В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война , Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение .

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной .

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов , виды Новгорода, исторические события , выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты.

Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Иногда мы даже не можем представить, насколько точно некоторые писатели предсказывают будущее мира в своих научно-фантастических книгах. По-видимому, авторы некоторых художественных романов и рассказов знают намного больше об окружающем мире, чем обычные люди. Мы выбрали самые впечатляющие предсказания писателей, которые стали реальностью в наше время.

1. Крионика

Первые намеки на теорию крионики можно найти в рассказе «Спутник Джеймсона», написанном Нейлом Р. Джонсом в 1931 году. Главный герой рассказа - профессор Джеймсон - просит перенести свое тело после смерти на орбиту Земли, надеясь, что оно сможет сохраниться при температуре абсолютного нуля.

Тем не менее концепция криоконсервации человека была популяризирована только в 1947 году американским ученым Робертом Эттингером, который позже стал известен как «отец крионики». Он написал утопический рассказ под названием «Предпоследний козырь», благодаря которому стал первым человеком, который предположил, что в будущем люди смогут выбирать, хотят ли они заморозить собственное тело, чтобы затем его воскресить.

2. Выращенное в лаборатории мясо

Искусственно культивируемое мясо впервые упоминается в научно-фантастическом романе под названием «На двух планетах», написанном Курдом Ласвицем в 1897 году. В этой книге «синтетическое мясо» является одной из разновидностей синтетической пищи, которую принесли на Землю марсиане.

3. Высадка на Луне

В 1865 году французский писатель Жюль Верн опубликовал свой роман «С Земли на Луну…», в котором описал огромный космический пистолет, способный запускать снаряды с Земли на ее спутник.

Спустя столетие космический аппарат «Аполлон-11» совершил посадку на Луне. Писатель смог предсказать не только название аппарата, но и точное количество людей на его борту. Верну даже удалось предсказать ощущение невесомости, с которым столкнулись космонавты.

4. Крушение «Титаника»

Повесть Моргана Робертсона «Тщетность, или Крушение "Титана"» была опубликована в 1898 году. В ней автор рассказал читателям о большом «непотопляемом» корабле, который потерпел крушение после столкновения с айсбергом. 14 лет спустя был построен самый большой на то время корабль, который назвали «Титаником», и обстоятельства его крушения были теми же, что и описывал Робертсон.

5. Атомная бомба

В своем романе «Освобожденный мир» Герберт Уэллс предсказал, что в будущем погибнет большое количество людей, и причиной этого станут ручные гранаты на основе урана, которые он назвал атомными бомбами. После публикации книги прошел 31 год, и в рамках Манхэттенского проекта на Хиросиму была сброшена настоящая атомная бомба.

6. Гонка ядерных вооружений

В рассказе Роберта Хайнлайна «Никудышнее решение», опубликованном в 1941 году, описываются Соединенные Штаты, которые смогли раньше остальных стран разработать ядерное оружие и превратиться в единственную сверхдержаву на нашей планете. Хейнлайн также описывает попытки других наций разработать подобные бомбы. Позже все эти события произошли в период холодной войны, когда состоялась гонка ядерных вооружений.

7. Водяная кровать

Роберт Хайнлайн предсказал не только холодную войну, но и водяные кровати. В своем романе «Чужак в чужой стране», написанном в 1961 году, он настолько подробно описал такого рода кровати, что у их фактического изобретателя были некоторые проблемы, связанные с патентом.

8. Кредитные карты

В утопическом романе «Взгляд назад», опубликованном в 1888 году, Эдвард Беллами точно предсказал появление кредитных карт, хотя их начали использовать только с 1950-х годов.

Главный герой романа Джулиан Уэст засыпает в 1887 году и просыпается в утопическом обществе 2000 года. В этом новом обществе все люди получают от правительства одинаковую сумму кредита, которую можно использовать для покупки различных товаров.

9. Спутники Марса

В своем популярном романе «Путешествия Гулливера», опубликованном в 1726 году, Джонатан Свифт утверждал, что у Марса есть два спутника. Однако прошел 151 год, прежде чем ученые смогли на самом деле их обнаружить. В романе Свифта главный герой посещает вымышленный остров Лапуту, на котором живет много ученых и астрономов. Именно они рассказывают главному герою, что у Марса есть два крошечных спутника.

10. Bluetooth-гарнитуры и наушники

Хотя персональная стереосистема появилась только в 1977 году, Рэй Брэдбери описывал наушники, направленные на отвлечение ума от внешнего мира, в своем романе «451 градус по Фаренгейту», который был опубликован в 1953 году. Люди в описанном Бредбери обществе часто используют «ракушки» и «наперстки», которые поразительно похожи на современные наушники и Bluetooth-гарнитуры.

11. Изобретение Интернета

В 1898 году Марк Твен написал короткую историю «Из «Лондонской таймс» за 1904 год», события в которой происходили в 1904 году. История была сосредоточена на тайне преступления: убили изобретателя нового перспективного устройства, называемого Телелескопом. Новый гаджет описывается автором как «бесконтактный» телефон, который создает всемирную сеть доступной всем информации. Очень похоже на современный Интернет, не так ли?

12. Антидепрессанты

В своем антиутопическом романе «О дивный новый мир» Олдос Хаксли демонстрирует довольно мрачный взгляд на общество, которое контролируют с помощью психологических манипуляций. Зависимые от наркотиков граждане не могут жить без таблеток, которые улучшают настроение. Эти препараты, называемые «сомой», были созданы, чтобы уменьшить печальные и тревожные мысли. Роман был написан за два десятилетия до начала первых экспериментов с антидепрессантами, но Хаксли сумел предсказать их популярность.

В литературе очень часто обсуждается феномен предвидения, который встречается в произведениях различных авторов. Исследователи творчества Жуля Верна насчитали 98 сбывшихся предвидений из 108, которые он сделал. Но это научная фантастика, и можно сказать, что и о подводных лодках, и о полетах на Луну мечтал не только он. В тоже время подобные мысли высказывались и другими людьми. Но, а как быть с гибелью парохода Титан из романа «Тщетность», написанного в 1898 г. малоизвестным писателем-фантастом Морганом Робертсоном. Действия разворачиваются на корабле «Титан». Основные характеристики судна такие: длина 243 метра, водоизмещение 70 тысяч тонн, мощность двигателей 50 тысяч лошадиных сил, скорость 25 узлов, 4 трубы, 3 винта. Холодной апрельской ночью корабль сталкивается с айсбергом и гибнет. Такова суть содержания романа. Поразительнее всего то, что через 12 лет этот сценарий полностью осуществился в реальной жизни с пароходом «Титаник». Совпали все технические параметры пароходов, место и причины гибели и даже большая часть фамилий погибших при крушении людей.

Для нас может быть интересен факт пророчества российских писателей.

Почти за сто лет до революции и того, что последовало за ней, Михаил Лермонтов написал пророческие строки:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон...

Михаил Лермонтов в стихотворении «Сон» описал даже собственную гибель:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Не прошло и года, как поэт погиб на дуэли во время своего пребывания на Кавказе.

У многих поэтов и писателей часто появлялись пророчества относительно своей судьбы помимо воли авторов из случайных, брошенных ненароком слов, но слова эти были зафиксированы на бумаге и, стало быть, обрели жизнь самостоятельную. А у жизни слов - свои законы и последствия. В первую очередь эти последствия касаются тех, кто данные слова произнес. Вот несколько примеров:

Пророчество в стихотворении Николая Рубцова: «Я умру в крещенские морозы». Он погиб 19 января - в тот самый день, когда отмечается православное Крещение.

Драматург Александр Вампилов написал в своей записной книжке: «Я знаю - старым я никогда не буду». Так и вышло: он утонул в Байкале за несколько дней до своего 35-летия. Поэт и музыкант Юрий Визбор в 1978 году написал песню «Памяти ушедших», где есть такая строка: «Как хочется прожить еще сто лет - ну пусть не сто, хотя бы половину». Визбор будто сам отмерил себе земной срок - прожил ровно 50 лет.



Владимир Высоцкий в одном из своих стихотворении предсказал время своей смерти: «Жизнь - алфавит: я где-то уже в «це-че-ше-ще» - уйду я в это лето в малиновом плаще». Стихи написаны в начале 1980 года. Летом этого года, 25 июля, Высоцкого не стало.

После смерти Валентина Пикуля жена нашла в его библиотеке книгу со слепым корешком, и в ней было творческое завещание, которое заканчивалось словами: «Писал это Пикуль Валентин Савич, русский, родился 13 июля 1928 года, умер 13 июля 19... года». Написано это в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 года, ошибившись в числе всего на три дня.

Борис Пастернак заподозрил, что написанное слово может стать программой дальнейшей жизни и предостерегал своих современников-поэтов от того, чтобы предсказывать в стихах собственную смерть.

Достоевский также обладал даром предвидения и в его «Дневнике писателя» за 1877 год есть такие строки: «Предвидеться страшная, колоссальная… революция, которая потрясет все страны изменением лика мира. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови… Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются». Здесь же писатель предсказал примерное количество жертв грядущей революции (100 миллионов), а в «Бесах» - и ее сроки. Петенька Верховенский на вопрос: «Когда все начнется?» - ответил: « Лет через пятьдесят… Начнется на Масленице (февраль), кончится после Покрова (октябрь)».

Интересны предсказания русского писателя Александра Богданова, в повести «Красная звезда», в которой еще в 1904 году он предугадал не только черты надвигавшегося тоталитарного правления, но и даже его символику, вынесенную в заглавие романа.

Среди пророчеств и неслучайных совпадений есть такие, когда русский человек не знает - плакать ему или смеяться. За полвека до большевистской революции сатирик Салтыков-Щедрин написал повесть «История одного города», где под «городом Глуповом» не одно поколение русских читателей узнавало страну, в которой они жили. Губернатор-тиран, повествует Щедрин, едва приняв власть над несчастным городом, отменил все праздники, оставив только два. Один отмечался весной, другой - осенью. Именно так в первые же годы своего правления поступили большевики, отменив в стране все традиционные праздники. Из нововведенных ими праздников один отмечался весной (1 мая), другой - осенью (7 ноября). Совпадения не кончаются на этом. У Щедрина весенний праздник «служит приготовлением к предстоящим бедствиям». У большевиков 1 Мая всегда был «днем смотра боевых сил пролетариата» и сопровождался призывами к усилению классовой борьбы и к свержению капитализма. Иначе говоря, был ориентирован на бедствия грядущие. Что касается осеннего праздника, то, по Щедрину, он посвящен «воспоминаниям о бедствиях уже испытанных». И словно нарочно или в насмешку 7 Ноября - праздник, установленный большевиками, - был посвящен памяти о кровопролитиях революции.

Интересны литературные произведения академика АН СССР Ивана Ефремова. Он занимался вопросами палеонтологии. Многие находки не вписывались в существующую тогда парадигму, поэтому о их существовании он говорл в своих фантастических произведениях. Кроме того, следует учесть, что у И. Ефремова, кроме предвидения были и прогнозы, основанные на наличие научных фактов. Это касается, например, открытия алмазного месторождения в Сибири.

Ниже приведен список сбывшихся «предсказаний» Ивана Ефремова:

Открытие месторождения алмазов в Якутии - в рассказе «Алмазная труба» (до Ефремова в 1840 году геолог Р.К. Маак в своём докладе сделал вывод, что на реке Вилюй должны быть кимберлитовые трубки и алмазные россыпи.

Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае - в рассказе «Озеро горных духов».

Открытие голографии - в рассказе «Тень минувшего».

Особенность поведения жидких кристаллов - в рассказе «Атолл Факаофо».

Трехмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном в романе «Туманность Андромеды» (по другой версии, оно уже было известно).

Геостационарный спутник, который всегда находится над одной точкой земной поверхности - в романе «Туманность Андромеды». В романе он называется - суточный спутник.

Экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение (в романе «Туманность Андромеды»).

Микрокибернетическое лечащее устройство, заглатываемое больными. Ставит диагноз и лечит изнутри (в романе «Сердце Змеи»).

Но Ефремов был ученым и его предсказания могли основываться на экстраполяции уже известных фактов в будущие с учетом их возможного развития, поэтому предсказания Ефремова следует отнести к особому виду интуиции ученого.

В 1945 г. А. Кларк опубликовал статью под названием «Космические ретрансляторы», в которой высказал пророческую идею об использовании искусственных спутников Земли в радио- и телевизионных передачах. В то не такое уж далекое время на статью А. Кларка не обратили внимания, считая ее фантазией писателя. А спустя восемнадцать лет институт Франклина присудил ему золотую медаль за разработку идеи космической связи.

В 1947 г. Кларк написал первый рассказ о посадке на Луну, предсказав ее географические характеристики и посещение ее человеком.

Прошло немного времени, и фантазия писателя стала действительностью. Более того, в своих произведениях Кларк нередко описывает такие события, которые практически невозможно предсказать, основываясь на опыте нашей жизни. Вот пример, подтверждающий сказанное.

В своей книге «2001 год: космическая Одиссея» фантаст рассказывает об астронавтах, отправляющихся в глубины Вселенной в поисках доказательств того, что в далеком прошлом инопланетяне участвовали в зарождении и развитии разумной жизни на Земле. Путь астронавтов лежал мимо планеты Юпитер, их ждали большие трудности, связанные с огромным загадочным черным монолитом.

С момента опубликования книги А. Кларка прошло немного времени, и представитель Земли действительно побывал в иных мирах, ступив даже на лунную поверхность. Особенно удивительным в предсказаниях писателя явилось и то, что экипаж корабля «Аполонн-8», стартовавший к Луне, в самом деле видел в космосе черный монолит.

А как можно предсказать подобные события?

Интересна судьба американского писателя Дж. Колинза. Он в последнем своем рассказе описал собственную гибель. Колинз был еще и летчиком испытателем и испытывал самолет "Грумман Хеллдей". Ему предстояло последнее испытание самолета. Необходимо было выяснить как самолет выходит из пикирования. Все шло хорошо, но закончилось точно так, как он описал в рассказе. Самолет не смог выйти из пике. Правда в последнем случае трудно сказать был ли рассказ предвидением трагических событий, или события развернулись так, как это было запрограммировано в мозге Колинза. Не исключено, что он настолько вписался в образ, что уже не смог справиться с подсознанием и самолетом так, как с самолетом не справился и его герой.

Вконтакте

Однокласники


25 книг, в которых выдвинуты смелые и, что самое главное, верные догадки о будущих технологиях и событиях.

1. У Марса два естественных спутника

Такую удивительно точную догадку можно найти на страницах книги «Путешествия Гулливера, написанной Джонатаном Свифтом в 1735 году. Лишь 142 года спустя, в 1872-м спутники Красной планеты - Фобос и Деймос - были обнаружены астрономами.


2. Солнечные паруса

В 1865 году в фантастическом романе «С земли на Луну» Жюль Верн выдвинул идею солнечных парусов. Эта смелая догадка получила воплощение через 145 лет, когда был использован первый солнечный парус (IKAROS).


3. Подводная лодка на электричестве

В книге «20000 лье под водой» (1870 г.) всё того же Верна удивительная подлодка «Наутилус» работает на электричестве. Реальные субмарины с электрическим двигателем появились спустя 90 лет – в 60-е годы ХХ века.


4. Кредитные карты

Эдвард Беллами предсказал появление кредитных карт в своём фантастическом произведении «Взгляд назад» за 62 года до их изобретения, которое произошло в 1962 году.


И вновь возвращаемся к Жюлю Верну. Богатая фантазия подсказала писателю идею воздушной рекламы, когда надпись вычерчивается самолётом в воздухе посредством дымового следа.

Догадка была высказана в рассказе, написанном в 1889 году. Осуществилась она довольно скоро – в 1915 году на аэрошоу в Сан-Франциско.


6. Автоматические раздвижные двери

Другой великий фантаст Герберт Уэллс предсказал появление автоматических раздвижных дверей в романе «Когда спящий проснётся» (1899 г.). Такой тип дверей был изобретён через 60 лет.


7. Танки

А ещё через несколько лет Уэллс написал рассказ «Сухопутные броненосцы» (1903 г.), в котором описал танки. Спустя 13 лет эти боевые машины появились на полях сражений Первой мировой войны..


8. Детектор лжи

В художественной литературе первое упоминание о детекторе лжи можно встретить в произведении Э. Балмера и В. Макхагена «Лютер Трент» («The Achievements of Luther Trant», 1910 г.). Первое применение реального полиграфа произошло в 1924 году.


9. Солнечная энергия

В 1911 году Хьюго Гернсбек начал публикацию своего романа «Ральф 124C 41+» (в списке книг с самым странными названиями это произведение тоже может занять достойное место) в журнале «Modern Electrics».

Одно из технических предсказаний касалось использования энергии солнца на благо человечества. Прошло 67 лет – и в 1978 году появились первые калькуляторы, которые подзаряжались энергией нашего светила.


10. Атомная бомба

Одно из самых мрачных предсказаний, сделанных Гербертом Уэллсом, и которое, к сожалению, стало реальностью – изобретение атомной бомбы и ядерная война, описанные в книге «Освобождённый мир» (1914 г.).

Прошло чуть больше трёх десятилетий и атомные бомбы упали на японские города. Кстати, в этом же романе английский фантаст рассказал и о

дешёвой атомной энергии.


Немного дольше времени – около 57 лет понадобилось для осуществления предсказания Уэллса об использовании голосовой почты (роман «Люди как боги»). Распространение это техническое новшество получило после 1980 года.


12. Искусственное оплодотворение

Дж. Б. С. Холдейн прославился как блестящий популяризатор науки и видный учёный. В одной из своих книг «Дедал, или наука и будущее» (1924 г.), наряду с другими интересными догадками, он высказал идею искусственного оплодотворения.

Впервые успешное «зачатие в пробирке» было проведено по прошествии более пяти десятилетий, в 1973 году.


13. Генная инженерия В своей знаменитой антиутопии «О дивный новый мир» Олдос Хаксли дал яркое описание генной инженерии. Уровня, описанного в книге, сегодняшняя наука пока не достигла, хотя первые генетические манипуляции начались ещё в 1972 году.


14. Тотальный контроль

Весьма впечатляющую картину тотального контроля государства над своими гражданами нарисовал Джордж Оруэлл в своей книге «1984», написанной в 1948 году.

А недавно, в 2013-м, разразился скандал, связанный со шпионской деятельностью АНБ, которое прослушивало телефоны множества американских

и иностранных граждан.


15. Наушники типа «капли»

Описание такого типа миниатюрных наушников можно прочитать на страницах романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», изданного в 1950 году. Меломанам пришлось подождать чуть больше полувека, пока компания «Apple» выпустила на рынок первые наушники такого вида.


16. Спутники связи

В «Космической одиссее 2001 года» (1951 г.) американский писатель-фантаст Артур Кларк предсказал появление на орбите Земли искусственных спутников связи. Ждать пришлось недолго – уже в 1965 году был запущен первый такой спутник.


17. Виртуальная реальность

Пятью годами позже Кларк написал «Город и звезды», где упоминаются видеоигры в виртуальной реальности. В 1966 году, то есть всего 10 годами позже, был разработан первый авиасимулятор, воплотивший в жизнь эту догадку гениального фантаста.


18. Водяные кровати

Отличился на ниве предсказаний и другой знаменитый фантаст – Роберт Хайнлайн. В книге 1961 года «Чужак в чужой стране» даётся описание водяных кроватей, а первый патент на них был выдан в 1971 году.


19. Космический туризм

Идея космических поездок с туристической целью была высказана всё тем же Кларком в романе «Лунная пыль», а на практике её впервые осуществил Деннис Тито – первый космический турист.


20. Европейский союз

В книге Джона Браннера «Всем стоять на Занзибаре» (1969 г.) можно отыскать упоминание о Евросоюзе, который получил официальное

оформление в 1993 году.


21. Бионическое протезирование

Мартин Кайдин высказал эту идею на страницах своего «Киборга» (1972 г.). 41 год спустя, в 2013-м, был создан первый бионический протез ноги.


22. Перевод в реальном времени

В юмористическом произведении Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» (1980 г.) фигурирует «вавилонская рыбка», способная переводить с одного языка на другой в режиме реального времени.

В 2014 году «Google» внедрил функцию перевода в реальном времени в свое приложение.


23. Всемирная сеть

Основатель жанра киберпанка Уильям Гибсон в романе «Нейромант» предсказал возникновение киберпространства и хакерства.

В начале 90-х Всемирная сеть, или попросту интернет, начал охватывать своей паутиной Землю, вовлекая в свои виртуальные сети всё больше

пользователей ПК.


24. Лучший игрок в шахматы среди людей будет обыгран компьютером до 2000 года

Именно такой прогноз был сделан Реймондом Курцвейлом в книге «Век интеллектуальных машин», изданной в 1990 году, когда шахматные компьютеры были ещё довольно слабы и почти без проблем обыгрывались гроссмейстерами.

Однако спустя всего 7 лет суперкомпьютер Дип Блю обыграл Гарри Каспарова – сильнейшего шахматиста планеты.

Сегодня же шахматные программы настолько сильны, что матч между человеком и компьютером потерял всякий спортивный смысл.


25. Лунный модуль будет запущен во Флориде и, вернувшись к Земле, приводнится в океане

За 104 года до полёта «Аполлона 11» к Луне именно так всё было описано в романе Жюля Верна «С Земли на Луну» (1865 г.).

По такому же сценарию всё прошло и в реальности - команда американских астронавтов во главе с Нилом Армстронгом приводнилась в специальном модуле и вскоре была подобраны авианосцем «Хорнетт».


Вконтакте

Предсказания в искусстве

Искусство. 9 класс

Тема: Искусство предвосхищает будущее.



Предсказание - это сообщение о некотором событии, которое непременно произойдет в будущем.


Художественное мышление, лучше чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей, чьей профессией является творческое достраивание реальности. Именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через некоторое время сбываются.

Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса.



Минковского, он объявил, что наша реальность есть четырёхмерное пространство –время («Машина времени»).



"Машина времени" - первый научно-фантастический роман Герберта Уэллса, описывающий путешествие в мир будущего, населенный двумя видами существ, в которые превратился человек: морлоков, обитающих в подземном мире и обслуживающих машины, и хрупких элоев совершенно не приспособленных для труда. За тысячелетия и те и другие практически лишились разума, превратившись в полуживотных.



В 1898 году предсказал войны с применением отравляющих газов, авиации и устройства вроде лазера

«Война миров»

«Война в воздухе»

« Когда спящий проснется»


В 1905 году описал цивилизацию разумных муравьёв «Царство муравьёв»


В романе «Мир освобождённый» (1914) упоминаются Вторая мировая война, развязанная в 1940-е годы. Там же есть «атомная бомба» сбрасываемая с самолёта и основанная на расщеплении атома


В 1923 году Уэллс первый ввёл в фантастику параллельные миры «Люди как боги»


«Первые люди на Луне»

Уэллс открыл также такие идеи, как антигравитация, ускоритель темпа жизни и многое другое .


Александр Романович Беляев

советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы.




«Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) Иногда его называют российским «Жюль Верном»


Алексе́й Никола́евич Толсто́й

русский советский писатель и общественный деятель, граф.


Земляне попадают на Марс, обнаруживают там цивилизацию гуманоидов и становятся катализаторами социального взрыва. Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера. Однако спровоцированная землянами революция терпит поражение, и они возвращаются на Землю.



Изобразительное искусство


Леонардо да Винчи был поистине гением. Яркий представитель типа «универсального человека», вместивший в себе все ключевые моменты эпохи и выразивший их в своей деятельности, он сделал поистине громадный вклад в развитие науки.


Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи, исследователи доказали, что именно ему принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет, автомобиль и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию. Так, прообразом современного танка стал разработанный гением XV века тяжелый фургон, окованный броней и вооруженный со всех сторон пушками.


Леонардо да Винчи известен как конструктор ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и землеройных машин, приборов для шлифовки стекла, металлургических печей. После наблюдения за сценами военных сражений Леонардо создал портативную лестницу, идеально подходящую для штурма дворцов и крепостей. В наши дни это приспособление применяется при спасении людей на пожарах.


Изобретения

  • Парашют
  • Колесцовый замок
  • Велосипед
  • Танк
  • Лёгкие переносные мосты для армии.
  • Прожектор
  • Катапульта
  • Робот
  • Двухлинзовый телескоп.
  • Изобретения

Зеркальное письмо Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности своих записей или просто необходимость избежать размазывания чернил, ведь Леонардо писал левой рукой?

Какими бы ни были причины, большая часть записей Леонардо да Винчи сделана в зеркальном отражении.

Акваланг Увлечение Да Винчи морем вылилось во множество набросков устройств для изучения подводной жизни. Его костюм для погружений под воду был выполнен из кожи и присоединен к тростниковой трубке, ведущей к колоколу на поверхности.

Практичность художника доказывает проработка даже таких деталей, как емкость для сбора мочи ныряльщика.


Вращающийся мост Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы пригодиться армиям того времени. Состоящий из одного пролета мост крепился к берегу вертикальным шарниром, что позволяло ему вращаться. Такие мосты могли быть довольно быстро установлены. Крылатый планер Покорение стихии воздушной интересовало гения не менее чем покорение стихии морской. Вот один из планеров, разработанных Да Винчи. Планер с открытой кабиной был оборудован системой управления для пилота, но приводился в движение двигающимися крыльями.

Трехствольная пушка Несмотря на свой, в общем-то, миролюбивый нрав, Леонардо разрабатывал и военные машины. Например, более эффективные пушки. Этот легкий концепт вполне мог бы стать страшным оружием на поле боя.



"Апокалипсис"


Накануне 16 века художник вернулся в Нюрнберг после первого путешествия в Италию.

В это время Германия переживала большие потрясения: неурожай, голод, жестокие поборы. По всей стране поднималась волна народных бунтов, жестоко пресекаемых князьями и инквизицией.

В эти дни Дюрер создает серию гравюр на дереве "Апокалипсис" . Серия включает в себя 15 гравюр, иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова. Персонажи гравюр одеты в костюмы его времени, канонические образы лишены святости..


Хотя популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году, «Апокалипсис» имеет мощный политический подтекст. Художник недвусмысленно намекает на то, что в событиях, происходивших в Германии, виноваты князья и церковники - именно этих людей ждет страшная кара. «Четыре всадника» Апокалипсиса символизируют войну, мор, суд и смерть.


Все четыре всадника являются олицетворением известных библейских образов. Первый – лучник – это Победитель.




Исследование математической модели картин великого голландского художника Винсента Ван Гога показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя.





К. Ф. Юон до революции уже сложился как художник.

Москва и московские посады, русская провинция и древнерусские города с их своеобразной архитектурой и пестрыми толпами людей.



Революционные события художник перевел в космический, фантастический план.

В картине нет реальных примет жизни. Здесь изображено приближение некой неведомой планеты к Земле. В ее лучах в испуге мечутся маленькие фигурки людей. Так передал художник события и потрясения революционного времени.


Примером такого явления, как предсказание в искусстве можно считать картину «Большевик» Б. М. Кустодиева.


Б.М. КУСТОДИЕВ

«БОЛЬШЕВИК»

Главный герой картины – большевик, изображен на фоне города. Большевик выше всех домов и даже церкви, а его красное знамя заслоняет голубое небо. На фоне большевика народ смотрится ничтожно. В своей картине Б. М. Кустодиев применил метафору, которую многие годы не могли разгадать.



В начальный период творчества К.С.Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям.


«Купание красного коня»

Это полотно воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Но если современники только чувствовали пророческий характер "Купания красного коня", то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее " буревестником революции в живописи ".




В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Чарльза Айвза (1874-1954)


Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).

Эта пьеса, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Домашнее задание

Послушайте музыку Ч. Айвза. Какое впечатление она произвела на вас? (письменно)


ТЕСТ

1.Жюль Верн его произведения

  • Человек-неведимка
  • Человек –амфибия
  • Машина времени
  • Аэлита
  • 20 000 льё под водой
  • тест

В картине «Купание красного коня» Петрова-Водкина конь является символом

  • отваги
  • молодости
  • судьбы России
  • солнца
  • революции

Юон «Новая планета» художник хотел изобразить

  • новые открытия в науке
  • события и потрясения революционного времени
  • фантастический пейзаж

А.Толстой его произведения

А -Война миров

Б - Гиперболоид инженера Гарина

В - Путешествие к центру Земли

Г- Голова профессора Доуэля


Какие изобретения сделал Леонардо Да Винчи

  • акваланг
  • телефон
  • лазер
  • робот