Князь Багратион, выехав на самый высокий пункт нашего правого фланга, стал спускаться книзу, где слышалась перекатная стрельба и ничего не видно было от порохового дыма. Чем ближе они спускались к лощине, тем менее им становилось видно, но тем чувствительнее становилась близость самого настоящего поля сражения. Им стали встречаться раненые. Одного, с окровавленною головой, без шапки, тащили двое солдат под руки. Он хрипел и плевал. Пуля попала, видно, в рот или в горло. Другой, встретившийся им, бодро шел один, без ружья, громко охая и махая от свежей боли рукою, из которой кровь лилась, как из склянки, на его шинель. Лицо его казалось больше испуганным, чем страдающим. Он минуту тому назад был ранен. Переехав дорогу, они стали круто спускаться и на спуске увидели несколько человек, которые лежали; им встретилась толпа солдат, в числе которых были и раненые. Солдаты шли в гору, тяжело дыша, и, несмотря на вид генерала, громко разговаривали и махали руками. Впереди, в дыму, уже были видны ряды серых шинелей, и офицер, увидав Багратиона, с криком побежал за солдатами, шедшими толпой, требуя, чтоб они воротились. Багратион подъехал к рядам, по которым то там, то здесь быстро щелкали выстрелы, заглушая говор и командные крики. Весь воздух пропитан был пороховым дымом. Лица солдат все были закопчены порохом и оживлены. Иные забивали шомполами, другие подсыпали на полки, доставали заряды из сумок, третьи стреляли. Но в кого они стреляли, этого не было видно от порохового дыма, не уносимого ветром. Довольно часто слышались приятные звуки жужжанья и свистения. «Что это такое? — думал князь Андрей, подъезжая к этой толпе солдат. — Это не может быть цепь, потому что они в куче! Не может быть атака, потому что они не двигаются; не может быть каре: они не так стоят». Худощавый, слабый на вид старичок, полковой командир, с приятною улыбкой, с веками, которые больше чем наполовину закрывали его старческие глаза, придавая ему кроткий вид, подъехал к князю Багратиону и принял его, как хозяин дорогого гостя. Он доложил князю Багратиону, что против его полка была конная атака французов, но что, хотя атака эта отбита, полк потерял больше половины людей. Полковой командир сказал, что атака была отбита, придумав это военное название тому, что происходило в его полку; но он действительно сам не знал, что происходило в эти полчаса во вверенных ему войсках, и не мог с достоверностью сказать, была ли отбита атака, или полк его был разбит атакой. В начале действий он знал только то, что по всему его полку стали летать ядра и гранаты и бить людей, что потом кто-то закричал: «Конница», и наши стали стрелять. И стреляли до сих пор уже не в конницу, которая скрылась, а в пеших французов, которые показались в лощине и стреляли по нашим. Князь Багратион наклонил голову в знак того, что все это было совершенно так, как он желал и предполагал. Обратившись к адъютанту, он приказал ему привести с горы два батальона 6-го егерского, мимо которых они сейчас проехали. Князя Андрея поразила в эту минуту перемена, происшедшая в лице князя Багратиона. Лицо его выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег. Не было ни невыспавшихся, тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность. Полковой командир обратился к князю Багратиону, упрашивая его отъехать назад, так как здесь было слишком опасно. «Помилуйте, ваше сиятельство, ради Бога! — говорил он, за подтверждением взглядывая на свитского офицера, который отвертывался от него. — Вот, изволите видеть!» Он давал заметить пули, которые беспрестанно визжали, пели и свистели около них. Он говорил таким тоном просьбы и упрека, с каким плотник говорит взявшемуся за топор барину: «Наше дело привычное, а вы ручки намозолите». Он говорил так, как будто его самого не могли убить эти пули, и его полузакрытые глаза придавали его словам еще более убедительное выражение. Штаб-офицер присоединился к увещаниям полкового командира; но князь Багратион не отвечал им и только приказал перестать стрелять и построиться так, чтобы дать место подходившим двум батальонам. В то время как он говорил, будто невидимою рукой потянулся справа налево, от поднявшегося ветра, полог дыма, скрывавший лощину, и противоположная гора с двигающимися по ней французами открылась перед ними. Все глаза были невольно устремлены на эту французскую колонну, подвигавшуюся к ним и извивавшуюся по уступам местности. Уже видны были мохнатые шапки солдат; уже можно было отличить офицеров от рядовых; видно было, как трепалось о древко их знамя. — Славно идут, — сказал кто-то в свите Багратиона. Голова колонны спустилась уже в лощину. Столкновение должно было произойти на этой стороне спуска... Остатки нашего полка, бывшего в деле, поспешно строясь, отходили вправо; из-за них, разгоняя отставших, подходили стройно два батальона 6-го егерского. Они еще не поравнялись с Багратионом, а уже слышен был тяжелый, грузный шаг, отбиваемый в ногу всею массой людей. С левого фланга шел ближе всех к Багратиону ротный командир, круглолицый, статный мужчина с глупым, счастливым выражением лица, тот самый, который выбежал из балагана. Он, видимо, ни о чем не думал в эту минуту, кроме того, что он молодцом пройдет мимо начальства. С фруктовым самодовольством он шел легко на мускулистых ногах, точно он плыл, без малейшего усилия вытягиваясь и отличаясь этою легкостью от тяжелого шага солдат, шедших по его шагу. Он нес у ноги вынутую тоненькую, узенькую шпагу (гнутую шпажку, не похожую на оружие) и, оглядываясь то на начальство, то назад, не теряя шагу, гибко поворачивался всем своим сильным станом. Казалось, все силы души его были направлены на то, чтобы наилучшим образом пройти мимо начальства, и, чувствуя, что он исполняет это дело хорошо, он был счастлив. «Левой... левой... левой...» — казалось, внутренно приговаривал он через каждый шаг, и по этому такту с разнообразно строгими лицами двигалась стена солдатских фигур, отягченных ранцами и ружьями, как будто каждый из этих сотен солдат мысленно через шаг приговаривал: «Левой... левой... левой...» Толстый майор, пыхтя и разрознивая шаг, обходил куст по дороге; отставший солдат, запыхавшись, с испуганным лицом за свою неисправность, рысью догонял роту; ядро, нажимая воздух, пролетело над головой князя Багратиона и свиты и в такт: «Левой — левой!» — ударилось в колонну. «Сомкнись!» — послышался щеголяющий голос ротного командира. Солдаты дугой обходили что-то в том месте, куда упало ядро, и старый кавалер, фланговый унтер-офицер, отстав около убитых, догнал свой ряд, подпрыгнув, переменил ногу, попал в шаг и сердито оглянулся. «Левой... левой... левой...» — казалось, слышалось из-за угрожающего молчания и однообразного звука единовременно ударяющих о землю ног. — Молодцами, ребята! — сказал князь Багратион. «Ради... ого-го-го-го-го!..» — раздалось по рядам. Угрюмый солдат, шедший слева, крича, оглянулся глазами на Багратиона с таким выражением, как будто говорил: «Сами знаем»; другой, не оглядываясь и как будто боясь развлечься, разинув рот, кричал и проходил. Велено было остановиться и снять ранцы. Багратион объехал прошедшие мимо его ряды и слез с лошади. Он отдал казаку поводья, снял и отдал бурку, расправил ноги и поправил на голове картуз. Голова французской колонны, с офицерами впереди, показалась из-за горы. — С Богом! — проговорил Багратион твердым, слышным голосом, на мгновение обернулся к фронту и, слегка размахивая руками, неловким шагом кавалериста, как бы трудясь, пошел вперед по неровному полю. Князь Андрей чувствовал, что какая-то непреодолимая сила влечет его вперед, и испытывал большое счастие. Уже близко становились французы; уже князь Андрей, шедший рядом с Багратионом, ясно различал перевязи, красные эполеты, даже лица французов. (Он ясно видел одного старого французского офицера, который вывернутыми ногами в штиблетах, придерживаясь за кусты, с трудом шел в гору.) Князь Багратион не давал нового приказания и все так же молча шел перед рядами. Вдруг между французами треснул один выстрел, другой, третий... и по всем расстроившимся неприятельским рядам разнесся дым и затрещала пальба. Несколько человек наших упало, в том числе и круглолицый офицер, шедший так весело и старательно. Но в то же мгновение, как раздался первый выстрел, Багратион оглянулся и закричал: «Ура!» «Ура-а-а-а!» — протяжным криком разнеслось по нашей линии, и, обгоняя князя Багратиона и друг друга, нестройною, но веселою и оживленною толпой побежали наши под гору за расстроенными французами.

Встретилась толпа солдат, в числе которых были и не раненые. Солдаты шли в гору, тяжело дыша, и, несмотря на вид генерала, громко разговаривали и махали руками. Впереди, в дыму, уже были видны ряды серых шинелей, и офицер, увидав Багратиона, с криком побежал за солдатами, шедшими толпой, требуя, чтоб они воротились. Багратион подъехал к рядам, по которым то там, то здесь быстро щелкали выстрелы, заглушая говор и командные крики. Весь воздух пропитан был пороховым дымом. Лица солдат все были закопчены порохом и оживлены. Иные забивали шомполами, другие посыпали на полки, доставали заряды из сумок, третьи стреляли. Но в кого они стреляли, этого не было видно от порохового дыма, не уносимого ветром. Довольно часто слышались приятные звуки жужжанья и свистения. "Что это такое? - думал князь Андрей, подъезжая к этой толпе солдат. - Это не может быть атака, потому что они не двигаются; не может быть карре: они не так стоят". Худощавый, слабый на вид старичок, полковой командир, с приятною улыбкой, с веками, которые больше чем наполовину закрывали его старческие глаза, придавая ему кроткий вид, подъехал к князю Багратиону и принял его, как хозяин дорогого гостя. Он доложил князю Багратиону, что против его полка была конная атака французов, но что, хотя атака эта отбита, полк потерял больше половины людей. Полковой командир сказал, что атака была отбита, придумав это военное название тому, что происходило в его полку; но он действительно сам не знал, что происходило в эти полчаса во вверенных ему войсках, и не мог с достоверностью сказать, была ли отбита атака или полк его был разбит атакой. В начале действий он знал только то, что по всему его полку стали летать ядра и гранаты и бить людей, что потом кто-то закричал: "конница", и наши стали стрелять. И стреляли до сих пор уже не в конницу, которая скрылась, а в пеших французов, которые показались в лощине и стреляли по нашим. Князь Багратион наклонил голову в знак того, что всё это было совершенно так, как он желал и предполагал. Обратившись к адъютанту, он приказал ему привести с горы два баталиона 6-го егерского, мимо которых они сейчас проехали. Князя Андрея поразила в эту минуту перемена, происшедшая в лице князя Багратиона. Лицо его выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег. Не было ни невыспавшихся тусклых глаз, ни притворно-глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность. Полковой командир обратился к князю Багратиону, упрашивая его отъехать назад, так как здесь было слишком опасно. "Помилуйте, ваше сиятельство, ради Бога!" говорил он, за подтверждением взглядывая на свитского офицера, который отвертывался от него. "Вот, изволите видеть!" Он давал заметить пули, которые беспрестанно визжали, пели и свистали около них. Он говорил таким тоном просьбы и упрека, с каким плотник говорит взявшемуся за топор барину: "наше дело привычное, а вы ручки намозолите". Он говорил так, как будто его самого не могли убить эти пули, и его полузакрытые глаза придавали его словам еще более убедительное выражение. Штаб-офицер присоединился к увещаниям полкового командира; но князь Багратион не отвечал им и только приказал перестать стрелять и построиться так, чтобы дать место подходившим двум баталионам. В то время как он говорил, будто

Тема:

Негреющее солнце, непрекращающийся дождь, незамерзшая река, некрашеные скамейки, незасеянные поля, неразрешенные проблемы, непокрытая голова, невыспавшийся ребенок, непроснувшийся город.

Не озаренная лучами солнца долина; не покрытая снегом земля; не смолкающие до ночи сверчки; не законченная рабочим деталь; не нарушаемая ни чем тишина; не пропускающий ничего взгляд; не подпускающий к себе хищник; не засеянное еще поле; не заживающая долго рана; не успевшая высохнуть трава.

Не исследованная, а дикая тайга; не замерзшая, а по-прежнему бегущая речонка; не проторенная, а едва заметная тропинка.

Не освещена, не обожжена, не пересечены, не вооружены, не сокращены, не заброшены.

I. 1. Мы шли тихо по полевой непроторенной дорожке через стоптанное, сбитое жнивье, и только шаги и голоса наши были слышны. (Л. Т.) 2. В классе стоял густой, протяжный неумолкающий гул, напоминавший жужжание пчелиного роя. (Купр.) 3. Вверху непогасшим костром тлели Стожары. (Ш.) 4. Телегин сложил недочитанное письмо. (А. Н. Т.) 5. Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит. (Н.) 6. Твердый немигающий взгляд смутил Павку. (Н. О.) 7. Косо тянулись неостывшие вечерние тени. (Сераф.) 8. Над нами светило негреющее осеннее солнце. (Закр.)

II. 1. Мальчик смотрел на нас недоумевающими глазами. 2. Негодующий возглас вырвался у одного из споривших. 3. Подруга взяла недочитанную книгу и вышла в сад. 4. На столе лежало недописанное письмо 5. Улица заканчивалась недостроенным зданием.

III. 1. Тело продолжало еще болеть, но оно тоже болело тихо - не скрежущей, острой болью, как рваная рана, а тихой, щемящей. (Сим.) 2. Воспоминания - это не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир. (Пауст.) 3. Не укрепляющим, а расслабляющим образом действует послеобеденный сон в душной сушащей атмосфере. (Ч.) 4. Это было не ласкающее нежное дуновение, а сухой, горячий ветер. 5. За лесом начинались не засеянные, а лишь вспаханные поля.

IV. 1. Заповедники нужны для научных исследований как эталоны природы, не освоенной человеком. Особенно важно это теперь, когда на всей планете почти не осталось уголков, не затронутых хозяйственной деятельностью. (Е. Сыроечковский.) 2. Хорошо по жизни пронести счастье, не затронутое пулей, верность, не забытую в пути. (Др.) 3. Тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. (Л. Т.) 4. Почти каждый вечер после работы у Павла сидел кто-нибудь из товарищей, и они читали, что то выписывали из книг, озабоченные, не успевшие умыться. (М. Г.) 5. Люди, не решавшиеся глумиться над Герасимом, боялись его. (Т.) 6. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет опять теплый ветер. (Кор.) 7. Железная крыша, давно не крашенная, краснела от ржавчины. (Л. Т.) 8. Муму, отроду не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась. (Т.) 9. Справа и слева шелестел высокий камыш с темными, еще не запушившимися кисточками. (Пол.) 10. А ребенок [Обломов] все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом. (Гонч.) 11. Дом стоял посреди степи, ничем не огороженный. (Ч.)

V. 1. Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. (П.) 2. Поднималось солнце. Еще не видимое глазом, оно раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей. (М. Г.)

VI. 1. Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. (Сухомл.) 2. Дом еще не закончен, десяток плотников возится около него. (М. Г.) 3. Мы бредем по тем дорожкам, где не кошена трава. (Ис.) 4. Только не сжата полоска одна. (Н.) 5. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат. (Загад.)

Смешанные примеры

1. Усадьба была небольшая, дом старый и незатейливый, хозяйство несложное, не требующее большой дворни. (Бун.) 2. Вдалеке виднелись неясные серые громады незаконченных построек. (Гайд.) 3. В темном небольшом ущелье начинаем свой долгий путь вода великой северной реки Печоры. (Житен.) 4. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. (Пауст.) 5. Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса: есть нескудеющая сила, есть и нетленная краса. (Тютч.) 6. Твой недосказанный упрек я разгадать вполне не смею. (П.) 7. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. (Пауст.) 8. Только ты, моя милая птичка, в теплом гнездышке еле видна. Светлогруда, легка, невеличка, не запугана бурей одна. (А. Фет.) 9. Алексей собрал вокруг несколько нераскрывшихся сырых еловых шишек и положил их к огню. (Пол.)

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его нелепость и неуклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник небылиц и сказок. Баобаб невысок , а вот рассказы о его толщине вызывают недоверие . В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая неровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, не ванна , а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

Стиль текста: публицистический, так как текст напоминает некую статью о баобабе. Еще я бы отнесла этот текст к художественному стилю, так как в тексте присутствует описание баобаба, и используются оттеночные слова, метафора.

Тема: баобаб.

    Выберите слова, которые без НЕ не употребляются .

А) негодование

Б) (не)внимательность

В ) невежа

Г) (не)грамотность

Д) невольник

Е) незабудка

    Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

А) Неграмотность - признак некультурного человека.

Б) Не грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

В) Не друг ты мне, а всего лишь попутчик.

Г) Недруг не посочувствует.

Д) Не счастье я испытал, а минутную слабость.

Е) Несчастье спутало все наши планы.

    Раскрыть скобки, графически обозначить орфограмму.

Небрежное письмо, нисколько не жаркий день, не папин портфель, деревья невысокие , но раскидистые, не внимательный, а рассеянный ученик, далеко не приятная процедура, неглубокий колодец, совсем не строгий учитель, перстень не золотой , далеко не опасный трюк, нежилая квартира, неяркое, но красивое платье, не бабушкин платок, нелестные отзывы, никому не нужная книга, не темная, а лунная ночь .

    Раскройте скобки. Распространите причастия зависимыми словами. Запишите по образцу. Образец. Непрочитанная книга - не прочитанная мною книга

невыполненная работа - не выполненная студентом работа

невыспавшийся ребёнок - не выспавшийся из-за шума ребенок

несостоявшееся выступление - не состоявшееся по какой-то причине выступление

негреющее солнце - не греющее лучами солнце

незамерзающий ручей - не замерзающий зимой ручей

невыполненное задание - не выполненное учеником задание

непостроенный дом - не построенный строителями дом

непрочитанное письмо - непрочитанное мною письмо

    Раскройте скобки, изменяя словосочетания по образцу.

Образец. Непрочитанная книга - книга не прочитана.

не скошенные травы - трава не скошена

ненаписанная сказка - сказка не написана

нераспаханный луг - луг не распахан

не слыханная тишина - тишина не слыхана

несозданный прибор - прибор не создан

неизученный параграф - параграф не изучен

невырытая яма - яма не вырыта

непосеянные цветы - цветы не посеяны

необработанное поле - поле не обработано

    Раскройте скобки, вставляя вместо звёздочек антонимы.

Образец. (Не)спускающийся, а *** лифт. - Не спускающийся, а поднимающийся лифт.

Не расцветающие, а увядающие растения.

Не уменьшенный, а увеличенные числа.

Не собранные, а разбросанные игрушки.

Не затемнённая, а осветленная сцена.

Не удаляющийся, а приближающийся поезд.

Среди героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого можно выделить ряд реальных персонажей, которые подчеркивают реальность происходящих событий. Одним из таких героев является Багратион – известный русский военачальник, князь, герой Отечественной войны 1812 года. Представляя внешнюю характеристику героя, Толстой описывает Багратиона «невысоким, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухим, еще не старым человеком». В романе он руководит Шенграбенским сражением, именно Багратион был благословлен Кутузовым на спасение армии. Задачей отряда военачальника была задержка французов для соединения русских войск. Кутузов говорит Багратиону: «Благословляю тебя на великий подвиг». И герой выполняет свой долг. Перед Шенграбенским сражением полководец изображается смертельно уставшим, “с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами”, “неподвижным лицом”, который совершенно равнодушен к происходящему вокруг него.

Однако как только началось сражение, его облик резко изменился: “Не было ни невыспавшихся, тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед очевидно ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность”. Герой не страшится опасности, он становится в один строй с офицерами и рядовыми солдатами. Уже одно присутствие Багратиона на поле боя помогает бойцам. Герой любим и уважаем за свою отвагу и решительность. В момент наступления наиболее решительного этапа сражения Багратион не отдает никаких видимых приказаний, но сам спешивается и идет в бой, являясь предводителем всего войска. Своим личным примером воодушевляет он солдат под Шенграбеном и ведет их в атаку. Автор желает подчеркнуть талант Багратиона-полководца, всегда знающего, чего он хочет, а также знающего, при помощи каких средств достигнуть цели. При всей кажущейся бездеятельности в сражении под Шенграбеном поведение военачальника является лишь тонким стратегическим ходом: он старается не препятствовать естественному течению событий.

Характер военачальника тверд и решителен, он честен и бескомпромиссен. Еще перед Аустерлицким сражением мы видим Багратиона как принципиального воина, который не хочет участвовать в военном совете, поскольку считает его бессмысленным.

Толстой, побывавший на войне и испытавший на себе ее тяготы, относился к ней как преступлению, которое «противно человеческому разуму и всей человеческой природе». Автор считает, что настоящий героизм скромен и незаметен, он не выставляется напоказ, напротив, истинные герои в романе имеют подчеркнуто неуклюжие черты, отсутствие командного голоса. Они ведут себя как рядовые солдаты. Таким изображается и Багратион. Однако благодаря используемым художественным деталям читателю ясна роль, выполняемая военачальником, чувствуется его героизм и бесстрашие, стремление любой ценой одержать победу. Так, мы видим проявление героизма Багратиона и во время Аустерлицкого сражения, при битве с неприятелем, явно вдвое превосходящим по силе русское войско. Он же, проводя отступление, смог вывести с поля боя всю свою колонну нерасстроенной. Во время обеда в честь Багратиона, по словам автора, «давалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату...". Но, отважный и решительный в бою, герой застенчив и робок в светском обществе. На обеде в его честь полководец чувствует себя стесненно: “Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”.

Багратион, по мнению Толстого, является идеалом “народного” полководца. Он умеет влиять на солдат и офицеров. Само его присутствие на военных позициях способствует поднятию их боевого духа. Когда Багратиону приходится действовать, для него исчезает все личное. Давая характеристику этому герою, даже сложно применить такие слова, как сдержанность, храбрость, спокойствие, характеризующие героическое поведение. Багратион – обычный человек, со своими человеческими слабостями, он не храбрится, он не спокоен, не сдержан, но и не напряжен. Он просто естественен, он выполняет свое дело, руководствуясь лишь чувством долга и чести. Багратион не боится глядеть в лицо смерти, у него даже в мыслях нет страха, поэтому и отсутствует всякое колебание в действиях, ведь он делает все, что может, под влиянием течения событий и собственных человеческих чувств.