Тема урока:

Цель урока:

выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира , в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».

Тип урока:

урок - беседа

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Определим лексическое значение слов «природа» и «человек».
(Природа – все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и использоваться ими в процессе общественного труда.)

Учитель: Сопоставляя словарные статьи, мы делаем вывод, что человек и природа – часть целого, человек и природа - единое целое.

Но кто же мы: враги или части целого? Как нам жить дальше: бороться, медленно уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать?

Тема нашего урока: Взаимоотношения человека и природы в рассказе В. П. Астафьева «Царь - рыба»

Цель урока: выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира, в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».

Эпиграфом станут слова одного из героев В. П. Астафьева, рыбинспектора Черемисина: «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!»

Учитель: В. П. Астафьев ушел из жизни недавно, в 2002 году. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по – новому видеть мир, жестокая требовательность прежде всего к самому себе – это лишь некоторые черт неординарной личности. А о непростой судьбе В. П. Астафьева расскажет…

Индивидуальное задание: рассказ о биографии В. П. Астафьева.

Индивидуальное задание: рассказ о композиции повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»(см. приложение 1)

Учитель: В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско – нравственных мыслей автора.


  1. Беседа:
---- Какое впечатление произвел на вас рассказ? ---- Каков сюжет рассказа?

Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.

---- Кто его герой?

Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.

---- Почему главного героя все зовут Игнатьич? (Уважают)

---- Чем он выделяется среди односельчан?

--- Как жители поселка относятся к Игнатьичу? (При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего,потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден.)

--- Почему не может наладить отношения с братом? (О причинах конфликта Командора и Игнатьича нам ничего неизвестно, но вражда у них такая непримиримая, что выросла до ненависти, до желания убить. Мне кажется, что причина ненависти Командора заключается в зависти: у Игнатьича и дом лучший в деревне, и в семье мир и лад, и в поселке его уважают, и рыбак он отменный. Вот и лютует Командор.

--- Чем занимается Игнатьич? (браконьерствует)

--- Кто такие браконьеры? Чем они опасны? Браконьер – человек, занимающийся браконьерством.

Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц , животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.

--- Почему Игнатьич браконьерствует?

Уитель: Образы браконьеров очень часто появляются на страницах первой части «Царь - рыбы».

Индивидуальное задание: образы браконьеров (см. приложение 2).

--- Почему так много внимания уделил им Астафьев? Браконьерство – страшное зло, потому что

превращает человека в зверя, в хищника, желающего урвать лишний кусок.

--- Что происходит с Игнатьичем на рыбалке? (на крючок попалась огромная рыбина, стр. 159, 161)

--- Какой увидел рыбу Игнатьич? (Зачитать отрывок со слов: «…увидел и опешил, стр. 161»)

Учитель: Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться.

А Игнатьич? Он к таким относится? (Скорее нет)

--- Почему же не отпустил рыбу с крючков? Почему не отправился за подмогой?

(жадность, настырность, самолюбность не позволили Игнатьичу ни отпустить рыбу, ни позвать на помощь) (Зачитать отрывок на стр. 163)

Учитель: Стоит обратить внимание в связи с этим на фамилию Игнатьич – Утробин от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.

Учитель: От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?


  • Признание вины за совершенный неблаговидный поступок

  • Самоконтроль человека

  • Стеснение, стыд, неловкость
Учитель : Уточним значение слова по словарю Ожегова: «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».

---А зачем совесть нужна человеку?


  • Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.

  • Совесть может предотвратить плохой поступок.
--- А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась? (Игнатьич обращается к Богу)

--- О чём просит Игнатьич? («Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»)

--- Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось? (Игнатьич вспомнил слова деда)

--- В чём их смысл? (Царь – рыбу может добыть только человек с чистыми помыслами , не запятнавший свою душу ничем, а если совершил «варначий » поступок, лучше отпустить царь - рыбу)

Индивидуальное задание ученика «Значение слова Царь-рыба» (см. приложение 3)

--- Как ведет себя рыба и человек, оказавшись на одной ловушке?

Учитель: Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.

--- Что понимает Игнатьич?


  • Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой

  • Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?

  • Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница
(Зачитать отрывок на стр. 170)

--- За что же наказан Игнатьич? За что же такая страшная смерть?


  • Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка. «Ни на одну женщину…» (Зачитать отрывок на стр.174)

  • Смерть настигла человека за его небрежение к миру природы, за хищническое её уничтожение, за тот разбой, который приобрел неимоверные масштабы.

Учитель: Так и получается: все в связи: начинается ли с человека, с рыбы – а чем заканчивается, показывает Астафьев. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.

Учитель: И, видимо, раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыба.

--- Какова авторская позиция по отношению к браконьерству? Автор, без сомнения, осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное. Причём речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вокруг нас, но и о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека , человеческой природы.

Учитель: Истребление живого связано с огромной опасностью потери чувства меры, а через это потери человеческого, то есть разумного, доброго, нравственного. Писатель обеспокоен масштабами браконьерства, при котором человек начинает утрачивать своё человеческое достоинство.

«Того и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного человека.»

--- Почему писатель испытывает острую неприязнь к браконьерам? За бездуховность. Бездуховность не в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все , что не «мы».

-- Как вы можете объяснить эпиграф к нашему уроку?

Учитель: Астафьев говорит не о благоговейно – созерцательном отношении к природе, он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Писатель убеждает нас, что сегодняшний день лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому и думает писатель о том, как надо жить, чтобы так же, как и он, слышали мир его сын, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, не исцарапать, не ожечь мир, в котором мы живем.

Учитель: В финале книги «Царь-рыба» приведена обширная цитата из Екклезиаста…

Чтение отрывка

--- В чём смысл конца книги?

Может быть, сейчас время мучиться и искать. Каждое время рождает вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны именно для того, чтобы сохранилась жизнь, и могли следующие поколения плакать и смеяться, спрашивать и отвечать.

Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек , без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения с природой, к её богатствам, он обречен на гибель.

Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном и непрерывном единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в органичность его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии прорастет цветком.

Приложение 1

Композиция повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»
Книга «Царь-рыба» появилась в печати в 1976 году, оказавшись сразу в центре общественного внимания.

Тему «Царь-рыбы» можно определить, как размышления о чистоте нашего бытия, о чистом доме, чистых людях, о чистой незамутненной природе.

Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора - лирического героя - по родным местам в Сибири.

У «Царь-рыбы» два эпиграфа. Один взят из стихотворения Н. Рубцова. Другой принадлежит перу американского ученого Халдора Шепли. Эти строки выражают авторскую позицию, предуведомляя читателей о противоречивом содержании «Царь-рыбы». Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.

Открывает цикл рассказ «Бойе». Название рассказу дала кличка собаки, в переводе с эвенкийского означающая «друг». Бойе – это символ преданности, беззащитности, взывающий к совести и справедливости.

«Капля» - своеобразный лирико-философский центр первой части «Царь - рыбы». В нем автор размышляет не только о природе – её великой красоте. Недоступности, величии, но и обращается к сложным проблемам личной ответственности человека за все, что совершается в этом мире.

Вслед за новеллой «Капля» следуют несколько рассказов о браконьерах: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало». Перед нами проходит целая галерея характеров, сложных человеческих судеб и непростых отношений.

Яркий эмоциональный центр всего произведения – глава «Царь-рыба», в которой волею судьбы на одном крючке оказались огромный осетр и человек.

Заканчивает первую часть «Царь - рыбы» новелла «Летит чёрное перо», выполненная в стиле репортажа с места событий.

Вторая часть «Царь- рыбы» связана с образом охотника Акимки. Первый рассказ «Уха на Богадане» посвящен детству и семье Акимки. Последующие рассказы «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон в белых горах» знакомят нас с раскрытой нараспашку душой.

Финальным аккордом «Царь - рыб» является лирическая миниатюра «Нет мне ответа». При прощании автора – рассказчика с родными местами у него возникают ассоциации. Воспоминания и философские размышления. Дух этих раздумий очень точно передают стихи Алексея Прасолова, приведенные самим писателем в тексте: «Что значит время? Что пространство? Для вдохновенья и труда явись однажды и останься самим собою навсегда».
Образы браконьеров
В первой части книги Астафьев рисует нам колоритные характеры современных браконьеров: Дамки, Грохотало, Командора.

Герой Астафьева, прозванный собачьей кличкой дамкой из-за своего лающего смеха , живет бездумно и легко, пьянствует, ёрничая и мешая людям. Единственной отрадой его разгульной жизни является «шпионское ремесло», а попросту подкарауливание парочек в темных углах поселка. Этот бесшабашный мужичонка, подчиняясь общему настроению поселковых мужиков. Занимается браконьерской ловлей рыбы.

Пойманный рыбнадзором с незаконно добытой стерлядью, но привыкший к безнаказанности и какому – то брезгливому всепрощению, он, испугавшись, все-таки не ожидал суда и возмездия. Поэтому Дамка снова занялся тайным промыслом, пил, веселился. И хотя рыбнадзор ужесточился. Река снова была полна недозволенными снастями и погубленной рыбой.

Совсем другие браконьеры появляются в последующих главах. Эти скроены из другого человеческого материала. Они отличаются волей, напористостью, сметливостью, твердостью характера, изворотливостью. Силы и страсти богатой сибирской натуры находят реализацию лишь в стремлении обмануть рыбнадзор, наловить тайным образом и нажиться.

Судьбы этих героев говорят о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, сам страдает от зла.

Больше всего на свете любил Командор свою дочка Тайку, но не суждено было ему, как мечталось, выучить умницу-дочку и уехать с ней в далекие края. Такой же браконьер, только сухопутный, сгубил дочку неустрашимого Командора. «Нажравшись бормотухи, шофер уснул за рулем, вылетел на тротуар и сбил двух школьниц, возвращавшихся с утренника». Неизбывное горе замучило Командора , отдалило его от семьи и людей.

Другая, но такая же трудная, тяжелая судьба у рыбака по фамилии Грохотало. Он появился в сибирском поселке Чуш с Украины, отбывал срок заключения за связь с бандеровцами. Грохотало был мужик «фартовый», везло ему на улов, но лишь однажды, когда единственный раз в жизни зацепил огромного осетра, сразу был пойман рыбинспектором. И такие ненависть и ярость охватили заведующего свинофермой Грохотало, что крушил и ломал на своё пути и в своем доме, пытался даже облить бензином своё жильё и поджечь его – народ отстоял.

Астафьев ясно показывает свою позицию: каждый рассказ о браконьерах заканчивается наказанием. Наказание рано или поздно неминуемо настигает виновного – таков смысл рассказов о браконьерах.
История появления слова «Царь- рыба»
Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?

Разберемся вначале, что означает это выражение «царь-рыба». Такое выражение не единственное в русском языке: «царь-девица» (у А. С. Пушкина), царь зверей, царь природа. Оно, скорее всего, означает вершину иерархии, всемогущество, силу, которой необходимо подчиниться.

Во – вторых, в языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду. «Со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбе...» Последние слова этой цитаты – традиционное фольклорное иносказание. Вместо прямого названия «осётр» даётся косвенное, описательное «царь-рыба». Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака.

Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней (на рыбке) держится земля, все мироздание, с её смертью наступает катастрофа , вселенский потоп. «Когда кит-рыба потронется, тогда мать-земля всколеблется, тогда белый свет наш покончится…» именно это фольклорный мотив – «рыбы, на которой держится вся Вселенная и которая всем рыбам мати» - является в произведении В. П. Астафьева ведущим и символизирует природу, ту основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».

«Царь-рыба» - символ мудрости

Давным-давно, еще в мифологии кельтов эта «царь-рыба» считалась символом мудрости и познания, хотя и служила пищей для бедняков. Впоследствии ее стали воспринимать как роскошь, которую можно позволить себе только по праздникам. Но в наше время этот деликатес выращивают искусственным путем, и он стал общедоступен. Это лосось и его «братья и сестры».

Семейство лососевых – оно большое, в него, входят такие рыбы, как семга, форель, горбуша, кета, кижуч. Каждая из них своеобразна по вкусовым качествам. Мы поговорим конкретно о лососе. То, что рыбка это умная, подтверждают недавние исследования американских ученых: атлантический лосось способен учуять хищника по его запаху и делает все возможное, чтобы избежать ненужной встречи. И вкус такого дикого лосося считается самым изысканным. Хотя лосось, выращенный на фермах, более доступен по цене и поэтому более распространен в продаже (впрочем, и менее полезен для организма). Дикий лосось вылавливается обычно с февраля по август. Ну, а выращенный на ферме - круглый год.

На что же нужно обращать внимание, выбирая эту умную рыбу? Она должна слегка пахнуть морем, но ни в коем случае не иметь выраженного запаха рыбы - это первый признак несвежего продукта. У свежей рыбы глаза не мутные, жабры ярко-красного цвета, на чешуе нет слизи, а мякоть без пятен и затеков, мягкая и плотная (то есть она не была повторно заморожена). Купив лосось, постарайтесь съесть рыбку, пока она свежая, не храните ее долго в холодильнике. В морозилке, однако, замороженная рыба может лежать 3-4 недели.

Теперь о питательности лосося (как и всего семейства лососевых). Ни для кого не секрет, что это превосходный источник белка (в одной порции – 200 г – содержится до 40 г белков) и, самое главное, – полиненасыщенных жирных кислот Омега-3, которые улучшают работу сердца, мозга, глаз и суставов, а также снижают уровень вредного холестерина в крови. А большое содержание витамина D и кальция помогает нормальному строению костей, предупреждая остеопороз.

Когда-то, по традиции, четверг считался рыбным днем. Лучше же устраивать себе минимум два рыбных дня в неделю. А уж рецептов из этой универсальной рыбы просто не счесть. Вот, например, самый простой: стейк из лосося можно полить лимонным соком и запечь в духовке или обжарить на гриле. А то и дополнить этот рецепт соусом из сливок с эстрагоном. Или заправкой из меда с соевым соусом.
Кстати, если вы видите сон, в котором едите лосося, – ваша карьера вскоре пойдет в гору: начальство вас оценит.

Уха из лосося

На 4 персоны: лосось (голова, хребет, плавники и обрезки) - 600 г, картофель - 4 шт., лук репчатый - 1 шт., морковь - 1 шт., лук зеленый - пучок, майоран сушеный - щепотка, лавровый лист, соль

Рыбу положить в кастрюлю, залить водой (3 л). Посолить. Довести до кипения, уменьшить огонь и варить 40 минут. Достать из бульона рыбу. Картофель почистить, нарезать и отправить в кастрюлю с бульоном. Через 10 минут положить тертую морковь и нарезанный лук. Варить до готовности овощей. Добавить в суп кусочки лосося, майоран, лавровый лист. Подавать с нарезанным зеленым луком.

Лосось в белом вине на гриле

На 4 персоны: стейки из лосося - 4 шт., сахар - 50 г, вино белое сухое - 100 мл, сок лимона - 1 ч. л., масло сливочное - 30 г, петрушка - пучок, соль, перец черный молотый

Смешать сахар, вино, нарезанную петрушку, лимонный сок, соль и перец. Рыбу промыть и просушить. Выложить в маринад, накрыть пленкой и оставить на 2 часа. Переложить лосось на сковороду, залить маринадом, добавить сливочное масло и обжаривать с двух сторон 5 минут. Затем выложить рыбу на сковороду-гриль, снова смазать маринадом и жарить по 4 минуты с каждой стороны.

Тартар из лосося

На 4 персоны: лосось (филе) - 500 г, каперсы маринованные - 1 ст. л., лук-шалот - 3 головки, шнитт-лук - 1 пучок, соус соевый - 1 ст. л., сок лимона - 3 ст. л., масло оливковое - 1 ст. л., соль, перец черный молотый

Лосось порубить небольшими кубиками по 0,5 см. Лук-шалот, шнитт-лук и каперсы нарезать очень мелко. Выложить массу в миску, добавить соевый соус, оливковое масло, сбрызнуть лимонным соком, посолить, поперчить. Перемешать и отправить в холодильник на 30 минут. На тарелку поставить кулинарное кольцо, выложить туда готовый тартар, утрамбовать. Снять кольцо. Можно подавать с рукколой и хлебом из цельнозерновых культур.

Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе.
Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек - создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа - это храм и каждый человек обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную собственной. Астафьев в своем произведении “Царь-рыба” пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на важный для всех вопрос: что есть природа - храм или раба человека?
Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич - рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему?
Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой “наживы”. Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством,
Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают то ценное, что есть на земле. Но зачем природе царь, не ценящий богатства, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем при роды. Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь это - знак свыше.
Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы? В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление овладеть царь-рыбой, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало вытащить из воды рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе. Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с “рыбиной”.
Израненные царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: “Господи, отпусти эту рыбу!” Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы.
Так, значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич - умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь и сейчас.
Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа - это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению, однако он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек - часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.
Произведение “Царь-рыба” написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие - в публицистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на большое количество проблем с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Разные стили делают события, происходящие в повествовании, более реалистичными.
Эта книга дает много хороших уроков и советов. В этом произведении Астафьев как бы спрашивает нас: а правильно ли мы используем то, что нам дано, не растрачиваем ли впустую данное нам богатство - природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.


Рассказ В. П. Астафьева «Царь-рыба». Ответственность человека перед природой. Смысл противоборства человека и царь-рыбы

1. Завет старого рыбака и символичность образа царь-рыбы.

2. Человеческая жизнь и прегрешения перед ли­цом смерти.

3. Смысл столкновения «царя реки» и «всей приро­ды царя».

Можешь поступок постыдный укрыть от людей; от богов же

Даже и в мыслях своих скрыться тебе не дало.

Лукиан Самосский

Все творчество В. П. Астафьева проникнуто глубокой любовью к родному краю, к природе и всему живому. В рассказе «Царь-рыба» внешне не происходит ничего сверхъестественного: просто бывалый рыбак поймал очень крупного осетра, с которым не сумел справиться в одиночку, не захотел звать на помощь брата и чуть не погиб из-за своей жадности. Но за эти повествованием стоят могучие и таинственные стихийные силы природы, окончательно так и не покорившейся человеку. Эти силы живут по своим законам, и эти законы каким-то неведомым для людей образом связаны с понятием о высшей справедливости, о честности и чистоте души. Недаром предупреждал старый рыбак молодых: «А ешли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте!.. Ненадежно дело варначье».

Образ царь-рыбы имеет огромное значение для понимания замысла писателя. Царь-рыба - это не просто большой осетр, это символ человеческой мечты о чем-то небывалом и величественном, о том, чего не удавалось сделать никому. В кругу рыбаков о ней постепенно складываются легенды, и каждый надеется ее поймать, да только не всякому это удается. Но тут возникает проблема выбора: что лучше для человека - поймать свою мечту, свою царь-рыбу и знать, что ничего подобного больше не повторится («царь-рыба попапается раз в жизни...») или жить с мечтой о ней? Человеку необходимо стремиться вперед, из осуществленной мечты должна рождаться другая. Но какая же еще мечта появится у рыбака, который с раннего детства только и думал что о рыбе? Мудрый старый рыбак поэтому и наставлял молодежь, говоря на первый взгляд совершенно, абсурдные слова: «...лучше отпустить ее, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее».

Чтобы идти к своей мечте, человек должен очиститься от своих пороков и грехов - таков всеобщий нравственный закон. Поэтому столь опасна встреча с царь-рыбой, с могучей стихией воды, для того, кто совершил в своей жизни недостойное деяние. В древнейших представлениях человека вода связывалась с человеческими эмоциями; позднее, в христианстве, водную пучину стали ассоциировать с человеческими страстями и грехами. Герой рассказа «Царь-рыба», очутившись на пороге гибели, внезапно вспоминает свой бессердечный поступок с девушкой, которую когда-то любил. Но, наверное, не только это, а еще и его жадность, заставившая его бороться с рыбой в одиночку вместо того, чтобы позвать брата, тянет его на дно реки: «Кто он сейчас? Какой его облик вылупается?.. Все хапуги схожи нутром и мордой! Только иным удается спрятать себя, притаиться до поры до времени, но накатывает случай, предел жизни настигает, как говаривал покойный Куклин, и сгребает всех в кучу - потом одного по одному распределяет по местам».

Чувствуя подступающую смерть, Игнатьич почти с ненавистью думает о своем пристрастии к рыбной ловле, отодвинувшем все остальное, заслонившем для него жизнь: «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!» Вспоминает он и трагически погибшую племянницу, упрекая себя в том, что не уберег ее: «Девочка небось в миг последний отца родимого, дядю любимого пусть про себя кликнула. А они? Где были они? Чего делали?»

На второй план отодвигаются и неприязненные, враждебные отношения с братом. Герой рассказа надеется, что тот спасет его от неминуемой гибели.

В чем же смысл противоборства человека и царь-рыбы? Его можно понимать по-разному. С одной стороны, это борьба человека с природой, стремление во что бы то ни стало взять верх над рыбой, столкновение двух противоположных сил: «Да что же это я? - поразился рыбак. - Ни бога, ни черта не боюся, одну темну Силу почитаю... Так, может, в силе-то и дело?» Но дело не просто в силе физической - встреча с царь-рыбой, с мечтой всех рыбаков, требует и большой душевной силы. А героя рассказа грызет изнутри сознание собственной подлости, однажды совершенной пакости, за которую нужно держать ответ: «...женщина - тварь Божья, за нее и суд и кара особые... Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода! Значит, всякому свое, а Богу - Богово! Освободи от себя и от вечной вины женщину; прими перед этим все муки сполна, за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости».

Мы сталкивается и с другим аспектом борьбы человека с рыбой: Игнатьич борется и с самим собой, со своим прошлым, со своими грехами, которые стали приятствием для победы над «царем реки». Астафьев завершает рассказ на оптимистической ноте. Герой не победил рыбу, но встреча с ней, едва не окончившаяся его гибелью, может стать началом его нравственного перерождения и обновления: «...ему сделалось легче. Телу - оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе - от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».

Эта статья рассматривает одну из ключевых новелл цикла «Царь-рыба». Астафьев, большая часть произведений которого посвящена военной тематике, здесь выступает в несвойственном ему амплуа писателя-деревенщика. Несмотря на показал себя настоящим знатоком сельской действительности, человеческих душ и сложности взаимоотношений.

О книге

Сборник новелл «Царь-рыба» Астафьева был опубликован в 1976 году. Главной темой всех рассказов, включенных в него, стало описание связей человека и природы в нравственно-философском аспекте. То есть отношение героев к природе выступает средством выявления личностных пороков и достоинств человека.

В сборник входит двенадцать рассказов, один из которых имеет то же название, что и весь цикл, - «Царь-рыба». Именно это произведение является ключевым для понимания авторского замысла. В нем же сосредоточены все темы и мотивы, встречающиеся в других новеллах сборника.

Содержание начинается с описания главного героя - Игнатьича. Он слывет среди односельчан как бескорыстный человек, никогда не отказывающий в помощи, умный и находчивый, а также как непревзойденный мастер рыбной ловли. Игнатьич - самый зажиточный деревенский житель, в его хозяйстве все разумно и налажено. Он готов прийти на помощь к любому и не просит за это ничего, но нет в его поступках искренности. Вот и с родным братом отношения у главного героя совершенно не ладятся.

Лучший рыбак

Игнатьич - лучший рыбак в деревне, нет ему равных в этом ремесле. Он обладает небывалым рыбацким чутьем, опытом, который передался ему от предков, и знаниями, полученными за долгие годы практики.

Виктор Астафьев («Царь-рыба» поднимает сложный вопрос взаимоотношений индивидуума с природой и обществом) совершенно не пытается идеализировать своего героя. Автор открыто говорит о том, что свои навыки и опыт Игнатьич часто использовал во вред односельчанам и природе, потому что промышлял браконьерством. Он прекрасно осознает, какое зло причиняет природе, уничтожая рыбу в неограниченных количествах. Герой знает о каре, которая может его постичь, если он будет пойман рыбнадзором. Толкают его на такое опасное преступление непомерная жадность и жажда наживы. Все то немалое добро, что уже имеет Игнатьич, кажется ему недостаточным.

Царь-рыба

Рассказ Астафьева «Царь-рыба» имеет ярко выраженную морально-нравственную направленность, поэтому роковая встреча с природой, воплощенной в царь-рыбе, была для Игнатьича неизбежной.

Увидев огромного осетра, главный герой изумился невообразимым его размерам. Удивительно, что такая огромная рыбина смогла вырасти, питаясь «вьюнцами» и «козявками». Однако не только эти чувства посетили Игнатьича, что-то зловещее почудилось ему в облике царь-рыбы. Не сможет он в одиночку одолеть такое чудовище.

Но мысли о том, чтобы позвать брата и механика на подмогу, немедленно вытеснила жадность: придется же делить осетра с помощниками. В этот момент герою даже стало стыдно перед самим собой за собственные чувства. Но недолго длился стыд. Игнатьич решил принять его за азарт, заглушая голос разума. К тому же в нем проснулась рыбацкая гордость: такая рыба попадается только раз в жизни, и то не всякому, нельзя упустить шанс показать свою удаль.

Борьба

Игнатьич решает, что сегодня его добычей станет царь-рыба. Астафьев начинает описание суровой борьбы человека с природой. Его герой отважно бросается на осетра, пытается его оглушить обухом топора. Но сам падает в воду, где вместе со своей добычей оказывается опутан сетями, а рыболовные крючки впиваются в его тело.

И только после этого осознал Игнатьич, что не сможет одолеть в одиночку такую рыбу. Теперь у рыбака и его улова впереди одна участь - смерть. Пытаясь спастись, герой безуспешно стремится вырваться из пут, молит рыбу отпустить его. Венцом отчаяния становится преодоление собственной гордыни - Игнатьич зовет брата на помощь. Но в ответ слышится лишь эхо.

Главный герой понимает, что гибнет. То, что рыба все плотнее, как женщина, прижимается к нему, приводит Игнатьича в ужас. Одновременно с этим герой начинает вспоминать свое прошлое. Но мало светлых мыслей приходит ему на ум. Он думает о том, сколько бед принес своим браконьерством. Игнатьич вспоминает незаслуженно обиженную девушку, которую когда-то любил и хотел на ней жениться. Он осознает, насколько дурно прожил свою жизнь и сколько ошибок совершил.

Герой понимает, что встреча с царь-рыбой стала для него расплатой за совершенные грехи и злодеяния. Особенно тяготит его то, как он поступил со своей невестой Глашей, безосновательно приревновав ее. И ничего из совершенного Игнатьичем не имеет оправдания.

Развязка

Продолжает описывать раскаяние Игнатьича Астафьев. Царь-рыба, герои из числа деревенских жителей и брат становятся здесь причинами для осознания главным героем своих дурных поступков.

В миг отчаяния Игнатьич взывает к Богу и умоляет отпустить «эту тварь» на свободу, признавая, что «не по руке» ему поймать царь-рыбу. Просит прощения у Глаши, каясь в том, что когда-то ее обидел. После этих слов рыба освобождается от пут и уплывает.

Игнатьич ощущает легкость: телесную - оттого, что избавился от рыбы, тянувшей его на дно, душевную - оттого, что прощены его грехи. Теперь у героя появился шанс начать жизнь заново, не совершая прошлых ошибок и не беря греха на душу.

Таков путь духовного перерождения человека, каким решил показать его Астафьев.

«Царь рыба»: анализ

Основная тема рассказа, как отмечалось выше, - взаимоотношение человека с природой. Но этим писатель не ограничивается, одновременно он поднимает и другую проблему - отношения человека с обществом.

Отношение Игнатьича к своим односельчанам и близким людям сходно с отношением героя к природе. Высокомерие, пренебрежение, снисхождение и осознание собственного могущества - вот те чувства, которые главный герой испытывает при контакте с окружающим миром.

По замыслу Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой, быть ее частью, иначе борьба со стихией приведет его к смерти. Именно эта мысль стала сюжетообразующей в произведении.

Писатель до мельчайших подробностей прописывает символический образ Игнатьича, воплощающий того самого царя природы, который привык считать себя властителем мира. И чтобы показать всю иллюзорность власти этого псевдовластителя, Астафьев изображает его встречу с царь-рыбой. Однако примечательно то, что от этого столкновения должен погибнуть не только сам герой, но и его соперница. Судьбы Игнатьича и царь-рыбы оказываются тесно сплетены. И единственным способом выжить для обоих становится освобождение главного героя от того груза ошибок и грехов, что лежит на его душе. Именно те нравственные низости, что совершил за свою жизнь Игнатьич, становятся причиной возможной смерти его самого и царь-рыбы.

Этим рассказом Астафьев наглядно иллюстрирует идею о том, что природа - священный храм, в котором человек не хозяин, а смотритель и помощник. Только в этом случае у человека есть возможность существовать в гармонии с собой, социумом и окружающим миром в целом. В противном случае все его поступки приведут к гибели.

Образ Игнатьича

Наибольшее внимание в произведении уделил именно образу Игнатьича Астафьев («Царь-рыба»). Главные герои рассказа группируются вокруг центрального персонажа, помогая раскрыть черты его характера. Так, из взаимоотношений с односельчанами и братом мы узнаем о тщеславии Игнатьича. А когда автор рассказывает о мотивах, побуждающих героя самому бороться с царь-рыбой, открывается еще одна нелицеприятная черта его характера - жадность.

Как говорилось выше, образ Игнатьича олицетворяет царя природы, привыкшего чувствовать себя хозяином мира. Однако нельзя рассматривать этого персонажа только как отрицательного. У героя и есть и положительные черты. Он хороший хозяин, способный с умом распорядиться своим достатком. К тому же Игнатьич всегда придет на помощь нуждающемуся, какие бы мотивы его к этому ни подвигали. Ну и, наконец, чтобы стать отличным рыбаком, необходимо приложить много усилий, не лениться и стремиться к своей цели.

Таким образом, Игнатьич выступает как очень неоднозначный персонаж, наделенный как положительными, так и отрицательными чертами. И главная ошибка этого человека в том, что он не привык считаться с окружающими и ценить их. Осознав же свои прегрешения, Игнатьич получает право начать жизнь заново.

Другие персонажи

Остальные образы в рассказе «Царь-рыба» Астафьева предназначены лишь для того, чтобы оттенить образ главного героя. Примечательной можно назвать только саму царь-рыбу, выступившую в роли первородной силы. Не зря автор сравнивает ее с «доисторическим ящером».