Сознание людей не делает серьезного различия между преданиями и легендами. Кроме того, современная наука также не всегда может с уверенностью отличить их друг от друга. Так же как и предание, легенда представляет собой жанр устного творчества. Слово «предание» достаточно точно отражает суть этого произведения. Это рассказ исторического содержания, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Легенда же представляет собой повествование религиозного характера, которое неразрывно связано с историческими событиями.

Вплоть до XIX столетия читать книги и, тем более, получить образование могли далеко не все. Но знать о своих корнях, культуре и религии хотел каждый человек. Предания и легенды заменяли простому люду историческую литературу, рассказывая о прошедших событиях. Но – это не историческая , а только запечатленные яркие моменты отдельных событий.

На латыни слово «легенда» «то, что следует читать». Изначально легенда представляла собой историю о благочестивой жизни святых. Затем она изменилась до религиозно-дидактических, поучительных, а иногда и фантастических биографий исторических и вымышленных , жизнь и дела которых носили обобщенные черты характера народности, проживающей в данной местности. Самое интересное, что все эти чудесные истории воспринимались людьми как произошедшие в прошлом в реальной действительности, несмотря на их сказочность и фантастичность.

Некоторые легенды действительно очень похожи на сказки. Отличие их состоит в том, что сказки большей частью имеют придуманный , а в основе легенды лежит реальное событие, пусть и описанное в сказочной форме. Они воспринимаются гораздо серьезней, как действительный случай, из которого необходимо сделать вывод с пользой для себя.

Например, в Средние века имели место легенды, персонажами которых были проклятые люди. «Легенда о Летучем Голландце», пожалуй, самая того времени. Вариантов ее повествования много, но суть одна. Наказанный Богом «Летучий Голландец» вынужден вечно скитаться по морям, т.к. его капитан проклял Создателя и связался с Дьяволом. Находясь под впечатлением от этой легенды, мореплаватели того времени уверяли, что действительно видели этот проклятый корабль. Кто знает, что там было на самом деле… Тем не менее, эта легенда «живет» в памяти людей и по сей день.

Все события, имеющие место в легендах, описываются и оцениваются с точки зрения понимания народной традицией христианских норм жизни. Наряду с людьми и животными, ангелами и бесами, Бог и святые часто спускаются на землю, принимая разные обличья. Неузнанные, они ходят по ней, награждают праведников и грешников.

Легенды слагались, благодаря не только устному народному творчеству, но и письменным артефактам, например, апокрифам. Также среди письменных источников - некоторые библейские тексты.

Сюжеты, описанные в легендах, нашли свое отражение не только в литературных жанрах, но и в иконописи. Самым ярким примером служит икона «Чудо Георгия о змие», которая впоследствии явилась основой для создания Московской Руси, а позднее и столицы России.

Легенды и предания – жанр, который живет и развивается. Вполне вероятно, что современное понимание текущих событий обыкновенными людьми рождает и собирает выводы и истории, слухи и рассказы, которые дойдут до потомков яркими и поучительными легендами и преданиями.

Легенда это первоначально термин средневековой католической письменности, впоследствии - жанр средневековой повествовательно-дидактической литературы (жизнеописания святых, затем - любые тексты религиозно-назидательного содержания). В распространении легенд большую роль сыграли сборники «Золотая легенда» Иакова Ворагинского (13 век), «Великое зерцало» (1481) и др., которые в 17 веке проникли в Россию. В западноевропейской средневековой письменности различают легеенды панегирические, куртуазно-религиозные, легенды-путешествия (связанные с крестовыми походами и проникновением в страны Востока), легенды-фаблио. К 17 веку возникло пародирование религиозных легенд, в том числе в России («Повесть о том, како бражник вниде в рай»). Тем не менее отдельные сюжеты легенд периодически возрождались в литературе, отвечая запросам нового времени (о Фаусте, Дон Жуане, Агасфере). Сюжеты легенд широко использовали Ф.Новалис, Л.Тик, А.Мицкевич, В.Ирвинг; к ним обращались В.Скотт, В.Гюго, Г.Флобер, А.Франс, Т.Манн и др.

Легенды в фольклоре

В фольклоре легенды - жанр несказочной прозы, фантастически осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественным и существами (Бог, святые, ангелы, «нечистые духи»). В основе фольклорных легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их структуру, систем у образов, поэтику. В отличие от мифов, легенды независимы от ритуала, в отличие от преданий, события легенд протекают одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Первый (и единственный) сборник русских фольклорных легенд был издан А.Н. Афанасьевым в 1859 (Новосибирск, 1990) . Русские фольклорные легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. На родные письменные легенды церковь отнесла к «отреченным книгам» (апокрифам), поскольку их содержание не вполне совпадало с официальным вероучением. В русском фольклоре выделяются этиологические, религиозно назидательные и социально-утопические легенды. Этиологические легенды имели познавательный характер, объясняли происхождение мира, человека, животных. Особенно многочисленна группа религиозно-назидательных легенд: о Боге-отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имен святых; рассказы, предостерегающие от нарушения церковных запретов; о святых старцах и о юродивых. Социально утопические легенды, выражая мечту народа о справедливом общественном устройстве, призывали к действию (среди них легенды о «золотом веке», «о далеких землях», о «возвращающемся избавителе») .

Представление о «золотом веке» содержит легенды « О граде Китеже». Вера в «далекую землю» запечатлена в легенде о Беловодье, которая среди уральских старообрядцев была настолько популярна, что привела к появлению особой секты - бегунов. Легенды о «возвращающихся царях (или царевичах) избавителях» выступали «содержательной формой идеологии народных движений». Этими легендами воспользовались многие самозванцы. В устной традиции христианские легенды нередко принимали форм у сказок. Отчасти это приводило к расширению сказочного репертуара, даже обозначалась тенденция оформления нового жанра-легендарной сказки («Марко Богатый», «Безручка»). Традиционный нравственный мир русских сказок, с их глубоким сочувствием невинно гонимым, мог естественно приобретать христианскую окраску. Вместе с тем фантастика, связанная с образами Бога, Христа, святых, ангелов, чертей, часто служила в сказке осмыслению социально-бытовых отношений и противоречий, поэтому сказки легендарного происхождения приближались к анекдотическим («Соломон Премудрый», «Поп в козлиной шкуре» ; в сборнике легенд Афанасьева - «Илья пророк и Никола»). Сюжеты и образы фольклорных легенд использовали русские писатели (А.С.Пушкин, А.К.Толстой, Н.С.Лесков, П.И.Мельников-Печерский, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский) и композиторы (опера Н.А.Римского-Корсаков а «Сказание о граде Китеже»).

Все мы часто слышим: "Это событие станет легендой! Да он просто легендарен! О ней легенды ходят!" А что такое легенда на самом деле?

Само слово "легенда" пришло к нам из латинского языка и переводится как "читаемое" или же "список отрывков из литургии для чтения на каждый день". Считается, что это одна из разновидностей устного народного творчества, но в отличие от сказки, там нет никакого волшебного начала. Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле. Но так как большинство легенд начали формироваться ещё тогда, когда письменности не было, а потому передавались из уст в уста, то каждым из рассказчиков добавлялись какие-то новые элементы, новые красочные детали, и легенда постепенно трансформировалась. Легенды встречаются и в религиозной литературе – описания жития святых, деяния апостолов, части в священном Писании.

Лучше всего понять, что означает легенда, можно на конкретном примере. Все слышали легенду об Атлантиде – таинственном городе-цивилизации, который был развит до несказанно высокого уровня, чем прогневал богов и ушел под воду. Часть этой истории – существования города Атлантида – правда. Остальное – гнев богов, уровень развития цивилизации, сила самих жителей – Атлантов – может быть правдой, а может быть и домыслом рассказчиков.

Чем отличается миф от легенды

Миф – это определённый литературный жанр, передающий понимание человека о происхождении мира, и природных явлениях, и месте самого человека в этом мире. Сущность мифа и легенды, в принципе, одинакова, но имеет существенное различие во временных рамках.

В наиболее ранний период развития человечества (Древний Рим, Древняя Греция), когда порядок летоисчисления только зарождался, главным в человеческом мировоззрении был миф. Именно благодаря мифам люди объясняли для себя самые важные человеческие вопросы.

Постепенно, с развитием человечества и появление монотеистических религий (где только один Бог-создатель, а не несколько), появлялись легенды – более реалистичные сказания, помогающие описать не всё мироздание в целом, а некоторые отдельные его элементы.

Понятие легенды переосмысливалось, и сейчас "легендой" мы также называем людей и события, которые получили мировую известность. Например, легендами рока являются The Beatles, Queen, Led Zeppelin, а легендами отечественного шоу-бизнеса – Алла Пугачёва, группа "ВИА Гра" и другие.