Этническая общность
ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ
(ethnicity) Единственное рабочее определение этнической общности подразумевает осознание людьми общности их происхождения и традиций. Греческое слово ethnos переводится и как "племя", и как "нация", и его можно понимать как нечто стоящее между этими двумя понятиями. Ethnicity – это принадлежность к какой-либо этнической группе. Однако на вопросы, что такое этническая группа и чем она отличается от любой другой подобной группы, простых ответов нет. Этнические группы – это не народы, поскольку этническую общность можно определить более точно и обобщенно логически обособить. Сербы такие же славяне, как хорваты, а иудей может быть как черным, так и белым. Да и принадлежность к этнической группе не обязательно соотносит индивида с определенной территорией, как это происходит в случае с национальностью. Тем не менее "этническим конфликтом" можно назвать конфликт и между нациями или расами, и между религиозными группами. Этнические конфликты в Северной Ирландии (между католиками и протестантами), в Ливане (между арабами, христианами и мусульманами) и на Балканах (где православные сербы отличаются от хорватов-католиков и от мусульман в основном по религиозным признакам) в первую очередь идентифицируются по религиозной принадлежности сторон. А вот, например, для басков, валлийцев или грузин более важным признаком "этничности", чем национальность или религия, является язык. И наконец, не имеет значения, считается ли общность происхождения и традиций, упомянутых в начале статьи, объективной реальностью или "надуманными", "подобранными" свойствами. Так что характер осознания людьми своей этнической общности, приводящий к этническому конфликту, всецело зависит от конкретных условий. В Англии или США этническая общность представляется прежде всего как "белые", "кавказские" или "бело-англосаксонские протестантские" группы, отличающиеся от прочих, несмотря на то, что конфликты, носящие наиболее экстремистский характер, в континентальной Европе происходят именно среди "кавказцев". В Австралии принято говорить об "англо-кельтах", поскольку считается, что между австралийцами, выходцами с Британских островов, и "новыми австралийцами", пришельцами из других мест, существует большие различия. Однако на самих Британских островах, например в Белфасте или Глазго, наиболее острые этнические конфликты вспыхивают именно между "англами" и "кельтами". Этническая общность остается одним из наиболее неуловимых и загадочных явлений социальных структур, но в то же время и одним из наиболее фундаментальных и важных.
Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .
Этническая общность
этнос, исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин «этническая общность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле. Основные условия возникновения - общность территории и языка - выступают затем и в качестве её главных признаков. Может возникнуть и из разноязычных элементов (напр., нации Америки). Дополнительными условиями могут служить общность религии, близость компонентов в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза формируются характерные для черты материальной и духовной культуры, быта, психологии, появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание - этноним. Сформировавшаяся общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д. Подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования этническая общность стремится к созданию своей социально-территориальной организации.
Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .
Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .
Смотреть что такое "Этническая общность" в других словарях:
- (в этнографии) исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин этническая общность близок понятию народ в этнографическом смысле … Большой Энциклопедический словарь
этническая общность - Исторически сложившаяся группа людей, обладающих общим самосознанием и самоназванием, общностью происхождения и культуры, чаще всего языка, при своем возникновении связан с определенной территорией. Syn.: этнос … Словарь по географии
Этническая общность устойчивая социальная группировка людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. В отечественной науке различаются как по типам, свойственным разным историческим периодам (племя, народность, нация), так и… … Википедия
См. Этнос. * * * ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ (в этнографии), исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем (см. ПЛЕМЯ), народностью (см. НАРОДНОСТЬ), нацией (см. НАЦИЯ); термин «этническая… … Энциклопедический словарь
ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ - понятие, используемое некоторыми гуманитарными науками. Постепенно входит в конституционный лексикон, оставаясь, правда, не до конца определенным. Например, согласно п. м ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов РФ относится… … Энциклопедический словарь конституционного права
Особый исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племем, народностью, нацией и др. образованиями; т. о., термин Э. о. очень близок термину народ в его этнографич. смысле. Для обозначения Э. о. применяется… … Советская историческая энциклопедия
Этнос, исторически сложившаяся устойчивая группировка людей племя, народность, нация. Основные условия возникновения Э. о. общность территории и языка выступают затем и в качестве её главных признаков. Нередко Э. о. складываются и из… … Большая советская энциклопедия
этническая общность - Этнос … Этнопсихологический словарь
Этническая общность - См. Этнос … Словарь социолингвистических терминов
этническая общность - См.: этнос … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Книги
- Казанский ретро-лексикон , Максим Глухов-Ногайбек. Книга представляет собой издание энциклопедического характера. В кругу интересов, помимо краеведческих, прежде всего, были этническая история татар и города Казани, взаимоотношения народов на…
Этнические общности.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Этнические общности. |
Рубрика (тематическая категория) | Социология |
Общность и личность. Социальные общности и их классификация. Виды общностей.
Общество как целостная система состоит из множества составляющих его групп, классов, сословий, слоев и так далее, представляющих собой те или иные коллективные образования. В целом их можно определить понятием общность, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является общим названием всех составляющих общества элементов. Примерно также, как организм состоит из органов, общество состоит из составляющих его общностей, через которые люди включаются в социальную структуру общества. Определений этого понятия достаточно много. Прежде всего, понятие общности обозначает какое-либо объединение людей, начиная от элементарной группы в два-три человека и заканчивая такими сообществами, которые насчитывают миллионы человек (расы, нации, концессии).
Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования-от длящихся минуты и часы (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций, по плотности связи между индивидами- от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (болельщики команды ʼʼМанчестер Юнайтедʼʼ) и т. д.
При этом значительно более существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые общности.
Для общностей характерно:
1. Выделение того или иного ведущего признака (нация, профессия, возраст, статус, род и так далее). Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности. Этот признак должен быть консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот признак может иметь либо природный характер (пол; нация, раса, возраст), либо социальный характер (религиозный признак, принадлежность к социальному статусу, профессия);
2. В социальной общности должны существовать определенные социальные связи между составляющими ее людьми. Эти связи бывают более прочными, определяя долговременное существование общности, и менее прочными, характерны для случайных общностей (очередь, зрители, пассажиры);
3. Наличие общего признака и социальных связей предполагает также общие признаки поведения и умонастроения, что еще более сплачивает людей в единый коллектив или объединение.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социальная общность - это такое объединение людей (природное или социальное), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характеризуется общим признаком, более или менее прочными социальными связями, общим типом поведения, целеполагания и умонастроения. Само общество можно представить как предельно сложную общность, которая как русская матрешку складывается из множества других общностей, вплоть да самых мельчайших групп, включающих два-три человека.
В отличие от социальных институтов и организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития и совместного характера жизнедеятельности. Разные типы общностей образуются на разной объективной основе.
Одни виды общностей непосредственно порождаются общественным производством (производственный коллектив, общественный класс, социально-профессиональные группы).
Другие общности образуются на этнической базе (племя, народность, нация).
Социально-демографические, их основой являются естественные демографические факторы (пол, возраст, место жительства).
Имеются и другие типы общностей, которые имеют другую объективную основу. Социологи подразделяют любые общности на два класса:
1) номинальные - это классификационные группы, искусственно выделяемые исследователями, их выделяют для статистического учета населения, поэтом их и называют номинальными или условными. Οʜᴎ необходимы в хозяйственной практике (пассажиры судов, имеющие постоянную или временную прописку и т.д.)
2) реальные общности, они бывают большими или малыми и называются так потому, что критерием их выделения служат признаки, которые осознаются людьми в качестве реально существующих признаков и относятся к числу социально значимых. Поскольку это реальные признаки, то они не только существуют объективно, но и осознаются людьми субъективно. К числу признаков, формирующих реальные общности, относятся пол, возраст, родство и брак, национальность, доход, профессия, род занятии и место жительства.
У представителей одной и той же реальной общности схожие стереотипы поведения, образ жизни и ценностные ориентации. В самостоятельный подкласс реальных общностей иногда выделяют три типа и называют их главными:
Стратификационные (классы, сословия, касты);
Этнические (племена, кланы, расы, нации, народности);
Территориальные (выходцы из одной местности: земляки, горожане, селяне).
За реальными общностями находятся агрегаты, так называют совокупности людей, выделенные на базе поведенческих признаков. К ним относят радио, ТВ аудиторию, публику, кино, театр, стадион и некоторые разновидности толпы (зеваки, прохожие). Οʜᴎ сочетают в себе черты реальных и номинальных общностей и потому размещаются на границе между ними. Термин ʼʼагрегатʼʼ означает случайное скопление людей, агрегаты не изучаются статистикой и в связи с этим не относятся к статистическим группам.
Исторически первыми видами общностей были возникшие сразу с образованием человеческого общества объединения, которые носят название этнические общности. Эти общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи и роды. Οʜᴎ объединяются на базе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.
Семья - это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединяются в кланы.
Клан - это группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Сегодня кланы существуют как пережитки, они сохранились у индейцев Америки, в Японии и в некоторых районах Шотландии. Несколько кланов, объединившись, составляли племя.
Племя - это более высокая форма организации, охватывающая большое число людей. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразуются в народности, а те в нации.
Народность - это этническая общность, которая занимает промежуточное место между племенем и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, и их значение не так велико.
Нация - это автономная неограниченная территориальными рамками общность, члены которой привержены к общим ценностям и социальным институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения, но у них обязательно должен быть общий язык и общий менталитет. Чаще всего представители одной нации разделяют и общие религиозные убеждения. Объединяющее начало, консолидирующее нацию, формируется благодаря общей истории и культуре. Нации возникают в период преодоления феодальной раздробленности и зарождения капитализма. Οʜᴎ более многочисленны, чем народность и насчитывают иногда миллионы человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад, возникает сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические, национально-освободительные движения и межнациональные конфликты являются признаками того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Этнические общности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этнические общности." 2017, 2018.
Типы этнических общностей. В экономической, социальной, политической, духовной жизни любого общества важное место занимают этнические общности (этносы). Они могут быть представлены различными образованиями: род, племя, народности, нация. Этносоциология - дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии. Главная цель этой дисциплины - анализ этнического многообразия социальных процессов, обусловленности и разнообразия этнических систем и элементов быта, культуры и т.п. Этносоциология рассматривает основные виды социальной деятельности людей. Ее предметом выступают: социальная структура этнических обществ, социально значимые явления в их культуре, языке, этнические особенности соционормативной культуры, поведения людей, психики народов, национальное самосознание и национальные отношения.
Этническая общность - это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой: язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов. Он осознает общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов.
К наиболее древним этническим общностям относятся племена , жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Племена - это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли.
С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности - народу . Все народы как этнические общности на стадии цивилизации всегда отличались своими особыми социально-этническими признаками, особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т.д. В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании.
Формирование наций завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все части той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера. Французский ученый Ж.Э.Ренан (1823-1892) утверждал, что нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас. В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в нее людей, которая обусловливается общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой важный фактор становления и развития нации.
Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. Духовные признаки нации отмечал Г.Лебон . Из этого «душевного строя» проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Душа народа - это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Идею «души народа» как «души нации» развивал немецкий философ В.Вундт (1832-1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю, этнологию, искусство, науку, религию, язык и обычаи. Эти особенности составляют его национальный характер.
Нация - это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания. Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Любые отношения в обществе приобретают национальный характер тогда, когда их социальное содержание органически соединяется с этническим. Понятие национальность обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех ее представителей, где бы они ни жили, в том числе на территориях других народов и государств.
Факторы формирования этноса. Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Внешняя форма выражения этноса - этноним (самоназвание): русские, англичане, немцы и т.д. Важнейшей предпосылкой формирования этноса является общность территории . Она создает условия для тесного общения и объединения людей. Впоследствии этот признак отходит на второй план и может совсем отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняет свою идентичность по всему миру, хотя до создания в 1948 г. государства Израиль он не имел единой территории.
Другое важное условие формирования этноса - общность языка . Но и этот признак нельзя абсолютизировать. В этнической общности наибольшее влияние имеет единство компонентов духовной культуры: ценности, нормы, стереотипы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания людей. Значительную роль в формировании этноса играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т.д. В качестве примера расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Огромное влияние на формирование всех этносов оказывает религия , выступающая как комплексное социокультурное и духовное образование.
Признаком этнической общности служит этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу. В этническом самосознании фиксируется представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей. Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм. Он исторически воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Более сильный этнос ассимилирует слабые. Этнос всегда стремится к созданию своей социально-территориальной организации военного или государственного типа. История знает примеры, когда этнос может быть разделен государственными границами, но сохраняет идентичность. Элементом любого этноса являются так же мировосприятие , миросознание (мифологические и религиозные представления, в которых объединяются природное и духовно-нравственное начала).
Русский этнос. Мировосприятие русского этноса начало складываться на основе языческих верований. Они нашли свое отражение в мифах, сказаниях, былинах. П.А.Сорокин считал, что русская нация возникла как социально-культурная система в IX в. Основные черты русской нации: ее долгая жизнь, жизнеспособность, стойкость, готовность идти на жертвы, необычайный рост территории, населения, политический, социальный и культурный рост, расовое и этническое разнообразие, единство, сравнительно мирная экспансия, ведение преимущественно оборонительных войн. На формирование русской нации большое влияние оказало принятие в 988г. православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Основные элементы русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическую и материальную реализацию установок православия.
Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея единения русских земель. Первоначально она рассматривалась как идея преодоления феодальной раздробленности. Наиболее ярко она была отражена в «Слове о полку Игореве», «Задонщине», новгородских летописях. Развитие духовно-нравственных основ русской нации связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, сдерживанием набегов степняков, формированием самостоятельного государства. Начиная с XIV в. русским удалось создать великую православную державу от Карпат до стен Китая. С реформами Петра началось влияние на формирование русской нации западной культуры.
П.А.Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности не дают нации. Только когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком и территорией, она действительно образует нацию. Нация является многообразной (многофункциональной), солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой. Она осознает факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий язык и общую систему культурных ценностей; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки.
Тема 6. Лекция 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (2часа).
План лекции:1. Понятие, признаки организации.
2. Функционирование организаций.
Стили руководства.
3. Типология организаций.
Понятие, признаки организаций. Социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Социальные организации создаются как: 1) инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому изучаются ее цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала; 2) как человеческая общность, совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности-конфликтности; 3) как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами, как агрегированная целостность, основные проблемы которой - равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость.
Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности в форме производственных, религиозных, национальных, научных организаций, политических партий, профессиональных союзов и т.д. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Социальные организации имеют ряд черт: 1) они создаются для реализации определенных целей; 2) члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам; 3) существует разделение труда, его специализация по вертикали и по горизонтали; 4) наличие управляющих подсистем, средств регулирования и контроля деятельности элементов организации. Эти элементы, по мнению А.И.Пригожина, детерминируют организационный порядок, систему стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения.
Организации различаются в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества. Большинство из них включают в себя несколько подсистем: так, в производственной организации имеются техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, предъявляет к своим членам двоякие требования - как безличный институт и как человеческая общность. Каждый индивид предъявляет к организации свои требования: защита его социального положения, обеспечение профессионального и статусного роста, создание условий для развития личности. Реализация этих требований - один из важных источников развития организации, ее социальной эффективности.
Всякая организация как сложная система характеризуется особым кооперативным эффектом, когда общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий ее субъектов, называемым синергетикой (греч - сотрудничество, содружество). Этот прирост образуется в результате того, что организация интегрирует усилия всех своих элементов. Можно выделить несколько стадий возрастания энергии: 1) массовость, одновременность, однонаправленность многих усилий, 2) специализация, когда работник добивается более высоких результатов благодаря совершенствованию одной производственной операции, 3) согласование, координация (конвейер). Тайна организационного эффекта коренится в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий: единство цели, разделение труда, согласование и прочие способы. В организациях это явление можно усиливать, видоизменять.
Сложность организации может превышать возможности управления. Сложность систем бывает абсолютной (объективной, заложенной в объекте) и относительной (субъективной, характеризующей способность управления). Организационную сложность отличают: 1) множественность элементов; 2) разнообразие элементов и функций (техническая, биологическая, социотехническая системы); 3) многообразие связей между элементами и противоречия между ними; 4) автономия всех ее уровней, частей, элементов (субъективность, наличие у людей собственных целей, свободы поведения). Применительно к социальным организациям применяется такой метод упрощения, как социальная формализация, стандартизация организационных связей и норм.
Формализация связей и норм . Социальная формализация как способ организованности - это целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах. В социальных организациях формализация охватывает контролируемые связи, статусы и нормы. Благодаря ей снижается абсолютная и относительная организационная сложность. Важнейшим признаком этого способа организованности служит документальное закрепление их в единой системе правовых, технологических, экономических и других норм. Результат формализации проявляется в концентрации организационной деятельности, в ее наиболее оптимальном направлении.
Существуют два пути формализации социальных систем. Первый путь - через оформление естественно сложившегося состояния. Такого рода формализацию можно назвать «рефлексивной». Например, стихийное распределение функций в каком-то подразделении предприятия однажды фиксируется в виде специального административного распорядка, служащего организационной основой функционирования этого подразделения и эталоном для новых. Второй путь формализации - это «конструирование» социальной организации. В данном случае создание программы предшествует актуальному существованию организации. Например, создание нового предприятия предполагает предварительную разработку специального проекта, плана работы и т.д., в соответствии с которыми организуются его техническая и социальная структуры.
Наряду с формальной частью всегда существует и неформальная, которая представлена социально-психологической организацией как спонтанно складывающейся системой межличностных отношений. Эти отношения направлены на удовлетворение социальных потребностей индивидов (в общении, признании, принадлежности). Социально-психологическая организация проявляется в группообразовании. Социально-психологические группы включают небольшой контингент людей, связи между которыми сложились стихийно, но устойчивы (3-10 человек). Такую группу характеризует социально-психологическая общность, чувство солидарности, взаимного доверия, общей судьбы. Границы ее могут совпадать с формальными или отличаться от них.
Группа стихийно формирует собственные нормы поведения, следовать которым должен каждый ее член. Таким образом вырабатывается социально-психологический механизм внутригруппового контроля. В группе происходит распределение ее членов по шкале престижа. Это распределение часто не совпадает с должностной, ранговой структурой. Структура коллектива раздваивается на формальную и социально-психологическую (подразделение - группа, руководитель - лидер, должность - престиж). Подобное раздвоение может привести к явлениям дезорганизации. Поэтому задача социолога - найти способы совмещения формальной организации и организации социально-психологической (подбор персонала, выборность руководителей и т.п.).
Формальной структуре противостоит не только социально-психологическая, но и внеформальная организованность персонала. Нередко для решения служебных проблем работникам приходится вступать между собой в отношения, не предусмотренные инструкциями. Это возникает, когда работники не могут решать все вопросы через «верх» и устанавливают между собой «горизонтальные» отношения. Внеформальная организация возникает вследствие стремления работников лучше решать свои служебные дела, из-за невозможности охватить официальными стандартами все отношения, ситуации. Поэтому в организации обычно существует «параллельная» система связей и норм. Она может быть очень полезной для организации или вредной.
Цели организации. Ключевой элемент организации – цель. Именно для нее люди сходятся в организации, именно ради ее достижения они выстраиваются в иерархию и вводят управление. Цели организации бывают трех разновидностей: 1) цели-задания: планы, поручения, задаваемые организации по подчинению более широкой организационной системой, и отражающие внешнее назначение организации как социального инструмента, 2) цели-ориентации: общие интересы участников соответствуют свойству организации как человеческой общности; 3) цели системы - равновесие, стабильность, целостность.
При определенном единстве целей организаций, между ними возможны и некоторые несовпадения, противоречия. Например, нововведения вызывают нарушение равновесия внутренних связей в организациях, что обостряет проблему целей системы и может обернуться сопротивлением организаций новшествам. Поэтому согласование всех компонентов целевой структуры организаций - важнейшая задача управления, а их рассогласование - источник дисфункций и патологии в организационных отношениях. Названные цели являются базовыми, достижение их связано с появлением вторичных, производных целей - повышение качества продукции, улучшение условий труда, укрепление дисциплины и др.
Для организации коллективных действий необходима иерархия. Социальная иерархия – это универсальная форма построения социальных систем (государство, организация, поселение, семья) на основе соподчинения. В иерархии проявляется централизация управления, единоначалие, лидерство. Иерархия выступает: 1) как функция совместной деятельности в виде координации, разделения труда по «горизонтали» и по «вертикали»; 2) как личный режим в организации, односторонняя личная зависимость одного индивида от другого (в виде статусов); 3) как власть, подчинение членов данной организационной системы правилам и указаниям (принуждение, санкции за отклонение).
Функционирование организаций.
Управление в организациях. Управление состоит их трех компонентов. Первый из них - целенаправленное внешнее управляющее воздействие, или самоуправление, включающее целеполагание и целеосуществление, составляет ядро управления. Второй компонент управления - социальная самоорганизация, т.е. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий - организационный порядок, включающий в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, должностная структура, административный распорядок), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе.
Проблематику управления составляют такие проблемы, как взаимосвязь формальной и неформальной структур, отношения «руководство - подчинение», участие исполнителей в выработке общих решений, соединение личных, групповых и общеорганизационных целей, оценка руководителей, адаптация персонала и др. В последние годы стали активно разрабатываться также социологические проблемы управления техническими и организационными нововведениями, формированиями гибких организационных структур, управленческого консультирования. Объектами управления являются индивид, группа, организация, другие социальные образования и процессы.
Методы управления - это комплекс целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы. По отношению к отдельному работнику можно выделить разные виды воздействия на его поведение (методы управления): 1) прямое (приказ, задание), 2) через мотивы и потребности (стимулирование), 3) через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.), 4) через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.). Применительно к группе методы социального управления распределяются следующим образом: целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.); сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и т.д.).
В социальной организации предприятия используются методы: 1) согласование формальной и неформальной структуры (преодоление противоречий между запланированными и действительными связями и нормами), 2) демократизация управления (повышение роли общественных организаций, широкое привлечение работников к выработке решений, выборность некоторых руководителей производства, развитие трудовой активности и т.д.), 3) социальное планирование (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и др.).
Отношения «руководство-подчинение». Понятие «руководство» близко к понятию «управление» и используется для обозначения организационных отношений, работы руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач. Во-первых, руководство - это отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, имеющее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Во-вторых, руководство - это отношение между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: организации и исполнения. В-третьих, руководство - это также отношение между личностями, специфический тип общения. В последнем случае рассматривается его социально-психологическое содержание - взаимное признание, влияние, стиль, интересы.
Перечисленные стороны отношения «руководство-подчинение» не могут существовать в отрыве друг от друга. Воздействие руководства на подчиненных имеет цель побуждать их к определенному трудовому поведению. Возможны два способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный, мотивирующий (через стимулы). В первом случае руководство направлено непосредственно на деятельность подчиненных подкрепляется санкциями за отклонение от соответствующего поведения, в крайней форме выступает как принуждение. Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потребности личности, что выступает как компенсация за трудовой вклад.
Стиль руководства можно обозначить как систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем. Стиль руководства зависит от индивидуальности руководителя, его культуры, установок, характера, опыта, знаний, детерминируются психологическими и социокультурными факторами, присущими данному руководителю, коллективу, региону, социальной категории. Различают следующие разновидности стиля руководства: 1) авторитарный - руководитель не считается с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; 2) демократический - подчиненные привлекаются к выработке общих решений; 3) слабый (невмешивающийся) - руководитель самоустраняется от руководства, его влияние в коллективе незначительно.
Стиль руководства проявляется в стимулировании труда. Стимулирование - метод опосредованного воздействия на трудовое поведение работника, его мотивацию через удовлетворение потребностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие. Ориентация на получение удовлетворения сильнее побуждает человека к определенному поведению, чем прямое управленческое воздействие на него. Деление стимулов на «материальные» и «моральные» условно. Так, премия - не только денежное вознаграждение, но и свидетельство признания, уважения. Стимулами могут быть условия труда, гибкая система рабочего времени, отношения в коллективе и т.д., но главным стимулом остается материальная заинтересованность. Стимулирование эффективно в той степени, в какой эти две системы органично сочетаются.
Главный продукт управления – это производимые им решения. Управленческое решение есть формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого участвуют и другие члены организации. Такое решение есть элемент отношений руководства - подчинения, т.е. выступает как фактор власти в организации. Принятие управленческого решения означает определение необходимости и цели предлагаемого изменения, а также включение его в систему организационных отношений; осуществление управленческого решения подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели.
Выделяются следующие разновидности управленческих решений: 1) жестко детерминированные решения, на содержании которых индивидуальные особенности руководителя не сказываются; 2) «инициативные» решения (не жестко детерминированные), содержание которых предполагает индивидуальный вклад субъекта. Для исследования управления именно последние представляют основной интерес, так как они включают в себя организационное проектирование и в наибольшей степени связаны с личным вкладом руководителя. Удельный вес таких решений в общем объема управленческих решений сравнительно невелик (от 5% до 30%) от общего числа приказов.
В соответствии со степенью участия разных категорий работников в принятии решений можно выделить решения единоличные и решения групповые, между ними существует много разных сочетаний того и другого. В управленческих решениях фокусируются основные цели, интересы, противоречия организации, социальных отношений внутри нее. Анализ управленческих решений чрезвычайно информативен с точки зрения исследования механизмов и эффективности управления предприятием. Для этого используются: анализ документов (приказов, распоряжений, планов, протоколов заседаний), фиксированное наблюдение (фотографии рабочего дня руководителя, совещаний), экспертные оценки (определение эффективности решений и т.д.).
Самоорганизация и самоуправление. Организациям присуще также и самоуправление. С социологической точки зрения, самоуправление выступает как коллективное управление, как участие всех членов организации, населения в работе соответствующего органа управления, включение исполнителей в процессы выработки общих решений. Самоуправление не отрицает отдельного органа управления и профессиональной управленческой деятельности. Технология современного управления требует квалифицированного технического, правового, организационного обоснования решений, рациональных процедур их согласования, контроля исполнения. Самоуправление сочетает демократизм со специализацией, что определяет его производственную и социальную эффективность.
Важный фактор управления - социальная самоорганизация. Она означает проявление спонтанных процессов в обществе, в коллективах, группах, стихийные процессы социального регулирования (рыночные отношения, общественное мнение, традиции, нормы). В трудовых организациях самоорганизация выступает как неформальная организация (лидерство, престиж, сплоченность -конфликтность). Самоорганизация есть продукт социального взаимодействия в массовом, коллективном или групповом масштабах. Использование самоорганизации в управлении существенно повышает эффективность последнего и составляет важный фактор развития в трудовых организациях. Процессы самоорганизации могут играть как конструктивную, так и деструктивную роль.
Завершает управленческий цикл социальное регулирование. Оно означает целенаправленное управляющее воздействие, ориентированное на поддержание равновесия в управляемом объекте посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Социальное регулирование представляет собой «косвенное» управление. Посредством социального регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления. Использование методов социального регулирования предполагает высокую степень самостоятельности управляемых объектов, развитые самоуправление и самоорганизацию в них.
Интегральной характеристикой эффективности управления в организациях является их управляемость. Управляемость – это степень контроля организации. Наиболее адекватным критерием степени управляемости является осуществляемость управленческих решений. Повышение управляемости обеспечивается за счет улучшения качества управляющих воздействий, объединения персонала вокруг общих целей и развития системы мотивации.
Типология социальных организаций.
Формы и типы организаций. Различные организационные образования довольно широко распространены в любом обществе. Наличие таких признаков, как разделение функций, иерархия, принятие решений, фиксированное членство отличают организации от таких социальных общностей, как классы, нации и т.п. Существуют следующие организационные формы:
1. Деловые организации - фирмы и учреждения, которые создаются для решения отдельных задач. Цели наемных работников не всегда связаны с целями владельцев или государства. Членство в них обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, коммерческой целесообразности.
2. Общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей.
3. Промежуточные формы - кооперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие, старательские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют предпринимательские функции. Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций.
4. Ассоциативные организации - семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные нормы и ценности. Однако степень их формализации незначительна.
5. Поселение. Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельность, способности друг друга, подчиняясь при этом целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища, структуру специализации и т.д.), которая каждому в отдельности не нужна. По мере урбанизации фактор целостности возрастает, обезличивается и обособляется еще больше.
Наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальные. Главными критериями их разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм. Формальная организация возникает в результате административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации четко регламентирована юридическими нормами и т.д. Разделение труда выступает как система статусов - должностей, создается иерархия: руководитель - подчиненные. Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая информация. Ее прохождение, принятие верного управленческого решения зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. В основе деятельности такой организации лежит принцип целесообразности.
В обществе также возникают и функционируют неформальные организации. Они появляются стихийно или сознательно для удовлетворения социальных потребностей. В них действуют свои, отличные от формальных структур, нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.
Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими видами организации, группы. Это взаимодействие в большей степени зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими субъектами не регламентированы приказами, установками руководства, предписаниями. Решения организационных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткого регламента, дисциплины, они менее устойчивы, более пластичны и подвержены изменениям. Их структура и отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.
Бюрократия. М.Вебер доказывал, что формальная организация стремится превратиться в бюрократическую систему. Он довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс. Вебер сформулировал основные черты бюрократии идеального типа: 1) управленческая деятельность совершается постоянно; 2) существует сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого субъекта в аппарате управления; 3) вышестоящий руководитель осуществляет контроль нижестоящего чиновника, который отделен от собственности на средства управления; 4) должность отделена от субъекта; 5) управленческая работа становится особой профессией; 6) существует система подготовки чиновников; 7) управленческие функции документируются; 8) в управлении главным является принцип безличности.
Вебер утверждал, что главное достоинство бюрократии - высокая хозяйственная и экономическая эффективность. Ее обеспечивают точность и быстрота в работе, знания и постоянство управленческого процесса, служебная тайна и субординация, единоначалие и экономичность, сведение к минимуму конфликтов и уважение профессионализма коллег. Таковы главные достоинства бюрократического управления организацией. Но он указал и на опасность, которую несет в себе усиление бюрократии в формальных организациях, в обществе в целом. Вебер полагал, что бюрократия может превратиться в класс, если ее деятельность не будет жестко контролироваться государством. Среди главных недостатков бюрократии он называл игнорирование специфики конфликтных ситуаций, деятельность в жестко определенных рамках, отсутствие какого-либо творчества в работе, злоупотребление властью. Одним из условий, порождающих всевластие бюрократии, считается отсутствие полной информации об их деятельности.
В свое время К.Маркс говорил о существовании особого корпоративного интереса бюрократии в государстве. В таком случае цели формальной организации превращаются в средства реализации материальных интересов правящей элиты.
Точка зрения Вебера на роль бюрократии в формальной организации в обществе подвергалась критике, хотя в последние десятилетия наблюдается своего рода ренессанс его идей. В любом обществе всегда приходится преодолевать сопротивление бюрократии. Французский социолог М.Крозье отмечает, что характер бюрократических связей и отношений препятствует инновациям: иерархия служебных зависимостей, желание монопольно владеть информацией, принимать решения, определять экономическую, социальную политику - слишком лакомый кусок. Наделенный соответствующими полномочиями чиновник считает действия подчиненных правильными, если они соответствуют приказам, уставам учреждения. Малейшее отступление от этих правил ведет к санкциям, что культивирует конформизм.
Американские исследователи П.Блау и Т.Скотт подметили, что бюрократия стремится к однотипности в организационных системах. Разнородность задач, функций и элементов организации создает возможности для внедрения новинок техники и технологии, большей оптимизации управления, но затрудняет руководство. Проведя эксперименты, собрав большой эмпирический материал, они доказали, что организации, выполняющие простые задачи, решают их лучше при иерархической структуре управления. А группы, решающие сложные проблемы, носящие комплексный характер, показывают лучшие результаты при горизонтальной структуре организации, когда организационные отношения более демократичны, менее формализованы.
Таким образом, каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, предприниматель должны иметь об этом ясное представление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.
ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. (2 ЧАСА).
План лекции: 1. Социальный контроль и его механизмы.
2. Структура социального контроля.
3. Формы осуществления социального кон-
троля.
Понятие социального контроля. Г.Спенсер, анализируя регулятивную систему и институты власти, обратил внимание на механизмы «социального контроля». Политическое управление он рассматривал как один из видов этого контроля. Г.Спенсер утверждал, что весь социальный контроль держится на «страхе перед живыми и перед мертвыми». Страх перед живыми поддерживает государство, а страх перед мертвыми - церковь. Эти два института возникли и постепенно развились еще в первобытном обществе. Социальный контроль за поведением людей осуществляют «церемониальные институты», которые старше, чем церковь и государство, а действуют эффективнее.
Впоследствии термин «социальный контроль» был введен в научный оборот французским социологом Г.Тардом. Он первоначально понимался как средство возвращения преступника к нормальному поведению. В дальнейшем этот термин приобрел более широкое содержание, был тесно увязан с процессами социализации личности. Американские социологи Э.Росс и Р.Парк интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и человеческой природой и, вследствие этого, «здоровый» социальный порядок. Р.Парк выделял три формы социального контроля: 1) элементарные (в основном принудительные) санкции; 2) общественное мнение; 3) социальные институты.
Американский социолог С.Аск выделил особую роль в осуществлении социального контроля так называемого группового давления, которое в угоду общности интересов и целей, стабилизирующих деятельность группы, понуждает (принуждает) индивида приспосабливаться к существующим в ней коллективным мнениям, ценностям и нормам. Французский социолог Р.Лапьер рассматривал социальный контроль в качестве средства, обеспечивающего процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры, и механизма передачи этих ценностей и норм от поколения к поколению. Он считал, что действие данного механизма реализуется посредством трех видов санкций: физических (наказание индивида за нарушение групповых норм), экономических (запугивание, штраф и др.), административных (освобождение от должности, арест).
В процессе социального взаимодействия большинство людей совершают свои поступки, действия, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе или в данной социальной группе. Каждый иногда нарушает такие правила и нормы, а некоторые делают это довольно часто, и в обществе складывается ситуация, когда необходимо как-то оценить и квалифицировать поступки людей. Такая оценка осуществляется через систему социального контроля. В качестве наиболее масштабного средства социального контроля выступают принятые в обществе (группе) социальные нормы и правила.
Как установил еще Э.Дюркгейм, эти нормы и правила, выработанные коллективным сознанием и существующие вне индивида, способны оказывать на индивидуальное поведение принудительное воздействие. Поэтому культура, одним из важнейших компонентов которой является совокупность действующих в обществе ценностей, норм, правил, образцов поведения, формирует наше поведение в соответствии с этими ценностями и нормами. Данные ценности и нормы и предопределяют корректирующее влияние других людей и общностей на наше поведение в процессах межличностного и межгруппового взаимодействия. Именно в таком взаимодействии и реализуется неформальный, неофициальный социальный контроль.
Структура социального контроля. Социальный контроль представляет собой способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее взаимодействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей) посредством нормативного регулирования. Он включает в себя совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду принудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей. Социальный контроль означает совокупность усилий групп и социальных институтов, направленных на предотвращение девиации, наказание девиантов или их исправление. Направленность и содержание, способы и формы социального контроля зависят от исторической обусловленности социально-политических, экономических, идеологических, социально-этнических, социокультурных, семейно-бытовых и иных особенностей данной социальной системы.
В каждой подсистеме общества (экономической, политической, социокультурной и т.п.), в каждой социальной общности (семье, трудовом коллективе, профессиональной группе) существует определенное согласие, нередко оформленное документально, относительно вклада, который должен вносить в общее дело каждый индивид. Индивиду отводится определенная роль в соответствии с его социальным статусом, а действующие нормы и правила определяют критерии, по которым поведение индивида оценивается как нормальное, примерное, отклоняющееся и т.д. Социальное (групповое) взаимодействие выступает в системе социального контроля в виде оценочной и регулирующей реакции на индивидуальное поведение, выполняет роль социального стимула (положительного или отрицательного), определяющего характер последующих индивидуальных действий, а в необходимых случаях (при отклонении от нормы) и их коррекцию.
Социальный контроль в процессе функционирования в определенной социальной системе (общности, группе) представляет собой многоступенчатую иерархию. Она состоит из следующих компонентов: 1) индивидуальное действие (поступок); 2) реакция социального окружения (поддерживающая, осуждающая, т.п.); 3) система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения; 4) категоризация поступка (отнесение к определенному виду) и его оценка (одобряющая, порицающая, осуждающая); 5) общественное сознание, групповое (коллективное) мнение; 6) социальные шкалы оценок; 7) индивидуальная шкала оценок, производная от социальной направленности личности; 8) социальная идентификация личности (чувство общности с определенными социальными группами) и выполнение определенной социальной роли; 9) индивидуальная самооценка и самоопределение.
Формы осуществления социального контроля. В этой системе также действуют социальные нормы (требования, предписания, образцы, пожелания, запреты), способы социального контроля (неформальный, формальный контроль, поощрение, осуждение, удержание, устрашение, предотвращение, сдерживание, наказание) и его средства - санкции, с помощью которых общество корректирует поведение своих членов. Санкции социального контроля подразделяются на: формальные, официально предписанные обществом или организацией (повышение или понижение должностного статуса, награда, наказание и т.п.), и неформальные, осуществляемые людьми в процессе межличностного взаимодействия (одобрение, негодование и др.). Они делятся на: позитивные, посредством которых общество или группа стимулирует индивида за правильное поведение (признание заслуг, премирование, присвоение почетного звания и т.п.), и негативные (общественное порицание, штраф, осуждение, изоляция и др.), применяемые к лицам, нарушающим нормы.
Деятельность органов формального контроля основывается на трех принципах. Во-первых, они призваны предупреждать отклонение от нормы, устраняя возможность его совершения. Во-вторых, они обязаны удерживать людей от нарушения норм (девиации) угрозой наказания, дабы никому не повадно было совершать отклонения от этих норм. В-третьих, они должны применять определенные санкции (штраф, задержание и т.п.) в случае нарушения индивидом или группой действующих в обществе норм. Своеобразным способом социального контроля является удержание (устрашение), сдерживающее нарушение той или иной социальной нормы страхом наказания. Дж.Гиббс сформулировал теорию сдерживания: чем скорее, надежнее и строже будет наказание за преступление, тем ниже станут темпы роста преступности.
В системе социального контроля специфическую роль играют специально созданные для осуществления санкций к нарушителям правовых норм социальные институты, призванные осуществлять правосудие. К ним относятся уголовное право, милиция (полиция), суды, прокуратура, тюрьмы. Уголовное право (как социальный институт) представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих уголовную ответственность, способы и меру применения наказаний за совершение преступления. Чем серьезнее совершенное отклонение (девиация), тем суровее санкция.
Новым социальным институтом общественного контроля над девиацией является социальная работа, деятельность органов социального обеспечения и различных общественных организаций, благотворительных фондов. Эти организации и действующие в них сотрудники склонны рассматривать отклоняющееся от действующих в обществе норм поведение не как злой умысел, а как проблему социального неблагополучия, требующую не санкций, а сочувствия, милосердия, терпения, поддержки, а нередко и лечения. Поэтому они ориентированы не на меры пресечения преступности, а на социально-психологические, медицинские, воспитательные меры, направленные на оказание социальной помощи личности, на ее социально-психологическую реабилитацию.
ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ.(4ЧАСА)
ТЕМА 8. Лекциия1. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.(2 часа).
Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.
В социологии широко используется понятие этнические меньшинства , которое включает в себя не просто количественные данные.
Черты этнического меньшинства следующие:
– его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из‑за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;
– его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;
– оно обычно в какой‑то степени физически и социально изолировано от остального общества.
Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории , поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora – рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.
Другое важное условие формирования этноса – общность языка . Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.
Более устойчивый признак этнической общности – единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально‑психологические характеристики сознания и поведения людей .
Интегративным показателем сложившейся социально‑этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.
Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т. е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.
Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.
Отметим две стороны национальных интересов:
– необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;
– необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.
Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации‑государства.
Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой‑либо этнической группе.
Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов – язык, своя культура, традиции, обычаи.
Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства . Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию‑государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.
Образец задания
B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия „__________" (1) и „этнос“ сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос“ (что точнее). Существуют три типа этноса. Для __________(2) главное основание объединения людей в одну __________(3) – кровно‑родственные связи и общее ___________(4). С возникновением государств появляются __________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно‑культурными отношениями территориально‑соседского типа. В период буржуазных общественно‑экономических отношений формируются __________(6) – этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально‑политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) происхождение
В) общность
Е) народность
Ж) национальность
И) диаспора
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Ответ: ДБВАЕГ.
Термин «этнос» происходит от древнегреческого «ethnos», первоначально служившего для обозначения и различных сообществ людей, и живых существ (например, пчелиный рой), а позднее использовавшегося как определитель народов негреческого происхождения, которых греки называли варварами. В научной традиции термин стал использоваться лишь в XIX в. и первым, кто стал его применять, был немецкий ученый А. Бастиан. Это было не случайно, ибо немецкая этнологическая школа и немецкое понимание природы нации существенно отличались от французской и англосаксонской объяснительных моделей.
Во Франции термин «ethnie» долгое время использовали исключительно в религиозном контексте для обозначения групп населения, придерживающихся языческих верований. Эти же группы на светском языке назывались «нациями» (nation) или народами (peuple). Уже в XIX в. названные термины были заменены терминами «расы» (race) и «племена» (tribu), а в XX в. определения «раса» и «племя» были вытеснены термином «ethnie». При этом смысловое значение терминов изменилось: понятие «нация» использовалось теперь для обозначения населения «цивилизованных» государств Запада, а вместо понятия «народ», которое интеллектуальной элитой воспринималось как слишком «благородное», применительно к «дикому» населению периферийных и колониальных стран стали употреблять термин «народность» (peuplade). В свою очередь термин «раса» приобрел более узкое значение и стал использоваться в физической антропологии или антропометрии для описания фенотипических характеристик населения.
Важно подчеркнуть, что понятие «ethnie» имело негативный смысл и базировалось на представлениях о превосходстве европейского населения над неевропейским. Причем, последнее нередко понималось как лишенное внутренней социальной организации, а потому не являвшееся участником общемирового исторического процесса.
В противовес терминам «народ» и «нация» содержание термина «ethnie» определялось натуралистическим, субстанцио-налистским пониманием природы этнического. В рамках этого подхода этнос рассматривался как однородная социальная общность, обладающая языком, культурой, названием (этнонимом), системой родства, организованной по родовому, клановому или племенному принципу, а также территорией, обычаями и осознанием собственной принадлежности к одной и той же группе, отличной от других. Затем эту статичную модель сменила более динамичная, в которой категория «этнос» характеризует культурные различия между группами. На первый план в этой трактовке выходит межгрупповое взаимодействие и акцент делается не на самоидентификации и не на этногенезе, а на процессе этнификации, т.е. этнос рассматривается как открытая социальная система, которая подвержена конструированию и деконструированию.
В настоящее время во Франции существуют два взгляда на «этнический вопрос». Сторонники первого рассматривают этничность как одну из важнейших составляющих политических процессов в бывших колониях, особенно в Африке. Сторонники второго полагают, что этничность - это прежде всего идеологически и даже политически сконструированная категория, не имеющая реального содержания. Вторая позиция опирается на тот факт, что население бывших французских колоний не имеет в своих словарях термина, по смыслу сходного с категориями «ethnie» или «tribu».
В немецкой научной традиции было распространено при-мордиалистское понимание природы этнического, и неслучайно примордиализм зародился в XIX в. именно в Германии. Теоретические положения этого методологического подхода основываются на признании этничности как «осязаемой реальности», которая характеризуется такими признаками, как общность расы, языка, территории, религии, культуры. Традиции эволюционно-исторического направления в примордиализме были заложены немецким историком и философом И.Г. Гер-дером. В его трактовке народ есть общность, возникающая на основе «крови» и «почвы». Неоромантические взгляды Гердера, подхваченные такими уже современными исследователями, как Вильгельм Мюльман (последний был также последователем русского ученого СМ. Широкогорова), были восприняты некоторыми зарубежными и многими российскими этнографами. Ныне они являются базовым элементом идеологических конструкций этнонационализма в России и в других странах.
В англо-американской социальной и культурной антропологии термин «этнос» не употребляется. Ключевыми здесь являются понятия «этничность» и «этническая группа», к которым часто относят религиозные и даже этнорасовые общности, например афроамериканцев, американцев азиатского происхождения. При этом под понятием «этническое» подразумевается, как правило, не основное население страны, а этнические меньшинства и мигрантские сообщества. В доминирующем среди американских и британских социально-культурных антропологов конструктивистском подходе к природе этнического основное внимание уделяется личностному восприятию этого феномена, т.е. самосознанию. Этничность рассматривается как особое состояние сознания, чувство солидарности с группой, которую индивид признает культурно значимым для себя сообществом. В этом смысле термин «этничность» есть синоним культурной идентичности.
В Оксфордском словаре английского языка термин «этничность» появился только в 1972 г. Автором термина назван американский социолог Д. Рисман, впервые применивший его в 1953 г. Творцами термина «этничность» нередко называют американских исследователей Н. Глезера и Д. Мойнихена, опубликовавших в 1975 г. книгу «Этничность». Значение научной категории «этничность» приобрела позднее, когда инструмен-талистская и конструктивистская парадигмы стали доминировать в западном обществознании. Научную определенность термину придали многочисленные публикации, в которых этничность выступала важной составляющей понятийного аппарата. В «Словаре расовых и этнических отношений», изданном в 1996 г., подчеркивается, что категория «этничность» «описывает группу, обладающую некоторой степенью связанности и солидарности, сформированную из людей, которые, по крайней мере латентно, осведомлены о том, что они имеют общее происхождение и интересы». При этом отмечается, что этническая принадлежность «глубоко внедрена в сознание» и что этничность настолько реальна, насколько этого хотят люди. В обобщенном виде этничность характеризуется совокупностью нескольких основных положений: 1) этничность является термином, который используется для выделения различных групп; 2) этническая группа основана на общности субъективных представлений, понятий о происхождении, интересах или будущем (или комбинации их); 3) этническая группа не является «расой», хотя зачастую группы с этнической организацией, рассматриваются некоторыми исследователями именно как расы;
4) в одних случаях этничность может использоваться в качестве политического инструмента, в других - защитной стратегии;
5) этничность может быть важной линией раскола в обществе, хотя она и не связана напрямую с классовыми факторами.
В советской и российской этнографии/этнологии длительное время ключевым являлось понятие «этнос». Укоренилось оно в терминологическом аппарате науки довольно поздно - только в 1960-х гг. Однако его появление в отечественной этнографической литературе датируется началом XX в., а полное его обоснование было предложено СМ. Широкогоровым в работе «Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» (Шанхай, 1923). По мнению Широ-когорова, этносом следует считать группу людей, говорящих на одном языке, признающих общность своего происхождения, обладающих общим укладом жизни, обычаями, отличающими ее от других групп. В работе Широкогорова указывается, что в основе жизни этноса лежат факторы биологического свойства, а сам этнос рассматривается как биологический вид.
Советская этнография вынуждена была развиваться, строго ориентируясь на идеологические постулаты правящей партии. Поэтому взгляды эмигранта Широкогорова долгое время не могли быть приняты и по причинам идеологического характера, ибо они не учитывали в должной мере марксистского принципа стадиальности общественного развития. Теоретики советской этнографической школы взяли на вооружение сталинское определение нации, которое без существенных изменений применили для объяснения природы этнических сообществ. Согласно советским моделям, этнические общности развиваются по мере смены общественно-экономических формаций. Ранним историческим формам организации общества соответствуют ранние формы этнической организации (род, племя), а капиталистической формации соответствуют такие формы этнических сообществ, как народность и нация (социализму как первой фазе коммунистического общества соответствуют «социалистические нации», которые трактуются и как этнические общности, и как гражданские сообщества).
Идея стадиальности оставалась важной составляющей теоретических построений в этнографической науке, но как только ученые обрели некоторую свободу творчества, они попытались выйти за рамки идеологических догм и создать менее идеологизированные теоретические модели, объясняющие природу этнических групп. Для нового подхода отправной оказалась конструкция Широкогорова, хотя теоретик советской этнографической школы Ю.В. Бромлей, упоминая работу ученого, не признавал его решающего вклада в разработку основ названной теории. По Бромлею, этнос есть «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)». При этом он отмечал, что этносы возникают «не по воле людей, а в результате объективного развития исторического процесса» и обладают «объективными свойствами»2, прежде всего общностью территории, общими чертами культуры, быта, общим языком и религией, составляющими некую целостность. Члены этноса обладают общим самосознанием, что находит внешнее проявление в общем самоназвании.
Эта теория была принята советскими этнографами, и все дальнейшие исследования строились в рамках заданной модели. Какие-либо альтернативы теории этноса предложены не были. С конца 1980-х гг. под воздействием процессов демократизации гуманитарные науки освободились от идеологического гнета, а ученые-гуманитарии - от необходимости обслуживать государственную идеологию, трактовавшую многообразие общественной жизни исключительно с позиций одного методологического подхода. Однако эта свобода открывала новые возможности не только для научного поиска, но и для приверженцев социобиологического направления в этнологии, которое играло заметную роль в XIX-XX в. Примером тому стали труды Л.Н. Гумилева по этногенезу. При этом в отличие от Бромлея и его сторонников - представителей эволюционно-исторического направления в примордиализме - Гумилев рассматривал этнос прежде всего как биологическую популяцию.
Критика концепции Гумилева отечественными этнологами была вполне убедительной. Российский философ B.C. Малахов справедливо отмечает следующее: «Под влиянием Л. Гумилева произошла переквалификация этнографии в культурологию. Частная, методологически и предметно ограниченная область знания превратилась в универсальную обществоведческую теорию (в случае Гумилева - в культурофилософию и философию истории). "Этносы" приобрели статус подлинных субъектов истории. Взаимодействие между ними сделалось ключом к объяснению социальной динамики. У Гумилева понятие "этнос" подменило собой апробированные понятия социальной науки, прежде всего, такие как общество и культура. Последние оказываются в конечном итоге ненужными фикциями. В самом деле, зачем такие абстракции, как "общество", если на деле существуют естественным образом детерминированные сообщества - "этносы"? Какую реальность может описывать термин "культура" если реальны лишь этнические культуры"? Не бывает многосоставных они изначально монистичны ибо представляют собой объективации "народной души" а душа у народа - одна».
Попытки переосмыслить теорию, трактовавшую этнос как объективную реальность (социальную или биологическую), начались еще в 1990-е гг., хотя дискуссия по этому поводу не привела к принципиальным переменам в отечественной этнологии. Кардинальный сдвиг от примордиализма к конструктивизму, трактующему этничность как форму организаций культурных различий произошел лишь после 2000 г.
Таким образом, этническую идентичность следует рассматривать, скорее, как форму социальной организации, нежели как выражение определенного культурного комплекса. Процесс рекрутирования в состав группы, определения и сохранения ее границ свидетельствует о том, что этнические группы и их характеристики являются результатом исторических, экономических и политических обстоятельств, а также ситуативных воздействий. Причем огромное число современных этнических групп, особенно относящихся к так называемым национальным меньшинствам, возникло не в результате историко-эволюционного процесса, или этногенеза, а в силу других факторов.
Оформление группы связано не только с субъективным восприятием группы как таковой, но и с индивидуальным признанием себя членом отдельной группы. Существенное значение здесь имеет политика так называемого этнического предпринимательства. Иными словами, если члены группы мобилизуются на активные коллективные действия и позиционируют себя как особое сообщество, то это не только приводит к конструированию группы, но и помогает менее активным членам осознавать себя частью заявившего о своем существовании культурного сообщества. В процессе конструирования группы формируются общие представления о ней, разделяемые всеми членами, кристаллизуются культурный образ этнического сообщества и стереотипы его восприятия.
Этническая идентичность характеризуется тремя принципиальными положениями.
Во-первых, этнические общности представляют собой социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий людей и создаваемых ими институтов, но главным образом государства. Цельность этих сообществ поддерживается субъективными процессами идентификации, т.е. признанием отдельными индивидами своей принадлежности к данной общности. Иными словами, если предположить, что все члены этнической группы откажутся осознавать свою принадлежность к ней, то такая группа прекратит свое существование.
Во-вторых, границы этнических общностей являются подвижными не только во времени, но и в зависимости от конкретных ситуаций. Например, в одной ситуации мордвин назовет себя мордвином (в Москве), в другой - мокшей (в своем селе), в третьей - русским (за пределами России). Равно как личностная идентификация, способна меняться и групповая идентификация. Это делает существование этнической общности реальностью отношений, а не реальностью набора объективных признаков. И действительно, проявления этнической идентичности зависят от того, в какие отношения индивид вступает со своим окружением.
В-третьих, этническая общность, основанная на индивидуальном выборе и групповой солидарности, цементируется во многом способностью группы консолидированно противостоять внешним угрозам и вызовам, а культурная схожесть членов помогает осуществлять контроль ресурсов и политических институтов, обеспечивать комфортное существование личности в рамках культурно-гомогенных сообществ.
Важно при этом иметь в виду, что меняющиеся социальные реальности способны ослаблять внутреннюю солидарность и трансформировать восприятие группы у отдельных ее членов. Поэтому для сохранения этнической группы необходимо прилагать постоянные усилия к тому, чтобы представления ее членов о целостности и культурных ценностях группы не трансформировались. Существенную роль в этом процессе играет государство. Неслучайно значительная часть современных «этносов» в форме «социалистических наций» была создана на начальном этапе «национально-государственного строительства» в СССР.
Рассматривая этнос как социальный организм (или как биологическую популяцию), примордиалисты признают, что все «объективные» признаки этноса достаточно условны. Главное заключается в том, что эти признаки ни в отдельности, ни в совокупности представлений об этническом явлении, равно как само явление и не формируют, ибо между ними и культурными характеристиками этнической группы нет обязательной связи (ни собственный язык, ни территория, ни особенности быта или психического склада не являются обязательными признаками).
В этом смысле конструктивистская парадигма более приемлема, ибо она трактует этнические сообщества как социальные конструкции, которые существуют благодаря солидарности их членов. Сама этническая группа трактуется не как некая физически воспринимаемая целостность, не как территория, обозначенная пограничными столбами и населенная индивидами, обладающими общими внешними данными, унифицированными культурными потребностями и культурными ценностями, но и как процесс постоянного отождествления с группой, культурные границы которой есть некая условность, формируемая благодаря воспроизводству представлений об их существовании.
В современном индустриальном обществе в ходе процессов глобализации многие внешние атрибуты этнических культур стираются, но сами этнические сообщества, меняясь во времени, сохраняются. Главную роль в поддержании стабильности таких сообществ играет этническая идентичность, т.е. субъективное восприятие общности некой социальной реальностью и причисление себя к этим сообществам. Поэтому категория «этническая идентичность» является ключевой для понимания природы этнического, и в этой связи объяснимы неприятие термина «этнос» и замена его (а скорее, возврат к прежнему языку) более спокойным понятием «этническая общность».
Воображаемый характер этнических сообществ, о котором говорят конструктивисты, предполагает, что группа изменчива во времени и пространстве, что ее восприятие также изменчиво, а потому ее место в социальной структуре общества нельзя характеризовать такой жесткой генерализующей категорией, как этнос. Этнические группы вписаны в другие социальные структуры и играют подчиненную роль по отношению к обществу в целом, государству, территориальным сообществам. Они и самими людьми воспринимаются чаще всего как социальная структура вторичного плана.
А раз это так, то адекватным по содержанию понятием для ее обозначения будет понятие «этническая общность» («группа»). Члены группы все разные, но на субъективном уровне воспринимаются как похожие друг на друга, и эта похожесть проистекает из разделяемого представления об общем культурном образе и признаваемых ими общих культурных норм.
Отсюда этническая общность - это коллектив людей, которые имеют общую историю, язык, обычаи и идентичность и следуют некоторым общим нормам поведения. Термин «этничность» характеризует степень конформизма членов коллектива в их принятии общих норм в процессе социального взаимодействия.