Олень - это благоприятный символ, ассоциирующийся с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием и духовностью. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни. Кроме того, рога оленя символизируют солнечные лучи, плодородие. Взрослый олень-самец - солнечная эмблема изобилия.

Подобно орлу и льву, олень - извечный враг змеи; символически он связан с небом и светом, тогда как змея ассоциируется с ночью и жизнью под землей. Олень в схватке со змеей символизирует конфликт положительного и отрицательного, света и тьмы.

Как орел и лошадь, олень является посредником между небом и землей, посланником богов. На оленях передвигались хеттские, шумерско-семитские и синтоистские божества, олени запряжены в повозки Времени и Рождества.

Наиболее характерные признаки оленя - стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией и музыкой.

В средневековом искусстве на Западе олень символизировал уединение и непорочность, а в японской поэзии - одиночество и любовное томление.

У китайцев означает счастье и долголетие, белый олень-самец символизирует Шоу-Синя, бога долголетия. Кроме того, олень ассоциируется с богатством и удачей, слово "олень" в Китае созвучно слову "изобилие".

Древние майя называли себя Ах-Майя, "люди Оленя". Это животное считалось главным племенным прапредком и потому священным животным. Созвездие Оленя (Козерог) у майя связывалось с новым годом, очередным этапом в жизни. В этом месяце рекомендовалось ориентироваться только на земные заботы. Полагали, что как удастся прожить месяц активного Оленя, таким будет весь год. Считалось, что родившиеся в этом месяце отличаются, с одной стороны, связью с традициями, а с другой - стремлением к новому, к совершенствованию существующего. В этот месяц древние майя обращались к жрецам за предсказаниями или сами занимались прорицанием.

У кельтов олень - символ Солнца, плодородия и жизненных сил, достоинства, мужественности, быстроты, посредник между миром богов и миром людей. Кельты верили, что олень - главное животное в волшебных стадах богов. Рога оленя считались символическим отображением ветвей дерева. Ответвления рогов, как сучья и листья на деревьях, считались символами возрождения и размножения. Кельтский бог Цернунн, связанный с циклами умирания и возрождения природы, изображался с ветвистыми оленьими рогами или с оленем и быком, стоящими у его ног. В легендах фигурирует белый олень, который был для кельтов мистическим животным, явившимся на землю из Потустороннего мира и обладающим даром мудрости и всеведения.

В германо-скандинавской мифологии из-за древоподобия и периодического обновления своих рогов олень являлся символом вновь и вновь омолаживающейся жизни, возрождения и бега времени. В древней северной мифологии четыре оленя прячутся в кроне мирового дерева Иггдрасиль. Там они поедают почки (часы), цветы (дни) и ветки (времена года). Кроме того, олень Эйктюрмир ("с дубовыми кончиками рогов") и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы.

В греко-римской традиции олень - атрибут Артемиды (Дианы). Разгневанной Артемидой в оленя был превращен охотник Актеон за то, что увидел ее купающейся.

В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания "…как олень жаждет достичь прохладного ручья, чтобы напиться". Именно в этом значении оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи - пьющим у подножия креста. В христианской иконографии топчущий змею олень - эмблема христианина, сражающегося со злом. Некоторые святые изображаются с оленем как их атрибутом, например олень с распятием между рогами - эмблема святого Губерта.

В алхимии олень вместе с единорогом означают двойственную природу Меркурия, философскую ртуть. Алхимики видят в античном мифе об охотнике Актеоне, превращенном богиней Артемидой в оленя, доказательство возможности превращения металлов.

У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.

Оленьи рога символизировали солнечные лучи. В античности олень считался врагом ядовитых змей, а оленья шкура - амулетом против укуса змеи. Олень высасывает змей из их дыр и, чтобы защититься от их яда, в течение трех часов пьет воду из родника: тогда он проживет еще следующие пять лет. «Если у тебя в сердце змея и ты ее ненавидишь - это грех, то спеши к родникам, к жилам Святого Писания и пей живую воду... и не умирай из-за греха». Все это повторяет также и текст средневековой книги о животных (бестиарий). Олени открыли чудодейственную силу травы диктам (лат. диктамнус, Dictamnus), поэтому если в них попадают охотничьи стрелы, то они используют это растение для заживления ран.

Олень нередко фигурирует в геральдических изображениях, где "означает изящество и умеренность".


.. Олень - Красота и грациозность этоrо блаrороднoro животного неизменно покоряла человеческие сердца во все времена, и даже непримиримый конфликт между христианством и язычеством, совершенно испортивший репутацию мноrих почитавшихся некогда зверей, ничуть не омрачил ero светлой символики. Все народы мира признавали оленя исключительно позитивным поэтическим символом чистоты, света, созидания, изобилия и дyxoвности. В чуткой повадке лесноrо кpacaвца люди усматривали благоразумную осторожность, а в способности сменять старые pora на новые - эмблему обновления и возрождения.
В мифолоrии народов Европы и Ближнеrо Востока олень часто выступает в качестве вepнoro спутника боrов луны и охоты. Сирийский боr-покровитель oxoты Ашима изображался в образе rордоrо оленя, а ero кельтский аналоr Kepнуннос - в облике человека с оленьими poraми. У саамов боrиней-покровительницей оленей была прекрасная Разиайке, а тотемным животным - чудесный олень- оборотень Мяндаш , леrендарный poдoначальник саамов. Быстроноrая лань ¬ атрибут rреческой боrини луны и охоты Артемиды и римской Дианы . Керинейскую златороrую лань Артемиды сумел доrнать только боrоподобный Геракл (4¬й подвиr Гepaкла), да и то лишь после Toro, как ранил ее стрелой в ноry. В оленя разrневанная Apтемида превратила охотника Актеона , ocмелившеrося подrлядывать за купающейся красавицей -боrиней. Впоследствии этот мифолоrический сюжет активно использовали в своем творчестве художники эпохи Возрождения и даже cpeдневeковые алхимики .
На оленьих упряжках ездили мноrие шумерские, семитские, хеттские и синтоистские боrи. В начале XIX века в эту божественную кампанию влился и фольклорный лапландский Санта¬ Клаус , чей приезд стал ассоциироваться с наступлением веселоrо Рождества и счастливоrо Hовoro rода.
Во мноrих мифах и сказках блаrородное животное изображается верным дpyrом и помощником rлавноrо rероя: олень служит ему проводником, указывает единственно возможный путь к цели или месту спрятанных сокровищ. Северный олень из сказки r:¬X. Андерсена везет дeвочку Герду в далекое царство Снежной королевы; чудесный олень из сказа П. Бажова «Серебряное копытце» одаривает добрых и честных людей: при ударе о землю у нero из¬под копыт летят драrоценные самоцветы.
В христианской иконоrpафии оленю принадлежит весьма почетное место. Олень, пьющий воду у подножия Kpecта, ¬ символ ujрячей веры и благочестия, топчущий ноrами змею ¬ эмблема уничтожения зла. Волшебный олень с золотым крестом между роrами ¬ атрибут св. Губерта и св. Евстафии.
В изобразительном искусстве Peнecсанса олени везут колесницы лунной боrини Дианы и отцa¬ Времени. Раненный стрелой олень с пучком целебной травы во рту ¬ романтический символ любовного томления. Осторожное и чуткое поведение оленя сделало ero атрибутом аллеrорических фиrур Блаrоразумия и Слуха.
В алхимии, rде, повидимому, сказалось сильное влияние древнеrреческоrо мифа об Актеоне, олень олицетворяет превращение веществ.
В средневековой эмблематике олень ¬ воплощение борьбы со злом. эту эмблему с rордостью носили rерманские воины как символ их мужества, благородства и силы духа. У анrличан эмблема оленя paссматривалась как знак благородного мужскогообщества, олицетворение мужества, утонченности и аристократизма.
В средневековой Франции блаrородное животное ¬ эмблема королевскоro дома Валуа. Эмблема Kороля Карла VI (1380¬ 1422) изображала крылатоrо оленя с короной на шее. Возникновение последней из них связано с любопытной леrендой: коrда войска Карла VII подступили к оккупированному анrличанами и бурrундцами Руану, первым, кто преклонил колени перед законным королем Франции, был выбежавший из леса олень.
В rеральдике скачущий, беrущий, идущий мерным шаrом или стоящий на месте олень может изображаться любым цветом, но только в профиль. За иллюстрацией можно обратиться к российской rородской rеральдике: в rербе древнеrо Ростова изображен стоящий серебряный олень; в rербе Нижнеrо Новrорода ¬ красный олень, шествующий мерным шагом; а в rербе Маrадаиа ¬ скачущий во весь опор белый северный олень. В pycской И европейской rеральдике иноrда допускается и неполное изображение оленя (rолова животноrо или ero pora).
ивописным разнообразием отлича ются эмблемы оленя и в родовых rербах российских дворян. rербовое поле дворян Ростовских, Телепневых и Юсуповых украшает серебряный олень; Ададуровых, Глебовых, Глебовых¬Стрешневых и Лодыженских ¬ золотой олень с зеленой вeтвью во рту. В rербе Воейковых ¬ французская. эмблема оленя с короной на шее, а в rербе Фаминцыных ¬ оленья rолова без poroв.

Олень - животное, наделяемое божественной и солнечной символикой; в мифопоэтическом образе Оленя черты фольклорного и книжно-христианского происхождения.
Как почитаемое животное, Оленя запрещено убивать. По болг. поверью, существует носящий крест на рогах, убийство которого грозит человеку смертью.
К христианской книжной традиции восходит образ Оленя с распятием на рогах (в болг. колядных песнях) и представление об Олене как слуге Божьем у болгар: когда Господь желает что-то людям, он посылает своего ангела или святого в образе Оленя. В укр. сказке ангел принимает облик, чтобы наказать царя Иона, похвалявшегося тем, что он сильнее Бога. Ср. также бел.
загадку об Олене: «Жив - и в церкви не быв, помер - не поховали, а быв богоносец». В книжной традиции (Олень - символ Спасителя.
Космологическая, солнечная символика Оленя отражена в основном в фольклорных текстах. Болг. песня так описывает священного Оленя - посланца Божьего; «На чело му грее, / На му месечина; / Рогове му сухо злато» [На лбу
у него солнце сияет, на груди у него рога у него чистое золото]
Сходно Олень представлен в рус. свадебном величании: «На правой бедре млад месяц, на бедре красно солнышко, по всему оленю часты звезды». С солнечной символикой связан образ златорогого распространенный в слав, фольклоре. В рус. хороводной песне золотые рога Оленя, обещающего явиться на свадьбу, излучают яркий свет: «На свадьбу приду. / Золотыми рогами, золотыми рогами / Весь двор освещу». По серб, поверью, на златорогом Олене разъезжает по небесному полю апостол Петр. Ю.-слав. эпический мотив поглощения Оленя змеей и освобождения его охотником Ильей выражает идею борьбы хтонического и небесного, солнечного начал (змеи и Оленя) и соотносится с мифологическим образом солнечного У юж. славян (прежде всего в юж. Болгарии) и у русских на Севере распространена легенда об Олене, добровольно приносившем себя в жертву в Юрьев день, в день св. Константина и Елены, в Петров день или Ильин день. Согласно легенде, Олень сам прибегал к церкви на заклание; иногда прибегали два - одного из которых приносили в жертву, а второго отпускали. Жертвенный Олень воспринимался как дар Божий. Легенда с мотивом добровольного жертвоприношения Оленя в день года известна также в античной и византийской традиции.
Брачная символика Оленя присутствует в в.-слав. и з.-слав. фольклоре: в колядках и свадебных песнях с мотивами пособничества Оленя в женитьбе и охоты за златорогой оленихой-девицей. Так, в рус. свадебной песне Олень просит молодца не стрелять его, обещая пригодиться на «Не бей, не стреляй, разудал молодец! / Не в кое время тебе пригожусь: / Будешь жениться - на свадьбу приду, / На свадьбу приду - всех гостей взвеселю». Брачная тема присутствует и в болг. колядных песнях: девушки и молодицы помогают молодцу поймать сплетя преграду из свадебных даров; при дележе добычи одна из них остается обделенной, и ее долей становится сам молодец. Мотивы брака характерны и для рус. хороводных песен: в игре «Олень» участник, изображающий Оленя, отказывается от старой старушки, от молодой молодушки и берет себе красную девушку; назначает девушке для выкупа фанта спеть песню, которую девушкам считалось стыдно петь: «Мать Марея, отдай замуж скорее, / Так и так убегу, на пороге сижу, / Жениха прошу» .
По болг. и серб, демонологическим поверьям, на крылатых Оленях ездят вилы и самодивы; по данным - сербские лесные духи пасут Оленей как свой скот; по рус. свидетельствам - в облике оленихи может появляться . Оленье молоко обладает целебными свойствами. Болгары верят, что мальчик, сосавший молоко из вымени оленихи, вырастет сильным юнаком, и к нему не пристанет никакая болезнь. Оленим рогам и вырезанным из них крестам болгары приписывают отвращающую силу и используют как оберег (ср. образ Оленя с крестом на рогах). Рога держат в доме для защиты от порчи и нечистой силы, трут их и пьют порошок с водой от испуга и порчи, вырезанные из рогов крестики носят как амулет. Согласно болг. космологическим представлениям, Олень держит на своих рогах землю. Когда ему на ухо садится муха, он трясет головой, отчего происходит землетрясение.

Олень символ очень древний, он присутствует во всех исторических традициях. Это всегда благодатный символ возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия — символ человеческой души, но и символ воина.

Олень в мифологии славян

Образ оленя играл в жизни славян особую роль, они относили его к царственным животным, и наделялся фантастическими чертами. Его называли «чудным», «дивным зверем», «туром». По поверьям он умел творить разные чудеса, говорить человеческим языком.

У славян олень считался олицетворением предков. Олени переносили души умерших в потусторонний мир, множество их изображений было найдено на стенах древних ритуальных пещер.

Русский север сохранил образ оленя в архитектуре, резьбе, вышивках, сказках, былинах. В российских музеях собраны богатейшие коллекции тканей расшитых узорами, главным элементом которых является олень.

Олень являлся символом славянских богинь Рожаниц — матери и дочери, рождающих все живое. Они изображались на вышивках в виде двух оленей или рогатых женских фигур. Изображения этого рогатого божества, скорее всего, украшали жилища славян и традиция вешать рога оленя внутри дома, возможно, имеет более древние, чем мы думаем, корни.

Олень – самец, особенно в период гона, был воплощением силы, смелости, решительности и благоразумности одновременно. Изящная и пугливая самка могла вступить в смертельную схватку, защищая своего детеныша. Человек всегда восторгался силой и красотой оленя, ощущал его превосходство над собой.

И уже совсем удивительное воздействие оказывали на человека рога оленя. По красоте и величаю, они сопоставлялись с солнцем, были олицетворением жизни и ее обновления. Рога играли одну из важнейших ролей в религиозных ритуалах в течение многих тысячелетий. Волхвы появлялись в рогатых головных уборах.

Образ оленя запечатлен на многих бытовых предметах: прялках, глиняных сосудах, игрушках. Известно, что в глину для этих сосудов иногда добавляли муку из костей оленей. Народную игрушку в виде оленя продолжают лепить и сейчас на русском Севере и в центральной части России.

На русских вышивках два оленя с деревом в центре изображались как жертвенные олени у священного дерева. По легенде олень сходил с неба, приходил с олененком и сам приносил его в жертву, желая дать людям пищу.

В Ильин день на Руси переставали купаться — «Олень окунул копыто в воду – купаться нельзя». «Не стучит, не гремит копытами, А каленою стрелою летит олень, У оленя копыта серебряные, У оленя рога красна золота. — Ты куда летишь, молодой олень? — Я бегу, я лечу к речной воде… Нужно в воду оленю копытом ступить. Тем копытом серебряную воду студить.»

Олень – существо, соотнесенное у славян с солнцем. Песни о золоторогом олене записаны в России, в Сербии, в Болгарии. Олень – животное, наделенное божественной символикой. В ней тесно переплетены черты не только народного и языческого, но и христианского происхождения.

Олень в христианской традиции.

По болгарскому поверью оленя запрещено убивать, потому что существует олень, носящий крест на рогах, убийство такого оленя грозит человеку смертью. С христианской традицией связаны образ оленя с распятием на рогах и представление об олене как слуге божием. В украинской сказке ангел принимает облик оленя. Белорусская загадка об олене: «Жив – и в церкви не быв, помер – не поховали, а быв богоносец».

Символический олень изображается на гробницах, иконах, крестильных купелях – пьющим у подножия креста. Известны символические представления Христа в виде оленя в сочетании с крестом, изображение оленя с распятием между рогами.

Олень – символ отшельничества, благочестия и чистоты в христианской культуре. Он символизирует Христа и ассоциируется с душой, стремящейся услышать слово Христа: «Как олениха желает к потокам воды, так душа желает к Тебе, Боже!»

В христианской иконографии топчущий землю олень – это символ христианина сражающегося со злом, эмблема благородства и силы духа. «Зри: как олешек змей пожирает, То ключевую воду пьет, И сим от яда вновь он чист, И человек здесь видит смысл: Водой крещенья омовен, К безгрешной жизни годен он.»

Особое отношение человека к оленю проявляется и в геральдических изображениях: солнце – изобилие, лавр – слава и почет, лев – сила и отвага. Олень так же относится к ярким геральдическим образам и является символом воина, перед которым бежит неприятель, символом человеческой души, жаждущей Бога и борющейся с соблазнами.

В христианской культуре образ оленя часто трактовался именно как образ человеческой души. Это касается как византийского, так и древнерусского искусства.

Олень является и эмблемой воина, символом мужского благородства. Эта эмблема встречается в рыцарских гербах воинственных древних народов. Особенно олень был популярен в Англии и Германии. В русской геральдике олень прогоняющий змею служит эмблемой воина, перед которым бежит враг. Но не только христианство почитает оленя…

Олень в буддизме

Недалеко от китайского города Санья на огромной территории действует один из современных центров буддизма, в котором есть олений парк.

В буддизме существует легенда, что создатель буддизма Шакья Муни в одной из своих прошлых жизней был оленем – королем всех оленей с роскошными золотыми рогами. Может быть, неслучайно Будда впервые изложил свое ученье в Оленьей роще близь города Бенареса (современный Варанаси) через 7 недель после того, как достиг пробужденья.

В древней столице Японии Наре около старых храмов более 1 000 лет живет стадо из 1 200 пятнистых оленей. Согласно легенде первый император Японии Дзимму спустился с небес и прибыл в Нару верхом на олене, а современные олени, потомки того оленя, оберегаются как посланники богов.

Олень является одним из важнейших символов буддизма, а Будду нередко изображают с оленем.

Олень – европейский символ божества .

У кельтских племен олень был символом плодородия и жизненных сил. Олень символизировал солнце, обновление, творение, он считался первопредком. Главный бог кельтов Цернунн изображался сидящим рядом с оленем, а голову бога украшали ветвистые оленьи рога. Изображение мужчины – воина с рогами оленя на голове было символом мужественности и воинской доблести.

Олень был участником ритуальных обрядов, так как он считался господином животных и имел власть над плодородием, изобилием и обновлением. Олени предстают как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели.

Олень как символ Вселенной упоминается в Эдде, основном произведении германско-скандинавской мифологии. Олень – священное животное в греческих мистериях, спутник охотницы Дианы. Образ этого благородного животного широко представлен в искусстве Древней Греции.

Тотемизм

В искусстве всех народов есть образ могучего зверя – прародителя племени, родственника и покровителя. Это явление называется тотемизмом и олень в нем представлен весьма широко.

Древние майя, например, называли себя «ах-майя» — «люди оленя». Олень считался главным племенным прапредком. Индейцы уичоли так же именовали себя «люди оленя». В саамской мифологии чудесный олень – оборотень Мяндаш является тотемным животным – родоначальником саамов.

Слово «saka» у древних скифов обозначало оленя – самца, и многие скифские племена назавали себя «саками». Это название соотносится в иранском со словом «saka», в персидском – «sax», в бурятском –«сага», в русском «сохатый» и имеет значение «олень».

Почитание оленя в таких совершенно разных исторических традициях вряд ли можно назвать случайным. Все это, так или иначе, отражает глубокую, во многом духовную связь человека с оленем – символом благородной души человека.

Олень — это благоприятный символ, ассоциирующийся с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием и духовностью. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни. Кроме того, рога оленя символизируют солнечные лучи, плодородие. Взрослый олень-самец — солнечная эмблема изобилия.

Подобно орлу и льву, олень — извечный враг змеи; символически он связан с небом и светом, тогда как змея ассоциируется с ночью и жизнью под землей. Олень в схватке со змеей символизирует конфликт положительного и отрицательного, света и тьмы.

Как орел и лошадь, олень является посредником между небом и землей, посланником богов. На оленях передвигались хеттские, шумерско-семитские и синтоистские божества, олени запряжены в повозки Времени и Рождества.

Наиболее характерные признаки оленя — стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией и музыкой.

В средневековом искусстве на Западе олень символизировал уединение и непорочность, а в японской поэзии — одиночество и любовное томление.

У китайцев означает счастье и долголетие, белый олень-самец символизирует Шоу-Синя, бога долголетия. Кроме того, олень ассоциируется с богатством и удачей, слово «олень» в Китае созвучно слову «изобилие».

Древние майя называли себя Ах-Майя, «люди Оленя». Это животное считалось главным племенным прапредком и потому священным животным. Созвездие Оленя (Козерог) у майя связывалось с новым годом, очередным этапом в жизни. В этом месяце рекомендовалось ориентироваться только на земные заботы. Полагали, что как удастся прожить месяц активного Оленя, таким будет весь год. Считалось, что родившиеся в этом месяце отличаются, с одной стороны, связью с традициями, а с другой — стремлением к новому, к совершенствованию существующего. В этот месяц древние майя обращались к жрецам за предсказаниями или сами занимались прорицанием.

У кельтов олень — символ Солнца, плодородия и жизненных сил, достоинства, мужественности, быстроты, посредник между миром богов и миром людей. Кельты верили, что олень — главное животное в волшебных стадах богов. Рога оленя считались символическим отображением ветвей дерева. Ответвления рогов, как сучья и листья на деревьях, считались символами возрождения и размножения. Кельтский бог Цернунн, связанный с циклами умирания и возрождения природы, изображался с ветвистыми оленьими рогами или с оленем и быком, стоящими у его ног. В легендах фигурирует белый олень, который был для кельтов мистическим животным, явившимся на землю из Потустороннего мира и обладающим даром мудрости и всеведения.

В германо-скандинавской мифологии четыре оленя щиплют листья мирового древа Иггдрасиль. Кроме того, олень Эйктюрмир («с дубовыми кончиками рогов») и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы.

В греко-римской традиции олень — атрибут Артемиды (Дианы). Разгневанной Артемидой в оленя был превращен охотник Актеон за то, что увидел ее купающейся.

В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания «...как олень жаждет достичь прохладного ручья, чтобы напиться». Именно в этом значении оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи — пьющим у подножия креста. В христианской иконографии топчущий змею олень — эмблема христианина, сражающегося со злом. Некоторые святые изображаются с оленем как их атрибутом, например олень с распятием между рогами — эмблема святого Губерта.

В алхимии олень вместе с единорогом означают двойственную природу Меркурия, философскую ртуть. Алхимики видят в античном мифе об охотнике Актеоне, превращенном богиней Артемидой в оленя, доказательство возможности превращения металлов.

У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.

Олень нередко фигурирует в геральдических изображениях, где «означает изящество и умеренность».


Слова — мучительные трубы,
гремящие в глухом лесу, -
следят, перекликаясь грубо,
куда я пламя пронесу.
Но что мне лай Дианы жадной,
ловитвы топот и полет?
Моя душа — олень громадный —
псов обезумевших стряхнет!
Стряхнет — и по стезе горящей
промчится, распахнув рога,
сквозь черные ночные чащи
на огненные берега!

Владимир Набоков