Жили-были лиса да заяц . У лисы была избенка ледяная, у зайца - лубяная.

Пришла весна красна - у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу. Подошли они к избенке. Собака забрехала:

Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:

Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идет дорогой, плачет. Ему навстречу медведь:

О чем, зайчик, плачешь?

Не плачь, я твоему горю помогу.

Нет, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, и тебе не выгнать.

Нет, выгоню!

Подошли они к избенке. Медведь как закричит:

Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал.

Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:

Что, зайчик, плачешь?

Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Нет, бык, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.

Нет, выгоню!

Подошли они к избенке. Бык как заревел:

Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бык испугался и убежал.

Идет опять зайчик дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:

Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?

Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Пойдем, я твоему горю помогу.

Нет, петух, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.

Нет, выгоню!

Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису пос?чи,
Слезай, лиса, с п?чи,
Поди, лиса, вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

Обуваюсь…

Петух опять:

Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!

Лиса опять говорит:

Одеваюсь…

Петух в третий раз:

Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с ппчи,
Поди, лиса, вон!

Лиса без памяти выбежала, петух ее тут и зарубил косой. И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке.

Главный герой сказки «Лиса, заяц и петух» — беззащитный зайчик, живущий в лубяной избушке. Неподалеку от него жила Лиса, избушка которой была сделана из льда. Но когда зима закончилась, жилище Лисы растаяло. Она, не долго думая, выгнала Зайца из его лубяного домика и сама стала в нем жить.

Заяц ничего не мог сделать с Лисой. Пошел он, куда глаза глядят. Встретилась ему Собака. Рассказал Заяц ей про свою беду. Пошла Собака к Лисе и потребовала вернуть домик Зайцу. А Лиса и в ус не дует, да еще и грозится, что выйдет и расправится с Собакой. Собака испугалась и убежала.

Точно так же Лиса запугала Медведя и Быка, которые хотели помочь Зайцу вернуть избушку. И они, испугавшись угроз Лисы, убежали прочь.

Но через какое-то время повстречался Зайцу Петух, у которого была с собой коса. Заяц и ему рассказал про свою беду. Петух решительно пошел к лубяной избушке и, подойдя к ней, потребовал от Лисы освободить захваченное жильё, а иначе грозился снести Лисе голову с плеч своей острой косой. Лиса испугалась и убежала. А Заяц с Петухом стали в лубяной избушке жить.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Лиса, заяц и петух» состоит в том, что для победы над врагом одного авторитета мало. Собака, Медведь и Бык считали, что Лиса в любом случае их испугается, и не прикладывали особых усилий к освобождению избушки. А вот Петух грамотно построил свою речь и дал Лисе понять, что у него есть оружие против захватчицы. Лиса глупой не была и правильно оценила степень угрозы, тут же покинув лубяную избушку. Сказка «Лиса, заяц и петух» учит быть не только храбрым и сильным, но еще и умным. Надо знать, как наиболее эффективно воздействовать на противника, чтобы с наименьшими потерями добиться победы.

В сказке мне понравился Петух, который, хоть и не считается грозным лесным зверем, сумел одними лишь грамотно построенными речами выгнать Лису из домика Зайца. Да и наличие острой косы у Петуха сыграло немалую роль в его победе над Лисой.

Какие пословицы подходят к сказке «Лиса, заяц и петух»?

Не сможешь защитить свой очаг - завладеет враг.
Ум дает силу, сила дает храбрость.
Смекнешь да схитришь — врагов победишь.

Есть ли у русских сказок тайный смысл?
Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять…

С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?

Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.

К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался - ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка - ложь, да в ней намек…»

С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции - когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.

Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было.

В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса - зима, заюшка - лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок - солнышко, которого очень боится лиса - зима.

Читаем сказку.

Однако при поиске истины самое главное – обращение к первоисточнику. Ну невозможно, опираясь на современный алфавит, понять всю глубину смыслов хотя бы азбуки (кириллицы). То же самое и с любым текстом. Это во-первых. Во-вторых, при поиске смысла – не менее важно – обращать внимание на детали . Ведь известно же, что «дьявол кроется в мелочах ». Один из уровней понимания этого наставления заключается в том, что при любом взаимодействии как с внешним, так и с внутренним пространством, необходимо учитывать ВСЕ мелочи и нюансы, которые возможно заметить и ухватить сознанием. Иногда деталь значит гораздо больше в поиске ответа на вопрос, чем всё остальное вместе взятое…

Впрочем, о сказке. К сожалению, обнаружить первоисточник мне не удалось (надеюсь, пока), но и смириться с предлагаемыми вариантами толкований данной сказки – выше моих сил. Поэтому я попытаюсь дать своё понимание смысла этой сказки, опираясь на доступные мне источники.

Начну с наблюдения над тем, как менялось название сказки и всё дальше уводило от изначально заложенного смысла: «Лиса, Заяц и Петух», «Лиса и Заяц» и «Заюшкина избушка». А ведь дело здесь даже не совсем в том, что «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт ». Здесь проблема посерьёзнее – та, которую ещё Конфуций сформулировал: «Если имя дано неверно, то речь не повинуется, то дело не может быть образовано. Если же имя дано верно, если речь повинуется, то и дело образуется ». Другими словами,название – это не только указатель направления поиска смыслов, это ещё и своего рода ограничитель уровня , на котором этот поиск осуществляется, и, соответственно, глубина поисков.

Итак, сказка имеет три названия: «Лиса, Заяц и Петух », «Лиса и Заяц » и «Заюшкина избушка ». В последнем случае внимание акцентируется на избушке. И, естественно, поиск скрытых смыслов будет вестись вокруг роли избушки и её значения. Такой себе вульгарный материализм в действии. Классический делёж материальных ценностей. Другие смыслы на этом уровне просто не просматриваются. Этакий поиск на мелководье без возможности заплыва на глубину. Отсюда и мысли о том, что эта сказка о социальной справедливости. И то, что Заяц в последних вариантах сказки стал хнычущим нытиком, - работает как раз на развитие образа несправедливо обиженного, обращающегося за помощью к каждому встречному, пока наконец не повезёт найти заступника.

Хотя, впрочем, и название «Лиса, Заяц и Петух » в контексте сегодняшней толерантности и направления размышлений «Почему Лиса сбежала из Заюшкиной избушки? » () – предполагает поиски смысла в рамках физиологии и «классического» треугольника – он, она и… он. Причём никто даже не задумывается о том, что те, кто эту сказку сочинял – а это, безусловно, ведическая сказка – такой уровень смыслов даже в страшном сне не могли себе представить! Воистину: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся » (Ф.И. Тютчев).

Итак, ключевые позиции, обозначенные в названии, - это Лиса, Заяц и Петух. Обратите внимание: в сказке обычно 5-6 участников событий – кроме Лисы, Зайца и Петуха – это Козёл/Собака(-и)/Волк, Медведь и Бык. А указателями поиска направлений смысла являются только три – Лиса, Заяц и Петух. Что они символизируют? Какие образы передают?

Чтобы это увидеть, нужно понять, что сказка эта написана для того, чтобы показать различные системы ценностей и подходы к жизни, механизм действия Тёмных Сил и способы борьбы с Тёмными .

Избушка в данном случае символизирует отнюдь не материальные ценности, а духовные: внутреннее пространство, истинное «Я» и уровень возможностей созидателя (Зайца) и потребителя (Лисы).

В образах избушек представлены две прямо противоположных системы ценностей, два взаимоисключающих подхода к жизни. Принципиально различных.

Один ориентирован на внутренний комфорт и удобство (функциональность).

Другой – на внешний блеск и престижность (производимое впечатление).

У одного всё в соответствии с принципом целесообразности, необходимости и достаточности. Без излишеств. В некоторых вариантах сказки заячью избушку именуют избёнкой . То есть очень простеньким, ничем не примечательным домиком для жилья.

А у другого – акцент именно и как раз на излишества. В мультфильме Ходатаевой Лиса смотрится в большое зеркало у себя дома и поливает избушку водой для придания блеска. В мультфильме Норштейна об избушке Лисы прямо говорится: «Ни дать ни взять – хрустальный дворец! ».

В основе первого подхода лежит правда , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают по всем направлениям, преимущественно «по вертикали», «в глубину». В заячьей «избёнке» есть печь – источник тепла и комфорта, которого в принципе (!) не может быть в ледяном «дворце» Лисы. Данный подход (а это подход Светлых сущностей) вместе с творческими способностями позволяет создавать нечто принципиально новое, преобразуя имеющиеся подручные средства до неузнаваемости. Всё у Зайца продумано до мелочей. Вот смотрите: избушка у Зайца лубяная. Луб, лубок – это та часть древесины, что находится под корой. Получается, что Заяц свой дом сложил из брёвен, очищенных от коры. А кора, видимо, Косому в пищу сгодилась. Вот вам и безотходное производство! И практичность, присущая жителям умеренного климата, в котором, кстати, формировались наши предки как этнос и который (климат) вынуждал их быть изобретательными, «умеренными» и практичными. Сама природа подталкивала к рачительному и бережному отношению ко всему окружающему.

В основе второго подхода лежит ложь , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают «по горизонтали», «в ширину». Ложь – это поверхностное, «несуществующее », как писал Аристотель, илисуетное (преходящее, временное), о котором говорится во всех религиозных источниках в том числе. Дело в том, что представители Тёмных Сил не способны создавать нечто принципиально новое, они могут обходиться лишь подручными средствами и «пускать пыль в глаза». В данном случае подручное средство – лёд, из которого у Лисы получился «ни дать ни взять – хрустальный дворец ». На нашей планете Мидгард-земле потребительское отношение формировалось, в основном, у жителей субэкваториального климатического пояса, условия жизни в котором вынуждают человека быть только потребителем природы и формируют специфическую систему ценностей без учёта перспективы. Носители потребительского мировоззрения до сих пор, кстати, не поняли «одной простой истины – если ты потребитель, а не творящий, рано или поздно упрёшься в стену ».

Подход созидателя требует сосредоточенности, углублённости, связан с кропотливым трудом и обязательной заботе о дне завтрашнем. Из этого вытекает уважение к своему и чужому труду, сострадательность (сочувствие) и отсутствие времени и желания на пересуды, зависть и критику соседа.

Подход потребителя формирует созерцательность, пассивность и связан с относительно лёгкой и быстрой работой «по вершкам». Всё своё свободное время потребитель может посвятить «изучению жизни соседа» и «перемыванию косточек» всех, кто под руку попался. «Побочным» эффектом второго подхода является высокомерие, пренебрежение, осуждение, злорадство и многие другие «подарочные» черты характера, которые, кстати, обыгрываются в мультфильме Ю. Норштейна: «Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайцем посмеивается. Ишь, чернолапый, какую лачугу смастерил! То ли дело моя – и чиста, и светла! Ни дать ни взять – хрустальный дворец! » У Зайца же попросту нет времени на подобные занятия «глядеть в окошко да посмеиваться». Он своё свободное время тратит на то, чтобы на балалайке играть, а не за соседями подглядывать.

Отличительная черта Тёмных Сил и носителей мировоззрения потребления – гибкость в адаптации, приспособленчество. Они всё своё «свободное время» внимательно изучают сильные и слабые стороны противника (жертвы) и в «подходящий» час атакуют жертву, получая все её наработки «без-воз-мез-дно. То есть даром », как говорила Сова из мультфильма про Винни-Пуха. Тёмные, как правило, играют на присущих Светлым сочувствии, человечности, сострадании, жалостливости; они постепенно втираются в доверие, занимая всё больше пространства и буквально выдавливая из этого пространства хозяев вплоть до того момента, пока не почувствуют за собой перевес сил. Вот это и есть «точка Х», точка невозврата, при наступлении которой Тёмные переходят в атаку, либо уничтожая, либо подчиняя, либо нейтрализуя противника (жертву).

Вот этот момент ни в мультфильмах, ни в литературных обработках сказок мне не встретился, но я это хорошо помню из сказки, рассказанной мне бабушкой. В её варианте сказки, когда пришла весна и лисий «дворец» начал активно таять, Лиса попросилась во время этого разлива – на крылечко заюшкиной избушки, чтобы «ноги не промочить». Зайчик, естественно, пустил. Затем, когда пошёл весенний ливень, Лиса попросилась в горницу, чтобы «немножко просохнуть и подкрепиться». Зайчик, естественно, разрешил и, естественно, накормил. После этого, пока Зайчик по хозяйству занимался, Лиса, подкрепившись, освоившись и окончательно обнаглев, попросила пустить её на печку погреться. Ведь, пока Заяц занят, печка-то свободна, а она (Лиса) только погреется – и сразу же уйдёт. Зайчик, естественно, поверил и разрешил. А вот когда Лиса заняла ключевую позицию в доме (печь в крестьянских избах – это сердце и голова любого дома и лежать на ней имел право только хозяин дома), Лиса объявила Зайца «вне закона» и выгнала его из собственного дома…


Примерный разбор народных сказок

«Лиса, заяц и петух»

(Русская народная сказка для детей 3 - 4 лет)

В простой и увлекательной форме сказка доносит до ребенка идею торжества справедливости.

Зайчик, пожалев лису, пустил ее в избушку погреть­ся Она погрелась да и выгнала зайчика из его же дома. Идет он по лесу и горько плачет. Симпатии детей на сто­роне обиженного зайчика. Звери, которых он встречает по дороге, сочувствуют ему и стремятся помочь - дела­ют попытку выгнать лису.

Захватчица-лиса запугивает зверей, у них не хватает мужества устоять против ее угроз: убегают собаки, мед­ведь. Только петушок не поддается обманным запугива­ниям. Он сам грозит снести лис голову. Лиса испуга­лась и убежала, а зайчик стал снова жить в своей из­бушке.

Чтобы идея сказки стала понятной детям, рассказчик должен создать верный звуковой рисунок всех событий, действий каждого персонажа. Отзывчивый зайчик пус­тил лису погреться. Когда лиса его выгнала, «идет зай­чик и горько плачет». Сказка рисует слабого, беззащитного зверька. Рассказчик соответствующими интонация­ми должен показать и характер зайчика, и его горе. Горько звучит жалоба зайчика встречающимся жи­вотным-: «Как же мне не плакать?..»

Когда зайчик видит, что ни собаки, ни медведь не выгнали лису, он говорит петушку: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь!» В его словах звучит безнадежность.

Отрицателен образ лисы: это захватчица, коварная, жестокая обманщица. В самом начале сказка рисует ее поведение. В словах рассказчика: «Погрелась, да его из избушки-то и выгнала» - уже должно звучать осуж­дение ее поступка. Затем следует передать и хитрость лисы, когда она запугивает зверей: «Ка-ак выскочу, ка-ак выпрыгну - полетят клочки по закоулочкам!» Она смело и дерзко пугает зверей. Показать это интонацией голоса необходимо. Совсем по-иному звучат ее слова в конце "сказки: «Одеваюсь!.. Шубу надеваю!» Здесь она сама испугана петухом и после третьего настойчивого требо­вания быстро выскакивает из избушки.

Собаки, медведь, петушок сочувствуют зайчику. Каж­дый из них участливо спрашивает: «О чем, зайчик, пла­чешь?» По внешнему виду и характеру звери разные. Для верной передачи их образов рассказчик использует различный тембр и темп голоса: отрывистый, быстрый, звонкий голос собаки, медленная, на низких нотах речь медведя, звонкий, певучий голос петушка. Для большей убедительности хорошо использовать звукоподражания: собаки должны полаять, петушок покукарекать.

Общий тон всей сказки, несмотря на горе зайчика, жизнерадостный, бодрый. В ней преобладает доброе начало, желание помочь товарищу. На этом жизнерадостном фоне рассказчик рисует развертывающиеся события.

В основе композиции сказки излюбленный сказочный прием - повторность действия: три встречи зайчика с животными. Каждая из них является законченным эпизодом и должна отделяться от других значительной паузой.

Следует выдержать паузу и в конце сказки, чтобы дать возможность детям почувствовать благополучный ее конец.

«Снегурочка»

(Русская народная сказка для детей 5 - 6 лет)

Сказка «Снегурочка» волшебная: в ней происходит чудесное превращение снежной девочки в живую. Как и во всякой волшебной сказке, чудесный элемент ее пе­реплетается с бытовой реалистической основой: сказка рисует быт бездетных стариков, картины родной приро­ды в различные времена года, забавы детей.

Эта сказка несколько отличается от других русских народных сказок по характеру содержания. В то время как большинство наших сказок жизнерадостны, бодры, эта сказка лирична, с оттенком грусти, вызванной ги­белью Снегурочки.

Читая внимательно сказку в процессе подготовки, рассказчик отмечает, что и по композиции она отличается от других. В ней нет характерной для сказок дина­мичности, нет обычного приема - троекратного повторения действия. Все внимание сосредоточено на образе Снегурочки, ее поведении, переживаниях.

Образ Снегурочки создан с большой любовью. Трудолюбивая, смышленая, приветливая. Снегурочка хороша и внешне: «что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».

Образ, созданный с такой любовью, требует и от рассказчика соответствующих лирических интонаций, вызывающих у слушателей симпатию к Снегурочке. В голосе рассказчика должны прозвучать теплые, любовные ища, но без сюсюканья, без излишней сентиментальности.

Замечательно показан в сказке контраст радостного весеннего пробуждения природы и нарастающей печали и грусти Снегурочки. «Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела травка на проталинках, запели жаворонки». В голосе рассказчика звучат жизне­радостные, бодрые интонации, а затем, после небольшой паузы, он с оттенком грусти продолжает: «А Снегурочка вдруг запечалилась».

Выразителен конец сказки - гибель Снегурочки. Происходит чудо - растаяла Снегурочка, «обратилась в белое облачко». Рассказчик должен нарисовать и удивление, и тревогу подруг, когда они ее зовут: «Ау, ау, Снегурочка!»

Сказки - неотъемлемая часть детского мира. С самых ранних лет учат они малышей доброте и справедливости. Сказка «Заяц и Лиса» - прекрасное произведение, повествующее о том, как хорошо живётся тем, у кого есть настоящие верные друзья. Эта детская история покоряет сердца не только маленьких слушателей, но также и их родителей.

Сказка «Заяц и Лиса» - большое удовольствие для детей

Малышам действительно очень нравится это произведение. Сказка «Заяц и Лиса» у них - одна из самых любимых. При создании этой прекрасной истории народ одарил главных героев определёнными чертами характера. Сказка «Заяц и Лиса» - это борьба двух сторон. Как обычно, добро противостоит злу. Знакомство с жалким, неуверенным в себе Зайчиком, надменной Лисой, бесстрашным Петухом и прочими персонажами доставляет ребятам невероятное удовольствие, поднимает настроение, учит сопереживать слабым. Слушать такую сказку с радостью будут дети любого возраста. Крохи учатся не отнимать чужого, понимают значение взаимовыручки.

Сюжет

Действие сказки «Заяц и Лиса» начинается в зимнее время. Героям необходимо построить себе жилище. Заяц собирается жить в лубяной избушке. Лиса же принимает решение построить ледяной дом. Однако с приходом весны её «дворец» тает. Лиса отправляется к Зайцу и выгоняет его из дома. Несчастному теперь негде жить. Заяц ходит по лесу в слезах. Разные звери переживают за него и пытаются помочь. Однако, поговорив с Лисой, они убегают. Волк, Медведь и Бык не в состоянии справиться с хитрой рыжей бестией. Только Петух храбро борется за дом Зайца, несмотря ни на что. В итоге справедливость восстанавливается.

Поучительная история

В чём же мораль? Пословица к сказке «Лиса и Заяц» даёт ответ на этот вопрос. "За правое дело стой смело", - это слова о смелом Петухе. Ещё одна пословица к сказке «Лиса и Заяц» - "без беды друга не узнаешь". Одним словом, это произведение учит малышей вниманию к чужому горю, бесстрашию, доброте. Кроме того, дети понимают, что даже в самой трудной ситуации отчаиваться не стоит. Решение найдётся всегда. Заяц попробовал разные варианты. И, несмотря на то что у него ничего не получалось, он всё-таки смог вернуть себе свой дом.

Проявляем творческие способности

И Зайца - это ещё и возможность проявить свои артистические способности. С детьми можно поставить великолепный спектакль. Костюмы подготовить очень легко. На сегодняшний день их можно приобрести в одном из магазинов детских товаров, а можно и сшить самостоятельно.

Народная сказка «Лиса и Заяц» прекрасно обыгрывается малышами даже в самом раннем возрасте. Слова и действия довольно просты. Сделать декорации также не сложно. Домики можно подготовить заранее, нарисовав на больших бумажных листах, или же выпилить из фанеры, а можно сделать и по-другому. Небольшие фанерные заготовки заранее красятся. В спектакле Зайчик и Лиса будут самостоятельно строить из них домики. Для ледяного дворца подойдёт также прозрачный пластик. «Сугробы» изготовить можно, наклеив на листы ватмана или ту же фанеру кусочки ваты.

Во втором акте декорации меняются. Из предыдущих на сцене остаётся только лубяная избушка. Домик Лисы убирается. На месте сугробов появляются кустики и цветы. Пока Зайчик будет собирать букеты, Лиса прокрадётся в его дом. Вернувшись, Заяц будет стучаться домой и плакать. Однако Лиса непреклонна.

Далее всё по сюжету. Герою пытаются помочь Волк, Медведь и Бык. Но всех их Лиса также прогоняет. Только Петух с саблей на плече справляется с этой задачей. Он поёт гневную песню, угрожая Лисе сшить из неё шапку. Испугавшись, она убегает из избушки. Заяц и Петух остаются жить в домике вместе. Одним словом, поставить такой спектакль - значит дать детям прекрасную возможность проявить себя в роли актёров. Данная сказка идеально для этого подходит.