Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода.

Предлагаем вам познакомится с несколькими русскими народными хороводными играми:

Русская народная хороводная игра «Каравай»

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

Русская народная хороводная игра «Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

Русская народная хороводная игра «Дубок»

Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.

У нас рос дубок

Вот таков,

Вот таков!

(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)

Корень да его -

Вот так глубок,

Вот этак глубок!

(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

Ветки да его -

Вот так высоки,

Вот этак высоки!

(руки поднимают вверх и покачивают ими)

Листья да его -

Вот так широки,

Вот этак широки!

(хоровод расходится, расширяется)

Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.

В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

Русская народная хороводная игра «Березка»

Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей. Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы на Троицын день.

Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами:

Ты, березка, бе лена, бе лена,

А макушка зеле на, зеле на.

Летом-то мохнатенька,

Зимой сучковатенька.

Где ты стоишь, там и шумишь!

Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

Березка зеленеька,

По весне веселенька,

В чистом полюшке стоит

Да листочками шумит.

Ветки завивает,

С ве трами играет.

Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:

А осенью слякотной,

Осенью холодною,

Березка нарядная,

Краса ненаглядная,

Дождем умывается,

С красотой прощается.

Корни усыхают,

Листья опадают.

Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.

Русская народная хороводная игра «Вьюн»

Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому, скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном празднике. Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки. Исполняется песня «Со вьюном я хожу»:

Со вьюном я хожу,

(все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки)

С золотым я хожу,

(хоровод расходится от центра, руки опускаются)

Я не зная, куда вьюн положу,

Я не зная куда вьюн положу.

(участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону)

Положу я вьюн, положу я вьюн

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо.

(Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу)

А со правого, а со правого,

А со правого налево положу,

А со правого налево положу.

(Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа)

Подвижная игра «Во поле береза стояла»

Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки.

Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.

Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»:

Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли, стояла,

Люли, люли, стоя - ла.

Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой.

В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их.

Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.

Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.

Подвижная игра «Сказки Пушкина»

Выбирается один ребёнок – Кот Учёный.

Остальные дети встают в круг и берутся за руки. В центре круга ставится стульчик - дуб.

Дети идут по кругу и говорят:

«У Лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший…»

В это время Кот Учёный ходит в разные стороны в центре круга и незаметно для других детей дотрагивается до одного ребёнка. Тот, до кого дотронулся Кот Учёный – Леший.

После того, как дети проговорили отрывок из поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила", где последнее слово - «Леший», выбранный Котом ребёнок кричит грозным голосом: «Я – Леший!»

Дети разбегаются в разные стороны, а Леший ловит детей. До кого дотронулся Леший - тот становится пойманным и идёт к стульчику – дубу, где его поджидает Кот Учёный.

Подвижная игра «Березки»

Цель: развитие выразительности движений, наблюдательности, воображения.

Возраст: дошкольный.

Описание игры: Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам инструктора:

Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.

Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки.

Из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова: “береза – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями”.

Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству народов. Оно восходит к корню «бер», означавшему блеск, белизна.
Слово береза обозначало имя белого дерева, сияющей березы, и названо так это чудесное дерево за его непохожий на все другие сверкающий, серебряный ствол.

Спросите у ребенка:
* Как ласково в народе называют березу? (березка, березонька)
* Как одни словом можно назвать березовый лес (березняк)
* Как назвать съедобный гриб с коричнево-черной шапкой, растущий под березой? (подберезовик)

Читайте стихи о березе вместе с детьми. Обращайте их внимание на то, как авторы говорят о березе, какие красочные определения используют, с кем (чем) ее сравнивают, удачны ли такие сравнения.

Березка
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
Вс. Рождественский

Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин

«Люблю березу русскую…»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится
А. Прокофьев

«Береза, моя березонька…»
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза моя кудреватая!
Стоишь ты, березонька,
Осередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья бумажные,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В Семик поют,
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венок плетут.
(Русская народная песня)


Загадки о березе:
Можно о березке детям загадать загадки, попросить их объяснить отгадки.


На лесной опушке стоят подружки: платьица белены, шапочки зелены.

В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы. Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек.

Хоть малая, хоть большая - где стоит, там и шумит.


Игра «Гуляй да присматривайся!»
Детям можно предложить в игровой форме подбирать к слову береза подходящие по смыслу имена прилагательные и глаголы. На основе своих жизненных представлений, а также на основе того, что они узнали из чтения художественной литературы.

Детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов-признаков и слов-действий к слову береза.
Береза (какая?) – кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д.
Береза (что делает?) – растет, зеленеет, красуется и т.д.

Игра «Угадай, какое слово пропущено?»
Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая.
Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень…)
Березовая… (листва, роща, кора, аллея…)

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова, береза - лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству народов. Оно восходит к корню bhe, означавшему блеск, белизна.
Слово береза обозначало имя белого дерева, сияющей березы, и названо так это чудесное дерево за его непохожий на все другие сверкающий, серебряный ствол.

Как ласково в народе называют березу? - березка, березонька.
Как одни словом можно назвать березовый лес - березняк.
Как назвать съедобный гриб с коричнево-черной шапкой, растущий под березой? - подберезовик.

Стихи о березе

Читайте стихи о березе вместе с детьми. Обращайте их внимание на то, как авторы говорят о березе, какие красочные определения используют, с кем ее сравнивают, обосновывают, удачны ли такие сравнения.

Березка
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется - в шуме березы
Есть русская наша душа.
Вс.Рождественский

Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
С.Есенин
«Люблю березу русскую…»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится
А.Прокофьев
«Береза, моя березонька…»
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза моя кудреватая!
Стоишь ты, березонька,
Осередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья бумажные,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В Семик поют,
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венок плетут.
Русская народная песня

Загадки о березе
Можно о березке детям загадывать загадки. И просить их объяснить отгадки.

На лесной опушке стоят подружки: платьица белены, шапочки зелены
Бела - не снег, зелена - не луг, кучерява - не человек
В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы

Пословицы и поговорки
Березы, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Какова березка, такова и отростка. Значение пословицы в том, что отпрыски всегда перенимают повадки, черты характера от родителей. Чаще говорится о детях, которые унаследовали от родителей манеры поведения и т.п.

Игра «Гуляй да присматривайся!»
Детям можно предложить в игровой форме подбирать к слову береза подходящие по смыслу имена прилагательные и глаголы. На основе своих жизненных представлений, а также на основе того, что они узнали из чтения художественной литературы.

Детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов-признаков и слов-действий к слову береза.
Береза (какая?) - кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д.
Береза (что делает?) - растет, зеленеет, красуется и т.д.

Игра «Угадай, какое слово пропущено?»
Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая.
Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень…)
Березовая… (листва, роща, кора, аллея…)

Игра – путешествие

« Берёза – символ России».

Подготовительная группа.

Цель: продолжать знакомить детей с понятиями « Родина»,
« Отечество», с деревом, ставшим символом России,
рассказать о том, какую пользу берёза приносит
людям; расширять кругозор детей; воспитывать
интерес к обычаям и традициям русского народа;
прививать любовь и бережное отношение к родной
природе.

Воспитатель: Богатых С. А.

Проводится экскурсия по выставке рисунков детей « Моя Родина».
- Какие места вы изобразили на своих рисунках? (где родились, живём, куда ездили отдыхать с родителями и т.д.)
- Как можно назвать одним словом всё, что вы нарисовали на своих рисунках? (Родина, Отчизна, Отечество).
- Как вы думаете, с чего начинается Родина? (ответы детей)
Подготовленный ребёнок читает отрывок из стихотворения М. Матусовского « С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца?
- С чего начинается Родина для автора стихотворения?
- Какие пословицы о Родине вы знаете?
(«Родина любимая, что мать родимая», «Жить - Родине служить», «Берегите землю родимую, как мать любимую», « На чужой сторонушке и весна не красна», « Русское раздолье – человеку приволье» и др.)
Воспитатель предлагает рассмотреть картины с пейзажами русской природы.
- Что общего есть в ваших рисунках и картинах художников? (берёзы)
- Как вы думаете, почему и на картинах художников и на ваших рисунках есть стройные белоствольные берёзки?
- Конечно же, это не случайно. Какой русский человек не любит берёзку –красавицу! Берёза - символ России. О белоствольной русской красавице сложено много стихов и песен.
Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей!
- Берёза – это ещё и полезное дерево. Если болит голова, то можно подойти к берёзе поближе, а голову прижать к стволу, то боль скоро утихнет. Это происходит по тому, что берёза всё плохое забирает в себя, а хорошую энергию отдаёт. Когда у детей болит живот, то от этой боли может помочь берёзовый сок. А старые бабушки лечат больные ноги листиками берёзы: для этого в чулки кладут зелёные листики и ложатся спать – утром ноги у бабушек не болят.
Вспомните загадку про берёзу:
Стоит Алёна – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
- С кем на Руси сравнивали красавицу берёзку? (с девушкой нежной, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой)
- Летом в июне месяце на Руси справляли праздник. Этот праздник считался девичьим праздником. Утром девушки в нарядных платьях (показ рисунка русского народного костюма) шли к берёзовой роще, выбирали одну из берёзок и украшали её. Привязывали к её ветвям цветные ленточки, лоскутки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг украшенной берёзки водили хоровод, пели песни, плясали, заводили игры.
- Как называют берёзу в народе? С кем её сравнивают?
- Чем является берёза для русского человека?
- Чем полезно это дерево?
- Какие праздники устраивала молодёжь на Руси в берёзовых рощах?
- Как и чем украшали берёзу?
А давайте и мы украсим нашу берёзку по русскому обычаю. Дети вешают на берёзку (макет дерева или настоящую берёзку) цветные ленточки. Ребёнок читает стихотворение.
Берёзонька, ты моя берёзонька:
Берёза моя белая,
Берёза раскудрявая.
Стоишь ты, берёзонька,
Посреди долинушки.
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Серёжки махровые.
Под тобой, берёзонька,
Трава шелковая.
- Посмотрите, ребята, какая красивая и нарядная получилась у нас берёзка. Давайте и мы заведём хоровод вокруг берёзки, как в старину. Дети под песню « Во поле берёза стояла» водят хоровод вокруг берёзки.