August Sander (1876-1964)увлекся фотографией работая на шахте в городе Хердорф в 1890-х годах. Он помогал местному фотографу, а в 1892 году дядя подарил ему среднеформатную камеру,с тех пор он не растается с камерой.Даже когда Зандер служил в армии, он был помощником фотографа. После службы он некоторое время путешествовал по Германии занимаясь архитектурной и промышленной фотосъемкой. В 1901 году Зандер поступил работать в фотоателье в городе Линце. Он оказался талантливым работником: уже через год стал партнером, а в 1904 году выкупил фирму, которая стала называться «Студия художественной фотографии и живописи Августа Зандера». В этом же году он получил золотую медаль на Парижской фотовыставке, а два года спустя в Линце состоялась его первая персональная выставка.



В 1909 году он продал студию в Линце и переехал в Кельн. Открыв там новую студию, Август Зандер начал работу над главным в своей жизни проектом: «Люди двадцатого века»-«Menschen des 20 Jahrhunderts». Целью проекта было создание группового портрета немецкого народа, так что название было несколько самонадеянным, а может быть для фотографа понятия «человек» и «немец» означали одно и тоже. Тем не менее задумка была грандиозная, и с некоторыми перерывами - службой в армии во время Первой Мировой Войны, фотоэкспедицией на Сардинию в 1927 году - он занимался этим проектом до середины 1950-х годов. В 1929 году вышла книга «Лицо нашего времени», содержащая 60 фотопортретов.



С приходом к власти Гитлера положение Августа Зандера стало опасным. В 1934 году его сын - член Социалистической партии Германии - был арестован, а несколько позже по распоряжению Министерства культуры была запрещена книга «Лицо нашего времени», в которой, по мнению нацистских культурологов, фотопортреты недостаточно соответствовали «расовой эстетике». К счастью сам Зандер остался на свободе и занялся архитектурной и ландшафтной фотографией, продолжая тайком работать над «Людьми двадцатого века» С началом Второй Мировой Войны он оставил Кельн и переехал в сельскую местность увезя с собой остатки негативов. Этим он спас свою коллекцию от бомбы, которая разрушила его студию в 1944 году - но, как видно, от судьбы убежать не просто: часть негативов была уничтожена грабителями в 1946-м.


Несмотря на все удары судьбы и на то, что в конце 1940-х годов его имя оказалось практически забытым, Август Зандер продолжал усиленно работать. Былая известность вернулась к фотографу в 1951 году после знаменитой фотовыставки «Photokina». В 1952 году музей города Кельна выкупил его довоенные фотографии, а в 1955-м Эдвард Стейхен включил несколько его работ в знаменитую экспозицию «Род человеческий». В конце 1950-х годов Август Зандер был избран почетным членом Германского фотографического общества. Что касается главного труда его жизни - проекта «Люди двадцатого века», то в полном виде он был издан лишь после смерти фотографа.

August Sander у своего дома


1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.

Второй очаровательный женский портрет работы французского художника Франсуа Фламенга (Francois Flameng, 1856 – 1923).

Это уже 1911 год, и наряд дамы уже чётко соответствует всем особенностям моды . «Летящий» силуэт платья, узкая юбка, сильно открытые плечи, использование нескольких тканей: цветастый шёлк и шифон, как мне кажется. Причёска тоже своеобразная, не очень похожая на причёски самого начала 20 века.

Ещё мне бросилось в глаза обручальное кольцо на безымянном пальце левой руки дамы. Почему-то в Европе всегда носили (и вроде бы носят сейчас) обручальные кольца на левых руках, а не на правых. Вообще-то, на мой взгляд, это правильно, потому что более практично: ведь правой рукой мы чаще пользуемся, чем левой, и кольцо можно повредить, например, как-то поцарапать.

Francois Flameng. Portrait De Mme D, 1911 год

Наткнулась на сайт с фотографиями интерьеров, оформленных в серых и жёлтых тонах. Посетители сайта дружно раскритиковали работы. Была высказана мысль, что серое с жёлтым категорически не сочетается, а стало быть, и нечего мудрить.

И действительно, по фотографиям напрашивался такой вывод. Но мне сразу вспомнилась картина художника эпохи модерн Эмиля Вернона, где сочетание серого с жёлтым в костюме дамы выглядит необычайно эффектным. А ещё вспомнились слова одного модельера о том, что нет такого понятия, как «не сочетающиеся цвета», есть понятие «не сочетающиеся оттенки». То есть всё дело в выбранных оттенках, а также в том, какой оттенок превалирует, а какой идёт к нему довеском. Но именно довесок может сделать тот или иной интерьер или костюм. Например, если убрать с костюма дамы на картине жёлтую розу, он потеряет весь свой шик, хотя и останется элегантным.

Юсуф Карш - легенда портретной фотографии. Именно ему принадлежат всемирно известные фотографии Хеменгуэя, Черчилля, Хрущева, Эйнштейна и многих других. Талант фотографа был настолько велик, что в газете The Sunday Times о нем написали: "Когда известные люди начинают задумываться о бессмертии, они зовут Карша из города Оттава ."






Юсуф Карш (Yousuf Karsh) родился в Турции в армянской семье, однако позже в юности он переселился в канадский Квебек к своему дяде. Именно дядя заметил в молодом Карше фотографический талант и помог мальчику научиться тонкостям профессии, отослав его учиться на 4 года в США. По возвращении Юсуф основал собственную фотостудию, которая со временем станла очень популярна среди знаменитостей. Из списка 100 наиболее примечательных людей XX века в книге "International Who’s Who "(2000) Карш сфотографировал 51.












Одна из отличительных черт фотографий Юсуфа Карша - его феноменальное умение управлять студийным светом. С помощью освещения он создавал необходимый фон, идеально гармонирующий с одеждой и даже с эмоциями фотографируемого. Юсуф обходился минимумом декораций, а чаще всего и вовсе без них, делая акцент на лицах, на характере, на том, что есть особенного в человеке. "Величайшим наслаждением для меня является фотографирование великих сердцем, великих умом или духом, вне зависимости от того, известны они или нет. "








Широко известна история создания великолепного портрета Черчилля для журнала Life . Благородный гнев премьер-министра, его решительность, неустрашимость во взгляде - трудно представить себе более подходящий портрет для политика, вынужденного решать серьезные проблемы во время Второй Мировой войны. Однако Юсуфу Каршу не пришлось просить премьера изображать все это - эмоции были самыми искренними и настоящими. Во время своего визита в Канаду у Уинстона Черчилля была очень насыщенная программа, и потому для фотографа он нехотя нашел лишь несколько минут. Прибыв в фотостудию, Черчилль уже был не в духе и, стоя перед камерой, закурил сигару, что совершенно не устраивало фотографа. Тогда Карш подошел к премьеру и резко вырвал сигару из его губ. Портрет британского лидера, лучащийся неистовством и гневом, получился с первого кадра.



«Фаюмский портрет» - Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. Изображения представляют собой портреты жителей римского Египта I-IV веков н.э.- египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Фаюмский портрет.

«Портрет Грозного» - Портрет царя. Глава 1. Пир Ивана Грозного. К. Лебедев «Портрет Ивана Грозного». Н.В. Неврев «Опричники». Портрет Алёны Дмитриевны. Главная проблема «Песни…» – проблема долга и чести. Иван Грозный и Малюта Скуратов. Парсуна 17 века с изображением Ивана Грозного. В.М. Васнецов «Царь Иван Грозный». Глава 2. Алёна Дмитриевна говорит мужу о надругательстве Кирибеевича.

«Портрет в живописи» - «Портрет крестьянки в русском костюме». Развивать способность чувствовать созвучность настроений, выраженных в музыке и живописи. Ф.Хальс Смеющийся мальчик. «Портрет Микки Морозова». Почему, не "Бабочка", например? Послушная и робкая девочка? Привлечь внимание детей к красоте детских портретов.

«Русский портрет 18 века» - Одним из первых русских художников Никитин был послан учиться в Италию. Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Е.Г. Темкиной. 1798. Учитель ИЗО,МХК. Портрет А. П. Струйской.1772 г. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822). В 18 веке появились новые жанры: бытовой, исторический, пейзажный. Родился в селе Воронцово (ныне - в черте Москвы) в семье крепостных.

«Портреты Чехова» - А.Степанов (1858-1923). Портрет, выполненный братом писателя, Николаем Чеховым. Портрет работы И.Э.Браза, хранится в Третьяковской галерее в Москве. Фотопортрет, сделанный С.Линденом. О.Книппер (1868-1959). А.П.Чехов. И.Левитан (1860-1900). Ольга Книппер – жена писателя. А.П.Чехов (1860-1904). Автопортрет.

«Портрет автора» - К. Сомов А. Блок 1907 г. И. Репин Толстой за работой. Толстой на пашне Толстой на покосе. И. Крамской И. Репин. Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора. 1849 г. 1851 г. 1856 г. Ермонтов в детстве. Б.М. Кустодиев Ю.П. Анненков Портрет Е. Замятина Портрет Е. Замятина.

Всего в теме 14 презентаций

Древнейшие живописные портреты

В Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме по прихотям Музы скульптура была популярнее живописи. К живописным работам относятся Фаюмские портреты, найденные в Среднем Египте — изображения красивейших жителей римского Египта I-IV веков н.э.: египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян.


Лица Средневековья

Во времена Средневековья портрет начинает небольшими вкрадчивыми шажками проникать и в станковую живопись. Первая (и потому самая известная) из сохранившихся работ этого типа — «Портрет Иоанна Доброго» (около 1349 г.).

За пределами Европы

Поразительной конкретностью отличается средневековый китайский портрет (особенно периода Сун, X—XIII вв.). Несмотря на подчинение строгому типологическому канону, светила средневековой живописи из Поднебесной создали немало ярких индивидуализированных психологических портретов. Кроме того, высокие образцы портретной миниатюры (правда, немного непривычные европейскому глазу) были созданы мастерами Средней Азии, Азербайджана, Афганистана, Ирана, Индии.

Портрет Возрождения

Во времена Ренессанса наступил перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наверстывая упущенное за времена неврастенического средневекового мракобесия. Ренессансный человек ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей, забыв горький урок с Вавилонской башней.

Новая идеология требовала новой структуры портрета. Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть сущность изображаемого человека — а это было семимильным шагом вперед. Изображая своего героя в определённой среде, художник более находил своей модели место в пространстве. Смена режиссеров влечет за собой смену декораций: на смену условному, ирреальному фону Средневековья приходят интерьер или пейзаж. Общение изображаемого человека с вымышленными персонажами (мифологическими и евангельскими) становится нормой. В монументальных росписях среди других героев картины художник также нередко изображает и себя, от былой средневековой стыдливости не осталось и следа. Наконец, финальным штрихом стало возникновение техники масляной живописи, которая сделала письмо более тонким и психологичным.

Человек – центральная фигура в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов и существенно обновляют средства художественной выразительности. Среди них — воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана.

Знаменитых итальянцев опередили голландцы: Ян ван Эйк, Ганс Мемлинг, Робер Кампен с присущей им духовной заострённостью и предельной точностью изображения. Если художники «сапога» часто словно возносили своего героя над миром, то здесь портретируемый — скорее неотъемлемая частичка мироздания. Чтобы добиться такого эффекта, творцы подробнейшим образом прописывали среду вокруг человека. Кроме того, от их зоркого взгляда не ускользала ни одна морщинка на лице модели.

Портрет маньеризма

В искусстве маньеризма (XVI век) ясность ренессансных образов сдает свои позиции. Все тревожнее и драмматичнее воспринимает художник свою эпоху, все острее и духовно насыщеннее становится композиционный строй. Наглядный пример тому — портреты итальянцев Понтормо и Бронзино и испанца Эль Греко.

В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового портрета — теперь персонажи живее, крепче связаны друг с другом. Застывшие портретные группы Средневековья медленно, но верно сменяются многофигурными композициями.

Портрет XVII века

Как всегда, всё идет из глубин коллективной психологии эпохи. Личность испытывала кризис, взгляд на действительность больше не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. Возникали более сложные связи с внешним миром, стремление к более глубокому самопознанию набирало силу. Отсюда и изменения в традициях написания портретов: создатели пытаются раскрыть характер модели более «многослойно», объемно и сложно.

В XVII веке основных высот в этом жанре достигли нидерландцы, которые к этому времени разделились на два лагеря — фламандскую и голландскую школы. На пике моды групповой и семейный портрет и, кроме того, на холстах наконец один за другим появляются простые люди из народа. Такая «демократизация» живописи выходит за пределы Голландии (Хальс), образами бедняков не пренебрегает испанец Диего Веласкес.

Впрочем, это никому не мешает продолжать живописать довольные жизнью аристократические лица, более достойные, по меркам того времени, быть изображенными на полотне. Яркий пример — Питер Пауль Рубенс.

Новую жизнь обретает автопортрет — всё благодаря тяге человека к самопостижению: Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен — вот главные любители селфи в реалиях XVII века.

Портрет XVIII века

С исходом XVII века жанр деградировал и был без малейших сожалений отодвинут его на второй план. Достижения реалистического портрета забыты, эталонным становятся официозные и напыщенные портреты — парадные или же мифологизированные. Кроме нарядности и красоты модели художников мало что заботит, поэтому лица становятся «кукольными».

Но свои правила диктует только-только начавшаяся эпоха Просвещения с ее идеями гуманизма, поэтому утверждается новый реалистический портрет — жанр спасен. Пока в Испании творит знаменитый Франсиско Гойя, из закулисья с помпой выходит Россия в лице Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского, которые делают упор на точность социальных характеристик, тонкость психологического анализа, раскрытие внутреннего мира и богатство эмоций.

Портрет 1-й половины XIX века

Призрак бродит по Европе, призрак классицизма, главного жанра Великой Французской революции. Портрет теряет пышность и слащавость XVIII века и становится более строгим и холодным, что видно, например, по работам Жака Луи Давида.

Следующим «измом» становится романтизм, и здесь нельзя не упомянуть имена Теодора Жерико и Эжена Делакруа (Франция), у Ореста Кипренского и Карла Брюллова, отчасти Тропинина (Россия), Филипп Отто Рунге (Германия).

Но классицизм не сдается под натиском нового направления, а, напротив, переходит на новый виток своего развития — за это отдельное спасибо Доминику Энгру.

2-я пол. XIX века

Вот и настал черед реализма. В фокусе художника — социальная характеристика модели и ее психология.

В последней трети XIX века все больше художников отходят от заветов своих наставников, создавая свои собственные законы живописи. Новое «вольнодумное» и даже по тем временам «наглое» направления получает название импрессионизма. В нем момент — это всё. Художник отрекается от стремления к фотографическому правдоподобию и вместо этого сосредотачивается на изменчивости облика человека и его поведении в изменчивой среде.

Целям и образам портрета импрессионизма было полностью противоположно творчество их современника — Поля Сезанна. Хотя на первый взгляд они могут показаться родственными душами, Сезанн, в отличие от импрессионистов, стремился выразить в монументальном образе некие устойчивые свойства модели.

На иной аспект обращает внимание Винсент ван Гог, поглощенный жгучими проблемами нравственной и духовной жизни своего современника.

В конце XIX— начале XX века на первый план выходит модерн с его лаконичной заостренностью, порой — чертами гротеска. Всё это можно наблюдать в работах Тулуза-Лотрека, Альфонса Мухи, Густава Климта.

Портрет в XX веке

В XX веке после головокружительного взлета портрет вновь переживает упадок. Чтобы с новыми силами оттолкнуться от земли и взмыть к небывалым высотам. На почве модернизма возникают другие художественные направления (экспрессионизм, кубизм, фовизм, супрематизм и т.д.), и вместе с ними — произведения, номинально называемые портретом, но напрочь лишенные его специфики — с демонстративным и бунтарским уходом от реального облика человека, который превращается в некую отвлеченную, условную схему — из углов. фигур, граней или же цветовых пятен. Портрет становится скорее отражением состояния души художника, чем модели.

К середине XX века кризисные черты наполняют портрет до краев, превращая его в сплошной черный квадрат. Все очевиднее становится нарочитая деформация, искажение человека, а интерес к абстрактному и нефигуративному искусству растет бешеными темпами нового века.

Перемены привносят Энди Уорхол, Алекс Катц, Чак Клоуз, которые вновь фокусируют свои произведения на человеке. Теперь иконой века становится «Мерлин Монро» Уорхола. К слову сказать, поп-арт является одним из немногих направлений искусства XX века, использующим человеческое лицо без больших пропорциональных искажений.