Герцен Александр Иванович, псевдоним Искандер (25.03 (6.04).1812, Москва — 9(21).01.1870, Париж) , проэаик, мыслитель, публицист, политический деятель. Внебрачный сын богатого помещика И. Яковлева и немки Л. Гааг. Фамилию ему придумал отец (от немецкого Herz — сердце). Получив превосходное домашнее образование, Герцен поступил в 1829 на физико-математическое отделение Московского университета, который окончил в 1833 г. Здесь, вместе с другом детства Н. Огаревым (эта дружба продолжалась до конца жизни), Гончаров организовал кружок оппозиционно настроенной молодежи, увлеченной идеями утопического социализма и с энтузиазмом изучавшей философию природы Ф. Шеллинга. Большое влияние на формирование политических взглядов Гончарова оказала июльская революция в Париже и Восстание 1830 г. в Польше. Еще в студенческие годы Герцен написал и опубликовал несколько эклектических философских работ и защитил кандидатское сочинение о солнечной системе М. Коперника, за что был награжден серебряной медалью. По подозрению в антимонархических настроениях в 1834 г. Герцен быя apecтован и сослан под надзор полиции в Пермь, а затем в Вятку и Владимир, где находился до 1840 г. В 1841 г. вновь был арестован и сослан, на этот раз в Новгород. Вернувшись в 1842 г. Из ссылки, Герцен активно включился в интеллектуальную жизнь
обеих столиц, завязав тесные контакты с писателями западной ориентации (В. Белинским, И. Тургеневым, В. Боткиным, И. Панаевым и др.). Опубликованные в то время его публицистическо-философские работы, такие как «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы- (1845) и цикл статей «Капризы и раздумья» (1843-:947), наметили пути развития русской материалистическои философии. В 40-е Герцен наметил также пути развития русского интеллектуального романа, когда опубликовал свое первое литературное произведение «Записки одного молодого человека» (1841), а вслед за ним начатый еще в 1841 г. роман «Кто виноват?» (1847) и повести «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848). В лучшем из этих произведений «Кто виноват? Герцен, по словам В. Белинского, заключил
«могущество мысли» И «рассудок, облагороженный гуманными стремлениями». Впервые в русской литературе была изображена эмансипированная женщина из «разночинцев», а в образе Бельтова тип «лишнего.человека», столь характерный для русской литературы 50-х. В январе 1847 г. Герцен вместе с женой выехал в Европу, где остался навсегда как эмигрант. В 1847-1850 гг. выпустил цикл статей «С того берега» (1850), ставших. своеобразной публичной исповедью, полной внутренних метаний в связи с торжеством реакции, которая воцарилась после Весны народов. Разочаровавшись в возможности претворения в жизнь социалистических идей в Западной Европе, Г. выдвинул собственную концепцию «русского социализма», которую изложил в работах «О развитии революционных идей в Россию) (1851)
и «Старый мир И Россия» (1854). Эти работы оказали значительное влияние на формирование идеологии народни чества. В 1853 г. Г. основал в Лондоне при существенной помощи польской эмиграции Вольную русскую типографию, в которой с 1855 г. начал издавать альманах «Полярная Звезда», публикуя в нем преимущественно запрещенные документы, статьи и литературные произведения, а с 1857 г.
совместно с Н. Огаревым редактировал общественно-политическую газету «Колокол», в которой, наряду с проблемами общественной жизни России, много места уделял польскому вопросу. «Колокол», нелегально привозимый в Россию, пользовался там в качестве оппозиционного издания огромным успехом. Однако, когда Гончаров выступил на стороне польского восстания 1863 г., призывая в своих обра-
щениях, чтобы царские войска не стреляли в поляков, а даже переходили на их сторону, и публично призывал правительства Западной Европы к поддержке Польши, интерес к газете в России мгновенно упал, и Гончаров был вынужден ее закрыть. В 1851 г. во время кораблекрушения погибли мать и сын Гончарова, а в мае 1852 г. умерла жена и новорожденный сын. Под впечатлением этих трагических событий Гончаров начал писать воспоминания о своей семейной драме, которые вскоре под его пером превратились в многотомную автобиографию на фоне эпохи — «Былое и думы» (1852- 1868), и по сей день являющуюся неоценимым источником сведений по истории России и Европы с 1812 до 70-х гг. В этом про изведении отразилось все то значительное, что произошло в России и в Европе в то время. Много места уделил Гончаров в этой своей своеобразной энциклопедии также выдающимся деятелям той эпохи, с которыми ему доводилось общаться. Среди них были и поляки — А. Мицкевич, С. Ворцель и др.

Один из виднейших столпов русского либерализма Александр Иванович Герцен родился 25 марта 1812 в семье очень богатого московского аристократа Ивана Яковлева. Герцен был его внебрачным сыном от 16-летней немки Генриетты Гааг, которую долго проживавший за границей Яковлев привёз из Германии. Как незаконный ребёнок Александр не мог получить отцовского родового имени. Родители сами придумали ему фамилию Герцен («сын сердца», от немецкого «Herz»).

Портрет Александра Герцена в молодости. 1830-е

Отец Герцена отличался странным, тяжёлым характером, наклонностью к безверию и скепсису. Юному сыну он нанимал учителей по своему вкусу: один из педагогов подробно знакомил мальчика с событиями великой французской революции , другой носил ему запретные «вольнолюбивые» стихи Рылеева и Пушкина . В отцовской библиотеке Герцен рано познакомился с книгами «просветителей » XVIII столетия. Тот же «критический» дух поддерживали в Александре и многие родные.

Лет в 12-13 Герцен познакомился со своим дальним родственником Николаем Огарёвым , который тоже являлся выходцем из очень богатой семьи. Огарёв, как и Александр, был исполнен пылкой «любовью к свободе», восхищался декабристами . Во время одной прогулки на Воробьёвых горах два мальчика дали клятву «пожертвовать жизнью в борьбе за благо родины», которую приверженцы российского либерализма по сей день превозносят чуть ли не как важное историческое событие.

В 1829 г. Герцен стал студентом физико-математического факультета Московского университета. Вокруг него и Огарёва там сложился кружок знатной молодёжи, восхищавшейся конституциями, террором французской революции и модным сенсимонизмом с его «новаторской» половой моралью.

Кружок подпал под наблюдение полиции. Вскоре после того, как Герцен окончил университет, он был арестован (1834) за участие в одной пирушке с пением революционных песен. После девятимесячного пребывания в тюрьме под следствием, Герцен был сослан в Пермь, но потом переведён оттуда ближе к столицам, в Вятку, где занимал чиновничий пост. Во время проезда через Вятку в 1837 наследника престола (будущего императора Александра II) Герцен сумел понравиться ему. В конце 1837 он получил разрешение перебраться во Владимир, а летом 1839 полицейский надзор с него был снят. Ещё находясь в Вятке, Александр Иванович без препятствия от властей стал печатать статьи в столичных журналах.

В 1840 Герцен получил хорошую должность при министерстве внутренних дел в Петербурге. До переезда туда он несколько месяцев прожил в Москве, где теперь существовал новый известный свободомыслящий кружок Станкевича . Под влиянием Герцена члены этого кружка (в том числе Белинский) перешли от консервативного толкования гегелевской философии к революционно-радикальному.

В петербургском министерстве Герцен прослужил недолго: полиция вскрыла его письмо отцу с резкой критикой полиции. За это Александр Иванович был «сослан» на должность советника губернского правления в Новгород (1841). Располагая богатыми отцовскими средствами, он уже в 1842 подал в отставку и вернулся в Москву.

К этому времени взгляды Герцена ещё более «полевели». Он окончательно склонился к материализму, восхищался атеистическим произведением Фейербаха «Сущность христианства». В Москве кружок Станкевича распался на западников и славянофилов . Герцен, Белинский и историк Грановский стали во главе западничества. Герцен стал писать публицистические и философские статьи в журналы, проводя в них свои радикальные воззрения. Он опубликовал и несколько беллетристических произведений в том же духе: «Записки доктора Крупова», «Кто виноват?» (1846), «Сорока-воровка». Взгляды Герцена были настолько бескомпромиссны, что из-за них с ним порвали даже некоторые западнические друзья.

После смерти отца (март 1846) Герцен унаследовал его огромное состояние и в январе 1847 уехал с семьёй из «немытой» России в «просвещённую» Европу. Из Парижа он стал слать для публикации в журнале «Современник» письма о французской жизни.

Александр Иванович Герцен. Родился 25 марта (6 апреля) 1812 года в Москве - умер 9 (21) января 1870 года в Париже. Русский публицист, писатель, философ.

Герцен родился в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева (1767-1846), происходившего от Андрея Кобылы (как и Романовы). Мать - 16-летняя немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг (нем. Henriette Wilhelmina Luisa Haag), дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в казённой палате в Штутгарте. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен - «сын сердца» (от нем. Herz).

В юности Герцен получил обычное дворянское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностранной литературы, преимущественно конца XVIII века. Французские романы, комедии , Коцебу, произведения , с ранних лет настроили мальчика в восторженном, сентиментально-романтическом тоне. Систематических занятий не было, но гувернёры - французы и немцы - сообщили мальчику твёрдое знание иностранных языков. Благодаря знакомству с творчеством Шиллера, Герцен проникся свободолюбивыми стремлениями, развитию которых много содействовал учитель русской словесности И. E. Протопопов, приносивший Герцену тетрадки стихов : «Оды на свободу», «Кинжал», «Думы» Рылеева и пр., а также Бушо, участник Великой Французской революции, уехавший из Франции, когда «развратные и плуты» взяли верх. К этому присоединилось влияние Тани Кучиной, молоденькой «корчевской кузины» Герцена (в замужестве Татьяна Пассек), которая поддерживала детское самолюбие молодого фантазёра, пророча ему необыкновенную будущность.

Уже в детстве Герцен познакомился и подружился с Николаем Огарёвым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело известие о восстании декабристов 14 декабря 1825 года. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности; во время прогулки на Воробьёвых горах мальчики поклялись бороться за свободу.

Уже в 1829-1830 годах Герцен написал философскую статью о «Валленштейне» Ф. Шиллера. В этот юношеский период жизни Герцена его идеалом был Карл Моор - герой трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» (1782).

Герцен грезил дружбой, мечтал о борьбе и страданиях за свободу. В таком настроении Герцен поступил в Московский университет на физико-математическое отделение, и здесь это настроение ещё более усилилось. В университете Герцен принимал участие в так называемой «маловской истории» (протест студентов против нелюбимого преподавателя), но отделался сравнительно легко - недолгим заключением, вместе со многими товарищами, в карцере. Из преподавателей только Каченовский своим скептицизмом да Павлов, умудрявшийся на лекциях сельского хозяйства знакомить слушателей с немецкой философией, будили молодую мысль. Молодёжь была настроена, однако, довольно бурно; она приветствовала Июльскую революцию (как это видно из стихотворений Лермонтова) и другие народные движения (много содействовала оживлению и возбуждению студентов появившаяся в Москве холера, в борьбе с которой деятельное и самоотверженное участие приняла вся университетская молодёжь). К этому времени относится встреча Герцена с Вадимом Пассеком, превратившаяся потом в дружбу, установление дружеской связи с Кетчером и др. Кучка молодых друзей росла, шумела, бурлила; допускала по временам и небольшие кутежи, вполне невинного, впрочем, характера; усердно занималась чтением, увлекаясь по преимуществу вопросами общественными, занимаясь изучением русской истории, усвоением идей Сен-Симона (утопический социализм которого Герцен считал тогда наиболее выдающимся достижением современной ему западной философии) и других социалистов.

В 1834 году все члены кружка Герцена и он сам были арестованы. Герцен был сослан в Пермь, а оттуда в Вятку, где и был определен на службу в канцелярию губернатора.

За устройство выставки местных произведений и объяснения, данные при её осмотре наследнику престола (будущему ), Герцен, по ходатайству Жуковского, был переведён на службу советником правления во Владимир, где женился, увезши тайно из Москвы свою невесту, и где провёл самые счастливые и светлые дни своей жизни.

В начале 1840 года Герцену было разрешено возвратиться в Москву. В мае 1840 года он переехал в Петербург, где по настоянию отца стал служить в канцелярии министерства внутренних дел. Но в июле 1841 года за резкий отзыв в одном письме о деятельности полиции Герцен был выслан в Новгород, где служил в губернском правлении до июля 1842 года, после чего он поселился в Москве.

Здесь ему пришлось столкнуться со знаменитым кружком гегельянцев Станкевича и , защищавших тезис полной разумности всякой действительности.

Большая часть приятелей Станкевича сблизилась с Герценом и Огаревым, образуя лагерь западников; другие примкнули к лагерю славянофилов, с Хомяковым и Киреевским во главе (1844).

Несмотря на взаимное ожесточение и споры, обе стороны в своих взглядах имели много общего и прежде всего, по признанию самого Герцена, общим было «чувство безграничной обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому складу ума». Противники, «как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно». «Со слезами на глазах», обнимаясь друг с другом, разошлись недавние друзья, а теперь принципиальные противники, в разные стороны.

Герцен часто ездил в Петербург на собрания кружка Белинского, а вскоре после смерти своего отца уехал навсегда за границу (1847).

В московском доме, где Герцен проживал с 1843 по 1847 год, с 1976 года работает Дом-музей А. И. Герцена.

В Европу Герцен приехал, настроенный скорее радикально-республикански, чем социалистически, хотя начатая им публикация в «Отечественных записках» серии статей под заглавием «Письма с Avenue Marigny» (впоследствии в переработанном виде опубликованы в «Письмах из Франции и Италии») шокировала его друзей - либералов-западников - своим антибуржуазным пафосом. Февральская революция 1848 года показалась Герцену осуществлением всех надежд. Последовавшее затем Июньское восстание рабочих, его кровавое подавление и наступившая реакция потрясли Герцена, который решительно обратился к социализму. Он сблизился с Прудоном и другими выдающимися деятелями революции и европейского радикализма; вместе с Прудоном он издавал газету «Голос народа» («La Voix du Peuple») которую финансировал. К парижскому периоду относится печальное увлечение его жены немецким поэтом Гервегом. В 1849 году, после разгрома радикальной оппозиции президентом Луи Наполеоном, Герцен был вынужден покинуть Францию и переехал в Швейцарию, из Швейцарии он переехал в Ниццу, принадлежавшую тогда Сардинскому королевству.

В этот период Герцен вращался среди кругов радикальной европейской эмиграции, собравшейся в Швейцарии после поражения революции в Европе, и, в частности, познакомился с Джузеппе Гарибальди. Известность ему доставила книга эссе «С того берега», в которой он производил расчёт со своими прошлыми либеральными убеждениями. Под влиянием крушения старых идеалов и наступившей по всей Европе реакции, у Герцена сформировалась специфическая система взглядов об обреченности, «умирании» старой Европы и о перспективах России и славянского мира, которые призваны осуществить социалистический идеал.

Литературная деятельность Герцена началась ещё в 1830-х годах. В «Атенее» за 1830 год (II т.) его имя встречается под одним переводом с французского. Первая статья, подписанная псевдонимом Искандер, была напечатана в «Телескопе» за 1836 год («Гофман»). К тому же времени относится «Речь, сказанная при открытии вятской публичной библиотеки» и «Дневник» (1842). Во Владимире написаны: «Записки одного молодого человека» и «Ещё из записок молодого человека» («Отечественные записки», 1840-1841; в этом рассказе в лице Трензинского изображен Чаадаев). С 1842 по 1847 год помещает в «Отечественных записках» и «Современнике» статьи: «Дилетантизм в науке», «Дилетанты-романтики», «Цех учёных», «Буддизм в науке», «Письма об изучении природы». Здесь Герцен восставал против учёных педантов и формалистов, против их схоластической науки, отчуждённой от жизни, против их квиетизма. В статье «Об изучении природы» мы находим философский анализ различных методов знания. Тогда же Герценом написаны: «По поводу одной драмы», «По разным поводам», «Новые вариации на старые темы», «Несколько замечаний об историческом развитии чести», «Из записок доктора Крупова», «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Москва и Петербург», «Новгород и Владимир», «Станция Едрово», «Прерванные разговоры». Из всех этих произведений особенно выделяются повесть «Сорока-воровка», в которой изображено ужасное положение «крепостной интеллигенции», и роман «Кто виноват?», посвященный вопросу о свободе чувства, семейных отношениях, положении женщины в браке. Основная мысль романа заключается в том, что люди, основывающие свое благополучие исключительно на почве семейного счастья и чувства, чуждые интересов общественных и общечеловеческих, не могут обеспечить себе прочного счастья, и оно в их жизни всегда будет зависеть от случая.

Из произведений, написанных Герценом за границей, особенно важны: письма из «Avenue Marigny» (первые напечатаны в «Современнике», все четырнадцать под общим заглавием: «Письма из Франции и Италии», издание 1855 года), представляющие замечательную характеристику и анализ событий и настроений, волновавших Европу в 1847-1852 годах. Здесь мы встречаем вполне отрицательное отношение к западноевропейской буржуазии, её морали и общественным принципам и горячую веру автора в грядущее значение четвёртого сословия. Особенно сильное впечатление и в России, и в Европе произвело сочинение Герцена «С того берега» (первоначально по-немецки «Vom anderen Ufer», Гамбург, 1850; по-русски, Лондон, 1855; по-французски, Женева, 1870), в котором Герцен высказывает полное разочарование Западом и западной цивилизацией - результат того умственного переворота, которым и определилось мировоззрение Герцена в 1848-1851 годах. Следует ещё отметить письмо к : «Русский народ и социализм» - страстную и горячую защиту русского народа против тех нападок и предубеждений, которые высказывал в одной своей статье Мишле. «Былое и думы» - ряд воспоминаний, имеющих частью характер автобиографический, но дающих и целый ряд высокохудожественных картин, ослепительно-блестящих характеристик, и наблюдений Герцена из пережитого и виденного им в России и за границей.

Все другие сочинения и статьи Герцена, как например: «Старый мир и Россия», «Le peuple Russe et le socialisme», «Концы и начала» и др. - представляют простое развитие идей и настроений, вполне определившихся в период 1847-1852 годов.

Влечение к свободе мысли, «вольнодумство», в лучшем значении этого слова, особенно сильно были развиты в Герцене. Он не принадлежал ни к одной, ни явной, ни тайной партии. Односторонность «людей дела» отталкивала его от многих революционных и радикальных деятелей Европы. Его ум быстро постиг несовершенства и недостатки тех форм западной жизни, к которым первоначально влекло Герцена из его непрекрасного далека русской действительности 1840-х годов. С поразительной последовательностью Герцен отказался от увлечений Западом, когда он оказался в его глазах ниже составленного раньше идеала.

Как последовательный гегельянец, Герцен верил, что развитие человечества идёт ступенями и каждая ступень воплощается в известном народе. Герцен, смеявшийся над тем, что гегелевский бог живёт в Берлине, в сущности перенёс этого бога в Москву, разделяя со славянофилами веру в грядущую смену германского периода славянским. Вместе с тем, как последователь Сен-Симона и Фурье, он соединял эту веру в славянский фазис прогресса с учением о предстоящей замене господства буржуазии торжеством рабочего класса, которое должно наступить, благодаря русской общине, только что перед тем открытой немцем Гакстгаузеном. Вместе со славянофилами Герцен отчаивался в западной культуре. Запад сгнил, и в его обветшавшие формы не влить уже новой жизни. Вера в общину и русский народ спасала Герцена от безнадежного взгляда на судьбу человечества. Впрочем, Герцен не отрицал возможности того, что и Россия пройдёт через стадию буржуазного развития.

Защищая русское будущее, Герцен утверждал, что в русской жизни много безобразного, но зато нет закоснелой в своих формах пошлости. Русское племя - свежее девственное племя, у которого есть «чаянье будущего века», неизмеримый и непочатой запас жизненных сил и энергий; «мыслящий человек в России - самый независимый и самый непредубежденный человек в свете». Герцен был убеждён, что славянский мир стремится к единству, и так как «централизация противна славянскому духу», то славянство объединится на принципах федераций. Относясь свободомысленно ко всем религиям, Герцен признавал, однако, за православием многие преимущества и достоинства по сравнению с католицизмом и протестантством.

Философско-историческая концепция Герцена акцентирует активную роль человека в истории. Вместе с тем она признает, что разум не может осуществить свои идеалы, не считаясь с существующими фактами истории, что результаты её составляют «необходимую базу» операций разума.

В июле 1849 года Николай I арестовал все имущество Герцена и его матери. После этого арестованное имущество было заложено банкиру Ротшильду, и тот, ведя переговоры о предоставлении займа России, добился снятия императорского запрещения.

После смерти жены в 1852 году Герцен переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию для печатания запрещённых изданий и с 1857 года издавал еженедельную газету «Колокол».

Пик влияния «Колокола» приходится на годы, предшествующие освобождению крестьян; тогда газета регулярно читалась в Зимнем дворце. После крестьянской реформы её влияние начинает падать; поддержка польского восстания 1863 года резко подорвала тиражи. В то время для либеральной общественности Герцен был уже слишком революционным, для радикальной - чересчур умеренным. 15 марта 1865 года под настойчивым требованием правительства России к правительству Великобритании редакция «Колокола» во главе с Герценом покинула Лондон навсегда и переехала в Швейцарию, гражданином которой Герцен к тому времени стал. В апреле этого же 1865 года туда была переведена и «Вольная русская типография». Вскоре начали переезжать в Швейцарию и люди из окружения Герцена, например в 1865 году туда переехал Николай Огарёв.

9 (21) января 1870 года Александр Иванович Герцен умер от воспаления лёгких в Париже, куда незадолго перед тем прибыл по своим семейным делам. Похоронен он был в Ницце (прах был перенесён с парижского кладбища Пер-Лашез).

Семья Герцена:

В 1838 году во Владимире Герцен женился на своей двоюродной сестре Наталье Александровне Захарьиной. В 1839 году у них родился сын Александр, в 1841 году родилась дочь. В 1842 году родился сын Иван, который умер через 5 дней после рождения. В 1843 году родился сын Николай, который был глухонемым. В 1844 году родилась дочь Наталья. В 1845 году родилась дочь Елизавета, которая умерла через 11 месяцев после рождения.

В эмиграции в Париже жена Герцена влюбилась в друга Герцена Георга Гервега. Она призналась Герцену, что «неудовлетворенность, что-то оставшееся незанятым, заброшенным, искало иной симпатии и нашло её в дружбе с Гервегом» и что она мечтает о «браке втроем», причём скорее духовном, нежели чисто плотском. В Ницце Герцен с женой и Гервег со своей женой Эммой жили в одном доме. Затем Герцен потребовал отъезда Гервегов из Ниццы, а Гервег шантажировал Герцена угрозой самоубийства. Гервеги всё же уехали. В международном революционном сообществе Герцена осуждали за то, что он подверг жену «моральному принуждению» и воспрепятствовал её соединению с любовником. В 1850 году жена Герцена родила дочь Ольгу.

16 ноября 1851 года около Гиерского архипелага в результате столкновения с другим кораблем затонул пароход «Город Грасс», на котором плыли в Ниццу мать Герцена и его глухонемой сын Николай, и они оба погибли.

В 1852 году жена Герцена родила сына Владимира и через два дня умерла, сын тоже вскоре умер.

С 1857 года Герцен стал сожительствовать с женой Николая Огарёва Натальей Алексеевной Огарёвой-Тучковой, она воспитывала его детей. У них родилась дочь Елизавета. В 1869 году Тучкова получила фамилию Герцена, которую носила вплоть до возвращения в Россию в 1876 году, после смерти Герцена.

Елизавета Герцен, 17-летняя дочь А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой, покончила жизнь самоубийством из-за неразделённой любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 года. Самоубийство имело резонанс, о нём писал в очерке «Два самоубийства».

Сочинения Герцена:

«Кто виноват?» роман в двух частях (1846)
«Мимоездом» рассказ (1846)
«Доктор Крупов» повесть (1847)
«Сорока-воровка» повесть (1848)
«Повреждённый» повесть (1851)
«Трагедия за стаканом грога» (1864)
«Скуки ради» (1869).

Родился 25 марта 1812 года в Москве. Отец - И. А. Яковлев, принадлежал к знатному дворянскому роду. Мать - Г. - Л. Гааг, дочь мелкого чиновника из Штудгарта. Брак родителей не был оформлен и ребёнок получил вымышленную фамилию, Герцен считался официально воспитанником Яковлева. В 14 лет Герцен совершает выбор на всю жизнь, поклявшись отомстить за казнённых декабристов.

В 1829 году Александр Иванович поступает в Московский университет на физико-математическое отделение, одновременно он сотрудничает в Московском обществе исследователей природы.

В июне 1833 года Герцен окончил университет со степенью кандидата, получает серебряную медаль за сочинение "Аналитическое изложение солнечной системы Коперника" (труд наполовину астрономический, наполовину философский). После университета Александр Иванович интересуется кружками с идеями утопического социализма (Сен-Симон, Фурье). Летом 1834 года Герцен и кружковцы были арестованы. Отсидев девять месяцев тюремного заключения, весной 1835 года Герцена ссылают в Пермь, а потом в Вятку. Герцена удручают и полицейский надзор, и подневольная служба. Нравственную поддержку ему оказывает Огарёв и переписка с невестой Александра Ивановича Н. А. Захарьиной. Только в конце 1837 года по ходатайству Жуковского и Арсеньева Герцена переводят во Владимир. 9 мая 1839 года во Владимире Герцен венчается с Захарьиной.

Владимирский период (1838 - 1840) Герцен считает самым счастливым в своей личной жизни, здесь появился первенец - сын Александр.

Весной 1840 года последовало назначение Герцена на службу (фактически новая ссылка) в Новгород. Жизнь в Новгороде была сложной для писателя, он тяготился подневольным положением и был возмущён отношением к нему властей.

В 1842 году Герцен возвращается в Москву, попадает в знакомую атмосферу активной общественной жизни, занимается философией, литературой, его статьи публикуются в журнале "Отечественные записки".

В 1845 году Герцен заканчивает и публикует принесший ему известность роман "Кто виноват?", а через год издаются повести "Сорока-воровка" и "Доктор Крупов".

В начале 1847 года Александр Иванович вместе с семьёй уезжает за границу, не предполагая, что ему больше не суждено вернуться на родину.

Белинский живёт в Риме, участвует в революционных манифестациях и митингах, старается быть в центре общественно-политической и литературной жизни.

В 1847 году Герцен едет в Париж. Вскоре Александра Ивановича постигает личная драма: ему изменяет жена, которая вскоре погибает вместе с его младшим сыном. Все эти события Герцен тяжело воспринимает, а попыткой выхода из кризиса становится написание мемуаров "Былое и думы", над которыми писатель работал шестнадцать лет.

В 1852 году Герцен переезжает в Лондон, он много пишет, разрабатывает теорию русского социализма.

В 1853 году Герцен организует в Лондоне независимую русскую типографию, а в 1855 году начинает издавать альманах "Полярная звезда". В своих изданиях Александр Иванович публикует произведения Пушкина, Лермонтова, Радищева, Рылеева и других поэтов и писателей, которые по соображениям цензуры не могли печататься в России.

В 1857 году Герцен начинает выпуск газеты "Колокол", призывавшей к революционной борьбе за освобождение крестьян. Газета тайно распространялась в России.

С политикой газеты Герцена не были согласны многие революционеры-демократы России, которые считали, что в "Колоколе" нужно призывать открыто к свержению самодержавия, а Герцен призывал к реформам и решению крестьянского вопроса мирным путём, веря в то, что Александр II крестьянский вопрос может решить безболезненно для страны, без революционных потрясений.

В 1865 году типография Герцена переведена в Женеву, через два года прекращается издание "Колокола". Взгляды на жизнь Герцена несколько меняются, он разрабатывает теорию свободного социализма, предостерегая русских революционеров от "казарменного социализма", принудительного равенства и кровопролития.

В 1869 году Герцен поселяется в Париже, но прожить ему оставалось только три месяца. Герцен умер 21 января 1870 года, прах его перенесён в Ниццу, где была могила его жены.

Русский революционер, философ, писатель А. И. Герцен родился в Москве 25 марта 1812 г. Он появился на свет от внебрачной связи богатого помещика Ивана Яковлева и юной немки мещанских кровей Луизы Гааг родом из Штутгарда. Своему сыну они придумали фамилию Герцен (в переводе с немецкого «сердце»).

Ребенок рос и воспитывался в имении Яковлева. Ему дали хорошее домашнее образование, он имел возможность читать книги из отцовской библиотеки: сочинения западных просветителей, стихи запрещенных отечественных поэтов и Рылеева. Еще подростком он подружился с будущим революционером и поэтом Н. Огаревым. Эта дружба длилась всю жизнь.

Юность Герцена

Когда Александру было тринадцать лет, в России произошло , события которого навсегда повлияли на судьбу Герцена. Так с самых юных лет у него появились вечные кумиры, герои-патриоты, вышедшие на Сенатскую площадь на сознательную гибель ради будущей новой жизни молодого поколения. Он дал клятву отомстить за казнь декабристов и продолжить их дело.

Летом 1828 г. на Воробьевых горах в Москве Герцен и Огарев присягнули посвятить свою жизнь борьбе за свободу народа. Верность клятве друзья сохранили на всю жизнь. В 1829 г. Алексндр начал учебу на физико-математическом факультете Московского Университета. В 1833 г. он окончил его, получив степень кандидата. В студенческие годы Герцен и Огарев сгруппировали вокруг себя передовую молодежь из единомышленников. Их занимали вопросы свободы, равноправия, просвещения. Руководство университета считало Герцена опасным вольнодумцем с весьма дерзкими планами.

Арест и ссылка. Женитьба Герцена

Через год после окончания университета его арестовали за активную пропагандистскую деятельность и сослали в Пермь, затем перевели в Вятку, потом - во Владимир. Жесткие условия ссылки в Перми и Вятке изменились во время его пребывания во Владимире в сторону улучшения. Теперь он мог ездить в Москву, встречаться с друзьями. Он забрал свою невесту Н. А. Захарьину из Москвы во Владимир, где они поженились.

1838 - 1840 годы были особенно счастливыми для молодых супругов. Герцен, уже и раньше пробовавший себя в литературе, в эти годы не отметился творческими достижениями. Он написал две романтические драмы в стихах («Лициний», «Вильям Пен»), которые не сохранились, и повесть «Записки одного молодого человека». Алексндр Иванович знал, что творческое воображение - не его стихия. Ему лучше удавалось реализовывать себя как публициста и философа. Но тем не менее он не оставлял занятия в области литературного творчества.

Философские труды. Роман «Кто виноват?»

Отбыв ссылку в 1839 г., возвратился в Москву, но вскоре в переписке с отцом проявил неосторожность и резко высказался в адрес царской полиции. Его снова арестовали и снова отправили в ссылку, на этот раз - в Новгород. Возвратившись в 1842 г. из ссылки, он опубликовал свой труд, над которым работал в Новгороде, - «Дилетантизм в науке», затем - очень серьезное философское исследование «Письма об изучении природы».

В ссыльные годы начал работу над романом «Кто виноват?». В 1845 г. он закончил произведение, посвятив ему пять лет. Критики считают роман «Кто виноват?» Герцена самым большим его творческим достижением. Белинский полагал, что сила автора в «могуществе мысли», а душа его таланта в «гуманности».

«Сорока-воровка»

«Сороку-воровку» Герцен написал в 1846 г. Опубликована она была спустя два года, когда автор уже жил за границей. В этой повести Герцен сосредоточил свое внимание на особенно тяжелом, бесправном положении крепостной актрисы. Интересный факт: рассказчиком в повести выступает «известный художник», прототип великого актера М. С. Щепкина, который долгое время тоже был крепостным.

Герцен За границей

Январь 1847 года. Герцен с семьей навсегда покинул Россию. Обосновался в Париже. Но осенью того же года ездил в Рим, чтобы участвовать в манифестациях, заниматься революционной деятельностью. Весной 1848 - го он возвратился в Париж, охваченный революцией. После ее поражения писателя постиг идейный кризис. Об этом его книга 1847 - 50 годов «С того берега».

1851 г. - трагический для Герцена: кораблекрушение унесло жизни его матери и сына. А в 1852 г. умерла его любимая жена. В том же году он уехал в Лондон и начал работу над своей главной книгой «Былое и думы», которую писал шестнадцать лет. Это была книга - исповедь, книга воспоминаний. В 1855 - ом он издавал альманах «Полярная звезда», в 1857 - ом - газету «Колокол». Умер Герцен в Париже девятого января 1870 г.