ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ(1)История.

Смотрю на музейные стенды…
Как с памятью время играет!
Живут вечно только легенды,
А истины - все умирают.

А.Швейк

В центре Санкт-Петербурга, на набережной реки Невы, напротив Петропавловской крепости, расположен крупнейший в России музей - Эрмитаж. В его коллекциях хранится около трех миллионов экспонатов - произведений живописи, скульптуры, графики, предметов прикладного искусства, монет, орденов и знаков, образцов оружия, археологических памятников и других ценностей, созданных многими народами мира с древнейших времен до наших дней.

По масштабам и значению коллекций в один ряд с Эрмитажем могут быть поставлены лишь Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже. Большой многоплановостью отличаются материалы, сосредоточенные в Эрмитаже.

«В одном ряду культурных ценностей здесь оказываются полотна гениальных живописцев и уникальный фрагмент древней ткани, монументальная скульптура и филигранно тонкие ювелирные изделия, неолитические наскальные изображения и графические листы, памятники древности и современности».

7 декабря 2014 года музею Государственный Эрмитаж исполнилось 250 лет. Основанный российской императрицей Екатериной Второй как частная коллекция предметов европейского искусства, сегодня он по праву входит в число крупнейших художественных музеев мира.

Эрмитаж - это удивительный мир, полный чудес. Коллекции музея всегда привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов и профессий, стран и народов, поколений и мировоззрения. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе. Поистине редкостное единство: коллекций столь высокого уровня, красота архитектурного обрамления, значительность исторических ассоциаций - все это влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую особенность сегодняшнего Эрмитажа.

Начало музею положила коллекция полотен голландских и фламандских художников, приобретенная Екатериной II в 1764-м году у берлинского коммерсанта И. Гоцковского. Сначала картины размещались в тихих апартаментах Зимнего дворца, получивших название «эрмитаж» (в переводе с французского - «место уединения»).

Неизвестный итальянский (?) художник, по рисунку М. И. Махаева. Вид Зимнего дворца. 1750-е годы

Затем коллекция стала активно пополняться, в том числе и за счет подарков российским самодержцам от иностранных правителей. Одновременно с этим каждый российский император привносил в коллекцию Эрмитажа что-то свое. Так, увлеченный военным делом Николай I оставил после себя 600 картин с изображением батальных сцен. В годы его правления, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812 года.

Впервые для публики музей был открыт в 1852 году - когда состоялось открытие Нового Эрмитажа, одного из пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной, построенных по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце (1784-1864).

Главный вход с Дворцовой площади через арки Зимнего дворца. Вечерний вид

К тому времени в Эрмитаже уже имелись богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, Азии, русской культуры VIII-XIX веков. К началу XIX века в музее хранились уже тысячи полотен.

Судьба Эрмитажа неотделима от истории России. В ХХ веке на долю Эрмитажа выпало немало испытаний. Однако его бесценные коллекции не столько пострадали в годы революций и войн, сколько от «распродажи» экспонатов за границу в советское время. Сотрудники музея, как могли, препятствовали этому, за что многие из них были репрессированы.

Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. «Ядро» Эрмитажа - Зимний дворец, построенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли в 1762г.

Музейный фонд Государственного Эрмитажа насчитывает более трех миллионов экспонатов. Среди жемчужин его коллекции — «Диптих» Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Даная» и «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо.


Руководит Государственным Эрмитажем вот уже 22 года выдающийся искусствовед, профессор Михаил Борисович Пиотровский. Под его началом Эрмитаж разработал новую концепцию развития. Музей активно применяет цифровые технологии, привлекая молодую аудиторию.

Открываются филиалы Эрмитажа в России и за рубежом. Музей уже представлен в Амстердаме (Нидерланды), в России - в Казани и в Выборге, где регулярно проводятся выставки и временные экспозиции. Готовятся к открытию филиалы в Омске, Калининграде, Владивостоке и Барселоне (Испания).

Bartolini-Fiducia in Dio

Nymph with a Scorpion
Так, умело сочетая в работе традиции и современность, Государственный Эрмитаж неизменно имеет огромный успех у поклонников искусства всех возрастов и национальностей. И грядущий юбилей еще больше подчеркнет лидирующий статус Эрмитажа в музейном сообществе России.

За два с половиной столетия в Государственном Музее Эрмитаже собрана одна из крупнейших коллекций произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня, при помощи современных технологий музей создает свой цифровой автопортрет, который смогут увидеть во всем мире.


Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда императрица Екатерина II приобрела большую коллекцию западноевропейской живописи.

Коллекции Эрмитажа:

Первобытная культура - коллекция памятников древних и раннесредневековых культур насчитывает почти 2 млн. единиц хранения и является одной из первоклассных и крупнейших в России. Она составлена из археологических памятников, обнаруженных на территории России с XVIII века до настоящего времени, относящихся к эпохам от палеолита до эпохи железа, от периода становления человека до ранних государственных образований.

Mazzuoli-Death of Adonis

— Культура и искусство античного мира - коллекция античных древностей в Эрмитаже насчитывает свыше 106,000 памятников, представляющих культуру и искусство Древней Греции, Древнего Рима, античных колоний Северного Причерноморья. Самые ранние из них восходят к III тыс. до н.э., самые поздние датируются IV в. н.э. Далеко за пределами России известны богатейшее собрание греческих и италийских расписных ваз, в состав которого входят 15 000 экземпляров, памятники культуры Этрурии. Первоклассная коллекция античных гемм (резных камней) - инталий и камей - включает около 10 000 памятников и не имеет себе равных в мире.


— Западноевропейское искусство - среди художественных сокровищ Эрмитажа особо выделяется коллекция западноевропейского искусства, насчитывающая около 600 000 экспонатов и являющаяся одной из лучших в мире. Постоянные выставки занимают 120 залов музея и располагаются в 4-х зданиях. Коллекция отражает все этапы развития западноевропейского искусства от средних веков до нашего времени. В собрании сосредоточены произведения выдающихся художников Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции и других стран Западной Европы. Наряду с живописными полотнами и скульптурами в нем хранятся разнообразные произведения прикладного искусства, рисунки и гравюры. Последние, согласно международным правилам экспонируются только на временных выставках.

— Арсенал - коллекция Арсенала Эрмитажа насчитывает более 15 тысяч предметов русского, западноевропейского и восточного оружия и дает исчерпывающую картину развития оружейного искусства с эпохи раннего средневековья до начала XX века. По количеству и широте подбора экспонатов она является самой большой в России и одной из лучших в мире.

— Культура и искусство Востока - около 180 тысяч экспонатов, среди которых произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, в том числе ювелирного, предметы культа и быта древних народов, образцы письменности, - дают яркое представление о богатейшем культурном наследии Востока со времени возникновения древних цивилизаций до наших дней. Экспозиции, занимающие более 50 залов, знакомят с коллекциями памятников культуры и искусства Древнего Египта, Месопотамии, Средней Азии, Кавказа, Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока, Индии.


— Русская культура - собрание Русского отдела Эрмитажа, насчитывающее свыше 300 тысяч экспонатов, отражает тысячелетнюю историю России. Духовный мир и образ жизни человека Древней Руси воссоздают иконы и произведения художественного ремесла. Эпоха грандиозных преобразований предстает перед нами в памятниках времени Петра Великого.


— Нумизматика - по количеству единиц хранения фонды отдела нумизматики составляют более трети материалов музея. Нумизматическая коллекция Эрмитажа давно заслужила славу одной из крупнейших в нашей стране.

Основную часть нумизматического собрания составляют монеты: античные (около 120 000), восточные (свыше 220 000), русские (около 300 000) и западные (около 360 000). В состав нумизматической коллекции также входят памятные медали (около 75 000), ордена, наградные знаки и медали, значки (около 50 000) и разнообразные сфрагистические материалы (печати, оттиски).


— Галерея драгоценностей - на постоянной экспозиции «Золотая кладовая. (Евразия, Античное Причерноморье, Восток)» представлено около полутора тысяч золотых изделий (c VII в. до н.э. по XIX в.) из ценнейшего собрания музея, получившего еще при Екатерине Великой название Галереи драгоценностей.


— Дворец Петра I - постоянная экспозиция «Зимний дворец Петра I» открылась в Эрмитаже в 1992 году. Она знакомит с уникальным архитектурно- мемориальным памятником первой четверти ХVIII в.

серебряный саркофаг для мощей Александра Невского

— Дворец Меньшикова - основная экспозиция: «Культура России первой трети XVIII в.». Дворец князя Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт-Петербурга, был заложен на Васильевском острове в 1710 году.

Главный штаб - в 1993 году Государственному Музею Эрмитажу было передано восточное крыло здания Главного штаба, в котором разместились некоторые экспозиции музея.

— Залы Эрмитажа в Сомерсет Хаусе (Лондон, Великобритания) - постоянно меняющиеся экспозиции, например, «Французский рисунок и живопись из собрания Эрмитажа: от Пуссена до Пикассо»: 75 рисунков и 8 картин - шедевры французских мастеров XVI-XX вв. из собрания Государственного Музея Эрмитаж.


Государственный музей Эрмитаж не только сохраняет и изучает культурное наследие человечества, но и развивает многообразные направления его художественного творчества.

Эрмитаж - это не просто музей, это сама история, сама красота и само величие Искусства в его все историческом и вселенском масштабе. «Музей - это не механическая сумма инвентарных номеров, это нечто вроде эпической поэмы, к которой приложили руку многие поколения».


Сомов А. И.,—. Эрмитаж Императорский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Варшавский С.,Юлий Исаакович|.

Эрмитаж, 1764—1939: Очерки из истории Государственного Эрмитажа / Под ред. акад. И. А. Орбели; Отв. ред. П. Я. Канн; Художник А. А. Ушин. — Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1939. — 252 с

В этом году самому большому музею страны исполняется 250 лет. В год Эрмитаж посещают около 3 миллионов человек, это самый высокий показатель среди российских музеев. Почти каждый посетитель хочет не только увидеть картины лучших художников со всего мира, но и узнать об Эрмитаже с другой, «непарадной», стороны. Ведь о его коллекции можно прочесть в Википедии, а о жизни сотрудников – нет. Поэтому мы ответили на самые популярные вопросы посетителей, чтобы показать музей с другой точки зрения.

1. Что надо обязательно посмотреть в Эрмитаже?

Среди лучших мировых музеев Эрмитаж выделяется коллекцией голландского искусства XVII века (второй этаж), хорошим собранием произведений импрессионистов и постимпрессионистов (сейчас перенесены в Главный штаб), а также искусства эпохи Возрождения. Здесь хранятся две картины Леонардо да Винчи, две работы Рафаэля и скульптура Микеланджело. Столь значимых произведений мирового искусства нет ни в одном музее России.

Больше всего посетителям нравятся две так назывемые «Кладовые»: «Бриллиантовая» и «Золотая». В первой хранят драгоценности царской семьи и дипломатические подарки. Там есть работы Фаберже, броши императрицы Елизаветы и оружие, украшенное драгоценными камнями. В «Золотой кладовой» больше археологических находок. Самое важное здесь – скифское золото. Однако для того, чтобы попасть в эти «Кладовые», нужен отдельный билет и экскурсовод: без сопровождения там находиться запрещено.

Букет цветов. 1740-е годы. «Бриллиантовая кладовая»

2. Сколько времени надо, чтобы обойти весь Эрмитаж?

Коллекция музея насчитывает более трех миллионов экспонатов. Если потратить на каждый из них хотя бы минуту, то все можно увидеть за 13 лет. Даже для того, чтобы просто обойти все залы, не останавливаясь у витрин, потребуется почти 5 часов. Экскурсии же в среднем длятся полтора-два часа. Посетители знакомятся с основными экспонатами и залами: парадными помещениями Зимнего дворца, часами «Павлин», залами с произведениями эпохи Возрождения, Рембрандтом и античной скульптурой.

3. Почему в других музеях заставляют надевать бахилы или специальные тапочки, а здесь нет? Эрмитаж не бережет паркет?

Бережет, но в день в Эрмитаже по 300 тысяч посетителей. На всех бахилы не наденешь. Однако, от обуви на высоких каблуках посетителей все же просят воздержаться: вмятины остаются на 200-летних досках навсегда.

4. «Это наверняка все копии. Подлинники уже давно продали Америке/лежат в запасниках/вынесли сотрудники».

В каждой группе есть туристы, которые считают, что большинство картин в Эрмитаже – это копии. Конечно, многие насмешливо хмыкнут, но все произведения на экспозиции – подлинные.

Да, много было продано на аукционах, много вещей действительно лежит в запасниках, и был скандал с одной из хранительниц Эрмитажа Ларисой Завадской, выносившей из музея экспонаты в течение нескольких лет. Однако все, что висит на экспозиции, – оригиналы. Ни один уважающий себя музей не будет обманывать своих посетителей, а Эрмитаж – один из лучших музеев мира.

5. Как все охраняется? Такое ощущение, что все можно вынести.

Во всех крупных музеях, в том числе и в Эрмитаже, есть службы безопасности. В отличие от полиции, они осуществляют не силовой контроль, а технический – организуют систему сигнализации, систему периметральной охраны и защиты отдельных экспонатов. Разумеется, уровень защиты произведений на мировом уровне.

При этом, конечно, в Эрмитаже было многое: и картины крали, и вазы выносили, и «Данаю» Рембрандта обливали кислотой. Это может произойти в любом музее мира, от краж не застрахован никто.

Картина была приобретена Александром III. В 2001 году неизвестный вырезал полотно из рамы. В 2009 году оно было возвращено Эрмитажу, но вора до сих пор не нашли

6. Можно ли спрятаться ночью где-нибудь, чтобы не нашли охранники?

Почему-то посетители считают, что смотрительницами становятся искусствоведы или научные работники после ухода на пенсию. В действительности это не так: на работу могут взять любого человека, даже без образования, если он внушает доверие, конечно. Из-за маленькой зарплаты и не очень активной работы на вакансию чаще откликаются пожилые люди, хотя ограничения по возрасту нет.

У этой работы есть и свои плюсы: смотрители могут сами выбирать себе залы для смены, график работы не очень напряженный, да и коллектив довольно дружный. Вообще Эрмитаж – это большая семья, здесь все друг друга знают.

Самый сложный период работы смотрительниц – лето. В туристический сезон залы переполнены, особенно на втором этаже. Надо следить, чтобы посетители не трогали экспонаты и не отставали от групп.

8. Как попасть на работу в Эрмитаж?

В отличие от должности смотрителя, на место научного сотрудника попасть просто так невозможно. Во-первых, у кандидата должно быть высшее образование. Не всегда нужны именно искусствоведы: в античном отделе работает много археологов, в восточном – востоковедов. Однако, даже образование не дает гарантию получения работы в Эрмитаже.

Есть два варианта, как можно попасть на должность сотрудника. Первый – «светиться» на различных конференциях и круглых столах, которые проходят в музее, знакомиться там с руководителями отделов. Второй – пойти экскурсоводом в надежде таким образом получить нужные связи. Но этот вариант самый ненадежный: так некоторые работают годами. Лучший способ – выбрать себе научного руководителя для дипломной работы из эрмитажных сотрудников и так потихоньку заявлять о себе. В остальном, это связи, связи и еще раз связи.

9. Экскурсоводы знают обо всех картинах?

Почти все экскурсоводы Эрмитажа имеют искусствоведческое или культурологическое образование. Много людей приходит из смежных профессий, но перед тем, как «выйти на экскурсию», они учатся почти год: подробно разбирают историю зданий, формирования коллекции, заучивают основные произведения. Все знать нельзя, но при общем искусствоведческом образовании рассказать реально почти о любом произведении.

В день у экскурсоводов бывает по три группы, с каждой из них он работает по два часа в среднем. Все это время приходится говорить без остановки. Можно представить, какая к концу дня накатывает усталость: ноги гудят, особенно если обувь неудобная, летом ужасно душно в залах (иногда в зале Рембрандта люди падают в обморок), да и посетители бывают сложные. Но зато есть и свой огромный плюс: нет ничего лучше, когда перед сном вспоминаешь улыбки и благодарность людей, особенно если удается завоевать внимание детей. Сразу появляется ощущение, что все это не зря.

Для осмотра более трех миллионов экспонатов Эрмитажа потребуется минимум восемь лет. Мы предлагаем прицельную экскурсию-знакомство с главными тайнами музея.

Что с «Павлином»?

В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке. Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение. Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.

Гробница Гомера

В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации. Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои. Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.

Кровожадная богиня

В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет. Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась. Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица. По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.

Тайна золотой маски

В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.

Кланяющийся Петр

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать». В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

Неповторимые серьги

В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.

«Икона безбожного времени»

Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение. Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»? На эти вопросы ответить легко, стоит только посетить Эрмитаж.

Описание

В течение года Эрмитаж посещают 3 млн человек. Основной наплыв посетителей - с мая по сентябрь, в это время за 20 минут в музей проходит 200-300 человек

Коллекция музея насчитывает более 3 млн 106 тыс. экспонатов. Из них произведений живописи - около 17 тыс., графических работ - 623 тыс., скульптур - порядка 13 тыс., произведений прикладного искусства - свыше 357 тыс., археологических предметов искусства - 751 тыс., памятников нумизматики - более 1 млн 122 тыс., редких книг - около 350, оружия - 14 тыс. и др. На фото: Малый испанский просвет

Современный Эрмитаж - это комплекс из пяти зданий, расположенных на Дворцовой набережной и Миллионной улице: Зимний дворец, Большой (Старый) Эрмитаж, Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. Кроме того, коллекции музея размещены в здании Главного штаба на Дворцовой площади и во Дворце Меншикова на Университетской набережной. На фото: Парадная лестница Нового Эрмитажа

В зале Рембрандта в Эрмитаже выставлены 24 полотна знаменитого голландца. Одной из самых известных картин художника является написанная в 1636-1647 гг. "Даная". В 1985 году она серьезно пострадала - один из посетителей, позднее признанный сумасшедшим, облил картину кислотой и полоснул ее ножом. На восстановление полотна Рембрандта ушло 12 лет

В музее находится 180 тыс. предметов, представляющих искусство Востока, среди которых произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, ювелирные изделия, образцы письменности и др. Экспонаты представлены в 50 залах. На фото: Иорданская лестница Государственного Эрмитажа

В коллекции античных древностей - свыше 170 тыс. предметов, среди которых собрания расписных ваз, резных камней, античной скульптуры, археологических памятников Северного Причерноморья, ювелирных изделий и др. На фото: дети на экскурсии у скульптуры Юпитера, в честь которого был назван зал Эрмитажа

Для защиты экспонатов от грызунов в подвалах Эрмитажа со времен Екатерины II проживают коты. На службе в музее постоянно состоят более 50 котов, кошек и котят. Они живут в просторных подвалах Эрмитажа вольно, но в залы с экспозицией животных не пускают

Собрание европейского искусства насчитывает около 600 тыс. предметов и охватывает период от средних веков до ХХ столетия. В составе коллекции - более 7 тыс. картин, 2 тыс. скульптур, 40 тыс. рисунков, 500 тыс. гравюр

Собрание экспонатов древних и раннесредневековых культур в Эрмитаже насчитывает почти 2 млн единиц хранения и является одним из лучших и крупнейших в России

Советская лестница. Свое название получила от Государственного Совета, который в XIX в. располагался на первом этаже. Специально для него в западной части здания были устроены новый подъезд и новая лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер)

Общая площадь помещений (зданий) Государственного Эрмитажа составляет 233 тыс. 345 кв. м. Из них экспозиционно-выставочная площадь занимает 66 тыс. 842 кв. м. На фото: Скульптуры Атлантов на портике Малого Эрмитажа

З имнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце .

Пять Зимних дворцов . Зимний на Дворцовой площади - самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I стояли у Зимней канавки - канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец - Анны Иоанновны - у Адмиралтейства ; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.

Выше не строить . Высота Зимнего дворца - 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей - 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.

Город в городе . Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.

Парадные залы . Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал - его также называют Большим тронным - был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова . В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.

Фрески из Папского дворца . Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм . В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.

Ошибка архитектора . В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса - и внешне, и внутренне.

Подарок для царя . Малахитовая гостиная - единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом - ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы .

«Жилище отшельника» . Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера - «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.

Дворцовые коты . Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов. Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник - День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.