Рок-фестивали являются одним из любимых мест отдыха любителей тяжелой музыки. В тёплое время года по всему миру молодёжь регулярно собирается в одном месте, чтобы отдохнуть и в живую увидеть любимых исполнителей.

Такие фестивали давно вышли за рамки обычного музыкального шоу, превратившись в целую субкультуру. На самые главные концерты года съезжаются поклонники со всего мира.

Зарождение

Первые рок-фестивали начали проводиться более пятидесяти лет назад. Изначально они сильно отличались от современных. В них принимали участие неизвестные для широких масс группы. А организация и проведение самого фестиваля никак не контролировалось властями.

Однако через десять лет ситуация серьёзно изменилась. Рок-фестивали стали привлекать всё больше молодёжи. Во время шоу продавалось неограниченное количество алкоголя. Также некоторые люди приносили с собой наркотики.

Атмосфера драйва, вызванная тяжёлой музыкой, а также состояние массового опьянения, нередко приводили к плачевным последствиям. Разгорячённые молодые люди вели себя достаточно агрессивно, ввязываясь в драки и устраивая акты вандализма. В прибывшую полицию нередко летели различные предметы.

Безудержное веселье

Ни один фестиваль не происходил без задержания нескольких десятков человек и вызова кареты скорой помощи. Поэтому постепенно правоохранительные органы стали брать рок-фестивали под свой контроль. Но безопасность - это не главная причина, побудившая власти на такой шаг.

Крупные корпорации и предприимчивые люди заметили, что ежегодно фестивали собирают десятки тысяч людей. А это значит - огромная возможность для прибыли.

Начали проводиться первые коммерческие фестивали. Какая-нибудь фирма выплачивала музыкантам гонорары и занималась другими организационными вопросами. За это получала неплохую прибыль от продажи билетов и розничной торговли на месте. Через некоторое время рок-фестивали в США заняли весьма важное место в Мечтой почти каждого подростка было побывать на таком мероприятии.

Помимо классических фестивалей бывают также и благотворительные. Впервые они появились в восьмидесятые годы, во время распространения пацифистских идей среди молодёжи. Американское вторжение во Вьетнам стало своеобразным катализатором радикальных течений. Стали устраиваться концерты в поддержку или ради помощи больным детям и так далее. Как правило, инициатором выступала одна рок-группа. Фестиваль назначался за несколько месяцев до даты проведения. В течение этого времени другие группы могли подать заявку на участие.

Проведение

Обычно фестиваль длиться несколько дней, как правило три. Чтобы избежать недоразумений с местным населением и других проблем, шоу проходит в пустынной местности, вдали от городской агломерации. Рок-фестивали лета имеют высокие стандарты безопасности. Организаторы обязаны обеспечить снабжение всех посетителей водой и иметь медицинский персонал.

На рок-фестивале выступают обычно схожие по жанру исполнители. Например, на фесте "Hellfest" выступают группы, играющие в жанре мош битдаун хардкор. Таким образом, событие привлекает наибольшее количество почитателей данного направления. Так как рок-музыка часто несёт в себе социальный или политический контекст, фестивали нередко собираются как протест против чего либо. Так, в восемьдесят девятом году в Москве прошёл знаменитый "Музыканты за мир", собравший десятки тысяч людей.

Возможные проблемы

Тем, кто собирается посетить подобное мероприятие, следует помнить, что оно сопряжено с рядом опасностей.

Поскольку место проведения шоу расположено далеко за городом, необходимо взять как можно больше воды и непортящейся еды. На месте будут магазины и однако очередь к ним может растянуться на сотни метров. Подобные проблемы регулярно сопутствуют "Нашествие". Рок-фестиваль проводится более семи лет, и за это время произошло множество неприятных ситуаций. Несколько раз были проблемы с водой, которую не смогли доставить вовремя.

Надевать стоит наиболее удобную одежду, которая не спадёт во время активных движений. На таких фестивалях как "Вудсток" нередко происходит мошпит - элемент хардкор танцев, когда огромное количество людей бежит по кругу, выполняя хаотичные движения конечностями. Если вы не разу не участвовали в подобном, то лучше держаться от круга подальше.

Также положите все ценные вещи в сумку или карманы с молнией, поскольку в бешенном ритме они могут попросту выпасть. На некоторых фестивалях разрешён стейдждайвинг - прыжки со сцены в толпу. Их делают как музыканты, так и присутствующие. Прыжок обычно не связан с большим риском, однако скорее всего вы потеряете своих товарищей. Поэтому до начала фестиваля лучше заранее определиться с местом встречи в случае непредвиденных ситуаций.

27/06/03, Datex
Рок-концерты - это энергия, буйство толпы и когда тебя поднимают над толпой, потом ты кого-нибудь поднимаешь. Незабываемые ощущения, да и музыка проникновенная.

21/09/03, Depress
Ха! Такой угар! А самое главное - живой концерт, не под фанеру! Вот бы на металлический концерт попасть... представляю...

17/10/03, Johny
Концерт - это всегда потрясное зрелище... Море рук, сотни восторженных глаз, океан зажигалок во время баллад... Красота да и только... Всегда интересно споет или не споет артист ту или иную пресню... С какой песни начнется, с какой закончится, будут ли неизданные песни. Также можно услышать новые версии старых песен. Можно пообщаться со своими единомышленниками... Насладиться музыкой и представлением.. Да и просто оторваться... (в хорошем понимании)

04/01/04, Twist
А кто ж этого не любит??? Такой звук! Кажется, что внутри у тебя землетрясение... Не слышишь собственного голоса! Кайф. Я бы оттуда не уходила. Очень хорошее времяпрепровождение.

04/01/04, ***Blinky***
Потому что там прикольно=) правда, я люблю концерты в маленьких клубах, там и давки нет, и вообще намного лучше! на концертах не ору и не бешусь, а встану у самой сцены и наблюдаю, как метра за полтора группа зажигает=) вот это - да!

04/01/04, Пятая Sprava
Рок-концерты- это всегда драйв, куча отрывного веселго народа, суперская музыка, короче, веселуха!!! И обязательно пойду на следующий концерт в нашем городе "Знай наших".

20/05/04, ABIGAIL
Самое клёвое времяпровождение, отдых от повседневной серости, клёвый повод выпить, возможность потусоваться и пообщаться с интересным народом! Да если бы не эти замечательные мероприятия, не познакомилась бы я с моим ненаглядным, любимым и обожаемым барабанилой! Именно один из местных рок-концертов помог мне встретить мою любовь! А, например, сегодня я отваливаю на фестиваль в другой город. Живой музон (особенно тяжелый) - самый лучший заряд энергии!

28/06/04, Ирчик
Потому что, слушая любимую музыку в большом зале, получаешь такой заряд адреналина, который не сравниться от прослушивания дома, да и наличие народа, который колбасится вместе с тобой тоже радует

14/07/06, ХулигАнка
По-моему, по-настоящему оторваться и насладиться всей атмосферой можно только на рок-концерте.. это кайф..

16/12/06, Dudet
Очень люблю, раньше ходила постоянно. Сейчас что-то обленилась совсем, но надо это исправить. Там хорошо, там черпаешь энергию, жизненые силы. Рок-концерты мне помогают не падать духом, это как витамин для меня, бальзам, они полезны для души. Мне трудно без них, они нужны таким одиноким, депрессивным существам вроде меня. Жаль, что туда уже лезут всякие левые, неискрение исполнители, для которых играть рок-музыку - способ самоутвердиться, показать что ты крутой, но тем не менее честные люди среди рок-среды всегда будут в отличие от попсовой тусовки, в которой одно быдло

16/12/06, Lamenta
Посещение "своих" местных сейшенов для меня - святое дело. Есть неплохие группы, есть что послушать, есть с кем оторваться, теперь у нас ещё и стэйдж-дайвинг практикуют, сама учавствовала в этой заварушке на хмельную голову) Здорово, в общем. Ещё несказанно радует, что наши организаторы стали проводить по два-три концерта в месяц, о чём раньшме местным неформалам приходилось только мечтать. На концерте получаешь кучу адреналина да и выплёскиваешь накопившуюся энергию, изумительная разрядка! К тому же, когда в одном месте собирается столько единомышленников...))

16/12/06, НастюнчеГ
Хожу на них в основном одна или вдвоем с кем-нить, но все равно получаю море удовольствия. Весной этого года меня занесло на Moonspell (я их раньше слушала, сейчас - очень редко, но все равно не могла не пойти), а зимой и осенью прошолого - на Therion и Апокалиптику. Еще оставил море положительных эмоций концерт Дэйва Гэхана года 3 назад. Жаль, что с Уотерсом этим летом нас киданули:-(

16/12/06, Принцесса Гадюка
Ой, я это дело обожаю. По пятницам хожу на рок - концерты, а по субботам на рнб пати=) Так как меня расколбасить нереально, то я и после этого могу еще куда - нибудь ходить - хоть каждый день. Много энергии=)Особенно русский рок, или русская альтернатива - вот это да... Афигенно. Зарубежный рок - это не так. Наш лучше. А какие у нас музыканты... прямо вау.

26/12/06, Bolan
Люблю за энергетику, напрямую идущую от артиста. Без посредников. За возможность оценить потенциал группы. Их уровень. За возможность живого "общения" с артистом. За все то, что не может передать запись.

07/10/07, NicoReed
Минувшим летом мне посчастливилось побывать на Placebo, Metallica и Nine Inch Nails. Про то, как это было круто - не описать никакими словами. Невероятные ощущения, когда ты находишься в орующей и ликующей толпе и орешь вместе с ней. Но многое, конечно, зависит от самих музыкантов, от их игры и энергетики. В данный момент я нахожусь в предкушении московского концерта лучшего концертного состава Британии - Muse. Ничуть не сомневаюсь в том, что они зажгут.

24/02/08, Aries
Да даже когда смотришь концерт, получаешь столько драйва и энергии! я представляю, что творится когда ты еще при этом присутствуешь. Это жизнь, драйв, энергия, положительные эмоции. Вот у меня столько планов насчет концертов. В первую очередь хочется на Moonspell попасть. На мейденов, пока они не дай бог, не распались, на раммштайн и т.д. хотя понимаю, что всего лишь мечты и вряд ли осуществимые.

24/10/08, Оsаkа
рок-кнцерты для меня это повод вынести наружу все свои, накопивышиеся за долгое время, отрицательные эмоции. после них ощещаю себя обновленной. громкая музыка, проникающая и звучащая внутри тебя, бешенная толпа, махающая руками, головами и бывает что ногами, сами группы, неподетски заводящие толпу, а в особенности верные друзья, которые готовы всегда тебя вытащить из под тел, откуда-то на тебя навалившихся, все это или ужасно пугает или дико заводит!!! =)

06/12/08, Oxymoron
Да круто это, столько эмоций, впечатлений, а какое удовольствие от этого! Один поход-и всю неделю потом жизни радуешься.И слэм я люблю,и синяки после него, и больные конечности, когда утром пошевелиться невозможно. Я раз додумалась в балетках придти, так у меня до сих пор на ноге шрам есть, от чьих-то гриндаров. А ещё это огромный шанс обзавестись друзьями с такими же интересами. Да, и ещё безумно приятно,что рок-музыканты действительно не под фанеру дуют,их концерты-живая музыка.

06/01/09, Сатаненок
люблю потому что это драйв, энергия и прилив сил на неделю! обожаю слэмится и орать на концертах тяжелых групп. 3 раза ходил на бехемот, один на соулфлай, два раза на катарсис, два раза на эпидемию, один раз на арч энеми ну и бесчетное к-во раз на малоизвестные групешки и бесплатные рок фестивали и всегда было классно! мечтаю попасть на концерты мунспел, синистер, иммортал, напалм дед,морбид энджел,хуман девайс. хотелось бы сходить на канибалов, стигмату, бафомет и ордалион! тяжмет the best!!!

05/06/09, deora
Это как зарядное устройство для мобилки. Так же само на меня действует. Заряда хватает надолго. Но не более, чем на полгода. Потом начинаешь загибаться и потухать... Заряда осталось на одну полоску... Кажется, что всё... Но нет! Тут накоенец приезжают ОНИ и уровень заряда снова зашкаливает. И согласна с предыдущим комментаторм - поход действительно похож на некий ритуал.

07/09/09, Мертвая девочка
Я хожу на них и очень часто.Дело не в том кто туда приходит,а какую музыку играют там группы.И народ нормальный попадался,ну не очень канешно приятно смотреть на набуханых подростков,ноя не обращаю на ето внимания,для меня главное музыка. Согласна что не все группы играют нормальную музыку,но среди них есть очень даже таки не плохие(а порой и очень класные) группы

28/03/10, Bizarro
на рок-концерте могут собраться любители одного исполнителя, да и вообще живое исполнение круче воспринемается чем запись!

07/06/10, Кипелов Валерий
Так я люблю концерты,так как сам их проводил их.пока все тихо,пока нет там быдла.Один раз такой малолетний быдлофанатик полез ко мне са сцену,когда я был в Арии,хотел обнять меня,я его соответствено,выдворил со сцены.А ТАК это хорошо,когда все Ок

19/07/12, Обыкновенная
Пиком всего был для меня концерт Кипелова в Минске. Мы сидели в секторе, но всё равно - от зрелища, звука и самого ощущения дух захватывало. Мы вышли оттуда охрипшими, прифигевшими от счастья, и назавтра весь день в моей голове громко пел Кипелов:) В этом году снова идём, опять на Кипыча! Главное, конечно, идти на рок-концерт стоит только в том случае, если реально любишь именно эту музыку. Иначе будешь плохо разбирать слова песен и рискуешь не получить никакого кайфа. Если идёшь на танцпол, можешь уйти оттуда помятым, что тоже обидно, если музыка не компенсирует боль:) Но если это музыка, которой ты живёшь, то ощущения при хорошей акустике в зале будут драйвовыми. Живое исполнение любимых песен, живой объект твоего восхищения - перед тобой, и бушующее море людей, кайфующих вместе с тобой! ААААААА!!! это прекрасно! Мечта высшего уровня для меня - концерт великого и могучего Rammstein. Если они ещё раз приедут в Минск, не пропущу ни за что! Уже начала собирать на билет:)

13/03/13, Silvergirl
Очень хочу побывать на рок-концерте.Даже когда на видео его смотришь такой прилив энергии идет что просто кайф. Сколько драйва на живых концертах. Представляю что чувствую люди находящиеся на концерте. Хотелось бы побывать на концерте Arch Enemy но вряд ли они приедут в Украину. А вообще на любой интересной рок-группе. А то приезжают в наш город всякие время и стекло и им подобные.

20/06/15, MikaZombie
Только вчера была на ParkLive, это первый концерт в моей жизни, было шикарно, лютый драйв! Офигенное ощущение, когда весь зал поет припев любимой песни)))

07/09/15, ВолчицаОдиночка
Вот это потрясающе круто! Настоящий драйв! Вчера только была на рок-фестивале! Впечатлений, радостных эмоций целое море! Получила огромный кайф от концерта, плюс бонус хорошего настроения и адреналина! Народ отрывался пополной! Исходящая от зажигающих музыкантов и восторженной толпы энергия просто заразительна, распирает, заводит, что сам по себе начинаешь тусоваться со всеми, подпевать, орать, визжать что есть силы, прыгать, трясти головой, показывать «козу», аплодировать, поднимать высоко руки, делать сэлфи. Врубленный на всю катушку тяжёлый рок, гитарные риффы, бешеный перестук барабанов, качественный вокал, скрипка (у нас на концерте была одна группа со скрипачом) – это чудесное сочетание звуков захватывает, наполняет всё существо, покоряет. Усиливали эффект праздничной атмосферы красочные фейерверки.

07/09/15, ВолчицаОдиночка
Общение с разделяющими твои музыкальные вкусы людьми, всеобщее веселье, душевное наслаждение, которое дарит живое выступление рок-групп, интересное яркое шоу – всё это можно получить на рок-фестивалях. Прошу заметить, пьяных разборок при этом не наблюдалось – люди просто веселились от души все вместе. Отличный способ отдохнуть от серой обыденности и развеяться! У нас на фестивале ещё и байкеры были! Рокеры и байкеры – ах, как я их обожаю! А уж как классно было слушать их соревнования «у кого громче ревёт мотоциклетный мотор»! Лично для меня присутствие команды байкеров на их «железных конях» стало отличным бонусом радостных эмоций)))

12/11/17, 8aya
Судьба распорядилась так, что я живу в жопе мира, поэтому на рок концерте ни разу не была. Смотрю на это зрелище только по инету. А так хотелось бы побывать на каком-нибудь большом рок концерте, на rock am ring например! Это единственная тусовка, на которой я бы действительно оторвалась! Потому что я обожаю альтернативу! Вот на концерт limp bizkit бы попасть, или на концерт seether! Вот был бы огонь! Эх... я о таком могу только мечтать. Хотя осуществить это вполне реально при сильном желании, нужно то просто достать билет и добраться до Германии, впрочем, не так уж сложно. Ну и овладеть хотя бы базовым английским, ато я и двух слов на нем связать не могу. Рок концерт похож на пати в аду! Такая мощная энергетика, ну ясен хрен, если столько фанатов там собирается, да и сама музыка это просто стихия какая-то! Ну в общем, рок концерт это реально круто!

Подготовка к съемке

Перед концертом следует узнать, как выглядят и ведут себя на сцене те, кого вы собираетесь фотографировать, например, предпочитают ли они стоять на местах или бегать из одного угла сцены в другой, каковы шансы, что на концерте будет интересный свет, сценография, костюмы и шоу-элементы. Хорошим подспорьем в этом являются сайты артистов с галереями концертных съемок, поиск снимков в сети, просмотр концертных видео. Не пренебрегайте этим советом. Если вы снимаете совершенно незнакомую группу, то можете ошибиться, сделав множество снимков колоритного музыканта, приглашённого только на этот концерт или тур, при этом не сделав ни одной толковой фотографии основателя группы и легенды жанра, державшегося весь концерт на заднем плане.

Фотографы, не знакомые с выступлениями группы Agonoize, не воспринимают это предупреждение всерьёз
и чаще всего не успевают прикрыть камеру, когда исполнитель начинает поливать искусственной кровью
фотографов в фотопите и первые ряды зрителей.

Фото: Agonoize
(с) А. Войтехович

На концертах особенно популярных групп фотографов может быть так много, что передвигаться в узком пространстве фотопита перед сценой будет невозможно. В этом случае также будет очень полезно знать привычки музыкантов и заранее решить, где лучше всего занять место, чтобы сделать фотографии самых интересных членов группы с наилучшего ракурса.

На концертах некоторых групп количество фотографов сделает перемещение в фотопите невозможным и лучшее
место необходимо занять с самого начала. Как видно на этой фотографии, получается это не всегда.

Фото: VNV Nation
(c) А. Войтехович

Неплохую помощь может сослужить знакомство с творчеством группы. Иногда случается, что работники службы безопасности принимают перерыв в песне за окончание и выгоняют фотографов из фотопита раньше, чем закончится оговоренное число композиций. Если, кроме вас, ещё один или два фотографа укажут охраннику на эту ошибку, то вполне вероятно, что вы сможете переубедить его, и в вашем распоряжении будет на одну песню больше.

Песни группы Opeth могут длиться и десять, и пятнадцать минут. Многие работники службы безопасности теряются от того,
что фотографы находятся в фотопите слишком долго, и могут по ошибке потребовать прекратить съёмку раньше времени.

Перед концертом

Что требуется сделать непосредственно до выхода из дома? Проверить технику, почистить объективы и матрицу, почистить и отформатировать флешки, зарядить аккумуляторы, при работе на длительных мероприятиях проверить наличие запасных аккумуляторов. Не забудьте отрегулировать яркость монитора камеры. Может случиться, что на самом концерте фотографии покажутся вам вполне правильно экспонированными, но дома вы вдруг обнаружите, что на дисплее камеры была установлена максимальная яркость и фотографии на самом деле очень тёмные. Регулярная проверка гистограммы требует времени, которого и так мало, к тому же ее не всегда легко оценить при сильном разбросе цветов и участков разной яркости на снимке, свойственных концертной фотографии.

Для работы в плохо освещённом фотопите или в зале также не помешают навыки управления камерой наощупь - вы должны уметь переключать все нужные режимы и, прежде всего, управлять диафрагмой и выдержкой, а также точками фокусировки, не отрывая взгляда от видоискателя. Если на камере есть пользовательские кнопки, можно присвоить им некоторые функции, например просмотр гистограммы или «live view» - появившийся недавно в новых камерах режим визирования по экрану, полезный при съемке на вытянутых руках, что может быть необходимо при съёмке из толпы.

Не забудьте установить на камере съемку в соответствующий формат. Фотографировать лучше всего в raw-формате, потому что, в отличие от 8-битного jpg, данные в raw-формате сохраняются в 12-14 бит, что даст больше возможностей при последующей обработке, в частности, увеличение экспозиции в raw-конвертере на 1-2 ступени или высветление теней. Съемка в jpg оправдана либо в случае идеальной экспозиции кадра, что возможно только при съёмке концертов на открытом воздухе, либо с постоянным и качественным светом, либо если редакция требует прислать фотографии сразу же после концерта и на конвертирование из raw у вас не будет времени. Съёмка в jpg может также быть полезна при необходимости снимать максимально быстрыми сериями, поскольку запись серий фотографий в raw на карточку заметно медленнее, чем в jpg. Кроме того, фотографии в jpg занимают меньше места на карточке, но этот аргумент мы не рассматриваем, поскольку мы ведь основательно подготовились к концерту и недостатка в карточках не испытываем.


Если концерт проходит под открытым небом днём, то при желании можно фотографировать в jpg, предварительно выставив
баланс белого. Настройки, как насыщеность и резкость, лучше установить на минимум и работать с ними потом в Фотошопе.

Негласные правила требуют от репортажного фотографа неброской, лучше всего тёмной одежды. Во-первых, вы будете не так сильно отвлекать внимание зрителей; во-вторых, на некоторых особо зрелищных мероприятиях есть большая вероятность, что со сцены или со стороны зрителей на вас попадут пиво, вино и любимая некоторыми исполнителями искуственная кровь. В этих случаях вы будете рады, что пришли в тёмном. Также неплохо, если у ваших брюк или куртки есть большое количество карманов, куда вы можете положить флешки или даже объектив.

Узнайте точное расписание концерта - оно бывает на сайте клубов, в письме от организаторов, сообщается по звонку в место концерта и, наконец, часто имеется на входе. Рассчитывайте время так, чтобы оказаться в зале за полчаса до начала концерта. Если в клуб пускают с металлодетекторами и досмотрами - прикиньте требуемое для этого время. Нередко группы начинают играть раньше назначенного времени и вероятность этого особенно велика, если речь идёт о совместном концерте нескольких малоизвестных групп, проходящий в будний день. Большинство российских клубов страдают крайне дезорганизованной системой входа - так что не бойтесь прийти заблаговременно, особенно если планируете снимать в незнакомом месте.

Если концерт проходит зимой, то есть вероятность, что зайдя с мороза в тёплое помещение клуба и открыв крышку объектива, некоторое время вы не сможете фотографировать из-за запотевшей передней линзы. В этом случае также не помешает прийти заранее и, оставив рюкзак с камерой слегка приоткрытым, дать камере возможность согреться.

Распланируйте ваше время так, чтобы его хватило на подписание пресс-релиза, если он требуется, осмотр местности, приветствия знакомых, и людей, предоставивших аккредитацию. После этого - камеру в руки и беруши поближе к ушам. В случае устного пропуска убедитесь, что охранник готов пустить вас снимать из фотопита и его представление об ограничении времени на съемку не расходится с вашим.

Часто вместе с фотографом на концерт также идет и пишущий журналист, в чьи обязанности входит составление материала, который будут сопровождать ваши фото. Поэтому нелишним будет заранее обсудить с ним съемку - какие именно кадры хотел бы получить журналист, какие эмоции и другие детали. Если же вы идете один от издания, то, возможно, вам придется самому написать небольшой сопроводительный текст к вашему материалу. Для этого желательно знать состав группы, название исполняемых композиций и подмечать небольшие детали происходящего на концерте, которые вы можете запечатлеть и которые могут украсить ваш репортаж.

В случае подписания фоторелиза внимательно прочитайте его условия - зачастую вы имеете право публиковать фотографии только в аккредитировавшем вас издании. В некоторых случаях разрешена только публикация одобренных менеджментов группы кадров, особенно этим отличаются представители японских j-rock и visual key направлений. В отдельных случаях в фоторелизах указаны дополнительные условия публикации.

Фото: Фоторелиз группы Die Form
(c) А. Войтехович

Эта фотография была допущена менеджером группы к официальной публикации.

Фото: Versailles
(с) Xeniya Balsara

Легенда готики Sisters of Mercy также настаивают на подписании пресс-релиза.
(с) А. Войтехович

Съемка

При получении «пресс-пасса» в виде браслета, наклейки, печати или устного «я тебя запомнил», следует сразу поинтересоваться правилами съемки. Как правило, разрешено снимать первые три песни без использования вспышки. В случае отсутствии вашего имени в списке на пресс-аккредитацию может очень пригодится наличие телефона того, кто вам выдает аккредитацию, или распечатка е-мейла от ответственного лица. Если аккредитация выдается заранее или ее делаете не вы сами, а редактор сайта или ваш знакомый, то нелишне напомнить о себе за день-два до концерта ответственным лицам и убедиться, что вас занесли в список.

Про этику концертного фотографа можно написать многое, но мы ограничимся малым - руководствуйтесь здравым смыслом. Пусть близость к известным исполнителям за сценой и знакомство с кем-либо из них не кружит вам голову и не провоцирует на агрессивное, заносчивое поведение с менее опытными коллегами и всеми остальными. В этой среде, как и везде, очень важны неформальные контакты, и лучший способ их лишиться - продемонстрировать дурные манеры. Как и в любой творческой работе, сегодняшний ретивый новичок может в следующем году стать известным и востребованным фотографом, чье мнение о вас может сыграть весомую роль в тех или иных переговорах о сотрудничестве, да и просто в среде коллег.

Отдельная тема - фотопит, или фотояма. Несмотря на её название, это ограждённое пространство перед сценой принадлежит службе безопасности и предназначено изначально для того, чтобы предотвратить возможные попытки особенно буйных поклонников забраться на сцену. Хотя по традиции на время трёх первых песен перед сценой принято пускать фотографов, устроитель концерта имеет полное право установить свои правила, например, не пускать вообще фотографов, пускать на время только одной песни или только определённое число фотографов.

В случае некоторых больших фестивалей и концертов известных исполнителей, условия съемки определяются
менеджерами группы и могут сильно отличаться от обычных. Например, на концерте группы Muse фотографам
не разрешили подходить к сцене и фотографировать пришлось с узкой площадки, расположенной в глубине зала.

Даже если правила на данном концерте объявлены стандартными, последнее слово всегда за работниками службы безопасности. Это люди, с которыми вы будете иметь дело весь концерт, а во время длинных фестивалей и несколько дней. Не следует портить отношения с ними: не делайте пренебрежительные замечания в отношении их должности и компетенции, послушно уходите после отведенных для съемки песен, не нарушайте правила поведения и фотосъемки. Прежде чем продолжить съемку из зала, убедитесь, что охрана на вас не реагирует, и если вас попросят убрать камеру и прекратить съемку - сделайте это. Если вы дадите работникам охраны повод невзлюбить вас, то в крайнем случае может дойти до того, что вас просто не будут пускать в фотопит. Жаловаться будет некому, организатору, как правило, не до вас, а когда вы наконец-то доберётесь со своими жалобами до какого-либо ответственного лица, концерт уже подойдёт к концу. Но это, безусловно, очень редкий случай. Работники службы безопасности такие же люди, и чаще всего совершенно адекватны, так что при вменяемом поведении и с вашей стороны, оснований для проблем возникнуть не должно.

Хотя работники службы безопасности находятся в фотопите и могут попадать в ваше поле зрения, в большинстве стран
запрещена публикация фотографий, на которых видно лицо человека, если он не давал вам согласия на публикацию.

Фото: Фестиваль Zita Rock 2008
(c) А. Войтехович

Поскольку время на съемку зачастую ограничено несколькими песнями - желательно заранее продумать план съемки, с чего вы начнете и где будете снимать. Как правило, для прессы нужны снимки главных участников группы крупным планом и общие планы со всеми музыкантами, также приветствуются фотографии с фанатами группы. В первые ряды перед сценой пробиваются, как правило, наиболее ярые поклонники, и с их участием можно сделать немало хороших кадров. Если вы располагаете только одним фотоаппаратом, то удобнее всего решать поставленные задачи по очереди - постоянно меняя оптику, вы только упустите интересные моменты. Поэтому в самом начале съемки определитесь с чего начнете - с портретов музыкантов или же с общих планов - и распределите свое время. Допустим: первые полторы песни - крупные планы участников концерта, а вторые полторы песни - фанаты и общие планы. При все этом не забывайте следить за тем, что происходит в фотопите, ведь во время концерта может быть все что угодно, особенно если это рок-концерт. Случается, что ломают ограждения, нередко сверху «прилетают» фанаты, которых катают на руках, да и просто надо стараться не мешать коллегам.

Снимая концерт, не стоит забывать и про съемку фанатов. Зачастую такие снимки в редакции
оценят не меньше, чем удачный снимок музыкантов.

Фото: поклонники группы "Король и Шут"
(c) В. Астапкович

Нередко фотографии публики могут представлять интерес, отражая имидж и целевую группу музыкантов.

Фото: На концерте 69 Eyes
(c) А. Войтехович

Ещё до того, как заиграли вступительные аккорды и вас с другими фотографами пустили в фотопит, оцените количество коллег и прикиньте, будет ли у вас возможность для свободного перемещения перед сценой, либо же сразу нужно будет занять лучшее место. Где же находится это лучшее место? Чаще всего это не в самой середине фотопита: в этом случае будет неплохая возможность фотографировать музыкантов, стоящих по краям сцены, но вокалист, который чаще всего представляет наибольший интерес для редакции и для поклонников, будет заслонён микрофонной стойкой. Кроме того, и без того небольшая возможность запечатлеть ударника будет сведена к нулю - его постоянно будет заслонять вокалист. Также учитывайте, что вокалисты бывают правдами или левшами, и в ведущей руке держат микрофон, часто закрывая им лицо. Стоит принимать во внимание и расположение громоздких мониторов и прочих устройств - они блокируют возможность сделать снимок в полный рост, однако, с другой стороны, музыканты любят ставить на них ноги, что можно заснять сблизи или снизу вверх.

Иногда высота сцены настолько велика, что сделать фотографии исполнителей в полный рост бывает сложно.
Особенно это проблематично для фотографов небольшого роста. Но и в этом случае можно делать интересные кадры,
когда исполнители подходят к краю сцены.

Фото: Gorgoroth
(c) А. Войтехович

Хотя фотографии ударника бывает сделать сложнее, чем исполнителей, находящихся в передней части сцены,
такие снимки не менее интересны поклонникам и редакции.

Фото: Kreator
(с) Xeniya Balsara

В большинстве случаев лучше всего становиться ближе к краю сцены, но не слишком далеко от центра. Если вы заранее посмотрели концертные клипы и фотографии группы, то уже представляете, с какого ракурса лучше снимать. Не советуем слепо ориентироваться на действия других фотографов. Некоторые из них снимают впервые, другие могут не иметь представления о композиции и делать довольно некачественные снимки, третьи получили из редакции задание снять только конкретного музыканта крупным планом или "хоть что-нибудь". Хотя, если вы заметили среди коллег известного сильного фотографа, то не пожалейте времени последить за его поведением и выбираемыми ракурсами, и впоследствии сравнить опубликованные им снимки с получившимися у вас и сделать выводы.

Если вы пришли на концерт с фоторюкзаком, решите, куда вы поставите его во время съёмки. Некоторые фотографы не снимают рюкзак даже при работе в фотопите, но не следует брать с них пример - рюкзак ограничивает вашу подвижность и будет сильно мешать вашим коллегам. Если вы планируете в процессе съемки доставать что-то из рюкзака, то положите его так, чтобы можно было быстро им воспользоваться. Как правило, лучше всего оставить рюкзак с краю сцены возле входа в фотопит. Можно также положить его под сцену, если позволяет пространство и если там он не будет мешать передвижению ваших коллег. Некоторые фотографы носят технику не в мягком рюкзаке, а в железном чемоданчике. Хотя это не самый удобный способ транспортировки фототехники, зато в пите с ними всегда небольшая табуретка, позволяющая им подняться на некоторую высоту.

При наличии фотопита подножки металлического ограждения позволят встать выше на несколько сантиметров. Фотографии со средних и длинных фокусных расстояний с ракурса «лицом к лицу» всегда смотрятся лучше, чем снятые снизу вверх, с уровня под сценой. Но в этом случае лучше быстро опять слезать на землю, поскольку вы будете мешать зрителям, которые заплатили за концерт, в отличие от вас. По этой же причине на многих концертах фотографам вообще запрещено становиться на подножки заграждения, о чём вам с готовностью напомнят работники службы безопасности.

Если в зале, где проходит концерт, фотопита нет, то нужно либо прийти заранее и занять место перед сценой,
либо придётся положиться на свою силу и пробиваться к сцене через толпу.

(c) А. Войтехович

При концертной съёмке может быть нелегко получить резкие кадры в условиях низкой освещенности, быстрых движений исполнителей, а при отсутствии фотопита - ещё и не всегда спокойной и трезвой толпа. Снимайте сериями - больше вероятность, что хоть один кадр из серии будет резким. Старайтесь стоять ровно и замереть во время съёмки. Хотя стабильная позиция во время фотосъёмки и кажется сама собой разумеющейся, упомянуть об этом необходимо. Очень часто новички бегают перед сценой от одного исполнителя к другому, увлечённые процессом и делая кадры практически на ходу, в результате получая очень большой процент смазанных фотографий.

Несмотря на съемку при дневном свете, использована чувствительность ISO 1000, при которой выдержка
составила всего 1\1250. Нередко даже в условиях приемлемой освещенности стоит выставить максимальную
рабочую чувствительность вашей камеры, чтобы добиться минимальных выдержек и качественных резких снимков,
особенно при фотографировании так называемого "хедбангинга".

Фото: Atheist
(с) Аскар Ибрагимов

Если во время концерта иногда включают дымовые машины, то старайтесь сделать в это время как можно больше снимков. Фотографии в этом случае будут гораздо качественней, поскольку дым служит более интересным фоном, чем металлические крепления софитов или бетонный потолок зала. Кроме того, дым рассеивает свет и на лицах не будет жёстких теней и пересвеченных участков. Единственная проблема в этом случае - фотографии участников группы, находящихся в глубины сцены, будет сделать очень сложно.

Дым на сцене помогает получать качественные фотографии - он скрывает малопривлекательные конструкции на заднем фоне,
делает свет мягче. Но есть и ислючения - когда тумана на сцене так много, что исполнители пропадают в нём.

Фото: Sisters of Mercy
(c) А. Войтехович

Стоит отдельно сказать несколько слов об open-air фестивалях - это отличный способ пополнить портфолио фотографиями известных групп, снятыми при хорошем освещении, что редко бывает в концертной съемке. Но учтите, что для съемки хедлайнера организаторы могут сделать отдельный список разрешенных к съемке фотографов. Обычно об этом известно лишь немного заранее, либо только на самом фестивале.

Поездка на фестиваль Sauna Open Air 2009 дала возможность за три дня увидеть Apocalyptica, Nightwish, Motley Crue
и ряд других известных коллективов.

Фото: Apocalyptica
(c) Аскар Ибрагимов

Второе, на что стоит обратить внимание - организационные моменты. Прежде всего, проверьте расписание, особенно тех фестивалей, где анонсированы выступления на нескольких сценах одновременно. Даже если в течение пяти дней без остановки играют исключительно ваши любимые или запрошенные к съемке группы, вам не удастся отснять все. Запланируйте время на еду и отдых, позаботьтесь о солнцезащитном креме, непромокаемом плаще или теплой одежде. Узнайте, где находится пресс-центр, там часто можно подзарядить аккумуляторы, почитать электронную почту и посмотреть свои снимки на большом экране. Если вы хотите сделать снимки зрителей изнутри толпы, то тщательно проверьте вашу экипировку - ваша одежда и оборудование должны быть в состоянии выдержать напор толпы, слем и мошпит.

Художественные особенности концертной фотографии

Для получения результатов, удовлетворяющих и вас, и зрителей, и заказчика (скажем, редактора сайта), нужно учитывать несколько моментов.

1) Информативность . На снимках должны быть показаны все главные действующие лица, будь то музыканты самой группы, приглашенные гости или же просто люди из толпы, которых артисты могут пригласить на сцену. В случае выступления на известном месте, например, Красная Площадь в Москве - желательно чтобы это было отражено на снимках.

Наиболее востребованы в прессе снимки с лидером группы крупным планом и общие планы со всеми музыкантами группы

Фото 1: Серьга
Фото 2: Manowar
(c) В. Астапкович

2) Разноплановость . Старайтесь не снимать с одной точки. Чем больше ракурсов, разнообразных точек съемок и необычных планов у вас будет - тем интереснее будет репортаж. Всегда интересно снять не так, как двадцать коллег рядом с тобой, а показать что-то необычное и новое. Здесь вам пригодится домашняя информационная подготовка - вы уже знаете роли и привычки участников группы и видели интересные ракурсы с предыдущих съемок. Если вы фотографируете группу не в первый и не во второй раз, то, как правило, обладаете большим преимуществом, зная, что именно будет происходить на сцене. Это отличная возможность попробовать новые ракурсы съемки и другое построение кадра. Также в этом случае подумайте заранее, какой новый материал можно отснять.


Эти фотографии одной группы были сделаны во время трёх фестивалей:
ночью на открытой большой сцене с хорошим светом;
днём во время фестиваля под открытым небом;
на маленькой сцене в клубе со слабым и сложным освещением.

Фото: Diary of Dreams
(c) А. Войтехович

3) Эстетический момент снимка . Хороший репортаж отличется от плохого не только тем, что надо показать происходящее событие с разных сторон и максимально достоверно, но и тем, что это должно быть красиво. Предпочтение всегда отдается не ординарному моменту концерта, а снимку, где видны эмоции и переживание музыканта. Поэтому старайтесь понять, что именно вы хотите передать своим снимком. Небольшой «смаз» или недоэкспозицию вам могут простить в редакции, но если у вас получились скучные и невыразительные кадры - это мало заинтересует ваших заказчиков.

Некоторые группы из-за фотогеничности исполнителей представляют интерес даже для тех фотографов, которые не знакомы с их музыкой.

Иногда динамичность снимку может добавить более длинная выдержка, которую при ярком свете можно достичь, прикрыв диафрагму.

Фото: Eisbrecher
(c) А. Войтехович

В редакциях предпочитают неординарные снимки - если в кадре ярко переданы эмоции артиста,
то за это вам могут простить некоторые технические огрехи.

Фото: Гарик Сукачев
(с) В. Астапкович

Что касается композиционной стороны концертной фотографии, то помните, что концертная съемка - разновидность съемки людей, и к ней применимы как и принципы, годящиеся для портретной и групповой фотографии, так и принципы построения композиции.

Как и при съёмке портретов или пейзажей, в концертной фотографии может быть полезно следовать
правилам композиции, например, правилу третей. Но, как и в других жанрах, иногда бывает полезно
экспериментировать и отходить от этих правил.

Фото: Gorgoroth
(c) А. Войтехович

Просматривайте работы опытных коллег, пытайтесь понять, какими приёмами достигают они выразительности снимков. Овладевайте с помощью советов коллег и литературы средствами создания настроения в кадре, старайтесь ухватить динамичные эмоциональные позы, снимайте с учетом эффекта перспективы для придания снимку объема, внимательно следите как за отсутствием помех вроде микрофонных стоек и прочего сценического оборудования, тренируйтесь быстро замечать интересные детали на снимаемом человеке - яркую и необычную одежду, причёску и макияж, которые можно снять крупным планом. Также важен фон, на котором происходит действие - музыкант в контровом свете, на интересном фоне или в светящемся облаке дыма будет выглядеть выигрышнее, чем на фоне черного провала.

Дым, освещаемый разноцветными софитами, может заметно улучшить вашу фотографию.

Фото: Emilie Autumn на фоне часов финского клуба Nosturi.
(с) Xeniya Balsara

Необычный задний фон может сделать снимок интересней.

Хороший ракурс в сочетании с удачно пойманным моментом могут сдалать интесным снимок даже при слабом
или не самом удачном освещении, придав исполнителю загадочность и подчеркнув его образ на сцене.

Фото: Billy"s Band
(c) В. Астапкович

Отдельно необходимо упомянуть о том, чем пренебрегают очень многие концертные и репортажные фотографы - уважение к фотографируемому человеку. Музыканты на сцене являются такими же людьми, как ваша жена, подруга или друг, и если вы стараетесь запечатлеть близких вам людей наиболее привлекательно, то почему бы не применять тот же подход к исполнителям на сцене? Как сами музыканты, так и их поклонники, предпочитают видеть интересные, живые кадры, на которых человек, при всей динамичности фотографии, всё же не выглядит смешно, карикатурно или откровенно плохо. Главное - не должен нарушаться сценический имидж, будь это угюмые блэк-металлисты или оптимистичные рейверы. Поверьте, при таком подходе к съёмке вы заслужите уважение смотрящих ваши репортажи поклонников группы и хорошую репутацию в редакции и у заказчика.

К сценическому образу группы ASP вряд ли подошли бы фотографии меланхоличного вокалиста с мечтательным взглядом.

Некоторые группы широко узнаваемы именно благодаря своему сценическому имиджу.

Некоторые музыкальные направления, например, классический death metal, подразумевают имидж
"парень из соседнего подъезда" и отсутствие коммуникации со зрителями. Поймать интересный
кадр в таких условиях - большая удача.

Фото: Entombed
(c) Xeniya Balsara

Если от вас требуется написание репортажа о концерте, то не помешает раздобыть список исполняемых композиций (сет-лист), который часто отдают публике музыканты или работники на сцене после выступления. Вам совсем не нужно отбирать у поклонников группы этот ценный трофей, достаточно просто сделать фотографию сет-листа.

Некоторые группы перед концертом вешают свой сетлист на видном месте, чтобы облегчить работу репортёрам.

Фото: Сет-лист группы Paradise Lost, Mera Luna 2008.
(c) А. Войтехович

Легко на сердце от песни тяжелой – гласит старинная рокерская поговорка. Настоящие любители этого музыкального направления не променяют рок ни на что другое. Rock-n-roll forever! Несмотря на современные музыкальные веяния поклонников рок-музыки не становится меньше, концертные площадки полны желающих увидеть своих любимых звезд, кумиров и послушать живой звук.

На рок-концертах царит особая атмосфера, мощнейшая энергетика циркулирует двойным потоком, окутывая каждого: музыканты отдают – поклонники впитывают, поклонники отдают – музыканты «ловят»! И так с первой до последней минуты! Это просто неповторимые ощущения, эмоции, драйв! Как можно получить максимум удовольствия от рок-концерта?

Во-первых, необходимо заранее купить билеты. Надо сразу определить для себя, чего вы хотите: фан-зону, танцпол или может быть сидячее место? Самые преданные фаны выбирают фан-зону (название само за себя говорит) – это отгороженная часть танцевального партера, приближенная к сцене. Здесь есть все шансы максимально все увидеть своими глазами. Танцпол – тоже ничего, если, конечно, не стоять в самых последних рядах. Но видимость здесь, конечно, уже не та, ведь впереди вас много голов с пышными прическами, тех, кому повезло с ростом больше, чем вам, а также поднятых рук. Сидячее место, несомненно, удобно и комфортно в плане помещения в него своего человеческого тела, но атмосфера уже не та – концерт, скорее всего, придется смотреть «сбоку». Конечно, бывают разные ситуации: на рок-концерт приходят и люди – инвалиды, сопровождаемые родственниками – и тут другого варианта нет! Итак, получив заветный билетик, поклонники и фанаты бережно хранят его, время от времени доставая на свет божий, для того, чтобы еще раз взглянуть и почувствовать предвкушение!

Концерты знаменитостей (особенно западных) проходят в больших городах, поэтому жителям провинции сначала необходимо добраться до места назначения. Ради заветной цели преодолеваются сотни километров. Бывают и организованные поездки, когда организацией заказывается автобус, который как увезет, так и доставит назад. Так как концерты обычно заканчиваются вечером (а то и поздним вечером) жителям провинции такой вариант очень удобен.

Вот только, представьте, как это выглядит. Специальный автобус потихоньку набивается оживленными людьми. Молодая девушка выбирает сидение в задней части автобуса и садится. Там пусто, а ей хочется подумать о концерте, ведь она так долго хотела на него попасть. Задумчиво глядя в окно, на какое-то время она перестает замечать окружающее. Громкий хохот возвращает ее к действительности – и она обнаруживает себя буквально в центре громкой мужской компании, одетых в майки черного цвета с надписью «Metallica» или «Rammstein» (несмотря на то, что выступать будет, например Scorpions или Rasmus). Первое время молодые люди громко приветствуют друг друга, хлопают друг друга за плечо, в общем, всячески радуются предстоящему событию. И когда все уже готовы ехать, то оказывается, что нужно ждать еще какого-то Славу. Ждут. С нетерпением. Когда Слава, наконец, прибывает, добрая половина автобуса его уже тихо ненавидит, а другая ликует! Слава пришел не один! Раздается звон – и словно волшебник он достает из своей сумки огромные бутылки разогревающих средств. С задней части автобуса раздается одобрительный свист – и подготовка к концерту начинается вплотную. Эх, девушка! Как же тебя угораздило сесть в конце автобуса!

Скорость опустошения бутылок вначале пугает ее, но потом разговоры весельчаков вызывают улыбку. Организатор поездки Надежда удостаивается нестройного хора голосов, распевающих: «Надежда – наш компас земной…» Ну как на таких сердиться? Через какое-то время один из самых «подготовленных» по имени Александр начинает ходить по салону автобуса, знакомиться и всех фотографировать. На повороте он не может удержать равновесие – и падает в проход, причем настолько виртуозно, что весь салон поддерживает его дружным смехом.

На редких остановках идет активная закупка провизии и бутылочных препаратов. И вот, когда огни большого города уже появились на горизонте – состояние некоторых, находившихся в автобусе можно охарактеризовать как «полный бак». Они еще помнят, что их поездка связана с посещением рок-концерта, но вот будет ли он или уже был – тут возникают серьезные сомнения. Доехав до места, автобус останавливается. Спящие просыпаются - народ выгружается.

Ну а далее все, как говорится, равны! Надо ждать, когда охрана будет пропускать «внутрь». Оглядываясь на других, можно заметить, что на рок-концерт собрались люди самых разных возрастов, кто-то пришел в полной рокерской экипировке, кто-то в простых джинсах. Кто-то – одинокая птица, кто-то в составе громкоголосой компании. Нетерпение достигает своего апогея, когда двери, наконец, открываются – и всех жаждущих рока вносит в здание единой волной.

Далее, для полноты эффекта можно устроить себе экстремально быстрый шопинг, сметая с импровизированных прилавков банданы, брелоки, футболки, значки, магниты с символикой любимой группы, а потом со всем этим добром мчаться на концертную площадку. И тут не надо зевать! Случайно взглянув в окно, та девушка из автобуса увидела, что Александр стоит на улице. На его лице читается недоумение, непонимание и тоска. Стоя перед наглухо закрытыми дверями, он пытается плечом надавить на них, чтобы проникнуть внутрь, но почему-то ничего не получается. Грустно, но можно хоть тут постоять. Открытые двери находятся буквально в паре метров от него, но он уже не понимает этого... Та девушка из автобуса так и не узнала, видел ли он концерт, хотя его «друзья» впоследствии говорили, что его физическое тело все же присутствовало в рядах активно скандирующих фанов.

Теперь задача как можно скорее пробраться в зал и занять удобное место чтобы «видеть»! Зрители прибывают с каждой минутой. Нетерпение нарастает. Начинаются дружные выкрикивания названия группы! Народ требует зрелищ! Подходят самые запоздавшие. Кто-то где-то поддерживает тело Александра из провинциального автобуса и ему подобных. Время! На какой-то миг гаснет свет… и - действо началось под оглушительно-ликующий рев собравшихся! Наконец-то у зрителей есть прекрасная возможность насладиться рок-шоу! Они отрываются на всю! Свет! Звук! Музыканты! Феерия! И так в течение пары часов! Поют не только музыканты – весь зал! Даже на английском. Даже если не знают на нем ни слова! Только потом все чувствуют, что охрипли и оглохли. Ну, ничего – это все скоро пройдет, а вот впечатления останутся надолго! И если в качестве дополнительного бонуса кто-то поймает барабанную палочку, медиатор и т.д., бросаемые музыкантами – ликованию просто не будет конца!

Как быстро летит время. Концерт окончен. Потухли прожектора. Стихла музыка. Ушли музыканты. Пришло время возвращаться в реальную жизнь. На сердце легко-легко и немного грустно. В то же время переполняет ощущение силы, эмоционального подъема, свободы и полноты жизни. И это здорово! Самые преданные фанаты бегут ловить музыкантов у «потайного выхода», чтобы исхитриться получить заветные автографы. В случае удачи – программа выполнена на все 100%! Можно идти или ехать домой, унося/увозя с собой незабываемые впечатления. Друзья бережно укладывают Александра на заднее сиденье автобуса. Он мирно спит. Какие впечатления остались у него?

Ну что, аre you ready for a good time?

Статей про концертную фотографию в рунете очень мало, а хороших — вообще единицы.

Одну из таких действительно полезных и интересных статей в соавторстве написали четыре концертных фотографа:

Ксения Марушкевич (balsara ), Аскар Ибрагимов (_tsukasa ), Александр Войтехович (blyg ), Владимир Астапкович (astapkovich_v ).

Статья получилась в трех частях и рассказывает про все аспекты съемки концертов — от получения аккредитации, подготовки и проведения съемки до обработки концертных фотографий и презентации результатов.

Первая часть цикла «Концертная фотография» посвящена общим сведениями, аккредитации и обсуждению необходимой для работы фототехники.

Вступление

Эта статья адресована тем, кто решил попробовать свои силы в концертной фотосъемке, но мы также надеемся, что и опытные фотографы смогут почерпнуть для себя из этой статьи что-то полезное.

Может показаться, что съемка концертов подразумевает общение со звездами сцены, известность в фотографических кругах и публикации в прессе.

В этой статье мы попробуем рассказать, насколько это представление соответствует действительности, и что может быть полезно начинающему концертному фотографу.

Итак, запаситесь терпением, поскольку именно оно является одним из главных качеств, необходимых в концертной фотографии.

Большая часть вашего времени будет уходить не на съемку и общение со звёздами, а на ожидание — ответа промоутера, начала концерта, выступления следующей группы. Прибавьте к этому необходимость поиска контактов ответственных за фотоаккредитацию лиц, суету, связанную с требованием редакции прислать все немедленно, и тяжелую сумку, с которой вам придётся проводить на концерте когда пару часов, а иногда и весь день и вы получите примерное представление о рабочем дне концертного фотографа.

Если, несмотря не все эти сложности, у вас не пропал интерес к этому занятию, то начнём наше описание с самого первого шага.

Аккредитация

Прежде всего нужно получить разрешение снимать на концерте. Иногда достаточно доплатить, на некоторые небольшие концерты можно просто прийти с камерой.

Однако в большинстве случаев нужно исходить из того, что вам потребуется аккредитация, то есть особое разрешение. Оно чаще всего дает право бесплатно посетить концерт и снимать из «фотопита», зоны перед сценой, отгороженной от зрителей. Как узнать, у кого спрашивать?

Для начала поищите информацию об организаторе концерта и его контакты. Их знают ответственные лица в клубе или зале, где будет проходить концерт, они есть на сайте агенства или группы, наконец, её могут сообщить сами исполнители.

Администрация концертного зала, организатор выступления и исполнители обладают правом разрешить вам съемку. Если малоизвестная группа, возможно, просто будет рада, что их концерт хоть кто-то будет фотографировать, то по мере увеличения известности группы растёт и количество желающих получить аккредитацию.

Аккредитация возможна на большинство мероприятий, однако ваша заявка должна выглядеть убедительно. Предложите какому-либо сайту, занимающемуся публикацией обзоров концертов, подготовить для них набор снимков и краткий отчет. При этом, конечно, нужно показать уже имеющиеся фотографии, чтобы дать представление о ваших возможностях.

Это не обязательно должны быть концертные снимки — если вы делаете качественные ночные фотографии и портреты, то для многих тематических сайтов этого опыта может быть достаточно. Помните, что организаторы, которым будет отослан запрос на вашу аккредитацию, обращают внимание, аккредитуетесь ли вы от крупного печатного издания или мелкого сайта.

В случае больших концертов и фестивалей, только десятая, а то и сотая часть запросов на аккредитацию получает положительный ответ, так что мелкие сетевые или печатные издания, не имеющие ещё фотографий или отчетов с подобных мероприятий, имеют довольно плохие шансы. Организаторы концертов и фестивалей могут также иметь различные предпочтения в отношении целевой аудитории — одни дают аккредитации в первую очередь местным журналистам, а другие предпочитают международные издания.

Узкоспециализированные фестивали могут вообще не быть заинтересованы в фотографах вне ограниченного круга изданий. Смысл аккредитации репортеров на мероприятие состоит для организаторов в первую очередь в широкой и по возможности положительной рекламе проекта.

Что делать, если сайт, заинтересованный в вашей работе, найти не удалось, либо от знакомого вам издания уже аккредитуется другой репортер?

Не исключена возможность, что организаторы концерта или сама группа могут разрешить вам снимать в обмен на предоставление снимков для сайта группы или клуба. В этом случае подготовьте краткое письмо с адресом вашей страницы (блога или фотогалереи на популярном ресурсе) и характеристикой себя.

Напишите, например, что вы серьезный энтузиаст концертной фотографии, поклонник творчества этой группы и хотели бы запечатлеть этот концерт для нужд группы или организаторов. Приведите несколько ссылок на ваши лучшие фотографии.

Ссылку на плохо отсортированный набор снимков за последние несколько лет давать не следует — у организаторов не будет ни времени, ни желания на поиск действительно качественных фотографий, так что весь показательный материал должен располагаться непосредственно по адресу указанной страницы, причём фотографии известных групп, если они есть, должны быть видны в первую очередь.

Каких-либо особенных ритуалов и формальностей в процессе подачи заявки на аккредитацию нет – важно просто следовать здравому смыслу и деловой логике, не наседать слишком активно на ответственное лицо и быть готовым спокойно принять отказ.

Разумный формат письма можно представить в следующем виде: «я, такой-то, хотел бы получить аккредитацию на такое-то мероприятие от такого-то издания». Можно также кратко описать основную тематику сайта или журнала, тиража или статистику посещаемости, хотя эта информация не всегда интересует организаторов. В конце дайте ссылки на ваши лучшие фотографии и, конечно же, вашу контактную информацию. Часто издания предоставляют шаблон запроса аккредитации.

В случае положительного ответа не забудьте в кратчайшие сроки прислать группе и вашему изданию результат. Хорошие фотографии, понравившиеся музыкантам, могут оказаться на сайте, а если очень повезет – то и на афишах либо буклетах, что может способствовать дальнейшему успешному общению с данной командой и организатором концертов.

Стоит упомянуть, что в большинстве случаев материальных благ занятие концертной фотографией не приносит. Чаще всего вы будете работать за возможность бесплатных проходов на концерты и, возможно, бекстейдж.

Деньги могут принести: заказ съемки от группы; публикация в коммерческом издании, платящим гонорары; использование ваших фотографий в рекламе и продукции групп. Публикации на сайтах, содержащих концертные репортажи, и размещение снимков в небольшом разрешении на сайтах групп, как правило, не оплачиваются.

Однако в любом случае при размещении снимков должны быть указаны ваше имя и координаты, что может быть неплохой рекламой вас как фотографа. Не рассчитывайте на всеобщее признание с самого начала вашей карьеры, на то, что очень известные группы используют именно ваш снимок у себя на странице или на афише.

Если же ваш случай предполагает оплату – не дешевите. Вы тратите много сил и времени на получение снимков, и будет неправильно, если на ваших фото заработает кто-то другой, а заказывающий фотографии привыкнет получать их задаром.

Оцените, что ваш заказчик может вам реально предложить, и договаривайтесь – цена снимка может очень различаться, в зависимости от того, используется ваша фотография в небольшой заметке или на обожке диска. Но, с другой стороны, не будьте жадными – подарив известному музыканту качественный снимок, вы получите его расположение и возможность работать с ним дальше.

Фототехника и прочие полезные вещи

Если вы серьезно настроены регулярно фотографировать концерты, то при выборе камеры следует обращать внимание на уровень шума при высоких значениях ISO.

Один из главных врагов концертной съемки – слабое и быстро меняющееся освещение на сцене и, как следствие, необходимость использования высокой чувствительности при съемке, либо увеличение экспозиции снимка при постобработке.

При поиске сведений о камере и тестов на шумы можно воспользоваться страницами с обзорами и форумом сайта dpreview.com, к которому недавно добавился сайт dxomark.com. Не полагайтесь только на рекламу, обещающую слабые шумы до определённой чувствительности — это полуправда, так как при попытке высветлить тени шумы заявят о себе.

Низкий уровень шума при высоких значениях ISO позволяет делать фотографии даже при минимальном количестве света. Гитарист, стоявший в глубине сцены был сфотографирован на Canon 5D, 200/2,8 на 2,8, 1/200, ISO3200.
Фото: Battlelore
(c) А. Войтехович

Второе, что вам потребуется от камеры – умение снимать серии с высокой скоростью и большой объем буфера. На концертах некоторых особенно резвых исполнителей даже трёх кадров в секунду может быть недостаточно. Кроме того, обратите внимание на реальную скорость записи на карточку, поскольку при съемке серий в raw-формате она может оказаться очень важным фактором.

Общеизвестно, что карточек памяти никогда не бывает много. В среднем следует рассчитывать для начала на 200-300 снимков на каждую группу, а, если повезет снимать весь концерт, то и гораздо больше.

Важно, чтобы это были быстрые и надёжные карточки – обзоры по ним легко найти в сети. Скорость записи влияет на оперативности освобождения буфера камеры от очередной серии. Как правило, производители дорогих известных карточек, такие как Sandisk и Lexar, свои цены оправдывают.

Если на карточке осталось мало места, то лучше поменять её перед выступлением следующей группы, вместо того чтобы спешно производить замену в во время выступления.

Также не помешает иметь под рукой запасную флешку или две, если основная закончится в процессе съемки. Подумайте заранее, как вы будете менять карточки в условиях фотопита, и в чем их хранить – в кармане или фотосумке.

Если вам кажутся удобней карманы, то держите в одном заполненные карточки, а в другом чистые. Желательно, чтобы карманы надежно закрывались, поскольку когда вы будете перемещаться в фотопите или по территории фестиваля, есть вероятность того, что из открытого кармана драгоценный отснятый материал может выпасть.

Для хранения карточек в продаже можно найти, например, сумочки на две флешки, цепляющиеся на кольце к ремню, пластиковые боксы, кармашки и коробочки.

Альтернативой большому количеству флешек может стать так называемый «фотобанк» — устройства, представляющие собой жесткий диск с аккумулятором и картридером. Автономные и позволяющие освободить флешку за несколько минут, они могут вполне конкурировать по цене с несколькими дорогими флешками, при этом обладая заметно большей ёмкостью.

При выборе фотобанка следует обязательно узнать, с какой скоростью он будет читать карточки и поддерживает ли он вашу модификацию карты. Многие дешевые фотобанки будут копировать большой объем часами, тогда как хорошим показателем скорости будет являться 20 Мб/с и более. Очевидно, что время жизни батареи тоже имеет значение.

Фотобанки бывают как простые, с примитивным экранчиком, где выводится информация о процентах скопированного, так и усовершенствованные, позволяющие копировать со скоростью порядка 40 Мб\с и просматривать снимки в raw формате, хотя скорость просмотра raw файлов довольно невысокая и экран сильно уступает по качеству экрану камеры.

Фотобанки могут быть интересны в первую очередь людям, которым требуется снимать так много, что двух-трёх флешек явно не хватит. Второй случай, когда стоит задуматься о приобретении фотобанка — специальные поездки на многодневные фестивали, когда винчестеров ноутбука не хватает или вес ноутбука критичен.

Во время многодневных фестивалей, как WGT в Лейпциге, количество сделанных фотографий может исчисляться тысячами. В таких случаях выбор подходящего способа хранения фотографий очень важен.
(c) А. Войтехович

Одна из полезных мелочей, которые стоит иметь при себе всегда – чистящий карандаш для оптики, также известный по имени торговой марки Lenspen.

В объектив со сцены и со стороны зрителей могут попасть пот, вода, алкогольные и безалкогольные напитки. В этом случае вам будет чем заняться в ожидании следующей группы

Если вы собираетесь не просто на концерт одной группы, а на фестиваль, и планируете в процессе сьёмки менять обьективы, то непременно возьмите с собой фотогрушу для обдувания матрицы, чтобы у вас была возможность бытро почистить матрицу камеры. Это может показаться странным, поскольку многих фотографов пугает только одна мысль о чистке матрицы в полевых условиях, но часто это необходимо.

Фестивали на открытом воздухе обычно проводятся летом, и в сухую погоду в воздухе летает много пыли, так что есть опасность, что при смене обьектива в камеру залетит соринка, которая при следующем срабатывании затвора приземлится на матрице и основательно испортит вам фотографии. В этом случае вам пригодится фотогруша. Против мелких лёгких соринок она чаще всего не помогает, скорее наоборот, может добавить новых. Но небольшие пылинки заметны на фотографиях не будут, а большие и тяжёлые удаляются с помощью груши очень хорошо.

При работе на открытом воздухе, особенно в ветреную сухую погоду, советуем проверять чистоту матрицы после выступления каждой группы. Напомним вкратце, как это следует делать: возьмите лист белой бумаги, поставьте на камере максимальное диафрагменное число и отключите автофокус. Теперь сделайте кадр и проверьте, нет ли на снимке тёмных пятен от крупных соринок.

Мелкие точки в данных условиях вас не должны беспокоить — так как вы чаще всего будете фотографировать на открытой диафрагме, то небольшие пылинки на фотографиях видны не будут, ими вы можете заняться, когда вернётесь домой и сможете почитить матрицу в более удобных условиях.

Если у вас под рукой нет листа бумаги, то его можно заменить более-менее равномерно окрашенной стеной. После этой проверки не забудьте снова включить автофокус.

Фестиваль Mera Luna проходит на бывшем лётном поле, покрытом песком и сухой травой. В жаркую погоду очень велика вероятность, что при смене объективов на матрицу попадёт пыль.
Фото: Mera Luna 2008
(c)А. Войтехович

Стоит ли использовать защитные фильтры ? На ваше усмотрение, но учтите, что они могут снижать контраст снимков и давать допольнительные блики от жёсткого света, бьющего прямо в объектив.

При наличии фотопита о необходимости защитного фильтра ещё можно подумать, но если вы будете снимать из толпы, в условиях темного зала, забитого веселящейся и нетрезвой публикой, он просто необходим.

Экономить на фильтрах не стоит. В концертных условиях очень заметна разница между дешёвыми фильтрами, дающими блики и низкий контраст на снимках и дорогими, гораздо меньше влияющими на результат. Кроме того, последние притягивают меньше пыли, которой, как уже упоминалось, может быть немало в условиях концертов на открытом воздухе.

Таким образом, покупка качественного дорогого фильтра более чем оправдана.

Так ли нужны бленды ? Для некоторых объективов с конструктивными особенностями в виде сильно выступающей передней линзы это единственный метод избежать бликов и боковой засветки.

Конечно, блики можно потом стереть или постараться приглушить при обработке, но подобная ретушь – занятие неблагодарное, скучное, требующее навыка, и, безусловно, проще сразу исключить возможные блики.

Помимо светозащиты, бленда служит дополнительной защитой передней линзы объектива от повреждений. Бленды бывают пластмассовые, железные, резиновые и даже самодельные, которые можно вырезать из бумаги по имеющимся в сети выкройкам.

Преимущества резиновых бленд – их можно быстро сложить и развернуть, не надо снимать с объектива для одевания крышки. У них есть одинственный минус — они твердеют на морозе и гибкость возвращается только минут через пятнадцать.

Пластмассовые бленды менее удобны в транспортировке и хранении, но, будучи жестким продолжением объектива, лучше защищают от механических воздействий. Как правило, они спроектированы так, чтобы на них можно было безопасно поставить перевёрнутый объектив, что пригодится при быстрой смене оптики в полевых условиях.

На многих концертах использование вспышек запрещено организатором, обычно это оговаривается при получении аккредитации.

Если же такого ограничения не существует, либо вы намереваетесь фотографировать не только исполнителей, но и публику, то не помешает захватить с собой внешнюю вспышку. Хотя у большинства фотоаппаратов есть встроенная вспышка, возможности её очень ограничены.

Регулируя мощность и направление внешней вспышки, вы можете подстветить выступающих артистов. Это может быть особенно полезно, если на сцене нет тумана, который рассеивает свет и если исполнители стоят на самом краю сцены, когда софиты освещают их вертикально сверху, оставляя лица практически в тени и создавая глубокие тени.

Вспышка может быть также полезна и при съёмке концертов на открытом воздухе, когда яркое солнце образует тени на исполнителях.

При использовании вспышки важно помнить, что она не должна быть главным источником света, её влияние не должно искажать настроение, создаваемое освещением на свене.

Для этого вспышку необходимо установить на минус две, а то и на минус три ступени экспозиции, или минимальную мощность. Также не помешает использовать рассеиватели , которые бывают разных видов — от простой матовой пластинки, встроенной во многие вспышки, до пластмассовых насадок и небольших софтбоксов.

В полдень, при солнце, лишь слегка затянутом облаками, лицо исполнителя было в тени и только с помощью вспышки, установленной на минус две ступени, удалось получить равномерно освещённый снимок.
Фото: Project Pitchfork
(c) А. Войтехович

В ясную погоду, когда прямые лучи солнца падают на исполнителей, лица могут быть пересвечены, а тёмная одежда сливаться в сполошное пятно без структуры.
Фото: My Dying Bride
(c) Xeniya Balsara

При работе в клубах со слабым освещением на сцене можно использовать вспышку для получения интересных эффектов.

В этом случае нужно выставить на камере большую выдержку, установить синхронизацию вспышки по второй шторке, а мощность её увеличить. Вспышка зафиксирует исполнителя в движении, а смазанные следы, обусловленные большой выдержкой, добавят фотографии динамичности.

При использовании TTL-вспышек, использующих предварительный импульс для замера необходимой мощности основного импульса, могут возникнуть проблемы при часто меняющемся или пульсирующем освещении: предварительный импульс может замерить одно освещение, но во время основного импульса на сцене свет будет совсем другим.

В этом случае можно попробовать использовать ручную регулировку мощности вспышки, либо смириться с тем, что на части фотографий вспышка будет либо пересвечивать мотив, либо её влияние будет совершенно незаметно.

Обязательно стоит подумать, в чем будет носиться фототехника — в сумке или в рюкзаке . Из сумки в фотопите удобней доставать объективы и карточки, а рюкзак удобней носить. Существуют гибридные разновидности, которые можно использовать и как сумку, и как рюкзак.

Существенные моменты – переносное хранилище вашей фототехники должно быть удобным для быстрого использования и обеспечивающим защиту при пинках, роняниях, проливании всевозможных жидкостей и при дожде.

Сумка и рюкзак, которые вы используете для хранения техники, не всегда удобны на концерте. Если количество техники, которую вы берёте с собой, невелико, можно воспользоваться фотопоясом, который удобен тем, что не даёт нагрузку на спину.

Этот фактор следует учитывать на мероприятиях, длящихся несколько часов и при ограниченной возможности передвижения в зале. Вряд ли ли зрителям доставит удовольствие человек, который будет продираться сквозь толпу с сумкой размером с небольшой сундук, пусть даже и движимый чувством прекрасного.

Кроме того, из фотопояса технику легче и быстрее доставать, также с ним удобнее менять объективы в фотопите. Поэтому стоит заранее продумать, какое оборудование следует брать с собой и как разместить технику в пределах сумки или в фотопоясе.

Если у вас с собой один фотоаппарат и несколько объективов, то будет лучше наиболее часто используемый объектив оставить на камере, а оставшиеся объективы убрать.

Если же у вас с собою два фотоаппарата, то вы можете навинтить на их два чаще всего используемых объектива, например, широкоугольник и телевик, и использовать нужную камеру в зависимости от развития действий на сцене и в зале.

Так как носить долгое время на шее две тяжёлые камеры с тяжёлыми объективами довольно утомительно, то можно подумать заранее, какой камерой вы хотите пользоваться чаще всего. Эту основную камеру повесьте на шею, а ремешок второй перекиньте через одно плечо. Таким образом вы уменьшите как нагрузку на шею, так и вероятность ударов камер друг о друга.

Предварительно убедитесь, что камера не соскальзывает с вашего плеча и что в фотопите достаточно света, чтобы вы не споткнулись, поскольку при этом верятность уцелеть будет в первую очередь у камеры, висящей на шее.

Выбору объективов для концертной съемки посвящено много статей.

Зумы удобны возможностями мгновенно изменить фокусное расстояние, однако имеют несколько существенных недостатков – размеры, вес и отсутствие зумов светлее f/2.8. Достаточно типичные представители этого семейства – это 24-70/2.8 и 70-200/2.8.

Объективы темнее 2,8 для концертной съёмки в крытых помещениях малопригодны. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием могут быть более резкими при открытой диафрагме, давать более красивое размытие, они компактнее и легче, хотя часто не намного дешевле.

Их основное достоинство — возможность адекватной экспозиции при слабом освещении когда светосилы 2.8 уже не хватает.

Главный недостаток этих объективов следует из названия – изменение фокусного расстояния невозможно, а ситуации на сцене могут меняться очень быстро.

Если при концертах с хорошим освещением или на открытом воздухе лучше использовать зумы, то какие объективы стоит брать с собой на концерт со сложным освещением – следует решить в зависимости от особенностей освещения, от поведения музыкантов, наличия и размеров фотопита и прочих условий данного концерта.

Фотографии, сделанные с использованием широкоугольных объективов, сильно искажают пропорции, но могут таким образом вносить динамику в снимок. На фотографиях, сделанных с использованием теле-объектива, пропорции более естественны, исполнителя можно запечатлеть более детально и лучше передать его эмоции во время концерта. Первая фотография сделана с фокусным расстоянием 200 мм, вторая — 17 мм.
Фото: Eisbrecher
(c) А. Войтехович

Использование перспективных искажений на широком угле способно не только добавить динамики, но и существенно усилить образ исполнителя.
Фото: Sotajumala
(c) Аскар Ибрагимов

Кроме того, широкоугольный объектив позволит захватить интересные световые эффекты и создать ощущение пространства, в котором находится музыкант.
Фото: Before the Dawn
(c) Аскар Ибрагимов

Телеобъектив часто применяется в съемках, где требуется эффектно совместить в кадре два плана.
Фото: Алисa
(c) Аскар Ибрагимов

Крайне редко бывает так, что по просьбе артиста или в силу устройства концертного зала фотографов пропускают только на один участок съемки, причем довольно далеко расположенный от сцены.

В данном случае вам будет крайне тяжело обойтись без лонгтома — объектива с фокусным расстоянием 400 мм и более. Поэтому, если вы знаете, что идете в зал, где вам не дадут близко подойти к сцене – не берите лишнюю технику. Телезумов 70-200 и 300-400 мм будет достаточно.

Первый объектив позволит снять общие планы, а второй поможет с крупными и средними. Это тот случай, когда вам может все-таки пригодиться монопод. Для вашего удобства, лучше всего навинтить на фотоаппарт 70-200 мм, а монопод в сложенном виде прикрепить к лонгтому.

С опытом, когда вы привыкнете к супертелевикам, вам, возможно, и не понадобится монопод, но на всякий случай лучше его иметь под рукой.

Порой на съемках без лонгтома просто не обойтись. Только фокусное расстояние в 600 мм позволило запечатлеть крупный план артиста
Фото: Vanessa Mae
(С) В. Астапкович

Не отчаивайтесь, если вам не разрешили снимать возле сцены. Имея лишь телезум 70-200, можно делать неплохие фотографии издалека.
Фото: Eagles
(c) Xeniya Balsara

На концерте Lacrimosa работники службы безопасности по каким-то причинам не разрешили фотографам заходить в фотопит. С фокусным расстоянием 200 мм и камерой, поднятой над головами зрителей, удалось сделать фотографии из глубины зала.
Фото: Lacrimosa
(c) А. Войтехович

Однако, вышеупомянутая ситуация, к счастью, довольно редко встречается и для большинства концертных съемок монопод – вещь ненужная. Чтобы заморозить движения выступающих, требуются выдержки порядка 1\200 и практически все используемые при концертной фотографии объективы позволяют при такой выдержке снимать с рук.

Кроме того, будет проблематично установить монопод в веселящейся толпе или на небольшом пространстве пита, где, кроме вас, есть и другие фотографы с сумками.

Заметим также, что монопод является длинномерным тяжелым предметом и может быть просто не допущен охраной в зал.

Наконец, следует обязательно иметь с собой беруши . Этот реквизит на самом деле не менее важен, чем камера и карточки памяти. Съемки проходят в шумном зале, более того – непосредственно под колонками.

Подготовка к съемке. Перед концертом. Съемка