Легенда о «Золотой Бабе» - языческом идоле, отлитом из чистого золота и спрятанном где-то на Севере в Гипербарее , среди бескрайних рек, болот и лесов, своими корнями уходит древнейшие времена.

«Золотая баба» гипербореев.

Тысячу лет существовали легенды о несметных сокровищах Гипербореи, о неприступных Рипейских горах (Уральские горы) , где в снежной северной бездне спрятана колоссальная статуя Золотой бабы - идола, сделанного из чистого золота , и стерегущих её аримаспов, живущих рядом с гипербореями.

В «Истории» Геродота, можно прочесть, что за далёкими Рипейскими (Уральскими) горами, находится «проклятая часть мира, где постоянно идёт снег», живут нервы, способные превращаться в волков, воинственные амазонки, «одноглазые мужи - аримаспы» (греч. Αριμασποι), владеющие несметным сокровищами и «грифы, стерегущие золото , а ещё выше за ними, у самого моря – гипербореи » , не знающие смерти.

О племени аримаспов древнегреческий историк Геродот узнал от скифа Аристея.(IV, 27) , сложившего «свою эпическую поэму, которая теперь у эллинов называется « » (Геродот IV 13, 14, 27;)

Возможно, аримаспы, о которых говорил Геродот 2500 лет назад, и были хранителями Золотой бабы. По-скифски слово «аримаспы» переводится, как: “арима” - единица, а “спу” – глаз . Можно предположить, что древние греки называли это племя аримаспы (одноглазые) оттого, что аримаспы «спали с открытым глазом », то есть были всегда начеку, охраняя свои золотые сокровища.

Поиски «Золотой бабы» продолжились в средневековье. Впервые о Золотой бабе прямо упоминается в русской летописи 1398 года.

Первым епископом, кому удалось хоть как-то укоренить христианство на северных землях, стал Стефан Пермский, крестивший Коми в 1379 году. Крещение сопровождалось достаточно агрессивными действиями христианских миссионеров : капища язычников уничтожали, деревянных идолов, распространенных повсеместно - нещадно сжигали. Подтверждением тому существует иконизированное изображение Стефана с занесенным топором над «священной березой» , увешанной мехами животных, икона символизировала борьбу с верой «диких народов».

После укоренения христианства в административных центрах региона, Стефан решил укрепить христианство в глубинке, но этом мешала легенда о существования древней святыни – идола «Золотой Бабы», но все попытки добраться до святыни язычников оказались тщетны, хранители надежно прятали свою святыню в тайге, подальше от глаз агрессивно настроенных христианских миссионеров .

В XIV веке христиане боролись с идолом, как одной из главных святынь язычников. А в XVIII веке рассказы о таинственной «Золотой Бабе» выступали в Европе некой визитной карточкой неизвестной России.

О существовании идола упоминается в ряде средневековых изданий, а о его местоположении упоминал австрийский барон Сигизмунд фон Герберштейн в издании «Записки о московитских делах» 1549 года.

Золотая баба на карте 1562 года

Крещение идолопоклонников.

Крещение севера проходило с боями - язычники не хотели отказываться от поклонения идолам, не принимая христианскую веру. Процесс обращения северян в христианство был крайне долгим и, нельзя сказать, что абсолютно успешным, так как и в наше время на северных просторах встречаются целые народы, почитающие идолов и отвергающих христианство. Так получилось, что «Золотая Баба» стала серьезным препятствием на пути церкви – аборигены считали золотой идол своей основной святыней, о котором слагали легенды и мифы.

В Петровскую эпоху, на Северный Урал отправился христианский миссионер Григорий Новицкий , истинный верующий, образованнейший человек, автор первой этнографической монографии «Краткое описание о народе остяцком». Миссионер решил завершить дело, начатое Стефаном - найти и уничтожить Золотой идол. Однако охота за идолом стоила жизни Григорию Новицкому, при невыясненных обстоятельствах он погиб. Что явилось причиной его гибели неизвестно, возможно, он достиг цели и нашёл то, что искал, но хранители идола не дали осуществить задуманного, а возможно он просто пал жертвой природных катаклизмов. После того как Григорий Новицкий не вернулся, официально «за идолом» никого более не отправляли, однако, попытки найти «золотую бабу» не прекращались, но поиски из чисто религиозных целей, перешли в категорию «золотой лихорадки». Идол стал объектом вожделения авантюристов и искателей сокровищ, коих на Руси уже и в те времена было не мало.

«Эльдорадо» русского севера.

Самый большой в мире золотой самородок был найден в России 26 октября 1842 года. Крепостной крестьян, 17-летний сирота Никифор Сюткин, работавший на в недрах Царско-Александровского прииска близ Миасса, нашёл на глубине трёх метров огромный золотой самородок, в виде «Большого треугольника» весом 36 килограммов 16 граммов. Известно, что Никифор Сюткин за свою находку получил премию размером в 4 390 рублей, что по тем временам было гигантской суммой, в придачу к этим деньгам ему была выписана «вольная», обеспечившая ему свободу. К сожалению, Никифор не стал помещиком, да и новую жизнь не начал, а спился, потеряв рассудок от неожиданного богатства. Самый большой в мире золотой самородок «Большой треугольник» х ранится в Москве, в алмазном фонде России.

С началом массовой колонизации казачьими отрядами территорий Урала и Сибири истории о золотом идоле стали символом легкого богатства, аналогично легенде о «Золотом человеке» из Эльдорадо, имевшей популярность среди испанских конкистадоров, покоривших Южную Америку. Сам Ермак Тимофеевич, великий покоритель Сибири, услышав однажды легенду о золотом божке дремучих Манси, серьезно заинтересовался идолом. Однажды один из его главных сподвижников, казачий атаман Богдан Брязга сообщил, что своими глазами видел заветную статую, штурмуя Самарский острог, расположенный на месте впадения Иртыша в Обь.

Семен Ульянович Ремезов (этнограф, картограф) автор книги, вышедшей в XVIII веке, описывает увиденное атаманом Богданом Брязгой : «И оттоль поидоша на Обь и виде много места пустово и присташа на Белогорье ; ту бо у них мольбище большее богыне древней : нага с сыном настуле седящая ; приемающе дары от своих, и дающие ей останки во всяком промылсе».

Однако, как не пыталось войско Ермака добраться до заветного клада, ничего не получилось, при приближении недоброжелателей идол загадочным образом исчезал, буквально растворялся в воздухе. Кстати, неудачи охотников за идолом, по некоторым данным, объясняются мистической способностью Золотой Бабы уходить из рук преследователей.

В книге путешественника, естествоиспытателя Сигизмунда фон Герберштейна, одного из собирателей сведений о золотом идоле, «Записки о московитских делах» , несколько строк посвящено таинственным способностям Золотой Бабы: «Чувствуя чужаков, идол может либо исчезнуть из под носа у всякого, кто хочет им завладеть, либо издать какие-то звуки, сравниваемые с диким ревом, что отбивает желание к нему приближаться, либо может вовсе сбросится с обрыва в Обь».

Эти романтическо-мистические характеристики золотого идола свидетельствуют ни о чем ином, как о существовании некого круга жрецов-хранителей, оберегающих золотого идола, но остающихся в его тени. Не от их ли рук погиб христианский миссионер Новицкий, не они ли помогли исчезнуть статуе при штурме святилища атаманом Богданом Брязгой? И не с ними ли позднее вступили в бой сотрудники НКВД…?

Находки-Аркаима

Охотник, исследователь, писатель Константин Носилов в начале прошлого века выведал у старого манси неизвестную ранее историю о Золотой Бабе, кардинально меняющей представление о ситуации вокруг идола. По рассказам старика манси, в молодости, занимавшегося охотничьим промыслом, в глухих, труднодоступных таежных завалах тайги, он видел «золотую бабу». Старик манси описал идол в точности как донесли его образ летописи. В рассказе сходились все мелкие детали, кроме одного – идол, которого видел старик манси, был не из золота, а из серебра! Видимо, у манси существовало несколько копий идола, на случай, если охотники все же доберутся до цели и, завладев драгоценной копией, наконец-то оставят в покое идола золотого – настоящего.

После распада СССР у пытливых умов появилась возможность поработать в архивах с ранее секретными документами. В одном из таких документов писатель, историк Демин В.Н. обнаружил крайне любопытную заметку. Оказалось, что в тридцатых годах ХХ столетия легендой о несметном кладе – Золотой Бабе, заинтересовались на Лубянке . Стране были нужны деньги, и шанс пополнить казну дармовым золотом упускать было нельзя. На Северный Урал послали спецотряд НКВД с целью найти золотого идола и передать его в руки государству. И охота началась: вскоре в руках сотрудников спецотряда оказались данные, полученные на допросах местных жителей о том, что в районе Кызымских хантов , в лесном святилище местный шаман прячет некую золотую статую . Чекисты ринулись к указанному месту, но при их появлении им было оказано вооруженное сопротивление, но силы были не равны и «охранники»за «золотой бабой» были перебиты все до единого.

А вот что произошло дальше: была ли в святилище статуя или нет, исследователь однозначного ответа получить не смог - документы о судьбе той операции сохранились не полностью и как раз «на самом интересном месте» ниточка оборвалось. Однако Демин считает, что спецотряд все же завладел заветной статуей и вывёз её в Москву.

Стоит ли ставить точку в поисках идола?

Скорее всего, чекисты взяли лишь его копию, настоящая же Золотая Баба была спрятана в другом, более надежном месте. Наличие второго идола подтверждает и то, что совсем недавно вновь появилась информация о о «золотой бабе», на этот раз на охоту за реликвией отправились журналисты одной из центральных газет. Но экспедиция успехом не увенчалась, и команде пришлось вернуться в Москву. Таёжное бездорожье севера стало непреодолимой преградой на пути поисков. Тем не менее, если информация об идоле поступает вновь, то, скорее всего, идол всё ещё где-то спрятан.

Золотая баба - made in China?

Вопрос, кто создал Золотую Бабу, стоит перед историками давно. Гипотез на этот счёт высказано уже немало, кто-то считает, что «золотую бабу» отлило племя Вогулов, кстати, одноименный фильм, снятый на Свердловской киностудии в 1986 году, в деталях обыгрывает эту версию и довольно убедительно.

Кто-то придерживается версии о том, что золотой идол достался «по наследству» северянам от протоцивилизации гиперборейцев. Гиперборея перестала существовать, и народ, населявший её, ушёл с обжитых земель, северяне нашли статую в одном из заброшенных храмов и с тех пор поклоняются святыне. Опираясь именно на версию о гиперборейских корнях, многие историки делают вывод о том, что божество, отлитое из золота, было крайне почитаемым, и поэтому образ был увековечен не в единственном экземпляре, а, как и подобает культу, во множественном. Отсюда и копии идола, о которых говорят очевидцы.

Схожий образ Золотой Бабы можно найти и в культуре Китая. Китайская богиня Гуань инь – покровительница семейного очага, женщин и деторождения. Её изображали сидящей на стуле в окружении детей. Первым своё предположение о возможном родстве Гуань-инь с Золотой Бабой высказал поэт и прозаик Сергей Макаров в книге, посвященной истории освоения севера «Земной круг».

Как китайская богиня могла оказаться на северном Урале? Все довольно просто, по версии сторонников китайского следа: золотой идол был завезен в Сибирь торговцами из поднебесной, где и был обменен на меха. А поскольку образ богини был близок по духу местным племенам, чтившим божественную суть женщины, забыв о буддизме, северяне приспособили идола под собственные духовные потребности.

Но, несмотря на лаконичность, эта версия не идеальна и нуждается в серьезной доказательственной базе, как собственно и вся история о золотом идоле, держащаяся лишь на преданиях и показаниях отдельных очевидцев. А пока история Золотой Бабы остается лишь красивой легендой таинственного Севера, будоражащей умы авантюристов, желающих легко и быстро разбогатеть на древнем сокровище, найти русское Эльдорадо, где спрятан «золотой человек»….

Золотая Баба


Вот уже несколько десятков лет ученые, искатели приключений и просто авантюристы ищут следы легендарной Золотой Бабы. Рассказы о ней заставляют учащенно биться многие сердца и манят в неведомые края. Одних толкает на ее поиски предание, что она сделана из золота; другие откликаются на образ Золотой Богородицы, который носит в своем сердце каждый. Но никто не знает, откуда она пришла и куда ушла…

Известный российский историк А. Асов в своем исследовании приводит несколько версий о ее происхождении. Одни говорят, что Золотую Бабу принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи – Древний Рим. Последний раз эту святыню видели в 1930-х годах в тайном святилище кызымских ханов – в бассейне реки Обь, поэтому некоторые ученые считают, что Золотая Баба не были принесена ниоткуда, а является произведением местных сибирских мастеров.

Самое древнее упоминание о загадочной Золотой Бабе встречается в Новгородской летописи за 1398 год. Записано оно было после миссионерской деятельности Стефана Пермского, который ходил по пермской земле: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе». Вслед за Стефаном шли стрельцы и разрушали языческие святилища пермяков, а на их месте ставили церкви.

О Золотой Бабе писали и иностранные ученые. В Западной Европе интерес к неведомой Югре (стране угров) возник благодаря сочинениям итальянца Юлия Помпония Лэта, который считал, что угры – предки современных венгров – участвовали в походе Алариха на Рим и в разграблении города. «На обратном пути, – пишет Помпоний Лэт, – часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство; часть вернулась на родину к Ледовитому океану и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются как божествам». Итальянцы считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая Баба – это будто бы статуя Юноны.

Писал о Золотой бабе и поляк М. Меховский в своем «Трактате о двух Сарматиях»: «За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию, стоит большой идол Золотая Баба… Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему». С тех пор известия о Золотой Бабе стали широко распространяться, ее помещали на картах Московии англичане А. Дженкинсон и А. Вид. А. Дженкинсон, например, на своей карте сделал такую надпись: «Золотая Старуха пользуется поклонением у обдорцев и югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол (удивительное дело!) дает вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются».

Особенностью этих карт являлось следующее обстоятельство: чем позднее карта, тем дальше на Восток отодвигалась Золотая Баба. Может быть, первоначально ей поклонялись только в пермских краях, а потом – в связи с христианизацией этих мест – ее перенесли за Урал?

Рисунки Золотой Бабы у разных авторов различны. У М. Меховского, например, это статуя стоящей женщины, у А. Вида – женщина с рогом изобилия, а у С. Герберштейна она изображена в виде богини Минервы с копьем в руке. Через восемь лет его же Золотая Баба напоминает сидящую Мадонну с ребенком на руках. Итальянец Гваньини писал, что Золотая Баба была вытесана из камня и представляла собой женщину с двумя детьми, одного ребенка она держала на руках, другой стоял рядом и назывался ее внуком.

Золотую Бабу почитали и славянской богиней. По многочисленным сведениям ханты, манси и русских старожилов, Золотая Баба долгое время хранилась в Белогорье – местности на Оби близ впадения в нее Иртыша. Это подтверждает и Сибирская летопись, в которой повествуется о приключениях Богдана Брязгина, ближайшего друга и соратника Ермака. После взятия в 1583 году остяцкого городка Самар он посетил в Белогорье мольбище остяков «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет, имеща бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спрятаща и до сего дни».

Через некоторое время исчезнувшее из Белогорья божество объявилось в бассейне реки Конды. Его тайно перенесли туда белогорские ханты, но потом следы Золотой Бабы теряются. Православный миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Он смог собрать лишь много ценных сведений как о самом кумире, так и тайном святилище, в котором хранилась Золотая Баба.

Так какое же божество олицетворяет Золотая Баба? Некоторые ученые предполагают, что так могли называть золотую (или позолоченную) Мадонну с младенцем, которую завезли в пермскую землю, а оттуда она попала в Западную Сибирь. Однако М.П. Алексеев, один из авторитетных знатоков «биографии» Золотой Бабы, считает даже саму догадку эту неправдоподобной, «хотя бы потому, что русские не имели скульптурных образов Мадонны; а если и имели, то резались они из дерева и, кроме того, конечно, едва ли куда вывозились из церквей». В своем исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» М.П. Алексеев предположил, что Золотая Баба – это статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, который в китайском буддизме приобрел женский образ Гуаньинь – богини милосердия. Гуаньинь была спасительницей тех, кто подвергался опасностям во время морских плаваний или переходов через высокие горы.

Иконография Гуаньинь не противоречит изображениям Золотой Бабы на средневековых картах; возможно, у нее был какой-то более древний прототип индуистского божества.

Версия М.П. Алексеева как будто объясняет и еще один феномен, связанный с Золотой Бабой. В героическом эпосе якутов есть легенда о Дьес Эмигет (Медной статуе), которая издает звук, «как сверчок». Некоторые ученые предположили, что эти звуки могли быть вызваны трубами, но ни на одном из известных рисунков такие трубы не изображены. Другие считают, что звук издавал особый свисток, в который дует ветер; высказывалось даже предположение, что сама Золотая Баба – это колокол. Если же речь идет все-таки о Гуаньинь, то одна из ее статуй в Тибете имела белую раковину, издающую нежный звук плещущегося моря. Когда раковина звучала, Гуаньинь излучала «мягкое сияние»; Дьес Эмигет тоже испускала «синий цвет».

Однако возражение М.П. Алексеева, будто скульптурные изображения Мадонны «никогда не вывозились из церквей», М. Косарев считает неубедительным. По той простой причине, что в истории известны многократные набеги хантов и манси на пермские земли, когда разорялись села и посады и вывозилась бытовая и церковная утварь. Таким образом, эти племена были знакомы с христианским богом еще задолго до похода в Сибирь Ермака. Упоминавшаяся выше Сибирская летопись свидетельствует, что ермаковские казаки с удивлением узнали, что ханты нередко используют в качестве священных идолов христианские изображения.

Князь Н.С. Трубецкой, известный русский этнограф, считал, что Золотая Баба изображает Калтась (Калташ-Экву) – жену верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума. Манси считали Калтась матерью всего живого: она покровительствует новорожденным, определяет судьбу и срок жизни каждого человека, отмечая их жизненный путь на священных бирках.

Версии, гипотезы, предположения… Их очень много, но однозначных ответов на вопросы – «Как на самом деле выглядела Золотая Баба? Какое божество она олицетворяла и куда исчезла?» – до сих пор нет.

В 1981 году в местах, близких истокам Северной Сосьвы, побывал пермский кинооператор М.А. Заплатин, рассказавший впоследствии о встречах с местными старожилами. Один старый манси говорил ему, что в горы ходить нельзя, ибо там находится Сарни-Эква («Золотая Женщина»): «Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили сами себя».

Но куда «утащили»? На север? Знаменитый фламандский картограф Г. Меркатор нанес на карту у устья Оби слова «Zolotaja baba». Устье Оби – это южная часть полуострова Ямал, которая находится за Полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты. В. Нейман, поддерживающий версию М.П. Алексеева (что Золотая Баба – это статуя бодисатвы Авалокитешвары), задается вопросом: «Почему статуя из Центральной Азии оказалась так далеко от своей родины?». Он выдвигает очень любопытную гипотезу о том, что арии пришли в Центральную Азию 7-8 тысяч лет назад с погибших арктических островов. Может быть, впоследствии кто-то из их потомков в поисках своей далекой прародины отправился назад на север и взял с собой Золотую Бабу… Статую, которая тогда еще напоминала незабытую богиню жителей Арктики, а затем стала святыней угров.

Золотая Баба, Зарни Ань, Калтась, Дьес Эмигет, Сорни Най, Сорни Эква, Золотая Богородица - это только часть из множества имен, которыми называли золотого идола, неизвестно откуда появившегося на капищах древней Биармии, Югры и Перми и неизвестно куда сгинувшего.

Этому идолу веками поклонялись народы, живущие по обе стороны Уральских гор. Все жаждали встречи с ней, стремясь прикоснуться к тайне. В непроходимых таежных дебрях ее искали посланцы Ивана Грозного, белые атаманы и красные комиссары, агенты спецслужб, ученые и тысячи безвестных охотников за удачей. Но никому она не далась в руки. Золотая Баба в списке «Ста великих сокровищ» истории человечества, и по-прежнему загадочна и непостижима. Лик Зарни Ань сияет на гербе Республики Коми.

Самые древние письменные сведения о Золотой Бабе встречаются в новгородской Софийской летописи за 1398 год. Сообщая о кончине святого Стефана Пермского, отмечалось, что тот жил «посреде неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведающих, молящеся идолом, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и вълхвом, и древъю».

Первые известия о Золотой Бабе в книгах западноевропейских путешественников и писателей появились в XV веке. До середины XIX века тотем фигурирует в сочинениях десятков авторов.

Но, при этом, ни один из них сам лично идола не видел. Это один из феноменов Золотой Бабы - о ней пишут и рассказывают только те, кто ее не видел. А те, кто видел, тот молчит.

Интересно, что в коми фольклоре нет ни одного, даже косвенного, упоминания о существовавшем некогда женском божестве. Может быть, говорить об этом всуе было просто не принято. Тем не менее, известный писатель М. Лебедев в очерках о Перми Великой указывал, что «некоторые исследователи религиозной жизни коми народа культу Золотой Бабы придают особое значение, и от ее имени склонны производить даже само название зырян как людей, почитающих Золотую женщину, или, по-коми, Зарни Ань».

Православный миссионер Г. Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее. Сделать это ему не удалось.

Но он собрал сведения как о самом кумире, так и о тайном святилище, в котором он хранился. Об идоле писали русские историки В. Татищев и Н. Карамзин. На своих картах Московии Золотую Бабу поместили англичане Э. Дженкинсон и А. Вид.

Удивляет и то, что описания Золотой Бабы у всех авторов различны. В одних источниках это статуя в виде старухи, в утробе которой находится сын, а сквозь него виден еще один ребенок - внук (принцип матрешки). У других это просто статуя стоящей женщины, у третьих - она же, но с рогом изобилия, или в виде богини Минервы с копьем в руке. Есть рисунки, где Золотая Баба напоминает уже сидящую Мадонну с ребенком на руках. В одних источниках она описана одетой в свободные одежды, в других - обнаженной.

В 1904 году старый манси Савва рассказывал путешественнику К. Носилову: «Голая баба - и только. Сидит. Нос есть, глаза есть, все сделано, как бабе быть». Отличаются и размеры: 30 сантиметров, «среднестатистическая женщина» в натуральную величину и «на аршин выше самого здорового мужика». Кстати, ученые подсчитали, что при таком росте, если золотая статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн.

Существует несколько версий происхождения Золотой Бабы. Одни говорят, что ее принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи - Древний Рим. Правда, часть ученых все же за то, что Золотая Баба - произведение местных мастеров.

Наверное, самый оригинальный вариант появления идола выдвинул уфолог С. Ермаков. Он считает, что это - робот-инопланетянин, оставленный на Земле. В течение некоторого времени он еще мог передвигаться, и именно с этим свойством связаны легенды о «живом» божестве. Потом, похоже, устройство начало постепенно выходить из строя, пока окончательно не замерло.

Чем позже датирован рассказ о Золотой Бабе, тем дальше на восток отодвигается ее местопребывание. Вначале ее помещают на территории Вятки или Перми, чуть позже она находится уже в Обдории на запад от Оби; наконец, ее располагают еще восточнее.

Перемещение тотема с запада на восток - факт несомненный, связанный с христианизацией. И уже в середине XVI века Золотая Баба была за Уралом. Кстати, так же на саринных картах из века в век «кочевала» на восток легендарная страна Биармия.

Тайну нахождения древнего идола вполне могли хранить еще до 1930-х годов в коми селе Помоздино. На неожиданную взаимосвязь этого села с Золотой Бабой указал автор книги «Клады ГУЛАГа» А. Мартыненко. Его книга написана на основе дневников и заметок реального лица - врача Александра Афанасьевича, которого политические репрессии сталинской эпохи привели в лазареты советских лагерей. В этих местах пациенты попадали на больничную койку чаще всего в безнадежном состоянии и, умирая, делились с доктором самым сокровенным и тайным.

Впервые о Золотой Бабе герой книги услышал в Соловецком лагере особого назначения в 1928 году от заключенного, профессора Петербургского университета, археолога и знатока Севера. Тот рассказал, что в тайном месте на территории Коми края находилось основное капище всех северных народов.

Главный идол был сделан из чистого золота и назывался Зарни Ань. Когда пришло время христианства, шаманы собрались на совет и спрятали золотую богиню. А чтобы место не потерялось, решили, что хранителями тайны станут сразу десять шаманских родов. Они должны были передавать тайну из поколения в поколение. Шли столетия. Зарни Ань время от времени посещали главные шаманы, и сведения о ней передавались в народе, становясь источником вдохновения. При советской власти почти все хранители были арестованы и расстреляны, дома их разрушены, а семьи рассеяны. Судьба золотой богини стала легендой.

Вскоре после войны, врач оказался в одной из лагерных больниц Свердловска. К нему доставили умиравшего от тяжелого воспаления легких мальчика, которого беспокоила только одна мысль: он, сын шамана, владеет тайной местонахождения Зарни Ань и дал клятву отцу обязательно передать эту тайну своему сыну, а вот теперь он умирает, и место, где хранится древний идол, будет утеряно навеки.

Мальчик сказал, что его зовут Михаил Игнатов. И что родом он из села Помоздино. Указал место, где хранится идол. Но большая часть рассказа шла на коми языке, а вся система координат основывалась на терминах народной астрономии. Александр Афанасьевич кивал головой, но толком ни понять, ни запомнить ничего не смог. К тому же его поминутно отвлекали другие больные. Доктор решил продолжить разговор на следующий день, но его самого перевели в другую больницу. След мальчика был потерян. Шансов на жизнь у того почти не оставалось.

В 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую Бабу, была найдена в одном из лабазов близ поселка Юильск. Председатель местного колхоза распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром. Считается, что перед приездом музейщиков его подменили. Золотую же статую перепрятали в надежном месте на островке среди болот. А потом, якобы после постройки на Оби гидростанции, уровень воды поднялся, и островок тот скрылся под водой.
Руководитель Российского общественного научно-исследовательского объединения «Космопоиск» В. Чернобров считает, что Золотая Баба - это одновременно и загадочное место, и чудодейственная статуя. В ней - сокровенные знания древних цивилизаций. В 1987 году активисты «Космопоиска» предприняли первую попытку проверить несколько версий местонахождения реликвии в Тюменской области. Увы, уже тогда стариков, которые могли бы что-то рассказать о Золотой Бабе, найти не удалось.

В сентябре 1999 года исследователи «Космопоиска», оказавшись возле Золотых ворот в отдаленной тайге на самом севере Свердловской области, вспомнили о знаменитой «тезке» этого места, - вспоминает В. Чернобров. - В несколько вертикальных ходов пещеры удалось спуститься. Однако детально обследовать подземелья помешали внезапно начавшийся многодневный ливень и наводнение. Так, Золотая Баба все больше и больше обрастает слухами и легендами, занимая свое место в одном ряду с Атлантидой и Гипербореей, а скорее - как некая часть глобальной версии о «золотом периоде» человеческой истории.
Артур Артеев

5 220

В древней ненецкой легенде рассказывается о том, что один раз в год, когда Великое Солнце воцаряется на небосклоне, из-под мерзлой и безжизненной земли встает Солнечная Баба, которая носит в своем чреве младенца, коему суждено стать духом плодородия.
В другом предании, бытующем у народа манси, повествуется о том, как золотой идол перебрался через Уральский каменный пояс, но был остановлен стариком-шаманом, считавшим себя его хозяином. Разгневанный золотой истукан зарычал громовым голосом, от которого умерло все живое в округе, а сам дерзкий шаман превратился в камень.
Еще одно повествование, относящееся к якутскому героическому эпосу, рассказывает о медной статуе, стоящей посреди непроходимых болот, которая при приближении врагов начинала издавать звук, похожий на стрекот множества сверчков, и излучать в небо голубое сияние.

Эти предания, как и десятки других похожих легенд северных и сибирских народов, связаны с одним из самых загадочных явлений языческой культуры евразийского континента - Золотой Бабой.
Отряд так и не вернулся…
Первое официально дошедшее до наших дней упоминание о ней относится к Софийской летописи 1398 года. В летописи рассказывается о кончине преподобного Стефана Пермского, который нес свет православия народам, жившим в северных лесах и поклонявшимся огню, камню и Золотой Бабе. В следующий раз это название появляется двести лет спустя. В 1595 году была издана одна из карт средневекового картографа Г. Меркатера, на которой в районе устья реки Обь имеется надпись, звучащая в переводе как «Золотая Баба».
В XV веке новгородцы-ушкуйники, активно занимавшиеся торговлей, принесли на Русь сведения о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому».
Уже в XVI веке в Московии хорошо были известны предания о загадочном золотом идоле. Об этом свидетельствуют воспоминания австрийского посла С. Герберштейна, датированные 1520 годом, в которых описаны слухи о том, что за» Уралом в каменном святилище стоит большой золотой истукан в виде беременной женщины, издающей оглушительный рев. В 1578 году итальянский писатель А. Гваньини упоминает о слышанных им рассказах про истукана, стоящего «за холодной и мрачной страной Московией», рев которого, наподобие трубного, бывает слышен среди гор.
Потому-то первые казачьи отряды Ермака, пересекшие в 1582 году Каменный пояс, которыми двигала и неистребимая, жажда обогащения, помимо освоения загадочных земель Зауралья, лелеяли мечту найти знаменитую Золотую Бабу.
Это косвенно подтверждает сосланный в Сибирь писатель и историк XVII века Ю. Крижанич в своей «Рукописи о Сибири и ее народах». Так, в частности, Ю. Крижанич пишет, что, доплыв до Иртыша, Ермак Тимофеевич снарядил отряд из двадцати казаков, которым велел двигаться на северо-восток за «златым истуканом».
Этот отряд так и не вернулся к своему атаману, который через три месяца, по рассказам местного населения, узнал, что его посланцы бесследно сгинули в Шаимских болотах.
Гипотезы, гипотезы, гипотезы
История происхождения Золотой Бабы столетиями волновала умы историков, географов и путешественников. В своем многотомном академическом труде «История Сибири» историк XVIII века Г. Миллер предполагает, что золотые языческие идолы изготавливались из разных материалов (золота, бронзы, кости, камня) многими народами Сибири, так как упоминания о них присутствуют у хантов, эвенков, якутов, бурятов и хакасов.
Уже в XX столетии в исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» М. Алексеев сделал предположение, что Золотая Баба есть статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, получившей в китайском буддизме женский образ богини Гуаньинь. В подтверждение своей гипотезы он упоминает о статуях Гуаньинь в Тибете, которые имеют белую раковину, под воздействием ветра издающую необычные звуки.
Новосибирский историк Н. Успенский не без основания считает, что языческий золотой истукан перекочевал в Сибирь из Италии. Когда в 410 году н. э. на Рим напали племена варваров, они вынесли из разграбленного и сожженного города золотую статую богини Юноны, с которой и вернулись на свою родину, к Северному Ледовитому океану. С тех времен античная статуя стала идолом северных народов.
Ряд же других исследователей выдвигают версию о том, что Золотая Баба есть не что иное, как тот самый гигантский золотой языческий идол, который до крещения Киевской Руси стоял на высоком берегу Днепра, а затем в X веке бесследно пропал. По одной из легенд, упорные язычники, спасая свою святыню от Великого князя Владимира, повелевшего пустить золотого истукана на украшение строившихся храмов, сумели тайно переправить его за Каменный пояс и схоронить священного идола для будущих потомков.
Некоторые из исследователей склоняются к мысли, что под Золотой Бабой следует понимать не изваяние женщины, выполненное из драгоценного металла, а самый обычный колокол, только гигантских размеров.
Инопланетный робот
Но, пожалуй, самой необычной является гипотеза, выдвигаемая рядом уфологов и утверждающая, что Золотая Баба на самом деле - объект внеземного происхождения, робот, изготовленный из неизвестного металла, внешне напоминающего золото, способный передвигаться и издавать звуки.
По мнению уфологов, этот объект мог быть оставлен представителями инопланетного разума в качестве некоего информационного автомата, который передавал «священные» знания представителям коренных народов Сибири, перемещаясь по ее огромной территории. Не случайно упоминания о Золотой Бабе встречаются в сказаниях практические всех коренных народностей Севера и Зауралья от верховий рек Камы, Вятки и Северной Двины до озера Байкал.
В подтверждение своей фантастической гипотезы уфологи ссылаются на легенды, связанные с небесной колесницей и спустившимся на ней Богом Солнца, который оставил на земле свою мудрую дочь. Когда же в священные земли пришли враги, дочь Бога Солнца превратилась в грозное изваяние, пугавшее своим страшным голосом незваных гостей.
Со временем, считают уфологи, механизм инопланетного робота вышел из строя и объект исчез под многовековыми наслоениями почвы. Однако и в наши дни есть шанс обнаружить этот таинственный объект, который, вполне возможно, посылает из-под земли на поверхность некие сигналы. Один из загадочных радиосигналов был зафиксирован в середине 70-х годов прошлого века во время геологоразведочных работ, проводившихся при помощи сверхчувствительной аппаратуры, установленной на вертолете, в районе города Салехард. Однако сигнал был настолько слаб, что установить место расположения его источника тогда не представилось возможным.
В середине 80-х годов группа томских ученых-энтузиастов выезжала в те глухие северные места и провела исследования при помощи эхо- и биолокационной аппаратуры. В результате двухмесячной работы ими было установлено наличие некоего массивного объекта, покоящегося в болотах у слияния рек Обь и Полуй. Однако из-за отсутствия необходимого финансирования исследования были прекращены.
До наших дней загадка таинственной Золотой Бабы так и не разгадана. Вполне возможно, что ее никогда и не существовало в том виде, в каком она предстает в многочисленных легендах и преданиях. Однако хочется верить в то, что наступит день, и этот языческий идол засияет перед нами во всем своем первозданном величии и самобытной красоте..

Так называемая Золотая баба, загадочная статуя, служащая культовым объектом коренных народов Западной Сибири, уже много лет является объектом разностороннего обсуждения в науке о народах Сибири, в популярной литературе об истории Сибири и среди сакральных тайн культуры ее народов.


Несмотря на то, что историки стремятся обсуждать достоверные факты, а археологи и этнографы предпочитают иметь дело с конкретными материальными объектами, рассказы о Золотой бабе требуют к себе серьезного отношения уж если в не в плане возможного отражения некоторой реалии, то во всяком случае в аспекте бытования некоего культурного концепта, изменяющегося во времени.

Как пишет И.Н.Ионина,

«Самое древнее упоминание о загадочной Золотой Бабе встречается в Новгородской (какой? – А.Б.) летописи за 1398 год. Записано оно было после миссионерской деятельности Стефана Пермского, который ходил по пермской земле: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе». Вслед за Стефаном шли стрельцы и разрушали языческие святилища пермяков, а на их месте ставили церкви.

О Золотой Бабе писали и иностранные ученые. В Западной Европе интерес к неведомой Югре (стране угров) возник благодаря сочинениям итальянца Юлия Помпония Лэта, который считал, что угры - предки современных венгров - участвовали в походе Алариха на Рим и в разграблении города. «На обратном пути, - пишет Помпоний Лэт, - часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство; часть вернулась на родину к Ледовитому океану и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются как божествам». Итальянцы считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая Баба - это будто бы статуя Юноны.

Рисунки Золотой Бабы у разных авторов различны. У М. Меховского, например, это статуя стоящей женщины, у А. Вида - женщина с рогом изобилия, а у С. Герберштейна она изображена в виде богини Минервы с копьем в руке. Через восемь лет его же Золотая Баба напоминает сидящую Мадонну с ребенком на руках. Итальянец Гваньини писал, что Золотая Баба была вытесана из камня и представляла собой женщину с двумя детьми, одного ребенка она держала на руках, другой стоял рядом и назывался ее внуком.

Золотую Бабу почитали и славянской богиней. По многочисленным сведениям ханты, манси и русских старожилов. Золотая Баба долгое время хранилась в Белогорье - местности на Оби близ впадения в нее Иртыша. Это подтверждает и Сибирская летопись, в которой повествуется о приключениях Богдана Брязгина (Брязги. – А.Б.), ближайшего друга и соратника Ермака. После взятия в 1583 году остяцкого городка Самар он посетил в Белогорье мольбище остяков «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет, имеща бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спрятаща и до сего дни».

Через некоторое время исчезнувшее из Белогорья божество объявилось в бассейне реки Конды. Его тайно перенесли туда белогорские ханты, но потом следы Золотой Бабы теряются. Православный миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Он смог собрать лишь много ценных сведений как о самом кумире, так и тайном святилище, в котором хранилась Золотая Баба» Ионина (Ионина, 2005, с. 273-275).

"Золотая Баба, т. е. Золотая старуха, есть идол у устьев Оби, в области Обдоре; он стоит на правом берегу. По берегам Оби и около соседних рек рассеяно много крепостей, которых владетели, как слышно, все подвластны князю Московии. Рассказывают, или, справедливее, баснословят, что этот идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху

Которая держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук. Кроме того уверяют, что там поставлены какие-то инструменты, которые издают постоянный звук вроде трубного. Если это и так, то, по моему мнению, это делался от того, что ветры сильно и постоянно дуют в эти инструменты.

Русские учёные XVIII в. (Г. Ф. Миллер, И. И. Лепехин) развивали мысль о том, что Золотая баба - древнее коми божество, статуя которого была увезена на Обь язычниками, не желающими креститься. В качестве персонификации Золотой бабы предполагались финно-угорская Йомала, Гуаньинь как одна из ипостасей Авалокитешвары, мансийская Сорни-Эква или Калтащ-Эква, изображение какого-то античного божества – Геры (Юноны) или Афины.

По-татарски слова «Золотая баба» должны были звучать как Алтын-Апа, где апа – общетюркский термин для обозначения матери или старшей родственницы. Известно. что у народов Сибири при помощи терминов родства для предков именуются священные, культовые, жертвенные места, связанные с культом предков или представлениях о духах-хозяевах местностей как о перевоплощенных предках. Что касается первой части такого именования, то его понимание как тюркского алтун, алтын «золото» может быть признано вторичным и рассматриваться как следствие несовершенного понимания татарского языка.

Таким образом, вполне возможно, что в основе онима Золотая баба лежит сочетание слов Ал Тым-апа или Ал Тын-апа – наименование священного места в низовьях реки Тым (реального правого притока Оби) или реки с похожим названием – Тын, Сын, Сым и т.п. Такое наименование, будучи неверно понятым или неправильно переведенным на русский язык с татарского, инициировало сначала в среде русских, а затем и в среде ученых европейцев представления о богине, в которой синтезировались черты Богородицы - девы Марии и образы богинь Древней Греции и Рима.