Сочинение

Рассказ «Гамбринус» - одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна. Это мощный гимн интернационализму. Куприн всей душой отрицал национальную рознь. В своей жизни писатель общался с людьми самого разного происхождения - и со всеми находил общий язык. Особенно ему был ненавистен антисемитизм, который в дореволюционной России сопровождался волнами страшных еврейских погромов.

Погромы вспыхивали при всех общественных потрясениях. Так гнев и возмущение народа своей тяжелой, беспросветной жизнью царская «охранка» переводила в удобное для правительства русло.

Действие рассказа происходит в большом портовом городе. Хотя он и не назван, но многие сразу узнают в нем Одессу, где и сейчас есть пивная «Гамбринус».

Главный герой - скрипач Сашка, еврей, сирота, не имеющий никакого образования. Этот человек обладает настоящим даром, - прекрасной музыкальной памятью и слухом. Он обладает и композиторскими способностями, сочиняет пьесы, основанные на народных еврейских мелодиях. Реализовать свой талант он может, только играя в пивной.

Музыка трогает самые простые и грубые сердца: рыбаков, матросов, воров. Сашка завоевал любовь всех, кто только заходит в Гамбринус. Это человек, в котором сочетаются вековая грусть еврейского народа, артистизм, остроумие.

Музыкант отличается смелостью: он отчаянно спорит с прислужником царской охранки, защищая свои убеждения и достоинство.


Обучающиеся работают в группах.

1 группа : роль музыки в рассказе (почему музыка трогает самые простые и грубые сердца рыбаков, матросов, воров) – найти объяснение в тексте, найти ключевые цитаты в тексте, рисунок Сашки.

Ответ: Цель автора - подчеркнуть душевную красоту героя, показать, что внешность не главное в человеке, а главное - его душа. Прототип Сашки - скрипач Александр Певзнер - был известен и любим в Одессе, но после появления рассказа слава его стала достоянием всей читающей России.

Похороны Александра Певзнера потом описал Константин Паустовский во "Времени больших ожиданий", чем поддержал и литературную легенду и реальную память об одесском скрипаче.

Далеко не все музыканты Одессы сподобились такой славы, как, впрочем, и пивные, кабачки, рестораны, кафе.

3 группа : В чём принципиальное отличие Сашки от романтических героев изученных нами произведений, от неоромантических героев М.Горького? С кем из героев «Портрета» Н.В.Гоголя можно сравнить Сашку? Рисунок Сашки.

Ответ: Герои романтических произведений XIX века были обречены на вольное или невольное одиночество. У М.Горького к одиночеству героев ведёт индивидуализм, неистовая жажда воли, свободы любой ценой. В рассказе «Гамбринус» автор переосмысливает романтические традиции. Его герой Сашка находится в гуще людей, радует их своим искусством. Талант Сашки незамысловат, но нужен людям. Он отличается как от возвышенного, слишком далёкого от простого человека, с точки зрения писателя, искусства положительных героев «Портрета», так и от продажно-угодливой живописи Чарткова повести Н. В. Гоголя «Портрет».

4 группа : Какую проблему затрагивает идея сюжета рассказа? Рисунок Сашки. Ответ : Идея сюжета произведения затрагивает вечную пробему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено А. И. Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества. В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии.

5 группа : Можно ли говорить о писателе как о журналисте? Какова его гражданская позиция? Каково его отношение к герою? Образ собаки Белочки. Рисунок Сашки.

Ответ : Чуть ли не с публицистической точностью А. И. Куприн описывает акты вандализма черносотенцев: «Они вламывались в частные квартиры, шарили в кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной отрыжкой». Уже только в одной такой строчке кроется талант журналиста.

Гражданская позиция писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку Сашки-скрипача. В этом эпизоде с контрастной выразительностью неореализма А. И. Куприн показывает всю ярость тупого и бессмысленного гнева народа. Обманутый и используемый различными властными и революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится жертвой грядущих трагических событий. Свою боль и возмущение автор еще не раз выразит в таких произведениях, как «Бред» и «Обида».

6 группа : Провести параллель: еврейские погромы в дореволюционной России (исторический контекст и текст данного произведения) – определение связей, рисунок Сашки.

Обучающийся даёт историческую справку, другой читает из текста: «Жи-ид! Бей жида! В кррровь!»

«Каменщик поймал собаку за задние ноги, высоко поднял, ударил головой о плиты тротуара и побежал. На сапоги Сашки брызнул мозг из Белочкиной головы, Сашка отёр пятно платком».

«Какие-то разнузданные люди в маньчжурских папахах, с георгиевскими лентами в петлицах курток, ходили по ресторанам и с настойчивой развязностью требовали народного гимна и следили за тем, чтобы все вставали. Они вламывались в частные квартиры…».
Обучающиеся от каждой группы вешают рисунки с изображением Сашки на доску.

2 группа делает вывод о судьбе Сашки: его забрали в солдаты, на войну. Вернувшись домой, Сашка опять радовал всех своей игрой на скрипке. Но его неожиданно избили без всякой причины, забрали в «Бульварный участок по политическому».

Долгое время Сашку считали похороненным, но через некоторое время увидели «воскресшего музыканта», у которого «левая рука была приворочена локтем к боку, а пальцы торчали навсегда около подбородка». Он стал жертвой еврейских погромов.

На доске – рисунки с изображением Сашки. Каждая группа справилась с поставленной задачей (за выполненный рисунок – 2 балла).

Герой уже не мог играть: его искалечили, но музыка Сашки вечна, так как она ведёт за собою мир, добро и свет.

В память о Сашке звучит музыка как гимн мира, музыка, которую играл сам герой рассказа. Это гимн сплочению людей, единению, духовной силе, несмотря на разные расовые отличия.

Рассказ «Гамбринус», созданный Александром Куприным в исторический отрезок времени между двумя российскими революциями, стал ярким отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой. Перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу того времени. Контрастно выглядит искристая и вдохновенная игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших Россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан. Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества. В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии. Чуть ли не с публицистической точностью Александр Куприн описывает акты вандализма черносотенцев:«Они вламывались в частные квартиры, шарили в кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной отрыжкой» . Уже только в одной такой строчке кроется талант журналиста. Гражданская позиция писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку Сашки-скрипача. В этом эпизоде с контрастной выразительностью неореализма Куприн показывает всю ярость тупого и бессмысленного гнева народа. Обманутый и используемый различными властными и революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится жертвой грядущих трагических событий. Свою боль и возмущение автор еще не раз выразит в таких произведениях, как «Бред» и «Обида». Сочный и эмоциональный стиль, в котором выдержан «Гамбринус» делает этот рассказ образцомлитературной экспрессии , а все предметы и события, описанные Куприным, имеют форму законченности и образуют внутреннюю логическую связь между собой. В свое время Лев Толстой дал замечательную оценку литературному творчеству Куприна. Язык «Гамбринуса» писатель назвал прекрасным, отметив его яркий тон, а М. Горький планировал присвоить автору этого рассказа почетное звание певца революции. Но Куприн после октябрьских событий в России эмигрировал за границу и уже больше никогда не возвращался к революционной тематике в своих произведениях.

Выбери что подходит)

Александр Иванович Куприн - писатель-реалист, его имя - одно из самых известных и громких имен начала ХХ века. Его произведения «Гранатовый браслет», «Молох», «Поединок», «Гамбринус» (краткое содержание и анализ которого будет представлен ниже) и другие вошли в золотой фонд русской литературы. Куприн был очень колоритной фигурой. Он постоянно жаждал впечатлений, поэтому часто странствовал и пробовал себя в разных отраслях, профессиях - от дантиста до грузчика.

Случаи из собственной жизни стали основой для многих произведений Александра Ивановича. Большая часть творчества писателя проникнута сочувствием к людям, которые обречены влачить тяжелую участь в убогой, косной среде. Куприн выразил это сочувствие не только в изображении жизни низших слоев общества (роман о жизни женщин легкого поведения «Яма»), но в образах страдающих, интеллигентных героев. Писатель обладал не только высшим мастерством литературного пейзажа, визуального восприятия бытия, но также и литературного характера. Речь, портрет и психологию автор прорабатывал очень тщательно - это заметно даже по глубине и сложности образов животных, о которых Александр Иванович любил писать. Повествование в зачастую обращено к экзистенциальным проблемам. Его размышления о воле к жизни, ненависти и любви, слабости и силе, отчаянии воссоздают духовный мир «маленького человека» на сломе эпох.

Драма жизни

Рассказ «Гамбринус», краткое содержание которого известно каждому еще по школьной программе, был создан А. Куприным в сумбурный исторический период времени между двумя революциями, произошедшими в России. Он стал ярким реалистичным отражением неразрывной взаимосвязи простого народа с его культурой. Содержание произведения доносит до читателя драму жизни посетителей пивного заведения с немецким названием «Гамбринус» расположенного на знаменитой улице Дерибасовской в Одессе. Самобытные и яркие образы героев, центральным персонажем среди которых является уникальный музыкальный самородок - талантливый Сашка-скрипач, наполняют атмосферу того времени неподражаемым колоритом и шармом. Подчеркнуто контрастно выглядит вдохновенная и искристая игра музыканта на фоне трагических и грозных событий, взбудораживших всю Россию и исковеркавших судьбы многих ее граждан.

Человек - тростник, но мыслящий

Интересный использовал Куприн. «Гамбринус» в основе сюжета содержит идею, которая затрагивает извечную тематику бессмертия и торжества искусства над любым проявлением безнравственности, подлости и жестокости. Гениальный ученый-француз Б. Паскаль своей философской мыслью дал определение индивидууму: человек - это тростник, однако тростник мыслящий. Эта мысль была подхвачена Куприным и перенесена в его литературное произведение. Слова центрального персонажа о том, что человека можно искалечить, но настоящее искусство обязательно все выдержит и победит, являются своеобразной транскрипцией слов Паскаля, звуча как апофеоз мужества и стойкости.

Особая магия

«Гамбринус» - рассказ небольшой, в нем чуть больше двадцати страниц. Но каждая фраза его пронизана особой магией и энергетикой литературного мастерства автора. Повествование будоражит читателя, держа его в неослабевающем напряжении, не оставляя безучастным, равнодушным к происходящим драматическим событиям в Российской империи того времени. Неумолимая волна еврейских погромов в считанные дни уничтожила жизнерадостную атмосферу уважительных, доброжелательных отношений между жителями, погрузив когда-то веселые улицы приморского города в ядовитую пучину ксенофобии. Куприновский «Гамбринус», краткое содержание которого не в силах передать публицистическую точность автора, описывает имевшие место акты вандализма бесчинствующих черносотенцев. Достаточно подробно автор описывает как они, пьяные, нагло вламывались в частные дома, квартиры, бесстыдно шарили в комодах и в кроватях, вымогали деньги, требовали то водки, то исполнения гимна. В каждой описательной строчке читатель чувствует журналистский талант писателя.

Гражданская позиция

Гражданская позиция Куприна безошибочно угадывается читателем по описанию одной из ключевых сцен, когда в разгар погрома одесский каменщик безжалостно убивает любимого пса Сашки-скрипача. В этом трагическом эпизоде с мощной контрастной выразительностью неореализма автор показывает неумолимую ярость бессмысленного и тупого гнева народа. Простые люди, обманутые и используемые властными структурами и революционными течениями в своих политических целях, становятся жертвой грядущих драматических событий. Свое возмущение и боль писатель выразил не только в данном произведении. Гражданскую позицию передают рассказы «Обида» и «Бред», которые также написал Куприн. «Гамбринус» же отличается от других особым эмоциональным и сочным стилем. Это настоящий эталон литературной экспрессии: все события и предметы, описанные автором, имеют законченную форму, образуя внутреннюю логическую связь друг с другом.

Оценка творчества

Произведение «Гамбринус» отзывы получил неоднозначные. Замечательную оценку литературному творению Куприна в свое время дал Лев Толстой, отметив его яркую тональность. Максим Горький предлагал присвоить писателю почетное звание певца революции. Однако когда после произошедших октябрьских событий Куприн эмигрировал за границу, мнение о нем и его творчестве радикально изменилось, а сам писатель никогда более не возвращался в своих произведениях к революционной тематике. Возможно, этот факт является одной из причин, по которым стоит прочесть рассказ «Гамбринус». Краткое содержание не в силах передать в полной мере мастерство автора.


Куприн А.И., Гамбринус.
Основные действия произведения А.И.Куприна "Гамбринус" разворачиваются в пивной с одноименным названием.
Пивная так была названа в честь короля Гамбринуса, некоего покровителя пивного дела. Само заведение находилось в подвальном помещении. Стены пивной всегда были влажные, пол был густо усыпан опилками, а вместо столов стояли пивные бочки. Направо от входа возвышалась эстрада. На ней каждый вечер уже много лет подряд играл "для удовольствия и развлечения гостей" музыкант Сашка. Он был евреем, внешность его была неким подобием облезлой обезьяны, но его все любили и уважали. У Сашки была маленькая собачка, Белочка, которая всегда и везде его сопровождала.Кроме Сашки в Гамбринусе было другое значительное лицо - буфетчица мадам Иванова, которая "как капитан корабля из рубки" безмолвно распоряжалась прислугой и постоянно курила.
Порт города всегда был переполнен судами. Английские, японские, русские, польские, французские. Итальянские корабли стояли, плотно прижавшись боками. Моряки различных стран и государств были неизменными посетителями Гамбринуса, и они же были неизменными поклонниками Сашки. Каждый заказывал ему мелодию своей страны, своего края, и Сашка с великолепным успехом играл их. К вечеру карманы музыканта были тяжелы от серебряных монет, а сам он слегка покачивался от пива, которым его угощали. Но на следующий день он обязательно появлялся в Гамбринусе снова, и все повторялось. Своей игрой на скрипке Сашка вынуждал людей забыть о том, что существуют на свете серые будни, тоска, работа, уныние...
Сашку заслуженно ценили.
Однажды Сашка пришел в Гамбринус раньше обыкновенного. В глазах его была горечь его забирали на войну. Не помешало и то, что он был еврей. К вечеру об этом знал весь Гамбринус. Из сочувствия Сашку мертвецки напоили, но из его глаз все так же "глядели грусть и ужас". Скрипку Сашка подарил одному рабочему, а собачку Белочку буфетчице - мадам Ивановой.
Без Сашки Гамбринус "опустел и заглох". Хозяин пробовал было пригласить бродячих мандолинистов, но публика, приходящая в Гамбринус, их освистала и бросала в них огрызками сосисок. Первое время о Сашке спрашивали почти каждый вечер, интересовались, не было ли от него письма или открытки. Но так как время "все обтачивает и смывает", мандолинистов сменил и прочно укрепился Лешка - гармонист, бывший вор.
Прошел год. О Сашке уже никто не вспоминал, кроме мадам Ивановой.
Прошел еще год. И тогда вернулся Сашка. Как оказалось, он даже не был ранен. В тот день, когда Сашка вернулся, в Гамбринусе было столько народа, что негде было сесть. Сашке вернули скрипку, а собачка Белочка снова сидела у его ног. Все было прекрасно, казалось, музыкант совсем не изменился. Но мадам Иванова заметила - тоска и ужас из его глаз не исчезли.
Вскоре настали "пестрые, переменчивые, бурные времена". По улицам ходили толпы людей, иногда случались погромы. Били и евреев. Но Сашку не трогали, потому что его все знали. Однако, не смея причинить вред ему, однажды на его глазах убили Белочку. После погромов в городе наступила зловещая тишина. По городу ходили сыщики. В Гамбринус они явились также. Один из сыщиков был крещеным евреем по прозвищу Гундосый. Что-то ему не понравилось в Сашке, и он набросился на него. Но через несколько мгновений, все увидели, что Гундосый лежит на полу, а Сашка держит в руках обломок своей скрипки... Конечно, толпа скрыла Сашку от сыщиков в одно мгновение. Но вечером, когда Сашка выходил из пивной, на него набросились несколько человек. Сашку можно было считать похороненным.
Прошло три месяца. Однажды вечером Сашка вернулся. Он оброс бородой и исхудал. Но самым страшным было то, что левая рука Сашки "была проворочена локтем к боку". Было видно, что рука не разгибалась. На вопросы окруживших его людей Сашка отвечал, что "что-то с сухожилием". Играть на скрипке он больше не мог. Зрители расстроились. Но вдруг Сашка достал здоровой рукой из кармана... губную гармошку. И старые, давно известные всем мелодии раздались в Гамбринусе.
"Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит"
- такими словами завершается произведение А.И.Куприна "Гамбринус".