в XVII веке массово, а позже - эпизодически. Как утверждал знаменитый этнограф Федор Вовк, похищение было делом непростым, ведь если похитителя ловили, то могли и убить. Задача стояла сложная. Надо было выкрасть девушку прямо с танцев или вечерниц, и на протяжении суток укрываться с ней в лесу. Зато после этого она уже не могла отказать и обязана была выйти замуж за похитителя. Вовк в своей работе «Студии по украинской этнографии и антропологии» указывал на случаи, когда жертвой похищения могла быть и, например, дочь местного крупного землевладельца.

В связи с замужеством нельзя не вспомнить и еще одну крайне нелицеприятную традицию, бытовавшую в русских и украинских селах. Речь о снохачестве. Снохачество - это секс свекра с невесткой. Не одноразовый, а регулярный, на постоянной основе. Бывало даже, что от этой связи рождались дети, которые были свекру одновременно и внуками.

Чаще всего это происходило, когда сын крестьянина надолго отлучался, уезжал на заработки или попадал в армию. Выбора у невесток особо не было, ведь свекор оставался номинальным главой семьи. После возвращения мужа с сезонных работ свекор мог рассказать сыну что угодно, повернуть историю в выгодном для себя ракурсе, а тот, конечно, поверил бы отцу.

А даже если факт снохачества раскрывался, то страдала от побоев чаще всего женщина. Кто ж на старика руку-то поднимет? На нет снохачество сошло только в начале ХХ века, когда привычный крестьянский уклад начал разрушаться.

Выводы

Как бы мы ни старались идеализировать , надо признать, что крепкие крестьянские семьи часто скрывали много скелетов в шкафу. Здесь и слишком раннее (и, что намного хуже, случайное и хаотичное) сексуальное воспитание, и снохачество, и многое другое.

И дело не в том, что крестьяне были какими-то особенно распущенными. Но отсутствие банальной грамотности и образования делало свое. Фактически, стоит признать что крепкая здоровая семья без всех этих «перегибов» - это скорее достижение современного социального прогресса.